Псалмы для работы

Псалтирь 57 — для чего читают

Каждая глава Псалтири — законченное произведение, которое имеет собственное надписание (нечто вроде вступления). Псалом 57 также начинается с него — мы видим слова «в конец». Что же это значит? Чтобы пояснить, следует начать с того, что такое вообще псалмы. Это песни, предназначенные для прославления Господа. Они исполнялись, в основном, под аккомпанемент музыкальных инструментов.

  • В русском переводе надпись гласит «дирижеру хора». Таково значение выражения «в конец». Дирижеру необходимо было переложить текст на музыку, выучить его вместе с музыкантами, руководить исполнением.
  • Далее встречается надпись «да не растлиши» — то есть «не погуби». Это отражает общую тему псалма, в котором автор просит Господа защитить его и свой народ от напастей.
  • Также во вступительной части имеется указание на авторство. Оно, как уже было сказано, приписывается царю Давиду, это историческая личность. Во время правления совершил много славных дел. Но до этого ему пришлось пережить несправедливые гонения.

Итак, написаны строки во время преследований со стороны Саула. Давид вынужден был годами скитаться, находя приют то в диких пещерах, то у бывших врагов. Вероятно, это было очень неудобно, ведь кочевая жизнь неустроенна.

  • Во втором стихе идет речь о суде. Некоторые исследователи Священного Писания думают, что это не просто литературный образ, а реальное историческое событие. Суд был инициирован Саулом, чтобы сделать личную ненависть к Давиду делом общественным.
  • Для этот фарса царь собрал совет старейшин. Чтобы угодить правителю, Давида признали человеком вне закона. При этом приговор был вынесен заочно, без присутствия обвиняемого. Ему присвоили статус «волка», абсолютно любой житель страны мог спокойно убить Давида. Тот, кто решился бы его защищать, тоже становился преступником.
  • Автор обличает своих врагов, во всех красках описывая перед Господом их прегрешения. Он сам теперь выступает обвинителем, обещает им скорую погибель. Ведь беглец уверен в своей праведности, поэтому полагается на высшую справедливость. Господь является праведным судьей, на него могут смело полагаться все безгрешные.

Многие задаются вопросом, для чего читают данный текст — его рекомендуется произносить в период испытаний. Неважно, чем они вызваны: обстоятельствами, происками ваших врагов или собственными ошибками. Данные строки помогут выразить смятение, надежду на защиту свыше.

Толкование псалтыря

Не всегда современным людям могут быть сразу ясны выражения из Ветхого Завета. Например, в Псалме 57 встречается довольно суровая фраза о том, как праведный умоет свои ноги в крови нечестивца. Толкователи поясняют, что это лишь образное выражение.

  • В древности на поле боя было очень много крови павших, поэтому часто ноги воинов оказывались в ней испачканы. Ведь в те времена Израиль очень часто подвергался нападениям, многие хотели завоевать его плодородные земли. Вот почему такое сравнение было понятно его современникам.

В 3-й строке автор обличает своих судей в том, что из замыслы были полны коварства с самого начала. Они даже не собирались устраивать справедливый разбор ситуации, лишь хотели завуалировать убийство из личной неприязни.

  • Здесь можно провести параллель с тем судом, который в будущем будет вершиться над Иисусом. Многие части Ветхозаветных писаний пророчески указывают на пришествие Спасителя и на обстоятельства совершения Его миссии. Приговор Сыну Божьему тоже был вынесен несправедливо, под давлением. Хотя иудейский народ является избранником, хранящим Закон, они не признали Христа избавителем, о котором говорится в Библии.

Зависть к невинному Учителю управляла их сердцами, что заставило оказывать давление на власть предержащих и обманывать простой народ. Они шли на любые ухищрения ради того, чтобы обвинить Иисуса в проступке против обычаев, уличить Его в неуважении к обычаям, чтобы Он больше не беспокоил их устоявшуюся жизнь.

Псалом 57 — текст на русском

Чтобы перейти к более подробному разбору, следует внимательно ознакомиться с текстом на русском языке:

Дирижеру хора. На мотив «Не погуби». Мольба Давида.

Подлинно ли вы, правители,

говорите беспристрастно?

Справедливо ли судите меж людьми?

Нет, неправду вы замышляете,

ваши руки творят на земле произвол.

От утробы матери нечестивые – среди отступников;

с рождения сбились с пути и обманывают.

Яд их подобен яду змеиному,

яду глухой кобры, что уши свои затыкает

и не слышит голоса заклинателя,

как бы тот ни был искусен.

Раздроби зубы у них во рту, о Боже;

вырви, Господи, клыки у львов!

Да исчезнут, как высохшая вода;

пусть будут как надломленные стрелы в натянутом луке

a

как улитка, что растает, слизью изойдя,

как мертворожденный, что не увидит света.

Прежде чем ваши котлы согреет горящий терн –

зелен он или сух – нечестивые будут погублены.

Праведники возрадуются, когда увидят возмездие,

когда омоют стопы в крови нечестивых.

И будут тогда говорить:

«Поистине, праведным есть награда;

поистине, есть Бог, судящий на земле».

Любой библейский материал имеет несколько уровней понимания — буквальный и переносный смысл. Также следует учитывать исторический контекст, авторство и аудиторию, для которой он предназначался. Возможно, псалмы пользуются такой популярностью потому, что были написаны для простого народа. В них идет речь о вещах, которые всем понятны и доступны.

Первая часть псалтыря 57 — о врагах

Стихи со 2 по 6-й посвящены обличению преследователей. Давид в тот период еще не был царем, так что здесь он выступает в качестве пророка, говорящего по вдохновению Божию. В Псалме 57 общее настроение с предыдущей и последующей главами. Это не просто молитва, а глубокий анализ человеческих душ. Люди, которым была доверена власть, не оправдали доверие Господа, именно им высказывается много обвинений.

  • Порочное правление. Граждане в праве ожидать от сильных мира сего взвешенного решения. Судьи, которым предоставлена власть, прекрасно знали законы, а они были очень справедливы. Но люди, призванные поддерживать порядок, пошли на поводу у правителя.

Что их заставило это сделать? Они побоялись потерять высокие должности, благодаря которым обрели влияние и богатство. Поэтому простые граждане не могли рассчитывать на объективность, ведь суд был продажным.

Пророки всегда выступали от имени Творца. И Давид напоминает о том, что ни один смертный не будет оставаться на земле вечно. Рано или поздно каждого ждет конец, после которого — встреча с Высшим Судией. Он потребует отчета, и все, кого обидел неправедный человек, будут рядом, чтобы обличить его перед неподкупным Творцом.

  • Поддержка неправедного правления. Особенный грех псалмопевец видит в том, что поступки злых людей вовсе не случайны. Они хорошо продуманы, продиктованы определенными стремлениями.

Власть, которая должна защищать невинных, угнетенных, вместо этого делает их еще более несчастными. Решимость творить зло постепенно вытесняет в сердце все другие стремления.

Как распознать грешников

Многих верующих волнует вопрос о предопределении. Может ли каждый рассчитывать на спасение, или есть люди, которым суждено гореть в аду? Пророк говорит о том, что некоторые с самого рождения отрешены от Божьей благодати. Нечестивые родители передают худшие качества своим детям. Как только они учатся разговаривать, начинают хулить Господа. Чем старше становятся, тем больше научаются греху. Подобных грешников распознать несложно:

  • Они рано обучаются обману. Язык грешника с легкостью говорит ложь. Даже будучи детьми, они оправдываются или приписывают себе несуществующие достоинства, чтобы получить похвалу. Именно нечестивые слова являются большим грехом.
  • Злое сердце. Грешники сравниваются со змеем. Яд символизирует их злобу, отвращение ко всему, что делают праведники. Как змея не может перестать вырабатывать отраву, так и нечестивцы, принадлежащие к семени змея, не способны очиститься от греховности.
  • Нежелание покориться Богу. Смирение сегодня многими воспринимается не как добродетель, а как слабость. На самом деле это первый признак грешника, закосневшего в своих пороках. Как змея неспособна слышать от природы, так и злые потомки сатаны не могут слышать Божий призыв в своих сердцах.

У каждого есть склонность к плохим поступкам — это и есть первородный грех. Чтобы спасти свою душу, следует слушаться Господа, поступать по совести, или душа быстро очерствеет.

Псалтырь против врагов

Далее, с 7 по 12 стих, псалом 57 является молитвой, направленной как против недоброжелателей. Тут рассматриваются не только личные противники, но и враги Церкви Христовой. Согласно мнению святых отцов, это каиново племя, чьи потомки до сих пор ходят по земле. При этом Давид вовсе не желает личной мести. Выступать против греха его побуждает гражданская позиция, благодаря которой он впоследствии и стал хорошим правителем.

Пророк вовсе не просит Господа умертвить своих врагов, он не желает им гибели. Он умоляет только «сокрушить зубы», то есть лишить возможности дальше творить зло. Далее он сравнивает их планы со сломанными стрелами, которые не достигают цели. Красивым сравнением является и вода, которая затапливает берега лишь на короткий срок, затем без следа исчезает, уходя под землю.

Также Давид в очередной раз демонстрирует силу своей веры. Он говорит о суде Божьем как о свершившимся факте. Ведь никто не в силах устоять перед Творцом. Праведники порой приходят в уныние, когда наблюдают за процветанием нечестивых. Они живут в роскоши, наслаждаются властью и почестями. Но в конце концов суд Божий сотрет все это в прах. Порой Он долго терпит, давая самому закоренелому грешнику возможность покаяния, но час расплаты придет.

Божий суд имеет и другие последствия. Многие грешники, видя справедливое воздаяние, придут к покаянию, восславят Творца и обратятся на путь праведников. Верные же найдут утешение в том, что добро вновь одержало победу. Также они обретут заслуженную награду. Она ожидает верующих не только на небесах, но уже здесь, на земле.

Пусть иногда кажется, что справедливости нет, на самом деле весь мир управляется мудрым Творцом. Пренебрежение к Божиим законам лишь временное явление. Мудрый Господь накажет наглецов уже при этой жизни, это является прообразом суда будущего. Всякий верующий может смело полагаться на Его защиту.

Псалом 57 текст молитвы на русском was last modified: Апрель 29th, 2018 by Bogolub

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание

К исполнению. Не погуби. Давида, для надписи на столбе.

1 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии.

1 Если воистину вы правду говорите, право судите, сыны человеческие.

2 Ибо в сердце беззаконие делаете, на земли неправду руки ваша сплетают.

2 Ибо в сердце беззаконие делаете, на земле неправду руки ваши сплетают.

3 Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу.

3 Отступили грешники от материнского лона, заблудились от чрева, говорили ложь.

4 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои,

4 Ярость их – по подобию змеи, как у аспида глухого и затыкающего уши свои,

5 иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра.

5 который не послушается от голоса заклинающих, и от зелья, приготовляемого мудрым.

6 Бог сокрушит зубы их во устех их, членовныя львов сокрушил есть Господь.

6 Бог сокрушит зубы их в пасти их, челюсти львов раздробил Господь.

7 Уничижатся яко вода мимотекущая, напряжет лук свой, дондеже изнемогут.

7 Исчезнут они, как вода протекающая; Он натянет лук Свой, доколе не изнемогут.

8 Яко воск растаяв отъимутся, паде огнь на них и не видеша солнца.

8 Как расплавленный воск уничтожатся, пал огонь на них – и не увидели солнца.

9 Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я.

9 Прежде, чем сплетутся колючки ваши в терновник, заживо во гневе поглотит Он их.

10 Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руце свои умыет в крови грешника.

10 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение, руки свои омоет в крови грешника.

11 И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

11 И скажет человек: “Если подлинно есть плод праведнику, значит, есть Бог, судящий их на земле”.

Слава:

Слава:

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра. Бог сокрушит зубы их во устех их, членовныя львов сокрушил есть Господь. Уничижатся яко вода мимотекущая, напряжет лук свой, дондеже изнемогут. Яко воск растаяв отъимутся, паде огнь на них и не видеша солнца. Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руце свои умыет в крови грешника. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

Слава:

Христианский псалом 56 – это песнь — размышление, написанная царем Давидом в период подготовки восстания против него его сыном Авессаломом. Условно псалом можно разделить на две части. В первой пророк Давид предлагает своим врагам задуматься над своими поступками, сравнивая их со змеями, которые перестали слышать голос своего заклинателя. Во второй части текста 57 псалма Давид призывает кару Божию на головы своих предателей и клеветников, умоляя Господа сокрушить их челюсти в ответ на неправедные слова и действия.

В каких случаях помогает чтение православного псалма 57?

Многим православный текст 57 псалма кажется чересчур кровожадным и нетерпимым. «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого» ‑ эта фраза в сознании верующего человека никак не увязывается с понятиями смирения и долготерпения.

Однако толкование псалма 57 поясняет, что это – образное выражение, взятое из военной истории, когда кровь павших пропитывала землю после боя: не стоит забывать, что в царствование Давида Израиль вел множество войн, и такое сравнение было близко царю. В христианской традиции читать и слушать онлайн 57 псалом советуют в начале каждого дела, чтобы бесы и завистливые люди не помешали его успешному завершению.

Читать церковный текст молитвы псалом 57 на русском языке

Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.

Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле. С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях. Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные. Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины. Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь. Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!

Православный Псалтырь, текст псалом 57 на церковно славянском языке

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестiи. Ибо в сердцы беззаконiе делаете на земли, неправду руки вашя сплетают. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобiю змiину, яко аспiда глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра. Бог сокрушит зубы их во устех их; членовныя львов сокрушил eсть Господь. Уничижатся яко вода мимотекущая; напряжет лук свой, дондеже изнемогут. Яко воск растаяв отимутся; паде oгнь на них, и не видеша солнца. Прежде eже разумети тeрнiя вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Возвеселится праведник, eгда увидит отмщенiе; руце свои умыет в крови грешника. И речет человек; аще убо eсть плод праведнику, убо eсть Бог судя им на земли.

Объяснение священной книги псалмов

Псалом этот имеет следующее надписание: В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание. Это надписание, составляющее 1-й стих псалма, объяснено при рассмотрении и объяснении предыдущих 55-го и 56-го псалмов и в переводе с греческого читается так: «В конец. Не погуби. Давиду, в столпописание». В этом псалме Давид, изобличая оклеветавших его пред Саулом, называет их сынами человеческими, творящими неправду и всякое беззаконие, по развращению сердца – грешниками от самого рождения, пребывающими во лжи и заблуждении от утробы матерней (ст. 2–4), сравнивает злобу и ярость их с ядом змия и аспида, не поддающегося волшебным заклинаниям волхвов и обаятелей (ст. 5–6), с зубами и челюстями львов; при чем угрожает им казнью от Бога и, предсказывая им погибель, сравнивает ее с водою разливающеюся, с луком, поражающим насмерть (ст. 8), а также с воском, льющим от солнца, и с терновым кустом, сгорающим от упадающего на него огня (ст. 9–10). В противоположность им указывает на участь праведника, который возрадуется при виде награды, уготованной за праведность, и праведного суда Божия, проявляющегося на земле (ст. 11–12).

Пс.57:2 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии.

Под именем сынов человеческих псалмопевец разумеет здесь советников и наперсников Саула, которых царь Саул под видом законного суда призывал к себе для осуждения неповинного Давида (1Цар.19:1). Эти советники являлись в качестве свидетелей на суде против Давида. Чтобы угодить царю, они говорили неправду, клеветали на Давида. Уверенный в своей невинности, Давид, чтобы изобличить их ложные навета и клеветы на него, теперь предлагает им самим справедливо обсудить свои действия и поступки в отношении к нему, вопрошая их: рассудите вы сами, сыны человеческие (сыны неправды и беззакония – след. ст. 3 и 4), действительно ли вы правду говорите и справедливо ли судите?

Пс.57:3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают.

Вы как будто ревнуете о справедливости, о правде, продолжает Давид свои обличения, но это только на словах или для виду, на самом же деле в сердце у вас беззаконие: вы и мыслите беззаконие, и руки ваши сплетают всякую неправду, т.е. под предлогом справедливости вы преследуете меня, обвиняя в вероломстве против Саула, представляя меня врагом царя и возмутителем общественного спокойствия. Все это вы делаете на земли, т.е. явно, и постоянно пребываете во злобе, оставаясь навсегда нераскаянными и неисправимыми.

Пс.57:4–6 Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра.

Описывая нераскаянное состояние грешников, псалмопевец указывает причину такого состояния в первородном грехе. Очуждишася, говорит он, от ложесн, заблудиша от чрева, т.е. в самом зачатии человек получает такие начала, которые удаляют его от правды. А от первородного греха восходит он потом к самому коренному началу всех грехов и к самой первой вине их, т.е. к змию искусителю, и потому нераскаянность грешников объясняет подобием змий, которые затыкают уши от обавателей. Обаватель (от слова «баить», употребительного и ныне в некоторых местностях простым русским народом в значении «говорить», а от него – «обаивать, обаять» – то же, что «заговаривать, заклинать») значит «заговаривающий», в простонародье – «знахарь, колдун», действующий посредством заговоров, обаяний, заклинаний, нашептываний. Путешественники в своих мемуарах замечают, что и ныне на востоке употребляют «обаяние» для того, чтобы усыпить змия и, вынув яд из его челюсти, уловить его, а когда это не удается, то говорят, что змей «заткнул свои уши». Поэтому слова: ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра (ст. 5–6) – будут иметь такой смысл: как первый змий, соблазнивший человека, остается нераскаянным во своем грехе, так и они, враги Давида, до того ожесточились в своих беззакониях и жестоких намерениях, что походят на ехидну, или аспида, которые, чтобы не слышать обаяния, затыкают уши свои и тем сохраняют яд свой. На аспида (так называется водящийся в Египте ядовитый змей) обаяния, или заклинания, не производят никакого влияния – он остается глух к ним, как бы затыкает уши свои и противится всем средствам премудраго, или знахаря. Таковы, говорит Давид, мои враги – они злы, ядовиты, как аспиды, глухи ко всем внушениям истины и добра. «Они затыкают уши, – говорит блж. Феодорит, – подобно аспиду, который делает это от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями и не уступить действию состава, приготовленного так называемым мудрецом. Давид все сделал, чтобы убедить Саула прекратить вражду, однако же не убедил, а потому прилично уподобил его аспиду, который не по природе глух, но затыкает уши и не допускает до себя обаятельных слов» . Так и Господь Бог посылал и «посылает пророков и премудрых, и книжников» (Мф.23:34), для того чтобы умиротворить и смягчить сердца ожесточенных грешников, но они затыкают уши свои, как это и сбылось при кончине св. первомученика Стефана (Деян.7:57), и остаются в своей ярости и ожесточенной нераскаянности.

Пс.57:7 Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь.

Членовныя – значит: «челюсти», или, что то же: «коренные зубы». Изобразив в предыдущих стихах злобу и жестокость врагов своих, в числе коих первый был Саул, в этом и следующих трех стихах Давид описывает казни, какие Бог пошлет на тех врагов его, и, во-первых, говорит, что Бог сокрушит не только зубы, но и львиные челюсти их, т.е. уничтожит всю страшную силу врагов Давидовых. Так как лев считается самым сильным из диких зверей, а зубы его острейшими и крепчайшими, то псалмопевец и берет от них сравнение крепости и злодейской силы врагов своих и, упомянув сначала о зубах во рту (во устех их), а потом и о челюстях львов, дает понять, что Господь сокрушит у врагов его не только малые зубы, но и великие, коренные, т.е. отнимет у них возможность вредить не только злобными словами и клеветами, но и самыми злыми и коварными поступками. А что выражено в первой половине стиха в будущем времени (сокрушит), а во второй – в прошедшем (сокрушил), – это слишком обычно у псалмопевцев и вообще у пророков. В переводе же с еврейского, в обеих половинах сказуемое выражено в повелительном наклонении, в виде прошения.

Пс.57:8–9 Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук Свой, Дóндеже изнемогут. Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца.

Слово лук значит «оружие», которое употреблялось в древние времена. В этих стихах псалмопевец посредством новых сравнений и подобий продолжает изрекать утешения для праведника, начатые им в предыдущем 7-м стихе. Он говорит здесь, что пагубная сила и могущество нечестивых врагов его будут кратковременны, как вода мимотекущая, т.е. такая вода, которая, широко разлившись по поверхности земной, бывает подобна великой реке, а потом, протекши по разным направлениям, постепенно истощается и скоро совсем уничтожается, так что не оставляет после себя ни одной капли. И Господь Бог, карая нечестивых, «не перестанет, – по словам блж. Феодорита, – поражать их наказаниями до тех пор, пока не сокрушит их силу» : Он напряжет лук Свой, Дóндеже изнемогут. Стрелы, пущенные из натянутого лука, поражают если не насмерть, то причиненными ранами совсем лишают силы человека. Точно так же Господу Богу возможно и легко уничтожить могущество сильных и злобных врагов моих, говорит Давид, как легко и удобно солнцу или огню растопить воск, который, как бы ни был тверд, не может противостоять солнечному жару или силе огня, но быстро растопляется и пропадает. Так и они, говорит, будут истреблены (отымутся) и погибнут. Как скоро пал на грешников огнь гнева Божия, они тотчас исчезли и не остались в живых до следующего дня, до восхождения солнца: «не увидели они солнца».

Пс.57:10 Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я.

Тернием в Священном Писании называется сорная, колючая трава, а в переносном смысле называются грехи человеческие. Рамн значит: «большой терновый, колючий куст»; в переносном же смысле под рамном здесь разумеются великие злодеяния и беззакония. В изречениях этого стиха псалмопевец, обращаясь к Саулу и его сообщникам, грозит им истреблением. Он сравнивает их злодейские замыслы и поступки с тернием (колючей травой), которое, если бы возросло в рамн (большой колючий куст), обнаружилось бы в страшных злодеяниях. Но Господь Бог, говорит он, не допустит до этого. Прежде еже разумети терния вашего рамна, т.е. прежде нежели малые терны возрастут в рамн, в большое терновое дерево, Бог во гневе Своем погубит вас: яко живы, яко во гневе пожрет я. Как некогда Дафана и Авирона, с их сообщниками, живых пожрала земля, и они погибли, так и терния ваши, т.е. грехи ваши, прежде нежели сделаются рамном, т.е. процветут и принесут плод, постигнет гнев Божественный – прежде нежели успеете вы привести в действие злодейские замыслы свои, вместе с ними и вас истребит Господь во гневе Своем.

Пс.57:11 Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника.

Праведником св. Давид называет здесь человека, подвергающегося злоумышлениям и ревнующего о добродетели, таковой, говорит он, возрадуется, когда увидит, что все сказанное им о погибели нечестивых (ее. 7–10) исполнилось, но возрадуется не о том, что увидит себя отмщенным (таковое понимание было бы противно учению Слова Божия), а о том, что совершится правосудие Божие, преграждающее нечестивым беззаконные пути их и все способы их злодеяниям, – самым делом праведник убедится тогда, что Господь Бог защищает обижаемых и помогает им, чтобы не потерпели они вреда чрез ропот на Божественный Промысл, по малодушию и немощи, и не отчаялись (Зигабен) . «Веселится рачитель добродетели, – говорит блж. Феодорит, – видя, что делатель греха наказуется, веселится, не издеваясь над ним, но усматривая Божие промышление, которое не оставляет без призрения обиженных им. Умывает же руки свои, не кровью обагряя и оскверняя их, но доказывая, что невинен и далек от лукавства. Ибо не кровью умывает, как полагали некоторые, а умывает при виде крови (в греч. над кровью), как не имевший никакого общения с грешником» . Так и Пилат, умыв по некоему обычаю руки, этим показал, что, как он думал, он непричастен убиению Христа, но безвинен, и совершенно чист. Сказанное: умыет, по словам св. Афанасия, должно разуметь о невинном, по реченному в другом месте: «Умыю в неповинных руце мои» (Пс.25:6) .

Пс.57:12 И речет человек: Аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

Изречения этого стиха представляют заключение или следствие из предыдущих стихов. Праведник верил в силу добродетели и во всемогущество Бога, управляющего и судящего во всем мире – на небе и на земле, а потому и надеялся на помощь Божию. И вера его оправдалась, упование оказалось не напрасно: нечестивые наказаны, а праведник, видя их наказанными, а себя защищенным от всех их наветов и козней, восторжествовал и возвеселился. И всякий человек, смотря на это, или видя наказания нечестивых и награды праведным, скажет: да, есть плод от веры и добродетельной жизни, и есть Бог, есть и праведный суд Божий не только на небесах, но и на земле, награждающий праведных и воздающий нечестивым за их нечестие и беззакония.

Итак, блажен, стократно блажен гонимый за правду. Страдальческая жизнь и конец его служат предначинаниями вечного веселия и покоя, он шествует по земле как герой и как победитель вступает во врата неба, множество гонителей своим тщетным преследованием, своей злосчастной участью довершают его торжество.

О 90-м псалме

О силе 90-го Псалма.

Моя мамочка в 2010 году решила взять аскезу. И она читала 90-й Псалом по 40 раз в день, в течение 40 дней. Сначала 40 дней за одну дочь, потом 40 дней за вторую, потом 40 дней за третью.

  • 18 сентября вышла замуж младшая дочь – до этого несколько лет они жили в гражданском браке.
  • 3 октября мы с мужем обвенчались – собирались много лет, а тут вдруг муж сказал, так, я с батюшкой договорился, венчаемся 3-го октября.
  • 10 октября вышла замуж третья дочка.

Меньше чем в течение 40 дней все три дочери пожали плоды этой материнской молитвы.

Сейчас я начала читать этот Псалом, по 21 разу в течение дня, вместе с аудио версией – чтоб уж точно не запинаться))

Вот здесь запись аудио 1 мин. 24 сек – и вначале несколько секунд, чтобы сказать краткую молитву. Например, Господи, благослови мужа моего (имя)

Вот тексты:

На церковно-славянском:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна.

Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися.

Оружием обыдет тя истина Его, не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится.

Обаче очима твоима смотриши, и воз¬даяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему.

Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.

На аспида и ва¬силиска наступиши, и попереши льва и змия.

Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

ПСАЛОМ 90 в русском переводе.

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.

Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Добавить комментарий

Закрыть меню