Муром спасо преображенский монастырь

Содержание

Муром. Спасо-Преображенский монастырь или встреча с иноком

Спасо-Преображенский монастырь. Муром

Три сосны три кита, у на которых стоит Муром – это его монастыри – Троицкий, Благовещенский и Спасо-Преображенский, или просто Спасский мужской монастырь. Последний – самый древний, самый обширный, самый крупный монастырь в Муроме.

С него мы и начали осмотр муромских достопамятностей. Вернее, начала знакомство Бортжурналистка, а Начальник, который потерял счёт, сколько раз он был в Муроме, приступил к своим обязанностям карманного путеводителя экскурсовода – рассказал об истории монастыря, об основных постройках, о святых, имеющих отношение к Мурому в целом и Спасскому монастырю в частности. Слушала Бортжурналистка в вполуха, ибо Начальник много лет назад самым подробным и красноречивым образом живописал обитель. Мне оставалось только своими глазами увидеть ансамбль монастыря.

Собор Спаса Преображения и Покровская церковь. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

Первое, что выделяет глаз из всех построек – это древний собор Спаса Преображения. (Первое фото из архива).


– Шестнадцатый век?
– Есть сомнения? Смотри, какой мощный четверик с разновеликими закомарами и высокими массивными барабанами. Барабаны венчают не луковицы, а приземистые шеломы.

– Под шлемовидными куполами пропущен поребрик – видишь, он завершает барабаны. В русской архитектуре поребрик встречается с начала XV-го до самого конца XIX века, когда из храмовой архитектуры он перекочевал в гражданскую. Поребрик широко использовали при постройках в русском стиле.
– Покровская церковка особой красотой не блещет. Приземистая, несколько тяжеловесная, с непропорционально низким барабаном и маленькой главкой.

Кажется, что не колокольня к ней пристроена, а она скромно притулилась к изящной звоннице.

Церкви Спасо-Преображенского монастыря. Муром

Территория Спасо-Преображенского монастыря обширная. Полюбоваться на храмы можно с разных точек, снять их с разных ракурсов, отдельно и в ансамбле.


Всего в монастыре действует шесть храмов. Назову их по очерёдности постройки.
1. Собор Спаса Преображения – середина XVI века.
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – конец XVII (1691год).
3. Церковь Кирилла Белозерского XIX (1805 год).
4. Церковь Херсонесских Священномучеников в братском корпусе – начало XX века (1911-й год).
5. Церковь Василия, епископа Рязанского при настоятельском доме XX века (1996 год).
6. Церковь Сергия Радонежского XXI век (2005 год).

Часовни Спасо-Преображенского монастыря. Муром

Часовни в монастыре почти все современные, их тоже шесть. Самая старая из них построена в 1889-ом году – это Николо-Ильинская часовня.
2. Часовня Ксении Петербургской.
3.Часовня иконы Божией Матери “Живоносный источник”.
4. Часовня Георгия Победоносца.
5. Часовня иконы Божией Матери “Спорительница хлебов” при пекарне
6. Часовня на месте бывшего кладбища.

Часовня-костница. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

Это последняя постройка монастыря на рубеже ХХ и XXI веков, так называемая часовня-костница.
Нам повезло, часовня была открыта. Знаков запрета съёмки мы не заметили. Построили часовню на месте разорённого кладбища. Почти тысячу лет, со дня основания монастыря до начала советского лихолетья, хоронили на монастырском погосте славных муромлян. В последние годы перед возрождением, монастырь занимала воинская часть, солдаты и офицеры маршировали прямо на древних могилах.

Когда в обители возродилась монашеская жизнь (воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря весной 1995 года), на месте бывшего кладбища обнаружили множество останков.
Для их достойного погребения построили часовню-костницу. Напоминание всем живым действует очень сильно!

Хозяйство Спасо-Преображенского монастыря. Муром

Монахи во многих обителях сейчас держат небольшие животноводческие фермы. В Спасском монастыре Мурома мы взглянули на курятник. Фотографию сделать не догадались. Только читали таблички с названиями пород цесарок и кур. Набралось их больше 20! Живёт на монастырском подворье и овечка. Не понятно только, для какой надобности, ведь мяса монахи не вкушают. Скорее всего, для шерсти.

Встреча с иноком. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

Мы неспешно обошли монастырь, дошли до дальней стены, на которой стоит храм Сергия Радонежского. Храм – надвратный, находится на восточной стене монастыря, ведёт к выходу на улицу Набережная. Мы взглянули на Оку с монастырской горы и уже, было, направились к выходу.
Навстречу нам не спеша брёл пожилой монах, а за ним стаей летели голуби.
– Вот окаянные! Только что накормил, а они не угомонились, – сказал инок то ли нам, то ли сам себе и улыбнулся.
– Наверное, знают Вас, – я не могла не ответить на светлую улыбку встречного.
– Вы храме Сергия Радонежского были? Хотите зайти? Я открою, – вдруг пригласил нас насельник монастыря, – к нам со всех сторон приезжают. И из-за границы – из Германии, из Франции, из Японии. Всем очень нравится, такого храма нигде нет! – Осторожно спускайтесь, по краю, скользко тут, – повёл нас инок в храм.
И не просто открыл нам небольшую церковь, освящённую в честь преподобного собирателя земли русской. В короткой беседе с иноком Пименом мы узнали столько, сколько не выучили за многие годы.

Как правильно креститься. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

– Люди вы православные? Крещёные? Креститься умеете? Покажите-те, как крест на себя налагаете? Э-ээ, нет, так дело не пойдёт. Давайте-ка научу осенять себя православным крестом. Три перста складывать в щепоть все умеют. Мизинец и безымянный палец крепче к ладони прижимайте. Чтобы бесы не пролезли в щель между ладонью и пальцами. Кланяясь, не ломайте крест. Сначала руку опустите вниз, а потом уже и кланяйтесь. Не спешите. Персты ко лбу плотнее прижимайте.
Святая Матрона Московская на лбу себе ямку продолбила, крестясь, и нам надо с усердием, не торопясь осенять себя крестом. На иконы смотрите прямо, не отрываясь. Думаете, что мы живые, а с икон на нас просто лики глядят? Нет! Иконы-то живее, чем мы с вами. Знаете почему? Да потому, что все святые наперёд знают, что у нас на сердце, какие мысли у нас в голове, какие чувства испытываем. Мы ещё и пальцем не успели пошевелить, а они уже всё знают про нас.

Веры-то мало в нас. А то и совсем нет её ни на горошину. Если бы все верили, как Спаситель нас учил, то все наши просьбы Господь в один момент выполнял. А то молимся, просим, а без веры. Меня на работу в монастырь устроила сама Богородица. Я к батюшке подходил, просил, чтобы он меня взял водителем на монастырский автобус. Уж так хотелось! А он – ни в какую. Потом молился я перед святым образом Пречистой, на коленях молил, чтобы помогла мне работу сменить. С того разговора с батюшкой уж года два прошло. Молюсь я усердно, со слезами на глазах, а тут священник подходит ко мне и говорит:
– Ты что ли на работу просился? Найди завтра меня, поговорим.
Пришёл я на другой день, взял меня батюшка на работу. Вот уже двадцать лет живу в монастыре.

Церковный звон. Била в церкви Сергия Радонежского. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

– У нас при храме звонница. Не простая, не колокола в ней, а била. Идёмте, – пригласил инок в соседнюю с церковью комнату.
Целую стену небольшого помещения занимали разного размера медные пластины.
Инок Пимен взял два била и прошёлся ими по пластинам.
Раздалась мелодичный красивый звук. Он ещё минуты две звенел, заполнял всё пространство крохотной звонницы, неохотно затихая.

– Давайте теперь вы. Смелее, – подбодрил нас монах.
Мы по очереди сверху вниз, а потом снизу вверх прошлись билами по пластинам.
Хоть и медведь наступил на четыре наших уха, но и мы смогли извлечь какой-никакой, а ритмичный звук. Для самого большого звона здесь стоит ножная передача.
С ней сложнее справится, но и здесь нас било послушалось.
Пимен нас не торопил. Даже вышел за дверь, чтобы мы ещё раз попробовали побыть звонарями.

Трудно было оторваться от этого занятия, но и злоупотреблять доверием не гоже.

Наставления инока. Спасо-Преображенский монастырь. Муром

На выходе из храма Пимен вручил нам памятку, как нужно молиться. Копия не совсем чёткая, но мы её расшифровали и обнародовали. А беседа наша продолжалась.
– Вы причащаетесь? Знаете, что сейчас Рождественский пост. Если не в пост причащаться, то нужно три дня поститься. Вкушать только растительную пищу. Сколько душе влезет, можно хоть полный бак заправлять, под горлышко, – засмеялся инок и продолжил. – Перед причастием всегда нужно прочитать три канона – Спасителю, Пресвятой Богородице, да Ангелу-Хранителю. У вас есть молитвослов? – Пимен показал точно такую же тоненькую книжечку, что стоит у нас на полке.
– Есть, такой же, как у вас.
– Хорошо. А Закон Божий?
– Закона Божиего нет.
– Не хорошо. Купите. Да читайте. Каждый день понемногу. А то в церковь ходим, а Закона Божьего не знаем.

О добрых делах

Мы снова вместе вышли на улицу. Инок Пимен нёс с собой пакет пшена. Он вынул из кармана свисток и стал созывать птиц. На этот раз они собирались неохотно. Нам даже показалось, что Пимен специально для нас решил устроить кормление птиц.
Понемногу пернатые собрались, и мы снова услышали неторопливый голос монаха:
– Каждая тварь от Бога. Её Господь создал, а нам любить надо. И дела добрые творить. Ведь к каждому из нас приставлен ангел. Он записывает наши дела – белые и чёрные. Надо творить добрые дела, чтобы они потом нам откликнулись. Что бы мы не делали, все дела нам отзываются. Если добро не творить, что нам откликнется?

Дивеево – хорошо. Спасо-Преображенский монастырь – лучше

Птицы уже и зерно всё склевали, а мы никак не могли оторваться от Пимена. Он и про винопитие нам рассказал, и о том, как его покойный батюшка помог устроить ему земные дела. Поговорили и о других монастырях.
– В вы Дивеево были?
– Я был неоднократно, – ответил Пётр, супруга не была.
– Ну, так вот, что я вам скажу. В Дивеево – хорошо, а у нас – лучше! Это все говорят.
– Ваша правда, отец, – ответил Пётр. – У вас очень хорошо, лучше чем в Дивеево.
– Вот и ладно. Бывайте. Зайдите в наши храмы и часовни. У нас тут и Спорительница Хлебов есть, и Живоносный Источник.
– Спаси Вас, Господи. Как зовут Вас? Мы свечу за вас поставим, – отважилась спросить имя монаха Бортжурналистка.
– Инок Пимен меня зовут. Если веры нет, молись не молись, толку не будет, – махнул он рукой и пошагал прочь.

Мы проводили инока Пимена глазами. Какой благословенной встречей заканчивается этот год! Вот же привёл Господь в святое место на спасительную беседу. Лучшего подарка на Новый год и помыслить себе трудно.

Слава Богу за всё!

Статья по теме: “Муром. Достопримечательности. Путешественнику на заметку”.

Все статьи цикла “Арзамасский Новый год

Арзамас на Новый год
Муром. Праздник в городе
Муром. Спасо-Преображенский монастырь или встреча с иноком
Как правильно молиться и креститься. Памятка из Спасо-Преображенского монастыря Мурома
Муром. Достопримечательности. Путешественнику на заметку
Арзамас. Достопримечательности. Зимняя прогулка. Путеводитель в действии
Арзамас пешеходный. Улица Карла Маркса
Арзамас. Отель «Коммерсант». Отзыв
Арзамас. Кафе «Щербет»
Большое Болдино. Экспозиция музея А.С.Пушкина
Большое Болдино. Вокруг музея А.С.Пушкина
Львовка. Музей «Повестей Белкина»

История

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года).

Получив в удел Муром, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу…

Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители. Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года — относится второе упоминание Спасского монастыря как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме». При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребён князь, характеризуется как возведённая его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда».

В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр — Фёдора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нём с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. … Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму

С именем царя Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участие в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

Настоятельские палаты (XVII век)

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1680-е годы в монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова), происходившего из династии муромских купцов. На его средства в монастыре были построены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция обветшавшего Покровского трапезного храма.

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, а на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей

Соборная церковь (XVI век)

26 января 1765 года в Муромское духовное правление был направлен указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего синода епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.

Преподобный Серафим Саровский посещал в этой обители старца Антония Грошевника.

С 1866 по 1868 годы обителью управлял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

Пришедший в 1877 году на должность настоятеля архимандрит Антоний (Ильенов) застал её в удручающем состоянии — храмы разрушались, другие строения приходили в негодность, средств на ремонт не было. После поездки в 1878 году архимандрита Антония на Афон в обитель была привезена точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница», оригинал которой находится с X века в монастыре Дохиар. На протяжении 1880-х годов монастырь реставрировали, приводили в порядок, он стал местом паломничества.

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь священномучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В 1918—1919 годах Преображенский собор монастыря продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года обитель заняли военные и частично отделение НКВД. В это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию монастыря гражданских лиц был прекращён.

Возрождение монастыря

Часовня Святого Георгия Победоносца

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное управление, а также к председателю Муромского горисполкома Жукову с открытым письмом в поддержку передачи муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. В поддержку возрождения обители выступил академик Дмитрий Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница», понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации. Куратором от Счётной палаты — председателем попечительского совета по восстановлению являлся аудитор Сергей Рябухин.

22 июня 2005 года на территории монастыря освящена часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца «в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отчество на поле брани жизнь свою положивши, от ран и глада почивших в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена Ты Господи веси».

Посещение монастыря Дмитрием Медведевым 8 июля 2011 года

Примечания

  1. Христианизация Муромской земли (недоступная ссылка)
  2. История Мурормского Спасо-Преображенского монастыря // otpusk-zdorovo.ru.
  3. Голубинский Е. История Русской церкви. — М., 1880. — Т. 1. Ч. 2. — С. 620 (приложение: Список монастырей домонгольского периода)
  4. Титов А. А. Историческое обозрение г. Мурома. // Тр. Владимир. учён. архив. комиссии. — IV. — 1902.
  5. Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку 1377 г. — СПб., 1996. — С. 108.
  6. Полное собрание русских летописей. — Т. 30. — М., 1965. — С. 71.
  7. Полное собрание русских летописей. — М., 1965. — Т. 2. — С. 111.
  8. Полное собрание русских летописей. — Т. 4. — Псковская первая летопись. — С. 252.
  9. Масленицын С. И. Муром. — М., 1971. — С. 8.
  10. Монгайт А. Муром. — М., 1947. — С. 10.
  11. Владимирские губернские ведомости. — 1901. — № 28. — С. 7.
  12. Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. составленная Борисом Бартеневым и подьячим Михаилом Максимовым // Муромский историко-художественный музей. М-2225, рукопись Н. Г. Добрынкина, XIX в.
  13. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — Т. 11. — Гл. 5.
  14. Антоний, архимандрит муромского Спасского монастыря // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. Материалы для истории Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир. — 1901. — С. 44.
  16. ГАВО ф. 562, оп. 1, д. 18 О упразднении в селе Борисоглебском Муромского округа мужского монастыря.
  17. Преподобный Антоний Грошевник // Православный Саров.
  18. . // Православные монастыри : журнал-серия. — № 47. — С. 20.
  19. Красная книга ВЧК. — М., 1989. — Т. I. — С. 152.
  20. Владимирские епархиальные ведомости. — 1919. — № 9. — С. 22.
  21. Журналы Священного Синода от 2 октября 2013 года. Журнал № 122
  22. В Муромском Спасо-Преображенском монастыре — новый настоятель — Муромское Городское Телевидение
  23. Приложение № 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. за № 1327
  24. Мельник А. Г. Собор муромского Спасского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 6. — Ростов, 1994. — С. 164-185. — ISBN 5-85975-029-3.

> Литература

  • Мельник А. Г. Собор муромского Спасского монастыря // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 1994. — Вып. 6. — С. 164-185.

Ссылки

Спасо-Преображенский монастырь на Викискладе

  • Сайт Муромского Спасо-Преораженского монастыря
  • История, современный облик, факты и фотографии восстановления Спасо-Преораженского монастыря
  • 10 фактов о Муромском Спасо-Преображенском монастыре.

Известные
по летописным данным

  • Спасский Муромский (1096)
  • Юрьев (1119)
  • Антониев (1117)
  • Авраамиев Ростовский (1119? 1261)
  • Зверин (1148)
  • Мирожский (1156)
  • Духов (1162)
  • Хутынский (1192)
  • Спасский Старорусский (1192)
  • Рождественский (1192)
  • Княгинин (1200)
  • Петровский Ростовский (1214)
  • Спасский Ярославский (1216)
  • Благовещенский Нижегородский (1239)

Известные по древним
церковным преданиям

Курсивом выделены монастыри, ныне не действующие

Монастыри Владимирской области

Александровский (Суздаль) | Благовещенский (Вязники) | Благовещенский (Киржач) | Благовещенский (Муром) | Богородице-Рождественский (Владимир) | Богоявленский (Мстёра) | Борисоглебский (Борисоглеб) | Васильевский (Суздаль) | Введенский Островной | Воскресенский (Муром) | Знаменский (Гороховец) | Космин Яхромский (Небылое) | Крестовоздвиженский (Муром) | Лукианова пустынь | Махрищский монастырь | Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский) | Николо-Волосовский монастырь | Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский) | Покровский (Суздаль) | Ризоположенский (Суздаль) | Боголюбский (Боголюбово) | Никольский (Новое) | Успенский монастырь (Александров) | Скорбященский монастырь (Хмелёво) | Смоленская Зосимова пустынь | Спасо-Евфимиев (Суздаль) | Спасо-Преображенский (Муром) | Сретенский (Гороховец) | Троице-Никольский монастырь (Гороховец) | Троицкий (Муром) | Успенский Княгинин (Владимир)

Добавить комментарий

Закрыть меню