Житие Димитрия ростовского

Не стяжав «имения, кроме книг святых»

…Солнце клонилось к западу, трудным выдался для митрополита Димитрия осенний день 1709 года. За три дня до того Владыка почувствовал слабость, однако не мог отказаться от того, чтобы служить у престола в храме в день своего небесного покровителя – великомученика Димитрия Солунского.

И хотя каждый шаг давался ему с трудом, он отслужил литургию, особенно торжественно, радостно, как будто чувствовал, что приносит Богу бескровную жертву в последний раз.

Поздравлять его приехало множество гостей, а он, как обычно, был «не как возлежащий, а как служащий». В тот день заболела одна из приезжих монахинь, и он, забыв о своей болезни, поспешил к ней, чтобы поддержать, ободрить, и уже с трудом вернулся в свою келью.

Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения. Всех благословил, как-то особо тепло, участливо. Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).

А утром Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.

Провожало владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев. Семинаристы ежились, будто осиротели.

Много лет владыка Ростовский на средства архиерейского дома содержал в городе духовное училище, растрачивая то, чем мог бы пользоваться и сам, чтобы поддержать учащихся, особенно же из бедных семей.

Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию.

Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.

Во всем этом просто не было место для «частного», «своего». Не скопил владыка за долгие годы архиерейской службы богатства земного – все до последнего раздавал, растрачивал для людей. Нищета его монашеская доходила до того, что в одном из писем он просил прощения у одного лица за то, что не имеет возможности привезти его к себе: «Ни коня, ни всадника, оскудели овцы, и лошадей нет».

А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него «имения»:

«С той поры, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском монастыре восемнадцати лет отроду и обещал Богу хранить добровольную нищету…не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… Да не усердствует же никто по смерти моей, изыскивая каких-либо келейных моих сбережений…верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».

При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.

Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.

В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.

Дар ученика

К главному труду своему митрополит Димитрий готовился с юных лет. Не каждому дано то, что было стрежнем его характера – постоянная потребность в учении.

Родился он на киевщине в незнатной, но благочестивой семье казацкого сотника. Обучившись грамоте, юношей он твердо решил поступать в духовное училище при Богоявленской церкви в Киеве. Способности его и желание учиться были таковы, что при скромных средствах, он стал первым учеником на курсе. Тогда-то заронилась в сердце и искра той горячей любви к Богу, когда душа желает только одного – служить Ему всецело.

В 21 год принял он монашеский постриг, а в 25 лет был уже рукоположен в иеромонаха, т.е. монаха, имеющего сан священника.

В ту пору он не переставал, как и прежде читать, вникать во все вопросы, связанные с историей Церкви, особенно же – относительно спорных мнений, чтобы как пастырь уметь дать единственно верный ответ людям непросвещенным. Время было непростое: Православию в южнорусских землях приходилось отстаивать истинное исповедание перед наступлением западных проповедников.

За усердие и пастырскую ответственность молодого священника ценили. Не прошло и десяти лет с момента его учебы, а Киев и Чернигов, Слуцк и Вильно уже оспаривали друг у друга право иметь у себя молодого пастыря, обращающего свое непрестанное учение на благо Церкви.

Рано было возложено на него и игуменство – обязанности настоятеля монастыря. Кто-то удивлялся, а архиерей, возводивший его в игуменский сан, провидя его еще более высокое призвание, сказал, что желает ему «по имени – Димитрий – и митры», т.е. служения на архиерейском поприще.

Не почет означало для него принятие игуменского сана. Это был призыв к еще более усердному служению. Вскоре игумен Димитрий переселился в Киево-Печерскую лавру для продолжения ученых занятий.

С 1684 года начался для него двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий-Миней. Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и в сане настоятельском, и позднее, когда московский патриарх Адриан переведет его в Ростов, на святительской кафедре.

Многие годы работы для того, чтобы и сегодня в России люди могли просто протянуть руку, взять с полки нужный том и прочесть главу о том или ином из святых начиная от первых веков христианской истории.

Сделать святых близкими людям

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.

Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).

Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.

«Радуга духовная» вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоил ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!

Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.

Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.

Что мы выбираем?

К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что «предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках». Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 – 2 тома собрания Димитрия Ростовского. То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.

С момента, когда в России были вновь открыты храмы, прошло уже около 20 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум, душу? – Тем, что дается непосредственно и по видимому легко с экранов или тем, что требует определенного понуждения себя: разыскать, приобрести то, чего нет на книжных развалах, но без чего прежде не мыслили себе жизни православные христиане? Первое – легче, только часто ли этот выбор оставляет по себе глубокие «всходы»? Второе несравненно труднее, но это – первый шаг к свободе духовной, сопряженной с ответственностью.

Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода. Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль». По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.

10 ноября — день памяти святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Сегодня, 10 ноября, Православная Церковь чтит память святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Святитель Димитрий Ростовский известен православному миру, прежде всего, как создатель четырехтомного свода Четьих – Миней, которые были более распространены, чем великие Четьи – Минеи митрополита Макария. Известен святитель православному миру как блестящий проповедник, а также, как автор стихов, драм.
Как считает проректор псковского Духовного училища священник Андрей Вахрушев, великие макарьевские Четьи – Минеи не издавались несколько десятилетий советского периода, и поэтому были менее распространены, чем Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Отец Андрей сказал: «С детства помню: все читали Жития святых святителя Димитрия Ростовского, хотя они были составлены на основе «Житий» митрополита Макария. В истории нашей Церкви известно, как только появились святые, стали складываться сначала изустно, а потом письменно сказания о их благочестивой жизни. Первые канонизированные святые страстотерпцы братья Борис и Глеб, потом равноапостольные святые князья Ольга и Владимир – с этих святых имен и начинается исследование и хранение жизнеописаний святых Русской Православной Церкви. Митрополит Макарий был великий собиратель, он начал свое святое дело, будучи еще епископом Новгородским и Псковским, и, помимо описания жизни святых, собрал и их поучения на каждый день в своих Минеях, в виде приложения. Святитель Димитрий создал менее пространные Жития, как труды для ежедневного чтения верующих людей.
В древности, когда Христианство поселилось на Руси, обязанностью верующего человека было читать Жития святых. Святые отцы говорят, что чтения Житий святых вселяет в душу страх Божий, а начало премудрости, как говорит нам Священное Писание, страх Божий. Современному человеку сегодня, как никогда, нужны нравственные ориентиры, чтобы отличить в реальном мире, где добро, а где зло, где ложь и где – правда. Для этого необходимо иметь перед собой подвиг святых, которые, подражая Иисусу Христу, исполняя заповеди Божьи, стяжали дух благодати».
Священник Андрей Вахрушев также отметил следующее: «Читая Жития святых, невольно взор переносишь на себя, и видишь скудость собственных дел в сравнении с подвижнической жизнью святых. Какая высота пастырства и попечения о других! И когда смотришь, что делали пред тобой, как стояли в сражениях за веру, какой подвиг христианского жития совершали среди языческого мира, то это помогает встать с колен и поработать во Славу Божию».
Мирское имя Димитрия – Даниил Саввич Туптало. Он родился в декабре 1651 года в местечке Макарове Киевской губернии. Семнадцатилетним принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. В возрасте 25 лет читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова. Многие годы являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, в совершенстве владел даром слова, не случайно церковь впоследствии назвала святителя «Российским Златоустом».
В 1684 году по поручению старцев Киево-Печерской лавры св. Димитрий приступает к написанию Четьих-Миней – свода Жития святых, расположенных в соответствии с годичным кругом богослужения и предназначенных для чтения в течение года. При составлении этой агиографической энциклопедии святитель Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники. Этому труду святитель Димитрий посвятил 20 лет своей жизни, завершив Четьи-Минеи в 1705 году в Ростове Великом. 4 января 1702 года указом Петра 1 святитель Димитрий определяется на Ростовскую митрополию. В Ростове Владыка останавливается в Яковлевском монастыре и, совершив моление в Зачатиевской церкви, указывает в юго-западном углу этого храма место для своего погребения, произнеся «се покой мой, зде вселюся во век века».
Известен яркий пример борьбы святителя с расколоучителями в Ярославле в 1704 году. Старообрядцев встревожило царское повеление о брадобритии, потому что они почитали лишение бороды за искажение образа Божия. Святитель сам рассказывает, как однажды, при выходе из собора после литургии, два не старых человека остановили его с вопросом: как повелит им поступить, потому что они предпочитают положить лучше головы свои на плаху для отсечения, нежели бороды. Не приготовленный к ответу святой Димитрий спросил только у них: «Что отрастет? голова ли отсеченная или борода?» – на их ответ: «Борода»,- сказал им в свою очередь: «И так лучше нам не щадить бороды, которая столько же раз отрастет, сколько ее будут брить; голова же отсеченная – только в воскресение мертвых». После такого вразумления увещевал он и сопровождавших его граждан покоряться во всем предержащей власти, по слову апостольскому, и не в зримом, внешнем образе, разуметь подобие Божие. Впоследствии написал он по этому предмету целое рассуждение, которое было неоднократно печатано по воле государя; это был первый опыт состязания его с раскольниками, ему неизвестными до пришествия из Малороссии.
Семь лет святитель Димитрий возглавлял Ростовскую епархию. Будучи Ростовским митрополитом, он заботился о просвещении и нравственности своей паствы, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. В городе им было основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого. На содержание этого учебного заведения, устроенного при Архиерейском доме, митрополит Димитрий жертвовал свои скудные сбережения.
В 1709 году, в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. Три удара 2000-пудового колокола соборной звонницы возвестили жителям Ростова о кончине Владыки. Следует отметить, что традиционным местом захоронения епархиальных владык служит Успенский кафедральный храм. Вопреки традиции, святитель Димитрий избрал местом своего упокоения приписной к Архиерейскому дому, удаленный от центра города монастырь, в храме, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. Его друг, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский) настоял на исполнении желания Владыки Димитрия быть похороненным в Яковлевском монастыре, о чем свидетельствовало собственноручное завещание митрополита. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, над местом погребения установили деревянную гробницу. В 1752 году в юго-западном углу Троицкого храма, над могилой митрополита Димитрия осел чугунный пол. Потребовался ремонт, на который 21 сентября дал разрешение митрополит Арсений. После снятия плит и удаления земли и щебня открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита Димитрия, в коем были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, получив донесение об этом, прибыл в монастырь и освидетельствовал мощи, облачение и гроб.
Молва о новообретенных мощах святителя Димитрия Ростовского распространялась по России. В Ростове при мощах св. Димитрия совершались чудотворения. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия; по молитве к нему. Слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла. Несмотря на это, официальная канонизация произошла лишь через 4 с половиной года после обретения мощей. Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при обращении к Димитрию Ростовскому, проверялись и перепроверялись. Наконец, 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения – 21 сентября, также, как и день кончины владыки – 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную святителю Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.
Яковлевский монастырь, как место упокоения святителя Димитрия, стал хранителем великой святыни – мощей новоявленного Российского чудотворца, благодаря чему обитель достигла славы и благосостояния. Святитель Димитрий Ростовский – просвещенный и деятельный церковный иерарх, соответствуя идеалу человека эпохи Просвещения, прославил свое имя как пастырь и проповедник, автор многих духовных произведений. Он был одним из тех «людей милости, которых праведные дела не забываются» (Сир. 44, 9). По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия. В 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложения их в приготовленную серебряную раку, которую пожертвовала вместе с парчовым облачением, и сама несла раку вместе с архиереями при торжественном обхождении храма. Дни памяти святителя Димитрия Ростовского – 23 мая, 19 июля, 21 сентября и 28 октября.

Святителю, отче наш Димитрие, моли Бога о нас!

Митрополит Дмитрий Ростовский,святитель

Будущий святитель родился в 1651 году в семье военного — сотника Туптало, в городе Макарьев неподалеку от Киева. Семья была благочестивой, воспитывала будущего святого мать: отец много времени проводил в военных походах, поскольку отношения России с Польшей были в то время напряженными.

Несмотря на желание сделать сына также военным, родители отдали Данила (имя святителя при рождении) в Киевское Братское училище, чтобы он получил хорошее образование. Здесь он овладел многими иностранными языками, в том числе древними, полюбил чтение и много времени проводил за книгами. К сожалению, Данил вынужден был вернуться домой в 1665 году после взятия поляками Киева и сожжения училища, однако он продолжил заниматься самообразованием. Вскоре будущий святой понял, что сердце его склоняется к монашеству. В 18 лет он взял родительское благословение на жизнь в обители и принял монашеский постриг, пройдя ряд трудов, положенных послушнику. В постриге он принял наречение нового имени — Димитрий, символическое пострижение волос, надел монашеские одежды, мантию — «малый ангельский образ», малую схиму. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира, целомудрия и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежало монастырю и сам монастырь брал на себя обязанность обеспечивать жизнь святого. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Через год будущего святителя рукоположили в иеродиакона, то есть сделали монашествующим священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику. В 1675 году он был хиротонисан во священника, став иеромонахом, а в 1681 году — настоятелем, игуменом (сан выше иеромонаха) Максаковского монастыря. Просветительская деятельность, пламенные и мудрые проповеди молодого священника расположили к нему гетмана Украины Самойловича. Он предлагал ему ряд монастырей для управления. Святитель Дмитрий по благословению митрополита Лазаря (Барановича) вынужден был управлять рядом обителей Украины, однако тяготился этим послушанием, ища молитвенного уединения.

В 1684 году святой поселился в Киево-Печерской лавре и взялся за составление Житий всех святых, прославленных Православной Церковью — идея появилась у будущего святителя еще в юности. Это гигантский труд, ведь в Церкви тысячи святых. Известно, что во время создания Четьих-Миней (так на церковнославянском называется сборник житий) святому Дмитрию являлись святые, о которых он писал, укрепляя его в работе. Вскоре святителя вновь благословили на управление украинскими монастырями, а в 1700 году Киевский митрополит предложил его кандидатуру императору Петру Первому как будущего просветителя Сибири. Царю приехавший в Москву владыка Дмитрий понравился, но вскоре святой заболел. Известно, что это, возможно, произошло от скорби: он понимал, что в Сибири не сможет завершить составление Житий святых, дело его жизни, его главное служение Богу и Церкви. Пробыв в Москве около года, он испросил у царя и церковного начальства благословения остаться в Центральной России и был назначен на кафедру митрополита Ростовского и Ярославского.

В 1702 году святитель приехал в Ростов, в Спасо-Яковлевский (ныне называющийся дополнительно Димитриевским в честь святого) монастырь. Очевидно, он чувствовал себя болезненным, поскольку сразу указал в Зачатьевском храме место своего будущего погребения.

Тем не менее, владыка прожил еще 5 лет, успев завершить свой великий труд составления Четьих-Миней, несмотря на болезни и множество дел, касающихся управления епархией.

Известно, что епархия пребывала в бедности: и священники, и миряне были необразованными. Святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно. При собственных покоях в монастыре он организовал духовное училище, где сам вместе с преподавателями из духовенства готовил будущих священников, совершал богослужения. Также святитель трудился над борьбой с остатками языческих обычаев, преодолением суеверий проповедью. Святой также сам писал музыку духовных песнопений и тексты.

В 1705-1707 году он вновь ездил в Москву, чтобы помогать в борьбе с сектантами проповедью. Увы, здоровье его было окончательно подорвано этой долгой поездкой. За три дня до своей кончины святитель Дмитрий Ростовский совершил богослужения Дня своего Ангела — небесного покровителя, великомученика Димитрия Солунского — и слег. 21 сентября по новому стилю 1709 года монастырские певчие последний раз спели для него несколько сочиненных им же песнопений и святитель закрылся в келье, где и скончался, стоя на молитве перед иконами.

Святитель Димитрий Ростовский и его труды

Святитель Димитрий Ростовский Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало; 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря.

Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть». В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных». В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.

По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу», оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».

Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) В июне 1684 года талантливый и трудолюбивый инок начал этот подвиг всей своей последующей жизни: составление истории святых, или корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам (в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» прославленных святых Вселенской Православной Церкви), — так называемых «Четьих-Миней». Первый из четырех томов вышел из печати в январе 1689 года. В это время Димитрий вновь игуменствовал — в уже упоминавшемся батуринском Николаевском монастыре.

Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.

Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».

В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали», и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам».

Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество». Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.

Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).

Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».

«Келейный летописец» свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. № 957. Л. 1. об. — 2) Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию, и порой даже представители духовенства не знали толком порядка библейских событий. К сожалению, труд этот остался незавершенным: святитель, как пишет его биограф, сей книги «за частыми недугованиями совершити не возможе: но токмо по леточислению четвертыя тысящи шестаго ста лет (то есть до 4600 г. от сотворения мира, или до 908 г. до н. э. — д. Г.М.) деяния написаны».

Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).

Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.

Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:

«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит».

Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.

Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:

«От юности и до приближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М.) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М.). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь».

Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях.

Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.

Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.

В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:

О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.

Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.

Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».

Димитрий Ростовский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Димитрий.

Димитрий Ростовский


Портрет-парсуна, начало XVIII в. (?)

Митрополит Ростовский и Ярославский

4 января 1702 — 28 октября 1709

Предшественник

Иоасаф (Лазаревич)

Преемник

Досифей (Глебов)

Митрополит Тобольский и всея Сибири

23 марта 1701 — 4 января 1702

Предшественник

Игнатий (Римский-Корсаков)

Преемник

Филофей (Лещинский)

Имя при рождении

Данила Саввич Туптало

Рождение

11 (21) декабря 1651
местечко Макаров, Киевский полк, Русское царство

Смерть

28 октября (8 ноября) 1709 (57 лет)
Ростов, Русское царство

Похоронен

  • Ростов

Канонизирован

22 апреля 1757; Святейший правительствующий синод

Лик святости

святитель

День памяти

21 сентября (4 октября) — обретение мощей, 28 октября (10 ноября) — преставление, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых

Медиафайлы на Викискладе

Дими́трий Росто́вский (в миру Дани́ла Са́ввич Тупта́ло; 11 (21) декабря 1651, местечко Макаров, Киевский полк, Войско Запорожское — 28 октября (8 ноября) 1709, Ростов Великий, Ярославщина, Царство Русское) — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский; духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог. Основатель Ростовской грамматической школы, в которой наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались также древние языки (латинский и древнегреческий), философия и стихосложение.

В 1757 году Димитрий Ростовский прославлен в лике святых Православной Российской Церковью; память 21 сентября (4 октября) — обретение мощей, 28 октября (10 ноября) — преставление, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых.

Жизнеописание

Родился 11 (21) декабря 1651 в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Туптало.

Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины.

Портрет митрополита Димитрия (из фондов НХМУ)

После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). В марте 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Максаковский Преображенский монастырь. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 26 октября (5 ноября) 1683 оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) переехал в Киев. С 23 апреля (3 мая) 1684 поселился в Киево-Печерском монастыре, в котором получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.

По поручению патриарха Адриана поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

Царь Петр I 18 июня 1700 года шлёт указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), в котором требует прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С такой же просьбой обратился к Варлааму и патриарх Адриан. 16 октября 1700 года патриарх Адриан умер, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митрополит Стефан (Яворский). Указом от 27 дек. 1700 г. царь Петр I назвал две кандидатуры на Сибирскую кафедру: Димитрия (Туптало) и Переяславского епископа Захарию (Корниловича) и велел им приехать в Москву не позднее первых чисел февраля 1701 года.

10 февраля 1701 года Димитрий переезжает в Москву как кандидат на Тобольскую кафедру, 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта Димитрий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определён на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию, Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.

Как малороссиянин, Димитрий не мог быть знаком с расколом до тех пор, пока не стал управлять Ростовскою епархиею; здесь, увидевши всю силу зла, он решился вооружиться против него. «Окаянные последние времена наши! — писал Димитрий. — Святая церковь сильно стеснена, умалена, с одной стороны, от внешних гонителей, с другой — от внутренних раскольников. С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере».

Смерть и погребение

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.

В могиле, вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.

В настоящее время мощи святителя Димитрия Ростовского пребывают в Спасо-Яковлевском монастыре.

Канонизация

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)Икона XVIII века

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Pостовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем того же епископа Амвросия, другая — с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757—1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

Литературное наследие

Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — «Четьи-Минеи»), проповедей, драм, стихов и песен, попавших, в частности, в Богогласник. Академик Д. С. Лихачёв считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» (т. н. «Ростовское действо») (поставлена впервые 24 декабря 1704 года и продолжает исполняться до сих пор) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце XVII века для исполнения монахами и писцами в монастыре) — сохранились до наших дней.

В последние годы своей жизни Димитрий, видя, что раскол начал приобретать силу в его епархии, взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Итогом этой деятельности стало написание доступным для простого народа языком сочинения против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».

Четьи-Минеи

Четьи-Минеи, Киев, 1714 год

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского или «Книга житий святых» представляют собой одно из самых крупных произведений славянской литературы. В Четья-Минеях преобладает агиографические тексты, но они включают в себя и дидактический, и повествовательный материал. Труд ростовского митрополита содержит 664 жития, из которых 24 жития описывают жизнь и подвиги ветхозаветных святых, 571 — обще-православных, 65 — русских и 4 — южнославянских. Дидактические и повествовательные тексты значительно уступают житиям по объему. Это 22 слова, посвященных истории и прославлению важнейших христианских праздников и некоторых святых; 22 сказания о различных воспоминаемых Церковью священных событиях и чудесных проявлениях милости Божией к человеческому роду; 6 заимствованных из Богослужебных книг синаксарей и 7 назидательных повестей, взятых из второй части Пролога. Все тексты расположены в порядке месяцеслова. Изложение каждого дня обыкновенно заключается авторскими заметками Димитрия Ростовского, включающими в себя перечень прочих святых, чья память также отмечается в этот день (с указанием кратких сведений о них) и примечаниями, в которых разъясняются и исправляются ошибки и противоречия источников, даются необходимые справки по истории и географии.

Димитрий Ростовский приступил к работе над Четьи-Минеями 6 мая 1684 года, исполняя решение собора старцев Киево-печерского монастыря. Работа продолжалась с перерывами в течение 20 лет, до 1704 года. Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырёх книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковному календарю с сентября месяца.

  • Первая книга — 1689 год и напечатана в Киеве.

Первое издание вызвало неудовольствие московского патриарха Иоакима, поскольку издание тома «Книги житий святых» осуществлялось без согласования с патриархом, а кроме того, ряд мест в тексте Иоаким счел неправославными: упоминание о Непорочном Зачатии Девы Марии и именование Августина и Иеронима святыми (в московской традиции XVII сочинения этих древних отцов церкви считались испорченными латинянами). Патриарх отозвал у Димитрия Макарьевские Великие Четьи-Минеи. Причина такой резкой реакции состояла в том, что киевское ученое духовенство поддерживало т.н. «латинствующих» в московских евхаристических спорах 1680-1690-х гг. 21 июня 1689 году Димитрий отправляется в Москву вместе с архимандритом Иннокентием Монастырским в посольстве гетмана Ивана Мазепы. Здесь 25 августа 1689 года Димитрий преподносит государям, Иоанну и Петру, один экземпляр житий святых; подарок был принят благосклонно и вызвал ответный дар в виде двух роскошных лисьих мехов. Димитрий беседовал с патриархом Иоакимом, после чего предстоятель благословил ему продолжить работу над житиями святых. Листы, которые не понравились Патриарху, были удалены из напечатанного тиража первого тома.

После смерти патриарха Иоакима патриарх Адриан поощрил дальнейшее составлений житий своей грамотой и выслал Димитрию Макарьевские Четьи-Минеи.

  • Вторая книга — окончена в 1690 году, напечатана в 1695 году.
  • Третья книга — 1700 год, после её печати Димитрий написал небольшую книгу «Мартиролог вкратце», поместив в неё в сокращенном виде жития святых за год.
  • Четвёртая книга — 9 февраля 1705 года.

При написании своего произведения Димитрий Ростовский выступал как агиолог, изучавший разнообразные источники, а затем как агиограф, писавший на основании изученных источников свою версию жития. Тем самым, «Книга житий святых» представляет собой не простое собрание житий, заимствованных из различных источников, но по большей части — новое и самостоятельное сочинение, для которого источники дали только материал. «Полная свобода и самостоятельность — вот отличительные свойства его работы по изложению источников».

Основными источниками агиографического материала для Димитрия Ростовского были Пролог (издание 1685 г.), Великие Четьи-Минеи (т. н. Макарьевские), киево-печерский патерик (издание 1661 г.), агиографический сборник Лаврентия Сурия «De Probatis Sanctorum Historiis», содержавший жития Симеона Метафраста в латинском переводе, а также тома «Acta Sanctorum» болландистов за январь-май, «Annales Ecclesiastici» («Церковные Анналы») кардинала Барония (в обработке Скарги); но особенно польский сборник житий иезуита Петра Скарги «Żywoty świętych» («Жития святых»). Влияние Скарги очень чувствуется в самом языке и стиле Житий святых, написанных Димитрием. Посредством этих сборников Ростовский владыка получал доступ к древнейшим житийным текстам различных авторов. Также святитель Димитрий пользовался многочисленными историческими сочинениями: славянскими, византийскими, латинскими.

Согласно историку Николаю Костомарову, святитель Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников, и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник.

Влияние на славянскую культуру

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который, после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. Язык и сюжеты получили высокую оценку многих классических русских писателей XVIII-XX вв.

Четьи-Минеи стали источником вдохновения для А. С. Пушкина — на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создаёт образ юродивого в трагедии «Борис Годунов», а неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского.

Ф.М. Достоевский писал:

…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное.

— Ф. М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»

Труды

Сочинения, посвященные чудотворным иконам Архиерейский посох Димитрия Ростовского. Фото С. М. Прокудина-Горского (1911)

Руно орошенное.

Сочинения, посвященные духовной жизни и аскетике

  • О исповедании грехов и святом причащении;
  • Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении;
  • Зерцало православного исповедания.
  • Духовное врачество против хульных помыслов, Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих;
  • Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне.

Исторические произведения

Летопись иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца, сказующая деяния от начала миробытия до рождества Христова, cобранная из Божественнаго писания, из различных хронографов и историографов греческих, славенских, римских, польских, еврейских и иных. Часть 1 Часть 2

Полемические произведения

Розыск о раскольнической Брынской вере.

Агиографические произведения

Четьи Минеи (Жития святых).

Молитвословия

  • Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати;
  • Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало;
  • Плач на погребение Христово;
  • Краткое богомысленное размышление;
  • Пяточисленные молитвы;
  • Псалтирь Божией Матери.

Произведения, издаваемые под именем митрополита Димитрия Ростовского, но не принадлежащие ему

  • Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем;
  • Алфавит духовный. Настоящий автор — митрополит киевский Исайя Копинский.

Примечания

  1. 1 2 И. Шляпкин Димитрий св. митрополит Ростовский // Русский биографический словарь — СПб.: 1905. — Т. 6. — С. 389–394.
  2. А. А. Крумминг «Святой Димитрий Ростовский: точная дата рождения» // Сообщения Ростовского музея, Выпуск 3 Музей, 1992
  3. 1 2 3 Святой Димитрий Ростовский
  4. Димитрий (Туптало) (сайт Русское Православие) Архивная копия от 31 октября 2007 на Wayback Machine
  5. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён
  6. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114.
  7. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114—115.
  8. Известен указ Синода об 30 сентября 1798 года об утверждении празднования Феодосию Тотемскому, но он, по мнению Е. Е. Голубинского, лишь подтвердил прежнее местное почитание святого (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 9. С. 336—337).
  9. Лихачев Д. С. История древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 266.
  10. Вертеп Алексея Стрельникова (недоступная ссылка). Дата обращения 11 января 2008. Архивировано 23 апреля 2008 года.
  11. 1 2 3 4 Крылов А.О. Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения // Христианское чтение. — 2017. — № 5. — С. 51-60.
  12. Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки по истории Русской святости. Часть третья. Русская святость в Петровскую эпохи и позже. Святитель Димитрий Ростовский (1651—1709)
  13. Жизнеописание святого Димитрия Ростовского // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской X-XX вв.
  14. Крылов А. О. Четьи-Минеи митрополита Димитрия Ростовского: (К вопросу о конфессионализации в России рубежа XVII – XVIII вв.) // Вестник Московского государственного университета. Серия 8. История. 2013. № 1. С. 51 — 64
  15. Державин А., прот. «Радуются верных сердца»: Четии-Минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник: в 2 ч.. — Москва, 2006. — С. 298. — 384 с.
  16. М. А. Федотова, Я. Э. Зеленина. Димитрий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 8-30. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  17. Скарга, Петр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия II. Встреча с Западом 1. На распутье.
  19. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М. 1991 г. Т. 3. С. 524.
  20. Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века
  21. О значении Четьи-Миней святителя Димитрия для русского народа

Литература

Сочинения святителя Димитрия

  • Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского: В 5 т. — М.: В Синодальной Тип.
    • Том первый, содержащий в себе разные небольшие сего Святителя творения, с присовокуплением жития его и келейных записок. — 6-е изд. — 1839. — VI, 525 с.
    • Том второй, содержащий в себе поучения на Воскресные дни. — 6-е изд. — 1840. — III, 694 с.
    • Том третий, содержащий в себе Поучения на разные праздничные дни. — 6-е изд. — 1840. — III, 640 с.
    • Часть четвёртая, содержащая в себе Летопись, сказующую деяния от начала мира бытия до Рождества Христова. — 7-е изд. — 1849.
    • Том пятый, содержащий в себе: Зерцало православного исповедания, Краткое Христианское нравоучение и Разные слова. — 4-е изд. — 1835. — 146 с.
  • Жития святых. — К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1764.
    • Книга первая. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
    • Книга вторая. Декабрь, январь, февраль.
    • Книга третья. Март, апрель, май.
    • Книга четвёртая. Июнь, июль, август.

Биография

  • Св. Димитрий митрополит Ростовский // Православная богословская энциклопедия. — Т. 4. — Прил. к журн. «Странник» за 1903 год.
  • Федотова М. А., Зеленина Я. Э. Димитрий (Туптало) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 8—30. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  • Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). — СПб., 1891.

Частные вопросы биографии

  • Крылов А. О. «При поданной чрез посланников моих в Киев оказии…»: Контакты святителя Димитрия Ростовского с Киевом и Черниговом в 1701—1709 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2016. — Вып. 5 (72). — С. 116—128.
  • Крылов А. О. Московские знакомые митр. Димитрия Ростовского и «киевская учёность»: восприятие западной образованности великорусской церковной элитой на рубеже XVII—XVIII вв.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 8. — С. 86—88.
  • Мельник А. Г. Когда был крещён св. Димитрий Ростовский? // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 183—186.

Сочинения

  • Зубов В. П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. — Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с. — ISBN 5-8360-0292-4.
  • Державин А., прот. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Магистерская диссертация в 2 ч. Радуются верных сердца. М.: ИИПК-Ихтиос, 2006. Часть 1, Часть 2.
  • Цыб С. В. Святитель Димитрий Ростовский — первый русский хронолог // Изв. Алтайского гос. ун-та. — Вып. 4. — 2000.

Богословские воззрения

  • Крылов А. О. «И лишаются невежеством своим многих благ духовных». Понятие «невежество» в «Розыске раскольнической брынской веры», проповедях и учительных сочинениях свт. Димитрия Ростовского // Манускрипт. — № 5 (91). — 2018. — С. 39—44.
  • Крылов А. О. Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения // Христианское чтение. — 2017. — № 5. — С. 51—60.
  • Крылов А. О. Свт. Димитрий Ростовский и евхаристические споры в России конца XVII в. // Русское богословие: исследования и материалы. — М., 2014. — С. 7—35.
  • Крылов А. О. «Учитель искусен», а не «идол злат, но бездушен»: каким свт. Димитрий Ростовский желал видеть приходское духовенство // История и культура Ростовской земли. 2013. Ростов, 2014. С. 82-90.
  • Крылов А. О. Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2018. — Вып. 84. — С. 48—55.
  • Хондзинский П., прот. Святитель Димитрий Ростовский и богословское наследие древнего Киева // Православие и православная культура в эпоху святого Димитрия Ростовского. — Ростов: Изд. Спасо-Яковлева Димитриева монастыря, 2018.

Житие и почитание

  • Федотова М. А. Житие, почитание и прижизненные чудеса св. Димитрия Ростовского // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 273—310.
  • Федотова М. А. Источники Жития Димитрия Ростовского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. — СПб.: Пушкинский Дом, 2011. — Т. 2. — С. 180—222. — ISBN 978-5-91476-035-6.

Иконография

  • Иконография ростовских святых. Каталог выставки / сост. А. Г. Мельник. — Ростов, 1998. — 80 с.
  • Мельник А. Г. Житийная икона Димитрия Ростовского // Книжная культура Ярославского края-2011. — Ярославль, 2012. — С. 5—12. — ISBN 978-5-91637-019-5.
  • Мельник А. Г. Уникальная икона Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3). — С. 89—96. — ISBN 978-5-91637-019-5.
  • Пархоменко Н. В. Портреты свт. Димитрия Ростовского и его отца Саввы Туптало в собрании Национального художественного музея Украины // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 387—397.

Добавить комментарий

Закрыть меню