Почему пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда в Православии

На иконах «Преображения Господня», самой известной из которых является образ, написанный великим иконописцем Андреем Рублевым, изображение Господа Иисуса Христа вписано в пятиконечную звезду, означающую свет Преображение Вседержителя и Его пришествие в земной мир с Небес. Поэтому на иконе Преображения пятиконечная звезда перевернута верхним лучом вниз.

Преображение — один из двенадцати главных праздников Православной Церкви. Празднуется он ежегодно 19 августа. По своей значимости он стоит наравне с Рождеством Христовым и праздником Святой Троицы — Пятидесятницей. В этот день воспоминается событие явления Иисусом Христом Своей Божественной природы обычным людям — его ученикам. Трое из них стали свидетелями Преображения с виду обычного Человека, Которого они знали как Своего Учителя по имени Иисус, во Всемогущего Бога, освещающего неземным Светом всё вокруг.

Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие. Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном — явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет — евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком — в шоке от увиденного.

Молитвы в праздник Преображения Господня — это обращение ко Господу о просвещении каждого человека Светом Христовой Истины, направлении его на верный путь. Каждый из нас идет по жизненному пути в определенном направлении, ежедневно и даже ежеминутно делая свой выбор: на какую работу пойти, на ком жениться, когда рожать детей… Необходимо просить Господа о том, чтобы Он подсказал верный выбор нашему сердцу, правильный путь нашей душе. Об этом будет свидетельствовать внутренний покой, радость о сделанном выборе.

Праздник Преображения называют еще Яблочным Спасом — в этот день православные христиане приносят в храмы часть нового урожая, прося Господа благословить и умножить плоды земли. Конечно, особенно важен этот праздник был до революции, когда большинство населения составляли работающие на земле крестьяне. Широко празднуется он и сегодня в православных странах с развитой аграрной культурой. Преображение — один из самых любимых народом праздников. Это день, когда каждый из нас вспоминает о том, что стоит попросить, помолиться — и наша жизнь будет освещена Светом и советом Христовым. Не пренебрегайте и беседой со священником: Господь по вашей вере скажет вам через священника именно Свою волю.

Да хранит вас Господь Своей благодатью!

В культуре

Этот раздел статьи следует викифицировать. Пожалуйста, оформите его согласно правилам оформления статей.

История

Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука. Символизировала траекторию планеты Венера, Утреннюю и Вечернюю (см. также Фосфор и Эосфор, Люцифер).

Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. В Др. Египте символизировала звёзды. Как сообщает в своей «Новой Энциклопедии Франк-масонства» Артур Уэйт, египтяне называли пентаграмму «звездой псоглавого Анубиса».

Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак; вера в её оберегающие свойства была столь глубока, что в Древнем Вавилоне её изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи. Она также для посвящённых являлась могущественным знаком власти. В том же Вавилоне этот знак часто встречается на царских печатях, и, по мнению современных учёных, она олицетворяла собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света». По другой версии, самые древние обозначения пентаграммы символизировали богиню Иштар и загробный мир Дуат.

Древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу пять раз.

Пентаграмма встречается на печатях Александра Македонского.

Пентаграмму, по словам Агриппы (XV век), использовали пифагорейцы в качестве отличительного знака принадлежности к их сообществу. Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира). Для отражения этой доктрины вокруг пентаграммы изображались пять букв:

  • ύ — ύδωρ (вода) (самый верхний), символизирующая воду;
  • Γ — Γαια (земля) (левый верхний), символизирующая землю;
  • ί — ίδέα (правый нижний), символизирующая идею, или дух по другой версии — ίερόν (храм);
  • έ — έιλή (верхний правый угол), символизирующая огонь;
  • ά — άήρ (нижний левый угол), символизирующая воздух.

Пентаграмма встречается также на талисманах гностиков, как символ интеллектуального всемогущества.

По версии известного исследователя каббалы Гершома Шолема, маги средневековой Европы узнали о пентаграмме под именем «печати царя Соломона» из арабских манускриптов.

В арабской магии «печать Соломона» использовалась широко, но первоначально она, заключённая в круге, встречалась относительно редко. Даже тогда, гексаграмма и пентаграмма были взаимозаменяемы, и это название относилось к обеим фигурам.

— Гершом Шолем, . .

Пентаграмма находилась и среди символов тамплиеров.

Римский император Константин Великий включил пентаграмму в свою печать и свой амулет, потому что посчитал, что благодаря ей он нашёл истинную веру и принял христианство.

Пентаграмма появляется в поэме «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» XIV века. В ней рыцарь сэр Гавейн, племянник Короля Артура, использовал пентаграмму в качестве личного символа, изобразив её на своём щите в золоте на красном фоне. Пять острых концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств — «благородство, вежливость, целомудрие, отвага и благочестие».

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы» (англ. Witch’s Foot, нем. Drudenfuß).

Пентаграмма из «Оккультной философии» Корнелия Агриппы

В XVI веке в эпоху Возрождения была принята ещё одна символика пентаграммы. Если вписать в неё человеческую фигуру, связав её с пятью элементами — четыре стихии: Огонь, Вода, Воздух, Земля, и Дух или Эфир, — то получится изображение микрокосма, знака оккультной «духовной работы» на «материальном плане». Впервые об этом написал в 1531 году знаменитый маг Корнелий Агриппа во второй книге своей «Оккультной Философии» (по его имени пентаграмма микрокосма называется иногда «пентаклем Агриппы»).

Астролог Тихо Браге пошёл дальше, в своём труде «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» в 1582 году он опубликовал изображение пентаграммы, на лучах которой были изображены буквы каббалистического Божественного имени Спасителя IHShVH (יהשוה — Пентаграмматон), где ש — трактуется как символ Божественного присутствия, одухотворяющего четыре материальных элемента, символизируемых именем יהוה.

Использование пентаграммы как защитного символа от злых духов зафиксировано на рубеже XVIII-XIX века в трагедии «Фауст» Гёте. По сюжету произведения, дьявол Мефистофель проник в жилище учёного Фауста, пробравшись мимо плохо начертанной пентаграммы на входе:

Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь. Тут кое-что мешает мне немного: волшебный знак у вашего порога.

Фауст: Не пентаграмма ль этому виной? Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путём впросак попался?

Мефистофель: Изволили её вы плохо начертить, и промежуток в уголке остался. Там, у дверей, и я свободно мог вскочить.

В XIX веке пентаграмма появилась на картах Таро, после того, как их стали ассоциировать с каббалой.

Перевёрнутая пентаграмма

В первые века христианства перевёрнутая пентаграмма трактовалась как символ Христа. Перевёрнутая пентаграмма имеется на печати равноапостольного римского императора Константина I Великого, сделавшего христианство государственной религией.

В 1405 году иконописец Андрей Рублёв изобразил Христа на фоне перевёрнутой пентаграммы на иконе «Преображение Господне».

Перевёрнутая пентаграмма изображена на таких высших государственных наградах как Орден Красного Знамени СССР и Медаль Почёта США.

Печать императора Константина I Великого, III—IV век.

«Преображение Господне», Андрей Рублёв, 1405

Окно кафедрального собора в Амьене

Как символ сатанизма

Знак Бафомета из книги «La Clef de la Magie Noire» Станисласа де Гуайта, 1897

С подачи Элифаса Леви перевёрнутая пентаграмма стала символом сатаны и сатанизма.

Мы приступаем к объяснению и посвящению Таинственной Пентаграммы. Так что, пусть все безразличные и суеверные закроют книгу; они не увидят ничего, кроме тьмы, или же будут возмущены. Пентаграмма, которая в гностических школах называется Пылающей Звездой, является знаком интеллектуального всемогущества и самодержавия. Это Звезда Магов; это знак Слова, создавшего плоть, и, согласно направлению её лучей, этот абсолютный магический символ представляет упорядоченность, либо беспорядок, Священного Ягненка Ормузда и Святого Иоанна, либо проклятого Козла Мендеса. Это освящение или профанация; это Люцифер или Венера, звезда утренняя или вечерняя. Это Мария или Лилит, победа или смерть, день или ночь. Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет сатану в виде козла на шабаше; когда восходит один конец — это знак Спасителя.

— Элифас Леви. Учение и ритуал Высшей магии. — 1854—1856

При этом на другом изображении Леви изобразил на лбу козла Бафомета прямую пентаграмму, противореча этим сам себе.

В 1897 году это изображение опубликовал в книге «Ключ к Чёрной магии» («La Clef de la Magie Noire») Станислас де Гуайта, причём по окружности пентаграммы он написал на иврите «Левиафан», а между лучами пентаграммы — «Samael Lilith» на латинице.

В 1969 году символ Гуайта, без последней надписи, опубликовал в своей книге «Сатанинская Библия» Ла Вей, назвавший его «», и позже зарегистрировавший его как торговую марку своей организации «Церковь Сатаны».

По мнению некоторых каббалистов, перевёрнутая пентаграмма — это Зеир Анпин (греч. микропрозоп — «Малый лик» Творца), который образуют на Древе жизни шесть нижних сфирот: хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, йесод. В то же время Зеир Анпином именуется Тиферет, Божественный Сын, через соединение с которым наш мир может спастись.

Идея некоего плотского существа, символизируемого пентаграммой, чья искупительная жертва служит для одухотворения и продолжения жизни людей, лежит в самой основе авраамических религий. Примеры: это жертвоприношение Авраамом Исаака, древнеиудейский обряд «козёл отпущения», когда грехи народа возлагались на жертвенный рогатый скот, и более поздняя идея жертвенности Христа — пасхального агнца.

Примечания

  1. Кнабе Г. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. — Вильямс, 2006. — С. 292-293. — 736 с. — ISBN 5845909066.
  2. Волкова В. Б. Интертекстуальные концепции в «военной» прозе О. Н. Ермакова конца 1980-начала 2000 гг.: монография. — МГТУ, 2010. — С. 95-96. — P. 320.
  3. E. Douglas Van Buren , Symbols of the gods in Mesopotamian art. 1945; Beatrice Laura Goff, Symbols of Prehistoric Mesopotamia. 1963
  4. Suns and Planets in Neolithic Rock Art
  5. Akropolis Ancient Coins
  6. The Pythagorean Pentacle — it is Two Points Up
  7. Richard Hamilton Green. Gawain’s Shield and the Quest for Perfection // ELH, Vol. 29, No. 2 (Jun., 1962)
  8. Lexikon Heraldik, Gert Oswald, VEB Bibliographische Institut Leipzig, 1984
  9. 1 2 Станисласа де Гуайта. La Clef de la Magie Noire : 1897. — Париж, 1920. — P. 417.
  10. «По единодушному суждению святых отцов … в образе агнца пасхального ветхозаветные пророки прозревали будущего страждущего Мессию» — Гриц И. Я. Агнец пасхальный // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 257—258. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  11. The Pentagram of Venus
  12. Чарльз, принц Уэльский. Об орбите Венеры (частичный перевод) // Harmony: A New Way of Looking at Our Worldruen. — 2010.
  13. Daniel Miller. What the devil is it doing there? Mystery of enormous pentagram in Kazakhstan visible on Google earth (англ.). Daily Mail. Associated Newspapers Ltd (2 August 2013). Дата обращения 15 марта 2017.
  14. Лисаковская пентаграмма — в британской газете!. Информационно-аналитический портал Лисаковск ОНЛАЙН (7 августа 2013). Дата обращения 15 марта 2017.
  15. 1 2 В Казахстане обнаружили гигантскую «сатанинскую» пентаграмму (недоступная ссылка). Интернет портал НУР. Со ссылкой на республиканскую газету Казахстана «Экспресс К» (14 ноября 2010). Дата обращения 15 марта 2017. Архивировано 19 октября 2012 года.

aloban75

Совсем недавно был знаменательный юбилей. 80 лет назад, 2 ноября 1937 года, на башнях Московского Кремля зажглись рубиновые звёзды. Как известно, большевики красную пятиконечную звезду сделали эмблемой РККА и одним из символов Страны Советов. К сожалению, то ли от безграмотности, то ли еще от чего находяться такие мракобесы, особенно из числа православных монархистов, которые считают, что данная символика является масонской и сатанинский.
Вообще история пентаграммы уходит в глубь веков и за все время существования человечества кто её только не использовал.
Пятиконечная звезда (пентаграмма) — древнейший символ:

— защиты от темных сил, в том числе и в православии.

— вечной молодости и здоровья у пифагорийцев

— символического представления человеческого тела в алхимии (в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи человек с сомкнутыми ногами и раскинутыми руками похож на крест, с разомкнутыми ногами на звезду)

— переход Римской империи к христианству (пентаграмма на печати римского императора Константина)

— в православной иконописи на многих старинных образах изображены пятиконечные звезды.

Звезда служила изначально символом вечности, позднее символом высоких устремлений, идеалов. Таково было предназначение звезд на погонах офицеров царской России еще до революции.

Начиная с 16 века пентаграмму стали использовать масонские организации, что и привело к возникновению неоднозначного отношения в этому древнему благочестивому символу.

В советской символике красная звезда появилась после того, как Всероссийская коллегия по организации и формированию Красной Армии, образованная 20 декабря 1917 года, предложила её в качестве воинской эмблемы. Приказом Наркомата по военным делам от 18 апреля 1918 года красная пятиконечная звезда была введена в качестве нагрудного знака для всего личного состава РККА. Красная звезда символизировала борьбу трудящихся за освобождение от голода, войны, нищеты и рабства, являясь эмблемой Советской власти.
Здесь ниже буду приведены лишь некоторые примеры использования пятиконечной звезды в христианстве, как в западном, так и в восточном (православии)

1. Печать императора Константина Великого.

2. Печать Иерусалима на рукояти сосуда

3. Собор в Ганновере, Германия

4. Шартрская Мадонна на фоне перевёрнутых пентаграм.

5. Вход в церковь христиан-евангелистов, д. Шенкеншанц, Германия.
6. Церковь Успения Богородицы в Витри-де-Франсуа, Франция.
7. Иллюстрация с поклонением волхвов из требника Бертольда (Berthold Sacramentary) содержит перевёрнутую пентаграмму в качестве Вифлеемской звезды.

8. Пятиконечная звезда над Храмом Рождества Христова в Вифлееме.
8. Роспись в католическом храме XIII века в городе Каарма, Эстония.
9. Напольный киот для иконы в символике которого используется пятиконечная звезда красного цвета в храме Рождества Христова в Вифлееме.
10. Красная звезда в Доме Господнем. Мозаичное панно из Америки, Мехико.
11. Икона Андрея Рублева «Преображение Господне». Перевернутая пентаграмма стала символом преображения Христа, а также его сошествия в мир (поэтому она направлена лучом вниз). Христос изображен на фоне хорошо видимой перевернутой пентаграммы.
12. Икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость»).
13. Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге изобилует изображениями пентаграмм.
14. В Храме Спаса на Крови
15. Икона Божией Матери »Избавительница».

http://days.pravoslavie.ru/Images/ii2862&2381.htm

Толкование символа в древних культурах

Первые рисунки, на которых была изображена пятиугольная звезда, были найдены на территории Месопотамии, в окрестностях города Урук. Древние астрономы не подозревали, что создают один из самых значимых в истории человечества символов — они рисовали траекторию передвижения Венеры по небосводу.

Пентаграмма встречается в разных культурах. И значение у нее отличается.

  1. У египтян, одного из таинственных народов, пятиконечная заря была связана с Анубисом, богом потустороннего мира. Люди верили, что в загробной жизни их душам не суждено наблюдать за звездным небом. Поэтому они рисовали звезды с пятью лучами на стенах и потолке гробниц, иногда на статуях знатных людей и фараонов.
  2. Особой популярностью пользовалась пентаграмма в Вавилоне. Она считалась сильным оберегом от злых сил, колдовства, порчи. Изображение символа наносили на стены домов над входной дверью и окнами, чтобы защитить жилье от воров. Пятиконечная звезда в Вавилоне служила царской печатью, а также символом бога Солнца Шамаша и не менее могущественной, почитаемой богини плодородия Иштар. Со временем шумеры сделали ее олицетворением загробного мира — Дуата.
  3. У евреев заря является олицетворением Пятикнижия, которое было продиктовано Моисею Господом.
  4. Александр Македонский, один из великих полководцев, завоевавший половину мира, использовал изображение пентаграммы в качестве государственной печати.
  5. Тамплиеры трактовали этот оккультный знак по-своему. У них он символизировал благородство, отвагу, вежливость и целомудрие. В совокупности эти качества (расположенные по разным лучам зари) создавали венец истинного благочестия.
  6. У христиан пятиконечная заря была символом пяти ран, полученных Христом во время предсмертных страданий. Она же являлась небесным светилом, которое освещало дорогу пастырям и трем царям во время Рождества Христова.
  7. У славян этот знак ассоциировался с плодородием, цикличностью жизни. Верхний луч звезды — высшая сила, создавшая мир и богов. Заря стала тотемным знаком большинства славянских божеств — Лады, Велеса, Дажьбога.
  8. Исламисты почитают звезду как воплощение пяти столпов Веры и количества ежедневных намазов.

В оккультные практики европейских магов пентаграмма попала случайно. Ее привезли арабские жрецы, выдавая за Звезду Давида, обладающую большой силой. Изначально она использовалась как защита от черного колдовства и злых сил.

Большевики сделали красную звезду, знак Марса, своим гербом. На касках красноармейцев она являлась символом воинственности и победы. Дополненная серпом и молотом, заря отражала мирный труд рабочих и крестьян.

Звезда как знак дьявола

Сегодня пятигранная заря часто ассоциируется с черным колдовством, знаком дьявола. Воплощением зла и темноты пентаграмма стала в середине XIX века, благодаря мистику, оккультисту Элифасу Леви. Он приложил колоссальные усилия, чтобы разделить значение символа на оружие белых сил и черной (демонической) магии.

  1. Пятиконечная звезда с одной, устремленной вверх, вершиной — это знак света, защиты, покровительство Добра, Господа, чистоты помыслов.
  2. Полярная (зеркально перевернутая) пентаграмма, с двумя лучами вместо одной вершины, стала воплощением темной стороны человеческих желаний, порочности, зла, темноты.

Элифас Леви пошел еще дальше. Он сделал перевернутую пентаграмму символом Сатаны и Бафомета (демона, предстающего перед людьми в образе черного козла). А лучи фигуры перестали символизировать защиту. Они превратились в инструмент хаоса, разрушения. Первые упоминания о Бафомете как одном из верховных демонов, датируются XVII веком — периодом расцвета инквизиции. В его честь проводились «черные мессы». Демон-козел в то время являлся символом чистого зла и мудрости.

Перевернутая пентаграмма — символ Сатаны и Бафомета

В 1965 году печать Бафомета (перевернутая пятиконечная заря с вписанным в нее рисунком козлиной головы) стала официальным символом Церкви Сатаны. Черные маги используют энергетику символа для усиления действия проводимого обряда, а иногда для получения благосклонности, помощи, от высокопоставленных демонов).

В 1981 году перевернутая пентаграмма (печать Бафомета без латинских надписей) была запатентована как официальный символ сатанизма.

Пентаграмма как сильный талисман

Изображение равносторонней пятиконечной звезды издавна использовалось людьми как основа для изготовления амулетов. В зависимости от вида символа магические предметы несут в себе определенный сакральный смысл.

  1. Прямое изображение (пифагорова заря) в одинарном круге. Каждый луч фигуры символизирует одну из стихий. Вершина — это дух, эфир. Такой талисман сдерживает зло. По легенде, если демоны переступят грань звезды, они навеки останутся запертыми в пентаграмме. Издавна амулет с пифагоровой зарей используется для защиты от злых сил, привлечения власти, источника острого ума, холодной мудрости, силы духа и тела, храбрости.
  2. Кельтская пятиконечная заря, заключенная в круге из двух линий, между которыми нанесены рунические письмена (Пекталь). Это символ белой магии, знак верховенства духовного мира над материальными благами. Она охраняет своего владельца от злых сил, в т. ч. демонов. Белые маги используют пекталь во время проведения ритуалов.
  3. Знак Агриппы. В контуре пятиконечной звезды заключено изображение человека с распростертыми в стороны руками. Это мужской талисман, оберегающий хозяина от злых духов, колдовства, плохих предсказаний, способствуя развитию интуиции, дара ясновидения. В магических ритуалах знак Агриппы используется для работы на конкретного человека — выполнения приворота, наведения порчи.

Часто на нательные украшения наносят Печать Бафомета. Но этот символ не несет в себе сакральной, духовной информации. Это символ хаоса, разрушения. Владельцу он не вредит, но и не оберегает его. Рисунок Печати Бафомета без козлиной головы и латинских символов популярен среди готов, рокеров, металлистов. Они предпочитают наносить изображение на стены в виде граффити, как татуировки или принты на одежду.

Добавить комментарий

Закрыть меню