Собор в переславле залесском

Архитектура Спасо-Преображенского собора

Стены собора выполнены в полубутовой технике. В процессе строительства вначале были сделаны две параллельные стенки из хорошо обтесанного известняка, сложенного почти насухо. Потом пространство между ними заполнили обломками камня и щебнем, и залили раствором. Общая толщина стен при этом достигает от 1 м до 1,3 м. По такой же технологии сделаны стены знаменитой церкви Покрова на Нерли.

Вид на собор со стороны ул. Советская

Первоначально Спасо-Преображенский собор имел высоту 22 м. Но за много веков храм почти на 90 см врос в землю.

Для фундамента применили уже устаревшую к тому времени технологию, и сложили его из крупного булыжника, скрепленного известковым раствором. Строители храма довели фундамент до плотной глины на глубине 1,2 м. А для того, чтобы такое основание смогло выдержать вес каменного строения, его сделали на 1-1,5 м шире стен.

Внешний декор собора строг и прост. Барабан, поддерживающий главу, украшают поребрик и городчатый пояс из кирпичной кладки. А верх трех абсид декорирован аркатурным поясом, поребриком и резным полувалом.

Археологи не нашли никаких свидетельств, что когда-либо возле храма существовали пристройки или приделы. Это дает основания полагать, что Спасо-преображенский собор дошел до наших дней практически без изменений. Учитывая, что этому храму уже более восьми с половиной веков, это большая редкость. Спасо-Преображенский собор и церковь Бориса и Глеба в Кидекше – два сохранившихся белокаменных храма, из всех, построенных в Северо-Восточной Руси в домонгольский период.

Значение Спасо-Преображенского собора в истории

Собор одновременно был княжеской церковью и гарнизоном крепости. В нем крестились многие удельные и переславские князья, в том числе Ярослав Всеволодович (1191 г.) и его сын Александр Невский (1220 г.). Когда Александру было 5 лет, он вместе со своим шестилетним старшим братом Федором прошел в соборе обряд посвящения в воины, так называемый «княжеский постриг».

Вид на южный фасад собора

Проводил Обряд «княжеского пострига» очень уважаемый в те времена священник – епископ Суздальский Симон. В соборе были похоронены последние переславские князья Дмитрий Александрович (умер в 1294 году) и его сын Иван Дмитриевич (умер в 1302 году).

Во время татаро-монгольского нашествия на Русь, Спасо-Преображенский собор много раз разоряли, в результате чего он потерял большую часть из своих накопленных ценностей. И после каждого испытания эту церковь вновь восстанавливали.

В церковной жизни храм известен как место проведения собора святителей Русской православной церкви (1310 г.). Спустя 44 года здесь принял сан священника Сергий Радонежский. Кроме того, в Спасо-Преображенский собор несколько раз приезжал на богомолье царь Иван Грозный.

В годы советской власти храм работал с перебоями, и в конце концов был закрыт. Из собора вывезли многие ценные артефакты, предметы церковной утвари, ювелирные изделия и дорогие дары, в том числе, сделанную из дерева дарохранительницу, серебряную звездницу, символизирующую Вифлеемскую звезду, и ковш XVI века.

В 1958 году на Красной площади перед храмом установили памятник (традиционный бюст) князю Александру Невскому работы скульптора С. Орлова и архитектора Л. Капицы. Князь изображен на этом памятнике в шлеме и кольчуге.

Памятник князю Александру Невскому на фоне Спасо-Преображенского собора

За много лет, пока собор стоял опустевшим, его крыша протекла, и из-за влаги стали портиться пол храма и его стены. Восстановительные работы проходили во второй половине прошлого века и в начале 2000-х годов. Во время них укрепили стены здания, заменили кровлю, позолотили крест и покрасили главу собора. Реставрационные работы внутри здания проходят и сейчас.

Внутренняя роспись, убранство и иконы

Интерьер храма также прост, как и его внешняя отделка. Во второй половине XII века внутренние стены собора расписали фресками. К большому сожалению, они были утрачены во время реставрации храма в 1893 году. Только два небольших фрагмента росписей удалось сохранить. И теперь они экспонируются в государственном Историческом музее. Более поздние фрески, выполненные в XIX веке, не представляли особой художественной ценности, поэтому при современной реставрации были зачищены. И сейчас на стенах Спасо-Преображенского собора никаких росписей нет. В XIX веке в соборе установили новый иконостас из мрамора в псевдовизантийском стиле, который сохранился до наших дней.

В 30-е годы прошлого века здесь также проводились большие реставрационные работы. Во время них были найдены желтые, зеленые и коричневые напольные плитки, выполненные из майолики. Такие же плитки белого цвета с голубым орнаментом, по мнению реставраторов, скорее всего, украшали церковные хоры.

Вид на собор с крепостного вала

Одной из чудом сохранившихся реликвий стал серебряный портир XII века (церковная чаша), которую передал в дар собору Юрий Долгорукий. Хотя часть исследователей считает, что этот портир сделан владимиро-суздальскими серебряниками позднее – в XIII веке, и был подарен храму внуком Юрия Долгорукого – Юрием Всеволодовичем. Гладкая чаша имеет простую форму и украшена искусно вырезанными на серебре медальонами, на которых изображены христианские святые. А по ее венцу проходит надпись. Сейчас этот драгоценный портир хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

А Третьяковская галерея экспонирует одну из самых известных храмовых икон собора – «Преображение Господня», написанную знаменитым иконописцем Феофаном Греком в 1403 году. Во всем мире она признана шедевром русского иконописного искусства. В Москву эта икона попала для реставрации в 20-е годы прошлого века, да так и не была возвращена в Переславль. И сегодня в Спасо-Преображенском соборе выставлена ее точная копия.

Этот древний храм продолжает удивлять исследователей и историков и сегодня. В 2014 году в нем проводились работы по укреплению фундамента, и в ходе них была обнаружена печать архимандрита XIII-XIV века.

Санкт-Петербург, Спасо-Преображенский собор: история

На месте, где сегодня высится великолепный храм, в тридцатые годы XVIII века находился полковой двор гренадеров Преображенского полка. Цесаревна Елизавета, дочь Петра I, довольно часто приезжала сюда, так как являлась крестной матерью многих солдатских и офицерских детишек. Во время каждого своего визита она привозила своим крестникам многочисленные подарки.

В ночь на 25 ноября 1741 года Елизавета прибыла в полк за помощью в обретении престола, «беззаконно похищенного» у нее Анной Леопольдовной. Благодарные солдаты и офицеры отправились вместе с ней в Зимний дворец. Благодаря помощи военных Елизавета Петровна заняла трон Российской империи.

После восшествия на престол свою благодарность преданным военным Елизавета решила выразить строительством церкви Преображения Господня. Каменный храм начали возводить в 1743 году. Работами руководили лучшие архитекторы Петербурга: Франческо Растрелли, Михаил Земцов, Доминико Трезини. Символический первый камень в фундамент будущего храма был заложен самой императрицей. В ходе строительных работ она полностью контролировала весь процесс и вносила свои предложения. Собор стал полковым, и его освящение произошло в присутствии императрицы.

Так обрел новый храм Санкт-Петербург. Спасо-Преображенский собор, построенный с пятью куполами, возродил старинную традицию возведения таких сооружений, хотя во времена правления Петра I предпочтение отдавалось однокупольным храмам в европейском стиле.

Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург): иконы

Сегодня в храме хранятся главные его святыни – икона «Всех Скорбящих Радосте», а также одна из самых любимых икон Петра I – Образ Спасителя. Она была при правителе во время закладки города на Неве и во время Полтавской битвы. Икона работы известного мастера Симона Ушакова была написана для царя Алексея Михайловича, а к Петру I перешла от его матери.

Долгое время она хранилась в домике Петра I, затем ее перенесли на хранение в Троицкую церковь, и лишь в 1938 году она была доставлена в Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург). Фото вы можете увидеть выше.

Самой большой ценностью храма можно назвать икону Богоматери Тихвинской, украшенную драгоценными камнями. У северной стены собора расположен складень, в котором можно увидеть образы Константина и великомученика Пантелеймона, Преображения Господня. Складень был подарен полковому лазарету в 1900 году командиром полка, великим князем, генерал-майором Константином Константиновичем.

У правого клироса, на аналое, представлен образ Спаса Нерукотворного. Он был перенесен в храм из Троицкой церкви в 1938 году. Это работа знаменитого московского иконописца С. Ф. Ушакова.

Ограда храма

Если вы приедете в Санкт-Петербург, Спасо-Преображенский собор предстанет перед вами, окруженный необычной оградой. Но была она здесь не всегда и не предусматривалась первоначальным проектом. Она была создана по проекту Стасова в 1833 году. Ограда была возведена в память о победе русских воинов в Русско-турецкой войне. Ее основой стали стволы трофейных турецких орудий, захваченных у стен турецких крепостей Силистрии, Измаила, Варны.

На стволах до сих пор сохранились даже названия пушек: «Священный полумесяц», «Гнев аллаха», «Дарю лишь смерть», «Гром, извергающий» и т. д. Император Николай I повелел передать в дар собору 18- и 24-фунтовые орудия, добытые в боях. Ограду составляют сто два бронзовых орудийных ствола, которые установлены на тридцати четырех гранитных основаниях. Их установили по три на каждом постаменте. Они направлены вниз дульным срезом. Двуглавые орлы с коронами украшают средние стволы.

Группы бывших орудий объединены декоративными цепями. Главные ворота храма украшают щиты, на которых изображены медали из бронзы, вручавшиеся за участие в Русско-турецкой войне. Часовня появилась в ограде в 1886 году. В 1916 году архитектор С. О. Овсянников планировал построить усыпальницу для захоронения офицеров, но в связи с известными историческими событиями эта идея не была претворена в жизнь.

После революции (1917) двуглавые золоченые орлы, медальоны и крест с центральных ворот были сняты. Лишь в 2004 году все декоративные элементы были вновь воссозданы и возвращены на свои законные места. Любопытно, что для съемок маленького эпизода в кинокартине «Две жизни» на соборной ограде были восстановлены двуглавые орлы, а на главных воротах — медальоны с крестами. По завершении съемок все эти элементы снова были демонтированы. А в знаменитом фильме «Собачье сердце» внимательный зритель может увидеть в одном из эпизодов Преображенский собор, хотя все события повести по сюжету происходят в Москве.

Спасо-Преображенский собор

За рекордно короткий срок – два с половиной года – в Автозаводском районе г. Тольятти был возведен храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он является составной частью грандиозного храмового комплекса, состоящего из Преображенского собора, крестильного храма, примыкающего к нему административного корпуса (дома причта) и колокольни, строительство которой в плане.

В 1989 г. владыка Иоанн, еще в бытность свою архиепископом Куйбышевским и Сызранским, по просьбам сотен верующих г. Тольятти дал свое архипастырское благословение на строительство собора в Автозаводском районе.

13 декабря 1990 г. городские власти предоставили Преображенскому приходу квартиру на первом этаже обычной 16-этажки на улице Юбилейной.

Отъезд владыки Иоанна в Санкт-Петербург не поколебал надежды многих православных христиан увидеть в Автограде свой храмовый комплекс. За поддержкой в этом богоугодном деле верующие решили обратиться к генеральному директору ОАО «АвтоВАЗ» Владимиру Васильевичу Каданникову и получили его принципиальное согласие стать от имени Автозавода генеральным спонсором строящегося храма.

Проект храмового комплекса был заказан архитектору Дмитрию Сергеевичу Соколову. По его замыслу комплекс должен был представлять собой сплав лучших традиций древнерусского зодчества с новейшими достижениями современной строительной мысли.

В октябре 1990 года настоятелем Преображенского собора был назначен протоиерей Валерий Марченко, которому было дано благословение заниматься разработкой проекта соборного комплекса.

19 декабря 1990 года архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий вместе с тольяттинским духовенством отслужил водосвятный молебен на закладку первого камня Преображенского собора. Тогда же был установлен памятный крест с надписью, что на этом месте будет возведен собор.

Проект создания храмового комплекса был принят на градостроительном совете Тольятти в дни августовского путча 1991 г. Все строительные работы по сооружению храма вела с мая 1992 года фирма АПСО «Гидромонтаж».

Строительство Преображенского храмового комплекса в Тольятти началось в июне 1992 г. с возведения крестильного Иоанно-Предтеченского храма, рассчитанного на 800 человек, и примыкающего к нему административного корпуса.

В административном корпусе разместились: воскресная школа, библиотека с читальным залом, трапезная, хоровая комната, просфорня.

Кроме Закона Божьего, в воскресной школе изучают историю Русской Православной церкви и духовную музыку. По воскресным дням проводится лекторий для взрослых прихожан.

В самом храме сооружен баптистерий (купель для крещения взрослых), детей крестят в отдельном помещении. Первое крещение в купели для взрослых нового храма ознаменовалось необычным природным явлением. Несмотря на зимнее время года (февраль 1995 г.), после крещения засверкали молнии, грянул гром и пошел проливной дождь. А в небе появилась радуга.

Иконостас для крестильного Иоанно-Предтеченского храма был написан иконописцем А. В. Вахромеевым. Колокола для Иоанно-Предтеченской церкви были изготовлены в мастерской Н. Чернова в Москве.

20 ноября 1994 года епископ Самарский и Сызранский Сергий совершил освящение Иоанно-Предтеченского храма. С тех пор в нем регулярно проводятся богослужения.

В проектировании Спасо-Преображенского собора участвовали проектное управление ОАО «АвтоВАЗ», архитектурный отдел Троице-Сергиевой лавры, строительные организации «Гидромонтаж» и «Монолит».
В мае 1995 г. начали копать пятиметровой глубины котлован. Потом на дно было уложено около полутора тысяч кубометров бетона. 500 тонн металла ушло на устройство арматурного каркаса. Для отлива толстых подвальных стен использовали специально изготовленную опалубку, общий вес которой составляет 200 тонн. На одном из бетонных заводов сделали нестандартные плиты перекрытия. После того, как они были смонтированы, сверху соорудили ещё и монолитную плиту. Такой мощный цоколь гарантирует устойчивость собора.

28 мая 1996 года владыка Сергий заложил первый камень в строительство Спасо-Преображенского собора и в присутствии многочисленных священнослужителей и гостей отслужил водосвятный молебен. Камень, который заложили вместе с памятной грамотой в кирпичную кладку храма, является частицей камня с горы Фавор, на которой Спаситель явил ученикам Свое Преображение. Камень был вручен группе тольяттинских паломников настоятелем Преображенского монастыря на горе Фавор.

В день Преображения Господня 19 августа 2002 г. в Тольятти состоялось торжественное освящение Спасо-Преображенского собора, а затем началась Божественная литургия, провел которую архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.

Все расходы по строительству собора взяло на себя ОАО «АвтоВАЗ». Строительство велось управлением капитального строительства промышленных зданий и сооружений ОАО «АвтоВАЗ» и генеральными подрядчиками: АО «Гидромонтаж», «Куйбышевболгарстрой», ООО «Инвест-Авто».

Было организовано применение новых прогрессивных технологий производства строительных работ, что привело к сокращению нормативных сроков строительства почти на полгода.

62-метровый красавец храм поднялся на самом видном месте в центре Автозаводского района. Днем он сверкает золотыми куполами, ночью его освещают прожекторы, и над спящим городом величественно возвышается белая громада. Площадь застройки храма составляет 2,8 тыс. кв. метров.

Грандиозное архитектурное сооружение, вмещающее от трех до пяти тысяч человек, по размерам уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.

Собор включает в себя главный алтарь в честь Преображения Господня, южный алтарь в честь святителя Николая Чудотворца и северный алтарь в честь 40 мучеников Севастийских, хоры, западный притвор, северное и южное крыльцо и подклет. Высота центрального иконостаса – 15 метров. Разноцветные мозаичные полы собора изготовлены из 12 разновидностей мрамора. Впечатляют резные дубовые двери с латунной фурнитурой и латунными же решетками. Кресты, венчающие купола, выполнены из нержавеющей стали с облицовкой под золото.

Здание оборудовано пожарной и охранной сигнализацией, громкоговорящей и телефонной связью. Вентиляция обеспечивает комфортное пребывание прихожан во время проведения длительной службы. Для церковного хора предусмотрена площадка (клирос) на высоте семи с половиной метров.

В ближайшие годы рядом со Спасо-Преображенским собором взметнется ввысь колокольня высотой 76 метров. Она будет оборудована лифтом и смотровой площадкой. А это значит, что туристы и гости Тольятти будут наслаждаться панорамой нашего города с высоты птичьего полета. Есть чем гордиться: столица промышленная, автомобильная превращается также в культурный духовный центр.

В соборе имеются два хора: малый, состоящий из 5 человек, и большой, в составе 15 человек.
По благословению владыки Сергия Спасо-Преображенский приход восстанавливает церковь в честь Рождества Христова в селе Старый Тукшум Шигонского района. Ранее, в советское время, в церкви размещалась мельница, поэтому объём восстановительных работ очень велик. На большие праздники: Пасху, Крещение Господне священники собора выезжают в село, где проводятся церковные службы, молебны, а на Крещение Господне совершается освящение воды.

В подготовке статьи была использована книга В.Н. Якунина «История Самарской епархии» (Тольятти, 2011).

Спасо-Преображенский собор ХII в. — древнейший храм Переславля-Залесского и самый ранний, из сохранившихся, архитектурный памятник Владимиро-Суздальской школы зодчества. Он принадлежит к числу первых каменных сооружений, возведенных в середине ХII столетия после длительного перерыва в строительстве, наступившего со смертью Владимира Мономаха.

Спасо-Преображенский собор принадлежит к крестовокупольному четырехстолпному типу храмов византийской традиции. Его архитектурный облик предельно прост и идеально отвечает суровому духу своего времени. Его могучая красота — это сочетание лаконичных форм, ясной конструктивной логики и величавой статичности масс.

С древнейших времен до сего дня собор остается одним из главных. градообразующих элементов Переславля-Залесского.

В древности он служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь находятся могилы сына Александра Невского, великого владимирского князя Дмитрия Александровича и внука великого полководца, переславского удельного князя Ивана Дмитриевича.

Издревле Спасо-Преображенский собор был настоящей сокровищницей древнерусской культуры. К сожалению, до нашего времени дошли лишь немногие памятники: Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля), икона «Преображение» (ГТГ) и лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о былом великолепии интерьера древнего храма.

Серьезный ущерб художественному оформлению интерьера собора был нанесен во время ремонта конца XIX в., предпринятого по инициативе ктиторов храма. Вместо деревянного иконостаса в нем установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле. Со стен собора сняли фрески византийских художников XII в., место которых заняли орнаментальные росписи маслом. Все эти разнородные элементы интерьера не образовывали стилистического единства, зато отвечали представлениям о «благолепии», сложившимся к концу прошлого века в русской православной церкви.

В течение послереволюционных десятилетий у переславцев и гостей города сложился устойчивый образ собора-музея, в котором можно ознакомиться с оригинальными приемами древнерусского зодчества, подышать воздухом древней истории России, прикоснуться к ее героическому прошлому.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности.

В июле 2014 г. в результате археологических исследований, проводимых Институтом археологии РАН в дьяконнике собора, была обнаружена печать константинопольского патриарха Афанасия I. Сегодня вы можете увидеть ее в экспозиции «Серебряная кладовая».

Архитектура собора

Интерьер собора

Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси (как и церковь Бориса и Глеба в Кидекше).

Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Толщина стен — от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.

Фундамент храма — ленточный (проходящий к столпам от стен), для своего времени уже архаичный. Фундамент сложен из крупного булыжника на извести. Глубина — 1,2 м, доведен до слоя плотной глины. Он значительно шире стен — выступает на 1 м с севера и 1,5 м с востока. До глубины 0,8 м фундамент опускается отвесно, а затем сужается.

Здание по сравнению с домонгольским временем «вросло в землю» примерно на 90 см: ниже отлива идут ещё 2 ряда кладки белокаменного цоколя.

Декор храма очень строг. Барабан украшен поребриком и городчатым поясом, по верху апсид проходят аркатурный пояс, поребрик и резной полувал.

А. Г. Чиняков, обследовавший и реставрироваший собор в 1940-х годах, предполагал, что барабан завершался цепочкой резных арочек, подобных завершениям барабанов владимирского Успенского собора.

Никаких каменных папертей и иных пристроек к собору не сохранилось, никаких их следов археологические исследования не открыли. Вероятно, к заложенному ныне входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены собора примыкала не каменная (как в большинстве домонгольских храмов Северо-Восточной Руси), а деревянная лестничная башня.

Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. были обнаружены майоликовые плитки жёлтого, зелёного и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, вероятно, украшали хоры.

Примечания

  1. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. М., 1961—1962. Т. 1, с. 81
  2. Воронин Н. Н. указ. соч. Т. 1, с. 78
  3. Воронин Н. Н. указ. соч. Т. 1, с. 82
  4. Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008. С. 172 ()
  5. Чиняков А. Г. Архитектурный памятник времен Юрия Долгорукого // Архитектурное наследство. — 1952. — № 2.
  6. Иоаннисян О. М. Исследования в Ярославле и Переславле-Залесском // Археологические открытия 1986 года. — М., 1988.
  7. Заграевский, С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008. С. 172 ()
  8. Воронин, Н. Н. Зодчество… Т. 1, с. 82
  9. Артлебен Н. А. Древние фрески, открытые в Спасо-Преображенском соборе, в Переславле-Залесском / Н. А. Артлебен // Труды Владимирского Губернского Статистического Комитета. — Владимир, 1863. — Том 1. — С. 77—85. ()
  10. Лукомский, Г. К. О памятниках архитектуры Переславля-Залесского / Г. К. Лукомский. — СПб., 1914.
  11. Воронин, Н. Н. указ. соч. Т. 1, с. 508
  12. Сукина, Л. Б. Превратности судьбы древнего шедевра // Северный край. — 1997. — 19 августа. ()
  13. 1 2 3 Пресс-релиз Института археологии РАН. Найден список убийц князя Андрея Боголюбского. Дата обращения 25 января 2019.
  14. Воронин Н. Н. Раскопки в Переславле-Залесском // Материалы и исследования по археологии СССР. — М., Л., 1949. Т. 11.
  15. Иванов К. И. Музей Александра Невского в городе Переславле-Залесском. — Ярославль, 1951. ()

Добавить комментарий

Закрыть меню