Покровский монастырь в покрове

Как добраться до монастыря на машине, общественным транспортом

Отправная точка метро Путь следования Особенности маршрута
Марксистская Выход к Таганской улице, ориентироваться по указателю, продолжать пеший маршрут по пути следования транспорта до перекрестка с Большой Андроньевской улицей. По правую сторону находится вход в монастырь с иконой старицы Матронушки. Время в пути около 10 мин.
Пролетарская Выйти на улицу и продолжить движение по трамвайным путям Абельманосвкой улицы До монастыря можно дойти за 10-15 мин неспешным шагом.
Таганская Выйти на площадь, пересечь автомагистраль и продолжать движение до магазина Звездочка. Напротив расположен арочный вход в обитель Магазин заметен сразу после выхода из метро
Площадь Ильича При выходе ориентироваться на указатель Абельмановской улицы На дорогу уйдет примерно 15 мин пешком
Марксистская Выход к Таганской улице До монастыря идет любой наземный транспорт
Пролетарская Сесть на трамвай 35, 38 до остановки Абельмановская Застава Обитель расположена с противоположной стороны
Крестьянская Застава Станция находится недалеко от Пролетарской, путь следования аналогичен предыдущему варианту
Общественный транспорт – трамвай идет ото всех станций метрополитена
Проезд на легковом автотранспорте Следовать по автомобильной окружной Магистрали до пересечения с Ярославским шоссе, добраться до Рижского вокзала. Затем свернуть влево и двигаться по Проспекту Мира до Садового Кольца. С него съехать на таганскую улицу, где расположен монастырь.

История монастыря, значимые даты

Покровский монастырь в Москве имеет статус Ставропигиальный – что означает независимость от общепринятой церковной власти.

Такое звание могли получить монастыри, лавры, братства, православные школы и соборы, непосредственно подчинявшиеся только главенствующему Патриарху.

В буквальном смысле слово означает крестовоздвижение, то есть только под его началом допускалось воздвигать кресты на главы церквей и храмов, соборов, то есть непосредственно его руками. В православии ставропигиальность – высокое звание любой обители, придающее ей особо почитаемый народом статус.

Свою историю монастырь начинает в середине XVII века – в память умершего Филарета, патриарха и сопровителя государя, царь Михаил Федорович решил обосновать новый православный собор. Место было выбрано очень странное – кладбищенский погост, куда свозили со всей Москвы разбойников, неопознанных граждан, утопленников и висельников.

По канонам православия, их нельзя было хоронить на общих мирских кладбищах вместе с уважаемыми горожанами православной веры – они находили вечный покой в больших ямах. И только трижды в год по ним совершалась служба, в построенной небольшой часовенке на месте захоронения.

Михаил Федорович основал Покровский монастырь в Москве

Вот здесь царь решил возвести мужской монастырь на месте захоронения убогих и бездомных горожан. Поэтому в народе его называли – Божедомской обителью или Домом Убогих странников.

Ранее обширный по площади убогий дом защищал Москву от набегов татар и воинов литовского княжества, но времена распрей и войн прошло, в те времена местечко было недалеко от православной столицы.

На месте строения стали возводить первый деревянный собор в честь Покрова Богородицы, в 1655 строительство было закончено. Затем появилась трехъярусная колокольня – величественная и высокая.

В период с 1680 по 1731 годы обитель подчинялась игумену Заиконоспасского монастыря. Во времена лихолетья, связанного с войной с Наполеоном, многие здания пострадали либо от пожара, либо от варварских действий неприятеля. Вот и монастырь был разграблен солдатами польского корпуса, святыни, хранящиеся в нем, поруганы или повреждены до неузнаваемости.

Постепенно Москва после войны с Бонапартом отстраивалась, коснулись преобразования и Покровского монастыря. Здесь была возведена каменная церковь в 1855 году архитектором М.Д. Быковским в память о Воскресении Словущего. Сегодня от нее остались только 4 основания под купол, но с красивыми арочными проемами, и часть главного когда-то алтаря храма.

Преобразование Покровского подворья в монастырь датируется 1870 годом, он успешно действовал до революционных преобразований и масштабной войны с православием и другими верованиями, затеянное коммунистами в 1929- 1926 годах прошлого столетия. Примерно в этот же период утрачена колокольня – она была взорвана революционерами.

За годы советский власти здесь построили таганский парк, одновременно снеся каменные стены монастыря. В самом монастыре разместили типографию, редакцию журнала, зал для спортивных занятий, биллиардную, небольшую киностудию и управленческий аппарат.

Двух-этажная каменная церковь Покрова Божией Матери(в центре), совершена в 1810 году, справа церковь Воскресения Словущего освящена в 1772 г. Покровский монастырь в Москве. 1882 г.

Покровский монастырь в Москве только в 1994 году приобрел часть ранее принадлежавших ему земель, а расположенный на месте погоста парк так не смогли вернуть под управление патриархата.

В начале мая 1998 года с Даниловского кладбища перенесены мощи Блаженной Матроны Московской, особо почитаемой святой не только среди московских жителей, но и всех православных христиан. Решением Архиерейского Собора в 2004 году ее канонизировали.

Кем была Святая Матрона

В начале восьмидесятых годов прошлого столетия в одной из деревень тульского прихода родилась девочка. Ее родители были бедны, и мать решается отдать ребенка на воспитание православным монахам.

Но от своей задумки вскоре отказалась, накануне родов ей приснился удивительный сон – к ней прилетела райская птица с лицом человека, но с закрытыми глазами. Это пророчество, растолковала свой сон матушка будущей пророчицы и заступницы убогих и сирых, против воли Божией идти нельзя. Так девочка осталась жить в семье. Как оказалось, она была слепой.

Этапы жизни

С самого рождения с девочкой происходили чудесные события. Впервые его заметили во время обряда крещения – во время погружения тельца в купель ее окружил благоухающий туманный столб. Священник сказал, что это проявление будущей святости.

Малышка сама выбрала способ поста – в пятничные дни и по средам она отказывалась принимать материнскую грудь. По ночам ее часто можно было застать молящейся перед домашними иконами, а вместо привычных детских игр с ровесниками она предпочитала пение с церковным хором во время службы.

Будучи малолетним ребенком, она являла чудеса приходящим к ней за помощью людям – кому-то помогала избавиться от пьянства, другим выздороветь от затянувшегося недуга, третьи просили за своих детей или больных родственников. Никому не было отказа – за всех просящих она молилась перед Богом, ее просьбы были услышаны, и помощь Высших Сил приходила обязательно.

село Себино где родилась Маторна

Слухи о необычной целительницы разносились со скоростью света – к дому бедного крестьянин потянулся народ со всех уголков не только Тульской, но и близлежащих губерний, деревень и городов. В благодарность люди оставляли пищу и подарки, ставшими большим подспорьем, по сути, на эти подношения жила и кормилась вся семья.

Но черному ангелу не по нраву были деяния Матронушки во славу Божию, он ее часто искушал и противостоял ее служению – жег огнем или колол невидимыми вилами – так она говорила своей матери, когда та звала ее в дом погреться.

Ее благочестивая подружка часто брала девушку с собой в паломничество по святым местам – они побывали в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лавре, других досточтимых православных храмах и обителях, где хранились многие реликвии веры.

Во время посещения Андреевского собора, ее заприметил Иоанн Кронштадтский, попросил паству разойтись, освободить для нее проход. При этом он торжественно заявил, что Матрона – это «Восьмой российский столп», и будущая его смена.

Но накануне 17-летия с ней случилась беда – ноги перестали ее слушаться. Святая точно знала, что однажды у нее отнимутся конечности, и она перестанет передвигаться самостоятельно.

Но и в дальнейшей жизни ее ждали серьезные испытания судьбы – вначале она потеряла кров, затем наступила революция, а вместе с ней преследования верующих на долгие годы.

Но, несмотря на тяжести той поры, Матрона продолжала следовать всем церковным уставам – ежедневные молитвы перед домашним иконостасом, с просьбой ко Господу о заступничестве и благословлении на добрые деяния.

Ей не мешала ее слепота, парализация ног, отсутствие крова и семьи – в таких тяжелых условиях она продолжала помогать всем, кто приходил к ней с просьбами о помощи.

При этом она говорила, что это не она их совершает, так происходит от ее проникновенных молитв о заступничестве перед Богом.

Родные братья старицы были рьяными сторонниками коллективизации, а деятельность сестры бросала на них тень. В те времена за подобное служение можно было лишиться и жизни.

В 1925 году Матронушка оказалась в Москве, и до самой кончины жила без постоянного крова, гонимая и преследуемая советской властью. Но верующие в нее и ее божественный дар не оставляли ее без помощи – кто-то давал ей кров, другие снабжали едой, а третьи скрывали от нападок власти.

Многочисленные свидетельствования людей, обращавшихся к ней за помощью, доказывают ее божественное предназначение. Покровский монастырь в Москве приобрел мощи старицы в конце двадцатого столетия, патриарх распорядился создать в месте захоронения раку.

Архитектурные особенности монастыря

Московский Покровский монастырь сохранил историческую опись всех зданий, сооружений, типов оград и арок от 1763 года, в его состав входило:

  • Пятиглавый каменный храм, но с одним алтарем. Кровля сделана из теса, все главы из крашенных жестяных листов. Иконостас – четырехъярусный, на особо почитаемых иконах установлены серебряные венцы и ризы, есть украшения из жемчуга и драгоценных камней.
  • Одноглавая церковь из камня во имя Покрова Матери Божьей и алтарем в честь Иоанна Дамаскина. Год окончания строительства 1638, во время правления Патриарха Иоасафе.
  • Колокольня шатрового стиля из камня, восемь колоколов звали прихожан к молитве. Установлены часы немецких мастеров с боем.
  • Кельи настоятеля из дерева, покрытые тесом.
  • Монашеские кельи из камня и дерева одноэтажные.
  • Двухэтажная трапезная и подвалом для хранения снеди. Первоначально построена для семинарии, но после причисления монастыря к Московской епархии в ней разместили служебные помещения.
  • Постройки и земли монастыря обнесены оградой из камня протяженностью 224 сажени (коло 500 м) с тесовым покрытием. В ограду входят пять четырехугольных башен.
  • Московский древний Покровский монастырь имел четыре часовни, возведенные в других местах, с ежегодным доходом до 50 руб.:
    1. подмонастырская, сделанная из камня;
    2. недалеко от Москворецких ворот Китай-города, каменная;
    3. в километре от стен монастыря – таганская, построена из дерева;
    4. часовня на Первой Мещанской возведена из камня, есть отдельное помещение для настоятеля. Она всегда принадлежала обители, поэтому за ней сохранилось название Покровской. В ней находились очень старинные иконы, с написанными тропарями. Обычно здесь останавливались на отдых богомольцы и паломники, следовавшие в Троице-Сергиеву Лавру, они обращались к Божьей Матери за помощью для удачного путешествия.
  • В те времена собственных доходов монастыря было мало, собираемых денег с часовен, погоста и земель недоставало на содержание храмов и зданий монастыря. В 1783 году их разобрали, такая же участь постигла ограду монастырских стен.

Однако в начале 19 века произошли изменения – по Воле Божьей и стараниями купца Мещанинова монастырь стали восстанавливать:

  1. Вначале возвели из камня мужскую богадельню.
  2. Перестроили каменную ограду.
  3. Построили одноглавую церковь в честь Всех Святых с 2-я алтарями – одному дали название во имя Воскресения Христа, второму – Тихвинской Матери Божьей.
  4. Госпожой Хлебниковой в 1810 году построена богадельня для женщин при монастыре по улице Семеновской.
  5. В 1814 году на пожертвования горожан строится двухъярусный каменный крестообразный Храм во имя Покрова Матери Божьей. На втором ярусе расположились 3 алтаря, такое же количество престолов было на первом этаже храма.

Несмотря на большие разрушения, после военных действий 1812 года, стараниями настоятеля Ионы монастырские здания и храмы восстановлены к 1815 году в первозданном виде.

Внутреннее убранство

Покровский монастырь в Москве содержит особо почитаемые святыни:

  • Рака с мощами присноблаженной Матроны.
  • Подарок греческого Митрополита – Десница святой Феофании.
  • Родник со святой водой, о котором часто упоминала Матронушка в своих наставлениях.
  • Святой лик «Взыскание погибших» — он написан по совету старицы Матроны.

Нынешняя территория святой обители обширна, на ней расположились храмы, церкви, колокольня, дом настоятельницы, монашеские кельи, по периметру обнесена каменная ограда с пятью башнями. Центральный вход – арочной конструкции в старорусском архитектурном стиле. Но войти можно через боковые ворота башен.

Главным, центральным сооружением монастыря считается Собор Покрова Божьей Матери, его возводили на возвышенном месте Лыщиковой горки. Расположен в восточном крыле монастыря. На верхнем ярусе основной алтарь св. Покрова Богородицы с пределами в честь святых апостолов Петра и Павла.

На первом этаже – главный алтарь храма во имя святого митрополита Ионы, с пределами в честь Иллариона Великого и Нила Столбенского. Это наглядный пример русского каменного зодчества – в строгом православном стиле.

Храмы и постройки на территории

В монастыре возведен еще одна церковь – Воскресенская, о 5 главах, но с одним алтарем. Здание построено в архитектурном стиле романский. По анфасу здания расположились выпуклые барельефы голов святых пророков. Главным сокровищем храма служит лик святого Спиридона, помогающий прихожанам обрести покой и равновесие души.

Здесь также есть одиозная колокольня в шатровом стиле с дюжиной звонких колоколов. В первоначальном варианте на ней было установлено 8 колоколов, имелись часы с боем немецких мастеров. Но в 1926 году ее взорвали большевики.

Весной 1999 г. Московским Патриархом Алексием II был заложен первый камень новой колокольни, звонницу украсили 12 колоколов, отлитых мастерами Тутаевского завода с трехсотлетней историей и исконно православными традициями изготовления колоколов. В результате кропотливой работы благозвучие ансамбля превзошли все ожидания – малиновый звон разносился по всей округе.

Недалеко от стен монастыря находится еще одна церковь во имя святого Павла и Феврониии, она находится под управлением игуменьи Покровского монастыря. Храм был полностью разрушен, но сохранились его старинные чертежи, по ним велись работы по восстановлению святыни.

Некрополь

Это один из крупнейших погостов столицы, хотя большая его часть была утрачена в середине с разбивкой таганского парка и увеселительных заведений. Надгробные плиты с уникальной древнерусской вязью продавались как строительный материал. Сведения о захоронениях можно найти в летописях, о них есть записи, датированные 1606 годом.

Сам погост расположен в западной части монастырских земель – здесь нашли вечный покой известные московские граждане – семья Боткиных, Головиных, Оболенских, Хлудовых, Щукиных, основатель якутского языка Дионисий. Он много лет был просветителем в Якутии, распространял среди них православную веру, был первым переводчиком священных христианских книг на якутский язык.

Большая часть усопших были влиятельными гражданами Москвы: дворяне, купеческие семьи. Но со временем здесь больше появлялось купеческих захоронений, поэтому оно становиться основным купеческим погостом.

Мемориальная композиция на могиле П.И. Щукина. Покровский монастырь.

К началу двадцатого столетия здесь насчитывалось примерно полторы тысячи могил, некрополь стал поистине уникальным местом – вычурные склепы и надгробия ручной работы просто завораживали посетителей кладбища.

Именно некрополь стал местом погребения представителей грузинских княжеских и духовенских династий, почетных жителей города. Все они захоронены в крипте, возле предела святого Ионы Покровского собора.

Башня миссионерской библиотеки. Надгробия на могилах московских купцов: И.И. Ершова, И.И. Гусева. Покровский монастырь.

С 1928 года новые захоронения были запрещены, это объяснялось нехваткой места – под кладбищем было занято почти 5,5 гектаров московской земли. Среди старинных могил расположился собор Воскресения, с востока к некрополю прилегает Покровский собор, жилые монашеские кельи и хозяйственные строения.

Добавить комментарий

Закрыть меню