Сретение господне праздник

Сретение господне один из самых популярных праздников у православных. Даже те, кто не особенно следит за соблюдением христианских традиций, что-либо да слышали об этом святом дне. Однако, далеко не все знают, что именно празднуют верующие в этот день, в отличие от Пасхи, когда произошло воскрешение Христа или Рождества, когда Спаситель появился на свет. Так что же мы вспоминаем в праздник Сретение Господне? Из нашего материала вы узнаете о происхождении этого слова и возникновении праздника, а также познакомитесь с главными традициями и святынями этого светлого дня.

Этимология слова сретенье

Давайте уже узнаем, что означает это слово сретенье. В отличие от Пасхи, сретенье не является плавающим праздником, а имеет в календаре постоянную прописку – 15 февраля, независимо от того, в каком году православные отмечают этот день, в високосном или нет.

Сретение означает – встреча в переводе со старославянского церковного языка. В этот день встречаются два главных Завета – Ветхий и Новый, другими словами, традиции и законы древнего мира сообщаются с более современными, христианскими канонами. Причем, своим возникновением, этот праздник обязан личности, которой в Евангелие отводится второстепенная роль.

Евангелие от Луки

Праздник Сретение Господне празднуется на сороковые сутки после рождения Иисуса Христа. 15 февраля православный праздник устраивается в честь событий, рассказанных в Евангелие от Луки. Появление ребенка требовало от иудеев соблюдения нескольких важных традиций. Отсюда же и 40 дней. В течение этих дней, прошедших после рождения ребенка, матери было запрещено появляется храме. А в случае, если на свет появилась девочка, то воздерживаться от посещения святыни нужно было целых 80 дней. Праздник Сретения Господня появился, в том числе и благодаря этим традициям. Согласно второй из них, после того, как мать выдержала срок, требовалось принести в жертву ягненка и голубку. Маленький ягненок символизировал жертву всесожжения, а голубка приносилась, как символ оставления грехов. Если семья, где родился ребенок, была стеснена в средствах, то допускалось приношение двух голубок, вместо ягненка. Еще одна традиция, касается мальчиков, которых следует на сороковой день ввести во Храм и провести с ними все необходимые обряды. Это даже была не традиция, а правило, установленное еще со времен Моисея, в память об исходе иудеев из египетского рабства.

Младенец Иисус

Как и положено по закону Моисея, родители Иисуса принесли его на сороковой день рождения в храм. В качестве жертвы Богу были принесены две голубки, так как семья жила в нужде. Даже несмотря на то, что мать Иисуса Христа осознавала, что зачатие младенца прошло непорочно, из уважения к законам иудеев, она все же поступила согласно традициями.

Основной смысл праздника Сретение Господне

Сретение Господне это не просто праздник, а настоящая встреча с Богом. Согласно Священному Писанию, Старец Симеон и Пророчица Анна оставили нам информацию, в которой сообщается, как принять Господа в этот день с чистым сердцем и помыслами. Согласно дошедшему до нас описанию, Старец Симеон встретился с Иисусом, после чего отправился к праотцам, дожидаться Христова Воскресения. Наступление смерти Симеон встретил с большой радостью, согласно легендам, на момент отхода в мир иной ему уже было больше трехсот лет. Из многих рассказов долгожителей становится понятно, что они с радостью готовы принять смерть, но Господь никак не приберет их, поэтому они вынуждены тянуть свой срок. Более того, 15 февраля Сретение Господне многие ждут именно с целью скорейшей встречи с Богом. Многие долгожители так и рассуждают, считая, что, может в этот день Господь заберет их для встречи. Поэтому радость Симеона вполне понятна. Увидев будущего Спасителя – младенца Иисуса, он покинул наш мир и отправился на небеса. То же самое должны понять и принять все верующие. Встретив Господа, мы наконец-то поймем, что время для праздности, греха и слабостей прошло.

Почему именно сорок дней?

Сретение Господне это торжественный момент, наполненный радостью и ликованием. У Иисуса оно произошло именно на сороковой день и это отнюдь не случайность. Ребенок в это время совершенно беззащитен, но вместе с этим переполнен радостью, именно так и должен вести себя человек, встретивший и узнавший Спасителя.

Очень личное

Православный праздник Сретение Господне это не рядовой день, выхваченный из огромной истории человечества и описанный в Новом Завете. Любой человек хотя бы раз в жизни бывает в храме, затем возвращаясь туда снова и снова, надеясь на очередную встречу с Иисусом. Чтобы узнать – произошла ли ваша встреча со Спасителем, достаточно задать себе самому вопрос о том, в радости ли вы находитесь? Чувствуете ли изменения внутри? Ощущаете любовь, переполняющую сердце? Сретение Господне – это возможность увидеть, понять и осознать Бога внутри себя.

Из истории праздника

Этот праздник по праву считается одним из самых древних, дошедших до нас святых дней, отмечаемых Православной церковью. Самые первые проповеди на Сретение Господне проходили еще в 5 веке нашей эры. Согласно дошедшей информации, первое упоминание о празднике случилось во время паломничества к святым местам, произошедшее на христианском Востоке. Источником информации послужило писание паломницы Сильвии, согласно которому все верующие участвуют в шествии и в торжественной обстановке, как в Пасху, совершают проповедь на Сретение Господне. Более того, праздник получил официальный статус в Византии в 6 веке нашей эры. Из Византии эта традиция пошла и по всему миру.

Богослужения на Сретение Господне

У Сретения Господне дата выбрана не случайно. Однако, даже это закрепленное в календаре место – 15 февраля, не является постоянным. В редких случаях, когда праздник попадает на понедельник первой недели Великого Поста, его переносят на день назад и праздновать надлежит 14 февраля. Интересно, что в свои первые годы, на Сретение Господне почитали не Иисуса Христа, а его мать. Если коснуться деталей богослужения, то и правда можно заметить, что по строю обряда и по песнопениям, идут частые обращения именно к Божьей Матери. Она во время праздника занимает одно из центральных мест. Священники облачаются в этот день, как в белый, так и в голубой цвет, как бы уже в их внешнем виде идет намек на двойственность праздника. В Православии белый цвет символизирует Бога, его свет, а голубой – непорочность и Деву Марию.

Устоявшиеся традиции на Сретение Госпоодне

На Сретение Господне традиции и приметы дошли до наших времен, практически без изменений. Дело в том, что в какой-то момент языческие и христианские атрибуты немного перемешались между собой, так что уже сложно понять – какие из них древние, языческие, а какие более современные. Если говорить про Сретение не в религиозном свете, то и здесь нашли небольшую аналогию. Решили, что 15 февраля это непросто встреча с Богом, но и время, когда зима пересекается с весной и постепенно уступает ей свои права. Отсюда и многочисленные приметы на Сретение Господне, относительно которых люди строят даже долгосрочные прогнозы.

Приметы на Сретение Господне

Как уже разобрались, на Сретение зима встречается с весной, а значит Солнце идет на лето, зима на мороз. Если в этот день на улице метель, значит, весна придет нескоро и будет холодная, если же 15 февраля тепло, значит и весна совсем скоро. Увидели с утра пораньше снег, значит богатый урожай впереди. Начинается оттепель, быть ранней весне, а ежели холода одолели, то и с весной обождать придется. А если в этот же день пойдет снег, значит быть весне дождливой. Другими словами, по 15 февраля наши предки составляли ближайший метеорологический прогноз на весну. Более того, именно морозы на Сретение Господне называли последними за зиму и так и называли – Сретенские морозы. Уже на следующий день после Сретения, крестьяне принимались за свою работу. Заготавливали семена, ухаживали за деревьями, гнали скот на выгул.

В честь праздника Сретения Господня названы некоторые населенные пункты нашей страны. Среди самых известных – город Сретенск в Читинской области, а в центре Москвы есть улица под названием Сретенка. Американцы и канадцы не празднуют Сретение, у них это называется День Сурка. По поведению этого грызуна также можно составить небольшой метеорологический прогноз на грядущую весну.

Когда Сретение Господне 2019 (дата)

Сретение Господне отмечается 15 февраля, дата праздника не меняется из года в год.

Сретение Господне 2019 — что это за праздник? Приметы, история, традиции

Слово «сретение» в переводе с древнеславянского означает «встреча» — праздник установлен в память о встрече, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова – она описана в Евангелии от Луки.

Sputnik Грузия рассказывает, что за праздник Сретение Господне, а также об истории, традициях и приметах праздника.

Что за праздник Сретение

В праздник Сретение Господне Церковь вспоминает важное событие из земной жизни Иисуса Христа. Женщине, родившей мальчика, запрещалось, по ветхозаветному закону, в течение 40 дней входить в храм Божий.

По истечении этого времени, мать с младенцем приходила в храм, чтобы принести очистительную и благодарственную жертву Господу. Дева Мария в очищении не нуждалась, но подчинилась закону по глубокому смирению.

© photo: Sputnik / Yuri Kaplun Икона «Сретение». Иконописец Андрей Рублев

Навстречу Деве Марии, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старик — по имени Симеон, что означает «слышание» на древнееврейском.

Евангелии от Луки повествует, что Симеон был праведный и благочестивый старец, чающий утешения Израилева, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя.

По преданию, Симеон был одним из 72 книжников, которые перевели Библию с еврейского на греческий, по велению египетского царя Птолемея II. В Иерусалимский храм Святой Дух привел старца, когда ему исполнилось примерно 300 лет (по другим источникам 360 лет).

Симеон, по внушению свыше, пришел в храм в то время, когда Мария и Иосиф туда принесли Богомладенца, для исполнения обряда.

Старец понял, что пророчество, о котором писали в течение сотен лет пророки, исполнилось и Младенец на руках Марии — долгожданный Мессия. Теперь он мог спокойно умереть.

© photo: Sputnik / Изображение святого Семеона. Фрагмент иконы «Сретение» из села Лаилаши.

Симеон взял младенца на руки и, благословив, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь с миром раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Симеона Церковь назвала Богоприимцем и прославила как Святого.

Пророчица Анна — престарелая вдова, жившая при Иерусалимском храме, подтвердила это. Слова, в момент встречи сказанные Симеоном, стали частью православного богослужения.

История праздника

Сретение Господне до VI века отмечали не так торжественно, несмотря на то, что праздник относится к древнейшим торжествам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников.

К концу IV века относятся самые ранние свидетельства о праздновании Сретения Господня на христианском Востоке, а на Западе – с V века. В Иерусалиме Сретение в то время не было еще самостоятельным праздником — оно называлось «сороковым днем от Богоявления».

© photo: Sputnik / РИА Новости Икона «Сретение», написанная в XVI веке

В Антиохии при императоре Юстиниане (527 — 565), в 528-м произошло землетрясение, от которого погибло много народа. За этим бедствием последовало другое. А в 544-м появилась моровая язва, от которой ежедневно погибало по несколько тысяч человек.

Одному из благочестивых христиан, в дни всенародного бедствия, было открыто, что праздновать Сретение Господне нужно торжественнее.

Бедствия прекратились после всенощного бдения и крестного хода, совершенного в день Сретения Господня. Церковь, в благодарность Господу, установила в 544-м праздновать Сретение Господне торжественно и внесла его в число главных праздников.

Праздник Сретения Господня имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На следующий день, 16 февраля, Церковь отмечает память праведного Симеона, названого Богоприимцем, и пророчицы Анны — Святых, чей личный духовный подвиг оказался связан непосредственно с событиями Сретения.

Суть праздника, который равноценен как для Господа, так и для Богородицы, в долгожданной и спасительной встрече – на Сретение встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым.

Традиции и приметы

В праздник Сретения в храмах, по традиции, проходит праздничное богослужение, а иногда и крестный ход.

© photo: Sputnik / Eduard Pesov Икона с изображением «Сретение». XII век. Грузинская перегородчатая эмаль

По традиции, в праздник освящают церковные свечи, которые прихожане забирают домой и зажигают только во время чтения молитв. В православную церковь эта традиция пришла в 1646-м от католиков. По приметам, свечи, освященные в праздник Сретения Господня, защищают дом от пожара и молнии.

Крестьяне после праздника, по традиции, приступали к многочисленным «весенним» делам — выгоняли из хлева в загон скотину, готовили к посеву семена, белили плодовые деревья. В деревнях, по традиции, после Сретения проводили народные гулянья.

На Сретение, по традиции, пекли блины. А вот есть блины до первой звезды считалось плохой приметой, предвещающей несчастья.

В народе верили, что на Сретение встречаются зима с весной, что подтверждается многочисленными поговорками и приметами.

Сретенскими, по традиции, называли последние зимние морозы и первые весенние оттепели. В народе считали, что погода весной будет такой же, как и в день Сретения.

По приметам, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то и весна будет холодной, а если оттепель — весна будет теплой. Несмотря на погоду, Сретение – всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

© photo: Sputnik / V. Robinov Фреска «Сретение» XVIII века

На Сретение, по традиции, нельзя ругаться и ссориться. Брань в праздник – плохая примета и предвещает всякие неприятности.

Оставлять в праздник деньги на столе также плохая примета — они будут просто утекать из вашего дома. Хорошая примета потерять деньги на Сретение — она сулит финансовое благополучие.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Сретение Господне

Сретение Господне


Дуччо. «Сретение». «Маэста», фрагмент, 1308—1311. Музей Дель Опера Дель Дуомо, Сиена

Тип

христианский праздник

Установлен

принесения во Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями

Дата

православие — 2 (15) февраля
католицизм — 2 февраля

Связан с

Рождеством Христовым

Медиафайлы на Викискладе

Запрос «Сретение» перенаправляется сюда; о других значениях см. Сретение (значения).

Сре́тение Госпо́дне, также Сретение (греч. συνάντησις «встреча»), Принесе́ние во Храм (греч. Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου, лат. Praesentatio Domini «представление Господа») — христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях. Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприимец.

В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Сретение 2 (15) февраля по юлианскому календарю (в XX—XXI веках 2 февраля по юлианскому календарю соответствует 15 февраля по новоюлианскому и григорианскому).

В Католицизме празднуется 2 февраля по григорианскому календарю. Элладская православная церковь и ряд иных поместных православных церквей празднуют также 2 февраля, но по новоюлианскому календарю; Армянская апостольская церковь — 14 февраля.

История праздника

Сретение. Рогир ван дер Вейден

Сретение Господне
(новгородская икона конца XV века)

Согласно Евангелию от Луки (Лк. 2:22-40), на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса. По закону Моисееву (Исх. 13:1-2,11-16), родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исаии.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
(Лк. 2:29—32)

Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца». Она имеет важное богослужебное значение и поётся дважды: в конце вечерни (как малой, так и великой во время Всенощного бдения) и на «Благодарственных молитвах по Святом Причащении» по окончании Божественной литургии.

Иосиф и Мария были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Марии, предсказал Ей о Младенце:

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
(Лк. 2:34—35)

Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.

Праздник в богослужении

История празднования

Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.

Древнейшим историческим свидетельством о празднике является Itinerarium Aetheriae, отчёт о паломничестве в Святую Землю Эгерии, датируемый IV веком.

Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст.

Тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа получила развитие после Халкидонского собора 451 года, на котором было анафемствовано монофизитство. В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века.

Православие

Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. Поэтому богослужебные особенности Сретения присущи Богородичному празднику с элементами Господского праздника, в частности, на Литургии антифоны изобразительны, но присутствует входный стих: «Сказа́ Господь Спасе́ние свое́, пред язы́ки откры́ Пра́вду свою́». И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.

Основные песнопения праздника

На церковнославянском (транслитерация) На русском На греческом
Тропарь, глас 1 Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение. Χαῖρε κεχαριτωμένη Θεοτόκε Παρθένε· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ Ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, φωτίζων τοὺς ἐν σκότει. Εὐφραίνου καὶ σὺ Πρεσβύτα δίκαιε, δεξάμενος ἐν ἀγκάλαις τὸν ἐλευθερωτὴν τῶν ψυχῶν ἡμῶν, χαριζόμενος ἡμῖν καὶ τὴν Ἀνάστασιν.
Кондак, глас 1 Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, и руки Симеона благословивший, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец. Ὁ μήτραν παρθενικὴν ἁγιάσας τῷ τόκῳ σου, καὶ χεῖρας τοῦ Συμεὼν εὐλογήσας ὡς ἔπρεπε, προφθάσας καὶ νῦν ἔσωσας ἡμᾶς Χριστὲ ὁ Θεός. Ἀλλ’ εἰρήνευσον ἐν πολέμοις τὸ πολίτευμα, καὶ κραταίωσον Βασιλεῖς οὓς ἠγάπησας, ὁ μόνος φιλάνθρωπος.
Задостойник Припев: Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

Ирмос 9 песни, глас 3.

В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Тем Перворожденное Слово, Отца Безначальна, Сына, Первородящася Материю неискусомужно, величаем.

Припев: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя.

Ирмос 9 песни, глас 3.

В тени Закона и Писаний образ видим, верные: всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу. Поэтому Перворожденное Слово безначального Отца, Сына, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем.

Припев: <…>

Ирмос 9-й песни канона: Ἐν νόμῳ, σκιᾷ καὶ γράμματι, τύπον κατίδωμεν οἱ πιστοί, πᾶν ἄρσεν τὸ τὴν μήτραν διανοῖγον, ἅγιον Θεῷ· διὸ πρωτότοκον Λόγον, Πατρὸς ἀνάρχου Υἱόν, πρωτοτοκούμενον Μητρί, ἀπειράνδρῳ, μεγαλύνομεν.

Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень. Славим Тебя, Податель жизни, Христос, и чтим Пречистую Твою Матерь, Которой Ты по закону сегодня был принесён в Божий храм. <…>

Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…»

Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается весьма редко, праздничное богослужение, по Уставу, переносится на предыдущий день — 1 февраля, Прощёное воскресенье.

В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, в конце чинопоследования 6 часа, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим.

Католицизм

В Римско-католической церкви Сретение имеет статус праздника, более низкий по сравнению с «торжеством»; отмечается 2 февраля. Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи.

Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице.

Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой. После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца, сказанные им во время Сретения. После окончания крестного хода верующие возвращаются на свои места в храме, тушат свечи, и месса продолжается обычным порядком.

Литургические песнопения этого дня посвящены событиям и символике праздника.

> См. также

  • Симеон Богоприимец
  • Сретение в славянской традиции (Громницы)

Ссылки

Сретение Господне на Викискладе

  • Симеон Богоприимец
  • Сретение Господне на сайте Православие.Ru
  • Сретение Господне в русской живописи и литературе на сайте «Россия и Христианский Восток»

Сретение Господне


Дуччо. «Сретение». «Маэста», фрагмент, 1308—1311. Музей Дель Опера Дель Дуомо, Сиена

Тип

христианский праздник

Установлен

принесения во Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями

Дата

православие — 2 (15) февраля
католицизм — 2 февраля

Связан с

Рождеством Христовым

Медиафайлы на Викискладе

Запрос «Сретение» перенаправляется сюда; о других значениях см. Сретение (значения).

Сре́тение Госпо́дне, также Сретение (греч. συνάντησις «встреча»), Принесе́ние во Храм (греч. Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου, лат. Praesentatio Domini «представление Господа») — христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях. Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприимец.

В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Сретение 2 (15) февраля по юлианскому календарю (в XX—XXI веках 2 февраля по юлианскому календарю соответствует 15 февраля по новоюлианскому и григорианскому).

В Католицизме празднуется 2 февраля по григорианскому календарю. Элладская православная церковь и ряд иных поместных православных церквей празднуют также 2 февраля, но по новоюлианскому календарю; Армянская апостольская церковь — 14 февраля.

Энциклопедичный YouTube

  • Киевский суд не удовлетворил апелляцию Минкультуры: запрет на переименование УПЦ остается в силе
  • В ПСТГУ открыт набор на курсы по оказанию помощи людям с инвалидностью
  • Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил праздничные богослужения в день памяти преподобного Антония Печерского
  • Святейший Патриарх Кирилл поручил разработать документацию для реализации сетевого взаимодействия между МДА и Сретенской духовной семинарией
  • Во всех приходах Амурской епархии молятся об упокоении погибших при пожаре детей
  • Началась реставрация церкви Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Братцево
  • В Одессе прошла международная конференция «Афонское наследие и традиции исихазма в истории и культуре Украины»
  • В Санкт-Петербурге пройдет круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
  • В Екатеринбургской митрополии прошли Царские дни
  • «Сокровища музеев России» едут в Южно-Сахалинск
  • В Джексонс-Пойнт открылась выставка о Царственных страстотерпцах
  • В Москве мощам святых Петра и Февронии поклонились более 75 тысяч человек
  • Срочно нужна помощь священнику Одесской епархии — герою публикаций портала Православие.Ру
  • Святейший Патриарх Кирилл посетил храмы Торжка
  • В Посольстве Сербии в Москве представлена книга «Косово и Метохия в отношениях Русской и Сербской Православных Церквей»
  • 24 июля начнётся Иринарховский крестный ход
  • Татьяна Москалькова: верующие чаще всего не согласны с электронной идентификацией
  • В Москве состоялось освящение «Общественной приемной» Правозащитного аналитического центра
  • В Переславле-Залесском проходит выставка о Царской семье
  • 38 из 47 епископов Грузинской Православной Церкви – против признания «ПЦУ»
  • Святейший Патриарх Кирилл освятил мемориальный комплекс «Всем пострадавшим за Христа в годы гонений и репрессий»
  • Губернатор Аляски наказал деньгами судей, поддерживающих аборты
  • В Оренбурге освящен памятник преподобному Сергию Радонежскому
  • Фонд Андрея Первозванного доставит десницу апостола Андрея Первозванного во Владивосток

Добавить комментарий

Закрыть меню