Владимирская икона божией матери

Оригинал

Жизненный путь

По сказанию XV века, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.

Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1130 года) как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, поместив её в Успенском соборе города. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Переезд в Москву

«Сретение Владимирской иконы». XV век

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от царских врат иконостаса. В 1918 году была взята для реставрации. В 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243).

Почитание

По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи.

Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) клались в её киот, после молебна вынимался один из жребиев, который распечатывался царём и имя избранного оглашалось народу.

В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками (жребиями) с именами архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Московским патриархом.

Чудеса

В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:

  • 21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
  • 23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

С Владимирской иконой также связывают избавление Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году.

Местонахождение

Икона в интерьере храма-музея в Толмачах

С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV – начале XV века, в первой трети XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате.

  • Первоначальный размер (75×55 см) без нарощенных полей

  • Фрагмент

  • Фрагмент

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Оборот

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые к началу XV века (времени второй починки иконы). Это изображение, возможно, выполнено Андреем Рублевым. Существует версия, что икона с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги с обеих сторон. Изучение иконы под бинокулярным микроскопом подтвердило датировку XV веком. Фон и буквы были прописаны, возможно, в конце XIX века.

В 2013 году в ходе исследования иконы было установлено, что под нынешним изображением на оборотной стороне, согласно сопоставлению рентгенограмме гвоздей, оставшихся от старого оклада, было изображение некоего святителя, возможно, святого Николая Чудотворца.

Датировка и сохранность

По оценкам современных искусствоведов, икона написана в первой трети XII века в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана (прописана) четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия (возможно, Андреем Рублевым), в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» позволяет увидеть эти записи.

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).

Оклады

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 2,5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад был изготовлен в конце XIV – начале XV века, третий золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в первой трети XV века; в 1656—1657 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза, в конце XIX века оценивавшаяся на сумму около 60 000 серебряных рублей. В настоящее время эти оклады хранятся в Оружейной палате.

В 1910 году вор ночью проник в Успенский собор Кремля и снял камни с оклада иконы, однако не смог выйти из него незамеченным и был задержан.

Примечания

  1. Владимирская икона Божией Матери / Бусева-Давыдова И. Л. // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 8—38. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  3. Успенский Л. А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Богословие иконы Православной Церкви. — Коломна: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1997. — ISBN 5-89419-009-6.
  4. 1 2 Владимирская икона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Владимирская икона Божией Матери. Православный календарь 2014. Дата обращения 1 декабря 2017.
  6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. OK’s Nest. Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. 3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери. Патриархия.Ru (6 марта 2009). Дата обращения 1 декабря 2017.
  8. 1 2 3 4 5 6 Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. 1. Древнерусское искусство X — начала XV века. — С. 35—40. — 272 с.
  9. Ямщиков С. Свидетельница русской истории // Юный художник. — 1988. — № 2. — С. 16—17.
  10. 1 2 Снессорева С. И. Владимирская икона Божией Матери // Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон. — Санкт-Петербург, 1898.
  11. Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России // sedmitza.ru
  12. Иванов А. А. «Лучше уповать на Господа, чем уповать на князя»
  13. Оружейная палата. Зал 1. Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века
  14. Оружейная палата. Зал 1. Витрина 4. Ювелирное искусство Москвы XV века
  15. Оружейная палата. Зал 2. Витрина 14. Изделия московских мастеров второй половины XVII века
  16. Гладышева Е. В. Икона как предмет научно-технического исследования // Коммерсантъ Наука : журнал. — № 6. — 5.9.2017. — С. 50
  17. Гладышева Е. В., Суховерков Д. Н. Богоматерь Владимирская. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2016. — С. 35—37. — 88 с. — ISBN 978-5-89580-140-6.
  18. 1 2 Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963. — Т. 1. — С. 59.
  19. Богданов Г. А. и др. Илл. 6 // Реставрация станковой темперной живописи: / под ред. В. В. Филатова. — М.: Изобр. иск-во, 1986.
  20. Диакон Сергий Правдолюбов. Кремлёвский вор-неудачник // Православная Москва : газета. — 05.03.2016.

Ссылки

  • Богоматерь Владимирская. // www.icon-art.info
  • Скан книги «Сказанie о чудотворной иконѣ Богоматери, именуемой Владимірскою» — М: Тип. Александра Семена, 1849 — 53 стр.
  • Владимирская икона Божией Матери как заступница Руси от иноплеменных врагов.
  • Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы
  • Пелевин Ю. А. Богоматерь Владимирская // Мировая художественная культура
  • Бусева-Давыдова И. Л. К иконографии Богоматери Владимирской в XVII веке // X научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой : Сборник статей. — Ярославль, 2006. — С. 74—82.

Греческие
(корсунские)

Новгородские

Владимиро-
суздальские

1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом

В чем сила и духовное значение иконы Владимирской Божьей Матери? О чем молиться, в чем помогает, и где находится данная икона? Описание, значение, историю, фото, а также молитву перед иконой «Избавительница» вы найдете в данной статье!

В честь Владимирской иконы Божьей Матери каждый год 3 июня вся русская православная Церковь отмечает праздник, признавая ее своей покровительницей еще со времен набегов Крымского хана в начале XVI века. Тогда Русь подвергалась нашествию Махмет-Гирея, а икона еще не раз спасала русских воинов в различных битвах и защищала Москву от язычников.

Как икона оказалась на Руси и получила свое название?

Легенда, дошедшая до современных верующих «говорит», что написал икону Святой апостол и евангелист Лука на столе, за которым часто обедали Божья Матерь, Иисус Христос и Иосиф (муж Марии и отчим Спасителя). Дева Мария, взглянув на изображение себя и Младенца, сказала, что с этого времени все будут ублажать ее и образ принесет верующим в Иисуса Христа Божью благодать. Святой апостол Лука жил в Иерусалиме, поэтому первое время икона находилась именно там. Но в 450 году ее перенести в Константинополь. В XIIвеке местным патриархом Лукой с иконы была написана копия и послана в Киев в качестве драгоценного дара князю Мстиславу. Богородичный монастырь стал обителью для изображения Божьей матери со Спасителем на руках в 1131 году. Уже тогда слухи о том, что она защищает и оберегает, прошли по всей Руси.

По тому же приданию Богородичный монастырь находился в Вышгороде, в котором жил князь Андрей Боголюбский. Он решил вернуться на родину, Суздальскую землю, и взял икону с собой, молясь перед ней во время своего путешествия. Проезжая мимо Владимира, он решил отдохнуть в городе. После отдыха, только выехав из него, лошади его неожиданно остановились и отказались двигаться дальше. Князь не мог понять, в чем дело и принялся молиться Богоматери. Во время молитвы она предстала перед мужчиной и сказала о том, что ему следует оставить икону во Владимире и построить для ее обитания собор. С того времени она и получила название Владимирской.

Почему ее называют покровительницей русского народа?

В Москве икона оказалась в 1395 году. Предшествовало этому событию нашествие хана Тимерлана со своей ордой на Елец, после которого он направился осаждать Москву. Тогда правил князь Василий Дмитриевич, который поспешил написать митрополиту Московскому о том, чтобы проводимый Успенский пост был соблюдаем для избавления от Тимерлана. Тогда во Владимире проходила Литургия, посвященная Пресвятой Богородице, а после нее духовенство решило перенести икону в Москву. Она «направилась» туда крестным ходом. Ее провожало множество народа, молясь о спасении русской земли.

Примечательно то, что Тимерлан, подойдя к Москве, решил устроить привал, а ночью ему приснился сон, в котором он увидел святителей с золотыми жезлами, сходящими с великой горы, а над ними Жену, говорящую ему навсегда оставить русскую землю. Проснувшись, хан спросил у своих волхвов о значении сна и понял, что не увенчается его набег победой и удалился на свою родину. Так Богоматерь спасла Москву и весь ее народ от язычника. В честь такого чудного избавления на Кучковом поле был построен Сретенский монастырь. Событие это празднуется до сих пор 8 сентября каждого года.

В каких событиях российского государства участвовала икона?

Но не только во время нашествия Тимерлана люди молились перед иконой Владимирской Божьей Матери. Она участвовала и в других событиях государства:

  1. 1451 год – нашествие татар на Москву. Тогда город был осажден язычниками, и митрополит Иона решил пронести икону крестным ходом. В это время неприятели услышали шум, который был похож на приближающуюся помощь в виде войска Василия Дмитриевича. Татары сняли осаду и удалились.
  2. 1480 год – ожидалась битва с татаро-монголами. По обе стороны реки Угры уже выстроились войска – русское и татарское, но сражения не произошло. Тогда народ яростно молился перед иконой и противники после долгого стояния решили уйти. Это событие названо «великим стоянием на реке Угре».
  3. 1521 год – снова нашествие татаро-монгол. Они начали поджигать Москву, но, не нанеся городу ощутимого урона, поспешно удалились. И в этот раз все московское население стояло на коленях перед иконой. Очередное избавление принято отмечать 3 июня каждого года.
  4. 1613 год – с иконой Богоматери происходит встреча войск Минина и Пожарского, которые были освободителями русской земли от польских захватчиков.

Кроме этого летопись тоже хранит немало чудесных спасений и исцелений посредством молитвы перед иконой Божьей Матери:

  • Женщина, которую звали Ефимия, страдала сердечными болями, но узнав о существовании иконы Богоматери во Владимире, отправила туда священника с подарками (драгоценности, украшения и золото). Из монастыря батюшка привез воду, которой омывали икону, женщина выпила ее, помолилась, и ее сердце больше никогда не болело.
  • Однажды в Вышгороде на людей упали Золотые ворота. Князь Андрей Боголюбский стал усердно молиться перед иконой Божьей Матери, чтобы люди не пострадали слишком сильно. Когда ворота подняли, оказалось, что никто из мужчин и женщин, извлеченных из них, даже не получил ни царапины.
  • Одна из настоятельниц монастыря с возрастом потеряла зрение, но как-то раз помолилась Богоматери, омыла лицо водой, которой ранее омыли икону, и неожиданно для всех прозрела.
  • Жена священника, будучи беременной, молилась перед иконой Божьей Матери о том, чтобы Бог сохранил малыша и благословил хорошими родами. После этого она с некоторыми мужчинами и женщинами оказалась в конюшне с лошадью, которая взбесилась и крушила все вокруг. Не пострадала от скакуна только эта женщина, остальным лошадь принесла немало увечий.

Эти далеко не все примеры того, когда молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери.

Описание Владимирской иконы Божьей Матери

Искусствоведы предполагают, что икона была написана в XII веке в Константинополе, что расходится с преданием о том, когда она было сотворена. Это древний тип изображения Богородицы, который называется «елеуса», что переводится как «умиление» или «милующая». Многие отмечают эту икону самым чувственным изображением Марии и ее Сына. Пресвятая держит на руках маленького Иисуса, который прильнул к ее щеке. Они как будто ведут некий диалог, а тот, кто молится перед их изображением, невольно участвует в этой беседе.

Икона является двухсторонней. На ее обратной стороне изображен престол Господа и орудия Страстей Христовых. Светло-орхистый фон имеет коричневые разводы, которые сделаны «под мрамор». Икона имеет красные надписи и темно-орхистые поля. Материалы, из которых она была изготовлена – дерево, твореное золото, темпера, сусальное золото и левкас. Размер – 71 на 57 сантиметров. Линии прорисованы плавно, пропорции удлинены. Одежда Марии украшена. Икона содержит несколько мелких деталей. Изображение часто списывалось, получившие иконы тоже имели чудотворную силу. Кафедральный Собор Пресвятой Троицы тоже имеет у себя копию иконы Владимирской Божьей Матери. Она была подарена Грузии в 2009 году Патриархом Московским и Всея Руси.

Интересный факт

В 1989 году известный голливудский актер Мел Гибсон создал кинокомпанию «Icon Productions», а для логотипа выбрал часть изображения иконы Владимирской Богоматери – глаз Девы и ее нос. Многим верующим знаком этот логотип. Он появляется перед началом фильма «Страсти Христовы».

Итак, легенды и предания, дошедшие до современного времени, и искусствоведы разнятся в том, когда и как появилась икона Божьей Матери и почему она получила название «владимирской». Но народ склонен верить летописям и тем сказаниям об иконе, которые передавались из поколения в поколение. С давних времен Владимирская икона Божьей Матери помогала русскому народу побеждать войны, не прибегая к сражениям. Особенно это касалось набегов татаро-монгольского ига. Чудодейственным образом Богоматерь помогает людям и сейчас, тем, кто с чистым сердцем и без злого умысла молится перед ней Богу, прося о своих нуждах. Празднование событий, связанных с этой иконой, производится трижды в год, что говорит о том, что она немало повлияла на судьбы людей и принесла много пользы народу. Смотря на Деву Марию и Маленького Иисуса Христа, верующие понимают, что Мать добровольно и любя отдает свое дитя как жертву за грехи всего человечества. Она знала божественность своего чада и верила, что Он исполнит предназначение, дарованное Ему Богом Отцом.

Владимирская икона Божией матери

С ПРАЗДНИКОМ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ! (ИКОНЫ)

Празднование 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября
Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской
Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

Владимирская (Чудотворная)
Век:XII. Место создания: Византия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Век:XIV-XV. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный музей-заповедник «Московский Кремль». Успенский собор.

Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Пермская государственная художественная галерея
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Череповецкое музейное объединение
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Век:XVI. Место создания: Россия, Ростов. Место хранения: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Частное собрание А.Ш.
Владимирская (на обороте Иоанн Златоуст, апостол Филипп, священномученик Ипатий Гангрский)
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь
Владимирская с Василием Великим и Соломонией на полях
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Владимирская с житием Иоакима, Анны и Богоматери
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Владимирская с избранными святыми
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Владимирская с праздниками и избранными святыми
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный музей-заповедник «Московский Кремль»
Владимирская со сценами сказания
Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Пермская государственная художественная галерея
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Переславль-Залесский историко-художественный музей-заповедник
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимирская (Волоколамская)
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимирская (Волоколамская)
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимирская (древо государства Российского)
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимирская с праздниками и избранными святыми
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Пермская государственная художественная галерея
Владимирская с праздниками и избранными святыми
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея
Владимирская с праздниками и избранными святыми
Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XVIII. Место создания: Россия. Место хранения: Сольвычегодский государственный историко-художественный музей
Владимирская с избранными святыми
Век:XVIII. Место создания: Россия. Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей
Владимирская с праздниками
Век:XVIII. Место создания: Россия. Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва.
Владимирская-Нерехтская
Век:XVIII. Место создания: Россия. Место хранения: Частное собрание, Москва
Век:XIX. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XIX. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XIX. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XIX. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XIX. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XIX. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XIX. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Век:XIX. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Добавить комментарий

Закрыть меню