Свенская икона божьей матери

Икона Божией Матери Свенская (Печерская)

В 1288 году, когда Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть, памятуя об иконе, исцелявшей недуги, послал в Киево-Печерскую Лавру за нею архимандрита. Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.
Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и Держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника».
Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.
После революции чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, где находится до сих пор.
В 2015 году был передан в дар обители точный список с чудотворной Свенской (Печерской) иконы Божией Матери, которая находится в Третьяковской галерее. Список иконы изготовлен попечением Тверского благотворительного фонда имени святителя Тихона Задонского. Чин освящения Свенского образа был совершен 27 августа в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах. Копия была написана в иконописной мастерской «Пелевин с сыновьями» (Тверь) и по заверениям экспертов исполнена на высоком художественном уровне. Точный список Свенскому монастырю передали в дар вместе со святыми мощами Киево-Печерских угодников Божиих. В обитель святыню доставили в день престольного торжества – праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Взбранней Воеводе и Деве Богородице, от всех родов на спасение наше избранней и, яко Матери Христа, Бога нашего, достодолжно ублажаемей, похвальное пение, вернии, принесем и пред иконою Ея с надеждою и любовию молитву вознесем: избави нас, Владычице, от враг видимых и невидимых, да спасеннии Тобою воззовем вси радостно:
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Икос 1

Ангелов множества и вся небесная воинства славят Тя, Царицу Небесе и земли. Прослави Тя, Пречистая, и великий князь Димитрий с вои русскими, егда, яко победитель над нечестивыми агаряны, путь свой к Первопрестольному граду совершая, в дар чудотворную икону Твою от людий града Гребени прият. Темже, держа ю на объятиих своих, со дерзновением возопи Преблагословенней:
Радуйся, сретением иконы Твоея верныя ратоборцы возвеселившая;
Радуйся, ею благословение Первопрестольному граду даровавшая.
Радуйся, шествием Твоим землю Русскую освятившая;
Радуйся, к вере христианстей многия люди обратившая.
Радуйся, агарянскаго зловерия Обличение;
Радуйся, веры Православныя Утверждение.
Радуйся, с верою прибегающим прошения исполняющая;
Радуйся, людем православным присно чудодеющая.
Радуйся, скорая человеком Помощнице;
Радуйся, премудрая верным Наставнице.
Радуйся, Великих Московских князей Покровительнице;
Радуйся, рода христианскаго усердная Заступнице.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 2

Видяще христолюбивии людие, в страданиих и скорбех сущии, чудеса от иконы Твоея, Владычице, бываемая, от многих мест к Тебе стекахуся и молитвы возсылаху. Темже, получивше с верою просимая, благодарне из глубины сердец взываху Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумеша людие промышление Божие о себе, егда, всечестная икона Твоя, Богомати, яко солнце пресветлое, в стольный град Москву святым великим князем Димитрием принесеся. Сего ради, светло празднующе честнаго образа Твоего сретение, с любовию к Тебе взываху:
Радуйся, яко икона Твоя во спасение нам даровася;
Радуйся, яко тою соборная церковь Успения украсися.
Радуйся, землю Русскую в удел Себе избравшая;
Радуйся, многими чудесы люди града Гребени удивившая.
Радуйся, заблудших грешников скорое Вразумление;
Радуйся, сердец наших Умиление.
Радуйся, Покрове чистоты и девства;
Радуйся, Ограждение благаго супружества.
Радуйся, прибегающих к Тебе милосердая Споручнице;
Радуйся, оставленных врачами безмездная Целительнице.
Радуйся, Божественною славою Украшенная;
Радуйся, дивными чудесами Прославленная.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 3

Силою, данною Ти свыше, многая чудеса сотворила еси, Владычице, в земли нашей и не возможно есть исчислити славныя победы над супостаты. Князие бо русстии, имеюще икону Твою, безстрашно отражаху вражия полчища, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще Тя неусыпающую Молитвенницу и усердную Заступницу, всякое уныние и страх отчаяния побеждаем. Ты бо, стяжавши велие дерзновение к Сыну Твоему и Богу нашему, любовию покрываеши землю русскую и всем твориши спастися. Сего ради, аще и нерадиви суще о своем спасении, обаче дерзаем со умилением глаголати Тебе таковая:
Радуйся, в бедах и скорбех скорая Помощнице;
Радуйся, теплая о нас пред Богом Молитвеннице.
Радуйся, православных воинов на поли брани укрепляющая;
Радуйся, елеем благодати Твоея раны их врачующая.
Радуйся, верная чада на подвиги благословляющая;
Радуйся, неверныя под ноги их покоряющая.
Радуйся, грешником грозное Обличение;
Радуйся, кающимся человеколюбное Снисхождение.
Радуйся, духовная очи, еже видети грехи, нам открывающая;
Радуйся, благодатную помощь ко исправлению подающая.
Радуйся, страстей пагубных Исцеление;
Радуйся, душ наших Спасение.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 4

Бурею недоумений обдержими быша людие, видяще церковь Успения Твоего, Владычице, огнем объяту. Егда же узреша икону Твою на воздусе верху пламене стоящу и не сгорающу, прославиша Бога дивнаго в чудесех Своих и Тя, Пресвятая Дево, Огнь Божества во чреве Твоем вместившую, в радости поюще: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще чудо от иконы Твоея, Всемилостивая Богородице, бываемое, како во огни, яко Неопалимая Купина, явися несгараема, удивляемся и, разумеюще знамение милости Твоея, воспеваем сице:
Радуйся, икону Твою чудесне во огни сохраньшая;
Радуйся, сим знамением любовь Твою к нам явльшая.
Радуйся, огнезрачная Палато на херувимех Седящаго;
Радуйся, одушевленный Престоле горними и дольними Владычествующаго.
Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая;
Радуйся, Творца Неба и земли без семени воплотившая.
Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем вместившая;
Радуйся, Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, нам породившая.
Радуйся, пламень огня геенскаго росою молитв Твоих угашающая;
Радуйся, хладная сердца наша огнем любве Божия воспламеняющая.
Радуйся, от всяких бед и скорбей нас сохраняющая;
Радуйся, жилища наша от огненнаго запаления соблюдающая.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 5

Боголюбивая Хранительница явилася еси, Владычице, егда злии татие, пришедше в церковь, тщахуся ризу иконы Твоея восхитити. Ты же, Пречистая, наказующи, наказала еси святотатцы сия, иныя попаливши огнем от лика иконы Твоея исшедшим, иныя же вразумила еси воспети Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Вемы, воистину вемы, Владычице, яко не оставиши ны, беззащитныя, и воспретиши врагом видимым и невидимым, тщащимся погубити души наша и Царствия Небеснаго лишити. Темже, яко обличила еси святотатцы злыя, соблюди и нас от злых татей князя воздушнаго, да благодарственно Ти вопием:
Радуйся, рода христианскаго теплая Заступнице;
Радуйся, во обители райския благая Путеводительнице.
Радуйся, праведный гнев Божий на милость претворяющая;
Радуйся, отчаянных и отверженных непрестанно милующая.
Радуйся, помраченных смыслом благодатное Просвещение;
Радуйся, творящих злыя похоти грозное Вразумление.
Радуйся, лукавыя правители строго обличающая;
Радуйся, обиженныя ими любовию ограждающая.
Радуйся, умерщвленныя грехми благодатию Твоею оживляющая;
Радуйся, надеждою благ вечных их увеселяющая.
Радуйся, злыя распри умиряющая;
Радуйся, и в малых скорбех нам помогающая.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 6

Проповедуют гради и веси земли нашея чудеса Твоя, Богородительнице, ихже Ты явила еси в защищении людей православных. Темже и икона Твоя прославися многими чудесы и явися русским великим князем, яко щит и ограждение и на враги одоление, иже победы улучавше, вопияху Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия отечеству нашему от иконы Твоея, Владычице, дивная победа, егда православнии воини изнесоша ю противу изменников и иноверных, хотящих град Москву разорити и веру Православную погубити. Ты же, одоление на враги даровавши, тьму неверия отгнала еси, всех же научила еси с любовию взывати:
Радуйся, Землю Русскую возлюбившая;
Радуйся, отечество наше в удел Себе избравшая.
Радуйся, врагов наших грозное Устрашение;
Радуйся, веры Православныя всемощное Защищение.
Радуйся, Покровом Твоим нас покрывающая;
Радуйся, заблуждших к познанию Истины приводящая.
Радуйся, в день скорби плач верных в радость обратившая;
Радуйся, знамением милости Твоея их сердца возвеселившая.
Радуйся, щедроты Твоя верным людем изливающая;
Радуйся, иконою Твоею им помогающая.
Радуйся, несумненная наша Надеждо;
Радуйся, тихое и доброе Пристанище.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 7

Хотящи обновити чудотворную икону Твою, Богомати, от мног лет в ветхость пришедшу, сестра царева со усердием украси ю и, совершивши молебное пение, возврати в новосозданную церковь, прославляющи Тя, Пречистая, Богу же взывающи: Аллилуиа.

Икос 7

Дивна дела Твоя, Владычице, и кто возможет достойно воспети я, издревле бо, яко залог милости, икону Твою отечеству нашему даровала еси скорбящим на утешение, болящим во здравие и всем христианом во спасение. Сего ради, благодарни суще, на образ Твой с любовию взирающе, со умилением зовем:
Радуйся, путь ко спасению нам указующая;
Радуйся, души верных к тихому пристанищу приводящая.
Радуйся, плач матерей о чадех своих утишающая;
Радуйся, юных от растления мира сего спасающая.
Радуйся, подвизающихся к Царствию Небесному Путеводительнице;
Радуйся, душепагубных ересей и расколов Искоренительнице.
Радуйся, мрак греховный душ наших просвещающая;
Радуйся, ум наш в горняя вперяющая.
Радуйся, пристрастие к тленному богатству от нас отражающая;
Радуйся, сокровище нетленное на Небеси искати всех научающая.
Радуйся, молящихся Тебе и Сыну Твоему Покров и Заступление;
Радуйся, люте страждущим скорое Вспоможение.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 8

Странное чудо явила еси, Богородице, некоей жене, яже глуха и нема сущи, мимоходяше и моляшеся пред иконою Твоею. Ты же, Милосердая Мати, не презревши моления ея, даровала еси слух, безгласная же уста подвигла еси благодарно воспети Богу: Аллилуия.

Икос 8

Все житие наше на земли болезнено и всякия скорби исполнено есть. Но ведуще Тя, Пречистая, скорую Помощницу и благую Заступницу рода христианскаго, с верою несумненною к Тебе прибегаем и пред иконою Твоею чудотворною слезы проливаем, во умилении зовуще сице:
Радуйся, иереев честных Благословение;
Радуйся, иноком в подвизех Поможение.
Радуйся, безматерних сирот любезное Воспитание;
Радуйся, отроков благодатное Просвещение.
Радуйся, супругом в любви Единомыслие;
Радуйся, старцем надежное Подкрепление.
Радуйся, алчущих и жаждущих Питательнице;
Радуйся, о всех нас присная Молитвеннице.
Радуйся, благодатное Утешение всех скорбящих;
Радуйся, несокрушимое защищение на Тя уповающих.
Радуйся, в час смертный нам помогающая;
Радуйся, смиренным Царствие Небесное уготовляющая.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 9

Все естество ангельское дивится Твоему неизреченному милосердию, Всемилостивая Владычице, зане теплым Твоим предстательством пред Сыном Твоим род человеческий заступаеши, весь мир от бед избавляеши и от вечныя смерти спасаеши всех, с верою к Тебе притекающих, Богу же вопиющих: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии боговещаннии многая пения составиша в честь Твою, Богородице, в нихже по достоянию прославиша Тя и воспеша чудеса от икон Твоих явленная. Такожде и мы, любовию объяти суще, дерзаем благодарственно принести Тебе похвалы сия:
Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице;
Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.
Радуйся, Всецарице, недуги наша благодатию исцеляющая;
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Радуйся, благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте;
Радуйся, Мати Дево всепетая, христиан Похвало.
Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая;
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Радуйся, Благодатная, Купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая;
Радуйся, Владычице, неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.
Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая;
Радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий, Человеколюбец Господь дарова нам Матерь Свою в покров и защищение. Темже, благодарни суще, на Тя надеемся, Владычице, и умиленно просим: буди нам всеблагая Помощница, да в радости воспоим Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая от лет древних явилася еси, Пречистая Владычице, в стране нашей, изливающи чудеса и осеняющи благодатною помощию христолюбивыя воины. Сия ведуще, благовернии князие и вси людие со благоговением вопияху Ти сице:
Радуйся, присно о нас, грешных, промышляющая;
Радуйся, в годы лютых испытаний нас не оставляющая.
Радуйся, в правой вере Укрепление;
Радуйся, надеждою спасения Ободрение.
Радуйся, Единому Богу работати научающая;
Радуйся, заповеди Божия исполняти помогающая.
Радуйся, ищущим спасения путь указующая;
Радуйся, и благодать им ниспосылающая.
Радуйся, горестная воздыхания наша утишающая;
Радуйся, слезы с ланит отирающая.
Радуйся, николиже нас, грешных, забывающая;
Радуйся, непрестанно за нас Христу молящаяся.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 11

Пение умиленное и благодарственное приносим Ти, Пречистая Владычице, яко во дни гонения безбожнаго землю нашу сохранила еси. Умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, еже Церкви российстей в мире и благоденствии пребывати и оградити ю от неверия, раскола и ересей, да вси едиными усты и единым сердцем сподобимся воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная Твоя икона, Всепетая Богородице, юже древле благоверный князь Димитрий на объятиях своих ношаше, и до днесь благоговейно почитается в пределех земли Московския. Вернии бо людие, возжелевше благодати тоя имети причастие, храмы во славу Твою созидают и пред образом Твоим взывают сице:
Радуйся, всех притекающих к Тебе скорая Услышательнице;
Радуйся, изнемогающих от уныния и печали благая Утешительнице.
Радуйся, воздыханий наших не отвергающая;
Радуйся, смятенным душам мир и покой подающая.
Радуйся, на князи и сыны человеческия надеятися нам возбраняющая;
Радуйся, козни диавольския побеждати нам помогающая.
Радуйся, яко Московскую землю возлюбила еси;
Радуйся, яко храмы Гребневския в ней устроити благоволила еси.
Радуйся, Богородских пределов дивное украшение;
Радуйся, града Одинцова незримое охранение.
Радуйся, весь на реце Клязьме иконою Твоею благословившая;
Радуйся, всех нас Твоим Покровом не оставляющая.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 12

Благодати Твоея не лиши нас, Владычице, погрязших в пучине беззаконий и люте страждущих. Обаче всю надежду на Тя возлагаем и, на образ Твой со умилением взираем, от негоже вси скорбящии и обременении грехми многими спасение и цельбы приемлют и радостно о Тебе воспевают Всеблагому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, взираем на образ Твой, Богомати. Ты бо, десницею Младенца Христа объемлющи, молишися о нас, Он же, мольбы Твоя приемля, милостивно благословляет Тя в знамение Своего благоволения. О сем убо удивляющеся, с любовию вопием Ти сице:
Радуйся, Творца всяческих на руку Твоею держащая;
Радуйся, о нас к Нему присно ходатайстующая.
Радуйся, Царице, Царем царствующих избранная;
Радуйся, Владычице, Господем господствующих прославленная.
Радуйся, светом радости души ободряющая;
Радуйся, греховную мглу нашу разгоняющая.
Радуйся, лукавых духов Низложение;
Радуйся, всех христиан Упование.
Радуйся, Светильниче златый, небо и землю освящающий;
Радуйся, Жезле правый, путь к Богу указующий.
Радуйся, неугасимая Лампадо, в нощи жития нам светящая;
Радуйся, световидная Лествице, к престолу Господню приводящая.
Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Пречистая Дево, Всемилостивая Госпоже Богородице, приими от нас, недостойных раб Твоих, малое сие моление, в простоте сердца Тебе приносимое, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, не остави нас матерним Твоим предстательством и Царствия Небеснаго сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Сей кондак глаголется трижды. Таже икос 1 и кондак 1.

Молитва

О, Царице Всеблагая и теплая Заступнице! К Тебе, единей нашей Надежди и Упованию, преклоньше колена, прилежно молимся: услыши прошения наша, из глубины сердца Тебе приносимая и буди нам, блуждающим по распутиям скорбныя жизни, верная ко спасению Путеводительница.
О, державная Заступнице! Ты древле князем русским была еси во бранех Вспоможение и на враги Одоление, многажды землю нашу от нашествия иноплеменных сохраняющи и люди русския спасающи. Ныне же, пред святым образом Твоим предстояще, усердное благодарение приносим и тепле молимся: заступай и на будущее время землю Русскую, умилосердися о нас, в суете жизнь свою провождающих, и прости недостойных, водвори в душах наших мир и тишину, егда же постигнет искушение, помози прияти е, яко вразумление, паче же принести истинныя плоды покаяния.
О, Пречистая Богородице! Даруй пастырем Церкве ревность и благочестие, правителем мудрость и правосудие, воином мужество и крепость и всем людем, яже ко спасению полезная. В час же кончины нашея отжени от нас духов злобы поднебесных, ищущих погибели нашея, и сподоби, Всемилостивая Владычице, непреткновенно проити воздушная мытарства и достигнути Царства Небеснаго, идеже вси святии вкупе с Тобою прославляют Триединаго Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери СВЕНСКАЯ

Икона Божией Матери Свенская

(1288, празднование 3/16 мая и 17/30 августа)

Служба иконе Божией Матери «Свенско-Печерской»

Свенская икона Божией Матери — древнейшая Святыня Брянской Земли. Она была перенесена во град Брянск из Киево-Печерского монастыря в конце XIII века. «В лето 6796(1288), — так повествует древнее сказание, — Благоверный Великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами, и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления». Древний же список Свенской чудотворной иконы, с изображением в лицах явленных чудес от нее поясняет, что великий князь Роман Михайлович Брянский послал в Киев вместе со священниками и «архимандрита Петровского» (Брянского Петро-Павловского монастыря).

Печерский архимандрит, с согласия братии, отпустил к Благоверному князю со священниками икону на лодке рекою Десною. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны, но едва провожавшие Святую икону сказали: «Проведем эту ночь в Свене реке», лодка пошла, и они заночевали на правом берегу. Проснувшись, они пошли помолиться пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, но не нашли ее. Тогда они пошли искать Святую икону на горе против реки Свены и нашли ее на большом дубе, между ветвями. Об этом чуде было донесено Благоверному князю Роману. Князь, сопровождаемый Епископом и священниками, отправился пешком к месту, где находилась икона. Дойдя до того места, где теперь стоит Свенский монастырь, вздохнув, он со слезами сказал: «О, Пречудная Владычице Богородице, Матерь Христа Бога нашего! Даруй мне, Госпоже, видеть очами своими свет и Твой чудотворный образ». Князь Роман дал обет на этом месте построить храм и монастырь, и дать ему столько земли, сколько увидит с этого места. В ту же минуту он увидел небольшую тропинку и велел поставить Крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь громко сказал: «О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Услышь глас молитвы моей идай прозрение очам моим!» После этой молитвы он прозрел и стал видеть лучше, чем прежде. Князь Роман приказал снять с дерева икону, но никто из простых священников не мог ее снять; только Епископ снял ее и поднес к князю. Приложившись к чудотворному образу, Благоверный князь повелел отслужить молебен, и сам со всеми бывшими на том месте начал рубить деревья. Вскоре был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже князь созвал братию, устроил монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом. Дерево, на котором стояла икона, срубили и употребили на доски для икон и на кресты.

Пресвятая Богородица изображается на Свенской иконе величественно возседающей на золотом возвышенном троне, который поставлен на особом амвоне в одну ступень. Правая стопа Матери Божией стоит на небольшом камне, а левая покоится на амвоне. На коленях Пресвято Девы возседает Предвечный Младенец, Господь наш, Иисус Христос и благословляет, Пречистая Богородица держит Своего Божественного Сына обеими руками. По обеим сторонам трона Владычицы на особых возвышениях стоят: с правой стороны — Преподобный Феодосий, а полевую — Преподобный Антоний, Печерские чудотворцы, — оба со свитками в руках. На свиткеу Преподобного Антония написано: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника». На свитке у Преподобного Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшного (на) хвалу и славословие Тебе». Преподобный Антоний представлен в полной монашеской схиме, а Преподобный Феодосий изображен вмантии и епитрахили, без клобука, с открытою главой.

Через некоторое время после основания монастыря оклад чудотворной иконы обломался. Вследствие просьбы Свенского игумена переделать оклад, царь Иоанн Васильевич велел принести икону в Москву и переделать оклад, прибавив много золота, серебра и драгоценных камней. Оклад сделали через три года и икону с молебствием возвратили в Свенский монастырь. Цари и великие князья Иоанн Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Феодорович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елисавета Петровна, Святейшие Патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие князья и вельможи почитали чудотворную Свенскую икону Божией Матери и благотворили Святой обители Свенской многими дарами. Много чудес совершалось и совершается от этой Святой иконы. Особенно замечательны из них следующие.

В 1566 году в Свенской обители заложили храм и через год выстроили его. Своды новопостроенного храма упали, но игумен Мартиниан с братией вышел из него невредимым. Однажды к обители подошли иноплеменники с намерением разорить ее, но Царица Небеснаяне допустила их: нападавшие вдруг были все ослеплены и все сокровища, взятые ими, были возвращены в обитель. И в другие времена неприятели подходили к Брянску, чтобы разорить его и жителей взять в плен, но каждый раз Царица Небесная не допускала их.

В 1673 году из города Трубчевска к чудотворному образу Богоматери привели земледельца Потапия, который так сильно бесновался, что едва могли удержать его. Как только отслужили молебен, он получил исцеление и постригся в Свенской обители в монашество.

В этом же году из города Севска пришел некто Афанасий, также страдавший от нечистых духов, и, после молитвы пред Святою иконою Божией Матери, получил исцеление.

В 1677 году 20 ноября теплый каменный храм Преподобных Антония и Феодосия Печерских разрушился, но Царские Врата и Святые иконы были найдены в Алтаре неповрежденными. Образ Воскресения Христова, лежавший на аналое, на третий день после разрушения храма был найден под кирпичами в щебне, также целым, между тем как аналой совершенно был раздавлен.

В 1685 году из города Трубчевска пришел земледелец Иоанн, бесноватый и, после молитвы перед Свенскою иконою Божией Матери, получил исцеление. В 1812 году, во время войны с французами, их полчища подошли к городу Брянску и грозили разорить его. В это время благочестивые жители города Брянская обратились с усердной молитвой к Царице Небесной, единственной Помощнице и Утешительнице во всех несчастиях. Взяв Ее чудотворный образ, обошли с ним вокруг города и вскоре получили известие, что в то время, когда в Брянске молились, неприятельские полчища возвратились назад. В благодарность за избавление от неприятеля брянские граждане со всем духовенством опять подняли икону Божией Матери и Крестным ходом обошли город, и в это самое время получили известие об изгнании французов из Москвы. В память этого заступления Пресвятой Богородицы жители города Брянска установили каждый год совершать крестный ход 11 августа, для чего накануне этого дня приносили Святую икону в город Брянск, в городском соборе совершали всенощное бдение, а утром после Божественной Литургии обходили вокруг города с чудотворной иконою, Крестами, иконами и Святыми хоругвями из всех храмов и со всем городским духовенствоми затем возвращались в собор. Перед вечернею народ приходил в собор и с честью и славою провожал чудотворную икону в обитель.

В память избавления от французов в 1815 году устроили новую золотую ризу на икону Божией Матери. В 1846 году брянский помещик Владимир Ростилавич Демидов изготовил на золотую ризу Свенской чудотворной иконы Божией Матери драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных бриллиантов, также бриллиантовые звезды на плечи Приснодевы, венец и нарукавники Предвечного Младенца.

В 1830 году Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска, семь недель сильно страдала глазной болезнью и затем ослепла. В мае месяце во время болезни девица Екатерина слышала голос, повелевающий принести в их дом из Свенского монастыря чудотворную икону. Узнав об этом, Иван Яковлевич Климов попросил принести Святую икону 19 мая 1830 года. На другой день принесли к нему Свенскую икону, отслужили перед нею молебен и освятили воду. Когда слепую подвели приложиться к Святому Кресту и окропили Святой водою, она немного прозрела. Но когда подвели ее приложиться к Святой иконе, больная прозрела и совершенно исцелилась от сильной боли. «Батюшка, батюшка! Я теперь все вижу,- радостно воскликнула несчастная, — и боли нет. Пусти, голубчик, нести образ». Но ей это не позволили. Свидетелей прозрения и выздоровления девицы Екатерины было десять человек.

В 1830 году Иван Васильев, сын Абрамов, крестьянин села Ревен Трубчевского уезда просил Преосвященного Никодима, Епископа Орловского, позволить принести в его дом чудотворную икону Божией Матери. «Я, — писал он, четыре года страдал помрачением ума, сильною тоскою и унынием; но как только дал я обет — поднять в свой дом чудотворную икону Божией Матери, то тотчас получил утешение и отраду». Епископ позволил, и чудотворная икона была поднята в село Ревны.

В 1832 году в Свенский монастырь приехала женщина из Смоленской губернии, одиннадцать лет страдавшая беснованием. Во время припадков она сильно кричала. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. После молебна больная приложилась к Святой иконе и получила исцеление. В 1840 году Карачевская помещица Александра Ивановна Гринева сообщила: «Я от простуды получила сильное воспаление в глазах и почти слепоту, и рожу на голове и на всем лице, страшно больно и невыносимо мне было смотреть на свет, а более на огонь; я должна была ходить с вожатым, и накрыв совсем голову и лицо; это продолжалось до октября. Во время Свенской ярмарки я, узнав об исцелении от глазной болезни при Святой Свенской иконе Божией Матери, просила отвезти меня туда. Ехали мы день и ночь, так как я не выносила скорой езды. На пароме перевезли нас прямо к монастырю. В это время служили раннюю обедню; меня ввели в церковь и поставили сзади всех, чтобы не видать мне света от свечей; боль была невыносимая. После Литургии понесли Святую икону в лавку, я шла сзади, взяв ссобою полотенце и стакан. Мне подали Святой воды, которую освящали в лавке; я помочила глаза и все лицо: в ту же минуту боль утихла; я сбросила покрывало с лица, уже не чувствуя никакой боли; опухоль прошла, и я совершенно была исцелена. При этом дали мне на дорогу бутылку Святой воды: я ею умывалась, и воспаление и боль совершенно окончились и более не возвращались, по милосердию Матери Божией, совершившемуся надо мною пред чудотворною Свенскою иконою. Что свидетельствую по чистой совести и подписуюсь: Карачевская помещаца Александра Ивановна Гринева». Далее она добавляет: «Тотчас после моего приезда домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева трехлетнего сына Андрея, совершенно ослепшего от оспы и отправила больного с его отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей совершенно исцелел в монастыре, и доселе находится в военной службе».

Благочестивые брянские жители очень чтили Свенскую икону и во всех важных обстоятельствах своей жизни усердно молились перед нею. Вступали ли в брак, отправлялись ли суда в далекое плавание, или обозы шли с товарами, в радостях и печалях, — всегда приходили в Свенскую обитель и усердно молились перед Святою иконой Божией Матери.

Часто благочестивые граждане города Брянска и жители окрестностей и других мест принимали в свои дома Святую икону Божией Матери. Издревле поднятие чудотворного образа совершалось так. Когда желающие поднять Святую чудотворную икону приходили в обитель, начинался соборный благовест в большой колокол с переводом и во все колокола. Настоятель с братиею шли в храм; собирались и жители соседних сел. Настоятель с собором братии в облачении выходил из Алтаря, становился пред чудотворным образом и благословлял начинать молебен. Во время пения тропаря два иеромонаха брали Святую икону и выносили ее из храма. Настоятель, иеромонахи и весь народ шли за нею. По выходе за монастырские ворота, при звоне колоколов и пении стихир, иеромонахи со Святою иконою останавливались на площади лицом к обители. Настоятель стоял пред чудотворным образом с Крестом в руке, а иеродиаконы с кадилами. Иеродиакон произносил ектению, и бывал отпуст. Настоятель прикладывался к иконе и просил Царицу Небесную не покидать обитель, затем давал приложиться ко Кресту поднимавшим Святую икону. Получив благословение, подъемлющии в свой дом чудотворный образ, принимали его от иеромонахов. Иеромонах, назначенный для сопровождения Святой иконы, принимал от настоятеля Крест. Затем отправлялись в путь при пении и колокольном звоне, а настоятель с братиею возвращались в обитель.

В городе Брянске и в селах, когда несли чудотворную икону, в храмах звонили вовсе колокола, и благоговейные христиане встречали и провожали ее с радостию и трепетом, воздавая почитание Самой Царице Небесной. При встрече и проводах Свенской иконы падали на колени, ложились на землю, клали под Святую икону грудных младенцев, подводили отроков, чтобы над ними пронесли чудотворный образ. Это время было праздником для всего селения: дворы, улицы и площади чисто подметались, избы украшались.Так же торжественно провожали Святую икону в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходили из монастыря на встречу Святыне. При звоне во все колокола настоятель кадил чудотворный образ, принимая Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи принимали Святой образ от Богомольцев. В храме икону ставили на место, диакон произносил ектению, затем был отпуст и целование Святого Креста и чудотворного образа. В соборном монастырском Успенском храме чудотворная икона Божией Матери занимала первое место в иконостасе по правую сторону Царских Врат, а в теплом храме для нее было устроено особое место.

В Свенском монастыре находился очень древний список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Эта Святая икона была украшена золотой ризой, той, которая прежде была на чудотворной иконе и устроена в 1778 году при игумене этой обители Никодиме. При этой же ризе находились жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе цареми великим князем Иоанном Васильевичем при возвращении ее из Москвы в обитель.

После большевистского переворота Свенский Успенский монастырь был закрыт, а Успенский собор взорван. Чудотворную икону Божией Матери передали Главнауке Наркомпроса на реставрацию, а оттуда — в Третьяковскую галерею, где она находится и в настоящее время. В 1992 году возродилась монашеская жизнь в Свенской обители. С 2000 года возобновлен ежегодный Крестный ход со Свенской иконой Пресвятой Богородицы, который совершается теперь в самый день празднования ей, 30 августа, и с 2004 года проходит из Свенского монастыря по городу Брянску к Кафедральному Собору во Имя Святой Троицы.

Добавить комментарий

Закрыть меню