Пророки в христианстве

Исаия

Святые отцы рассказывали о пророке, жившем на Израильской земле в VIII столетии до Р.Х., как о великом и чудном, проницательном и мудрейшем.

Исаия был призван Господом для пророческого служения. Он явился сидящим на высоком престоле в окружении Серафимов. Один из ангелов прикоснулся к устам Исаии горящим углем из небесного жертвенника, чтобы тот очистился.

Его призванием стало спасение людей от духовного рабства языческого поклонения. Подобно горящей свече своим сиянием пророк обличал небогоугодные поступки. Именно ему было доверено донести до народа весть о разрушении Иудеи и пленении евреев. Рабство не стало бы вечным, и через отмеренный срок народ Божий вернулся бы домой.

Рассказывая о Христе, Исаия поражал точностью и ясностью событий, за что получил прозвище «ветхозаветного евангелиста». Он говорил людям о непорочном зачатии в чреве непорочной и целомудренной Девы, предсказывал страдания Христа во имя спасения людей и возможность спасения от разлуки с Богом через веру.

Его слова звучали во времена языческих поклонений, совершаемых даже в самом Иерусалиме. Народ не захотел услышать речи Исаии, его проповеди и посмеялся над пророчествами, предав благочестивца мученической смерти.

Тем не менее, Бог исполнил всё обещанное евреям, не принявшим воли Его.

Иеремия

Он был сыном священника из Анафофа, расположенного близ Иерусалима. Призвание к пророческому служению получил, когда ему было всего 15 лет от роду. Юноше открылось, что ещё до рождения ему было определено стать устами Божьими. Он отказывался, говоря о своей молодости и неумении красиво говорить, на что Бог коснулся уст будущего пророка и пообещал быть рядом.

Целых 23 года занимался Иеремия обличением иудеев за отступничество и идолопоклонничество, предрекая народу бедствия и войны. Он останавливался возле входа в храм и проповедовал с угрозами и слезами, на что получал лишь насмешки, ругательства, угрозы и даже побои.

Наглядно показывая грядущее рабство, Иеремия повесил на шею деревянное, а после железное ярмо. Раздражаясь пророческим речам юноши, иудейские старейшины приказали отправить его в ров со зловонной тиной, где тот чуть не скончался. Богобоязненному царедворцу Авдемелеху удалось помочь мальчику освободиться, но тот не перестал нести пророческое служение, за что угодил в темницу.

Когда в Царство иудеев пришли вавилоняне, избранный народ поверил в предсказания, но было поздно. Царь Навуходоносор выпустил юношу из заключения, позволив самому выбирать, где жить. Иеремия остался на руинах разрушенного Иерусалима, чтобы оплакать бедствия своей страны и глупость своего народа.

Согласно предания Иеремия скрыл ковчег Завета вместе со скрижалями в пещерах г. Наваф, чтобы евреи не смогли его найти. Оставшиеся на иудейской земле евреи решили сбежать на землю Египта после убийства наместника вавилонского царя. Пророк пытался убедить их не делать этого, поскольку кара, которой они опасаются, найдёт евреев и там. Вновь не послушав пророка, евреи насильно забрали его и осели в городе Тафнис. Четыре года жил там Иеремия, почитаемый египтянами и иудеями за то, что с Божьей помощью смог молитвой умертвить крокодилов. Пророк пытался открыть людям, что вскоре придёт за ними царь вавилонский, опустошит землю и сотрёт с лица земли переселенцев-иудеев, но евреи убили его. А предсказание сбылось…

Даниил

Среди пленников, доставленных к царю Навуходоносору, были юноши знатного происхождения Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Царь отдал распоряжение обучить их мудрости и оставить для воспитания при дворе. Еврейские юноши, однако, чтили заветы веры и отказались от роскоши и излишков, питаясь лишь водой и овощами. Бог наградил их мудростью, а Даниилу подарил возможность толковать сны. Прозорливостью юноша превзошёл халдейских мудрецов и был приближён к царю.

Как-то раз Навуходоносору приснился впечатливший его сон, содержание которого он благополучно забыл наутро, поэтому повелел мудрецам раскрыть тайну этого сна. Вавилонские волхвы и звездочёты оказались бессильны, а Даниил, во славу Господа и с Его помощью, разгадал содержание и значение сновидения.

Спустя время царь пожелал построить огромную статую себя, чтобы воздавались ей почести. Отроки Азарию, Ананию и Мисаила отказались и были отправлены в пылающую печь. Пламя должно было сразу же поглотить юношей, но они спокойно ходили по огню, совершая молитву. Поразившись тому, что юноши остались целы, и царь решил обратиться к Богу.

Во времена царя Валтасара пророк Даниил нашёл значение надписи, таинственным образом появившейся во время празднования на дворцовой стене. Она говорила о грядущем падении Вавилона.

Во время царствования персидского царя оклеветанного Дария пророка бросили к голодным львам, но хищники к нему не притронулись, и он остался невредим. Обрадованный и впечатлённый царь приказал поклоняться Единому Богу.

Даниил печалился о еврейском народе, справедливо покаранном Богом за грехи свои и отданном в плен. Он не раз ходатайствовал за него перед царём Киром, высоко ценившем пророка. Своей праведной жизнью, молитвой и благочестием искупал Даниил грехи своего народа, за что ему открылась судьба израильтян и всего мира.

Малые пророки

  • Авдий возвещал о гибели Едома, предстоящем суде над всеми народами;
  • Иона рассказывал о судьбе народа Израиля, предстоящем рабстве евреев и страданиях Христа;
  • Иоиль предсказывал наступление судного дня, когда Дух Святой изольётся на всех вне зависимости от пола и возраста;
  • Амос обличал недостатки общественного устройства и человеческие качества. Избранность евреев отождествлял с высокой мерой ответственности;
  • Осия говорил о Христе, грехах иудеев, предстоящем плене и распространении истинного Богопознания;
  • Михей открывал падение обоих Царств, Божью кару, будущее рождение Спасителя;
  • Наум предсказал падение идолопоклоннической развратной и колдовской Ниневии;
  • Софония указывал на необходимость покаяния, разрешения еврейских стран;
  • Аввакуму открылось разрушение храма в Иерусалиме, Вавилонское пленение евреев, возвращение последних на родину;
  • Аггей призывал народ покаяться, проявить заботу не только о своем доме, но и доме Господа;
  • Захария возвещал о пришествии Мессии, пытаясь донести смысл его прихода, необходимость быть достойными жертвы;
  • Малахии была отведена роль сурового критика: он обвинял евреев за недостаточное усердие в делах Божьих, священников – за недостаточную веру и пороки. Много рассказывал о Пришествии, Предтече и Божьем Суде.

Таковы они, пророки Ветхого Завета…

Исаия, или Исайя (ивр. Йешаяhу; буквально «спасение с Господом») – один из больших библейских пророков, сын Амоца, выходец из знатной иудейской семьи (талмудисты даже считали Амоца братом царя Амасии), родился в Иерусалиме около 765 днэ. Исаия примечателен, в первую очередь, своими пророчествами о Мессии, а также идеями социальной справедливости и всеобщего равенства (сходные с книгами Амоса и Осии), что даёт основания считать Исаию предтечей социалистических мыслителей последующих веков.

Пророк Исайя, достигнув зрелого возраста, пророк Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей (Ис 8:3) и имел сына Иасува (Ис 7:3).

Пророк Исайя упоминается в 2Цар 19–20 и 2Хр 26:22; 32:20, 32.

Его пророческая деятельность началась в возрасте 20 лет с видения Бога Саваофа на престоле и ангелов, окружавших его. Пророк Исайя начал передавать свои сообщения в 747 днэ, во времена царя Озии. Начало пророческой деятельности Исаии пришлось на период правления царей Азарии (785-733 днэ, включая соправление), Иоафама (759-743 днэ), Ахаза (743-727 днэ) и Езекии (727-698 днэ).

Согласно еврейской традиции, жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя иудейского Манассии (698-643 днэ), известного своими беззакониями и гонениями на пророков.

Исайя прожил около 80 лет ≈ 765-685 днэ.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, одна из 11 девтероканонических книг Библии Исторических Церквей библейская книга «Послание Иеремии» содержит 66 глав, 1 291 стих, 25 734 слова и 123 022 буквы.

***

Ирмеяhу, Иеремия (Ирмеяху, `да возвысит Господь`; родился, видимо, в 645 днэ – умер в начале VI в. днэ), еврейский пророк.

Книга Иеремии является второй в разделе поздних пророков ТАНАХа.

Иеремия родился в левитском городе Анатоте в 7 км от Иерусалима, в семье, принадлежавшей к жреческой династии Эвиатара, отстранённой царем Соломоном от служения в Иерусалимском храме.

Уже в ранней юности Иеремия чувствует себя призванным Богом к пророчеству. Пророческая деятельность Иеремии приходится на самый бурный период истории Иудейского царства.

Северное (Израильское) царство уже было разрушено Ассирией, и его территория присоединена к Ассирийской империи, границы которой проходили теперь несколько севернее Анатота. Царствование Манассии (ивр. Менаше, Менашше) ознаменовалось распространением в Иудее языческих культов из западных областей Ассирийской империи. Пророческое движение усматривало в падении Израильского царства Божью кару за служение чужим богам и за упадок нравов.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, Книга пророка Иеремии содержит 52 главы, 1 364 стиха, 30 410 слов и 142 839 букв.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, библейская книга «Плач Иеремии» содержит 5 глав, 154 стиха, 2 363 слова и 11 594 буквы.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, одна из 11 девтероканонических книг Библии Исторических Церквей библейская книга «Послание Иеремии» содержит 1 главу, 72 стиха, 1 278 слов и 5 957 букв.

Всего пророк Иеремия как автор библейских книг написал 3 таких книги, состоящие из 58 глав, 1590 стихов, 34 951 слово и 160 390 букв.

***

Иезекиил, Иезекииль (ивр. ‎ Йехезкель – «Господь укрепит»).

Сведения о личности пророка крайне скудны. Йехезкель сын Бузи родился (≈ в 622 днэ) в Иудее и был коэном (коheном). Его жена умерла во время осады Иерусалима войсками Навуходоносора, а сам он первым караваном пленных в 597 днэ был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии.

В пятом году пленения Иоакима Йехезкель был призван Богом к пророческому служению: пророку были явлены от Бога несколько видений, с которых в 592 днэ началось его пророческое служение. В это время Йехезкелю было около 30 лет. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). 22 года спустя, в 27-м году пленения, он всё так же оставался в служении, как мы читаем далее в книге (Иез 1:1, 2; 29:17).

Время и обстоятельства смерти пророка неизвестны, по преданию, его гробница находится в центральном Ираке, в селении, расположенном в 32 км от города Хилла.

Содержащиеся в книге Йехезкеля пророчества относятся ко времени между 593 и 571 гг. днэ, то есть к периоду, когда после почти 10 лет покорности иудейский царь Цидкияhу, надеясь на помощь Египта, восстал против вавилонского ига (588 днэ). Восстание закончилось страшным разгромом Иудеи и, после двухлетней осады, взятием Иерусалима в 586 днэ Навуходоносором; Храм был разрушен, и большинство населения страны угнано в Вавилонию.

В число пленных попала царская семья и князья; всё храброе войско; плотники и кузнецы. С тяжёлыми чувствами пленённые израильтяне завершили своё утомительное путешествие, оставив позади гористую местность с природными источниками вод и долинами и оказавшись на одной из необъятных равнин. Теперь они жили у реки Ховар, в самом сердце могущественной державы, в окружении народа, который имел чуждые им обычаи и поклонялся языческим божествам. Навуходоносор разрешил израильтянам владеть собственными домами, держать слуг и заниматься ремёслами и торговлей.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, Книга пророка Иезекииля содержит 48 глав, 1 273 стиха, 28 355 слов и 130 269 букв.

***

Даниил (ивр. Даниэль, что означает «Бог — мой судья»), знатный иудей (1:3,6), уведённый подростком в 607 днэ, в третий год правления Иоакима в Вавилон (1:1,3-6), где воспитывался при царском дворе (1:4,17-18). Был возведён за истолкование сна Навуходоносора в высокое придворное звание (2:48-49), которое сохранил до третьего года царствования Кира (10:1).

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет: «Окончив жизнь, говорит он, Даниил стяжал вечную память, ибо книги, которые он, написав, оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность его пророчеств» (Древн. 10:7). В тех же Древностях (10:12) Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном в 169 днэ точным исполнением пророчества Даниила (11:31), «произнесённого за 408 лет».

Приведённое свидетельство нисколько не ослабляется замечанием Талмуда, что книга Даниила написана мужами Великого Собрания. И прежде всего в состав членов этой последней талмудисты включали и пророка Даниила, а в таком случае и книга его имени могла быть составлена им самим. Во-вторых, деятельность членов Великого Собрания заключалась, по талмудическому преданию, в пересмотре, очищении и разделении священных книг, точнее, составлении канона. Сообразно же с этим книга пророка Даниила «написана» ими лишь в том смысле, что после предварительного пересмотра включена в канон.

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 90 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы.

Впрочем, его могилы показывают также в Мосуле и Самарканде.

Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверие гласит, что склеп постоянно растёт. Святой почитается как христианами, так и мусульманами, которые называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зелёные побеги. Считается также, что останки святого привёз в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.

В 2007 террористами была взорвана ещё одна иракская могила, приписывавшаяся Даниилу. В 2014 году экстремистская исламская организация, захватившая Мосул, разрушила тамошнюю гробницу.

Пророк Даниил выдаёт себя за современника Вавилонского плена. В соответствие с этим его книга носит следы вавилонского происхождения: на ней, как на подлинном произведении современника плена, лежит отпечаток данной эпохи. Показателем его является прежде всего язык книги, – еврейский 1—2:3 — 8-12 гл. и арамейский 2:4 — 7:28 гл. Как иудей по происхождению, автор знает свой родной язык, а как вавилонянин по местожительству, – общенародный в Вавилоне арамейский. Такое же точно знакомство с обоими наречиями он предполагает и в читателях своей книги – иудеях. Народной же массе арамейский язык сделался доступным лишь в период плена; до тех пор он был достоянием одних образованных (4 Цар 18:26; Ис 36:11). Но употребляя в период плена арамейское наречие, народ не забыл и свой родной язык (Ездра пишет по-еврейски), как то видим впоследствии, – при Маккавеях.

«Даниэль» – 9-я книга раздела «Писаний» («Кетувим», «Ктувим») еврейской Библии («ТаНаХа»). В греко-славянской Библии Книга пророка Даниила занимает четвёртое место в ряду пророческих книг Ветхого Завета.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, Книга пророка Даниила содержит 12 главы, 424 стиха, 9 371 слово и 45 160 букв.

В.Г. Диц

Добавить комментарий

Закрыть меню