Взбранной воеводе победительная акафист

Духовные размышления. «Радуйся, древо благосеннолиственное…»

Аудио

Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Наступает жаркое время, когда солнышко (оно в России долго прячется и скрывает свои лучи от жителей северной полосы) наконец отрешается от привычной для себя скромности и выходит рано поутру, заливая все пространство теплом и светом. Входя в зенит поздней весною, оно в летнее время ощутительно напоминает о себе. И порой хочется скрыться куда-то в тень, спрятаться от палящих лучей, особенно если нет возможности утолить жажду, смочить пересохшее горло живительной влагой – водой, из которой мы состоим чуть ли не на восемьдесят процентов. Но что сказать о путниках, которые два-три часа идут где-нибудь в пустыне, по потрескавшейся от жара земле, тень им представляется едва ли не первейшим благом… И если мы не желаем умереть от обезвоживания, необходимо восстановиться. Иногда даже видятся вокруг миражи, оазисы, пальмы, источник со сладкой ключевой водой, и идешь туда среди зыбучих барханов, ноги увязают в песке, еще один, два, три шага – и пропадает мираж, и только поет ветер, сдувая песок с вершин дюн.

Радуйся, древо благосеннолиственное! Имже покрываются мнози (многие). Ах, какое удивительное обращение к Царице Небесной! В прошлый раз мы говорили о древе светлоплодовитом, древе, от которого питаются верные. Сегодня о древе благосеннолиственном, это то же самое дерево, с которым сравнивается Пречистая Дева Мария. Это дерево, покрытое листвой, весело шумящей при вашем приближении. Эта густая крона, со всех сторон покрывающая дерево, дает благую сень – тень, в прохладе которой вы невольно оживаете, если солнышко припекло вашу макушку и вы чувствуете жажду. Под ветвями раскидистыми, множественными благосеннолиственного древа укрывается земная, воинствующая за добродетель Церковь, то есть мы с вами. Впрочем, в одной из притч Христос говорит о древе, выросшем из горчичного семени, и среди кроны этого дерева прячутся птицы небесные. Может быть, это ангелы Божии, которые осеняют Пречистую Деву, Архангел Гавриил, который являлся Ей и в назаретской горнице, благовествуя там тайну явления Бога от Пречистой Марии. Или на горе Елеонской, когда Матерь Божия коленопреклоненно молилась, чтобы Ей поскорее выйти душой из многострадального девственного тела и войти в небесные обители, где Христос, Ее Божественный Сын, пребывает во славе общей с Отцом. Или святые Иоаким и Анна – родители Богородицы, Иоанн Богослов, попечению которого Христос вверил Свою Матерь, преподобный Серафим Саровский из рода Богородицы, человек, соблюдший чистым свое девство для того, чтобы всегда иметь радостный дух, прославляющий Деву Марию.

Итак, мы сегодня размышляем над необычным для уха современника выражением: «Радуйся, древо благосеннолиственное», под которым укрываются многие, все мы. Что же это за сладкая сень, питательная, прохлаждающая и насыщающая одновременно наши души? Конечно же – покров Божест венной благодати. Войдя в этот покро в, молясь вечером, отходя ко сну: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших», – мы ощущаем особенную тишину в нашем сердце, ясность мысли и эту благую сень, которая снисходит на нас от кроны величия Матери Божией. Смирение днем с огнем не сыскать, не продать, не купить, это дар Божий. Впрочем, его получает всякий, кто желает, и заключается он в том, чтобы, как и Матерь Божия, не мыслить о себе высоко, не разбухать и не распухать от ложного чувства собственной значимости, но, напротив, помышлять о себе как о невеликом, как о предпоследнем, нет – последнем в рядах тех, кто угождает Богу. Мысленно займи это место последнего, но при этом потянись своей душой к Пресвятой Деве, как младенец тянется к родительнице, желая успокоиться на груди своей плотской матери. Это и умение воздать Богу подобающую Ему честь как Существу Всемогущему, Всеблагому и Премудрому, умение смирить свой разум гордый пред бездной Его Божественной премудрости, безотчетно отдаться Его всепокрывающему Промыслу. Искусство ощущать свою полную зависимость от щедрот Божиих, без Него мы действительно и пальчиком шевельнуть не могли бы. Есть зачаток смирения – и словно светлая тень или сень снисходит на нас и низводит в гармонию между умом и сердцем, душой и телом, внутренним и внешним, даруя нам ту младенческую, детскую непосредственность, цельность, простоту, незлобие, в среде которых почивает Сам Господь.

Радуйся, древо благосеннолиственное! Мне кажется, что это сень и тень надежды (славянское слово – «упование»). Надежда воистину не посрамляет, надежда умирает последней, оставляя место любви, которая не перестает никогда. Надежда есть светлое чувство, если я верю, знаю, что рядом со мной находится Тот, сила Которого не оскудеет никогда. Если я знаю, что в нужный момент я не буду оставлен на произвол судьбы и брошен, но мне всегда будет протянута рука, десница, меня подкрепляющая, «держащая за шиворот», препятствующая мне пойти ко дну. Если я знаю, что при моем скудном уме и слабости слова мне всегда вложат и в ум, и в уста мысли и слова действенные, исполненные энергии, мудрости, правды и любви и я действительно буду беспечален. Надежда – наш компас земной, но и не только земной, потому что она позволяет нам верить в невидимое, она сдвигает полог того, что открывается нашим земным очам, она из времени выводит нас в вечность. Блажен, кто верует и надеется, тепло ему на свете. Не зря мы вспоминаем сегодня это поэтическое присловие: «Радуйся, древо благосеннолиственное». Мне кажется, что в этом непростом, но таком ясном выражении еще содержится намек вот на что: как спокойно и радостно на душе, когда мы чувствуем, что нас любят, о нас заботятся, о нас помнят! Мы находимся в фокусе внимания добрых и светлых очей. Никто не забыт, ничто не забыто – так говорят об Оке нашего Создателя. А ведь у Него все живы – и прошедшее, и настоящее, и будущее совмещены в единой плоскости, на которой находятся все человеческие души. Бог любит нас и печется о нас как Отец родной, для того и послал в мир Своего Божественного Сына – посредством Богородицы воплотился Создатель, чтобы никто из нас не прошел мимо Его отеческих объятий.

Радуйся, древо благосеннолиственное! Радуйся потому, что мы птенцы церковные, что мы малые дети, собранные здесь в ограде Матери Церкви, и осязаем, ощущаем присутствие этой сени потоков Божественной Любви, одновременно и прохлаждающей, и согревающей наши сердца.

Дай Бог, дорогие друзья, чтобы никто из нас не уходил по собственному желанию из сени благой струящейся кроны покрова Матери Божией, а уж Сама Она никогда не отдаст нас на растерзание нашим врагам.

Добавить комментарий

Закрыть меню