Святой амвросий оптинский

Краткое житие

Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского — человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых, болезней.

Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер. Для любителей карьерной лестницы это может быть непонятно: как же так, такой великий старец — и просто иеромонах?

О смирении святых очень хорошо сказал митрополит Московский Филарет. Был он однажды на богослужении в Троице-Сергиевой Лавре, где в то время присутствовало множество архиереев и архимандритов, к которым принято обращаться: «Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие». И тогда перед мощами отца нашего Сергия Радонежского митрополит Филарет сказал: «Вот всё вокруг слышу: Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие, один ты, отче, просто преподобный».

Вот таким и был Амвросий, старец Оптинский. Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени. «Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова его были простыми, меткими, порой с добрым юмором:

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальными стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог». «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет — как случится, — это и есть жить проще». «Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». «Жить — не тужить — всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего». «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви».

А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России. Каким был его жизненный путь?

Когда говорится о судьбах, обычно имеется в виду видимое течение человеческой жизни. Но нельзя забывать о душевной драме, которая всегда важнее, насыщеннее и глубже внешней жизни человека. Святой Василий Великий дал человеку определение такими словами: «Человек — невидимое существо». В высшей степени это относится к духовным людям такого уровня, как преподобный Амвросий. Мы можем видеть канву их внешней жизни и только догадываться о сокровенной внутренней жизни, основу которой составлял молитвенный подвиг, незримое предстояние перед Господом.

Из биографических событий, которые известны, можно отметить какие-то важные вехи его многотрудной жизни. Родился мальчик в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с Церковью: дед — священник, отец, Михаил Фёдорович, — пономарь. Перед рождением ребёнка к деду — священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Позднее Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

Александр был шестым из восьмерых детей в семье. Рос он живым, смышленым, бойким, в строгой семье ему иногда даже доставалось за детские шалости. В 12 лет мальчик поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. С 1830 по 1836 годы юноша учился в Тамбовской семинарии. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия.

Но пути Господни неисповедимы… Святитель Филарет писал: «Всеведущий Бог избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определённое Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца. Господь в своё время препоясывает и ведёт Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти».

В 1835 году, незадолго до окончания семинарии, юноша опасно заболел. Эта болезнь была одной из первых многочисленных болезней, которые мучили старца всю жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Я провел всю жизнь в болезнях и скорбях, как тебе известно: но ныне не будь скорбей — нечем спастись. Подвигов нет, истинного монашества — нет, руководителей — нет; одни скорби заменяют собою всё. Подвиг сопряжен с тщеславием; тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься от него; скорбь же чужда тщеславия и потому доставляет человеку богоугодный, невольный подвиг, который посылается Промыслителем нашим сообразно произволению…» Эта первая опасная болезнь привела к тому, что молодой семинарист дал обет в случае выздоровления стать монахом.

Но он не мог решиться исполнить этот обет четыре года, по его словам, «не решался сразу покончить с миром». Некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Решающей стала поездка в Троице-Сергиеву Лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион, которого встретил молодой человек в этом путешествии, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен».

После слёз и молитв в Лавре мирская жизнь, развлекательные вечера в гостях показались Александру такими ненужными, лишними, что он решил срочно и тайно уехать в Оптину. Возможно, он не хотел, чтобы уговоры друзей и родных, пророчивших ему блестящее будущее в миру, поколебали его решимость исполнить обет посвятить свою жизнь Богу.

В Оптиной Александр стал учеником великих старцев Льва и Макария. В 1840 году он был одет в монашеское платье, в 1842 году принял монашеский постриг с именем Амвросия. 1843 год — иеродьякон, 1845 год — иеромонах. За этими краткими строками — пять лет трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы.

Когда известный духовный писатель Е. Поселянин потерял любимую жену, и друзья посоветовали ему оставить мир и уйти в монастырь, ответил: «Я рад бы оставить мир, но в монастыре меня пошлют работать на конюшню». Неизвестно, какое послушание дали бы ему, но он верно почувствовал, что в монастыре постараются смирить его дух, чтобы из духовного писателя превратить в духовного делателя.

Александр был готов к монастырским испытаниям. Молодому монаху пришлось работать в пекарне, печь хлеб, варить хмелины (дрожжи), помогать повару. С его блестящими способностями, знанием пяти языков, ему, наверное, нелегко было стать просто помощником повара. Эти послушания воспитывали в нём смирение, терпение, умение отсекать свою волю.

Прозорливо угадав в юноше дары будущего старца, преподобные Лев и Макарий заботились о его духовном возрастании. Некоторое время он был келейником старца Льва, его чтецом, регулярно приходил по службе к старцу Макарию и мог задать ему вопросы о духовной жизни. Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария.

Во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи, отец Амвросий, изнурённый постом, схватил сильную простуду и тяжело заболел. С тех пор он уже никогда не мог поправиться, и состояние здоровья у него было таким плохим, что в 1846 году его по болезни вывели за штат. Всю оставшуюся жизнь он еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую, в количестве, которого едва бы хватило трёхлетнему ребёнку.

Несколько раз он бывал при смерти, но каждый раз чудесным образом, при помощи благодати Божией возвращался к жизни. С сентября 1846 г. по лето 1848 г. состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Однако совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться. В 1869 г. состояние его здоровья опять было настолько плохим, что стали терять надежду на поправку. Была привезена Калужская чудотворная икона Божьей Матери. После молебна и келейного бдения, а затем соборования здоровье старца поддалось лечению.

Святые отцы перечисляют около семи духовных причин болезней. Об одной из причин болезней они говорят: «Став праведными, святые претерпевали искушения или по причине каких-то недостатков, или чтобы получить большую славу, потому что обладали великим терпением. И Бог, не желая, чтобы излишек их терпения оставался неиспользованным, попускал им искушения и болезни».

Преподобным Льву и Макарию, которые вводили традиции старчества, умной молитвы в монастыре, пришлось при этом столкнуться с непониманием, клеветой, гонениями. У преподобного Амвросия не было таких внешних скорбей, но, пожалуй, никто из Оптинских старцев не нёс такого тяжёлого креста болезни. На нём сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается»

Особенно важным для духовного возрастания преподобного Амвросия в эти годы было общение со старцем Макарием. Несмотря на болезнь, отец Амвросий остался по-прежнему в полном послушании у старца, даже в малейшей вещи давал отчет ему. По благословению старца Макария он занимался переводом святоотеческих книг, в частности, им была подготовлена к печати «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайского. Благодаря руководству старца отец Амвросий смог без особых преткновений обучиться искусству из искусств — умной молитве.

Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к отцу Амвросию для открытия помыслов. Кроме монахов, отец Макарий сближал отца Амвросия и со своими мирскими духовными чадами. Так старец постепенно готовил себе достойного преемника. Когда же старец Макарий преставился в 1860 году, то постепенно обстоятельства так складывались, что отец Амвросий был поставлен на его место.

Старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. Вставал он в четыре — пять утра, звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Затем старец молился один. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь — Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам 19 века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости, чудотворения, известно множество случаев исцеления. Многочисленные свидетельства рассказывают о его благодатных дарах. Одна женщина из Воронежа в семи верстах от монастыря заблудилась. В это время к ней подошел какой-то старичок в подряснике и скуфейке, он указал ей клюкой направление пути. Она пошла в указанную сторону, тотчас увидела монастырь и пришла к домику старца. Все, слушавшие её рассказ, подумали, что старичок этот был монастырский лесник или кто-либо из келейников; как вдруг на крылечко вышел келейник и громко спросил: «Где тут Авдотья из Воронежа?» — «Голубушки мои! Да ведь Авдотья из Воронежа я сама и есть!» — воскликнула рассказчица. Минут через пятнадцать она вышла из домика вся в слезах и, рыдая, отвечала на вопросы, что старичок, указавший ей дорогу в лесу, был не кто иной, как сам отец Амвросий.

Вот один из случаев прозорливости старца, рассказанный мастеровым: «Надо было мне ехать в Оптину за деньгами. Иконостас мы там делали, и приходилось мне за эту работу от настоятеля получить довольно крупную сумму денег. Перед отъездом зашел к старцу Амвросию взять благословение на обратный путь. Домой ехать я торопился: ждал на следующий день получить большой заказ — тысяч на десять, и заказчики должны были быть непременно на другой день у меня в К. Народу в этот день у старца, по обыкновению, была гибель. Прознал он про меня, что я дожидаюсь, да и велел мне сказать через своего келейника, чтобы я вечером зашел к нему чай пить.

Приходит вечер, пошел я к старцу. Продержал меня батюшка, ангел наш, довольно-таки долго, уже почти смеркалось, да и говорит мне: «Ну, ступай с Богом. Здесь ночуй, а завтра благословляю тебя идти к обедне, а от обедни чай пить заходи ко мне». Как же это так? — думаю я. Да не посмел перечить. Задержал меня старец на три дня. Уж не до молитвы мне было у всенощной — так и толкает в голову: «Вот тебе твой старец! Вот тебе и прозорливец…! Свистит теперь твой заработок». На четвёртый день прихожу к старцу, а он мне: «Ну, теперь пора тебе и ко двору! Ступай с Богом! Бог благословит! Да по времени не забудь Бога поблагодарить!»

И отпала тут у меня всякая скорбь. Выехал я себе из Оптиной пустыни, а на сердце-то так легко и радостно… К чему только сказал мне батюшка: «Потом не забудь Бога поблагодарить!?» Приехал я домой, и что вы думаете? Я в ворота, а заказчики мои за мной; опоздали, значит, против уговору на трое суток приехать. Ну, думаю, ах ты мой старчик благодатный!

Прошло с того времени немало. Заболевает мой старший мастер к смерти. Прихожу к больному, а он глянул на меня да как заплачет: «Прости мой грех, хозяин! Я ведь тебя убить хотел. Помнишь, ты из Оптиной запоздал на трое суток приехать. Ведь нас трое, по моему уговору, три ночи подряд тебя на дороге под мостом караулили: на деньги, что ты за иконостас из Оптиной вез, позавидовали. Не быть бы тебе в ту ночь живым, да Господь за чьи-то молитвы отвел тебя от смерти без покаяния… Прости меня, окаянного!» «Бог тебя простит, как я прощаю». Тут мой больной захрипел и кончаться начал. Царствие небесное его душе. Велик был грех, да велико покаяние!»

Что касается исцелений, им не было числа. Эти исцеления старец всячески прикрывал. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит». Больные после посещения старца выздоравливали, у бедняков налаживалась жизнь. Павел Флоренский называл Оптину пустынь „духовной санаторией израненных душ“.

Духовная сила старца проявлялась иногда в совершенно исключительных случаях. Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, старец стал медленно ее обходить. Потом взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!» — и лошадь послушно поднялась на ноги.

Многим людям старец Амвросий являлся на расстоянии, подобно святителю Николаю Чудотворцу, или с целью исцеления, или для избавления от бедствий. Некоторым, весьма немногим, открывалось в зримых образах, сколь сильно молитвенное предстательство старца перед Богом. Вот воспоминания одной монахини, духовной дочери отца Амвросия о его молитве: «Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещенную его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошелся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представилось. Через минуту батюшка наклонился надо мной, изумленной виденным, и, перекрестив меня, сказал следующие слова: «Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай».

Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Любовь и мудрость — именно эти качества притягивали к старцу людей. Слово старца было со властью, основанной на близости к Богу, давшей ему всезнание. Это было пророческое служение.

Час своей кончины суждено было старцу Амвросию встретить в Шамордино. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали. 10 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с телом старца под моросившим осенним дождем был перенесен в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших гроб, не погасла. На погребение съехалось около 8 тысяч человек. 15 октября тело старца было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора, рядом с его учителем старцем Макарием. Именно в этот день, 15 октября, в 1890 году, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы.

Шли годы. Но не зарастала тропа к могиле старца. Наступили времена тяжких потрясений. Оптина Пустынь была закрыта, разорена. Была стерта с лица земли часовня на могиле старца. Но память о великом угоднике Божием уничтожить было невозможно. Люди наугад обозначили место часовни и продолжали притекать к своему наставнику.

В ноябре 1987 г. Оптина Пустынь была возвращена Церкви. А в июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом нашим Иисусом Христом. Ему слава вовеки, Аминь.

Любовь и милость:

Амвросий Оптинский

***

Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение…

***

…постараемся положить твердое начало — не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думать дурно и подозрительно.

***

Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству (см. 1 Ин. 3: 15).

***

…начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона.

***

Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.

***

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

***

Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира с ближним…

***

…всем вам желаю мирного жития; понеже взаимный мир повсюду оскудевает, а безтолковое немирствие возрастает; все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, из-за благословенных и благовидных причин, забывая, что кийждо от своих дел или прославится или постыдится.

Осуждение и обиды ближних. Гордыня и смирение:

***

Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего.

***

…из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта — не судить и не осуждать…

***

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.

***

Сказано: Царствие Божие внутрь нас. Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся вовне, занимаясь разбором чужих дел и недостатков.

***

Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

***

У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные.

***

Попустил Господь первоверховным апостолам, одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом.

***

Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попущаемые Промыслом Божиим к нашему смирению.

***

Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.

***

…на всякое искушение победа — смирение с терпением.

***

…за ложным смирением следует смущение.

***

…кто сам захочет искать чести, тот будет получать одно только бесчестие, и с этим сопряженную скорбь.

***

От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование и ропот и самооправдание и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие…

***

Помни всегда отеческое слово: “Келья высит, а люди искушают”. Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, — да научится смиряться и не порицать других.

***

При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти — ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше, при смирении, будет и полезно, и Богоугодно, и даже приятно, если вполне возчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми.

Биография преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский родился в семье пономаря Михаила Фёдоровича Гренкова 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица (Тамбовской губернии).
Мальчика назвали Александром. Он был 6-м ребенком в многодетной семье, рано оставшейся без отца. Воспитанием детей занималась мать, происходившая из семьи священника.
Когда Александру исполнилось 12 лет, он поступил в Тамбовское духовное училище, затем в 1830—в Тамбовскую семинарию, где обучался до 1836 года. Среди наук, преподававшихся там было, в том числе, и 5 языков: греческий, еврейский, французский, татарский и славянский.
Во время учебы в семинарии Александр тяжело заболел и дал обет принять монашество, если выздоровеет. Но потом забыл об этом решении.
После семинарии он 3 года преподавал в Липецком духовном училище.
О своем обете Александр вспомнил, когда заболел снова.
Обратившись за советом к старцу, он получил благословение ехать в Оптину пустынь, куда и прибыл 8 октября 1839 г., а 2 апреля 1840 года стал послушником.
29 ноября 1842 Александр принял постриг с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского.
4 февраля 1843 он был рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря 1845 – в сан иеромонаха. Но по слабому состоянию здоровья он почти не служил в храме, и был почислен за штат. Великую схиму он принял с тем же именем – Амвросий.
После смерти преподобного Макария, помощником к которому он был назначен ранее, Амвросий принял на себя труд старчества в 1860 году.
В 1868 году Амвросий, заболев опасно в очередной раз, получил исцеление по молитвам пред чудотворной Калужской иконой Богоматери.
В 1884 году по благословению старца Амвросия, данному им духовной дочери схимонахине Софии, в селе Шамордино (неподалеку от Оптиной пустыни) был основан женский монастырь.
10 (23) октября 1891 года Амвросий отошел ко Господу и был погребен в Оптиной пустыни.
В июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых.

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Избранный угодниче Божий и чудотворче, великий старче Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси дивный наставниче, прославляюще твое в подвизех изрядное житие, приносим многохвальное пение, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молися о всех нас, чадех твоих, со умилением зовущих:

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Икос 1

Ангельскому житию подражая, отвергл еси вся красная и скоропреходящая тленнаго мира сего и стопы своя направил еси к духовному учителю и прозорливцу старцу Илариону, да наставит тя на путь истиннаго жительства и благословит на подвиги спасения. Он же, провидев грядущее твое богоугодное житие, посла тя в обитель Оптину, и тамо ты обрел еси себе доброе пристанище. Мы же, видяще таковое Божие изволение о тебе, глаголем сицевая:

Радуйся, Богом избранная отрасле благочестия родителей; радуйся, измлада лет твоих Господа возлюбивый.

Радуйся, к книжней мудрости усердие от юности имевый; радуйся, святых отцев духоносное учение познавый.

Радуйся, скорогибнущих благ мира сего отвержение; радуйся, нетленных сокровищ неослабное желание.

Радуйся, Божия произволения о спасении души твоея искавый; радуйся, благословение на путь монашеский получивый.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 2

Видя сердца твоего благое намерение, Христос предначерта узкий и тернистый путь твоего спасения, и, егда был еси внезапу на смертнем одре болезни, даде Господу обещание: аще исцелит тя, всего себе предати подвигом иночества. Востав же по милости Божией со одра болезни, абие прославил еси всещедраго Бога, Врача душ и телес, зовя: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественных писаний стяжав, в страсе Божием помышлял еси, како Господь устроит грядущий путь твоего спасения и како вступити на стезю многотруднаго и скорбнаго монашескаго жительства. Мы же, дивящеся твоему благому намерению, воспеваем ти:

Радуйся, на Бога Промыслителя всю надежду возложивый; радуйся, токмо Его благоизволения взыскавый.

Радуйся, всякое испытание во спасение души понести готовый; радуйся, совести своея велению последовавый.

Радуйся, увеселения мирская возненавидевый; радуйся, богатства земная невозлюбивый.

Радуйся, Богу Единому поработати всего себе подвигнувый; радуйся, Тому точию угодити восхотевый.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 3

Силою любве утверждаяся в вере, поревновал еси Евангельское житие стяжати по образу преподобных отцев Церкве древния. Егда же даде ти Господь разумение сего благоугождения, воспел еси со умилением: Аллилуиа.

Икос 3

Имея крепкую веру во благое промышление Божие о спасении человека, притекл еси к честному образу Пресвятыя Богородицы Тамбовския, еже бысть тебе благословение родительское, и смиренно молил еси Владычицу, да управит путь твой. Мы же, видяще твое неотступное упование на милость Царицы Небесныя, поем ти:

Радуйся, Божия Матере верное и возлюбленное чадо; радуйся, Ея священнаго покрова силы тайное постижение.

Радуйся, благословения родительскаго чрез Ея образ добронравный хранителю; радуйся, Заступницы усердныя благоговейный почитателю.

Радуйся, многочастне в нощи молитвы к Ней слезно возносивый; радуйся, помощь небесную от Нея непостыдно восприемый.

Радуйся, тако утешение в сердце своем обретый сладостное; радуйся, яко умиление приял еси благоотишное.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 4

Бурею помышлений движимый, пришел еси в обитель преподобнаго Сергия Радонежскаго, да укрепит твое сердце на подвиги предстоящаго иноческаго поприща всея России чудотворец и учитель монашескаго делания, преизливающий от раки своих честных мощей токи благодатныя помощи. Умилився же тамо сердцем, взывал еси с радостию: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша велие житие и благочестие богомудрых отцев и старцев Оптины пустыни, тайно оставил еси мир и вся, яже в нем, и пришел еси, не обинуяся, в обитель сию во смирении души, во еже спастися и угодити Богу. Мы же, видяще вящую ревность души твоея, приносим ти хвалебную песнь:

Радуйся, тленная блага мира сего нивочтоже вменивый; радуйся, сладость церковную познавый.

Радуйся, во обитель святую вселивыйся; радуйся, всего себе Богу отдавый.

Радуйся, заповеди Божия неленостно исполнивый; радуйся, плоды Христова учения сладце вкусивый.

Радуйся, подвигов святых отцев ревнителю; радуйся, чистоты душевныя неусыпный хранителю.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 5

Богозданная пустынь прият тя, яко во объятия отча, в нюже кротко вселился еси и тамо первее понесл еси труды послушания в келии великаго старца, богопросвещеннаго Льва, имже наставлен был еси к духовному деланию. Уведев же сладость отречения воли своея, возопил еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще твое иноческое преуспеяние, облекоша тя отцы пустыни в ризы схимы великия, и сподоби тя Подвигоначальник Христос благодати ангельскаго чина приобщитися, сего ради вопием ти:

Радуйся, всем сердцем Бога возлюбивый; радуйся, всею душею Ему послуживый.

Радуйся, веру чрез многия труды непреложно утвердивый; радуйся, надеждою на помощь свыше себе вооруживый.

Радуйся, любве евангельския сокровище; радуйся, даров Духа Святаго вместилище.

Радуйся, подвигов монашеских воине доблественный; радуйся, равноангельнаго жития подражателю предивный.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 6

Проповедник православныя веры и истиннаго жития во Христе Иисусе явился еси, противныя Евангелию и Церкви учения отрицая, и многия от пути заблуждения обратил еси ко Христу Жизнодавцу, поя благодарственно: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко свеща многосветлая, в земли Российстей, просвещая всякаго человека, приходящаго к тебе, светом истины, людие же, обремененнии грехми и скорбьми многими, обретоша в тебе богоразумнаго наставника благочестия и добраго отца всем немощствующим, страждущим и уничиженным, воспевающе таковая:

Радуйся, светильниче православныя страны Российския; радуйся, зерцало Божественныя любве.

Радуйся, столпе веры апостольския; радуйся, каменю надежды жизни вечныя.

Радуйся, наставниче во всяких обстояниих боговдохновенный; радуйся, проповедниче покаяния рачительный.

Радуйся, врачу недугов телесных; радуйся, целителю болезней душевных.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 7

Хотя последовати Самому Христу, подражал еси Ему всеусердно, взем иго Его на себе и, научився от Него кротости и смирению, обрел еси покой души своей, зовущей присно: Аллилуиа.

Икос 7

Новая и дивная звезда святости явися на небе церковнем, егда восшел еси по лестнице духовней к совершенству ангелоподобному, простерл еси лучи любве своея по лицу всея земли Русския и привлекл еси к себе знатная и худородная, мудрая века сего и немудрая, вопиющая к тебе сицевая:

Радуйся, граде, верху горы стояй; радуйся, светило, мрак неведения прогоняющее.

Радуйся, вся немощная врачуяй; радуйся, от бед и прельщений вражеских избавляяй.

Радуйся, печальных утешителю; радуйся, жаждущих духовный напоителю.

Радуйся, хитрословеснаго мудрования века сего обличителю; радуйся, многих заблудших на путь истины исправителю.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 8

Странником и пришельцем в земном мире предстал еси, взыскующим града небеснаго, и понесл еси тяготы и немощи ищущаго у тебе помощи ближняго, и тако исполнил еси закон Христов, поя с благодарением: Аллилуиа.

Икос 8

Весь огнем Божественныя любве исполненный, крест многотрудный болезней телесных пронесл еси чрез все твое иноческое житие, в терпении стяжав душу твою, по слову Евангелия Христова, и всех нас научил еси безропотному крестоношению, зовущих ти:

Радуйся, вождю ищущих спасения; радуйся, образе истиннаго послушания.

Радуйся, сам тяжкие недуги до конца претерпевый; радуйся, приходящия к тебе в болезнех и печалех терпению научивый.

Радуйся, паствы твоея изрядный душепопечителю; радуйся, алчущих жизни вечныя питателю.

Радуйся, обидимых покровителю; радуйся, непокорных воли Божией вразумителю.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 9

Все естество человеческое в болезнех и телесных немощех испытал еси, плоть распяв со страстьми и похотьми, и молитвою неустанною отгонял еси напасти и искушения лукавых духов и тем вся научал еси противостати кознем диавольским, взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 9

Витийства суемудрых, неведавших силы веры православныя, отметал еси словом Божиим и чистым житием твоим и воистину возсиял еси, яко светозарный столп благочестия и хранитель святоотеческаго предания, усердно прелагая древняя писания отцев в письмена удобовразумительная. Мы же, дивящеся трудом твоим, воспеваем сице:

Радуйся, веры правыя адаманте; радуйся, жития по вере крепосте.

Радуйся, духа благочестия насадителю; радуйся, добродетелей христианских сеятелю.

Радуйся, подвигов старчества преуспеяние; радуйся, множества иноков духовное просвещение.

Радуйся, приведый тех ко спасению; радуйся, обративый многия грешныя к покаянию.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 10

Спастися взыскующим Царства Небеснаго вспомоществуя, верный путеводитель явился еси, мирския и духовныя управляя; на конец же лет своих многия труды положил еси, обитель Шамординскую убогим устрояя, да сестры тоя обретут душевный покой и спасение, воспевающе песнь хвалебную: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище был еси чадом твоим, молитвами неусыпными от демонских наваждений охраняя; на невидимую брань с духи злобы вдохновлял еси их, гордость и славолюбие смирением упраздняя. Темже радующеся зовем ти:

Радуйся, стрелы вражия угасивый; радуйся, демонския полки победивый.

Радуйся, пленных от духов злобы свободивый; радуйся, из темницы страстей многия души изведый.

Радуйся, любовию и молитвами заблудшия к Богу обративый; радуйся, сирот и вдовиц добрый попечителю.

Радуйся, водительства иноков и инокинь богоносный зиждителю; радуйся, смиренномудрия и кротости доброгласный проповедниче.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, скорому помощнику в нуждах и печалех всем, к тебе с верою и любовию притекающим, до конца бо дней своих был еси чадолюбивый отец страждущих и обремененных, чающих утешения души. Темже неложно прославляется тобою Бог, дивный во святых Своих, зовущих непрестанно: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника добродетелей видеша в тебе вси концы, отче наш Амвросие, яко в терпении и смирении земное странствие скончал еси и исполнил еси вся, яже заповеда нам Христос во святем учении, и преселился еси от земли на небо, внидя в радость Господа своего, яко верный раб Христов. Темже радующеся воспеваем ти таковая:

Радуйся, усердный слуго, сотворивый волю Господина своего; радуйся, воине Христов, суету житейскую оставивый.

Радуйся, Богу Единому послуживый; радуйся, вся заповеди Божия исполнивый.

Радуйся, обители небесныя удостоивыйся; радуйся, горния славы приобщивыйся.

Радуйся, наследниче жизни вечныя; радуйся, угодниче Божий прехвальный.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 12

Благодати Божия сокровище некрадомое унаследовал еси и тихое, безмятежное пристанище на небесех обрел еси. Действием же промысла Божия во дни торжествуемаго тысящелетия Крещения Руси прославлен и к лику святых причислен был еси. Ныне, ублажающе память твою святую, поем вси: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое всероссийское прославление, возносим ти, яко благоухание кадильное, смиренныя наша молитвы: не забуди чад твоих, почитающих имя твое святое и взывающих к тебе в благодарении:

Радуйся, Амвросие, Божественнаго безсмертия тезоименитый; радуйся, Церкве Православныя честная похвало.

Радуйся, лика святых угодников причастниче; радуйся, сонма преподобных отцев сотаинниче.

Радуйся, пред Престолом Бога Всевышняго наш твердый предстателю; радуйся, пред судом Божиим наш теплый ходатаю.

Радуйся, нас, странствующих во юдоли плачевней, путеводителю; радуйся, о всей земли Российстей неусыпный молитвенниче.

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 13

О, дивный угодниче Христов и чудотворче, преподобне старче наш Амвросие, приими ныне малое моление недостойных чад твоих, не остави нас в скорбех и болезнех, прииди и простри руку помощи, настави нас на путь покаяния и спасения, во еже избавитися муки вечныя, да тобою присно славим Бога, вопиюще: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельскому житию …» и 1-й кондак «Избранный угодниче…».

Молитва первая

О, великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси и неленостно во трудех, бдениих, молитвах и постех подвизался еси и был еси наставник монашествующим, всем же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя, наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в немже мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость безконечная, изобильно проистекаемая от Единаго, Всесвятаго и Блаженнаго Источника безсмертия в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Обретение мощей Оптинских Старцев

Ровно десять лет назад, в июле 1998 года, в Оптиной пустыни состоялось обретение мощей преподобных Оптинских старцев. Портал Богослов.Ru публикует рассказ очевидца тех событий, а также предлагает вниманию читателей подборку уникальных фотографий, сделанных в монастыре во время работ по обретению мощей в 1988 и 1998 годах.

Иеромонах Василий (Росляков) перед могилками старцев

Точная дата начала раскопок заранее не назначалась. Отец наместник испрашивал благословение у Святейшего Патриарха задолго до начала июля, но разрешение из Патриархии пришло именно накануне дня памяти отца Никона (Беляева), т.е. на Скитский престольный праздник — Рождество Иоанна Предтечи. Отец Никон последним из старцев покидал монастырь в 1927 году и теперь через 70 лет как бы благословил работы по открытию мощей старцев.

Перед началом работ был отслужен молебен. На месте погребения старцев Анатолия и Варсонофия, между Казанским и Введенским храмами, а также за алтарем Никольского придела Введенского собора братия при большом стечении прихожан усердно молились об успешном совершении дела, к которому готовился и которого ждал церковный народ много лет.

Монастырские рабочие сняли брусчатку, положенную на местах захоронения старцев в 80-90 годы 20 века, сняли ограждения и некоторый слой земли. Затем места раскопок были обнесены временными ограждениями, турникетами и веревками и накрыты двумя армейскими брезентовыми палатками, специально привезенными для этого случая.

Было установлено непрерывное чтение Псалтири, место раскопок было освящено. Для участия в работах в Оптину приехал известный археолог С. А. Беляев, участвовавший ранее в обретении мощей святителя Феофана Затворника и в идентификации останков царской семьи.

Отец наместник планировал открыть мощи только некоторых старцев, так как производство раскопок представлялось весьма трудоемким делом. Вход на территорию монастыря в эти дни был ограничен. Монастырские рабочие участвовали только в первом этапе раскопок и помогли убрать надгробия, унести кресты и открыть верхние наслоения: брусчатку, составлявшую отмостку собора, землю, а затем и фундаменты разрушенных часовен старцев.

Прп. Анатолий (Зерцалов)

Мощи отцов Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия, находились между Введенским и Казанским соборами, отдельно от основного некрополя старцев. Ранее над ними была общая часовня. Раскопки начались 8 июля 1998 году одновременно здесь и за алтарем Введенского собора к северу от места где, как предполагалось, находились мощи пре- подобного Амвросия. Два иеромонаха и два инока начали раскопки могил старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Пришлось убирать обломки фундамента часовни, стоявшей ранее над их мощами. Братия обратили внимание, что появившийся в те годы в производстве бетон уже был использован в Оптиной пустыни. Видимо, по недосмотру угловая колонна часовни, которая могла быть построена после 1914 года, оказалась прямо над главой отца Варсонофия. По словам очевидцев, земля некрополя после разрушения, надгробия разравнивались трактором, и под его тяжестью эта колонна раздробила главу отца Варсонофия. Братия, занимавшиеся раскопками могил, говорили, что им очень хотелось «увидеть» мощи отца Варсонофия именно в день памяти его ученика, отца Никона. Сначала были удалены фрагменты фундамента часовни, затем остатки разрушенного общего свода склепа, а затем и крыши гробов старцев, провалившиеся и накрывавшие непосредственно мощи. Гроб отца Варсонофия располагался немного ниже гроба отца Анатолия. Он был накрыт покрывалом, бархатным с дорогой отделкой, пожертвованным еще в Голутвине, благодарными старцу прихожанами. Покрывало это упоминается в некоторых воспоминаниях и отображено на фотографиях похорон старца. Оно очень хорошо сохранилось, и было достаточно крепким. Впоследствии его поместили в новый гроб старца, под его мощами. Братия с благоговением и трепетом открыли последние фрагменты, скрывавшие честные главы старцев на исходе дня памяти отца Никона (Беляева). Уже читали 9-й час к службе Тихвинской иконе Божией Матери. Глава отца Анатолия была в очень хорошей сохранности, цвета выраженно воскового и кроме того довольно узнаваемая, соответствующая его облику по фотографиям. Кости старца восковые с темными пятнами были почти не потревожены, образовывали мощный скелет (кажется, старца недаром называли «большим»). Сросшиеся позвонки по 3-5 шт. указывали на болезнь. Взору братии открылась удивительная картина: в грудной части скелета, на том месте, где находится сердце, ясно было видно светлое пятно размером с блюдце. Об отце Анатолии говорили, что ему была дана особая молитва. Потом это пятно исчезло.

Прп. Варсонофий (Плиханков)

К прискорбию братии глава старца Варсонофия оказалась раздавленной упоминавшейся колонной и распалась на множество осколков размером примерно 3-4 см. Мощи старца были несколько темнее костей отца Анатолия.

Под мощи старца Анатолия (Зерцалова) удалось подвести металлический лист и поднять их на поверхность целиком. Косточки были со всей возможной тщательностью положены на белую бумагу, расстеленную на фанере, а впоследствии переложены в заранее приготовленные деревянные ковчеги.

У отца Варсонофия хорошо сохранился монашеский крест и параман. Среди косточек отца Анатолия находилось множество костей животных: их кости мелкие и белые, характерно раздробленные. Сохранность склепа и лежащего рядом архимандрита позволяет сделать вывод, что именно мощи старцев подверглись воздействию. Их покой пытались нарушить. Кроме того, в ногах старца Анатолия обнаружили маленький белый женский череп (он имел анатомические женские признаки). С большой вероятностью можно предположить, что это останки княгини Татьяны Ртищевой, которые также подверглись осквернению. Ее могила расположена точно на восток от могилы отца Анатолия. Видимо могила была потревожена потому, что в ней покоилась особа княжеского рода.

Окончание работ по обретению мощей старцев Анатолия I и Варсонофия пришлось на 6-7 часов утра 9 июля, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери.

Братию воодушевляла мысль о том, что должна быть восстановлена некая «историческая справедливость» и мощам старцев, отчасти подвергшимся поруганию должна быть воздана подобающая честь.

В склепах старцев. 1998 г.

К открытию мощей старцев на захоронении, находящемся за алтарем Никольского придела Введенского собора приступили также 8 июля. Было известно, что могилы на этом захоронении расположены рядами с севера на юг. За двадцать лет до передачи монастырю церкви, т.е. около 1968 года Надежда Александровна Павлович, поэтесса, духовное чадо старца Нектария наметила условно расположение могил братьев Киреевских и старца Амвросия.

Кроме того, Ольга Александровна Кавелина (инокиня Серафима) двоюродным дедушкой которой был архимандрит Леонид Кавелин, связанная с Оптиной пустынью с самого детства, помогала после открытия монастыря найти места погребения старцев.

Но этих сведений, как выяснилось позже, оказалось не достаточно. Отправляясь от места погребения старца Амвросия (как полагали ранее) стали открывать могилы находящиеся в этом ряду к северу.

Останки двух мужчин, как предполагалось старцев Макария и Льва, были извлечены со всеми необходимыми предосторожностями из земли, положены на бумагу расстеленную на фанере, а затем перенесены во Введенский собор.

Невозможно было не обратить внимания на одеяние тел и многие другие странные особенности. Братия пытались примирить и как бы подогнать несоответствия под ожидаемый результат раскопок (т.е. обретение мощей отцов Макария и Льва. Необходимо заметить, что найденные останки были в прекрасной сохранности). Но в результате обсуждения ситуации довольно скоро стало понятно, что произошла ошибка в рядах захоронений еще в 1988 году. И, таким образом, 16 октября 1988 года были обретены и выставлены для поклонения мощи старца Иосифа, а не преподобного Амвросия (как считалось ранее). К северу от могилы отца Иосифа находятся захоронения братьев Киреевских (Ивана Васильевича и Петра Васильевича), а также Наталии Киреевской, супруги Ивана Васильевича. Мощи же старцев Амвросия, Макария и Льва находятся в следующем к западу ряду.

Иван Киреевский

Хорошо сохранившаяся чиновничья шинель, пуговицы на ней, сапоги явно указывали на Ивана Киреевского, человека незаурядного, сумевшего при содействии благодати Божией преобразить свое мироощущение, стать искренним славянофилом и настоящим христианином. Участие в жизни обители, труды и благотворительность сподобили его чести быть погребенным рядом со старцами. Таковы же его брат Петр и супруга Наталья. Сам облик Ивана Васильевича был узнаваем в его останках: он был худощав, проступали характерные черты лица. Подбородок его оказался чист, а бакенбарды сохранились. В свое время Иван Васильевич прибыл в Оптину из Петербурга в оцинкованном гробе, и все его тело теперь оказалось осыпано позеленевшей оцинковкой.

Таким образом, Киреевские послужили обители и после своей кончины. Именно они указали дальнейший правильный ход раскопок, хотя это направление определилось и не сразу.

Недоумение по поводу ошибки в расположении мощей старцев продолжилось несколько часов. Было высказано множество предположений по этому поводу, решался вопрос, где же искать настоящие мощи старца Амвросия, а так же мощи других старцев. Слишком привычным казалось братии старое ошибочное расположение дорогих всем останков. Сложился некий стереотипный образ, от которого сложно было отказаться сразу. Отец наместник связывался по телефону со Святейшим Патриархом и получил благословение открывать мощи всех старцев, находящихся в некрополе. С этого момента могилы начали открывать в таком порядке: в следующем к западу ряду по отношению к могилам отца Иосифа и Киреевских были открыты могилы старцев а) Амвросия, к северу от него – б) Макария и Льва, к югу – в) Илариона и к востоку – г) Анатолия (Потапова).

Прп. Амвросий (Гренков)

Все работы теперь производились исключительно силами братии. Пространство вокруг могил было насколько возможно расчищено от земли и посторонних предметов. Были сделаны из досок приспособления, позволившие очистить захоронения от земли и в то же время не ступать прямо на гробы. Одновременно были открыты своды склепов старцев Амвросия и Макария, кладка сводов была частично разобрана ближе к ногам. Через такое отверстие братия проникали в склеп отца Амвросия, открывали гроб старца и затем передавали части мощей наверх, где они помещались на бумагу, расстеленную на фанерных столах. Очищали косточки от земли, затем в максимально более точном соответствии с анатомией скелета их перекладывали в специальные ящики. При составлении скелета братия полагались на знания наших иконописцев, т.к. некоторые мощи подверглись воздействию в той или иной степени и косточки были перемешаны. Так у преподобного Амвросия исчез крест парамана и косточки в центральной части груди располагались хаотично. В склеп старца Макария через отверстие в своде была свешена лампа, а проникнуть в склеп удалось через отверстие в стене со стороны склепа отца Амвросия.

Очень скоро все недоумения рассеялись. Правильность предположений о местонахождении мощей старцев подтвердилась. И хотя отец наместник справедливо требовал от братии с возможной тщательностью собирать все доказательства, было совершенно ясно, что мощи принадлежат именно монахам и именно искомым старцам. Части параманов, кресты, остатки клобуков, пузырьки с соборным маслом, само нетление мощей говорили о том, что открываются мощи преподобных Амвросия, Макария, затем Льва и других отцов. Да и душевное состояние братии говорило само за себя. Желание работать, желание бодрствовать (отцу наместнику даже приходилось отправлять некоторых братий отдыхать), благоговение и взаимопомощь, наконец, проявление братской любви говорили о том, что происходит необыкновенное событие.

Любовь старцев была преизобильно разлита на всех. Самые суровые были смягчены благодатью. И бысть им погребающим мужа, и се, видеша воинов, и повергоша мужа во гробе Елиссеове: (и впаде тело человека мертва,) и прикоснуся костем елиссеовым, и оживе и воста на ноги своя.(4 Цар.13:21)

Никто не сомневался, что силами братии все работы будут доведены до конца, а объем работ предстоял немалый.

Прп. Макарий

Все детали общей картины событий заняли свои места. Строение черепа старца Макария очень напоминало дошедшие до нас изображения преподобного. Вспомнилось, что к северу от склепа старца Льва находится могила помещика Алексия Желябужского, преданного почитателя и ученика преподобного. Он выстроил для старца целый корпус в обители.

К югу от преподобного Амвросия нашел себе упокоение старец Иларион, а далее покоится преданный друг последнего — отец Флавиан (Маленков).

Между рядами, в головах у старца Амвросия и в ногах у старца Иосифа, немного в стороне, лежал старец Анатолий (Потапов), который незадолго до своей кончины приходил именно сюда и говорил, что места для одного человека здесь хватит.

Братия вспомнили моменты из жития старца Иосифа, в которых говорится: » Жил при Оптиной пустыни древний старец – прозорливец, отец Пахомий – блаженный. Он очень любил отца Иосифа; и когда тот был еще простым монахом, отец Пахомий всякий раз, как с ним встретится, непременно попросит у него благословение. — Отец Пахомий, да я не иеромонах, — улыбнется ему отец Иосиф.

— Удивляюсь, — ответит Пахомий. — Отец Иосиф, все равно, что отец Абросим.

Одна раба Божия – юродивая, была у старца Амвросия, и увидя отца Иосифа сказала ему: «Вот было у одного старца два келейника; один из них и остался на его месте».

Умре отец его, и аки не умре: подобна бо себе остави по себе. (Сир.30:4)

Обретение мощей старца Иосифа. 1988 г.

Десять лет покровительствовал обители преподобный Иосиф, присоединяя к с своим чудотворениям молитвы и благословения преподобного Амвросия.

Сохранившиеся части гробов старцев Амвросия и Макария, части одежды, обивка гробов тщательно собирались для сохранения, как святыня.

Мощи преподобного Амвросия имели особенный цвет, цвет светлой проолифленной древесины. Сохранности очень хорошей. Склеп довольно сухой, немного заполненный землёй.

Гроб отца Макария находился ниже гроба отца Амвросия на 30-40 сантиметров, склеп более влажный. Мощи также в очень хорошем состоянии, цвета темного дерева. Когда были извлечены мощи отца Макария, и стало возможным без опасений разобрать свод склепа, расширили проем в стене между склепами и один из братий смог проникнуть в сильно заполненный землей склеп о

Прп. Лев (Наголкин)

Заполненный настолько, что расчищать путь к мощам возможно было только лежа. Расположенный еще на 30-40 сантиметров ниже склеп, кроме того был очень сырым. Могила старца подверглась воздействию: косточки скелета были разбросаны, перемешены с землей, так что приходилось просеивать всю землю, доставаемую из склепа. Одному из братий пришлось лежа передавать землю другому, влезавшему в склеп и вылезавшему из него, чтобы передать ее дальше. Наверху по поверхности склепа кто-то неосторожно прошел и восточная часть свода, как раз там, где передавали друг другу ведро с землей, обрушилась. Находящийся в склепе брат подвергся серьезной опасности и за короткое время пережил и ужас перед возможностью быть раздавленным в этом малом пространстве и страх смерти. И другой брат подвергся опасности быть погребенным под кирпичами обвалившейся части свода, если бы оказался в склепе и забирал бы землю в этот момент. Но его только мягко присыпало большим количеством земли. После страха пришло чувство милости Божией и присутствия и заступничества старца Льва. Наверху поставили дежурного и работы были продолжены. Мощи старца были успешно извлечены по частям и потом собраны почти без потерь.

Прп. Анатолий (Потапов)

Также постепенно во Введенском соборе оказались мощи старца Анатолия Младшего, у которого особенно хорошо сохранилась верхняя часть скелета, цветом походящая на мощи старца Амвросия.

Склеп отца Илариона не открывали сверху, а проделали отверстие в стенке со стороны склепа старца Амвросия. К отцу Илариону проник один из братий и полностью сам передал по частям мощи в отверстие.

Таким образом, к 11 июня мощи всех старцев, доступные к обретению были подняты, помещены в специально приготовленные деревянные ковчеги и ожидали дальнейшей обработки. Все работы проходили в полном согласии и братской любви. Это были незабываемые для братии дни, с которыми не хотелось расставаться. Это было событие, давно ожидаемое и не обманувшее ожиданий, одна из важнейших вех в жизни обители. Событие, неразрывно связанное с понятием прославление.

В эти же дни была восстановлена раздробленная глава преподобного Варсонофия. Один из иконописцев в течении нескольких часов с помощью размягченного пальцами воска смог собрать косточки черепа старца в единое целое с одной лишь единственной потерей фрагмента в области виска.

В один из дней раскопок обитель посетил архиерей, и это посещение было воспринято братией, как добрый знак и благословение Церкви.

Гробы с мощами старцев во Введенском соборе. 1998 г.

Настоящим торжеством Православия и было время, когда мощи старцев, подобающим образом приведенные в порядок и помещенные в специальные ковчеги, были выставлены в течение продолжительного времени во Введенском соборе напротив раки преподобного Амвросия.

Обитель ожидала перенесение мощей своих старцев в восстановленный и превращенный в усыпальницу храм Владимирской иконы Божией Матери.

Оптина Пустынь была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек. «Если вы хотите основательно ознакомиться с христианством,— говорил И. В. Киреевский,— то необходимо познакомиться с монашеством, со старчеством, а в этом отношении лучше Оптиной Пустыни трудно найти». Без преувеличения можно сказать, что это самый яркий духовный светильник Православной Руси XIX–нач. XX веков, возжжённый русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России. Конечно, и в других монастырях было немало святых, но трудно с уверенностью сказать, было ли когда-либо в России за всю её историю место, подобное Оптиной Пустыни, где родилось целое общество людей, обновлённых силой благодати Святаго Духа, которое так приблизилось бы к идеалу христианских отношений, к преддверию Царства Небесного уже здесь, на земле. Главной святыней обители были её прославленные боголюбивые старцы.

Старчество  — это особый духовный союз, который состоит в добровольном и полном послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нём, хотя бы сам был и очень умён, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира». Старцы — опытные подвижники и духовники — известны с самого начала монастырской жизни. Одними из первых старцев на Руси были преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Старцем был преподобный Сергий Радонежский. Спустя век после него — преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Нил Сорский.

Начало Оптинскому старчеству положил святитель Филарет, митрополит Киевский, бывший в то время Калужским архипастырем, обретение мощей которого также празднуется в эти дни. Он устроил скит при Оптиной Пустыни и пригласил сюда из Рославльских лесов отцов Моисея и Антония, последователей молдавского старца преподобного Паисия Величковского. Немного позже к ним присоединился старец Лев, прибывший из Александро-Свирского монастыря. Мудрость преподобного Льва скоро сделала его известным и вне обители. Ради духовных советов начали приходить к дверям его келии из городов и сёл купцы, дворяне, мещане и простой народ обоего пола. При преподобном Макарии старчество ещё более расцвело и укрепилось, и продолжало процветать при последующих великих преемниках по старчеству вплоть до окончательного закрытия обители после революции. Старцы имели особый дар сострадательной, жертвенной любви. Полагая души свои за всех приходящих, они всеми силами старались наставить их на путь истинный. Чужие горести и падения они делали своими собственными. Умирали каждый день, до полного изнеможения принимая страждущих. Каждое слово старца было со властью, касалось сердца и орошало его неземной силой, устремляло к Небу, соединяло с Богом. Возвращался богомолец из Оптиной, летел как на крыльях, неся в себе отблески того неземного света, который согрел и осветил его душу в маленькой келии старца.
От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В двух километрах от монастыря, на том же берегу Жиздры, также расположена станция Тупик.
В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская.

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. В нём живут 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт.

По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий.
Согласно устным преданиям козельцев, сперва Опта был грозным предводителем шайки станишников Козельской засеки . Со своей шайкой избрал дремучий лес, где теперь находится Козельск и прилегающая к нему пустынь. Затем, по неизвестным причинам, Опта оставил разбойную деятельность и принял монашеский постриг. В монашестве Опта принял имя Макарий, отчего пустынь, устроенная им на рубеже XIV—XV веков, получила название Макарьевой. Подвизаясь добрым подвигом, Опта успел до конца земных своих дней благоустроить и совершенствовать устроенную им пустынь. Где именно преставился и погребён Опта неизвестно, как и другие подробности его богоугодной жизни после обращения
До XVIII века материальное состояние монастыря было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.
С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время; некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни. Сестра анафематствованного в 1901 году графа Л. Н. Толстого Мария Николаевна Толстая († 6 апреля 1912 года) была насельницей основанного рядом старцем Амвросием женского Шамординского монастыря, где она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».

На территории монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР разместили около 5000 польских офицеров , позднее отправленных в Катынь.

Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.

В 1987 году монастырь был возвращён Русской православной церкви.

Храмы монастыря:

  1. Введенский собор — главный храм обители (построен в 1750—1771 годах). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы: Имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая Чудотворца. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
  2. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году): Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Кресто-воздвиженский. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских братий-иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нём проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.
  3. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г.): Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.
  4. Храм в честь прп. Илариона Великого (построен в 1874 г.): Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. В этом храме совершаются Таинства для мирян: крещение, отпевание усопших.
  5. Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту (построен в 1825 г.): Престол один в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.
  6. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»: Храм построен в 1997—2000 гг. Находится на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
  7. Храм в честь Преображения Господня: Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда не было храма. Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). В этом храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.
  8. Храм в честь прп. Марии Египетской: В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.
  9. Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении. Находится на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма размещается паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. В подклетном храме в честь Архангела Михаила служатся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. Посторонние не допускаются.
  10. Храм в честь Всех Святых. Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново. На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. В настоящее время на месте их погребения построена каменная часовня.

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.

Люди стремились попасть в Оптину даже в годы богоборческого лихолетья, стремились побыть на святой земле монастыря, поклониться могилкам Оптинских святых. Невидимая великая святость Оптиной, хотя разрушенной и осквернённой, притягивала многих. Старцы продолжали помогать людям своими молитвами.

Они и ныне, предстоя престолу Божию, молятся о нас и готовы помочь и утешить каждого из нас.

Кроме Оптиных старцев ,Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века: преподобномученики Евфимий, Пантелеимон, Лаврентий, Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит, Никон, Севастиан; мученик Борис.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится и сейчас. В честь убиенных монахов построена часовня. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.

Амвросий Оптинский

Конечно, самый почитаемый святой обители, является святой Амвросий Оптинский, (в миру Александр Михайлович Гренков; 21 или 23 ноября 1812 года — 10 октября 1891 г.) — священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви; почитался при жизни как старец. Прообраз старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Александр родился 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Фёдоровича Гренкова. Был шестым из восьмерых детей. Отец рано умер и Александр жил в многочисленной семье с матерью у деда, который был священником.

8 октября 1839 г. прибыл в Оптину пустынь. 2 апреля 1840 года был определён послушником монастыря . В ноябре того же года перешёл в скит под руководство старца Леонида . Был несколько месяцев на послушании в кухне. Сначала был помощником повара о. Геннадия, а позже сам стал поваром монастыря . После послушания на кухне стал келейником старца Леонида, занимался письмоводством . После смерти Леонида 11 октября 1841 дальнейшее послушание проходил у о. Макария .

29 ноября 1842 он принял постриг и был наречён Амвросием, в память святителя Амвросия Медиоланского. 4 февраля 1843 рукоположён во иеродиакона. 7 декабря того же года на пути в Калугу простудился и тяжело заболел. 9 декабря 1845 рукоположён во иеромонаха, но из-за болезни почти не мог служить (стал нештатным). Был пострижен в великую схиму без изменения имени.

23 августа 1846 года Амвросий был назначен епископом Николаем помощником о. Макария по старчеству . После смерти о. Макария 7 сентября 1860 года принял на себя труд старчества[ .

12 апреля 1870 получил наперсный крест

Скончался 10 (23) октября 1891 года в основанной по его благословению Шамординской обители.

На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу»

Добавить комментарий

Закрыть меню