Тайная вечеря икона

Храм Христа Спасителя. Часть 7

Продолжение.
Начало: http://eho-2013.livejournal.com/897765.html
http://eho-2013.livejournal.com/898379.html
http://eho-2013.livejournal.com/899588.html
http://eho-2013.livejournal.com/901597.html
http://eho-2013.livejournal.com/902436.html
http://eho-2013.livejournal.com/903207.html
В жизни Василия Сурикова, принимавшего участие в росписи Храма Христа Спасителя, конфликт с академистами едва не сыграл роковую роль. Его чуть не отстранили от работы со скандалом. Но молодому художнику, нуждавшемуся в деньгах, пришлось смириться со всеми условиями…

«Здравствуйте, милые и дорогие мама и Саша! Я все еще живу в Москве и работаю в храме Спасителя. Жизнь моя в Москве очень разнообразная – днем работаю или хожу иногда в картинные галереи. Видел картину Иванова «Явление Христа народу», о которой, я думаю, ты, Саша, немного слышал»…

Из письма Василия Сурикова близким, декабрь 1877 года.

Василий Суриков. Первый Вселенский собор. Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя
Внучка художника Наталья Кончаловская в документальной книге «Дар бесценный» так описывала этот период в жизни Сурикова: «От Пречистенских ворот – два шага до Храма Христа Спасителя, где Суриков ежедневно работал с самого утра.
Огромный белый храм строился почти сорок лет и стоял на берегу Москвы-реки, окруженный сквером.
Сурикову, воспитанному на прекрасных образцах петербургского зодчества, не нравилась ни архитектура этого храма, ни роспись, которую выполняли все те же академики: Нефф, Вениг, Шамшин. Она казалась ему пресной, мертвой, лишенной всякого воображения. С этими «корифеями» академического искусства должны были соревноваться три молодых обездоленных кандидата на золотую медаль: Творожников, Бодаревский и он – Суриков. Ему было поручено написать высоко, на хорах, в полутемных нишах, четыре вселенских собора. Эскизы к ним он сделал еще в Петербурге.
Тему эту, конечно, можно было решить очень интересно. В начале христианства все, кто сомневался в существовании Христа как человека, равно и те, кто сомневались в его божественном происхождении, признавая только человеческое, объявлялись еретиками. Вот для борьбы с еретическими учениями и собирались четыре вселенских собора, на которых обсуждались и отвергались «ереси».
Сначала Суриков загорелся. Задумал было ввести в композицию типы еретиков – египтян, сирийцев и греков, показать разыгравшиеся страсти, но тут же ему оборвали крылья.
— Если будете так писать – нам не нужно! – объявили ему.
Начальство боялось, что суриковским типам не хватит святости.
И вот каждое утро, стоя на лесах, где-то на хорах, Суриков расписывал эти фрески, вынуждая себя смиряться и писать так, как это было угодно заказчикам, обязавшимся заплатить за эту работу художнику десять тысяч рублей».
Василий Суриков. Третий Вселенский собор. Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя
К несчастью, работы Сурикова, выполненные в Храме Христа Спасителя, были уничтожены вместе с Храмом. Погибли и другие работы выдающихся художников (а Храм расписывали ни много ни мало – 38 человек). Но сохранилась часть эскизов, являющихся самостоятельными произведениями и дающих представление о величественных творениях религиозной живописи Храма Христа Спасителя.

Александр Иванов. Воскресение Христово видевше… Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя
Эскизы для Храма, к примеру, для образа «Воскресение», в 1845 году готовил Александр Иванов, мечтавший разместить там и свое полотно «Явление Христа народу». Эскиз «Воскресение» кисти Иванова ныне входит в собрание Третьяковской галереи.
Александр Иванов. Воскресение. Эскиз запрестольного образа для Храма Христа Спасителя
Осенью 1865 года композицию для главного купола Храма (изображение Господа Саваофа, младенца Христа и Духа Святого в виде голубя) наметил профессор Академии художеств А.Т. Марков. Но сам он росписью не занимался, предложив эту работу И.Н. Крамскому (который как раз принадлежал к числу художников-бунтарей, вышедших из Академии). Крамской с двумя помощниками – Н.А. Кошелевым и Б.Б. Венигом – выполнил уникальную роспись, ныне, увы, утраченную.

Свод главного купола Храма. Роспись И.Н. Крамского по эскизу А.Т. Маркова
Современная реконструкция (найдено на Яндекс.Картинках)
Кстати, Н.А. Кошелев, профессор Академии художеств, и сам сделал ряд росписей в Храме. Эскизы некоторых, например, «Господь-Вседержитель» и «Семь таинств церковных», уцелели и поражают своим ярким колористическим решением.
И как отличается от этих бравурных композиций эскиз Кошелева «Голова Христа», так же написанный для Храма, — проникновенное изображение скорбящего человека, выполненное в темных тонах; выделяется только размытый свет нимба, словно далекие лучи солнца, да несколько бликов на просветленном лице.

Много мастерства в так называемых «картонах», по которым делались росписи, показал Федор (Фиделио) Бруни, русский художник итальянского происхождения. Современники считали, что ни Нефф, ни Марков не достигали той экспрессии, как Бруни, считавший себя наследником мастеров Возрождения. Бруни, оставивший след в убранстве Исаакиевского и Казанского соборов Санкт-Петербурга, одним из первых был приглашен для работы в Храме (который строил друг его юности Константин Тон).
Однако в Комиссии по возведению Храма Христа Спасителя к эскизам Бруни, представленным в 1860 году, постоянно придирались – то они казались недостаточно «византийскими», то в них усматривали «перепевы» работ художника, сделанных для Исаакиевского собора; даже Тон по «принципиальным соображениям» пытался отстранить старого друга от украшения Храма. В середине 1860-х годов конфликт был в разгаре. Бруни чувствовал себя несчастным и одиноким – от прежних единомышленников он отдалился, а передвижники относили его к представителям вырождающегося академизма. Его новых работ никто не видел; у публики создавалось впечатление, что он махнул на творчество рукой, а он, признанный мастер, наравне со своими учениками снова и снова переписывал эскизы, стараясь угодить всем критикам…
Эскиз Федора Бруни «Тайная вечеря»

«Последние десять или пятнадцать лет он был совсем без работы, занимаясь рисованием в малом виде своих старых композиций. Так после Исаакия он почти ничего серьезного не сработал; конечно, вина не его – он был страшно трудолюбив и жаждал работы, но ему в ней отказывали».

Из письма М.П. Боткина П.М. Третьякову в связи со смертью Ф.А. Бруни

Наконец, в 1872 году его эскизы для Храма, в очередной раз измененные, были утверждены. Художнику было уже за 70 лет, сам заниматься росписями высоких стен и перекрытий он не мог, и по его эскизам работу вели Б.Б. Вениг и П.Ф. Плешанов. Летом 1875 года Бруни скончался. И, как часто бывает, после его смерти все вдруг осознали масштаб его таланта и величину потери – газеты и наполнились проникновенными некрологами и запоздавшими хвалебными статьями («Русское искусство осиротело!»). Академия художеств в знак траура была закрыта на неделю…

«От укуса и жала греха мы можем избавиться, лишь взглянув на распятого за нас Господа Иисуса Христа и приняв Его в наше сердце».

Федор Бруни

Восстановленные росписи по эскизу Федора Бруни
У ушедшего мастера нашлись преемники, к примеру, Генрих Семирадский, считавшийся баловнем фортуны. Едва завершив обучение в Петербургской Академии художеств, Семирадский в 1871 году отправился совершенствовать мастерство в Мюнхен. Там он быстро и вдохновенно написал полотно «Римская оргия блестящих времен цесаризма», которое было представлено на Академической выставке 1872 года и сразу сделало художнику громкое имя. Картину приобрел наследник-цесаревич Александр (будущий император Александр III), занимавшийся формированием личной коллекции русской живописи, на основе которой он мечтал открыть музей. Впоследствии это собрание действительно легло в основу фондов Музея Александра III (после 1917 года Русского музея) в Санкт-Петербурге. Правда, открытие выдающегося живописного собрания состоялось уже после смерти Александра III; дело довел до завершения его сын, Николай II.

«Выставка в Академии художеств порядочная и между большой дрянью есть очень порядочные картины. Я купил там картину Семирадского, которая представляет римский вечер или, лучше, оргию времен Цесарей. Картина очень хороша и освещение очень хорошо, хотя сюжет немного игривого содержания».

Из письма цесаревича Александра художнику А.П. Боголюбову, апрель 1872 года

В 1875 году Семирадский, уже известный художник, пользующийся высоким покровительством (а в будущем — один из столпов академизма), получил задание написать для Храма Христа Спасителя четыре картины на тему жития Св. Александра Невского. Позже Семирадский обратился и к евангельским сюжетам.
Эскизы Генриха Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», «Александр Невский в Орде», «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим», «Крещение Господне», «Тайная вечеря» и другие, дающие представление об этих утраченных работах, можно увидеть в Русском музее.
Эскиз Генриха Семирадского «Въезд Христа в Иерусалим»
Эскиз «Тайная вечеря»

«Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, Семирадскому надо было написать громадное полотно «Тайную вечерю». Он написал его прямо по эскизу ровно в 15 дней и получил за него 16 тысяч рублей».

Художник Б.Б. Вениг.

Живопись Семирадского, блестящая по технике исполнения, мало отвечала задачам храмовых росписей, создающих у прихожан молитвенное настроение. Работая над образом Александра Невского, художник писал не иконы, а исторические композиции. Князь Александр у Семирадского — волевой воин и правитель, облик которого далек от святости. Современники были разочарованы… Особые нарекания вызвала картина «Св. Александр Невский принимает папских легатов». Осенью 1877 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появился такой отзыв: «Фигура князя необыкновенно толста и антипатична; руки с короткими пальцами, жирные. Своею откинутою назад позою и дюжестью фигуры он напоминает типы: «нраву моему не препятствуй»… Окружающие князя… столь же уродливы и карикатурны в отношении рисунка. Лица не имеют решительно никакого выражения; каждая фигура представляется смотрящей куда ей угодно… Ни одного типа, изображенного сколько-нибудь приличным для картины религиозного содержания и предназначенного для храма, стало быть, для поклонения верующих и молящихся. Зато, взамен, в глаза бросаются целые массы золота, серебра, бархату, драгоценных каменьев и прочей мишуры… Св. Александр Невский представлен утопающим в роскоши, как Нерон»… Святой благоверный князь и вправду демонстрирует скорее физическую силу и материальный достаток, нежели высоту православного духа.

Александр Невский принимает папских легатов. Литография по работе Генриха Семирадского
Продолжение следует…>
Сайт журналиста Владимира Шака

Неправильная «Тайная вечеря»

Эта икона присутствует в каждом православном храме. Причем находится она на самом почетном месте – над Царскими вратами.

Тайная вечеря — трапеза Иисуса Христа с апостолами, последнее событие в Его земной жизни, которое описали синоптики евангелисты в первых книгах Нового Завета.

Иисус днем отправил Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить пасху .

Вечером, в соответствии с древним обычаем, он опоясался полотенцем и омыл ноги ученикам, в том числе Иуде, хотя знал, что он предатель. На изумленный возглас Петра, последовал ответ, что по Его примеру они должны тоже мыть ноги друг другу, так как раб, не выше господина, а посланник «не больше» пославшего. Таким образом, Он показал истинное христианское смирение.

Во время трапезы с двенадцатью апостолами Спаситель раздал хлеб ученикам и сказал, что это Его Тело, а в чашах — Его кровь, которую Он прольет за многих во искупление грехов. Он установил Новый Завет — Евхаристию , Таинство причащения. Христос сказал, кто ест Его плоть и пьет Его кровь, тот становится един с Ним. Он благословил учеников совершать это таинство до скончания века, так как это таинство — залог жизни в Нем и с Ним, пребывания в Боге сейчас и в будущем веке. Иуда тоже причастился, а потом первый покинул вечерю, чтобы привести воинов и указать им своим поцелуем Учителя.

Установление таинства евхаристии православной церковью вспоминается в Великий четверг. А также ежедневно на литургии в молитве Иоанна Златоуста вспоминаются события Тайной Вечери.

Таинство причащения в церкви совершается ежедневно, кроме будней Великого поста. Чашу с Телом и Кровью Христа выносят к народу для причащения через Царские врата.

Множество икон и картин написано на сюжет Тайной вечери. Одно из самых знаменитых произведений — фреска на стене трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие работы Леонардо да Винчи. Леонардо использует символизм числа три: позади Христа располагаются три окна, ученики сидят по трое, и даже контуры Иисуса напоминают треугольник. Многие пытаются найти в образе скрытое послание, какую-то тайну и разгадку к ней. Так, Ден Браун считает, что художник показал трапезу в нетрадиционном ее понимании, утверждая, что рядом с Иисусом сидит Мария Магдалена. В его трактовке — это жена Христа, мать его детей, от которых отнекивается церковь.

***

Ну, а теперь обратимся к первоисточникам.

Евангелие от Матфея :

«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?

Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.

Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками».

Евангелие от Марка :

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним

и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.

И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня».

Евангелие от Луки :

«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,

и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним».

Евангелие от Иоанна :

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,

встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался»;

«Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса»;

«Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему».

Итак, какое контрольное слово мы обнаруживаем у всех без исключениях евангелистов, описывающих Тайную вечерю? Правильно: возлег .

А теперь обращаем взор к иконе «Тайная вечеря», которая, напомню, присутствует в каждом православном храме. Даже у великого да Винчи Христос не возлег, а… воссел за вечерней трапезой. Как и у других художников.

Исключения, конечно, имеются. Но они крайне редки .

Василий Шебуев

Джованни Тьеполо

Джотто ди Бондоне

Николо Пуссен

Паскаль Даньян-Бувре

Рафаэль Санти

Сальвадор Дали

Симон Ушаков

LiveInternetLiveInternet

Икона «Тайная вечеря», наверняка, представляет собой наиболее популярный священный артефакт на нашей планете. И даже если вам не довелось лично повидать святой лик, то вы как минимум должны были что-то слышать про этот библейский сюжет и его участников. Если желаете узнать сакральное значение иконы «Тайная вечеря», историю её написания, а также то, с какими мольбами к ней можно обращаться – тогда настоятельно рекомендую вам чтение данной статьи.

ПРО ЧТО ПОВЕДАЕТ СВЯЩЕННЫЙ ЛИК «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»
То, что же произошло в тот вечер, хотели выяснить и иконописцы, и мастера живописи. Широкой известностью пользуется фреска, написанная Леонардо Да Винчи, которая по сегодняшний день провоцирует уйму бурных обсуждений вокруг себя.
Однако, в церковной живописи немного другая цель, она отличается глубоким символизмом, даже каждому оттенку соответствует определённая характеристика. Так про что же призван поведать лик «Тайная вечеря» для православного христианина?
Изначально постараемся выяснить, по какой причине трапезу проводили именно в вечернее время? Оказывается, что праздник Пасхи у иудеев относится к Ветхому Завету и уходит своими корнями во времена Древнего Египта.
Основное действие происходило как раз в ночное время суток. Всем людям от ангела было дано задание заколоть ягнёнка и пометить с помощью его крови двери своих жилищ, чтобы избежать гнева Господнего, направленного на египтян. Евреям же запрещалось покидать свои дома, пока не наступит утро. Той ночью поумирали все первенцы, а фараон был вынужден сдаться и отпустить невольников, ведомых Моисеем.
В дальнейшем мы можем понять значение нового ритуала, который установил Иисус Христос. Отныне более нет нужды в кровавых жертвах, так как в качестве Агнца теперь берут Сына Божьего.
А исходя из этого, лик «Тайной вечери» рассказывает про то, что для человечества начинается новая эра, следует новый этап взаимоотношений между Богом и людьми. Это объясняет, почему рисунок знаменитого ужина можно обнаружить почти во всех православных храмах у входа в алтарь. Но теперь уже, также как и той ночью, в качестве жертвы преподносят хлеб с вином, так как больше не происходит пролитие крови, ведь её искупил Спаситель.

ЧТО ПРОИСХОДИЛО ТЕМ СТРАСТНЫМ ЧЕТВЕРГОМ?
*Сначала Иисус омывал ноги своих последователей.
*Потом устанавливалась Евхаристия.
*Спаситель молился про чашу (Гефсиманский сад).
*Иуда Искариот предал Иисуса.
*Иисуса арестовали.
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СВЯТОЙ ОБРАЗ
Перечисленное выше – это не все события того вечера. Одному ученику пришла в голову идея предательства своих компаньонов, договор уже был заключён, а за измену дали деньги.
Рассматривая различные версии икон «Тайная вечеря», мы наблюдаем в ряде образов особенно ярко нарисованную фигуру Иуды, который тянется к центральной части стола, демонстрируя, что он и есть предатель. Заметно, что он сидит в нелепой и немного неловкой позе. За счёт неё мастера иконописного искусства делают акцент на всей дерзости и глубине падения предателя. Его имя стали использовать в качестве порицания.
Где происходила сама секретная трапеза – достоверно неизвестно. Однако, маловероятно, что в той обстановке имелись стулья с привычным нам широким длинным столом. Ведь тогда стульями не пользовались даже римляне, у евреев они могли быть, но в весьма ограниченном числе. Пищу принято было употреблять, возлегая на лавке либо на полу, дополнительно подстилалась подушка для большего комфорта.
Стол на иконе выступает символом совершенно иного. Говоря о богословском значении лика «Тайная вечеря» следует заметить, что он призван напомнить про Евхаристию, совершённую тогда в первый раз. А, исходя из этого, стол в этом случае не выполняет роль просто кухонного предмета мебели, на котором принимают пищу, а выступает прообразом Престола в алтаре. Принять участие в Евхаристии является основной целью жизни христианина, ведь именно так он может в полной мере соединиться с Создателем.

ОБЪЯСНЕНИЕ.
Евхаристия представляет собой по факту то же самое причастие, относится к одному из семи таинств в христианстве.
Иконы, имеющие греческое и русское происхождение, демонстрируют нам очень детальное описание ужина: мы можем увидеть и большую чашу с мясом, и рыбу, и кусок хлеба и даже травы. Отличается также и стол по своей форме и то, что находится в комнате. Но один единственный момент остаётся неизменным – живописцы выделяют фигуру Иисуса либо по размеру, либо по особенностям одежды, позы и так далее.
ГДЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗМЕЩЕНА ИКОНА В ЖИЛИЩЕ?
Необходимо ли покупать себе в жилище икону «Тайная вечеря»? Если вы считаете себя верующим человеком и хотели бы иметь её в своём домашнем иконостасе, то тогда ответ будет однозначным – безусловно, что необходимо.
В принципе здесь отсутствуют какие-то строгие правила. Есть лишь пожелания, согласно которым в доме православных христиан должны присутствовать лики Спасителя, Богородицы и Святого Николая Угодника. Кроме того, это могут быть и апостолы, запечатлённые в очень трогательный момент: когда они первыми принимают Святые Дары.
Есть вариант размещения иконы на кухне, чтобы вы могли вознести молитву ей перед трапезой. Или просто поставьте её на свой домашний иконостас – самый простой, но не менее эффективный вариант.
ИНТЕРЕСНЫЙ НЮАНС.
Икона «Тайной вечери» аналогично иконе «Святая Троица» может быть размещена сверху от образов Иисуса Христа и Богородицы. Исходя из этого, можно сделать вывод о высокой значимости данного образа.

В КАКИХ ПРОБЛЕМАХ ПОМОГАЕТ ИКОНА «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»?
Теперь, когда вам известны общие сведения об этом образе, давайте ознакомимся с областью применения иконы.
Итак, молиться перед священным ликом рекомендовано в ряде случаев:
*Самое главное, по аналогии со многими другими иконами, «Тайная вечеря» позволяет сконцентрироваться на том, чтобы установить контакт с Создателем, открыть ему свои самые сокровенные мысли и переживания, поделиться тревогами и радостями, а также достичь состояния душевной гармонии в процессе молитвы.
*В случае, когда икону размещают в столовой, хозяйке советуют чтение короткой молитвы, чтобы получить благословление перед каждым приготовлением пищи.
*Ещё, как мы упоминали выше, у иконы можно возносить молитвы перед и после трапезы.
*В храме «Тайная вечеря» традиционно размещается там, где находятся Царские врата и все пришедшие в церковь могут обратиться к ней за благословением.
*И, конечно же, у святого лика можно молить Всевышнего простить грехи. И совершенно неважно, где вы будете делать это – в церкви либо у себя дома, намного важнее, чтобы молитва искренне исходила из вашего сердца.

НЕМНОГО ИНТЕРЕСНОГО ПРО СОЗДАТЕЛЯ ИКОНЫ
Знакомы ли вы с интересной притчей, связанной с человеком, написавшим фреску «Тайная вечеря»? Когда композиция уже была составлена художником, ему нужны были модели для неё, однако, с этой задачей справиться было достаточно нелегко. Особенные трудности возникали у художника с поиском модели самого Спасителя.
Один же раз, Леонардо довелось увидеть молодого человека очень привлекательной внешности, выступающего в церкви. У него было такое доброе лицо, что он моментально же пленил живописца.
А вот найти Иуду Искариота у Да Винчи никак не получалось. Терпение заказчика было на исходе, работа должна была быть завершена в короткий срок во что бы то ни стало. Неожиданно, когда Леонардо прогуливался по дороге, он заметил бродягу в канаве. Его лицо было искажено жестокостью, греховными страстями, злостью – всем спектром негативных эмоций. Именно этим он и обратил на себя внимание художника и тот отдал распоряжение притащить его в мастерскую.
Когда же бродяга протрезвел, то начал утверждать, что уже видал эту картину ранее. Удивительно, но выяснилось, что именно он выступал в качестве модели для написания Иисуса Христа. Это кажется очень прозаичным – как быстро люди подвергаются известным порокам и страстям.
ПОРАЖАЮЩАЯ ЖЕРТВЕННОСТЬ
Святой лик «Тайная вечеря» демонстрирует нам в действительности очень переломный момент. В очень скором времени Спаситель покажет свою Божественную природу ученикам. А впоследствии многим из них также доведётся умереть такой же мучительной смертью.
И несмотря на то, что Церковь основали в день Пятидесятницы, именно там, в той комнатке, изображённой на иконе, совершили главную жертву – Спаситель сперва омыл ноги своих учеников, а затем отдал и своё тело с кровью, хоть и символично, но ведь вскорости он взойдёт на Голгофу… И воспоминания про это событие призваны помочь верующим поддерживать их в трудные моменты жизни и вселять надежду и веру в их сердца.
В завершение рекомендую вам просмотр интересного тематического видео-материала:

ИСТОЧНИК: https://tayniymir.com/
ДРУГИЕ ИКОНЫ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» из инета

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ХРИСТОВА

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЕВХАРИСТИЯ

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» икона-фреска
«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» АНДРЕЯ РУБЛЕВА
«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» Фрагмент эпистилия темлона; XII в.

Наверняка каждый человек, верящий в Господа, слышал эту икону. Как правило, икона «Тайная вечеря» располагается над парадным входом в храме и люди, которые часто посещают церковь, могут видеть ее. Более того, даже те, кто ни разу не был в храме и не посетил ни одного святого места, может быть знаком с этой иконой благодаря знаменитой фреске, написанной Леонардо да Винчи.

Содержание и значение иконы

На данной иконе запечатлены последние дни Иисуса Христа. В тот день он позвал всех своих последователей и угостил их хлебом, который символизировал его тело, страдающее за человеческие греховные деяния. Также в качестве угощения Сын Божий предложил им выпить вино, символизирующее его кровь, которая искупит все грехи искренне уверовавших людей.

Два этих главных символа позже использовали для проведения Причастия.

Собственно, они используются и до сих пор, а евангельская сцена указывает на то откуда появилась традиция.

Если поразмыслить глубже что означает икона Тайная Вечеря, становится понятным – она наполнена скрытым смыслом и является знаменем истинной веры и объединения всего человечества. Недавно ученым удалось выяснить, что Иисус во время вечери провел иудейский ритуал. Многие могут подумать, что подобным образом он нарушил древние традиции. Однако все наоборот, своим поступком он доказал, что служение Богу возможно без отрыва от общества и даже существующего уклада. Таким образом Христос, по сути, следовал традициям, которые были и за много времени до него и вдохнул в эти традиции новый смысл – смысл спасительный, для всего человечества.

Где располагают икону

Никто не может знать, в какое именно время происходило это событие. Также невозможно точно узнать, каким образом стало известно, что на ужине находится предатель. Одно можно знать точно, если человек проникся верой и хочет украсить свой дом ликом святых, то он без сомнения может повесить икону с изображением тайного ужина.

Если рассматривать, где вешать икону Тайная Вечеря, то значение не меняется в зависимости от помещения. Многие предпочитают вешать на кухне или в столовой. Этот образ может помочь всем, кто хочет пообщаться с Господом и поведать ему о своих неурядицах. К тому же данное изображение может посылать благословение, помогающее в приготовлении еды. До и после трапезы молясь перед этой иконой можно выразить благодарность Богу за посланную пищу.

Вообще значение иконы Тайная Вечеря является основополагающим для верующих, так как говорит об одном из наиболее существенных евангельских событий и о подвиге Христа.

Многие считают неприемлемым располагать такой образ в спальне, но равно как для кухни тут не наблюдается каких-либо запретов. Если речь ведется про православный дом, то иконы могут располагаться, практически везде (пожалуй, разве только ванна является неприемлемым вариантом). В остальном благословение иконы поможет и на кухне и в спальне.

Молитва и акафист иконе Тайная Вечеря

Почитание иконы приходится на Великий Четверг в дни Пасхальной недели, этот день является переходящим, то есть каждый год высчитывается отдельно в зависимости от дня Пасхи.

Молитва

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь

Тропарь на Великий Четверг

глас 8

Егда славнии ученицы / на умовении вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый, / сребролюбием недуговав, омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. / Виждь, имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Кондак на Великий Четверг

глас 2

Хлеб прием в руце предатель, / сокровенно тыя простирает, / и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, / и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.

Добавить комментарий

Закрыть меню