В кого верят православные

Как укрепить веру и победить себя

Проповедь архимандрита Маркела (Павука) в академическом храме Рождества Пресвятой Богородицы в праздник Успения Божией Матери.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этот воскресный день, дорогие братья и сестры, особенный, потому что он совпал с великим праздником Успения Божией Матери. И в этот день мы слушали два евангельские зачала: воскресное и Богородичное, которое читается на все праздники Божией Матери.

Первое, воскресное зачало, является продолжением того Евангелия, которое читалось на праздник Преображения. Когда Господь со своими учениками сошел со святой горы Фавор, внизу Его встретил человек, пал перед Ним на колени и стал просить, чтобы Он исцелил его сына, который в новолуние беснуется, ибо его бросает то в огонь, то в воду. Этот человек сказал, что подходил уже к ученикам с просьбой об исцелении, но те не смогли ничего сделать.

Услышав эту историю, Спаситель произнес: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда». И тут же Господь запретил бесу, и отрок стал здоров.

После этого ученики наедине стали спрашивать у Христа, почему они не могли изгнать беса? Он ответил: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “Перейди отсюда тудаˮ, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:14–23).

Эта евангельская история многому нас научает, но в нынешний воскресный день хочется, чтобы мы обратили внимание, в какое время произошло чудо исцеления бесноватого отрока. Это случилось после того, как Спаситель и трое из Его учеников на горе Фавор испытали на себе сугубое действие благодати Божией. После этого они, как бы с небес, опускаются вниз на нашу грешную землю, где ощущают резкий контраст между миром благодати и миром, который во зле лежит, где господствуют грех, болезни и смерть.

Что-то подобное все мы, дорогие братья и сестры, может быть, не до конца это осознавая, тоже на себе испытываем. Сейчас мы находимся в Святой Лавре в храме Божием, где ощущаем сугубую благодать, как послы святого князя Владимира в Константинополе, когда они не могли сказать, где – на небе или на земле – они пребывают. Но вот мы покидаем храм, стены Святой Лавры, и нас окружает мир с его заботами и проблемами, и кажется, что их никак не разрешить. Сколько раз мы, подобно отцу того бесноватого отрока, но несколько иными словами говорим: «Батюшка, я стараюсь бороться со своим грехом, но никак не могу с ним справиться. Я ходил к разным священникам, духовникам, был в разных монастырях, но проблема остается. Что делать?»

Спаситель объясняет, что это происходит из-за нашего маловерия. Если бы мы имели веру величиной в горчичное зерно, то могли бы даже горы передвигать. И тут же Господь наш Иисус Христос дает всем совет, как укрепить свою веру: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». На самом деле из-за маловерия нас бросает в разные крайности: то мы усердно молимся и постимся, то впадаем в тяжкие грехи, и кажется, что никак невозможно остановиться и остепениться. Но Господь твердо нам говорит, что есть выход – это молитва и пост.

Проблема лишь в том, что из-за суеты житейской нам трудно настроиться на молитву. Часто молитва наша бывает рассеянной и невнимательной, а иногда даже формальной, становится простым вычитыванием положенного правила, без смирения и сокрушения сердечного (как замечает святитель Игнатий (Брянчанинов), на радость не Богу, а бесам). Таким же формальным, фарисейским, на показ бывает и наш пост. А потому вера от подобных молитвы и поста никак не укрепляется и мы становимся бессильными в борьбе с той или иной страстью.
Чтобы достичь хотя бы какого-то успеха в духовной жизни, нужно воспитывать в себе постоянство. Как бы нам ни хотелось пропустить молитвы, остаться дома и не идти в храм на Исповедь и Причастие, надо себя понудить, заставить, буквально за шкирку притащить. Если будет постоянство в молитве, тогда постепенно появится и внимание, исчезнет рассеяние, укрепится вера – и мы достигнем успеха в борьбе со страстями. Без постоянства в любом деле (в науке, искусстве, спорте) невозможно достичь успеха. Тем более без него нельзя совершенствоваться в духовной жизни – где постоянство, там и успех. Как сказал один из мудрецов, постоянство есть высшим проявлением силы.

Не случайно ныне, в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, в кондаке праздника мы поем: «В молитвах неусыпающую Богородицу гроб и умерщвление не удержаста…» Да, именно неусыпная молитва сделала Божию Матерь не только победительницей Своего естества (Она стала честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим), но и победительницей смерти. Смерть Пресвятой Богородицы была безболезненной, подобно сну, поэтому мы называем ее успением.

Итак, дорогие братья и сестры, если мы хотим справиться со своим двоедушием, не желаем впадать в крайности, если мы стремимся победить себя, свои страсти, если мы намереваемся другим помочь в борьбе с ними – будем учиться постоянной, нерассеянной, внимательной молитве и нелицемерному настоящему посту. И тогда не только в этой жизни мы испытаем благодатную радость, но и переход наш в жизнь вечную будет безболезненным, бесстрашным и непостыдным, подобно переходу в вечность Божией Матери. Смерть для нас станет всего лишь успением, сном, после которого мы вселимся в вечные обители Царства Небесного. Аминь.

Как укрепить веру: десять наставлений афонских старцев

В первое воскресенье после Пасхи, Фомину неделю, Антипасху, Церковь вспоминает явление воскресшего Господа Иисуса Христаапостолам и уверение апостола Фомы. Господь не отверг сомнений Фомы, идет ему навстречу, показывает ему Свои раны, предлагая осязать их. При этом Господь открывает высший путь к вере: “Блаженны не видевшие и уверовавшие…”

Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских святых и старцев о том, каким образом мы можем укрепить эту одну из высших добродетелей — веру.

1. Если человек совершает свой жизненный путь с верой, без колебаний и ищет помощи у Бога, то постепенно с ним начинают происходить чудесные события — сначала мелкие, затем более важные, — и вера его углубляется. Познав на собственном опыте Божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не умозрительно к ним прикасается, а реально переживает. Его вера постоянно крепнет, ибо он существует в другом измерении, в сфере Божественных событий. Но чтобы на своем опыте познать тайны Божии, надо победить в себе ветхого человека и как бы вернуться в состояние до грехопадения. Надо иметь простое и кроткое сердце, чтобы твоя вера была непоколебимой. Надо без сомнения верить в то, что для Бога нет ничего невозможного. И знаешь, как тогда тебя будет огорчать то, что кто‑то не верит в помощь Божию? Тому, кто имеет великую веру, подвластно многое. Только истинно верующий человек живет настоящей жизнью и подлинно есть человек Божий.

Преподобный Паисий Святогорец

2. – Геронда, у меня нет крепкой веры и я чувствую себя слабой.

– Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надёжность и силу.

Преподобный Паисий Святогорец

3. Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Смиренным душам Господь показывает Свои дела, которые непостижимы для нашего ума, но открываются Духом Святым.

Преподобный Силуан Афонский

4. Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее, и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь».

Преподобный Силуан Афонский

5. Начальная вера рождается, как говорит апостол Павел, от слышания слова Божия, «слова», которое отвечает глубочайшим исканиям нашего духа. Следуя этой вере, мы подвизаемся покаянием очистить себя от страстей греховных, благодаря чему ниспосылается нам обильная благодать. Этот опыт утверждает нашу веру, но опыт почти никогда не бывает совершенным, и мы можем подвергнуться колебаниям в дни парализующего уныния и расслабления. Вот, Петр поколебался после даже Фаворского откровения. Но если и в тяжких страданиях мы не теряем доверчивой любви к Богу, то она (любовь) воздействием Духа Божиего может стать верною, как смерть. Такая вера воистину есть совершенная. Обретший ее вписывается в «книгу жизни».

Архимандрит Софроний (Сахаров)

6. Вера, как и всякий дар свыше, становясь состоянием нашего духа, зависит также и от нас самих. Бог никогда не насилует нас: в свободе нашей мы принимаем Его любовь или отказываемся. Бог стоит у двери (сердца нашего) и стучит. «Если кто услышит голос «Его и отворит дверь, войдет к нему и будет вечерять с ним, и он с Богом» (ср.: Откр. 3, 20). Итак, если кто сам отворит дверь сердца и ума своего, тот получит и веру, и вслед за нею неописуемое богатство небесных даров. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5,4).

Архимандрит Софроний (Сахаров)

7. Господь, как мы уже упоминали выше, указывает, что «все возможно верующему»(Мк. 9:23). Тем из нас, кому необходимо мужество в предстоящей борьбе, должно глубже укрепляться в своей вере. Она – источник мужества, как и мужество укрепляет ее в свою очередь.

Старец Иосиф Ватопедский

8. Только вера является тем ключом, который отверзает сокровищехранилище Благодати для вспомоществования людям. А вера призывается молитвой.

Старец Иосиф Ватопедский

9. Блажен и треблажен муж, боящийся Господа. Из этого божественного страха рождается вера Богу. И человек верует всей душой, что поскольку совершенно посвятил себя Богу, то и Бог всецело о нем промышляет. И кроме пищи и покрывала, о которых, опять-таки, Он побуждает его заботиться, у него нет другого попечения. Но, следуя воле Господней, он со всей простотой ей подчиняется. Когда укоренится эта вера, совершенно упраздняется то знание, которое рождает сомнение во всем и уменьшает веру, а часто ее отнимает, ибо имеет силу естества, поскольку мы на нем воспитаны. Однако когда после многих испытаний вера победит, то возвращается назад и рождает, или, скорее, ей дается дар знания духовного, которое не противостоит вере, а на ее крыльях летает и исследует глубины таин, и эти двое — вера и знание, знание и вера — теперь неразлучные сестры.

Старец Иосиф Исихаст

10. Неверие – это болезнь, могила, боль и страх. Человек думает, что он свободен, но ему чего-то не достает. Он раздираем противоречиями. Он не знает истинной радости. Простота Церкви дарит помощь душам. Она изгоняет злобу и дает человеку возможность испытать подлинную радость. Вера проста, неверие сложно. … Фома по-братски ведет нас к источнику веры. На самом деле он совсем не был неверующим, но обладал достаточной верой. Мы благодарим его за то, что он подвел нас к источнику, способному утолить нашу жажду.

Монах Моисей Святогорец

Добавить комментарий

Закрыть меню