Верхотурье симеон верхотурский

К святому праведному Симеону за помощью и утешением

Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь

25 сентября Русская Православная Церковь совершает память перенесения (1704) святых мощей праведного Симеона Верхотурского – небесного покровителя Уральской земли – в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, где они пребывают поныне.

Несостоявшееся паломничество

В монастырском музее, существующем уже четверть века, хранится телеграмма последнего российского государя к братии обители с поздравлениями по случаю дней памяти святого праведного Симеона: «Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днем освящения нового храма дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Праведного». Когда в 2014 году освящали Симеоновский придел Крестовоздвиженского собора, в монастырь привезли царский подарок – резную серебряную сень для раки с мощами святого Симеона, изготовленную в Москве по специальному заказу императорской семьи. Святые Царственные страстотерпцы никогда не посещали Николаевский Верхотурский мужской монастырь, хотя в обители готовились к этому высокому паломничеству – был даже построен за пределами монастыря домик в древнерусском стиле для пребывания почетных гостей. Но Господь распорядился иначе. Из царской семьи в 1914 году в монастыре побывала только Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она молилась у мощей праведного Симеона. Потом в обители получили телеграмму следующего содержания: «Верхотурье. Архимандриту Ксенофонту 06.09.1914 г. Сердечно благодарю Вас и братию за радушный прием. Сохраняю отрадное воспоминание о посещении Вашей обители. Храни Вас Господь. Елисавета».

Третий по величине собор России

Именно в год 300-летия дома Романовых совершилось освящение огромного Крестовоздвиженского собора Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря. Даже сейчас современных людей, чей глаз привык обозревать небоскребы, размеры монастырского собора поражают. Ведь возведен храм далеко от столиц, можно сказать, в глуши (в городке Верхотурье проживает и ныне всего около пяти тысяч человек). А собор, построенный по проекту архитектора А.Б. Турчевича, по величине – третий в России после храма Христа Спасителя и Исаакиевского… Возводили его в расчете на несколько тысяч человек – по большой любви к праведному Симеону Верхотурскому, так как в храме-предшественнике не вмещались все богомольцы. К нетленным и цельбоносным мощам святого Симеона – испросить его небесного предстательства – шли со всех концов страны.

Утешитель Земли Русской

Праведный Симеон был и остается печальником и молитвенником, утешителем русского народа. Он был тих и смирен при жизни. Родители его были людьми благочестивыми, заботились о воспитании сына в учении и наставлении Господнем. С раннего возраста праведный Симеон отвратился от житейских благ и треволнений, начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам. В период Смутного времени, ища уединения для более удобного исполнения подвигов благочестия, он решился покинуть родные места, почести, богатство и знатность. Выбор его пал на Сибирскую страну, незадолго до того присоединенную к России и малоизвестную тогда русским людям. Добывал пропитание рыбной ловлей, шил крестьянам шубы, немного не доделывая работу, чтобы не брать за нее плату. Вера христианская в те времена в Сибири была слаба, число христиан невелико. Праведный Симеон нередко учил новообращенных христиан, как надо жить по Христову закону, дабы угодить Богу и спасти свою душу: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную». С большим удовольствием и вниманием слушали инородцы эти простые и задушевные назидания праведника, полюбив его за доброту, кротость, ласковость, почтительность к окружающим.

Дорогой праведного Симеона

Уральская земля на протяжении веков хранит память о праведном Симеоне. В царской России существовал богомольный маршрут, который можно назвать Симеоновским. Начинался он в Меркушине, в том месте, где подвизался Божий угодник, где он преставился, и где спустя пятьдесят лет после его кончины гроб поднялся из земли, и были обретены святые мощи (на месте могилы забил источник, за его чистой водой паломники ездят до сих пор). Продолжали маршрут храмы, которыми были отмечены места остановок при перенесении святых мощей из Меркушина в Верхотурье. Сейчас это паломничество по святой земле праведного Симеона возрождается: как и раньше богомольцы едут со всех концов страны, и особенно большой их поток стремится в обитель в памятные дни.

Прошлое и настоящее Верхотурской обители

Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь был основан в самом начале ХVII века, в царствование Бориса Годунова. Иеромонах Иона родом из Пошехонья занялся устройством обители вскоре после присоединения к Руси этих обширных земель. Монастырь пользовался покровительством первых Романовых, но довольно быстро утратил известность. Всё изменилось спустя столетие, когда в 1704 году из Меркушино сюда были принесены святые мощи праведного Симеона, и люди потянулись к святыне. Монахам, а число насельников в начале ХХ века достигало без малого двухсот, приходилось встречать паломников и заботиться о них. Строились монастырские гостиницы, перестраивались храмы, и непрерывно, невидимо для мира, совершалась молитва. А мир тянулся к простоте и чистоте праведника и к тем, кто избрал иноческий путь.

После установления советской власти, как и в другие святые места, сюда пришла мерзость запустения. Монастырь просуществовал до 1928 года, потом в его стенах была устроена колония. Когда обитель вернули Русской Православной Церкви – это произошло практически сразу после празднования тысячелетия Крещения Руси, – ужас разрушения и степень надругательства поражали. Архимандрит Тихон (Затекин), первый наместник возобновленного Верхотурского мужского монастыря, вспоминает, что почти уничтоженный собор, тем не менее, сохранял величие духа и производил сильнейшее впечатление. В только что оставленных колонией пространствах стали устраиваться первые монахи – молились, вывозили машинами мусор, одновременно искали сведения о монастыре и артефакты… Сейчас в обители создан удивительный музей, который посещают все приезжающие. Интересные, редкие экспонаты рассказывают о жизни в этих святых местах. И в те далекие времена, когда строили храмы, и когда их сносили, и затем вновь строили по кирпичику – чтобы возвращаться к себе самим и созидать чистоту души по примеру праведного Симеона…

Простота жизни

Сейчас число монашествующих в десять раз меньше, чем было сто лет назад. Нельзя сказать, что в Верхотурье подвизаться легко, но – радостно, потому что во всем помогает праведный Симеон, и к тому же здесь еще сохранена простота жизни. Территория Свято-Николаевского Верхотурского монастыря больше, чем пространство московского Кремля. Братии много приходится делать свои руками. Ими освоены многочисленные профессии. В стенах монастыря действует духовная школа. Здесь всё движется с благословенной провинциальной неспешностью и тишиной. Нет жизненной гонки, и столь привычное нам «нет времени» – уходит на второй план. По молитвам праведного Симеона возрождается монастырь. Более года назад над ракой была устроена величественная сень. Обитель не так давно стараниями губернатора Свердловской области обрела голос: колокол в тысячу пудов теперь формирует колокольный ансамбль, густой, наполненный звон зовет всех к молитве в огромный Крестовоздвиженский собор. Николаевская церковь, главный храм обители, не сохранилась. Но всему свой черед.

Верхотурье именуют духовной столицей Урала. Власти стали обращать внимание на этот маленький городок, который когда-то был рубежом нашего Отечества. Здесь самый молодой и самый маленький Кремль страны, возведенный по указу Петра I. Список верхотурских святых состоит из пятнадцати имен. О Верхотурье знают далеко за пределами Урала. Например, на юго-востоке Москвы есть приход с посвящением святому праведному Симеону. Прихожане этого храма во главе с настоятелем ежегодно совершают паломничество к цельбоносным мощам святого за утешением и поддержкой.

В монастыре хранится много свидетельств об исцелениях и чудесах, совершаемых по молитвам к святому. Он никого не оставляет не утешенным. Постоянные монастырские прихожане рассказывают, как их жизнь освящена его подвигами и добрыми делами. По примеру своего святого, они (а чаще всего, несмотря ни на какие православные молодежные движения, это бабушки) скоры на помощь, всегда приходят первыми. Например, недавно был брошен клич о заготовке овощей, консервировании того, что вырастили на монастырских огородах, – и все дружно делали соленья, закрывали бесчисленные банки, многие из которых будут открыты для угощения паломников зимой, когда в последний день года вспоминают прославление праведного Симеона в лике святых.

Сейчас в Верхотурском монастыре в разгаре подготовка к осеннему Симеонову дню, вновь едут со всех концов России паломники. Многое надо успеть приготовить, обустроить. Но не заметно суетности. Всё неспешно, по-простому, по-доброму. И есть время подумать, и в большом храме побыть наедине с собой. В провинции, в маленьком городке Верхотурье, сохраняется трепетная русская душа. Обо всех позаботится святой праведный Симеон.

Юлия Стихарева

Жизнеописание

Симеон Верхотурский с житием

Сведения о жизни Симеона очень краткие и известны только из его жития, составленного в конце XVII века на основе рассказов его современников — «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведнаго Симеона новаго сибирскаго чудотворца». Составил эту повесть митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий после того, как освидетельствовал в 1695 году обретенные мощи праведника.

Согласно житию, Симеон родился в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Именно в Меркушине и его окрестностях он провёл бо́льшую часть жизни, скрывая своё происхождение. Главной чертой его христианского подвига было «социальное опрощение».

В селе посещал местную деревянную церковь святого Архангела Михаила. В десяти верстах от Меркушина, на берегу реки Туры, Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием, и чтобы не получать платы оставлял одежду недошитой и уходил из села. Проповедовал покорность и ещё при жизни заслужил подвижничеством и честностью славу праведного. Праведный Симеон явил собою новый тип святости — «опрощения».

Вёл проповедь христианства среди вогулов. Скончался в Меркушине в 1642 году и был похоронен на кладбище при церкви.

Обретение мощей

В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли. После этого появились сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном (в основном исцеление кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого). В 1693 году в Меркушино сибирским архиереем был направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах. Он сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.

18 декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Далматовского монастыря Исааком с прочими клириками было совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях. На следующий день в Меркушино прибыл сам митрополит, но, выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически. Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и он, решив, что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы, были найдены костные останки, плотно покрытые плотью, и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном. 30 декабря 1694 года Игнатий вновь посетил Меркушино, вторично освидетельствовал мощи, перенёс их в церковь и покрыл гроб шёлковой пеленой, а также дал указание собрать сведения о жизни святого. На их основе было составлено житие и акафист праведного Симеона.

Почитание

Рака с мощами Симеона Верхотурского в Николаевском монастыре, 1910 год

12 сентября 1704 года мощи Симеона из Меркушина с разрешения митрополита Филофея были перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурье, где их поместили в монастырской церкви у правого клироса. С перенесением мощей предание связывает чудесную остановку крестного хода по молитве хромого юродивого Космы, желавшего отдохнуть. В 1716 году церковь была уничтожена при пожаре, но рака с мощами не пострадала. В 1838 году после восстановления храма её установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который в 1863 году был переименован во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Почитали и место погребения Симеона в селе Меркушино, из которого забил родник. Над ним в 1808 году вместо деревянной часовни возвели новую каменную.

В Екатеринбурге в 1886 году было организовано Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, имевшее целью духовное просвещение. При нём в 1901 году был образован миссионерский фонд для поддержки обездоленных и лиц, вернувшихся из раскола и сектантства.

Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

Мощи святого привлекали в монастырь многочисленных паломников, число которых в начале XX века достигало 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек. Освящение собора и перенос в него мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии, от царской семьи:

Верхотурье. Николаевский монастырь
Настоятелю о. Ксенофонту

От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного.

Николай. Анастасия

В 1914 году императорская семья пожертвовала резную серебряную сень для раки с мощами Симеона. Её торжественно перенесли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом, который продолжался 20 дней. В нём приняли участие несколько тысяч паломников, прошедших пешком более 350 км. 27 мая мощи Симеона Верхотурского были торжественно перенесены из Николаевского храма в Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря.

Вскрытие, изъятие и возвращение мощей

После революции 1917 года власть в Верхотурье перешла к большевикам, и 17 августа 1918 года по требованию председателя Чрезвычайной следственной комиссии Сабурова было проведено первое вскрытие мощей праведного Симеона. Примирительная позиция настоятеля Николаевского монастыря архимандрита Ксенофонта позволила избежать выступления верующих, возмущённых кощунством, и вскрытие ограничилось только снятием с мощей покровов. В сентябре 1918 года город перешёл под контроль армии Александра Колчака.

Крестовоздвиженский собор Верхотурского Николаевского монастыря

В июне 1919 года Белая армия начала отступление из Верхотурья. Архимандрит Ксенофонт принял решение об эвакуации насельников вместе с белогвардейцами. Церковные ценности и реликвии, включая мощи Симеона Верхотурского, были спрятаны в монастыре и в его скиту, с собой монахи забрали только серебряную раку из-под мощей. Сам архимандрит не смог далеко уехать от монастыря, как он позднее писал, «какие-то хулиганы из белых солдат, невзирая на мой чин архимандрита, моих лошадей отобрали, оставив свои клячи, на которых ехать было невозможно». Путь с ракой продолжили семеро монахов во главе с игуменом Аверкием, но на границе Ирбитского уезда, видя, что белогвардейцам нет дела до них, остановились в Красносельском женском монастыре, а в феврале 1920 года вернулись вместе с ракой в Верхотурье, находившееся под контролем советских властей.

25 сентября 1920 года в день памяти Симеона Верхотурского в монастыре собралось до 15 тысяч паломников, и в этот день в рамках советской антирелигиозной компании состоялось вскрытие раки с мощами праведного Симеона. Толпа верующих была взволнована, и её успокоил архимандрит Ксенофонт, который объяснил верующим, что вскрытие мощей не нарушит их святость, и вместе с братией вынес раку из церкви, открыл её и выложил мощи на стол. Через два часа после этого было получено разрешение вернуть мощи на прежнее место, но драгоценную раку изъяли «в пользу голодающих». 2 июня 1924 года мощи обследовала комиссия областного отдела здравоохранения и, найдя обряд приложения к мощам негигиеничным, опечатала гроб и строго ограничила к нему доступ. 30 мая 1929 года мощи изъяли из монастыря и передали в Тагильский музей для антирелигиозной работы. Однако в 1935 году в журнале «Советское краеведение» был опубликован материал о состоянии этой музейной экспозиции:

Слабо оформлен и антирелигиозный аспект в музее. Когда заходишь в комнату, где выставлены остатки костей «нетленного» Симеона Верхотурского, невольно чувствуешь, что вошёл в какую-то молельню. Здесь собрана вся священная утварь, паникадила, громадное Евангелие. Во всей системе этой выставки нет ничего антирелигиозного.

Рака с мощами праведного Симеона в Крестовоздвиженском соборе

После публикации этого материала директор музея был арестован, а мощи в конце 1935 года передали в Уральский антирелигиозный музей, располагавшийся в Екатеринбурге в Ипатьевском доме. После расформирования фондов музея 7 октября 1946 года мощи Симеона передали в запасники Областного краеведческого музея, где они хранились как «экспонат № 12125». 29 сентября 1947 года Товия, епископ Свердловский и Челябинский, обратился с письмом к уполномоченному по делам религии по Свердловской области Смирнову с просьбой о возвращении церкви мощей праведного Симеона, которое осталось без ответа.

11 апреля 1989 года мощи вернули Русской православной церкви и поместили в свердловском храме Спаса Всемилостивого. 25 сентября 1992 года основную часть перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздвиженский собор.

Примечания

  1. Екатеринбургская епархия торжественно празднует память небесного покровителя Урала — святого праведного Симеона Верхотурского
  2. Манькова И. Л., Медведев А. В. Симеон Верхотурский (конец XVI — сер. XVII, с. Меркушино, Верхотурского у.) // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000.
  3. Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский.
  4. На Урале появился ещё один монастырь, связанный с памятью Симеона Верхотурского Архивировано 11 сентября 2012 года..
  5. Екатеринбургские епархиальные ведомости. — 1886. — № 48. — С. 1090.
  6. Екатеринбургские епархиальные ведомости. — 1901. — № 12. — С. 218.
  7. 1 2 Паломничество к святому Симеону.
  8. Православная газета Екатеринбургской епархии. — апрель 2008. — № 16 (481).
  9. 1 2 3 Нечаева М. Ю. Верхотурские монастыри в XX веке. // Ежегод. богослов. конф. Православ. Свято-Тихоновского богослов. ин-та.
  10. Новомученики Екатеринбургской епархии.
  11. 1 2 Богданова Е. Груз «специального назначения» (Посмертные мытарства Симеона Верхотурского Праведного).
  12. Краткая история Свято-Николаевского монастыря Архивировано 24 сентября 2015 года..
  13. «Сопричастность». Вспоминает Нина Александровна Гончарова, старший научный сотрудник областного краеведческого музея, последняя хранительница мощей святого Симеона Верхотурского.
  14. Экспонат № 12125, или Вернувшийся святой. Ко второму обретению мощей праведного Симеона Верхотурского. Православие.Ru.
  15. Семененко-Басин И. Возвращение мощей святых Русской Православной церкви в 1940-х годах.

Добавить комментарий

Закрыть меню