Святой Савва Сторожевский в чем помогает

Жизнеописание

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392) был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Свято-Успенского Дубенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, так как его настоятелем в то время был другой Савва — Стромынский.

По новым сведениям, первый деревянный храм Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода начали строить ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. По летописям, в 1395 году (а не в 1399-м) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на Сторожи можно отнести к 1396—1398 годам. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставил Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия пришёл в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом шло строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где до сих пор находятся мощи святого) и Рождественского в Саввино-Сторожевском. Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее было бы его называть — «звенигородском») стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16) декабря декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 (29) января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.

Чудеса и почитание

Николай Самокиш. Явление св. Саввы Сторожевского (иллюстрация к поэме Льва Мея «Избавитель» из первого тома «Охоты»)

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты по решению уездного съезда рабочих и крестьянских депутатов. Результат вскрытия мощей был опубликован в отчёте VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, в котором был описан так: «кукла из ваты; в вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости». 5 апреля 1919 года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием.

Памятник у входа в Саввино-Сторожевский монастырь

Памятник преподобному Савве (скульптор Сергей Сорокин) открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

С 2015 года в Москве в районе Северное Измайлово строится храм в честь святого преподобного Саввы Сторожевского.

Богарне, Эжен де

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Богарне.

Эжен де Богарне
Eugène de Beauharnais
Герцог Лейхтенбергский
и принц Эйхштеттский
14 ноября 1817 года — 21 февраля 1824 года
Предшественник Должность учреждена
Преемник Огюст Богарне
Великий герцог Франкфуртский
28 октября — 3 ноября 1813 года
Предшественник Карл Теодор Дальберг
Преемник Должность упразднена
Вице-король Италии
и принц Венеции (с 1807 года)
17 марта 1805 года — 11 апреля 1814 года
Монарх Наполеон I
Предшественник Должность учреждена
Преемник Должность упразднена
Рождение 3 сентября 1781
Париж (Королевство Франция)
Смерть 21 февраля 1824 (42 года)
Мюнхен (Королевство Бавария)
Место погребения церковь Св. Михаила в Мюнхене
Род Богарне
Отец Александр де Богарне
(приёмный) Наполеон I
Мать Жозефина де Богарне
Супруга Августа Амалия Баварская
Дети

Жозефина (1807—1876)
Евгения (1808—1847)
Огюст (1810—1835)
Амелия (1812—1873)
Теоделинда (1814—1857)
Каролина (1816)

Максимилиан (1817—1852)

Вероисповедание Римско-католическая церковь
Монограмма
Награды
Военная служба
Годы службы 1796–1814
Принадлежность Франция Франция
Род войск Кавалерия, Пехота
Звание Дивизионный генерал,
генерал-полковник конных егерей
Командовал Конные егеря Императорской гвардии,
4-й армейский корпус
Сражения Итальянская кампания (1796),
Египетская кампания (1798–1801),
Маренго (1800),
Пьяве (1809),
Рааб (1809),
Ваграм (1809),
Бородино (1812)
Медиафайлы на Викискладе

Принц Эжен (в русской историографии часто именуется «Евгений») де Богарне́ (фр. Eugène Rose de Beauharnais; 3 сентября 1781, Париж — 21 февраля 1824, Мюнхен) — пасынок Наполеона, вице-король Италии, крупный военачальник, дивизионный генерал (с 17 октября 1804 года), генерал-полковник конных егерей (с 6 июля 1804 года по 1 февраля 1805 года), командир конных егерей Императорской гвардии (с 13 октября 1802 года по 18 января 1808 года).

Карьера

Единственный сын первой жены Наполеона Жозефины де Богарне. Его отец, виконт Александр де Богарне, был генералом революционной армии. В годы Террора его незаслуженно обвинили в предательстве и казнили.

После брака матери с Наполеоном 1 февраля 1805 года Эжен получил титул принца Французской империи, 2 февраля 1805 года — орден Почётного легиона, а 7 июня 1805 года — титул вице-короля Италии. В 1812 году командовал 4-м (итальянским) пехотным корпусом Великой армии.

Богарне стал фактическим правителем Италии (титул короля носил сам Наполеон), когда ему было всего 24 года. Но он сумел управлять страной достаточно твердо: ввёл в действие Гражданский кодекс, реорганизовал армию, обустраивал страну каналами, укреплениями и школами и сумел заслужить любовь и уважение своего народа.

В 1805 году Богарне получил большой крест ордена Железной короны и большой крест ордена Святого Губерта Баварского. 23 декабря 1805 года он был назначен главнокомандующим корпусом, блокировавшим Венецию, 3 января 1806 года — главнокомандующим Итальянской армией, а 12 января 1806 года — генерал-губернатором Венеции.

Церемония коронации Итальянского вице-короля, подготовленная графом Луи-Филиппом Сегюром, проходила в Миланском соборе 26 мая 1805 года. Для коронационных одежд были выбраны зелёный и белый цвета. На портретах художники А. Аппиани и Ф. Жерар запечатлели эти роскошные одеяния. Сочетание элегантного покроя и виртуозного исполнения позволяет предположить, что костюм был исполнен в мастерской придворного вышивальщика Пико, который выполнял заказы по изготовлению коронационных костюмов Наполеона I, используя модели, предложенные художником Жан-Батистом Изабе и утверждённые самим Императором. На плаще вышиты звезды орденов Почетного легиона и Железной короны. (Малый коронационный костюм экспонируется в Государственном Эрмитаже. В Россию попал как семейная реликвия вместе с коллекцией оружия, которую привёз младший сын Эжена Богарне — Максимилиан, герцог Лейхтенбергский, муж дочери императора Николая I Марии Николаевны).

В кампанию против Австрии 1809 года он командовал войсками в Италии. Несмотря на неудачный исход битвы при Сачиле (город в Италии) с австрийским войском эрцгерцога Иоанна Габсбурга, Богарне сумел переломить ход военных действий и нанес своему противнику ряд поражений в Италии, а затем в Австрии. Важную для французов победу он одержал в Венгрии в сражении при Раабе (ныне венгерский город Дьер), а затем отличился в решающей битве при Ваграме (ныне селение в Австрии).

В 1812 году Богарне был вызван Наполеоном из Италии для командования 4-м корпусом французской армии. В Отечественной войне 1812 года Евгений Богарне отличился в сражениях при Островно, под Смоленском, Бородино, Звенигородом, Малоярославцем, Вязьмой, Красным, Вильно.

После отъезда Наполеона и маршала Иоахима Мюрата из России он принял командование остатками французской армии и отвел их в Магдебург (ныне город в Германии).

В 1813 году после сражения при Лютцене (ныне город в Германии), Богарне по приказу Наполеона был направлен в Италию для организации ее защиты от австрийских войск.

После первого отречения Наполеона Богарне всерьёз рассматривался Александром I в качестве кандидата на французский престол. За отказ от своих итальянских владений получил 5 000 000 франков, которые передал своему тестю — королю Баварии Максимилиану-Иосифу, за что был «помилован» и пожалован титулами ландграфа Лейхтенбергского и князя Айхштетского (по другим данным — купил их в 1817 году).

Дав слово не поддерживать более Наполеона, не принимал участия (в отличие от сестры Гортензии) в его реставрации во время «Ста дней», а в июне 1815 года был пожалован Людовиком XVIII титулом пэра Франции.

До самой смерти жил в своих баварских землях и активного участия в европейских делах не принимал.

Семья и дети

Дворец Эжена Богарне в Монце

14 января 1806 года, в Мюнхене (Бавария), Эжен женился на Августе (1788—1851), принцессе Баварской, дочери Максимилиана I, короля Баварии и Августы, ландграфини Гессен-Дармштадтской. Супруги имели 7 детей:

  1. Жозефина Максимилиана Евгения Наполеоне (1807—1876), с 1823 замужем за Оскаром I Бернадотом, королём Швеции и Норвегии
  2. Евгения Гортензия Августа (1808—1847)
  3. Август Шарль Эжен Наполеон (1810—1835), герцог Лейхтенбергский, герцог де Санта-Круз; жена с 1834 — Мария II, королева Португалии
  4. Амелия Августа Евгения Наполеоне (1812—1873), муж с 1829 — Педру I, император Бразилии
  5. Теоделинда Луиза Евгения Августа Наполеоне (1814—1857)
  6. Каролина Клотильда (1816)
  7. Максимилиан Лейхтенбергский (1817—1852), герцог Лейхтенбергский, князь Романовский; жена с 1839 — великая княжна Мария Николаевна, дочь императора Николая I Павловича.

  1. Богарне / А. В. Чудинов // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 637. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
  2. Лейхтенбергский герцогский дом // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Богарнэ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Aldo Mola, Storia della Massoneria Italiana, Tascabili Bompiani, 2001. ISBN 88-452-4814-3
  5. Storia della Massoneria Italiana — GRANDE ORIENTE D’ITALIA DELLA MASSONERIA DI RITO SCOZZESE ANTICO E ACCETTATO — Provenienza Storica Piazza del Gesù- Universamente Riconosciu … Архивная копия от 9 октября 2011 на Wayback Machine
  6. 1805-1860 La nascita del Grande Oriente d’Italia e il ruolo della Massoneria nel Risorgimento

Эжен де Богарне в Викитеке

Эжен де Богарне на Викискладе

  • Эжен Богарне на www.museum.ru
  • Богарне Эжен Роз де на hrono.ru
  • Genealogy of the Ducal Family of Leuchtenberg
  • Heraldica.org — Napoleonic titles outside France.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BAV: ADV11366850 · BNC: a10438452 · BNE: XX1275845 · BNF: 13621807w · GND: 118727834 · ICCU: IT\ICCU\CUBV\015250 · ISNI: 0000 0001 2140 3712 · LCCN: n83019224 · NTA: 073588407 · NUKAT: n2005120672 · PTBNP: 270027 · LIBRIS: 180127 · SUDOC: 027671194 · VIAF: 76491162 · WorldCat VIAF: 76491162

Военная карьера

Политическая карьера

Наполеон и культура

Семья и личная жизнь

  • Отец
  • Мать
  • братья (Жозеф
  • Люсьен
  • Луи
  • Жером)
  • сёстры (Элиза
  • Полина
  • Каролина)
  • Браки и дети (супруга Жозефина Богарне
  • пасынок Евгений Богарне
  • падчерица Гортензия Богарне
  • супруга Мария-Луиза Австрийская
  • сын Наполеон II)
  • Внебрачные связи и дети (Мария Валевская
  • сын Александр Валевский)

Главнокомандующий

Северная группировка

Левофланговая группировка

Главная квартира и парки Великой армии: маршал Александр Бертье · Императорская гвардия: маршал Франсуа-Жозеф Лефевр · 1-й армейский корпус: маршал Николя Даву · 2-й армейский корпус: маршал Николя Удино · 3-й армейский корпус: маршал Мишель Ней · 1-й корпус кавалерийского резерва: див. генерал Этьен Нансути · 2-й корпус кавалерийского резерва: див. генерал Луи-Пьер Монбрен

Центральная группировка

Правофланговая группировка

Южная группировка

Австрийский вспомогательный корпус: генерал от кавалерии Карл Шварценберг

Второй эшелон

9-й армейский корпус: маршал Клод-Виктор Перрен · Резервный армейский корпус: маршал Пьер Ожеро · Гарнизоны крепостей: · Отдельные части:

Преподобный Сергий Радонежский и его ученики

Преподобный Савва Сторожевский (или Звенигородский)

Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский) cчитается наиболее близким по духу учеником преподобного Сергия Радонежского.

Основным источником сведений о преподобном Савве является его Житие, написанное в сер. XVI в. по поручению митрополита Макария агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (Безбородым). Краткие упоминания о святом находятся и в Житии его наставника, а также в летописях. Сохранились и предания о Чудесах звенигородского подвижника.

Биографические сведения о преподобном Савве весьма скудны, на что автор его Жития сетовал еще в XVI в. Известно, что большую часть своей жизни св. Савва провел в Троицком монастыре, был избран духовником братии и даже самого игумена Сергия. Через полгода после кончины наставника Савва стал игуменом Троицкого монастыря, несмотря на то, что Сергий определил на эту должность другого своего ученика, Никона Радонежского. Но тот, отказавшись от игуменства, ушел в затвор и возглавил монастырь только через 6 лет, после того как Савва в 1398 г. оставил Троицкую обитель. По приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия он основал в Звенигороде, на горе Стороже, Богородице-Рождественский (Саввино-Сторожевский) монастырь и стал первым его игуменом. Для росписи храма был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал знаменитый теперь «Звенигородский чин» иконостаса Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 16 декабря 1407 г. Сначала его почитали местно, а затем канонизировали на Церковном Соборе 1547 г. Посвященное ему Житие было включено в Успенский и Царский комплекты Великих Миней Четьих.

В 1919 г. Саввино-Сторожевская обитель была закрыта, мощи Саввы были изъяты ликвидационным Отделом Народного Комиссариата Юстиции и хранились на Лубянке до начала 1930-х годов. Только в 1998 г. они вернулись в Рождественский собор монастыря.

Преподобный Савва – один из самых почитаемых святых Руси. Основанный им монастырь первым в истории Руси получил статус Лавры. Особенно его почитали в великокняжеской, позднее царской, семье. Став духовным отцом для представителей великокняжеского рода, преподобный Савва и в более позднее время считался «покровителем царей». Автор Жития назвал его «защитником Москве»: Савва благословил звенигородского князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, а полная победа русского войска в этой кампании способствовала спасению Московской Руси от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства. Сюжет о победе над волжскими болгарами и разорении Казани, включенный в Житие преподобного Саввы, был особенно актуальным для политики Руси в сер. ХVI в.

Житие преподобного Саввы Сторожевского в истории культуры России

Многие известные деятели культуры России обращались в своем творчестве к памятникам, связанным с преподобным Саввой. Среди них И. И. Шишкин, Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. М. Ремизов, И. И. Левитан, А. П. Чехов, М. М. Пришвин, И. С. Шмелев, М. А. Волошин, А. И. Солженицын, Андрей Тарковский и др.

Непосредственно к Житию преподобного Саввы обращался и А. С. Пушкин. В начале 30-х годов ХIХ в. он сделал перевод этого произведения на современный русский язык. Как определили исследователи, текст А. С. Пушкина восходит к Минеям четьим митрополита Ростовского Димитрия. Составленный митрополитом свод Житий был постоянным чтением поэта на протяжении всей его жизни. Работая над переводом, Пушкин много трудился над стилем, исправляя и подбирая более точные слова. Важно отметить, что писатель делал также выписки из других агиографических произведений, помещенных в Минеях Димитрия, но полностью перевел только Житие звенигородского подвижника. Интерес к Звенигороду связывают с детскими воспоминаниями писателя, поскольку там он нередко проводил лето в имении своей бабки. Савино-Сторожевский монастырь является местом действия и более ранних его произведений – поэмы «Монах» (1813 г.) и наброска «На тихих берегах Москвы» (1823 г.). Впервые пушкинский перевод Жития игумена Саввы был напечатан только в 1904 г. Автограф писателя хранится в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) (шифр : ПД, № 1620). Он был обнаружен в блоке из 4-х листов, вшитом жандармами в искусственно составленную ими тетрадь № 2386 Б.

Чудеса и поздние предания о преподобном Савве Сторожевском

Маркелл Безбородый, следуя канону составления агиографического произведения, сопроводил Житие Чудесами. Эти тексты были записаны им со слов монахов Саввино-Сторожевского монастыря. Первые чудеса происходили в конце ХV в.; последние современны созданию Жития и датируются серединой ХVI столетия.
С именем преподобного Саввы связаны и предания более позднего времени. Известна легенда о спасении звенигородским святым царя Алексея Михайловича во время охоты на медведя. Этот сюжет отразился в поэме Льва Александровича Мея (1822-1862) «Избавитель», впервые напечатанной во втором томе книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896-1911), где он был проиллюстрирован художником Николаем Семеновичем Самокишем (1869-1944).

Явление преподобного Саввы Сторожевского Эжену Богарне: легенда и реальность

Другое предание повествует о явлении в 1812 г. преподобного Саввы Эжену Богарне.

Принц Эжен Роз (Евгений) де Богарне (1781-1824) — пасынок Наполеона Бонапарта, вице-король Италии, наследник итальянского престола, военачальник, дивизионный генерал. Гравированный портрет принца можно видеть в Отделе эстампов РНБ.
В 1812 г. Эжен Богарне командовал 4-м (итальянским) пехотным корпусом Наполеоновской армии. Защищая от русских отрядов дороги к Москве, в сентябре 1812 г. возглавляемый Богарне корпус расположился под Звенигородом, в Саввино-Сторожевском монастыре. Предание говорит, что здесь во сне принцу явился старец, который обратился к нему с просьбой не разорять монастырь и предсказал ему, что в таком случае он избежит смерти, а его потомки будут служить России. Наутро ему пояснили, что тем старцем был сам преподобный Савва.

И действительно, Эжен Богарне почти единственный из полководцев Наполеона, участвовавших в русской кампании, вернулся невредимым. Более того, именно Богарне после самовольного отъезда Мюрата принял на себя командование остатками Великой Армии и довел ее до Магдебурга. А потомки Богарне в самом деле породнились с русским императорским домом.

В 1837 г. для участия в кавалерийских маневрах Россию посетил сын Эжена Богарне, Максимилиан, герцог Лейхтенбергский (такой титул был пожалован Эжену Богарне и всем его потомкам в 1817 г.). Здесь в августе 1837 г. на балу он познакомился с дочерью императора Николая І, великой княжной Марией Николаевной. В 1839 г. состоялась их свадьба. Максимилиан Лейхтенбергский принимал активное участие в жизни Российского государства: был президентом Академии художеств, а также заведующим Горным институтом, учредил в Петербурге гальванопластический завод и больницу (которая и сейчас в народе называется «Максимилиановской»), занимался постройкой первых в России железных дорог. По смерти герцога Максимилиана Николай I включил его детей в состав российской императорской фамилии и дал им титул князей Романовских.

После Октябрьского переворота1917 г. почти все герцоги Лейхтенбергские покинули родину. Многие из их семейства обосновались во Франции. Недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. Савва Сторожевский – чуть ли не единственный из русских святых, известных и почитаемых французами.

В Россию после революции из всех потомков герцогов Лейхтенбергских вернулась только Дарья Евгеньевна (Долли, Дора) Лейхтенберг. Несмотря на свое происхождение, она долгие годы работала в Ленинграде, в Публичной (Российской национальной) библиотеке, куда была принята по личной рекомендации М. Горького. В 1937 г. Долли Лейхтенберг была арестована и расстреляна.

Публикация предания

Но вернемся к видению Эжену Богарне преподобного Саввы Сторожевского. Легенда об этом, предваряемая преданием о спасении царя Алексея Михайловича, впервые была опубликована в 1914 г. герцогом Георгием Лейхтенбергским под названием «Семейное предание». В издании автор приводит разные варианты легенды о явлении преподобного Саввы: монастырские и бытовавшие в кругу членов его многочисленной семьи. Помимо этого, он добавляет выдержки из записей участников наполеоновской кампании, в частности отрывки из уже опубликованных к тому времени дневников адъютанта принца Богарне, Э. Лабома (Labaume, S. 156).

Альбрехт Адам и его рисунки Звенигородского монастыря

В качестве иллюстрации Георгий Лейхтенбергский поместил черно-белое фотовоспроизведение рисунка с подписью: «Саввинъ, сторожевский, монастырь. (Рисунок Адама, сделанъ с натуры въ день пребывания въ монастыре вице-короля Итальянскаго, принца Евгения Богарне)». Этот рисунок находился в Петербурге, в Мариинском дворце, построенном после свадьбы Максимилиана Богарне с великой княгиней Марией Николаевной. Для украшения дворца перевезли из Мюнхена знаменитую картинную галерею герцогов Лейхтенбергских. На рубеже ХIХ-ХХ вв., после того как в 1884 г. Мариинский дворец был выкуплен казной и перестроен для Государственного совета, галерея была распродана. Некоторые предметы из коллекции Лейхтенбергских попали в Эрмитаж, в том числе альбом «Русского похода», в составе которого находился и рисунок монастыря.

Альбом «Русский поход» был создан немецким художником-баталистом и литографом Альбрехтом Адамом (1786—1862), который служил в возглавляемых Евгением Богарне войсках, в том числе участвовал в походе Наполеона I в Россию. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий. После возвращения во Францию на основе своих зарисовок Адам создал серию из 83 листов (так называемый «Русский альбом»), выполненных жидким маслом на бумаге. Позже он литографировал их и составил альбом: «Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827 («Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.). Этот альбом состоял уже из 95 листов, и каждый из них был сопровожден пояснительным текстом на французском или немецком языках из походного журнала самого художника или цитатами из воспоминаний участников войны.

Серия рисунков «Русский альбом» А. Адама находится сейчас в Государственном Эрмитаже. Интересующий нас рисунок – «Наполеоновские войска, идущие мимо стен монастыря» (Инв. № 25996). В альбоме помещена следующая подпись под рисунком: «Монастырь в Звенигороде. Главная квартира 13 сентября 1812 г.» («Abbaye de Zwenigherod. Quartier General le 13 Septembre») (Русский альбом Альбрехта Адама: каталог. С. 31, № 81; изображение вынесено на переплет каталога). На первом плане, рядом с палаткой, около которой полулежит штабной офицер из свиты Богарне, спиной к зрителю изображен рисующий Адам.

Альбом литографий А. Адама можно найти далеко не во всех, даже крупных, книжных хранилищах и музеях. В отделе «Россика» РНБ хранится такой альбом литографий, на одной из которых изображен Саввино-Сторожевский монастырь в тот день, когда там находилось войско под предводительством Богарне. Литография называется «Vue de ľabbaye de Zwenigherod le 10 Septembre». Она несколько отличается от живописного рисунка: в нем отсутствуют изображения колонны войск, художника и палатки, а на их месте – привал французской линейной пехоты. В подписи к литографии время действия отнесено на три дня назад. Помимо этого, она сопровождена выдержкой, как удалось установить, из сочинения Э. Лабома. В альбоме помещен небольшой фрагмент воспоминаний этого адьютанта Эжена Богарне. В книге Лабом уделил гораздо больше места посещению звенигородского монастыря.

Французский офицер рассказал, как он со своими солдатами вошел в монастырь, где их встретили убеленные сединами монахи. Один из них говорил по-французски и поведал Лабому об испытаниях, выпавших на долю русского народа, о его стремлении к свободе, о терпении и мужестве, с которым россияне преодолевали нашествия врагов. Старец рассказал французу и о большой роли служителей Православной Церкви в борьбе за независимость родины. Лабом «проникся уважением к нации, проявляющей в несчастии столько величия», и поведал об этом прибывшему в монастырь принцу Богарне.

И воспоминания Э. Лабома, и рисунок А. Адама – все это свидетельствует о реальном посещении Эженом Богарне Саввино-Сторожевского монастыря. Поэтому можно предположить, что в основе предания о явлении преподобного Саввы французскому генералу Эжену Богарне лежит действительно случившееся событие, запечатленное в воспоминаниях его адьютанта Э. Лабома.

Письма Наполеона Бонапарта Эжену Богарне

Предание о видении звенигородского святого Эжену Богарне передавалось из уст в уста в семье его потомков, герцогов Лейхтенбергских. Также бережно хранили они документы, картины и мемориальные вещи, связанные с именем их знаменитого предка. Некоторые предметы из Мариинского дворца после революции оказались в Государственном Эрмитаже.


Вероятно, и два письма, принадлежавшие генералу Богарне и попавшие в ОР РНБ, тоже происходят из семейного архива потомков Э. Богарне. Оба находятся в ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов); одно поступило из Парижа в качестве дара А. Я. Полонского в 1985 г. и числится по описи 3, без №, другое – по описи 1, № 923, следовательно, второе поступило в РНБ раньше.
Эти письма адресованы вице-королю Италии Э. Богарне и собственноручно завизированы Наполеоном Бонапартом. Оба послания составлены в Фонтенбло, и оба датированы сентябрем 1807 г.: одно 14 числом, другое 30. Император обращается к своему пасынку с рекомендациями по поводу приема русской эскадры после подписания Тильзитского мира (во время возглавляемой Д. Н. Сенявиным так называемой Второй Архипелагской экспедиции, похода и стратегических действий русского Балтийского флота в Средиземном море во время войн третьей и четвертой антифранцузской коалиции в 1805-1807 гг. и русско-турецкой войны 1806-1812 гг.).

В другом фонде ОР имеется еще один документ, связанный с именем Богарне. Это копия письма самого генерала о передислокации войск, датируемая 9 октября 1812 г. (шифр: ф. 859, собр. Н. К. Шильдера, к. 42, № 20).

Икона «Собор радонежских святых» Ил. 1. Миниатюра «Преподобный Сергий Радонежский». Служба преп. Сергию Радонежскому. Сборник служб святым. ХVII в.
Шифр: ОСРК, Q.I.85, л. 425 об. Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева
«По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 2. л. 30 Колокольня из-за сада Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 3. л. 25. Вид с трапезной галереи Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 4. л. 27. Северная сторона. Стены Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 5. л. 23. Вид Троице-Сергиевой Лавры издали, с Московской дороги Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 6. л. 26. Стены: Восточная сторона Ил. 7. Миниатюра «Спас в силах». «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 6.
(См. также: Остромирово евангелие и рукописная традиция новозаветных текстов. Древнерусские рукописные Евангелия XII – XVII вв. и их списки XIX в.). Ил. 8. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 7 об. Ил. 9. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 79 Ил. 10. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 26 Ил. 11. Евангелие от Матфея. Заставка тератологического стиля. Четвероевангелие. Конец ХIV в. Писец преп. Никон Радонежский (?).
Троице-Сергиев монастырь. Шифр: Погод. 21, л. 66 об.
(См. также: Остромирово евангелие и рукописная традиция новозаветных текстов:
Древнерусские рукописные Евангелия XII – XVII вв. и их списки XIX в.). Ил. 12. Заставка и начало рукописи.
Лествица Иоанна Синайского. 1422 г.
Голутвинский Богоявленский монастырь (Коломна).
Шифр: Погод. 73, л. 1 Ил. 13. Приписка писца. Лествица Иоанна Синайского. 1422 г. Голутвинский Богоявленский монастырь (Коломна).
Шифр: Погод. 73, л. 297 Ил. 14. Миниатюра «Евангелист Матфей». Четвероевангелие. 1610 г.
Вклад в Павло-Обнорский монастырь.
Шифр: Погод. 163, л. 6 об. Ил. 15. Запись о вложении рукописи в Павло-Обнорский монастырь. Четвероевангелие. 1610 г.
Шифр: Погод. 163, л. 239 об. Ил. 16. Миниатюра «Преподобный Авраамий Галицкий». Служба и Житие преподобного Авраамия Галицкого (Городецкого или Чухломского). ХVIII в.

Шифр: АН лавра, А-69, л. 2 Ил. 17. Миниатюра, изображающая сюжет из Жития преп. Авраамия Галицкого. Служба и Житие преподобного Авраамия Галицкого (Городецкого или Чухломского). ХVIII в.
Шифр: АН лавра, А-69, л. 2 об. Ил. 18. Оглавление рукописи. Иерусалимский устав. 1412 г.
Шифр: ОСРК. F.п.I.25, л. 2 Ил. 19. Молитвы, а также запись о вкладе рукописи. Иерусалимский устав. 1412 г.
Шифр: ОСРК. F.п.I.25, л. 1 об. Ил. 20. Спасение Саввой Звенигородским царя Алексея Михайловича во время охоты на медведя. Иллюстрация Н. С. Самокиша к поэме Л. А. Мея «Избавитель». 1896—1911 гг. Ил. 21. Эжен Роз (Евгений) де Богарне (1781 1824) — пасынок Наполеона Бонапарта, вице-король Италии. Гравированный портрет. Отдел эстампов РНБ Ил. 22. Портрет герцогини
Дарьи Евгеньевны Лейхтенберг.
Худ. Ф. Фламинг. Франция. 1896 г.
Холст, масло. Государственный Эрмитаж Ил. 23. Портрет Альбрехта Адама. Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827
(«Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.) Ил. 24. А. Адам. «Монастырь в Звенигороде. Главная квартира 13 сентября 1812 г.» («Abbaye de Zwenigherod. Quartier General le 13 Septembre»). Рисунок маслом из «Руского альбома» А. Адама. Государственный Эрмитаж, инв. № 25996 Ил. 25. А. Адам. «Монастырь в Звенигороде. 10 сентября 1812 г.» («Vue de ľabbaye de Zwenigherod le 10 Septembre»). Литография из альбома «Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827 («Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.). Отдел «Россика», РНБ Ил. 26, 27. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 14 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991. Общее собр. иностранных автографов, оп. 3, без №. Ил. 26, 27. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 14 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991. Общее собр. иностранных автографов, оп. 3, без №. Ил. 28, 29. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 30 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов), оп. 1, № 923 Ил. 28, 29. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 30 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов), оп. 1, № 923 Ил. 30. Тропарь святителю Феодору Ростовскому. Сборник. 1476 1483 гг. Писец Ефросин.
Шифр: РНБ, Кир.-Бел. 6/1083, л. 211 211 об.
(Cм. также: «Энциклопедические сборники XV века книгописца Ефросина — “Леонардо да Винчи Древней Руси”» Ил. 31. Поминальная запись. Канонник. Кон. ХIV-нач. ХV в. и нач. ХV в. Симонов монастырь.

Шифр: ОСРК. О.п.I.6 (из собр. Ф. Толстого), л. 84 Ил. 32. Житие преп. Стефана Пермского, составленное Епифанием Премудрым («Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа») Сборник. Нач. ХV в.
Шифр: Вяз. Q. 10, л. 129 Ил. 33. Запись писца Жития преп. Стефана Пермского, составленного Епифанием Премудрым Сборник. Нач. ХV в.
Шифр: Вяз. Q. 10, л. 194 об. (последняя строка) 195 (три строки сверху почерком писца) Ил. 34. Послание Епифания Премудрого его другу Кириллу в Тверь.
Сборник. ХVII-ХVIII в.
Шифр: Солов. 15/1474, л. 130 Ил. 35. Похвальное слово преп. Сергию Радонежскому, составленное Епифанием Премудрым. Сборник. 90-е гг. ХV в.
Шифр: Соф. 1384, л. 250 Ил. 36. Тропари преп. Сергию Радонежскому, составленные Епифанием Премудрым и Пахомием Сербом. Писец – кирилло-белозерский книжник Ефросин. Сборник. Кон. ХV в.
Шифр: Кир.-Бел. 6/1083, л. 196.
(См. также: «Энциклопедические сборники XV века книгописца Ефросина – «Леонардо да Винчи Древней Руси». Кир.-Бел. 6/1083). Ил. 37. Житие преп. Сергия Радонежского (наиболее близкий текст, сост. Епифанием Премудрым). Список нач. ХVI в.
Шифр: ОЛДП. F. 185, л. 489 об. 490 Ил. 38. Житие преподобного Сергия Радонежского. Автограф Пахомия Серба.
Шифр: Соф. 1248, л. 329.
(См. также: Виртуальная выставка: Житие Сергия Радонежского – автограф Пахомия Серба. Пахомий Логофет и его автограф). Ил. 39. Ферапонтов-Белозерский монастырь. Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. И. Ф. Тюменев (?). Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. : ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 69 Ил. 40. Ферапонтов-Белозерский монастырь. Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси».
Худ. И Ф Тюменев (?). Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 73 Ил. 41. Внизу: Озеро близ Ферапонтово-Белозерского монастыря. Вверху: Островок патриарха Никона Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. И Ф Тюменев. Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 84 Ил. 42. Житие преп. Сергия Радонежского с чудесами 1449 г. Сборник. Кон. ХV в.
Шифр: Соф. 1389, л. 281 (по верхней фолиации). Ил. 43. Предисловие к рукописи. Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 3 Ил. 44. Заставка к рукописи. Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 9 Ил. 45. Житие преп. Сергия Радонежского, составленное Пахомием Сербом Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 373 об. Ил. 46. Проложное Житие (Память) преп. Сергия Радонежского Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф 1317, л. 372 об.
(См. также: Житие Сергия Радонежского – автограф Пахомия Серба. Пахомий Логофет и его автограф). Ил. 47. Образец почерка помощника Димитрия Ростовского. Минеи четьи Димитрия Ростовского. Список кон. ХVII в.
Шифр: ОСРК. F.I.651 Ил. 48. Выписки из Жития преп. Сергия Радонежского, сделанные императрицей Екатериной II. 1793 г. Копия П. П. Пекарского с автографа Екатерины. Сер. ХIХ в.
Шифр: ф. 568. Пекарский, ед. хр. 466 Ил. 49. Помета скорописью: «Пролог Прилуцкого монастыря». Пролог. Кон. ХIV-нач. ХV в. Спасо-Прилуцкий монастырь.
Шифр: СПДА. А.I.264 (2), л. 2 Ил. 50. Заставка с изображением преп. Мартиниана Белозерского. Житие преп. Мартиниана Белозерского. Нач. ХVIII в.
Шифр: Погод. 739. Ил. 51. Миниатюра, изображающая преп. Кирилла Белозерского. Начало Службы преп. Кириллу Житие преп. Кирилла Белозерского и Служба ему. 1837 г.
Шифр: Кир.-Бел. 58/1297, л. 4 об.-5 Ил. 52. Вещи из ризницы Кирилло-Белозерского монастыря,
принадлежавшие преподобному Кириллу Белозерскому.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 43 Ил. 53. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь преп. Сергия в Ивановском монастыре.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796.Тюменев, ед. хр. 271, л. 33 Ил. 54. Первая келья преп. Кирилла Белозерского.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796.Тюменев, ед. хр. 271, л. 34 Ил. 55. Начало второго Послания митрополита Киприана игуменам Сергию Радонежскому и Федору Симоновскому. Кормчая. Нач. ХV в.
Шифр: F.II.119

Добавить комментарий

Закрыть меню