Монастырь под волоколамском

История

Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Принадлежал Новгородской епархии. Средства на постройку монастыря дал князь Борис Васильевич Волоцкий (1449—1494). После смерти Бориса Васильевича князем стал его сын Фёдор Борисович, с которым у Иосифа возникли разногласия. В феврале 1507 года Иосиф, лично знакомый с Великим князем Василием III, обратился к нему и к митрополиту Московскому Симону с просьбой о переходе монастыря в Московскую епархию. Это вылилось в конфликт с архиепископом Новгородским и Псковским Серапионом.

В XV веке был построен Первый каменный собор. На его месте сейчас находится соборный храм во имя Успения Божией Матери (1688—1696 годы), выстроенный в стиле московского барокко.

В год основания монастыря в нём появилась первая деревянная церковь, которую уже в 1486 году сменил каменный собор. Его расписывал выдающийся русский живописец того времени Дионисий. В 1490 году рядом с собором была сооружена восьмигранная колокольня — прообраз колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В её нижнем ярусе находился храм Смоленской Одигитрии (1495 год).

Колокольня и Успенский собор монастыря. Фотография ок. 1900 г.

Основные сохранившиеся постройки относятся к XVI—XVII векам. Из других сооружений: Трапезная палата с церковью Богоявления (1504 год), надвратная церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1679 год), скит с храмом Всех Святых (1856—1860 годы). Над созданием изразцовых украшений работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Солотчинском монастырях.

В 1543 году игуменом обители стал Гурий. Он управлял братией в течение девяти лет, при нём в монастыре принял постриг святитель Герман. После покорения Казани в 1552 году и учреждения там архиерейской кафедры, Гурий по жребию был избран на неё архиепископом.

В XVI веке монастырь приобрёл особую известность. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков.

В монастыре были заточены многие знаменитые в истории личности: инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой), Максим Грек, царь Василий Иванович Шуйский, еретики Матвей Башкин и Василий Курицын; здесь провёл свои последние годы видный деятель раскола Герасим (Фирсов).

Смутное время

Основная статья: Смутное время

В Смутное время Иосифо-Волоцкий монастырь поддерживал правительство Василия Шуйского. В 1606 году монастырь был осаждён войсками Болотникова.

В 1609—1610 годах монастырь был осаждён польскими отрядами. В 1610 году монастырь занял отряд полковника Рожинского, сподвижника Лжедмитрия II — «тушинского вора». В марте 1610 года в монастыре случилась небольшая стычка поляков с монастырскими служками и крестьянами. Отбиваясь от них, Рожинский неудачно упал на простреленный под Москвой бок. Раны открылись, и спустя несколько дней неудачливый авантюрист умер. Его отряд, оставшийся под началом ротмистра Руцкого, выбили из монастыря русско-шведские войска во главе с воеводой Валуевым и генералом Горном. В память об этом событии монастырю были оставлены пушки, отбитые у поляков, из которых в праздничные дни производился салют.

Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином от армии Сигизмунда 24 июня (4 июля) 1610 и восстание в Москве привели к падению Василия Шуйского. 17 (27) июля 1610 частью боярства, столичного и провинциального дворянства (см. Семибоярщина) Василий IV Иоаннович был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи, причём отказался сам произносить монашеские обеты. Бояре отправили бывшего царя в Иосифо-Волоцкий монастырь, где он какое-то время содержался под стражей в Германовой башне, а его братьев — в крепость Белую, откуда удобнее было переправить их в Польшу.

В сентябре 1610 Василий Шуйский был выдан (не как монах, а в мирской одежде) польскому гетману Жолкевскому, который вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана в октябре под Смоленск, а позднее в Польшу.

Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года — пленные французы. С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников.

В монастыре покоятся мощи преподобного Иосифа; также погребены князья Иоанн и Феодор Борисовичи Волоцкие; митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным; архиепископ Новгородский Феодосий; глава опричников Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский); помещица села Ярополец Н. И. Гончарова (тёща А. С. Пушкина).

Иосифо-Волоцкий монастырь, вид с воздуха

Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.

В феврале-марте 1858 года в центральных губерниях в связи со слухами о «воле» начались крестьянские волнения. Весной 1859 года начались трезвенные волнения — массовый протест в 1858—1859 годах податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку. Так, 31 мая 1859 года в Волоколамском уезде Московской губернии трёхтысячная толпа разгромила питейные заведения на ярмарке близ Иосифо-Волоколамского монастыря.

1895 год — настоятель архимандрит Сергий.

1903 год — настоятель архимандрит Геронтий, казначей и эконом — иеромонах Ираклий.

1907 год — настоятель архимандрит Нифонт, казначей — иеромонах Ираклий, исполняющий должность эконома — иеродиакон Мелетий, благочинный монастыря — иеромонах Павел. Число братии — 65 монахов.

1908 год — те же, но казначей — иеромонах Пафнутий.

До 1917 года монастырь был местом проведения ярмарок Калеевской волости Волоколамского уезда.

После Октябрьской революции 1917 года монастырь был преобразован в «Иосифовскую сельскохозяйственную трудовую коммуну». Председателем коммуны монахи единогласно избрали своего казначея иеромонаха Пафнутия.

В 1922 году коммуна была ликвидирована, монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в Санкт-Петербурге — в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН.

Иосифо-Волоцкий монастырь

До 1929 года монастырь территориально находился в Буйгородской волости Волоколамского уезда Московской губернии. После 1929 года монастырь находится на территории Волоколамского района Московской области. Ныне — территория сельского поселения Теряевское в составе Волоколамского района.

После закрытия монастыря на его территории расположился детский дом, в братском корпусе разместилась Детгородковская средняя школа. Успенский собор был приспособлен под кинозал. Иконостас с древними иконами был загорожен киноэкраном.

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны основная часть детдомовцев была эвакуирована, многие дети погибли в пути.

30 сентября 1941 года группа армий «Центр» начала наступление на Москву (операция «Тайфун»). Им противостояли войска Западного фронта РККА. К середине октября 1941 года Волоколамское направление стало одним из важнейших. Его оборона была возложена на 16-ю армию генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского. Территория монастыря была занята войсками Красной армии.

Несмотря на упорное сопротивление советских войск, к концу октября 1941 года немецким войскам 4-й армии и 4-й танковой группы удалось сбить соединения Западного фронта с Можайской линии обороны практически на всём её протяжении и постепенно оттеснять их к Москве.

Согласно приказу Ставки Верховного главнокомандования от 17 ноября оперативно-инженерной группе № 2 была поставлена задача создать противотанковые и противопехотные заграждения по основным направлениям: Теряева Слобода, Клин, Рогачево, Дмитров и Истра, Солнечногорск, Яхрома. Ей разрушено 183 км шоссе и дорог, взорвано и сожжено 310 мостов, протяженностью 4800 м, взорвано 640 фугасов, установлено 52 600 противотанковых мин, израсходовано 102 т взрывчатых веществ. При отступлении Красной армии была взорвана колокольня с находящимся в её нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 год), с которой в ясную погоду можно было увидеть Москву.

В конце октября части вермахта заняли и Теряево, и монастырь, и все окрестные деревни.

18 декабря 1941 года территория монастыря освобождена бойцами 84-й отдельной морской стрелковой бригады 1-й Ударной армии Западного фронта в ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции. После освобождения в монастырь вернулся детский дом.

Монастырь реставрировался, однако не полностью. До сих пор не восстановлена уникальная колокольня.

Возрождение. Современная жизнь

Памятник Иосифу Волоцкому Памятная монета Банка России номиналом 25 рублей (2013)

Возвращён Русской Православной Церкви 15 мая 1989 года; с 1999 года имеет статус ставропигиального. До ноября 2003 года настоятелем обители был митрополит Питирим (Нечаев).

12 июня 2003 года в Иосифо-Волоцком монастыре открыты мощи преподобного Иосифа Волоцкого и положены в раку в нижнем храме Успенского собора. Погребение вскрыто археологами Ю. А. Смирновым, М. В. Фроловым и П. Е. Русаковым на глубине 225 см — там, где по преданию похоронен преподобный Иосиф Волоцкий. Детальное медико-криминалистическое исследование мощей по благословению митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима провели: Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор В. Н. Звягин; судмедэксперты М. Е. Березовский, Н. В. Нарина, С. А. Аунапу; антрополог М. А. Григорьева и другие научные сотрудники.

12 июня 2004 года в Иосифо-Волоцкий монастырь переданы вериги преподобного Иосифа Волоцкого, которые до того хранились сначала в историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» в Истре, а затем — в музейно-выставочном комплексе «Волоколамский кремль». В настоящее время вериги находятся в Успенском соборе монастыря, у южной стены и доступны для поклонения.

14 июня 2004 года монастырь, отмечавший 525-летие со дня основания, посетил Патриарх Алексий II и совершил Божественную литургию в Успенском соборе.

14 июня 2009 года около монастыря (с южной стороны) открыт памятник преподобному Иосифу — бронзовая скульптура в полный рост трехметровой высоты на двухметровом каменном постаменте. Скульптор — Сергей Исаков.

13 октября 2009 монастырь посетил Патриарх Кирилл и совершил Божественную литургию в Успенском соборе.

C декабря 2004 г. наместник монастыря — архимандрит Сергий (Воронков).

При монастыре действует гостиница на 120 человек.

16 июля 2015 года состоялось заседание Попечительского совета, возглавляемого Патриархом Кириллом, на котором был избран его Председателем губернатор Московской области А. Ю. Воробьёв.

2015-й год является годом 500-летия со дня преставления основателя монастыря — св. прп. Иосифа Волоцкого.

Подворье в Москве

Проект храма святого благоверного князя Александра Невского Подворья Иосифо-Волоцкого монастыря в Москве в Хорошёво-Мнёвниках Успенский храм подворья Иосифо-Волоцкого монастыря в Хорошёво-Мнёвниках. Автор проекта Сергий (Храмешин) Комплекс в Хорошёво-Мнёвниках

Храм святого благоверного князя Александра Невского. Проектировщик — НИИПРОЕКТ. В стадии строительства. Вместе с тем в подклете храма богослужения начались с 2017 года. Проект храма исполнен в традициях псково-новгородской школы, с тремя этажами (подвалом, подклетом и основной частью храма), с гульбищем и звонницей. Вместимость — 500 человек.

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Действующий, вместимость 200—250 человек. Автор проекта — Сергий (Храмешин). Начало постройки — 2017 год, завершение — 2018 год, освящён в 2018 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископом Бронницким Парамоном (Голубкой).

Историческое главное здание подворья Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря в Москве

Часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира Киевского.

Святыни: чудотворная Казанская-Мнёвниковская икона Божией Матери, ковчег с частицей мощей святителя Николая Мирликийского, частицы мощей: святителя Спиридона Тримифунтского, мученика Вонифатия, святителя Саввы Освященного, преподобного Сергия Радонежского, апостола Фомы и др., часть копия священномученика Лонгина (Копьё Судьбы), которым был прободен Господь на Кресте, частица тернового венца Господня и др.

Адрес: Москва, улица Мнёвники, 10.

Комплекс духовно-образовательного центра подворья Иосифо-Волоцкого монастыря в Москве

Находится в стадии проектирования и строительства.

Адрес: Москва, улица Демьяна Бедного, 23.

Исторические здание подворья

Главное здание подворья находится на улице Ильинке. В настоящее время идёт возвращение здания в собственность монастыря, находящегося в пользовании Федерального казначейства Российской Федерации.

Адрес: улица Ильинка, 7.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Биржевой площади (пересечение улицы Ильинки и Богоявленского переулка). Её часть (арки, фундамент, подклет, подвал) была обнаружена в результате проводимых раскопок в 2017 году. Церковь была сложена в 1550-х годах во время правления царя Ивана IV Грозного. По мнению московского искусствоведа Александра Иванова, «Церквей XVI века в принципе очень мало сохранилось в Москве, любое такое здание даже на уровне археологии — большая и ценная находка».

Благочинным подворья с 2017 года является ректор Славяно-греко-латинской академии Сергий (Храмешин).

Настоятели

Игумены

  • Иосиф Волоцкий (1479—1515)
  • Даниил Рязанец (1515—1522)
  • Герасим (Ленков) (1522) после 2 месяцев оставил игуменство
  • Нифонт (Кормилицын) (1522—1543)
  • Гурий (Руготин) (1544—1551)
  • Галактион (1552—1558)
  • Пимен (Садыков) (1558—1561)
  • Вавила (1562)
  • Леонид (Протасьев) (1563—1566)
  • Лаврентий (1566—1568)
  • Леонид (Протасьев) (1568—1573)
  • Тихон (Хворостинин) (1573—1575)
  • Евфимий (Турков) (1575—1587)
  • Варлаам (Белковский) (1587) 3,5 месяца
  • Евфимий (Турков) (1587) 5 месяцев
  • Левкий (1587—1590)
  • Иоасаф (1590—1592)
  • Вассиан (1593—1595, 1599—1601)
  • Геласий (1595—1599)
  • Нил (1602—1604)
  • Арсений (1605—1623)
  • Мисаил (1623—1624)
  • Левкий (1625—1634)
  • Макарий (1634—1641)
  • Зосима (1642—1652)

Архимандриты

  • Иов (1652—1654)
  • Тихон (1654—1661)
  • Корнилий (1661—1666)
  • Савватий (1666—1668)
  • Гермоген (1668)
  • Герасим (1668—1673)
  • Корнилий (1673—1681)
  • Александр (1682—1685)
  • Тимофей (1685—1687)
  • Иоасаф (1687—1688)
  • Ефрем (1689—1690)
  • Николай (1690—1694)
  • Алексий (1695—1702)
  • Герман (1702—1722)
  • Иоаким (1722—1723), (1728—1738)
  • Мелхиседек (Борщев) (1723—1727)
  • Сергий (Прозоровский) (1727—1728)
  • Варлаам (1739—1745)
  • епископ Серапион (Лятошевич) (1745—1753) имел пребывание в монастыре и управлял им; архимандрита не было
  • Панкратий (Чарныйский) (1753)
  • Пахомий (Симанский) (1753—1758)
  • Геннадий (Драницын) (1758—1760)
  • Адриан (1761—1766)
  • Варлаам (Синьковский) (1767—1773)
  • Пахомий (Поляница) (1773—1775)
  • Вонифатий (1775—1778)
  • Нектарий (Чернявский) (1778—1789)
  • Евгений (Романов) (1789)
  • Евгений (Резанцов) (1794)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (1794—1799)
  • Иустин (Вишневский) (1799)
  • Вениамин (Жуков) (1800)
  • Ираклий (Евреинов) (1800—1804)
  • Евграф (Музалевский-Платонов) (1804—1808)
  • Геннадий (Челноков) (1808—1810)
  • Иона (Васильевский) (1810—1812)
  • Леонид (Зарецкий) (1812—1813)
  • Филарет (Амфитеатров) (1813—1817)
  • Григорий (Постников) (1817—1822)
  • Геннадий (Баранович) (1822—1825)
  • Гавриил (Игнатьев) (1825—1839)
  • Агапит (Введенский) (1839—1852)
  • Гедеон (октябрь 1852—1883)
  • Сергий (Свешников) (1883—1896)
  • Михей (Алексеев) (1897—1901)
  • Геронтий (Кургановский) (март 1902 — 26 ноября 1903)
  • Нифонт (1907—1908)
  • Иннокентий (Бобцов) (1915—1920)

наместники

  • митрополит Питирим (Нечаев) (1989 — 4 ноября 2003)
  • Феоктист (Дорошко) (2003—2004) в/у
  • Сергий (Воронков) (с 24 декабря 2004)

> См. также

  • Волоцкое княжество
  • Князья Волоцкие

Литература

  • Анохин Д. Монастырь из Теряева нельзя потерять // Журнал Московской патриархии. — № 10. — Октябрь 2017.
  • Баранкова Г. С. Сочинения Кирилла Туровского в собрании Иосифо-Волоколамского монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 1 (43). — С. 61—75.
  • Волоколамский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря // Материалы научно-практической конференции. Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации. 30—31 октября 1986 г. — М., 1989. — С. 11—15.
  • Мельник А. Г. Иконописные работы, выполнявшиеся для Иосифо-Волоколамского монастыря в 1570—1590-е гг. // XIII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой : сб. ст. — Ярославль, 2009. — С. 38—43.
  • Мельник А. Г. Практика почитания преподобного Иосифа Волоцкого в XVI в. // Вестник истории, литературы, искусства. — М., 2012. — Т. 8. — С. 125—135. — ISBN 978-5-9606-0117-7.
  • Мельник А. Г. Русские святые, почитавшиеся в Иосифо-Волоколамском монастыре в конце XV—XVI в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 8 (58): в 3 ч. Ч. III. — С. 137—141. — ISSN 1997-292X.
  • Пигин А. В. О литературных контактах Иосифо-Волоколамского и Павлова-Обнорского монастырей в 1-й половине XVI века // Вестник церковной истории. — 2006. — № 1. — С. 99—107.
  • Усачёв А. С. Волоколамский инок Кассиан Босой (ок. 1439—1532 гг.) и его современники // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2012. — № 2 (48). — С. 61—75.

ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА…

Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены. И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре. И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.

Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв.

Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд. Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом. Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.

Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.

И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.

Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады. В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.

Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.

Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.

И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.

Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.

Таких людей никогда не было много, их всегда не хватало нашему обществу. Но в силах каждого человека стать именно таким, чтобы противостоять антихристианским вызовам нашего времени. Личность хозяина Волоколамской Земли является чётким ориентиром того, как прожить жизнь временную, чтобы удостоиться жизни вечной.

Добавить комментарий

Закрыть меню