Сколько соборов в смоленске

Исторические сведения

Древний собор Мономаха

Основание собора

Первоначальный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 году. Получив в своё владение смоленскую и суздальскую земли, Владимир Мономах одновременно начал строительство соборов Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске и Суздале. Точно так же, как собор Успения Пресвятой Богородицы в Суздале положил начало каменному строительству на северо-востоке Руси, каменный собор, заложенный Владимиром Мономахом в Смоленске, почти полвека оставался единственным каменным храмом города, чем было ознаменовано начало монументального зодчества Смоленского княжества.

В Успенский собор Смоленска Владимир Мономах перевёз из Чернигова икону Богородицы Одигитрии, доставшуюся ему по наследству от его матери. В связи с этим икона получила наименование Смоленской иконы Божией Матери.

Существует предположение, что эти соборы были построены зодчими из другого княжества Владимира Мономаха — Переяславля-Русского, где ранее епископом Ефремом уже было осуществлено строительство целого ряда каменных монументальных построек.

Учреждение Смоленской епархии

«В се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Ипатьевская летопись

В 1127 году смоленским князем стал внук Владимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич. Сумев отстоять за собой право на смоленский стол в междоусобных войнах и последовательно проводя внутреннюю политику, направленную на устроение смоленской земли, Ростислав Мстиславич привёл Смоленское княжество к его расцвету, став родоначальником династии смоленских князей Ростиславичей.

Несмотря на сообщение Ипатьевской летописи, Успенский собор не имел кафедры при жизни Владимира Мономаха, запись о чём является поздней вставкой летописца, сделанной уже после учреждения Смоленской епархии. Во время постройки каменных соборов в Смоленске и Суздале эти города, как и Переяславское княжество, находились во владении Владимира Мономаха, у которого не было причин для их обособления и выведения смоленских и суздальских земель из подчинения переяславского епископа. Тем не менее, одновременное возведение соборов в Смоленске и Суздале может говорить о намерении Владимира Мономаха создать там наместничества Переяславской епархии.

Но на фоне подъёма Смоленского княжества и стремления Ростислава Мстиславича к проведению независимой политики внутри Древнерусского государства перед ним встал вопрос об учреждении особой смоленской епархии, которая и была основана в 1136—1137 годах. К моменту учреждения Смоленской епархии строительство Успенского собора, заложенного Владимиром Мономахом, было уже завершено. Первым смоленским епископом был назначен Мануил Грек, а Успенский собор стал кафедральным. Между князем Ростиславом Мстиславичем и первым епископом было заключено соглашение, вошедшее в историю под названием «Уставные грамоты Ростислава».

Достройка собора князем Ростиславом

Получение Успенским собором кафедры является событием, подтверждающим завершённость его строительства. Тем не менее, в правление смоленского князя Ростислава Мстиславича была проведена значительная достройка первоначального собора, заложенного Мономахом, о чём говорят летописные свидетельства. Однако, формулировка статьи за 6673 год о смерти Ростислава, приведённая в Супрасльской летописи — «святую Богородицу строил в Смоленьсце» — породила среди некоторых исследователей ошибочное предположение касаемо того, что слово «строил» следует понимать в значении «благоустраивал», «окружал заботами», а не, собственно, «строил».

Вопрос о достройке Успенского собора был окончательно снят по итогам работы на Соборной Горе археологической экспедиции в 1965 году. В ходе раскопок, проводимых вокруг существующего собора, были обнаружены многочисленные остатки древнего строительного материала, в частности, плинфы, принадлежащей зданию Успенского собора XII века. В результате анализа всех образцов найденной плинфы, её геометрической форты и размеров, состава примесей в тесте материала, изучения прочностных характеристик, наличия знаков и клейм на ряде образцов, исследователи пришли к выводам, позволившим классифицировать плинфу на две основные группы, категорически отличные друг от друга. Было установлено, что плинфа первой группы использовалась при постройке первоначального собора Владимира Мономаха начала XII века. Ко второй группе принадлежит более 70% найденной плинфы, принадлежащей времени правления в Смоленске князя Ростислава Мстиславича, полностью идентичной плинфе, использованной при строительстве Борисоглебского собора Смядынского монастыря, заложенного при князе Ростиславе в 1145 году, что подтвердило факт достройки Успенского собора в правление этого князя. В 1150 году Успенский собор выл повторно освящён, что, возможно, было связано с завершением нового этапа строительных работ.

Из Смоленских торговых грамот (договоров Смоленска с Ригой и Готским берегом) XIII — XIV веков известно, что в Смоленске в древности хранилось два эталона веса «вощных пуда». Один из них находился у епископа в Успенском соборе: «Лежить капь в святое богородице на горе, а другая в немецьскои богородици».

Уничтожение

В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, которых уже убивали ворвавшиеся захватчики.

Поляки восстановили здание собора, и в нём разместилась кафедра архиепископа Русской униатской церкви.

История существующего здания

Пятиярусный иконостас

После возвращения Смоленска в состав Русского государства старое здание было разобрано в 1674—1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объёма.

Приостановленные работы возобновились лишь в 1732 году. Через 8 лет было завершено строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. Тогда же артель украинских резчиков (С. Трусицкий с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым) выполнила пятиярусный иконостас. Впоследствии иконы не раз поновлялись.

Архитектор собора неизвестен, хотя краевед С. Д. Ширяев в 1924 г. заявил, что по виденной им архивной записи в строительстве участвовал некто Антон Шедель, больше нигде не упоминаемый. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767—1772 годах архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие.

Во время наполеоновского нашествия и ожесточённых боёв в округе здание собора не пострадало. Поражённый величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. Во время нашествия исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой.

В 1941 г. после вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Генерал вспоминает:

…Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю.

Во время оккупации из церкви исчезло копьё святого Меркурия Кесарийского.

Ссылки

  • Свято-Успенский кафедральный собор на официальном сайте Смоленской епархии
  • Успенский собор
  • Свято-Успенский Кафедральный собор

Людям и героям художественных произведений: Бюст С. Т. Конёнкову | Бюст М. И. Кутузову | Бюст А. С. Пушкина | Могила Скалона | Памятник М. И. Глинке | Памятник Н. В. Крыленко | Памятник В. И. Ленину | Памятник М. О. Микешину | Памятник Фёдору Коню | Памятник Н. И. Рыленкову | Памятник Тёркину | Памятник Владимиру Великому |

В память о победах и военных действиях: Памятник защитникам Смоленска 1812 года | Памятник Софийскому полку | Курган Бессмертия | Опалённый цветок | Сквер Памяти Героев | Благодарная Россия — Героям 1812 года (памятник с орлами) |

Другие: Скульптура Оленя

Исторические здания и сооружения Сады и парки Памятники и монументы

Успенский собор Смоленска — это и главный, кафедральный собор города, и памятник, символизирующий героическую и бурную его историю, и, вместе с остальными постройками Соборной горы, роскошный архитектурный ансамбль, являющийся главной доминантой Смоленска, его символом и украшением. Если здесь не побывать, значит, и города не увидеть. И поэтому первым делом отправляемся к Свято-Успенскому собору.
1. Ансамбль Соборной горы в том виде, в котором он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века. Как хорошо, что в историческом центре Смоленска нет многоэтажной застройки! Благодаря этому бирюзовый с белой лепниной собор хорошо виден почти из любой точки города, и даже из проезжающих через Смоленск поездов. Слева — Успенский собор, справа — надвратный Богоявленский собор, построены в разные годы, но в одном стиле — барокко. Попасть на вершину Соборного холма можно, пройдя под сводом надвратного Богоявленского собора, построенного в 1787 году, или по лестнице с Большой Советской.

2. В конце XI века Смоленск стал удельным городом внука Ярослава Мудрого — Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии. К 40-м годам XII века сложился древний архитектурный ансамбль на Соборной горе.

3. На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора.

4. До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальный вид. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск. Героическая оборона города продолжалась 20 месяцев. Во время штурма были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом был разрушен практически весь верх собора. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

5. После возвращения Смоленска царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора на месте прежней церкви. 2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли сначала довольно быстро. Но с 1679 года строительство храма было приостановлено и только в 1728 году возобновилось. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. 13 августа 1740 года собор был освящен. Но его непрочность обнаружилась почти сразу: опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

6. К 1760 году архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Он убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола установил деревянный.

7. В XIX и XX веках собор пережил тяжелые времена. Он чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Святого Меркурия. Во время Великой Отечественной войны собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню — Смоленскую чудотворную икону Божьей матери «Одигитрия».

8. Кованые ворота, ведущие во двор собора.
9. У северо-западного угла собора в 1766-1772 годах была возведена изящная двухъярусная колокольня. Она имеет выпуклую крышу с главкой и два этажа, нижний из которых возведен на остатках колокольни XVII века. Каменная ограда вокруг Успенского собора и верхняя часть лестницы из гранита строились одновременно c колокольней (60-70-е годы XVIII века).
10. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы были изготовлены в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым.
11. Деталь декора колокольни.
12. На бирюзовых фасадах собора и колокольни — обилие белого барочного декора.
13. Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол. Дата на нём -1636 год.
14. С двух сторон от входа в собор висят таблички, рассказывающие о героической истории Смоленска: «Памятник архитектуры Успенский собор. Возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 гг. Строительство его начато в 1677 году московским каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым. В 1679 году при строительстве обрушилась восточная стена. Работы прекратились. Строительство собора закончено в 1732-1740 гг. по проекту архитектора Шеделя А.И.».
15. Собор хранит множество уникальных предметов. Главные его святыни — Смоленская икона Богоматери «Одигитрия», сандалии святого Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена «Положение во гроб».
Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас — выдающийся памятник барочной архитектуры.
16. Точно не известно, как попала на Русь древняя икона «Одигитрия». По преданию, ее привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез ее в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться «Смоленской».

Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на чугунной площадке у иконы.
17. В левом опорном столбе находится другая святыня смоленского собора — плащаница «Положение во гроб». Как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа — плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монатстырь близ Кириллова. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой — одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в Русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.
18.
19.
20.
21.
22. 9-12 июня стали особенными днями для Свято-Успенского кафедрального собора. В собор были доставлены частица мощей — десница святого великомученика Георгия Победоносца, и чудотворная икона.
23. Ковчег с мощами сопровождала делегация монахов–афонитов монастыря Ксенофонт. Они же принимали записки у верующих во дворе собора.
24. На Соборной горе в сувенирном магазине можно купить иконы, книги, буклеты.
25. Вид от Успенского собора на Воскресенский монастырь.
26.
27. Лестница, ведущая из собора. Направо — памятник Кутузову и автостоянка, налево — Большая Советская.

Успенский собор в Смоленске

Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.

Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска. Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью».

В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей. Захватчики восстановили здание собора, но устроили в нем костёл. После освобождения Смоленска старое здание было разобрано 1674-1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объема.

Приостановленные работы возобновились лишь в 1712 году. Наконец в 1740 году архитектор А.И. Шедель завершил строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767-1772 гг. архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие. В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал. В соборе находятся мощи Меркурия Смоленского. Само здание собора во время наполеоновского нашествия и при гитлеровской оккупации не пострадало. Пораженный величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. После вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время для того, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Генерал вспоминает:

…Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю.

Впрочем это не помешало тому, что во время нашествия Наполеона исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой, а во время Великой Отечественной Войны и копье св. Меркурия. В настоящее в соборе выставлена единственная сохранившаяся реликвия св. Меркурия — железные сандалии небесного покровителя Смоленска.

Православие в Смоленской области

История

Христианство стало распространяться на Смоленской земле вскоре после крещения Киева. Как сообщает летопись, «в лето 6498 иде Владимир в Смоленскую землю и тамо крести все те земли». Первым городом княжества, принявшим крещение, стал Смоленск.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Смоленск стал столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сыну Ярослава — Вячеславу, потом внуку, Владимиру Мономаху.

Смоленщина находилась в составе Переяслав-Хмельницкой епархии до тех пор пока внук Мономаха, князь Ростислав Мстиславич Набожный (1128—1158) не исходатайствовал для Смоленска самостоятельного епископа. Соглашение между ним и первым епископом вошло в историю как «Уставные грамоты Ростислава». Смоленская епископия получила от князя значительные доходы, земельные владения. На Смоленской земле в XII—XIII веках разворачивалась деятельность многих выдающихся проповедников и церковных писателей. Ярким именем в их плеяде является, имя святого преподобного Авраамия Смоленского.

В 1415—1419 и 1458—1514 годах находилась в канонической юрисдикции Киево-Литовских митрополитов.

С 26 января 1539 года — архиепископия; с 1681 по 1728 годы — митрополия.

В советское период известность получил процесс «Смоленское дело» 1922 года, в результате которого, за попытку остановить изъятие церковных ценностей из Успенского собора Смоленска, не подвергшегося разграблению даже при нашествии Наполеона, привлечено было 45 человек, 25 из которых попали в заключение, 5 — расстреляны. К 2008 году были известны 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших в гонениях.

В 1941—1943 Смоленская епархия включала в себя Смоленщину и Брянщину и входила в состав Белорусской Православной Церкви. Правящим архиереем был епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо). После освобождения Смоленской области от немцев, в 1943—1944 гг., Смоленская епархия возглавлялась архиепископом Калининским (Тверским) Василием (Ратмировым), носившим титул «Калининский и Смоленский».

С 1984 по 2008 год, в период управления митрополита Кирилла (Гундяева) (ныне Патриарх Кирилл) в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено.

Настоящее время

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года на территории Калининградской области образована епархия Русской Православной Церкви. Правящий архиерей вновь образованной епархии получил титул «Калининградский и Балтийский», правящий архиерей Смоленской епархии именуется «Смоленский и Вяземский».

Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. из состава епархии выделена Вяземская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Смоленский и Рославльский». Смоленская епархия включена в состав Смоленской митрополии.

>Населённые пункты

  • Смоленск
  • Вязьма
  • Рославль
  • Ярцево
  • Сафоново
  • Гагарин

Святые

С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской. Вот только некоторые имена:

  • св. блгв. кн. Ростислав — Михаил Набожный (+1167): из всех многочисленных заслуг его можно выделить устроение монастыря на Смядыни, на месте обретения тела св. кн. Глеба; устроение также четырех каменных церквей в Смоленске: в честь свв. Бориса и Глеба, свв. апп. Петра и Павла, св. пророка Илии и св.бессребр. Косьмы и Дамиана
  • прп. Авраамий Смоленский (+1224): с его именем связан расцвет духовной жизни Смоленска. Праведник, философ, иконописец, литератор, он переписывал книги, составлял новые сборники для чтения, проповедовал, ежедневно, став иеромонахом, служил литургия и проповедовал, создал иконописную мастерскую и библиотеку рукописных книг
  • мч. Меркурий воин (+1239): Божия Матерь избрала этого благочестивого воина для того, чтобы он спас Смоленск от нашествия хана Батыя. Мученик бесстрашно сражался,ценой своей жизни сумев остановить продвижение врага к городу. В Успенском Соборе до сих пор хранятся его сандалии
  • прп. Андрей Смоленский (+после 1390): будучи князем, роздал имение и тайно вышел из города, «изменив княжеские одежды на рубища, яко один из сирот». В Переславле-Залесском стал служить пономарем. В подвигах непрестанной молитвы, ношения вериг на одном месте провел тридцать лет. Только по его смерти в руке святого нашли хартию о его княжеском происхождении
  • мц. Иулиания Вяземская в трудные годы литовского нашествия на Смоленск совершила свой подвиг в Торжке, отдав жизнь за супружескую верность
  • св. равноап. Николай, архиепископ Японский (+1912): окончил Смоленскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую Духовную Академию и, приняв постриг, попросился быть настоятелем консульского храма г.Хакомата. В 1868 году его паства включала 20 японцев. В 1911 году в Японии было уже 266 общин, 33 тысячи христиан, 2 епископа, 35 священников
  • новомученики: сщмч. Макарий (Гнеушев, +1918); прп. Рахиль Бородинская (+1928); сщмч. Серафим (Остроумов, +1937) и многие другие

>Святыни

  • Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», Иерусалимская икона Богородицы, «сандалии» св. Меркурия (Успенский собор, г. Смоленск)

Монастыри

Все монастыри Смоленской области

Болдин Троицкий мужской монастырь

Дата основания: 1530

Адрес: Смоленская обл., Дорогобужский р-н, д. Болдино

Мужской монастырь, основанный в 1530 прп. Герасимом Болдинским, учеником прп. Даниила Переяславского. Во 2-й пол. XVI в. многолюдный и богатый монастырь, в котором велось каменное строительство. В Смутное время покинут братией, ок. 1621 передан смоленскому коллегиуму иезуитов. Восстановлен в 1656, но долгое время оставался небогатым. Ограда с башнями выстроена в 1770-х, кельи XIX в. Закрыт в 1920, церкви закрыты в 1931 (по другим данным в 1929). В 1920-1929 в монастыре действовал филиал дорогобужского музея. В марте 1943 большинство построек взорвано немцами, руины частично разобраны. Консервационные работы начаты в 1964. В 1987 восстановлена шестигранная колокольня кон. XVI в., взорванная в 1943. Восстановлен в 1991.

Предтеченский Вяземский женский монастырь

Дата основания: 1542

Адрес: г. Вязьма, 215106, ул. Докучаева, 48-А

Тел.: 8 (48131) 6-18-01

E-mail: ioannopred@yandex.ru

Официальный сайт

Мужской монастырь, основанный в 1542 прп. Герасимом Болдинским. В XVII-XVIII вв. богат, вел каменное строительство. В 1812 сильно пострадал, восстановлен в 1820-х, к нач. ХХ в. немноголюден. Закрыт не позже 1920-х, территория до 1960-х была занята фабрикой. С 1970-х ведется реставрация построек. Восстановлен в 1990 как мужской. В 1995 преобразован в женский.

Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь

Дата основания: не позже XVI в.

Статус: действ.

Адрес: Смоленская обл., Рославльский р-н, г. Рославль, ул. Пролетарская

Телефон: (48134) 4-11-31

Мужской монастырь, возникший не позже XVI в. В смутное время разорен, к 1630-м восстановлен. Каменные постройки сооружены в 1-й пол. XIX в. Был немноголюден, на территории действовало духовное училище. Окончательно закрыт в 1929, большая часть построек уцелела, собор с 1940-х действовал как приходской. Восстановлен в 1996.

Храмы

Основные храмы

Свято-Успенский кафедральный собор (Смоленск)

В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.

К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н. Н. Воронина и доктора исторических наук П. А. Раппопорта.

Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, д.5.

Телефон: (4812) 38-07-57

Церковь Петра и Павла (Ярцево)

В 1771 году в селе Ульхово Духовщинского уезда, в 4 верстах от села Ярцево, на средства прихожан построен деревянный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Каменный храм с тем же престолом поставлен на месте деревянного в 1915 году на пожертвования купца Скоробогатова.

В 1930-е годы храм Петра и Павла был закрыт, а в сентябре 1939 года осквернен и разграблен.

Сильным разрушениям храм подвергся во время Великой Отечественной Войны, когда в нем располагалась огневая точка советских войск. В стенах были пробурены амбразуры под 76-миллиметровую пушку и станковые пулеметы. 4 октября в результате вражеского обстрела тяжелой артиллерией сбит самый высокий купол церкви, два средних и два малых. Один снаряд попал между оконной перемычкой.

После войны по распоряжению первого секретаря горкома кирпич храма брали для восстановительных работ в городе. Но так как раствор был очень крепкий, вскоре отказались от этого оказались, но все же зданию храма был нанесен значительный урон. Разрушения крыши и верхних карнизов главного корпуса ослабило крепление куполов, была сорвана их обшивка.

Адрес: 215810, Смоленская область, г. Ярцево, ул. Слободская, 2

Телефон: +7 (48143) 3-19-09, 48143 3-75-00

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Десногорск)

Приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в г. Десногорске был открыт по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в 1989 году. Это был первый православный храм, появившийся в молодом городе смоленских атомщиков. Для совершения богослужений было передано здание бывшей воинской казармы. Первым настоятелем храма был назначен игумен Пантелеимон (ныне — митрополит Красноярский и Ачинский).

Первая литургия была совершена 19 декабря 1989 года, в день памяти свят. Николая Чудотворца.

В 1991 г. настоятелем храма был назначен священник Алексий Карпиков (ныне игумен Александр, благочинный Гагаринского округа), посвятивший много сил для становления молодого прихода.

В 1998 г. настоятелем храма назначается священник Виталий Сладков.

Адрес: Россия, Смоленская область, Десногорск, Н-4

Телефон: +7 (910) 725-77-70, дежурный в храме

>Где остановиться

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Добавить комментарий

Закрыть меню