Православные муж и жена

Чего хочет Бог от настоящего мужчины?

О библейском идеале настоящего мужчины, о воинах, иноках и тружениках, о мужественных инспекторах ДПС, о семьях священников, о воспитании будущих мужчин без мужа семейный психолог Наталья Борисовна Киселева беседует с протоиереем Павлом Гумеровым.

Протоиерей Павел Гумеров

Мужчина прежде всего – труженик

– Отец Павел, расскажите, что говорит нам Библия о предназначении мужчины.

– В начале 1990-х годов мне попалась в руки небольшая книжица, которую распространяли протестанты вместе с другой религиозной литературой. Называлась она «Чего хочет Бог от настоящего мужчины?» На обложке был изображен некий слегка небритый голливудский красавец, который, видимо, и олицетворял собой того самого «настоящего мужчину». Совершенно не помню содержания этой брошюры, все-таки прошло уже более двадцати лет, но ее название меня зацепило. Действительно, чего от нас, мужчин, ждет Господь? Как нам строить свою жизнь, чтобы она соответствовала замыслу Божиему о нас как о мужчинах?

Ответы на эти вопросы мы, конечно, в первую очередь должны искать в Священном Писании, ибо это слово Божие, а значит, оно напрямую выражает волю Господа обо всем роде человеческом и о мужском предназначении в частности. Уже во 2-й главе Книги Бытия, самой первой книги Библии, говорится о творении первого человека – Адама. Господь поселяет его в Эдемском саду, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). То есть сразу же после создания мужчина призывается Богом к труду, к деланию. Несмотря на то, что природа еще не была искажена грехопадением, райский сад уже нуждался в уходе, в заботе о нем. И эта работа поручается Адаму.

Далее первый мужчина получает второе задание. Он, как существо мыслящее, думающее и творческое, должен дать имена сотворенным Богом животным. Что, конечно, тоже является трудом, но уже интеллектуальным. Животных было очень много, и работа предстояла немалая. Из всего этого мы можем заключить, что Господь хочет, чтобы мужчина не сидел сложа руки, а был работником, тружеником, и желает, чтобы его труд приносил пользу.

После грехопадения первых людей Бог изгоняет их из Эдема и говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3: 19). Трудовая задача для мужчины усложняется. Природа уже не так плодородна и дружественна по отношению к человеку, она искажена после его отступления от Бога. Первый мужчина теперь будет добывать пропитание сам и кормить свою семью.

Из этих глав Библии мы выводим очень важное качество, которое должно быть присуще мужскому полу, – трудолюбие. Мужчина – это труженик, добытчик, кормилец семьи. Неважно, пашет он, охотится, чинит компьютеры, лечит людей, водит автобус или занимается научной работой. Главное, чтобы его труд приносил пользу людям и его семье. Не трудящийся, уклоняющийся от работы мужчина не выполняет одного из самых главных своих предназначений, данного ему от Бога.

Защитник и наставник семьи

– А на какие мужские качества обращается особое внимание в Новом Завете?

– В священной истории Ветхого Завета можно найти немало примеров настоящего мужского поведения. Но для нас, живущих в эпоху Завета Христова, конечно, главным ориентиром должен являться Новый Завет.

Новозаветные писатели, в частности апостол Павел, говоря о мужском предназначении, в первую очередь обращались к теме семьи. И неслучайно. Ведь заботясь о семье, о самых близких ему людях, мужчина может явить самые лучшие свои качества. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11: 3), – пишет апостол Павел. О том, что муж – глава жены, семьи, говорится еще в самом начале Библии, когда Бог обращается к Еве со словами: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). Но мужчина Нового Завета не просто глава жены, он сравнивается со Христом: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 23); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25). Муж должен, подобно Христу, быть защитником, кормильцем жены, а если надо, и умереть за нее.

Так как супруги – это «одна плоть», они должны стать единым телом и душой в браке, забота о жене должна быть для мужчины такой же естественной, как о своем собственном теле: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5: 28); «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33).

Апостол Петр повелевает мужьям проявлять снисхождение к женской немощи и слабости: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7).

Не супруга должна «тащить» мужчину в храм, а он должен вести ее ко спасению

Мужчина не только кормилец и защитник, он и духовный наставник жены: «Если же они (жены. – прот. П.Г.) хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14: 35). Конечно, чтобы наставлять жену и детей в вере, мужчина должен сам идти впереди жены. Не супруга должна «тащить» его в храм, а он сам должен вести ее ко спасению.

Быть образом Христа

Христос, Пастырь добрый

Удивительное дело: нам, мужчинам, слово Божие предписывает равняться не на кого-либо, а на Самого Господа нашего Иисуса Христа! Куда уж выше. Но таково мужское предназначение – быть образом Христа и в семье, и в жизни церковной. Господь принял на Себя наше человеческое естество, чтобы искупить весь род человеческий, но пришел Он на землю именно в мужском образе. И поэтому (хотя это и не единственная причина) в Православной Церкви невозможно женское священство. Священник – это образ Христа, а Иисус Христос был мужчиной.

Да, планка нам задана очень высокая – быть образом Христа в своей семье и священником своей домашней Церкви. И учиться этому мы должны у Самого Христа Спасителя. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16); «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1), – говорит нам апостол Павел.

– А чему именно должны учиться у Христа современные мужчины?

– Господь создал Церковь – первую христианскую общину, семью – и является не только ее Главой, но и ее Попечителем, заботливым, ответственным Отцом. Он говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…» (Мф. 20: 28). Вся земная жизнь Христа – это жизнь ради других людей. Никто и никогда не видел Его в праздности. Сначала Он помогает Своей семье – Матери Марии и Иосифу Обручнику, трудясь вместе с ним на плотницком поприще. А выйдя на общественное служение, Он все время посвящает труду ради Своей паствы.

Мужчина должен быть аскетом, всегда готовым к труду и подвигам, как солдат. Он не может быть изнеженным

Господь проходил огромные расстояния пешком, по горячим и пыльным палестинским дорогам, проповедовал, наставлял, исцелял, воскрешал. Он не имел постоянного жилища, испытывал тяготы, голод, зной, другие лишения, само служение Свое Он начал с сорокадневного поста. И этому мы, мужчины, также должны у Него учиться. Мужчина должен быть аскетом, всегда готовым к труду и подвигам, как солдат. Он не может быть изнеженным. Как говорит апостол Павел: «Умею жить в скудости, умею в изобилии…»

Христос уставал иногда так, что, уснув, не мог проснуться даже тогда, когда буря готова была потопить лодку, в которой Он забылся сном. Вспомните этот эпизод, когда апостолы во время бури стали в страхе будить Спасителя со словами: «Спаси нас, погибаем» (Мф. 8: 25).

Но Христос не только заботится о духовных потребностях людей, Он решает и все материальные проблемы первохристианской семьи. Когда люди ушли на большое расстояние от селений и захотели есть, Господь сначала накормил пять тысяч человек, совершив чудо умножения пяти хлебов, а потом и еще четыре тысячи нуждающихся. Он как бы говорит: «Пока Я с вами, вы не будете иметь ни в чем нужды». Вспомним один небольшой, но интересный эпизод. После Воскресения Господь является Своим ученикам на Тивериадском море. В ту ночь они не смогли поймать никакой рыбы. И Христос повелевает им вновь закинуть сеть. Пойманных рыб было 153. А когда апостолы вышли на берег, они увидели, что Учитель не только наполнил их сети, но и проявил трогательную заботу о них, трудившихся всю ночь: Он разложил костер и уже приготовил им рыбу и теплый хлеб. Кстати, Евангелие неоднократно рассказывает нам, как Господь заботился о рыбном промысле Своих учеников, помогая им добывать пропитание.

Настоящий мужчина всегда держит слово. Все, что Христос обещал Своим ученикам, Он выполнил.

Христос не только Глава, не только Труженик и Кормилец, Он Спаситель, Защитник всех слабых и обиженных. И в этом Он также дает высочайший пример всем нам, мужчинам. Настоящий мужчина – это защитник. Вспомним, как Господь ободряет кровоточивую женщину, которая прикоснулась к Нему (прикосновение такой женщины считалось в Ветхом Завете осквернением); как заступается за другую жену, скрюченную болезнью, и исцеляет ее в субботу, несмотря на возмущение фарисеев; как защищает женщину, взятую в прелюбодеянии, от жестокой казни избиения камнями. Христос особенно трепетно относится к людям слабым, больным, нуждающимся в помощи.

А как Он относится к детям! Помните, ученики препятствовали приносить детей ко Христу, а Он пожалел их. Иисус даже приводит ученикам в пример ребенка, когда, обняв его, Он сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Настоящий мужчина должен любить детей.

А как снисходительно Христос относится к слабому полу! Он сурово обличает фарисеев и книжников, не может равнодушно пройти мимо беззакония, которое торговцы учинили в храме, приведя туда крупный рогатый скот и устроив пункт обмена валюты, но в то же время очень снисходительно относится к женской немощи и слабости. Вспомним хотя бы о том, что, когда Марфа очень невежливо укорила Спасителя, Он лишь мягко делает ей замечание: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лк. 10: 41–42).

Настоящий мужчина – это друг. А друг, как известно, «в беде не бросит». Христос не только Отец христианам, Он Друг им. И Господь Сам говорит об этом: «Вы друзья Мои» (Ин. 15: 14). А друг должен, если надо, отдать жизнь за друга. Поэтому «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), – эти слова Спаситель говорит Сам о Себе.

И, наконец, Христос очень сильный Человек, сильная Личность. Он по Своей человеческой природе испытывал страх, искушения, боль, муки… Но как стойко Спаситель держится в этих страданиях! Вспомним, с каким достоинством Он отвечает на суде первосвященника, во дворце у Пилата. Он не унижается, не просит о пощаде. Перед Своими истязателями Он либо молчит, либо дает им краткие, смелые ответы. И этому также мы учимся у Него. Мужчина должен смело смотреть в лицо опасности и ни перед кем не унижаться.

Конечно, каждый христианин призван в своей жизни следовать Христу, но мужчинам это заповедано в особенности. И я бы посоветовал каждому мужчине-христианину иметь в красном углу икону Христа Спасителя. Не только образ Богородицы с Младенцем, а именно икону Спаса, и почаще, взирая на нее, молится Ему, помня, на Кого мы должны равняться.

– Да, планка поднята высоко!

Герои есть, и они – рядом

– Отец Павел, расскажите о настоящих мужчинах, с которыми вам приходилось встречаться.

– Многим кажется, что сейчас мы видим очень мало примеров настоящего мужского поведения. Но уже порядком надоело бесконечное нытье о том, что мужское население измельчало и настоящих мужчин сейчас днем с огнем не сыщешь. Грешен, сам я тоже иногда впадаю в такое брюзжание.

Нет, примеров истинной мужественности довольно много. Так уж сложилось, и это совершенно не моя заслуга, но на нашем приходе святых Петра и Февронии в Марьине мужчин не меньше, чем женщин. Притом мужчин далеко не пенсионного возраста. И среди них я могу назвать немало примеров настоящих отцов, мужей и просто замечательных мужчин. Знаете, все мы люди разные, и нет, наверное, каких-то эталонных «настоящих мужчин». Ведь настоящий мужчина – это вовсе не какой-то культурист из голливудского боевика, который жмет от груди 120 килограммов и сражается с целой армией, или красавец-мачо из латиноамериканского сериала. Настоящий мужчина силен духом. Мне встречались прекрасные многодетные отцы, мужья, которых я смело бы отнес к настоящим мужчинам, но которые внешне выглядели весьма невзрачно: были маленького роста и весьма хрупкого телосложения.

Я упомянул наш приход. Среди наших прихожан я знаю двух удивительных мужчин. Они многие годы с нежностью и любовью ухаживали за своими тяжелобольными женами. И для меня они настоящие мужчины. Ведь ради своих любимых они пожертвовали очень многим, а их трудолюбие и ответственность выше всяких похвал. Знаю отцов, которые имели многочисленное семейство и еще усыновляли детей-сирот.

Но, наверное, нет людей, которые бы всю жизнь совершали только мужские поступки. Каждый человек имеет сильные стороны, но совершает и ошибки.

Среди моих знакомых немало людей военных, а в военной среде настоящие мужчины никогда не переводились. Например, мы дружим с отцом Константином Волковым, настоятелем подмосковного храма в селе Дарна. Он прошел Афганскую войну, сражался в разведроте, дал обет посвятить свою жизнь Богу, если останется жив. После войны крестился, принял священный сан и восстановил из руин храм. Можно вспомнить и отца Николая Кравченко (правда, с ним я не знаком лично), знаменитого «чукчу-снайпера». Он прошел многие горячие точки. В Первую чеченскую войну с отрядом в 50 человек, когда кончились патроны, он, с молитвой «Христос воскресе» на устах, с Божией помощью прорвался в рукопашной схватке через кольцо вооруженных до зубов чеченских боевиков. Все солдаты остались живы, хотя многие получили тяжелые ранения. Мой брат, священник Александр Гумеров, для меня также является примером настоящего мужчины-воина. Он, уже полностью отслужив срочную службу, добровольно пошел воевать в Дагестан и Чечню в конце Второй чеченской войны. А ведь на гражданке его ждали родители и невеста – они поженились, как только он вернулся с войны.

Вообще у нашей страны такой огромный потенциал, такое героическое прошлое, что это не может не сказаться на нашей генетической памяти. Это вселяет надежду на то, что, несмотря на годы безвременья и крушения всех нравственных ориентиров, наши мужчины, многие из которых находятся в спячке, воспрянут от нее и еще проявят себя. Огромная территория и суровый климат нашей страны, многочисленные войны на ее территории и за ее пределами – всё это сформировало особый тип, образ настоящего русского мужчины. Наш мужчина – это инок, воин и труженик. И все это не может пропасть втуне, все это есть в нашей генетической памяти. И все это нужно оттуда извлекать. Слава Богу, нам есть на кого равняться.

То, как геройски сражались наши солдаты в Афганистане, в Чечне, как сражаются сейчас в Сирии, говорит о том, что не перевелись еще на Руси настоящие мужчины.

Примеров русских мужчин-воинов, защитников, спасателей можно приводить очень много. Вспомним хотя бы, как в 2012 году в Амурской области во время учений геройски погиб майор Сергей Солнечников, который, спасая солдат, накрыл телом боевую гранату. Совсем недавно, этой зимой, в Москве инспектор ДПС Алексей Коняев бросился в ледяную воду и спас из Москвы-реки тонущую девушку. Ее джип протаранил ограждение и упал в реку. А ведь это был не спецназовец, не сотрудник МЧС, а обычный автоинспектор!

Говоря о настоящих мужчинах, нельзя не упомянуть монахов, а то может сложиться впечатление, что подлинные мужские качества возможно проявить только в семейной жизни или на войне. Нет, среди иноков также немало настоящих мужчин. Как весьма яркий пример могу привести епископа Тихона (Шевкунова). Владыка – истинный монах, труженик, вся его жизнь, все его многочисленные проекты направлены на служение Богу и людям. Он совершенно не живет для себя. Вообще монашество – это особый путь, очень трудный, опасный и ответственный, путь, достойный настоящего мужчины. И думаю, что именно мужчине, если он хочет в полноте выполнить заповеданное ему от Бога предназначение, нужно выбирать между этими двумя дорогами: монашеством и семейной жизнью.

Мужчина в семье

Протоиерей Иоанн Осяк с семьей

– К семейной проблематике и хотелось бы вернуться. Как должен вести себя мужчина в семье, каким должен быть мужем, отцом?

Святитель Григорий Богослов: «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью»

– Начнем с образа отца. Отец не только ответственный человек, кормилец и защитник. Об этом мы уже поговорили. Он воспитатель для своих детей. Чем он воспитывает? Конечно, в первую очередь своим примером. «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью», – говорит нам святитель Григорий Богослов. И если мы хотим привить детям какие-то очень важные качества: веру, любовь, трудолюбие, нравственность, то сами в себе должны их воспитывать. Это самый надежный метод обучения: «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Для меня мой папа с самого раннего детства и до сего дня как раз и являлся таким благим примером. И не только примером, образцом, но и другом, на которого всегда можно положиться. Не очень помню его наставления мне в детстве, но до сих пор задумываюсь, прежде чем что-то сделать: «А как бы поступил на моем месте отец?»

Если отец не показывает детям пример, тогда худо. Особенно на мальчика образ отца способен оказать очень большое влияние. Мы даже не задумываемся, как на наши поступки влияют те сценарии поведения, которые мы усвоили еще в детстве. Отец может уже отойти в мир иной, а его образ, его поведение будут ходить за нами, как тень отца Гамлета.

Думаю, что мужчина, бросающий свою семью, детей, совершает гораздо более тяжкое преступление, чем кража или, например, мошенничество. Украв что-то, ты наносишь временный урон посторонним людям. А бросив семью, ты крадешь счастье и детство у своих собственных детей. Невозможно представить, как разрушительно влияет развод родителей на их чад. Дети могут потерять веру, стать несчастными в личной семейной жизни, получить тяжелые психотравмы на всю жизнь. Хорошо еще, если человек, не получивший в детстве правильного отцовского воспитания, пришел к вере, имеет правильным ориентиром заповеди и ведет духовную жизнь.

Итак, отец должен учить жизни своим примером. И как любить свою супругу, и как защищаться от хулиганов, и как забивать гвозди. И, конечно, как молиться и в храм ходить. Это особенно важно, ведь веру можно передать только живым примером общения с Живым Богом.

Теперь о том, каким должен быть настоящий супруг. Об этом, собственно говоря, речь уже шла в начале нашего разговора. Разумеется, ответственным, трудолюбивым, заботливым (заботиться о жене как о своем теле). Свое главенство в семье муж должен доказывать не словами, а делами. Когда мужчина умеет принимать решения и нести ответственность за них, когда на пятерку выполняет свои мужские обязанности, ни у кого даже не возникнет вопроса, кто глава семьи. Я видел примеры, когда очень активные и любящие покомандовать женщины, выйдя замуж за настоящих волевых и решительных мужчин, становились послушными и заботливыми женами.

Ну и, конечно, ориентируемся на Христа. Ведь Он не только Отец Церкви, но и ее Супруг, Жених, как сказано в церковных песнопениях. И поэтому нужно всегда задумываться: «А поступил бы так с Церковью Христос, как я сейчас поступаю со своей женой?» И все сразу станет ясно.

– Традиционно крепкие семьи – у священников, ведь они вступают в брак один раз и на всю жизнь. Есть какие-то секреты прочности семьи?

– И я знаю немало прекрасных священнических семей, в которых муж – глава – может служить образцом для подражания. У священников, действительно, как правило, крепкие, дружные, многодетные семья. Хотя, конечно, и исключения из правил встречаются.

Священник – это не профессия, это служение, которое проходят на протяжении всей жизни. Даже если батюшка выйдет за штат, он не перестанет быть священником. И жизнь батюшки подчинена определенному укладу, правилам. Если священник овдовел, он уже не может жениться второй раз, остается вдовцом. Батюшка не принадлежит сам себе, он как солдат: куда послали, там и служит.

Служение это непростое, рабочий день не нормирован. На первом месте должно всегда стоять служение, ну а потом семья. Поэтому священник должен особенно ответственно относиться к выбору матушки – жены. Она должна быть человеком крепкой веры и большого терпения, смирения, чтобы вынести вместе с супругом все тяготы приходского служения. Но зато эти качества очень помогают ей построить хорошую семью, обеспечить батюшке надежный тыл.

И священник, и его матушка призваны к служению. Многие супруги священников регентуют, поют в храме, ведут воскресную школу, шьют облачения. И поэтому в семейной жизни им легче, чем другим, ведь семья – это тоже служение. А ответственность священника, сам его труд, отсечение своей воли, и не в каких-то подвигах, а в повседневной обыденности, конечно, помогают и в жизни семейной.

Воспитай себя, воспитай сына

– С какими недостатками должен бороться в себе мужчина, какую вести работу над ошибками, чтобы стать настоящим мужем и отцом?

– Со всеми недостатками, противоположными тем добродетелям, о которых мы говорили. То есть с ленью, инфантильностью, безответственностью, эгоизмом, слабоволием, трусостью. Настоящий мужчина не должен идти за своими страстями, инстинктами, хотениями. Он должен быть аскетом. Это женщине, может быть, простительно проявить слабость, поспать подольше, понежиться…

Если мужчина будет проявлять слабость, страсти возьмут над ним верх. Известны слова Евангелия: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Так вот, мужчине дано очень многое. Он глава, а значит, он имеет власть, его должны почитать, слушаться. Он лидер, существо ведущее. И девушка, и женщина идет за мужчиной. Мужчина имеет гораздо большие свободы и возможности (в том числе и финансовые), чем женщина. Женщина более привязана к дому, к детям. Но всеми этими возможностями мужчина может злоупотребить, если не имеет твердого духовного стержня, не борется со своими страстями. А мужчина, живущий по страстям, легко превращается в животное, зверя. Как часто некоторые мужчины используют во зло свою свободу и власть, думаю всем известно.

Если мужчина подвержен страсти блуда, винопития, наркомании или пристрастен к азартным играм, то вообще беда. Из страстей, которые особенно присущи мужчинам и очень им мешают, можно еще назвать гордость и рождающееся от нее упрямство.

Обычай рукоприкладства по отношению к женщине – пережиток темного язычества, он глубоко чужд христианству

Еще одна «фирменная» мужская страсть – это гнев. Если с гневом не вести борьбу, он может довести мужчину до очень тяжелых последствий. Мужчина, который должен быть защитником, покровителем слабой женщины, в гневе может поднять на нее руку. «Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце», – грозно обличает святитель Иоанн Златоуст мужей, бьющих своих жен. Обычай рукоприкладства по отношению к женщине – пережиток темного язычества, он глубоко чужд христианству.

– Как родителям воспитать из мальчика настоящего мужчину?

– В полной семье воспитать мужчину, конечно, гораздо легче. Тут главную роль играет отец, хотя и мать очень сильно может помочь ему в этом – тем, что будет прививать ребенку почтение к отцу, уважение к старшим. Будет сама почитать мужа и жить в мире и любви с ним, будет учить мальчика ответственности, трудолюбию, учить защищать младших. Отец может учить ребенка чисто мужским занятиям: работать руками, строить, ремонтировать, водить машину, рыбачить, плавать, играть в спортивные игры. Очень хорошо вместе с сыном помогать другим людям, инвалидам, престарелым. Ведь мужчина – покровитель, защитник слабых.

И еще: вести себя с женой как настоящий мужчина, рыцарь, помогать ей, оберегать от тяжелого труда, оказывать знаки внимания. То есть учить сына правильному общению с противоположным полом.

При этом учить детей нужно самим своим образом жизни – я уже говорил об этом.

Очень важно оградить ребенка от семейных конфликтов и разборок. Он не должен всего этого видеть. В его жизни папа и мама должны только любить друг друга и быть во всем согласны между собой.

Если отца нет

– А о чем надо помнить матери, которая растит сына без отца?

– Женщине, воспитывающей ребенка без мужа, не надо освобождать сына от принятия решений и ответственности. Он должен с малых лет иметь свои обязанности, приучаться к труду, помогать маме, жалеть ее. Его нужно приучать к мысли, что он единственный мужчина в семье, что на него вся надежда.

Нужно, чтобы он общался с мужчинами (конечно, надежными). Это могут быть его дядя, крестный, дедушка. На любом приходе есть мужчины, которые охотно возятся с детьми. Хорошо, если мальчик будет помогать в мужских приходских делах. Также неплохо, когда мальчик посещает спортивные секции, кружки, где руководителем является мужчина. То есть недостаток мужского общения и хорошего мужского примера нужно как-то восполнить. У одной моей знакомой умер муж, и она растила сына одна. Когда он стал подростком, она отдала его на обучение в артель строителей, которые восстанавливали их приходской храм. Там трудились верующие мужчины, и это принесло юноше большую пользу.

И еще о женщинах

– Как должны вести себя женщины, чтобы мужчины рядом с ними становились мужественными?

В.А. Сухомлинский: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин»

– Наш великий русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин». Думаю, что женщины должны взращивать в себе женственность, мягкость, смирение. Женщина должна не доминировать, а помогать мужчине проявлять свои мужские качества. Во все века прекрасные дамы вдохновляли рыцарей на подвиги, а не совершали подвиги за них. Семейный психолог Ирина Анатольевна Рахимова как-то рассказала мне, что у нее была одна клиентка, женщина самостоятельная, успешная, настоящая бизнесвумен. И вот эта дама познакомилась с мужчиной. Он ей понравился, но ее смущала его нерешительность, да и зарабатывал он, по ее мнению, мало. Ирина Анатольевна поработала с ней, и вот этой женщине удалось как-то отойти в сторону и правильно мотивировать жениха. И тот взял на себя организацию и обеспечение свадебных торжеств. То есть эта женщина не стала взваливать все на себя, а дала возможность проявиться мужчине.

Ну и, конечно, женщине необходимо поощрять мужчину, вдохновлять его, ценить то, что он делает, а не воспринимать его усилия как что-то само собой разумеющееся. Женщине само слово Божие заповедует почитать мужа, уважать его.

***

– Батюшка, и в заключение несколько слов поддержки для наших мужчин, чтобы им укрепиться в их благородном, но нелегком служении.

– Мы сегодня очень много говорили о том, что должен делать мужчина. Да, путь мужчины непрост, получается, он в ответе за всё как глава семьи. Но, как поется в песне Булата Окуджавы: «Товарищ мужчина, а все же заманчива должность твоя». И за свои труды мужчина получает в награду почет, уважение и любовь своей жены и детей. А главное – он выполняет заповедь Божию о служении Богу и людям, и, конечно, его труд не останется без награды, даже здесь, на земле.

Каким должен быть брак?

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2, 24).

Признаюсь, мои практические познания о браке довольно ограничены. Потому как семьи у меня было всего лишь две. Первая — где я родился, вторую уже создал сам. На виду были многие семьи, но то не в счёт. Внешнее видно глазами со стороны, внутреннее иной раз не всегда понятно даже самим членам семьи.

В семье не должно быть места эгоизму, иначе счастья никому не видать

Самое главное семейное правило, на мой взгляд, это любить — отдавать, а не брать. А иначе что за сомнительное удовольствие — использовать близкого человека в своих целях? Реализованная возможность дарить себя, угождать любимым людям — мужу, жене, папе, маме, детям, братьям и сёстрам во благое, на пользу им — вот то, что делает человека счастливым. В семье не должно быть места эгоизму, иначе счастья никому не видать.

— Сказано же в Библии, что жена должна повиноваться мужу как Господу, — сказал мне один православный муж, оправдывая свои самовлюблённость и гордыню.

— Точно так, — согласился я, — там ещё чуть дальше написано, что муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь Свою и предал Себя за неё (ср. Еф. 5, 25). Любите ли вы жену так?

Мужчина заколебался, не зная, что ответить.

— Или, может, любите её как своё тело? Зуб заболел — таблетку выпил и бегом к врачу. Рука устала работу выполнять — дал ей отдых. Есть захотел — поел. Скучно стало — развлёкся. Так же реагируете на нужды своей жены, как на нужды своего тела?

Муж молча покачал головой.

— Да если б жён так любили, как написано у апостола Павла, они были бы рады таким идеальным мужьям повиноваться как Богу, — добавил я.

А православной жене пришлось напомнить, что тело её мужу принадлежит (как и тело мужа — жене), и уклоняться от общения можно лишь по взаимному согласию, а не в качестве наказания за какие-то обиды.

Дохристианское человечество видело в потомстве главную цель брака

В истории человеческой мысли легко найти два главных направления в учении о браке. Первое — реалистическое: смысл брака — в размножении, в стремлении иметь продолжение своего существования. Такое воззрение встречается в древнеиндийских, греческих, римских законах. Ветхозаветное мышление видело сущность и цель брака также в воспроизводстве рода. Это было очевидным и необходимым знаком Божьего благословения. Послушание Авраама и его вера даровали ему обещание обильного потомства: …умножая умножу семя твое…и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22, 17–18). Это обещание Аврааму объясняет, почему евреи считали бесплодный брак проклятием. Нормальным явлением были браки моногамные и полигамные. Конкубинат подчас одобрялся, как гарантия продолжения рода (Быт. 16, 1–3). Бесплодие жены было и вовсе поводом к разводу. В случае бесплодия мужа прибегали к левирату (Быт. 38, 8). Моногамия существовала как некий идеальный образ, который никогда не был абсолютной нормой. Поэтому древние христианские писатели полагали, что почти всё дохристианское человечество видело в потомстве главную цель брака, и объясняли это отсутствием надежды на будущую жизнь.

В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Нигде в Евангелии не упоминается о том, что именно деторождение является оправданием брака. Само по себе оно является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается верой, любовью и святостью (1 Тим. 2, 15). Бог возвращает человека к самому началу, к Божественному замыслу творения (Мф. 22, 23–32; Мк. 12, 16-27; Лк. 20, 27–37), когда Им была положена основа брака. Адам и Ева были созданы только друг для друга. Их союз был полным и неразрушимым. Я бы даже сказал, что они являют собой образ и символ всех будущих браков. Все вступившие в брак — продолжение Адама и Евы, и их союз должен быть столь же сокровенно неразделимым. Идеал брака — чтобы двое обрели свою полноту, соединив свои жизни вместе. Это взгляд идеалистический. Однако христианские писатели не всегда подчинялись этому направлению. В частности, блаж. Августин утверждает, что причина брака одна, а именно — рождение детей, и что там, где стремятся, чтобы детей не было, нет и брака. Это утверждение рассматривает и позднейшее схоластическое западное богословие. Восточная же традиция подчиняется как раз идеалистическому воззрению. Существует целый пласт святоотеческой литературы, освещающей этот вопрос. Большое внимание обязанностям супругов друг ко другу и отношениям в семье уделяют свт. Феофан Затворник и свт. Тихон Задонский, подчеркивая, что брак есть тайна единения. Яркий пример добродетельного супружества можно найти в переписке царя Николая II с супругой.

Союз мужа и жены является одним из средств ко совместному спасению

Почитая брак таинством, древняя Церковь не создала какого-либо особенного обряда венчания, а признала брак, заключенный по законам светского общества. До IX в. христианская пара после регистрации брака принимала участие в Евхаристии, и это, согласно Тертуллиану, и было печатью брака. С IV века у восточных христиан это таинство сопровождается торжественным обрядом. В конце IX в. появился независимый от Евхаристии обряд венчания, что можно связать с укреплением правового значения церковного брака. Несмотря на это, он до сих пор сохранил особенности, свидетельствующие о его первоначальной связи с Евхаристией. Вот откуда взялась нелюбимая многими церковная традиция непозволительности второго брака. Он всего лишь терпим по снисходительности к человеческой слабости (1 Кор. 7, 9). Более того, не поощряется второбрачие даже по вдовстве — по причине вечности и неразрывности брака. Церковь лишь допускает новый брак во избежание блуда. Христианский брак нерасторжим, и это исключает всякую демагогию его истолкования. Союз мужа и жены уже сам по себе является одним из средств ко совместному спасению, и он ни в коем случае не может быть расторгнут ради продолжения рода или защиты каких-либо земных интересов.

Известно осуждение развода Христом (ср. Мф. 19, 8–9; Мк. 10, 2–9; Лк. 16, 18). Но возможность развода из-за прелюбодеяния ясно показывает, что Новый Завет не понимает под неразрывностью брачных уз абсолютного запрета на человеческую свободу. Эта свобода предполагает возможность греха и его последствий. В конечном счете грех может расстроить брак. Разрешая разводы, Церковь разъясняет людям причины развода и всегда рассматривает его как серьёзный грех. Однако Церковь всегда была готова допустить согрешивших в число верных после покаяния. Поэтому повторные браки заключались только путём гражданской церемонии и предусматривали покаяние с отлучением от Причастия на определённый срок.

В Библии брак представляется выражением предельной радости и полноты. Это полнота торжества радости и любви. Совершенный образ её виден в браке Агнца (Откр. 19, 7), то есть в соединении, в радости встречи Бога, ставшего человеком, с тварью. Образ, данный в лице Невесты Агнца — Христовой Церкви, — образ любви совершенной, жертвенной до конца. Именно взаимная жертвенность любви зачастую ускользает от внимания православных супругов.

Многие православные озабочены безрадостностью семейной жизни

Поэтому Церковь сегодня особенно встревожена неустойчивостью браков и горем, которое эта неустойчивость приносит как супругам, так и детям. Многие православные озабочены раздробленностью семей и безрадостностью семейной жизни. Но это происходит как раз потому, что идеал брака оказался для людей непонятым. Случается даже, что некоторые рассматривают брак просто как частный договор. В лексикон входит понятие «брачный контракт», в основе которого лежит расчетливость и сожительство, где нет места ни истинной любви, ни настоящему браку, совершаемому на небесах.

Но главной проблемой, как мне думается, становится восприятие брака как способа проживания вместе лишь для свободного сексуального удовлетворения. Гедонистическое понимание брака породило самые извращенные формы такого сожительства: гаремная, шведская, гомосексуальная семьи. Подобный способ сожительства извращает божественный замысел о браке. Свт. Тихон Задонский учит: «Блуд есть яд, умерщвляющий душу… Кто блудодействует, тот отрекается от Христа».

Церковь осуждает порнографию и блуд. Но в законном браке Церковь признаёт половую близость между супругами, поскольку телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом (Быт. 1, 28), и о них Церковь молится в чине венчания. Такую высокую значимость Церковь придает браку как вечному союзу, источнику радости и любви, как образу нераздельного единения Христа и Его Церкви, как пути в Вечное Царство.

— А можно ли вступать в брак с нелюбимым человеком? — иногда спрашивают меня верующие.

Да, конечно, можно! Но ни себе, ни друзьям (тут бы сказать ещё «ни врагам», но врагов среди людей у меня никогда не было) я бы такого не пожелал. Как терпеть от человека вольные и невольные огорчения, если не любишь его? Я бы точно не смог.

Христианское назначение жены

фото: Суханов Алексей
сайт: photosight.ru

Неоспорима и не требует доказательств та мысль, что в руках женщины находится огромное влияние на дела человечества — и добрые, и злые.

Влияние женщины велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с ее назначением.

В древней брачной молитве VII-VIII вв., говорится об обязанностях жены: «Соединенная благим и счастливым сожительством, пусть она хранит повеления вечного закона и помнит, что она уполномочена не только к брачной свободе, но и к соблюдению святого потомства… Верная и чистая, пусть она выходит замуж во Христе (по закону Христову и пребывает подражательницей святых жен. Пусть будет любезна мужу, как Рахиль, мудра, как Ревекка, долговечна и верна, как Сарра. Пусть ничего не извлечет (ничем не воспользуется) из нее оный Коварный виновник вероломства; да пребудет она твердой в заповедях и вере; да оградит свою слабость силой церковной дисциплины; соединенная с одним мужем, пусть избегает незаконных сношений. Пусть будет она важна смирением, достопочтенна стыдом, научена в небесных науках. Да будет она обильна потомством, честна и невинна, и да достигнет покоя блаженных и Небесного Царствия».

Жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, ее призвание — любовь. Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительное для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница «подобная ему», «сонаследница благодатной жизни» (1 Петр. 3, 7). Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его» (Быт. 2, 21) и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить ее, не унижая самого себя.

На любовь и скромное положение в жизни указывают и те отношения, в какие христианский брак ставит жену по отношению к мужу. Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа (вне любви нет другой связи между Христом и Церковью), и по силе этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу, потому что царство благодати есть царство любви, а не рабского страха. Любить, жертвовать собою во имя любви — это потребность ее души, это закон ее существования, закон, к исполнению которого никто и никогда не принуждает ее. Любовь внушает женщине не только самоотвержение, она дает ей мужество, то мужество, которое необходимо для совершения добра и которого у женщины бывает больше, чем у мужчины. Мы не говорим о мужестве деятельном, в этом отношении мужчина превосходит и должен превосходить женщину. Последняя уступает ему в этом безтрепетно. Но у нее гораздо больше мужества страдательного, которое чаще требуется в сфере скромной, ежедневной деятельности. Мужчина сумеет скорее покончить с чем-нибудь, а женщина лучше перенесет; мужчина предприимчивее, женщина терпеливее; мужчина смелее, женщина крепче. Посмотрите на женщину во время ее жесточайшей болезни, данной ей в удел, ценой которой служит жизнь человека; сравните ее с мужчиной во время его одиночества, болезни, бедности, вдовства, несчастья… Преимущество в терпении остается на стороне женщины. В случае мучений публичных мужчина поддержит свою честь, но если дело коснется страданий, незаметных для взоров людских, то будьте уверены, что женщина окажется выносливее. На долю женщины достается больше мелких неприятностей, чем на долю мужчины, и в то же время меньше удовольствий, если только мы, в числе удовольствий не поставим удовольствия делать добро. Это удовольствие благочестивая женщина вкушает даже во время страданий своих и самим страданием привязывается к тому, для кого страдает.

Положение жены — положение существа любящего и преданного. Такое положение назначено ей Самим Богом (Еф. 5, 22-24, 33; 1 Пет. 3, 1-6). Если же такое положение жены есть закон Божественный, то при нем только возможно для нее выполнение своего назначения, возможно счастье жизни семейной. Нарушение порядка, установленного Богом, не может пройти безнаказанно.

Поэтому под страшным влиянием греха все принимает превратный вид и два основных стремления, в женщине — любовь и скромность — получают превратное направление, деятельность становится суетливостью, наблюдательность переходит в пустое любопытство, острота ума обращается в лукавство, проницательность — в дерзость, быстрота взгляда — в ветреность, нежность — в кокетство, вкус — в изысканность, подвижность впечатлений — в каприз, способность проникать в сердце становится интригой, влияние — в деспотизм, нежность природы — в раздражительность, потребность быть полезною — в жажду нравиться… Переворот душевных наклонностей при круге ее занятий, назначенных в удел женщине, ставит ее в такое положение, что она начинает обращать внимание только на внешнюю, маловажную сторону вещей, становится односторонней в своих взглядах, в ней проявляется самонадеянность. И вот она не сомневается уже ни в своих познаниях, ни в своих силах, не терпит противоречий, не желает даже понять их и, нечувствительно для самой себя, переходит на путь гордости. Далее: в силу потребности любить и жертвовать собою, при ложном направлении всех наклонностей, женщина хлопочет о самой себе до самозабвения, делается ревнивою и завистливою или же ради мужа и детей становится несправедливой, скаредной (скупой, стяжательной), приобретая, распространенный вид «семейного эгоизма». Так, сердце женщины, одно из богатейших сокровищ земных, перестав быть сокровищем Божиим, становится сокровищем врага рода человеческого.

Враги Церкви Христовой хорошо знают силу влияния женщины; для них верующая благочестивая женщина столь же ненавистна, как и добрый ревностный пастырь. Поэтому они прилагают все усилия к тому, чтобы оторвать женщину от домашнего очага, от влияния ее на семью, на воспитание детей, лишить ее веры Христовой, развратить, увлечь несбыточными мечтами ложной свободы, свободы от исполнения своего прямого долга, посеять в ее душе пагубные плевелы превозношения и гордыни, которые являются источниками нескончаемых семейных раздоров и разделений.

Но кто же исправит, перевоспитает сердце жены? От кого другого ожидать такой благодати, если не от Сына Божия, который через Своих служителей указал жене ее назначение и, кроме того, в Своей жизни указал ей совершеннейший образец жизни, в Своем Кресте открыл ей путь к достижению этого образца?! Вера Христова, столь близкая природе души человеческой, еще более сродни душе жены, сродни до того, что жена может быть истинной женой только при условии приятия Евангелия. И, следовательно, жена может исполнить вполне свое назначение только тогда, когда она стоит близ смиренного и любвеобильного Спасителя. Здесь ее перевоспитание, здесь ее спасение, здесь ее величие!

Чтобы уничтожить в жене стремление к преобладанию над мужем, Апостол высказывает ей основание, по которому она должна подчиняться мужу: хочу, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог… Мужчина есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа; ибо не муж от жены, а жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа (1 Кор. 11,3, 7-9). Чтобы уничтожить все хитрости кокетства, в которых выражается стремление жены к преобладанию, апостол высказывает желание, чтобы жены, одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос или золотом, или жемчугом, или драгоценной одеждой, а добрыми делами. Что этим наставлением он желает прекратить стремление к преобладанию, видно из следующих слов его: «жене не позволяю властвовать над мужем» (1 Тим. 2, 9-12).

Вселенский учитель IV века святой Григорий Богослов в письме к жене градоправителя Олимпиаде пишет: «Прежде всего почитай Бога, а потом супруга — глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений… Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине; не величайся родом, не надмевайся ни одеждами, ни мудростью. Твоя мудрость — покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены с мужем.

Когда муж раздражен, уступи ему; а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами… Сколько бы ты ни была раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он лучшее для тебя приобретение. Не укоряй и за то, что конец дела противен его предприятию. Это было бы несправедливо, потому что, по ухищрению демона, часто и благоразумные предприятия не достигают цели. Не укоряй его также в недостатке силы, потому что в мече всегда есть сила.

Кого не любит твой муж, того не хвали с хитрым намерением неприметно уязвить мужа словом. Благородным мужьям и женам, а особенно женам, и во всяком случае, прилична простота сердца.

Радости и все скорби мужа почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что чрез это возрастает (благоусторяется) дом. И твой совет может иметь место, но верх должен быть мужа. Когда муж скорбит, поскорби с ним и ты несколько (сетование друзей служит приятным врачевством в печали), но вскоре потом, приняв светлое лицо, рассей грустные его мысли, потому что сетующему мужу самая надежная пристань жена» (свт. Григорий Богослов, «Советы Олимпиаде»).

Жена должна убеждать и приучать мужа к большей скромности и целомудрию, если этого недостаточно в нем. «Не нужно, -говорит Златоуст, — приучать своих мужей, чтобы любили только наружность. Если ты будешь нескромно одеваться и украшать себя, то муж твой, привыкши к этому, взирая на твое лицо, легко может быть прельщен распутными женщинами, которые обычно так украшают себя. Если же ты научишь его любить благонравие и скромность, то он будет отвращаться от женщин легкого поведения. Итак, не приучай его прельщаться смехом, ни свободными телодвижениями, ни вольностью в обращении, чтобы чрез это не приготовить яда для самой себя. Учи его находить удовольствие в скромности, а это ты можешь сделать тогда, когда сама скромно будешь держать себя». Также вселенский учитель святой Григорий Богослов замечает замужней христианке Олимпиаде: «Дозволяй себе не такую вольность, на которую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична; потому что во всем возможно пресыщение. Но хотя и во всем бывает пресыщение, однако же лучше такая любовь, которая не знает его… Дом твой для тебя. Не выходи часто за двери дома, в места народных увеселений и неприличных собраний; там у стыдливых похищается стыд (на многолюдстве теряется женская стыдливость и скромность), там взоры смешиваются со взорами, а потеря стыда — начало всех пороков. На щеках твоих не должно быть похотливых движений, ни гневных трепетаний. Это постыдно для всякого человека, особенно для женщины, и делает лицо безобразным. Уши твои укрась не жемчугом, но привычкой внимать добрым речам, а для худых речей замыкать их ключом ума. И отверстые, и замкнутые уши твои да будут целомудренными слушателями. Пусть девственная стыдливость в присутствии супруга разливает у тебя под веждами густой румянец. Покрывайся румянцем (стыдливости, скромности), когда смотрят на тебя другие, а сама старайся ни на кого не смотреть и к земле опускай брови. Если у тебя не обуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Дерзкий язык причинял зло часто и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не дает места нескромному слову. Твое слово да остается предметом желаний». Кроме указанных обязанностей общехристианских и обязанностей по отношению к мужу, жена должна быть, сосредоточением благоустроения семьи. Она должна поддерживать порядок в доме, сберегать приобретаемое мужем имущество и разумно его употреблять на нужды семейства. Апостол Павел в Послании к Титу указывает, что жены должны быть попечительными о доме, добрыми (благими) (Тит. 2, 5), т. е. благосклонными и доброжелательными (к ближним), так, чтобы домовитость (бережливость) не обращались у них в скряжничество и ненасытную скупость». Назначение жены — быть для мужа помощницей ему. А первая помощь, какой вправе ожидать муж от жены — это помощь духовная. Жена должна не только даровать мужу утешение в жизни настоящей, но и • помогать ему в достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а любовь, предпочитающая вечное временному. Жена своей мудростью может изменить нрав нерадивого мужа, если он неисправен, прилагая к сему сколько есть сил и ума.

Апостол Петр, который сам был женат, наставлял: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1-2). Примером такой преданной мужу супруги-христианки может служить блаженная Моника — мать блаженного Августина (V в.) . Воспитанная в христианском благочестии, она была выдана замуж за жестокого, своенравного, вспыльчивого, развратного язычника Патрикия. Но ее молитва, безупречный образ жизни, терпение, кротость и неисчерпаемая любовь победили. Перед смертью муж принял Святое Крещение. «Когда я вижу, что муж мой сердит, только в душе молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце. И его вспыльчивость проходит сама собой, и я всегда спокойна. Подражайте мне, любезные подруги, и будете также спокойны», — отвечала блаженная Моника на удивленные вопросы ее подруг о том, как она достигает мира в семье.

Другой замечательный пример супруги-христианки мы видим в лице святой Нонны, матери святого Григория Богослова, которая добрым нравом и терпением обратила своего мужа-язычника к христианству (впоследствии епископа Назианзского).

Действуя в духе святой Моники и святой Нонны, каждая жена может достигнуть многого. Она может разобщить своего мужа с дурными людьми, ослабить влияние врагов веры. Она может расположить его к молитве, к участию в богослужении и в святых Таинствах, возвратить его в недра Церкви Христовой, как бы далеко от нее он ни отошел. Такое благотворное влияние в религиозно-нравственном отношении жена может оказывать только тогда, когда сама будет вести себя безукоризненно в его глазах.

Одно из главнейших занятий, которое принадлежат от природы женщине, — быть матерью, воспитательницей детей и средоточием семьи — отнюдь не менее важно, чем занятия, навязываемые ей эмансипацией, которые по сути принадлежат мужчине. Воспитание детей настолько трудное и вместе с тем важное дело, что даже самая даровитая женщина должна смотреть на него, как на едва выполнимую задачу.

Жизнь показала, что осваивание женщиной мужских профессий неизбежно приводит к потере женщиной многих присущих ей хороших качеств, к ухудшению состояния семейств и разрушению их, к безнадзорности детей, отсутствию надлежащего их воспитания, к росту преступности среди молодежи. Все это пагубно отражается на состоянии государств и человечества. Если мать воспитывает детей в доброй нравственности, внушает им любовь к Церкви и Отечеству и навыки к честной трудовой деятельности, то она приготовляет полезных деятелей для общества и государства и оказывает им великую услугу — гораздо большую, чем если сделается государственным служащим или научно-техническим работником. Но только та мать, которая носит в своем сердце христианскую жизнь, может быть истинной воспитательницей детей в христианском смысле этого слова. «В том не малая, но весьма великая будет состоять для них (матерей) награда, — говорит свт. Иоанн Златоуст — что они воспитают (из своих детей) ратоборцев Христу». Чрезвычайно трогательны свидетельства истории о том, с каким непобедимым мужеством отвоевывали для своих детей Православную веру христианские матери во время гонений на Церковь. Они скорее готовы были отдать их на мучения, пытки, смерть, чем потерять их для христианской Веры…

Добавить комментарий

Закрыть меню