Сторожевский монастырь в звенигороде

Посещение, режим работы обители

Тем, кто решил побывать здесь, стоит заранее связаться с паломнической службой.
Важно! По понедельникам служба не работает. В остальные дни – с 10.00 до 17.00. Экскурсоводы не только познакомят с жизнью обители, но и расскажут об особенностях монашеского уклада, правилах, которые действуют для иноков. Гости смогут узнать о святынях, которые хранятся в монастыре, познакомиться с историей жизни его основателей.
Разработаны два туристических маршрута.

  • Первый рассчитан на полтора часа и включает в себя знакомство с архитектурным ансамблем обители, посещение главного храма – собора Рождества Богородицы, а также Преображенской и Троицкой церквей. Гости могут подняться на крепостную стену и колокольню.
  • Второй маршрут занимает четыре часа и включает в себя экскурсию по кремлю Звенигорода с посещением Успенского храма, знакомство с монастырем (по программе первого маршрута), посещение скита Саввы Сторожевского.

Гостям обители обязательно стоит учесть, что она является действующей, поэтому здесь достаточно строгие правила, касающиеся внешнего вида и поведения посетителей.

  • Запрещены шорты, открытые плечи, женщинам надо быть в юбках или платьях, с покрытой головой (юбки и платки предлагают при входе в обитель), без косметики.
  • Здесь нельзя шуметь, курить, употреблять алкогольные напитки, включать музыку.
    Важно! Фотографировать можно только архитектурные памятки – съемка в храмах или снимки монашеской братии запрещены.Открывается для посетителей обитель в 6.00, закрывается – по завершении вечерней службы.

Купальня, расположенная у Скита, открыта каждый день:

  • зимой – 7.00-20.00;
  • весной и осенью – 7.00-21.00;
  • летом – 7.00-22.00.
  • По понедельникам закрывают купальню на час раньше.

История создания Саввино-Сторожевского монастыря

  1. Обитель была основана в самом конце XIV века на горе Стороже по просьбе местного князя Юрий Дмитриевича. Основателем является Звенигородский чудотворец, ученик Сергия Радонежского преподобный Савва.
  2. Изначально возвели лишь Рождественский храм и келью, однако сооружения были деревянными. Через несколько лет собор стал каменным; рядом с ним погребли основателя. До сегодняшнего дня сохранились остатки фундаментов древних сооружений – Святых врат, Сергиевого храма, трапезной.
  3. В период польско-литовской интервенции и Смуты обитель пострадала: ее жгли и грабили, однако при Михаиле Федоровиче началось ее возрождение.
  4. Следующий Романов – Алексей Михайлович – решил воздвигнуть новые храмы для обители. С 1650 года начался следующий строительный период, который продолжался менее десяти лет. За это время обновили Рождественский собор, построили крепостные стены с башнями, новые храмы, хозяйственные сооружения. Для этого неподалеку заложили кирпичные заводы, которые и обеспечивали обитель стройматериалом. Позже Алексей Михайлович сделал этот монастырь своей резиденцией. Считается, что такое внимание к обители объясняется чудом, которое произошло с монархом в местных лесах – он спасся от разъяренного медведя. В этот же период обрели мощи Саввы Сторожевского, в память о чем отлили Благовестный колокол. В это же время обитель получила статус лавры.
  5. Позже монастырь потерял часть привилегий, однако монаршие особы продолжали приезжать сюда. В период царствования Екатерины II здесь открыли духовную семинарию.
  6. С приходом советской власти вокруг монастыря вновь разгорелись страсти: местные жители протестовали против вскрытия мощей преподобного Саввы, однако последние конфисковали, а обитель закрыли. Здесь были и санаторий, и музей, и воинские части.
  7. С 1995 года началась новая эпоха возрождения обители. Сюда вернули мощи ее основателя.

Саввино-Сторожевский монастырь

О монастыре

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.
В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV до начала XVII в., второй — середина XVII–XIX вв.
Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.
Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.
К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек. В ходе раскопок 1955–1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта абсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.
Пострадавшие в Смуту церковь и трапезная были разобраны в период обновления обители в середине XVII в.
В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.
Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.
В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону.
Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.
В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.
В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундаменты которой сохранились. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные посторойки.
Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.
Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.
При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном.
В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна (1749 г.), при которой настоятелем монастыря был придворный проповедник архимандрит Гедеон, а также императрица Екатерина II (1762 и 1775 гг.). При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.
В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.
В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.
Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.
После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.
Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 т.
Особый след в жизни обители оставил ее настоятель епископ Леонид (Краснопевков), а значительная часть ремонтных работ в монастыре была исполнена на средства известного звенигородского благотворителя, владельца суконной фабрики в с. Ивановское Звенигородского уезда П.Г. Цурикова.
В XIX в. тремя изданиями вышел капитальный труд по истории обители, написанный одним из виднейших представителей московской церковно-исторической школы — ректором Московской духовной академии С.К. Смирновым.
Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная ныне к лику святых.
В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.
В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.
Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.
В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.
В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).
Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.
При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.
Основная литература:

  • Смирнов С.К. Историческое описание Савина Сторожевского монастыря. Составлено С. Смирновым. — М., 1860. М.: Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2007.
  • Яшина О.Н. Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории. Часть вторая XVIII–XXI век. Авт. текста Яшина О.Н. М.: Издание Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2003.
  • Кондрашина В.А. Саввино-Сторожевский монастырь. Фотоальбом. Автор-составитель В.А. Кондрашина. М.: Лето, 1998.
  • Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.
  • Седов Д.А. Настоятели и наместники Саввино-Сторожевского монастыря//Саввинские чтения. М.: Северный паломник, 2007. С. 134–202.
  • Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.

Контактная информация:

Адрес Саввино-Сторожевского монастыря: 143180, Московская область, гор. Звенигород, Ратехинское шоссе, 8.

Адрес Социально-реабилитационного центра «Детский приют при Саввино-Сторожевском монастыре»:

143180, Московская область, гор. Звенигород, Верхний Посад, пер. Лапинский, д. 27.

Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до окончания вечернего богослужения.

Купальня на Скиту открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. Весной и осенью с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

Контактные телефоны:

Приемная наместника

+7 495 933 79 78;

savvazven@gmail.com

Благочинный

+7 495 992 55 33

Бухгалтерия

+7 495 992 94 50

Имущественно-правовой отдел

+7 495 992 49 66

Паломническая служба

+7 903 274 01 21 (с 10:00 до 17:00, кроме понедельника);

palomnik-ssm@mail.ru

Детский приют

+7 495 992 55 26
+7 498 697 44 44

Издательский отдел монастыря

+7 495 926-59-91

Торговый отдел +7 906 799 37 29

Факс

+7 495 933 79 78

Гостиница при Саввино-Сторожевском монастыре: 8 (963) 640 37 00.

С подробной информацией о гостинице, порядке заселения и стоимости проживания можно ознакомиться .

E-mail : savvazven@gmail.com и ssmsite@list.ru

Facebook: http://www.facebook.com/ssmsite

Проезд:
— электропоездом: от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;
— автобусом — от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

— автомобильным транспортом: по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по «бетонному кольцу» еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса «Звезда», свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».

Для пользователей навигаторов лучше всего указывать пунктом назначения населенный пункт Саввинская слобода. В этом случае, монастырь будет находиться справа, на берегу Москвы-реки, за 3 километра до конечного пункта пути.
Банковские реквизиты:
Саввино-Сторожевский
ставропигиальный мужской монастырь
ИНН 5015001687
Адрес: 143180, Московская обл., г. Звенигород
КПП 501501001
Р/С 40703810940290107235
в ОСБ 9040 / 01621
К/С 30101810400000000225
БИК 044525225
«Сбербанк России ОАО»
г. Москва

История

Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.

Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV века (1402 год) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).

Общий вид обителиКолокол Алексея Михайловича

В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Фёдор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесён каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе.

Французские войска входят в Сторожевский монастырь с целью грабежа обители. Явление Святого Саввы Евгению Богарне. Клеймо иконы Святой Савва Сторожевский с житием

Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. 12 сентября 1812 года у стен монастыря состоялся бой под Звенигородом. Монастырь, занятый после этого французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.

В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918 года сюда прибыл с мандатом продкомиссара некто Константин Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского, что стало причиной Звенигородского мятежа. Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание… В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации сломали уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.

9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождавшимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.

К тому моменту монастырь находился в плачевном состоянии и нуждался в срочной реконструкции. По воспоминаниям архимандрита Саввы (Фатеева), работы по его восстановлению велись медленно. «Службы велись по музейному распорядку. Если повсеместно всенощная начиналась где-то в 5 часов вечера, то у нас — в 2. Потому что в 5 музей уже закрывался. Монахов не было. Был один трудник — даже не трудник, а просто охранник. Ситуация была плачевная, она не устраивала ни церковное начальство, ни самого тогдашнего наместника отца Иеронима».

В августе 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Свято-Даниловом монастыре торжественно перевёз в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 году был открыт памятник преподобному Савве. Ныне в обители 30 монахов. Восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.

В монастыре готовят легендарный квас, настаивая на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). При монастыре (в специальном здании за пределами основной территории) планируется открыть Музей церковного вина.

Собор Рождества Богородицы, начало XV века

Здания и сооружения

Храмы

  • Рождество-Богородицкий собор (традиционная дата постройки — 1405 год — оспаривается), позднее к собору пристроили Саввинский (южный) придел, двустороннюю паперть и ризницу, кокошники воссозданы советскими реставраторами;
  • Надвратный храм Живоначальной Троицы построен И. М. Шарутиным в 1650 году;
  • церковь преподобного Сергия Радонежского в колокольне;
  • храм святого Алексия, человека Божия;
  • Трапезная церковь, храм во имя Преображения Господня (построен в 1695 году по распоряжению царевны Софьи).

Другие здания

  • Трапезная (1652—1654; найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке) — четырёхэтажное строение, выдающееся достижение русской архитектуры XVII века, одна из крупнейших по площади каменных построек своего времени, которую с восхищением описал Павел Алеппский. В белокаменном подклете, углублённом на 6 м в землю, помещался ле́дник и имелся колодец глубиной 15 м. На втором этаже находилась кухня, вокруг которой были кельи для служителей. На третьем этаже располагалась собственно столовая палата, перекрытая крестовыми сводами, площадью около 500 м² (для сравнения — площадь Грановитой палаты Московского Кремля — 495 м²). Трапезная освещалась «кругом» окнами, причём со стёклами, а не со слюдой. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения, в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия. В 1806 году, после того как перекрытия четвёртого этажа обрушились, здание было сильно перестроено. В XX веке проведена научная реставрация памятника.
  • Царицыны палаты (1652—1654). Дворец был построен для царицы Марии Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича. Это одноэтажное здание с подклетом до 1828 года имело второй деревянный этаж. Здание делится на парадную и хозяйственную половины. Парадная половина состоит из трёх частей с отдельными входами: центральная часть — для царицы, боковые — для свиты. В хозяйственной половине анфилада комнат проходит через всё здание.

Царские палаты

  • Дворец царя Алексея Михайловича строился в три этапа. В 1652—1654 годах была сооружена северная часть дворца. В 1674—1676 годах дворец представлял собой одноэтажное строение на подклете из семи клетей с отдельными входами длиной около 100 м. Парадную центральную часть занимали покои царя, в северной части находились кухонные помещения, остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. У четырёх клетей был деревянный второй этаж, куда вели узкие внутристенные лестницы. В 1686—1687 годах при царевне Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж. Дворец сильно пострадал при пожаре 1742 года.
  • Братские корпуса (середина XVII века), место обитания монахов, неоднократно достраивались и перестраивались.
  • Жилой корпус Духовных училищ построен по проекту Дмитрия Борисова (1820-е) на месте Казначейского корпуса.
  • Звонница имеет четырёхъярусную конструкцию, которую венчают четыре каменных шатра с главками.

Башни

Крепость строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова.

До революции Красная башня выглядела иначе

В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стены Троицкого Калязинского монастыря, в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть.

  • Красная (над Святыми воротами)
  • Житная
  • Водовзводная
  • Усовая
  • Больничная (не сохранилась)

Реставрация

  • 1950-е Реставрация трапезной и Троицкой церкви В. И. Федоровым и М. Д. Циперовичем
  • 1955—1958 Раскопки Н. С. Шеляпиной
  • 1969—1975 Очищение фресок Д. Е. Брягиным
  • 1970-е—1980-е Реставрация башен Л. К. Россовым, О. В. Скороходом, Л. Э. Тэпфер
  • 1972 Реставрация Рождественского собора Л. К. Россовым
  • 1973 Реставрация Саввинского придела В. М. Пустоваловым

Настоятели

Игумены (1398—1650)

  • Савва Сторожевский (1398—1407)
  • Савва II (1407—1423 (?))
  • Феодор (1428)
  • Дионисий (1430 (?))
  • Досифей (ок. 1435)
  • Иосиф (1445)
  • Евфросин (1454)
  • Евсевий (ок. 1462—1470)
  • Варлаам (ок. 1472)
  • Зосима (в правление князя Звенигородского Андрея Васильевича)
  • Дионисий II (1490—1493)
  • Каллист (1505)
  • Савва III (1518)
  • Варсонофий (1524)
  • Серапион (1525)
  • Филофей (1529)
  • Макарий (1530)
  • Мисаил (1539)
  • Афанасий (1542—1550)
  • Филарет (1550—1555)
  • Филофей II (1558)
  • Варлаам II (1568—1570)
  • Евсевий II (1570)
  • Феодосий (1589)
  • Герман (1592)
  • Нафанаил (1595)
  • Боголеп (1598)
  • Исайя (1606—1612)
  • Макарий II (1628-29)
  • Иосаф (1629)
  • Иона (1638)
  • Никон (1641—1643)
  • Варлаам III (1643—1650)

Архимандриты (1650—1800)

  • Варлаам (1650—1651)
  • Гермоген (1651—1654)
  • Никанор (1654—1658)
  • Тихон (1660—1666)
  • Филарет (1666)
  • Варнава (1666—1673)
  • Сильвестр (Черницкий) (1673—1699)
  • Мелетий (1699—1711)
  • Сильвестр II (1711—1723)
  • Трифиллий (Поморцев) (1723—1725)
  • Досифей (Любимский) (1725—1731)
  • Антоний (1731—1734)
  • Симон (1734—1739)
  • Иларион (Григорович) (1739—1743)
  • Карион (1743—1752)
  • Сосипатр (1752—1754)
  • Гедеон (Криновский) (1754—1758)
  • Иоанникий (Павлуцкий) (1758—1761)
  • Никон (Зертис-Каменский) (1761—1765)
  • Феофил (Игнатович) (1765—1771)
  • Павел (1770—1771)
  • Варфоломей (1771—1773)
  • Варлаам (1773)
  • Евстафий (1773—1775)
  • Павел II (1775—1776)
  • Феофилакт (1776—1788)
  • Нектарий (Шиянов) (1789—1792)
  • Мельхиседек (Заболотский) (1788—1791, 1792—1794)
  • Арсений (1794—1799)

Епископы Дмитровские (1800—1877)

  • Серафим (Глаголевский) (1799−1804)
  • Августин (Виноградский) (1804—1819)
  • Лаврентий (Бакшевский) (1819—1820)
  • Афанасий (Телятьев) (1821—1824)
  • Кирилл (Платонов-Богословский) (1824—1827)
  • Иннокентий (Сельнокринов) (1827—1831)
  • Николай (Соколов) (1831—1834)
  • Исидор (Никольский) (1834—1837)
  • Виталий (Щепетев) (1837—1842)
  • Иосиф (Богословский) (1842—1849)
  • Филофей (Успенский) (1849—1853)
  • Алексий (Ржаницын) (1853—1857)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (1857—1858)
  • Порфирий (Соколовский) (1858—1859)
  • Леонид (Краснопевков) (1859—1876)
  • Никодим (Белокуров) (1876—1877)

Епископы Можайские (1877—1917)

  • Игнатий (Рождественский) (1877)
  • Амвросий (Ключарев) (1878)
  • Алексий (Лавров-Платонов) (1878—1882)
  • Мисаил (Крылов) (1883—1885)
  • Александр (Светлаков) (1886—1892)
  • Тихон (Никаноров) (1892—1899)
  • Парфений (Левицкий) (1899—1904)
  • Серафим (Голубятников) (1905—1908)
  • Василий (Преображенский) (1908—1914)
  • Димитрий (Добросердов) (1914—1919)

наместники в сане архимандрита

С 1995 года — Ставропигиальное подчинение монастыря Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси

  • Иероним (Карпов) (9 февраля 1995 — 21 ноября 1997)
  • Феоктист (Дорошко) (21 ноября 1997—2006)
  • Савва (Фатеев) (c 16 декабря 2006)

> См. также

  • Саввинское подворье (подворье Савво-Сторожевского монастыря) в Москве

Примечания

  1. 1 2 Ковалёв-Случевский К. Вернуть Рублёвке её историческое название – Звенигородское шоссе. Дата обращения 2 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  2. О монастыре. Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Дата обращения 2 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  3. Кондрашина В. А., Аверьянов К. А.. Саввинская слобода. Города и поселения Одинцовского района. Одинцово-ИНФО. Дата обращения 2 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  4. Церковь воинствующая // Монастырский вестник № 1 январь 2014, стр. 53
  5. Музей церковного вина в Звенигороде
  6. Павел Алеппский. Посещение Саввина Сторожевского монастыря Антиохийским патриархом Макарием в 1656 году, пер. с арабского Г. А. Муркоса. — М., 1896.
  7. Трапезная Саввино-Сторожевского монастыря на сайте обители.
  8. Пустовалов В. М. Новые данные о церкви Преображения Господня и трапезной палате Саввино-Сторожевского монастыря (обзор источников)// Саввинские чтения 2006. — М.: Северный паломник, 2007. — С. 62—81

> Литература

  • Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь // Православные монастыри. Путешествие по святым местам : Журнал. — № 5. — 2009.

> Ссылки

  • Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Официальный сайт.
  • Саввино-Сторожевский монастырь. на сайте sobory.ru.

Добавить комментарий

Закрыть меню