Молитвы от гнева

Гнев



1. Что такое гнев?
2. Священное Писание о гневе
3. От чего рождается в душе страсть гнева?
4. Губительность страсти гнева
5. Как бороться со страстью гнева
6. Гнев как благая сила души, вложенная в нас Богом
1. Что такое гнев?
Гнев — сильное, возбужденное состояние духа, негодование, которое может быть греховно или безгрешно, смотря по побуждению и по своей цели. Гнев благочестивых людей означает их крайнее отвращение и негодование против греха. В этом смысле праведники могут гневаться и не согрешать. Сам Господь всегда прогневляется деяниями нечестивых.
Гнев – это сила раздражительной части души. Он изначально дан был человеку Богом для сопротивления злу, для противодействия порокам. Но вследствие грехопадения гнев превратился в людях из благой силы в греховную страсть, которая никогда «не творит правды Божией» (Иак. 1, 20).
Пр. Иоанн Дамаскин объясняет:
«Будучи по своей природе чем-то средним между Богом и веществом, человек, если бы он отрешился от всякого естественного пристрастия к сотворенному бытию и соединился любовью с Богом, должен был бы через соблюдение заповеди непоколебимо утвердиться в добре. Но когда он вследствие преступления стал более тяготеть в сторону вещества и когда его ум отвратился от своего Виновника, т. е. Бога, то ему стало свойственно тление, он сделался из бесстрастного подверженным страстям, из бессмертного смертным, возымел нужду в супружестве и плотском рождении, по пристрастию к жизни привязался к удовольствиям, как к чему-то необходимому для жизни, а тех, которые пытались лишить его этих удовольствий, стал упорно ненавидеть. Его любовь вместо Бога обратилась на вещество, а его гнев вместо подлинного врага его спасения — на подобных ему людей».
Св. Иоанн Дамаскин пишет о видах, которые принимает страсть гнева:
«Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения».
Авва Серапион:
Три рода и гнева: первый пылает внутри, что по-гречески называется υυμός (ярость), второй прорывается в слово и дело и называется οργή (гнев), о котором апостол говорит: «теперь вы отложите все: гнев, ярость» (Кол. 3, 8); третий вспыхивает не на короткое время, но сохраняется через несколько дней, долгое время, что называется злопамятность.
2. Священное Писание о гневе
Греховное чувство гнева против ближнего порицается в Св. Писании. Напротив, Слово Божие учит гневаться на зло, чтобы не согрешать.
«Гнев человека не творит правды Божией».
(Иак. 1, 20)
«Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31);
«гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26),
«всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5, 22);
«желаю, чтобы на всяком месте произносили, молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим 2, 8).
Евангельский закон Христов говорит: «всякий, ненавидящей брата (ближняго) своего, есть человекоубийца» (Ин. 3, 15).

«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь».
(Пс. 4, 5)
3. От чего рождается в душе страсть гнева?
Святые отцы учат, что страсть гнева рождается в душе от тщеславия, надмения, самолюбия, сребролюбия, объядения, и иногда – от блудной страсти.
Преп. Иоанн Лествичник:
Итак, да свяжется гнев, как мучитель, узами кротости и, поражаемый долготерпением, влекомый святою любовию и, представши перед судилищем разума, да подвергнется допросу. Скажи нам, безумная и постыдная страсть, название отца твоего и именование злой твоей матери, а также имена скверных твоих сынов и дщерей. Объяви нам притом, кто суть ратующие против тебя и убивающие тебя? – В ответ на это гнев говорит нам: «Матерей у меня много и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, — безгневие и кротость. Наветник мой называется смиренномудрием, а от кого он рождается, спросите у него самого в свое время».

4. Губительность страсти гнева

Св. Иоанн Златоуст предостерегает о гибельности этой страсти:
«Ничто так не помрачает чистоту души и ясность мыслей, как гнев необузданный и выражающийся с великою силою.
Опьянен также и одержимый гневом, у него и лицо раздувается, и голос делается хриплым, и глаза наполняются кровью, и ум помрачается, и смысл теряется, и язык трясется, и взор блуждает, и уши слышат одно вместо другого, потому что гнев сильнее всякого вина ударяет в мозг и производит в нем бурю и неукротимое волнение.
В отношении к гневу нужно гораздо большее старание: сильна эта страсть, часто даже внимательных увлекает в самую бездну погибели.
Ни о чем столько не будем стараться, как об очищении себя от гнева и примирении с теми, которые имеют на нас неудовольствие, зная, что ни молитва, ни милостыня, ни пост, ни участие в таинствах, ни другое что подобное не защитит нас в тот День (Суда), если мы будем злопамятствовать».
Св. Тихон Задонский пишет о том, как отвратительна страсть гнева:
«Посмотри на гневающегося: как он весь дрожит. Когда это заметно на теле, что уж в душе делается? Зависть, ненависть и злоба, как чахотка тело, съедают душу так, что и тело бледнеет и истаивает от этих злых болезней».
Гневающийся совершает грех против шестой заповеди: «Не убий».
Грешит против шестой заповеди тот, кто желает смерти другому человеку, кто не живет с другими мирно и согласно, а, напротив питает к другим ненависть, зависть и злобу, заводит с другими ссоры и драки, огорчает других. Грешат против шестой заповеди все злые и сильные, которые обижают слабых, что бывает и среди детей.
Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья. Виновны в этом грехе родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, избивающие их за мельчайшую провинность, а то и без всякого повода.
Мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Каждый на себе испытал, как ранит и убивает душу злое, жестокое, язвительное слово.

5. Как бороться со страстью гнева

Святые отцы наставляют, что подавлять страсть гнева надо стараться сразу же, едва она возникла, — кротостью, молитвой, терпением, молчанием, самоукорением, смирением, любовью к ближнему:
Св. Иоанн Златоуст понимает слова апостола «гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26) буквально, в том смысле, что тотчас надо подавлять гнев, примириться с оскорбившим, нельзя продлять гнев до другого дня, чтобы он не обратился в злопамятность; следует немедленно подавлять гнев, а не значит, что гнев можно иметь только до заката солнца.
Св. Феофан Затворник:
«Гнев и обидчивость от самоцена, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом:
1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью;
2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств;
3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;
4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости».
«Закон вменения в отношении к гневу тот же, что и относительно всех других страстных движений. Приражения страсти не вменяются в грех. Вменение начинается с того момента, как, заметив движение страсти, уступают ей, и не только не противятся ей, но становятся на сторону ее, раздувают ее и сами помогают ей взойти до неудержимости. Коль же скоро кто, заметив приражение страсти, вооружается против нее и соответственными приемами в мыслях и положениях тела старается прогнать ее, то это не в грех, а в добродетель вменяется. То же и в отношении к серчанию и гневу. В непрестанных столкновениях с другими поводам к раздражению числа нет. Но когда кто всякое возникновение гнева подавляет и прогоняет, то он и гневается, и не согрешает. Совсем не гневаться и никакого разогорчения никогда не чувствовать есть дар благодати и принадлежит совершенным. В обычном же порядке долг всех не поддаваться гневу, чтобы не согрешить им. Экумений и Феофилакт говорят: «Хорошо бы совсем не серчать, но уж когда прорвалось серчание, не допускай его до греха». Подавляй его внутри, чтоб оно не прорвалось в слово, в мину, в движение какое.
Но бывает иногда и так, что гнев мгновенно охватит, и прежде чем спохватится человек, он уже и в слово, и в движение вышел. И тут уместно невменение, но только до того момента, как спохватишься. Как же только сознана оплошность, надо спешить исправить дело братским примирением».
Св. Иоанн Лествичник говорит о пользе слёзного сокрушения о грехе:
«Как вода, мало по малу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева».
Св. Иоанн Лествичник указывает степени борьбы со страстью гнева:
«Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина — молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров».
В 13-той главе «Невидимой брани» преп. Никодим Святогорец пишет:
«Предположим, что кто-нибудь оскорбил тебя чем-нибудь, большим или малым, и у тебя поднялись движения неудовольствия и раздражения с внушением отплатить. Внимай себе и спеши осознать, что эти движения хотят увлечь тебя не на доброе; потому стань в позу воюющего и защищайся:
1) Пресеки эти движения, не давай им хода далее внутрь и никак не допускай своему произволению стать на сторону их, будто правую. Это будет — воспротивиться им.
2) Но они все стоят в глазах, готовые опять к наступлению; восставь потому неприязнь против них, как против врагов, и разгневайся на них, по чувству самосохранения, пока можешь искренно сказать: «неправду возненавидех и омерзих» (Пс. 118:163) или: «совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми» (Пс. 138:22). Это сильный удар им, и они отодвинутся, но не исчезнут.
3) Взывай к Господу: «Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69:2). И не переставай взывать, пока и следа не останется вражеских движений, и не водворится мир в душе.
4) Умирившись так, сделай что-нибудь оскорбившему тебя такое, что бы показывало твою к нему мирность и благорасположение слово дружеское, одолжение подручное и т. п. Это будет исполнением того, что заповедует св. Давид: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15).
Такого рода действия прямо ведут к навыку добродетели, противоположной тем страстным движениям, которые смущали, а навык сей есть поражение их в сердце или умерщвление. Такого рода действия потрудись предупредить или сопроводить, или заключить таким внутренним решением, которое навсегда делало бы невозможными подобные страстные движения, именно в предлагаемом примере, почетши себя достойным оскорбления всякого, произведи в себе желание оскорбления и всякого рода онеправдований, возлюби их и стань готовым с радостью встречать и принимать их, как спасительнейшие врачевства. В других же случаях другие соответственные старайся возбудить и утвердить в себе чувства и расположения. Это и будет — изгнать из сердца страсть и заменить ее противоположною ей добродетелью, что и есть цель невидимой брани».
Авва Дорофей говорит о побеждающей силе любви:
«Раздражительность, по словам св. Василия Великого, также называют острожелчием (вспыльчивостью). Если хочешь, можешь погасить и ее, прежде чем произойдет гнев. Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется много горящего уголья, и это есть гнев. Также сказал и авва Зосима, когда его спросили, что значит изречение: где нет раздражительности, там безмолвствует (отсутствует) вражда? Ибо, если кто-либо в начале смущения поспешит укорить себя и поклониться ближнему, прося прощения, прежде нежели разгорится раздражительность, то он сохранит мир. Но когда гнев закоснеет, то обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не понесет здесь великие подвиги и труды. Раздражительность погашается наиболее любовью к ближнему, ибо, по словам святых отцов, любовь есть узда раздражительности».
Преп. Нил Синайский наставляет основывать борьбу с гневом на камне любви:
Если твердое имеешь основание в любви, то ей паче внимай, нежели тому, что оскорбляет тебя.
Архимандрит Рафаил (Карелин) советует:
Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя.
Преп. Амвросий Оптинский предлагает такие средства борьбы со страстью гнева:

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову святого апостола Иакова, правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.
…Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет вам никакой пользы.
Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения.
…Положи себе за правило не говорить ничего ни матери, ни сестре, когда бываешь возмущена их несправедливостью. Отойди и, что бы мать ни говорила, молчи, возьми Евангелие и читай, хоть ничего не понимая в эту минуту. Положи делать все только для Господа и делай, сколько можешь по силам. Возмущаешься же ты больше оттого, что делаешь не по силам, — много берешь на себя, да и не справишься. Сил-то мало, а хочешь делать много, почему и приходишь в раздражение, что будто бы не ценят твоих трудов и жертв. А делай по силам ради Господа, да и не огорчайся, когда люди не оценивают. Помни, что ты ведь ради их делала, а ради Бога, и награды жди от Господа, а не от людей.
Когда разворчишься, то укори себя, скажи: окаянная! что ты расходилась, кто тебя боится?»

Святые отцы наставляют, что любую неприятность, которую делают нам ближние, надо принимать со спокойствием и смирением, помня, что ничто не происходит с нами без воли Божией, и люди – лишь орудия Его воли о нас. А Господь Бог всегда и всё в нашей жизни устраивает ради нашего спасения.

Преп. Макарий Оптинский советует:
«Если будете помнить, что всякое слово друг от друга, трогающее и потрясающее вашу сердечную глубину, есть посланное от Бога обличение к познанию себя и исправлению, а к этому приложите смирение и любовь, то вместо залога немирства будете чувствовать благодарность друг к другу.
Когда будешь относить всё к Богу и принимать скорбные случаи с самоукорением, считая себя достойною оных, то удобно и легко понесёшь; а если, напротив, будешь укорять других и считать виновными своей скорби, то более на себя их навлечёшь и отяготишь свой крест… как мы познаем сокровенные в нас страсти? И как можем оные истребить? Не долготерпением к нам ближних, но от нашего к ним долготерпения. Они показывают нам лежащие в нас страсти, но каким образом? Смотрением Божиим, то есть Бог посылает их сделать нам что-нибудь неприятное и противное, чтобы от того узнали, что есть в нас страсти и попеклись бы о искоренении оных, а виновников сего считать благодетелями, по слову аввы Дорофея, «о еже укоряти себе, а не ближнего». Конечно, скоро невозможно уврачевать сии болезни, но, познав свою немощь и укоряя себя, получать будешь облегчение».

Если нам кажется, что в нашем гневе виноваты ближние, то стоит вспомнить рассказ из древнего патерика:
Некий брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: “Пойду в пустыню, может быть, там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти.” Он вышел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водой сосуд и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же самое. В третий раз кувшин также опрокинулся. Монах, рассердясь, схватил кувшин и ударил о землю. Кувшин разбился. Придя в себя, брат начал размышлять о случившемся и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал: “Вот! Я — один, однако побежден страстью гнева. Возвращусь в монастырь: видно, везде нужна борьба с самим собой и терпение, в особенности же — помощь Божия”. Монах возвратился в свою обитель.
(Св. Игнатий (Брянчанинов) Отечник)

6. Гнев как благая сила души, вложенная в нас Богом

Святые отцы наставляют, борясь со страстью гнева, в то же время использовать во благо силу гнева, заложенную в душу человека Богом.
Древний патерик:
Брат спросил авву Пимена: что значит гневаться на брата своего всуе (сравн. Мф. 5, 22)? Всуе гневаешься, — отвечает старец, — если гневаешься за всякое лихоимство, которое ты терпишь от брата твоего, даже если бы он выколол у тебя правый глаз. Если же кто старается удалить тебя от Бога — на такого гневайся.
Св. Иоанн Златоуст, толкуя стих:
«…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф., 5, 22), говорит:
Этим Он уничтожил не всякий вообще гнев, а отверг только несвоевременный; своевременный же гнев полезен. Так бывает благовременным гнев против тех, которые живут вопреки заповедям Божьим, потому что мы гневаемся не для собственной защиты, но для пользы самих худо живущих из привязанности и братолюбия, с подобающим уважением. Гневайтеся, говорит, и не согрешайте (Пс.4,5), т. е. гневаясь, не заблуждайтесь, пользуясь гневом не так, как должно.
Ефимий Зигабен в толковании на стих «гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26), обобщает учение святых отцов:
«Пророк убеждает нас, чтобы мы не согрешали, гневаясь, а это бывает тогда, когда мы, будучи увлечены пылом страсти, становимся чрезмерно раздражительными и… мстительными, между тем, как гнев насаждён в людях собственно для противодействия порокам. Так, когда кто-нибудь гневается из мести за нанесённую ему обиду, то согрешает, а когда гневается в видах исправления других, то не согрешает, как например отец гневается на своего испорченного сына».
Блаженный Диадох:
Иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.

Авва Евагрий:
Разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного.
Преп. Варсануфий Великий и Иоанн:
…Брат вопросил… Скажи мне, отец мой, естественна ли раздражительность, или противоестественна, и какое в ней различие?
Ответ. Брат! Есть раздражительность естественная и есть раздражительность противоестественная. Естественная противится исполнению похотливых вожделений и она не требует врачевания, как здравая. Противоестественная восстаёт, если не исполняются похотливые вожделения. Сия последняя требует врачеваний сильнейших, чем вожделения.
(Ответ 242)
Преп. Иоанн Дамаскин:
Мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, — всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих.
Преподобный Макарий Египетский:
Мудрые, когда восстают страсти, не слушают их, а изъявляют гнев на злые пожелания и делаются врагами самими себе.
Преподобный Исидор Пелусиот:
Страсть если найдет вас обессиленными и ослабевшими, то легко поборет; а если найдет трезвенными и разгневанными на нее, то немедленно оставит вас.
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин:
Можно гневаться и против самого гнева за то, что он возгорелся в нас на брата, и, разгневавшись за это, мы не предоставляем ему вредного укрытия в сокровенности нашего сердца. Так гневаться учит нас и пророк, который до того выгнал его из своих чувств, что не хотел мстить даже и врагам своим и, когда они были переданы ему Богом, говорил: «гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4, 5).

Итак, повелевается нам гневаться с пользою на самих себя или на приходящие дурные помыслы и не грешить, т.е. не приводить их во вредное действие. Этот смысл лучше поясняется следующим стихом: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь (в славянском — умилитесь) (Пс. 4, 5), т.е. что вы думаете в сердцах ваших при внезапном нападении дурных помыслов, то, удаляя размышлением всякое смятение и смущение гнева, находясь как бы на ложе покоя, исправляйте и заглаживайте спасительным сокрушением. И блаженный апостол, воспользовавшись свидетельством этого стиха и сказав: гневаясь, не согрешайте, — прибавил: солнце да не зайдет во гневе вашем, и не давайте места диаволу (Еф. 4, 26, 27). Если в гневе нашем вредно заходить солнцу правды и, разгневавшись, мы тотчас даем дьяволу место в сердце нашем, то как уже выше он заповедал, чтобы мы гневались, говоря: гневайтесь, и не согрешайте? Не ясно ли он высказывает такую мысль: гневайтесь на пороки и ярость вашу, чтобы при вашем потворстве им не заходило солнце правды (Христос) в омраченных душах по причине гневливости вашей, и чтобы после удаления Его вы не дали дьяволу место в сердцах ваших.
Преп. Никодим Святогорец:
Всякий раз, как бессловесная воля чувственная, с одной стороны, а воля Божия, совестию изрекаемая, с другой, борят свободное твое произволение и влекут его к себе, ища препобедить его, надлежит тебе, если ты искренний ревнитель о добре, с своей стороны употреблять подобающие приемы, чтоб способствовать воле Божией одержать победу. Для сего:
а) как только ощутишь движения низшей чувственной и страстной воли, тотчас всеусильно воспротивься им и отнюдь не допускай, чтоб твое произволение склонялось на них, хотя мало, — подави их, отжени, отрей от себя сильным напряжением воли;
б) чтоб это успешнее совершилось и принесло добрый плод, спеши возгреть вседушную неприязнь к такого рода движениям, как к врагам своим, ищущим похитить и погубить душу твою, — разгневайся на них;
в) но в то же время не забывай взывать к Подвигопомощнику нашему, Господу Иисусу Христу о помощи, ограждении и укреплении доброй воли твоей, ибо без Него не можем мы иметь успеха ни в чем;
г) сии три внутренние действия, искренно воспроизведенные в душе, всякий раз дадут тебе победу над недобрыми движениями.
Преп. Амвросий Оптинский:
…Особенно остерегайся гнева, который правды Божией не соделовает. Молись, и перечитывай мои письма, в которых не раз тебе было сказано: ежели не исполняем заповеди Божией — любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословляйте клянущия вы и молитесь за творящих вам напасть и изгонящия вы, то чем различествуем от язычников, которые только любящих любят! Ежели хочешь гневаться, то гневайся и негодуй на невидимых поджигателей, которыми ты была окружена, как видела в видении. Они-то всех стараются путать и запутывать под благовидными предлогами, как хищные и злобные волки в овечьих кожах. Поэтому будь благоразумна и осмотрительна и осторожна, чтобы не спешить огорчаться, чему последует душевредный гнев и негодование и прочее…
Св. Феофан Затворник:
«Положите себе законом действовать и в отношении к страстям: в каком бы маленьком виде они не появлялись, спешите выгонять их, и так безжалостно, чтобы и следа их не оставалось.
Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева, или рассерчанием на них. Как только заметите страстное, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на него. Сие серчание есть решительное отвержение страстного. Страстное не может иначе держаться, как сочувствием к нему; а серчанием истребляется всякое сочувствие — страстное и отходит или отпадает при первом его появлении. И вот только где позволителен и благопотребен гнев. У всех святых отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять их им. Сюда же относят они слова пророка Давида: гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4,5), повторенные потом и святым апостолом Павлом (Еф. 4,26). Гневайтесь на страсть — и не будете согрешать, потому что, когда гневом прогнана страсть, всякий повод ко греху сим пресекается.
Вооружитесь же так на страсти. Гнев на страсти у Вас должен быть вкоренен с той минуты, как Вы положили всеусердно работать Господу, творя благоугодное пред Ним. Тут у Вас заключен союз с Богом на вечные веки. Сущность же союза такова: твои друзья — мои друзья, твои враги — мои враги. А страсти что суть Богу? Враги.… Так вот, по порядку гневу на страсти следует воспламеняться в Вас, как только они покажутся. Но по причине нашего повреждения не всегда бывает так. Почему гнев на страсти требует особого свободного, намеренно на них направленного неприязненного действия, усилия, напряжения.
Чтобы успеть в этом, надлежит вслед за тем, как замечено в себе страстное, поспешить сознать и признать в нем врага себе и Богу. Почему поспешить нужно? Потому что с первого раза появление страстного всегда вызывает к нему сочувствие. … Так вот и надобно сочувствие это отбить и гнев возбудить.
…Он трясется от злобной радости, когда кто попадается в сети греха и остается в них. Сообрази все сие и возбуди в себе неприязнь к этому человеконеновистнику и делам его.
Когда таким образом будешь втеснять в сердце одно за другим сокрушающие и умягчающие чувства — то ужас и страх, то печаль и жалость, то отвращение и ненависть,— оно будет мало-помалу согреваться и приходить в движение».
Старец Паисий Святогорец:
— Человек порабощается страстям, дав диаволу права над собой. Запусти всеми своими страстями диаволу в рожу. Этого и Бог хочет, это и в твоих же собственных интересах. То есть гнев, упрямство, тому подобные страсти обрати против врага. Или, лучше сказать, продай свои страсти тангалашке (такое прозвище старец дал диаволу), а на вырученные деньги накупи булыжников и бросай ими в диавола, чтобы он к тебе даже не приближался. Обычно мы, люди, невнимательностью или гордыми помыслами сами позволяем врагу делать нам зло. Тангалашка может воспользоваться одним только помыслом или словом. Помню, была одна семья — очень дружная. Как-то раз муж в шутку начал говорить жене: «Ой, разведусь я с тобой!», а жена ему тоже в шутку: «Нет, это я с тобой расторгну брак!» Просто так говорили, без задней мысли, но дошутились до того, что этим воспользовался диавол. Он устроил им маленькое осложнение, и они уже всерьез готовы были на развод — ни о детях не подумали, ни о чем другом. К счастью, нашелся один духовник и поговорил с ними. «Вы что же, — говорит, — из-за этой глупости разводитесь?»
См. тж.: Свиток «Гнев»
Святые отцы о гневе
О гневе. — Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
О безгневии и кротости. — Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 8
Преп. Амвросий Оптинский о гневе
Преп. Макарий Оптинский о гневе
Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться:
«Пастырь» Ерма. Заповедь пятая. О печали и терпении
Должно изгонять и малейшие движения страстей… Позволительный гнев. — Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
Архимандрит Рафаил (Карелин). О страсти гнева
Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними

Гнев. — Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна

Преп. Нил Сорский о гневе

О духе гнева. — Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей

Гнев — враг мира Божия. — Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Страсти и добродетели


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Гнев, раздражительность и обидчивость

Во время поста гнев, раздражительность, обидчивость особенно часто мучают нас. Старцы Оптинские учили борьбе с этими страстями.

Истоки гнева и раздражительности

Почему же люди так часто раздражаются и гневаются? Иной скажет, что это от болезни, другой жалуется на нервы. Третий оправдает себя тем, что разгневался совершенно справедливо.

Иероним Босх. Гнев

Преподобный Амвросий главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:

«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:

«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Преподобный Макарий предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:

«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:

«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

Преподобный Лев учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

Если мы кого-то обидели

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

Если обидели нас

Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:

«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:

«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:

«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».

«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:

«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:

– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:

– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Если помириться не получается

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:

«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:

«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.

В данной статье мы проанализируем природу гнева и научимся его контролировать.

Каждый человек хоть когда-то испытывал состояние гнева, возникающее в момент сильного эмоционального аффекта. Это состояние бывает разным по силе, продолжительности или по своему проявлению, но его невозможно спутать ни с каким другим. Но также каждый из нас в большей или меньшей мере склонен к раздражительности и приступам агрессии. Контролировать гнев можно и даже нужно, ведь он, как и любая негативная эмоция, не самым лучшим образом влияет на самого агрессора и окружающих его людей.

Природа гнева и его разрушительный результат

Гнев сложно контролировать, а даже если усилием воли удается скрыть его внешние проявления, организм все равно реагирует резкими физиологическими изменениями в этот момент:

  • происходит выброс адреналина в кровь
  • повышается кровяное давление
  • сужаются сосуды
  • возрастает частота пульса и сердечных сокращений
  • возникает поток импульсов возбуждения вдоль спины к голове
  • напрягаются мышцы
  • меняется мимика лица

Все это только общие признаки, сопровождающие гневное эмоциональное состояние. Но есть еще и глубинные черты, которые могут приводить к серьезным осложнениям.

Гнев вызывает не только мимическое изменение, но внутренние перемены

Важно: Такое состояние неизбежно влияет на уровень кортизола в крови. А когда повышается кортизол – происходит задержка натрия в организме, что ведет к повышению свертываемости крови. И как следствие – это прямая дорога к инфарктам, инсультам, тромбозам.

Поэтому так важно научиться управлять своими эмоциями. Причем не на уровне внешнего проявления, а на подсознательном уровне, чтобы научить свой организм не реагировать на раздражительность.

Для начала давайте рассмотрим природу этих эмоций и определимся, что представляет собой гнев, в каких случаях он возникает. А также выясним, почему именно так, а не иначе наш организм реагирует на различные внешние факторы.

Природа гнева

Гнев – это эмоциональное состояние человека, причиной которого может стать какое-либо психологическое или физическое препятствие, неожиданно возникающее на пути человека и приводящее его в состояние аффекта. В той или иной мере таким эмоциям подвержены все люди, но у всех они по-разному проявляются.

Форма проявлений зависит от многих факторов. Прежде всего, и в значительной мере, это зависит от темперамента, к какому из четырех возможных типов человек относится:

  1. Холерики – люди эмоциональные, легко возбудимые, с повышенной степенью раздражительности. Таким людям свойственна резкая смена настроения. Они наиболее подвержены ярким эмоциям, среди которых гнев – не исключение. У них больше руководят чувства.
  2. Сангвиники – более спокойные, уравновешенные люди, умеющие себя контролировать, они в меньшей степени склонны раздражаться и выражать свои эмоции гневом. Больше руководствуются разумом.
  3. Флегматики – уравновешенные, спокойные и не конфликтные люди, склонные тщательно просчитывать и взвешивать свои поступки, в силу чего обычно избегают ситуаций, способных спровоцировать резкие эмоции. Мало подвержены проявлению гнева. Им порой не хватает эмоциональной почвы.
  4. Меланхолики – нерешительные, пассивные и, как правило, неуверенные в себе люди, избегающие конфликтные ситуации и не склонные к резким эмоциям. Проявление гнева для них нетипично. Иногда эмоциональность закрывает разумное суждение.

Гневом руководит темперамент человека, в зависимости от 4 типажей характера

Также предлагаем вам прочитать о подробной характеристике в статье «4 типа темперамента». Конечно же, склонность к резким эмоциям в большей степени будет проявляться у людей с повышенным темпераментом. Но и это еще не все!

  • Иногда человек, несмотря на силу своего темперамента и природную вспыльчивость, приглушает свои эмоции. И вот идет такой эффект по типу «пороховой бочки». Чем больше негатива человек в себе сдержал, накопил, тем сильнее будет выход гнева, который может переходить даже границу безумия или бешенства.

Важно: Ни в коем случае нельзя сдерживать свои чувства! Это также влияет на наше здоровья и психическое состояние. Ведь все негативные эмоции «разъедают» нас изнутри. Но им нужно давать правильный выход, а для этого необходимо научиться их контролировать, а не просто сдерживать.

  • На проявление сильных эмоций в значительной степени также влияет воспитание. Ребенок, выросший в любви и уважении; в семье, где никогда не говорили на повышенных тонах; где уважали мнение всех членов семьи, вне зависимости от возраста; где учили реализовывать свои желания трудом и целеустремленностью, а не слезами и истериками – в зрелом возрасте значительно меньше будет подвержен гневным эмоциям. Нежели тот, который вырос недолюбленным, нереализованным и неуверенным в себе.
  • Ведь, как ни странно, эмоции гнева – это своего рода самозащита, в которой негармоничные люди особенно остро нуждаются.

Часто гнев — это самозащита!

Поэтому стоит подытожить – причиной вашего гнева нередко выступает пример родителей!

  • Кроме того, систематическая усталость способна вызвать выход гнева, как крик о помощи. Причем усталость может иметь не только физический, но и эмоциональный, психологический характер.
  • Гнев напрямую связан с нашей нервной системой, а постоянные стрессы способны провоцировать выброс адреналина.

Интересно: За хранение наших эмоций отвечает миндалина, которая связана с гипоталамусом, что задает наше настроение. Адреналин же вырисовывает картину опасности, чем порождает страх.

  • Поэтому стоит выделить еще одну важную причину гнева – это страх. Его природа может иметь разный характер, но результат всегда один. Кстати, для первобытного человека страх в соединении с гневом помогал преодолевать трудности и выжить. Но времена изменились, поэтому нет опасений за свою жизнь. А значит, необходимо контролироваться свой гнев.
  • Порой агрессию способен вызывать эгоизм. Да, именно эта черта, когда человек не привык уступать, а желает лишь достигать желаемого любыми путями. И в моменты, когда что-то идет не по плану, происходит приступ агрессии.

Это своеобразный метод для достижения своих целей!

Разновидности гнева или его динамика

  1. Гнев может выступать, как инструмент. Конечно, для самореализации и достижения своих целей. Но причина агрессии в том, что по-другому человек не может объяснить или сделать нужный шаг. Это порождает неуверенность в себе или слабые коммуникативные черты. Причем нередко это роль нереализованности, чем часто пользуются родители.
  2. Агрессия может быть в качестве защиты. Это может быть та же усталость или напряжение, а может и пусковой механизм нехватки любви и внимания!
  3. Раздражительность очень часто вызывает недовольство собой или другими! Поймите, чего вы не достигли, почему выбрали неверный путь, а также осознайте, какого исхода вы опасаетесь!
  4. Это может быть всплеск гнева. Его природой может быть и внутреннее сдерживание, о чем мы выше упоминали, но и ответная реакция на другого агрессора.

Важно: Очень часто причиной неподвластного гнева и повышенной вспыльчивости выступают травмы детства! Также стоит отметить, что у женщин в период ПМС, климакса, беременности и кормления грудью повышают раздражительность, которая имеет гормональный фон и периодичный характер.

Гнев порождают детские травмы!

Что происходит в организме в момент гнева?

  • Гнев мы относим к негативным эмоциям, исходя из морально-нравственных норм и его влияния на здоровье человека. Однако если рассматривать чисто биологический аспект этого явления, гнев скорее можно отнести к эмоциям, имеющим стенический характер.
  • То есть, в момент вспышки гнева у человека резко возрастает активность, мобилизуется энергия, возникает кратковременное чувство уверенности в себе, подъем жизненных сил. Но все это происходит на пике эмоций, за счет резкого выброса адреналина в кровь, которые мы называем состоянием аффекта.
  • Именно в этом заключается основная опасность гнева, потому что стенические эмоции могут провоцировать человека на совершение неадекватных поступков, на которые он не способен в нормальном состоянии.
  • К тому же, состояние аффекта очень часто не угасает, а сменяется состоянием страха, неудовлетворенности, дискомфорта. А это запускает новый цикл негативных эмоций, влияющих на здоровье и эмоциональное состояние человека.
  • Возвращаясь к вопросу о влиянии на здоровье, стоит дополнить, что современной наукой доказано — частые выбросы адреналина в кровь способны повреждать ДНК и приводить к развитию многих хронических заболеваний.

Гнев сжигает человека изнутри, а при выходе наружу — окружающих!

Важно: Агрессивные люди имеют слабую иммунную систему, высокий уровень холестерина, они подвержены проблемам с давлением, бессоннице и даже сахарному диабету.

  • Кроме того, ухудшается память и концентрация. А все за счет того, что раздражительность отбирает у нас большой заряд психической энергии. Нередко можно наблюдать картину, когда из-за агрессии пропадает сон или он имеет непродолжительный характер.
  • А все это отражается на нашем психическом здоровье! Может развиться хроническая тревожность и даже депрессия.

Важно: Гнев нарушает гармонию в отношениях с окружающими вас людьми! Как бы это банально не звучало, но в данном случае слова действительно ранят сильнее любого ножа, оставляя шрамы в душе. Гнев отдаляет от вас близких людей, вызывает недоверие и даже некую опаску, чтобы снова вас не разозлить. Но самое опасное – вы губите агрессией своих детей! Даже если они выступают только в роли свидетелей.

Запомните — такую модель поведения перехватывают наши дети!

Как бороться с гневом?

  • Существует множество методик, психологических тренингов и медицинских программ на тему того, как бороться с гневными эмоциями. Нередко в социальных сетях и на форумах возникают многостраничные споры, что правильнее в момент вспышки гнева – дать волю своим эмоциям или подавить их усилием воли. Возможно, ответ покажется странным, но – ни то, ни другое суждение не является верным!
  • Выплеск эмоций, так же как и их подавление, вредны для нашей психики, нашего здоровья, и чреваты большими неприятностями в социуме. Давая волю эмоциям, мы тем самым демонстрируем асоциальное поведение, рискуем благополучием семьи, карьеры, взаимоотношениями с окружающими людьми. Контролируя свои эмоции, мы копим негатив в себе, рискуем таким образом «заработать» инсульт или инфаркт.
  • Единственно правильный выход в этой ситуации – менять свое отношение к жизни, к окружающему миру, к различным проблемам, способным спровоцировать наши негативные эмоции.
  • Да, для этого нужно глубже изучить тему, отследить причинно-следственные связи проявления наших эмоций. Необходимо научиться путем систематических тренингов переоценивать ситуацию. А главное — поверить в то, что это работает безопаснее и эффективнее любых других способов!

Направьте гнев в нужную сторону!

  • Гнев – это не бесконтрольный процесс, это реакция вашего разума на происходящее. Именно логическое мышление и позитивное рассуждение должны брать вверх над эмоциями.
  • Важно не подавлять гнев, а направлять его в нужную сторону. Действовать нужно по типу стимул в виде гнева – выплеск реакции, например, в досрочном написании отчета. Он дает нам решительность и быстроту принятия решений. Нужно взять эту четкость и ясность, задать властный тембр в голосе, в ровной осанке и во взгляде. И направить свою агрессию во власть! Это должен быть контроль над ситуацией или вашим действием, поведением.
  • Но важно также научить свой мозг переключаться на нужную «волну». Вам необходимо не прокручивать в голове, что не так сказали или не то сделали. А направить свои мысли в первую очередь на причину вашего гнева!

Узнаете причину – найдете технику борьбы с гневом!

  • Кроме того, очень важно посмотреть на результат своего гнева. Нет, это не проблемы со здоровьем. А чего вы добьетесь, если выплесните свой гнев на волю. Даже если вы и заставите человека/ребенка сделать так, как вам хочется, задайтесь себе вопрос:»А как меня видят окружающие и воспринимают в маске гнева»?
  • А вообще переключайте мысли на позитивную сторону. Прокручивайте в голове перспективы даже самых плачевных ситуаций.

Предлагаем вам прочитать нашу статью на тему, «Как научиться радоваться жизни?».

Гнев порождает агрессию!

Что значит – изменить свое отношение к ситуации или как анализировать свой гнев?

Попробуйте смоделировать и рассмотреть конкретную ситуацию на примере, который может стать источником вашего гнева, чтобы понять – как это работает.

  • Ситуация №1: Вам звонит начальник и устраивает «разнос» по поводу отчета, над которым вы трудились несколько ночей подряд и наконец-то сдали накануне.

Вы обижены, вам кажется это несправедливым, вы чувствуете, как злость наполняет вас, готовая вот-вот выплеснуться через край в виде гнева и взаимных обвинений. Вы видите только два выхода – дать волю своим словам и эмоциям, сказав все, что вы думаете, или сдержаться, перетерпеть, загнать эмоции внутрь себя. А потом еще долго переживать от этой вылившейся на вас несправедливости.

Что же делать?

Просто представьте в этот момент своего начальника в какой-то непростой жизненной ситуации. Ведь, наверняка, помимо вашего отчета, его что-то волнует или беспокоит, что-то влияет на его настроение и становится причиной его гневных эмоций. А может быть, именно вас он сегодня защищал перед вышестоящим начальством, а теперь переадресовал на вас свои негативные эмоции? Или у него был неудачный день? Или заболел кто-то из близких? Да мало ли причин может быть для такого его поведения.

Главное, что вы должны усвоить — когда вместо ответного гнева или концентрации на том, чтобы сдержаться, вы абстрагируетесь от негатива. А когда начнете мысленно размышлять на эту тему, ваши гневные эмоции тут же сменятся на сочувствие и понимание, и вы уже по-другому будете относиться к этой ситуации.

Важно: Обратите внимание – ситуация не изменилась, изменилось ваше к ней отношение!

Мысленно абстрагируемся

  • Ситуация №2: Типичная история в городском транспорте, в магазине, на рынке, когда вам незаслуженно нагрубили.

И конечно же, первая реакция – ответить такой же агрессией и криком. А еще хуже то, что слово за слово и этот конфликт перерастает в скандал на глазах у посторонних людей и, возможно, даже детей.

Что делать?

Но вместо этого включите свою фантазию и представьте, как этой уставшей продавщице, кондуктору или кассиру приходится в течение дня пропускать поток очень разных людей, с разным настроением, разным воспитанием, разными эмоциями. А дома, возможно, ее ждут престарелые родители или маленькие дети, за которыми нужен особый уход.

Все мы в жизни сталкиваемся с определенными ситуациями, на которые реагируем проявлением эмоций, все мы по-разному стараемся их контролировать или не контролировать. Но далеко не всегда понимаем, что окружающий мир не враждебен и не доброжелателен по отношению к нам – он таков, каким мы сами его создаем в своем воображении. Попробуйте изменить мир, изменив свое отношение к нему.

Измените свое отношение к жизни!

  • Ситуация №3: Ваш муж вам не помогает и даже упрекает в транжирстве или халатном выполнении своих домашних обязанностей, когда вы находитесь в декрете.

Конечно, уставшая жена на упрек, почему так грязно или не успела помыть тарелки/приготовить ужин, сразу же реагирует агрессией. Но главное то, что непонимающий муж не слышит весь перечень ее дел!

Что делать?

Важно понять, почему же вас задевает этот упрек. Но также необходимо искренне выразить свою причину расстройства – у большинства женщин это печаль! Декрет не оказался тем безоблачным отпуском, а жена сама устала от этой рутины. Тем более, если женщина не ухаживает за собой, она теряет уверенность в себе.

Но если копнуть глубже, то за этой маской может прятаться еще и страх. Зависимая финансово женщина с ребенком или несколькими детьми в буквальном смысле зависит от мужа. А его недовольство подталкивает на мысли, что муж больше не любит. А значит, может уйти к другой женщине. И вот здесь важно признать свои переживания, ссылаясь на чувство взаимной любви.

Важно: Иногда в минуты гнева нам просто необходимо побыть наедине, чтобы проанализировать ситуацию. Не бойтесь сообщить об этом своим близким. Опять же, найдите причину, прокрутите результат агрессии и ни в коем случае не «разбрасывайте» гнев на вторичных персонажей.

Необходимо иногда оставаться наедине со своими мыслями

Как контролировать свой гнев: советы

  • Самое главное правило – это сон. Полноценный отдых – это потребность организма
  • Гуляйте на свежем воздухе каждый день, минимум 30 минут – 1 час
  • Не забывайте уделять внимание своему духовному росту. А для этого следует хотя бы раз в неделю уделять время на хобби
  • Следите за своим питанием. Дело в том, что жирная и вредная пища способна вызывать общую утомляемость организма
  • Занимайтесь спортом. Ведь физические упражнения задают наше хорошее настроение. Это неоспоримый факт, поскольку идет выработка эндорфина в процессе тренировок
  • Чаще проводите время наедине с природой. Это хорошо успокаивает и помогает найти выход из ситуации
  • Выполняйте регулярно дыхательную гимнастику (кстати, во время приступа гнева ее также не помешает практиковать):
    • займите удобную позу, а еще лучше – сядьте в позе лотоса
    • ладони направьте вверх, дабы раскрыть свою энергию
    • вдох нужно делать через нос
    • задержка дыхания на 2-3 секунды
    • выдыхаем ртом
  • Повторять нужно 10 раз!

Дышим правильно

Также предлагаем 5 шагов, как успокоиться при назревании гнева:

  • Если вы чувствуете, что вот-вот «взорветесь», сделайте небольшой перерыв. Например, вас раздражает какой-то человек. Выйдете прогуляться и выпейте стакан воды. Тем более вода действительно успокаивает!
    • Только не уходите, огрызаясь в ответ. Поскольку по возвращению решение конфликта будет возобновлено на старых нотках. Объясните, что вам нужно собраться с мыслями или обдумать данное решение.
  • Умейте игнорировать высказывания. А для этого переключаем мышление и включаем фильм со счастливым концом у себя в голове. Бывает такое, что человек, словно вас специально выводит из себя. Берем волю в кулак, дышим свежим воздухом и возвращаемся уже с улыбкой на лице.

Важно: Смех и улыбка не только вам поднимут настроение, но и помогут избежать гнева. Смех – это враг страха, а именно страх чаще всего порождает гнев!

Вносите больше радости в свою жизнь

  • Меняйтесь местами. Если человек сделал вам колкость или упрек, проанализируйте, почему он так поступил. Мы уже писали, что часто жалость или просто понимание ситуации приглушает агрессию.
  • Освойте технику «осознанное дыхание». Для этого стоит положить правую руку на живот, а левую – на грудную клетку. И вот вам нужно так глубоко вдыхать, чтобы поднималась только правая рука.
  • При этом с дыханием воедино работает визуализация. Вы можете просто думать о чем-то приятном, расслабляясь и успокаиваясь. А можете даже в своей голове прокрутить наилучший выход из сложившей ситуации. Но не забывайте – иногда мозг должен отдохнуть от мыслей хотя бы 10-15 секунд, тем самым успокаивая наплыв гнева.

И, кстати, ученые доказали, что люди, владеющие техникой переоценки ситуации, изменяют не только свои психологические установки, но значительные изменения происходят и в организме человека. Меняя свои представления о раздражителе, мы посылаем определенные команды своему мозгу, который реагирует на ситуацию уже на уровне нейронов. И попросту перестает тратить эмоциональную энергию впустую, оберегая тем самым наше здоровье от ненужных стрессов.

НЕнужная боль: 14 простых способов справиться с гневом

Продолжительный гнев, стрессы и затаенная обида наносят вред нашим надпочечникам и иммунной системе.

Вы можете вспомнить последний раз, когда вы действительно злились на кого-нибудь? Злились настолько сильно, что вас просто трясло при мысли об этом человеке? Очень редко чувство гнева помогает нам получить то, чего мы хотим. Зачастую оно работает против нас, принося ненужную боль. Даже самые нежные натуры в какой-то момент могут превратиться в мстительного негодяя, если их к этому подтолкнут.

Разные жизненные ситуации заставляют нас испытывать грусть, боль, разочарование и гнев. С наших губ срываются слова ненависти, хотя мы никогда не могли бы и подумать, что способны на такое. Мы перестаем быть самими собой, теми спокойными и искренними людьми, которыми привыкли себя видеть. И нет, нам не нравится то, в кого мы превращаемся.

Негативные эмоции разрушают нас, с ними нужно бороться и преодолевать. Один и тот же метод можно использовать для того, чтобы справиться со всеми негативными эмоциями. Чтобы облегчить понимание, мы будет использовать гнев как эмоцию-мишень, которую необходимо преодолеть. Помните, что этот способ может помочь вам справиться и с другими неблагоприятными сильными эмоциями, такими как ревность, вина, ненависть, сожаление и страх.

Почему мы отвратительно себя чувствуем?

Гнев не приносит приятных ощущений. Откровенно говоря, это отвратительное чувство. Все внутри нас сжимается, мы потеем, мы реагируем (вместо того, чтобы действовать) в режиме выживания. Гнев затуманивает наш рассудок, заставляет нас дико реагировать, полагаясь только на эмоции. Такое случается со всеми нами. Иногда гнев настолько силен, что нас просто трусит от сильной ненависти, направленной на других людей. А когда мы остываем, мы, прежде всего, удивляемся, как же мы могли позволить себе впасть в такое состояние.

Ответ: очень просто. Позвольте объяснить. Эмоция – это ответ нашего тела на мысль, которая может быть вызвана внешней ситуацией. Но мы смотрим на эту ситуацию сквозь призму наших представлений. А наша призма окрашена ментальными концепциями, уникальными для каждого из нас, такими как добро и зло, мое и твое, нравится – не нравится, правильно – неправильно. Помните о том, что у всех нас разные призмы, а поэтому конфликты при интерпретации ситуации неизбежны.

Например, если кто-то теряет свой кошелек, наши эмоции не так уж и сильны. Но если это наши собственные деньги, мы внезапно начинаем чувствовать боль и желание вернуть потерянное.

Если у нас есть что-то, что мы определяем для себя как «свое», мы будем испытывать моральный дискомфорт, если поймем, что мы это что-то потеряли или рискуем потерять. Не важно, что это. Это может быть мой кошелек, моя гордость, мои деньги, мой дом, моя машина, моя работа, мой ребенок, мои акции, мои чувства или моя собака. Пока мы ощущаем, что это потеряно для нас или существует угроза потери, мы будем испытывать боль в виде гнева или другой сильной негативной эмоции.

Мы испытываем боль, потому что с детства нас приучили думать, что те вещи, на которые мы повесили ярлык «мое», являются чем-то, что определяет, кем являемся мы сами.

Мы отождествляем себя с вещью и ошибочно полагаем, что если мы это что-то потеряли, или можем этого лишиться, то мы потеряем самих себя. Внезапно у нашего эго не остается ничего, с чем оно могло бы себя отождествить. Кто же мы? Этот вопрос причиняет нашему эго огромную боль.

В душе мы чувствуем, что имеем право на большее: больше денег, больше уважения, лучшую работу или бóльший дом. И нам не удается понять, что наш разум всегда будет хотеть еще больше. Жадность – психическое состояние сродни наркотической зависимости, которое постоянно растет, ослепляет нас, отдаляет от реальности, и в то же самое время убеждает нас, что мы поступаем разумно.

Обычные составляющие гнева:

Несправедливость

– Мы полагаем, что с нами поступили несправедливо. Мы говорим себе, что заслуживаем большего, и мы покупаемся на выдумку о том, что кто-то поступил с нами несправедливо.

Потеря

– Мы чувствуем, что потеряли что-то, с чем себя отождествляли. Чувства, гордость, деньги, машина, работа.

Вина

– Мы виним других людей или внешние ситуации, считая их причиной нашей потери, виним их за то, что мы стали их жертвой. Эта вина зачастую находится только в нашем сознании и является продуктом нашего воображения. Мы просто не в состоянии увидеть происходящее с точки зрения других людей. Мы становимся глубоко эгоистичными.

Боль

– Мы испытываем боль, психологический стресс и беспокойство. Боль вызывает физические реакции в нашем теле, которые нарушают естественный ток энергии и угрожают состоянию благополучия.

Фокус внимания

– Мы сосредотачиваем внимание на тех вещах, которые не хотим получить в нашей жизни, и тем самым подпитываем их энергией, потому что вдохновенно о них жалуемся и повторяем свои жалобы всем тем, кто готов нас выслушать. Это создает своеобразный порочный круг гнева. «Мы получаем больше того, на чем концентрируемся». И это правда, независимо от эмоции.

Интересно то, что если есть два раздраженных человека, недовольных друг другом, то оба ощущают чувство потери и несправедливости. Оба чувствуют боль и потребность винить другого человека. Кто прав? Ответ: оба правы и оба ошибаются.

Ради чего мы должны работать над собой и преодолевать гнев?

Такие негативные эмоции, как гнев, толкают наш организм к функционированию в режиме выживания, словно говоря нашему телу: «Мы в опасности». Чтобы подготовить нас к «бою или бегству» в нашем теле происходит особое физиологическое изменение. Эти физиологические реакции прерывают естественный поток энергии в нашем теле, что влияет на наше сердце, иммунную систему, пищеварение и выработку гормонов. Поэтому негативная эмоция – своего рода токсин для тела, который мешает гармоничному функционированию и балансу.

Продолжительный гнев, стрессы и затаенная обида наносят вред нашим надпочечникам и иммунной системе. У женщин перегрузка надпочечников может повлиять на репродуктивные органы (матку, яичники), являясь причиной патологий, которые теоретически могут привести к бесплодию.

Разве ваше физическое и психическое здоровье не стоит большего, чем все то психологическое давление, с которым вы добровольно соглашаетесь?

Стоит ли вообще реагировать, откликаясь на собственные негативные эмоции и оскорбленные чувства, только для того, чтобы временно удовлетворить нашу гордость?

Гнев также затуманивает наш рассудок, и нас начинают пожирать проблемы и боль. Вместо того чтобы уйти от них, стать свободными от причиняемой самим себе боли, мы принимаем иррациональные, неразумные, пагубные для нас решения, которые заставят нас сожалеть о них. В случае с разводами, например, одни только судебные издержки могут «съесть» все сбережения, оставляя обе стороны несчастными и бедными. В этом случае никто не выигрывает!

Теоретические основы изменения настроения.

Вы замечаете, как быстро вы можете впасть в негативное настроение? Возможно, какая-то доля секунды. На том же основании мы можем предположить, что столько же времени должно потребоваться на то, чтобы перейти в продуктивное состояние. Однако проблема в том, что с малых лет нас готовили к тому, чтобы оставаться именно в непродуктивном состоянии. Никто не знакомил нас с методами, как изменить наше состояние на позитивное. Зачастую этого не знали даже наши родители, да и до сих пор не знают.

Когда возникают негативные чувства, у нас есть два варианта:

Следовать привычной модели, которую мы узнали еще в детстве, среагировать и позволить негативу поглотить нас.

Разорвать модель, которую в нас заложили, и, действуя подобным образом, проложить новые дороги, которые создадут для нас альтернативные возможности.

Фактически существует три пути разорвать поведенческую модель:

Визуальный – Измените ваши мысли.

Вербальный – Измените ваш способ излагать мысли.

Кинестетический – Измените ваше физическое положение.

Хорошо, а теперь перейдем к практике…

Как побороть гнев

Некоторые из этих способов могут быть для кого-то более эффективными, для кого-то – менее. Для меня «Посмотрите вверх!» ‒ самый эффективный способ (поэтому в этом списке он стоит на первом месте). Я также замечал хорошие результаты при использовании сразу нескольких из этих методов.

1. Посмотрите вверх!!!

Самый быстрый способ изменить негативные чувства и побороть гнев – мгновенно изменить наше физическое положение. Самый простой способ для этого – изменить положение глаз. Когда мы пребываем в негативном состоянии, мы, вероятнее всего, смотрим вниз. Если мы резко посмотрим вверх (относительно нашей зрительной плоскости), то прервем негативную модель погружения в зыбучие пески негативных эмоций.

Любое внезапное изменение физического положения поможет в этом:

  • Встаньте и потянитесь, при этом испустите различимый вздох.
  • Измените выражение лица, поработайте с мимикой.
  • Подойдите к окну, освещенному солнцем.
  • Сделайте 10 прыжков на месте с переменой положения рук и ног
  • Станцуйте смешной танец, ради шутки над самим собой.
  • Массируйте шею сзади одной рукой и одновременно пойте песенку «С Днем Рождения».

Попробуйте проделать это в следующий раз, когда почувствуете себя в негативном расположении духа, или вам в голову придет неприятная мысль.

2. Чего вы хотите?

Присядьте и напишите, чего точно вы хотите получить от сложившейся ситуации. Ваша задача ‒ описать конечный результат, который вы хотели бы увидеть. Выражайтесь ясно, будьте реалистичны и честны. Будьте детальны в своем описании. Запишите даже даты, когда вы хотели бы увидеть результаты.

Если у вас есть четкий план, и вы замечаете, что вас относит к негативным мыслям о том, чего вы не хотите, вы просто можете сконцентрироваться на этом списке.

Также, когда мы сознательно делаем это упражнение, мы можем осознать, что в тех случайных материальных вещах, в которых, как казалось, мы нуждались, ‒ нет необходимости.

3. Устраните из своей речи: не, нет.

Такие слова как «не», «нет», «не могу» заставляют нас сконцентрироваться на том, чего мы не хотим. Язык и речь обладают великой силой и могут влиять на наше подсознание, и соответственно, на наши чувства. Если вы замечаете, что используете слово-отрицание, подумайте, можете ли вы заменить его другим словом с положительным значением. Например: вместо того, чтобы сказать «я не хочу войны», скажите «я хочу мира».

4. Найдите свет

Темнота уходит только тогда, когда появляется свет (например, свет от лампы, или солнца). Точно также негатив можно заменить позитивом. Помните, что независимо от того, что происходит с нами на внешнем уровне, или от того, насколько плохо все кажется нам в наших мыслях, мы всегда можем сделать выбор говорить и видеть вещи позитивно.

Я знаю, это сложно сделать, когда вы испытываете бурю эмоций, но я твердо верю, что мы можем вынести что-то новое из каждой ситуации, с которой сталкиваемся.

Ищите свой урок. Найдите в ситуации приобретение для себя, не важно, что это: что-то материальное или ментальное понимание чего-то нового, или личностный рост. Найдите свет, чтобы вы могли избавиться от тьмы вашего разума.

5. Уступите

Уступите извечной потребности нашего эго быть правым, винить, быть злобным и мстительным. Сдайтесь перед лицом момента. Уступите тяге поволноваться из-за ситуации. Станьте внимательным. Следите за своими мыслями и научитесь отделять свои мысли от вашей личности. Ваши мысли ‒ это не вы.

Игра дойдет до своего логического завершения вне зависимости от того, поддадимся мы эмоциям или нет. Поверьте мне, космос будет следовать своему курсу, и то, что должно случиться ‒ произойдет. Если мы не уступим, мы просто без причины накрутим себя, а в результате этого страдать будет наше тело.

6. Зона влияния

Когда мы в плохом настроении, мы можем легко попасть в порочный круг негативных эмоций. Нам не станет лучше, если мы будем находиться среди людей, которые тоже будут жаловаться на те же проблемы. Это не поможет нам чувствовать себя лучше.

Вместо этого найдите группу людей с позитивным взглядом на жизнь. Если рядом с нами будет находиться такие люди, они будут напоминать нам о том, что мы уже знаем глубоко в душе, и мы сможем начать осознавать добро и положительные стороны жизни. Когда мы в плохом настроении, мы сможем черпать у них энергию, чтобы подняться над проблемами и негативным состоянием.

Подобно тому, как пребывание среди негативно настроенных людей может отрицательно повлиять на вас, пребывание среди счастливых и оптимистичных людей может повысить нашу осознанность, и поможет нам выбраться из этого непродуктивного состояния.

7. Упражнение на благодарность

Возьмите блокнот и ручку и найдите тихое место. Перечислите (как можно детальнее) все, за что вы благодарны в своей жизни: то, что произошло в прошлом или в настоящем, или то, что случится в будущем; это могут быть отношения, дружба, возможности или материальные приобретения.

Заполните всю страницу и используйте столько страниц, сколько у вас есть вещей, за которые вы благодарны. Обязательно поблагодарите свое сердце и тело.

Это простой, однако недооцененный способ, который помогает нам сконцентрироваться на том, что действительно имеет значение. Это упражнение может поднять наше настроение. Оно также помогает нам обрести ясность и напомнить самим себе, что у нас есть много чего, за что мы можем быть благодарны.

Не важно, насколько все плохо, у нас всегда, абсолютно всегда есть то, за что мы можем быть благодарны. Если уж на то пошло, у нас есть дар жизни, мы вольны расти, учиться, помогать другим, создавать, получать опыт, любить. Я также понял, что тихая медитация в течение 5-10 минут до этого упражнения и визуализация всего, что есть в вашем списке, после упражнения, делают процесс более эффективным. Попробуйте сами!

9. Дыхательные техники для расслабления

У большинства из нас поверхностное дыхание, и воздух попадает только в верхний отдел легких. Упражнения на глубокое дыхание помогут нашему мозгу и телу получать больше кислорода. Попробуйте это:

Сядьте прямо на стуле, или встаньте.

Сделайте так, чтобы одежда нигде не давила, особенно в районе желудка.

Вдохните носом. Выдохните ртом.

Положите одну руку на живот.

Когда вы вдыхаете, почувствуйте, как поднимается ваша рука, когда воздух наполняет ваши легкие до самой диафрагмы.

Когда вы выдыхаете, почувствуйте, как ваша рука возвращается в исходное положение.

Мысленно просчитывайте ваши вдохи и выдохи, постепенно выровняйте их, так чтобы и вдох, и выдох длился одинаковое количество счетов.

Постепенно добавляйте еще один счет на выдохе.

Продолжайте добавлять счет на выдохе, пока длительность выдоха не станет в два раза длиннее вдоха.

Повторите этот дыхательный ритм 5-10 раз.

Держите глаза закрытыми и соблюдайте тишину еще несколько минут после окончания этого упражнения.

9. Смейтесь!

Мы не можем одновременно и смеяться, и расстраиваться. Когда мы совершаем физическое движение, которое требуется нам, чтобы рассмеяться или улыбнуться, мы мгновенно начинаем чувствовать себя веселыми и беззаботными.

Попробуйте прямо сейчас: улыбнитесь вашей самой замечательной улыбкой. Мне нужна самая искренняя и широкая улыбка! Как вы себя чувствуете? Вы смогли ощутить незамедлительный прилив радости? Вы забыли на время о своих проблемах?

Сделайте список фильмов, которые вызывают у вас смех, и храните их дома. Или встречайтесь с другом, у которого есть чувство юмора и который действительно может вас рассмешить.

10. Прощение

Говорю это всем моим маленьким мстительным негодяям. Я знаю, что мысль простить вашего «врага», кажется, противоречит здравому смыслу. Чем дольше вы таите злобу, тем более болезненные эмоции вы будете испытывать, тем больше будет нагрузка на ваше тело и тем больше вреда вы причините своему здоровью и благополучию в долгосрочной перспективе.

Неспособность простить кого-то ‒ все равно, что самому пить яд и ждать, когда враг умрет. Только это никогда не произойдет.

11. Щелкайте эластичной резинкой

Постоянно носите на запястье эластичную резинку. Каждый раз, когда вы замечаете мысль, которая может увлечь вас в унылый негативный круговорот, щелкните резинкой. Может быть немного больно. Но это действительно учит наше сознание избегать подобных мыслей. Боль – великолепный мотивационный фактор.

12. Определите и избавьтесь от своих «пусковых механизмов»

Сядьте и с помощью «мозгового штурма» напишите список слов-сигнализаторов и видов деятельности, которые пробуждают в нас эту негативную эмоцию. Возможно, это слово «развод», или чье-то имя, или посещение определенного ресторана.

Дайте себе слово, что устраните всякое упоминание об этих «пусковых механизмах» в своей жизни. Если мы знаем, что что-то расстроит нас, чего ради мы позволим этому случиться?

13. Определите для себя, что несет в себе гнев

Перечислите все то, что вы приобрели, когда злились. Когда вы закончите со списком, пройдитесь по нему и посчитайте количество позитивных пунктов, которые действительно способствуют вашему благополучию. Да, и кроме того, «желание заставить другого человека страдать и испытывать боль» не считается «способствующим вашему благополучию».

Это упражнение помогает нам привнести больше осознанности, рациональности и ясности в ситуацию.

14. Стремитесь к завершению. Решайте проблему

Не затягивайте ситуацию только ради того, чтобы «выиграть» или «доказать свою правоту». Это не разумно ни для одной из вовлеченных сторон.

Если мы просто уступаем внешним событиям и сознательно делаем выбор не обращать на них никакого внимания, ‒ это не значит, что мы удобно усаживаемся и позволяем остальным топтаться по нам.

Принимайте меры, которые помогут вам сделать следующий шаг и приблизить решение проблемы. Будьте инициативны и рассудительны. Чем быстрее вы решите проблему, тем быстрее вы сможете освободить себя ментально.

Добавить комментарий

Закрыть меню