Молитва за упокой души

Зачем ставят свечи за упокой?

Фото Сергея Милова

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства православных следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москва

Свеча символизирует душу человеческую, которая стремится к Богу и светит окружающим. Кроме того, это малая лепта на содержание храма.

Тем, что мы ставим свечи об упокоении души умершего, мы выражаем свое отношение к ушедшему человеку.

Когда мы ставим свечи, совершаем молитву, мы просим Бога упокоить человека в небесных обителях.

Никаких особых правил, как ставить и зажигать свечи, нет. Единственное, что от нас требуется, это благоговение.

Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине, г. Москва

Что такое свеча? Это жертва Богу. И свечи жгли раньше для того, чтобы в храме был свет — не святость, а свет! Масло для лампад служит той же цели. Например, в Греции до сих пор сохранилась традиция печь просфоры в обычной пекарне, не в специальной просфорне при храме. Их покупают и приносят в церковь прихожане, отдают священнику. Так, как это делалось в первые века христианства. Так и со свечами.

Сейчас свеча имеет и психологическое значение. Она настраивает человека на молитву. Вот этот движущейся огонек успокаивает, он вечно живой. Сосредоточившись на нем, как-то легче молиться и обращаться к Богу. Есть в этом что-то естественное. Поэтому хорошо, когда во время заупокойной службы люди держат свечи в руках — это их отвлекает от печали, от того несчастья, которое произошло в их жизни.

Важно понимать, что свеча не несет никакой мистики. Сама по себе свеча не «вымаливает» человека. Самые сильные молитвы — это наши слова к Богу, обращенные напрямую от сердца. А свеча просто настраивает нас на это состояние обращение к Богу.

Где можно ставить свечи за упокой?

Фото Сергея Милова

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства православных следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москва

Свечи, которые мы ставим на канон (специальное место для молитвы об упокоении), ничем не отличаются от других свечей. Не важен ни размер свечей, ни количество.

Тот суд, который произведет Господь о душе человека в течение первых дней (по нашим, земным меркам) после его смерти, не зависит от размера или качества свечей.

Только наши усердные молитвы о новопреставленном могут что-то изменить, если будет такая возможность.

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Количество и размер свечей зависит от той жертвы, которую мы хотим принести в память о своем усопшем. Разницы нет никакой, за 10 рублей или за 100 мы ставим свечу. Неужели ему там будет теплее, если я свечку поставлю побольше? Если у меня нет денег на большую свечу, то моему усопшему на том свете будет хуже, чем тому, у кого богатый родственник? Конечно нет! В то же время если стоит большая свеча, кто-то из прихожан обратит внимание и вспомнит, что у такого-то умер папа или мама, помолится о них про себя.

Свеча — это жертва. Есть даже такое понятие, мне не очень близкое, но понятное, — сбор средств «на общую свечу», когда человек не сам лично ставит свечу, а передает деньги на нее.

Во многих храмах, в нашем больничном в частности, в детской больнице, все свечи одного размера и без цены. Дети приходят в храм и ставят свечи, а кто-то другой приходит и жертвует деньги — так и живем.

Совершенно очевидно, что поставить свечу об упокоении близкого человека, помолиться о нем, сделать доброе дело — это для нас, живых, очень важно и нужно. А насколько эти действия нужны нашим усопшим мы непременно узнаем, но не сейчас.

Когда можно ставить свечи за упокой?

Протоиерей Андрей Ромашко, клирик храма Казанской иконы Богородицы, руководитель православного подросткового клуба «Ковчег», отец 8 детей, п. Краснообск, Новосибирская область

Прежде всего хочу напомнить: свеча — только символ молитвы, знак нашего почтения к Богу, небольшое пожертвование, принеся которое, мы просим чего-то у Всевышнего. Вот эта просьба, наша молитва и есть главная составляющая в отношениях с Богом, а свеча — лишь незначительный фон, сопровождающий молитву и украшающий ее. Поэтому в любом месте: в храме, на кладбище, в прощальном зале, на поминальном обеде, дома — везде, где возносится к Богу молитва об усопших, уместна и свеча, нужно только помнить: свеча не главное, главное — молитва!

Но жизнь, как известно, вносит коррективы в наши планы. Например, в прощальном зале вам могут запретить открытый огонь по пожарным соображениям. Свечница в храме может потушить свечи, чтобы облегчить себе работу, ведь ей приходится соскабливать с пола капли воска. Требовательный к исполнению богослужебного устава священник может не благословить ставить свечи за упокой, пока нет заупокойной службы, в некоторых храмах даже убирают заупокойные подсвечники в пасхальные дни…

Молиться за усопших — это наше право и святая обязанность, которые мы можем реализовать в любое время. Зажигать свечи во время молитвы — красивый обычай, но нужно всегда помнить, что наша душевная потребность зажечь свечу может пойти вразрез с существующим в конкретном храме порядком или интересами других людей. Иногда правда будет на нашей стороне, в другой раз мы можем оказаться в положении «со своим уставом в чужой монастырь» и будем неправы.

В любом случае не стоит стремиться зажечь свечу любой ценой, пусть даже через конфликт, пусть даже и справедливый с нашей стороны. Это уже не будет на пользу ни нам, ни усопшим. А молиться никто запретить не сможет, Бог слышит нас везде и всегда, даже когда храм закрыт и все свечи потушены, или, наоборот, в большой праздник, когда нет места на подсвечнике. Главное — сотворить молитву, а когда будет возможность — можно и свечу затеплить.

И еще: в свече нет никакой «магии». Она не действует сама по себе, ничего не предвещает, ни о чем не пророчествует, и если ваша свеча упала, потухла, согнулась, затрещал фитилёк — не стоит искать в этом каких-либо откровений и предзнаменований. И если вы поставили свечу не вовремя, не туда, или за упокой живого человека (по ошибке или со злости) — ничего страшного с ним не произойдет, Бог сильнее наших ошибок и выше нашей злобы и суеверий.

Можно ли ставить свечи за упокой некрещеному?

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

Если речь идет о возможности ставить некрещеному свечи в храме, то начать нужно с того, что вход в церковь доступен любому человеку вне зависимости от принадлежности к какой-либо конфессии. При условии благоговейного отношения к тому месту, где он находится, и соблюдении правил поведения. Также нужно принять во внимание особое время, когда совершаются таинства Церкви, во время которых в храме присутствуют только ее члены, которые становятся таковыми, выходя из купели Святого Крещения.

Форма молитвы также не должна нарушать внутренний строй и порядок христианского храма. Свеча же являет собой выражение нашей молитвы, обращенной к Богу, символизируя теплоту нашего сердца. Кроме того свеча являет собой наше жертвенное участие в жизни того или иного храма, его общины, а также всех тех, кто обращается в церковь за помощью.

Что касается вопроса о том, можно ли молиться в храме за некрещеного человека, в данном случае о его упокоении, то лично обращаться к Богу о милости к такому человеку можно, но в большей степени оставляя его участь на волю Творца.

Таким образом частная молитва, совершаемая некрещеным человеком в храме или же за некрещеного с возможностью возжигания свечей, вполне допустима, при условии правильного с точки зрения христианства мотива такой молитвы.

Задача священнослужителей или приходских катехизаторов в такой ситуации, безусловно, состоит в том, чтобы уделить внимание такому человеку, помочь, ответить на вопросы, если они есть, поддержать, что-то объяснить, подсказать, но при этом участие не должно быть навязчивым.

Сколько свечей ставить за упокой?

Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила с. Ширингуши Краснослободской епархии Мордовской митрополии

Свеча — это в первую очередь наша жертва на храм, символ нашей молитвы к Богу за умершего. При этом у всех нас, живых и современных, есть свои обстоятельства и возможности. Поэтому в Церкви не существует жестких правил о том, сколько и каких именно свечей ставить об упокоении души. Одни люди ставят несколько свечей за душу новопреставленного, другие — одну свечку за души всех своих почивших сродников. Самое главное при этом — наша молитва.

В наше время многим, к сожалению, кажется, что в Интернете можно найти ответы на все вопросы, Но Церковь — это не набор установлений о том, что «можно или нельзя», она не сводится к свечному ящику, на котором указаны примерные суммы пожертвований. Церковь — живой организм, во главе которого Христос. Поэтому при всех недоумениях и вопросах стоит прийти в ближайший храм, если вы живете в сельской местности, как у нас, и спросить священника обо всем, что вас интересует. В больших городах есть много разных храмов и монастырей, и можно даже выбрать тот, который вам ближе, больше нравится.

Наше время не похоже на то, в которое жили поколения наших предков, мы имеем возможность находить информацию в Интернете, перемещаться быстро и легко на транспорте, храмы открыты, и за их посещение людей не лишают работы, не сажают в тюрьму и не расстреливают, как это было совсем недавно. Приходите, спрашивайте обо всем, что вас интересует. Думаю, вопросов о душе почившего сродника у вас гораздо больше и они не сводятся к тому, сколько свечей ставить за упокой.

Ставят ли на Радоницу свечи за упокой?

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

Радоница — особый день поминовения усопших, который приходится на вторник недели, следующей за пасхальной. Соответственно в этот день в храмах Русской Православной Церкви совершаются уставные богослужения, которые включают в себя в том числе заупокойные литии и панихиды. В каждом храме находится панихидный стол (канон, тетрапод по-гречески), с расположенными на нем ячейками для поминальных свечей. По благочестивой традиции в дни особого поминовения усопших (к таковым относится и Радоница) его ставят по центру в притворе или ближе к притвору в средней части храма, как раз для того, чтобы молящиеся возжигали на нем свечи при молитве за усопших. Также на Радоницу мы посещаем кладбища, где покоятся наши родные и близкие. На могилках усопших совершают заупокойную панихиду или литию, и предстоящие могут взять в руки возжённые свечи или поставить их перед распятием. По объяснению Симеона Солунского, возженные свечи изображают собой непрестанный Божественный свет, которым просвещен христианин в Крещении («Новая скрижаль»), а также являют собой прообраз будущего невечернего света.

Можно ли ставить свечи за упокой живых?

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, Подольское благочиние Московской епархии

Нельзя использовать церковные свечи в магических или суеверных целях. Если кто-то решил поставить свечи за упокой живым, то возникает вопрос: зачем? Какую цель преследует человек, совершая такой поступок? Начну с того, что свеча — это символ молитвы верующего человека. Святитель Николай Сербский напоминает нам о том, что сама наша вера — свет: «Аз есмь свет миру, — говорит Спаситель. Поэтому и святых мы называем сынами света. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех, — говорит Спаситель в Евангелии».

Когда мы ставим свечи в храме, мы приносим тем самым скромную жертву Богу, Который отдал Себя в жертву за нас, наш минимальный знак любви и благодарности. Вспомним, что зло любит тьму и боится света. Свет свечи, по мысли святителя Николая Сербского, призывает к самоотверженности: «как, подчиняясь нашей воле, сгорает масло и воск, так и наша душа должна гореть любовью к Спасителю, подчиняясь Ему на всех поворотах судьбы».

А теперь подумаем, будет ли верующий в Бога христианин ставить свечи за упокой живых?

Можно ли ставить свечи за упокой дома?

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

Во время домашней молитвы мы поминаем живых и усопших на утренних и/или вечерних молитвах. По благочестивой традиции в домах православных христиан устраивается так называемый «красный угол» с иконами, обращенный обычно на восток, по примеру алтарей храмов, которые обращены на эту сторону света. В красном углу помимо икон принято располагать лампаду и подсвечник для свечи, которые возжигаются при молитве. В православных молитвословах (например, в утренних молитвах), мы находим среди прочих и молитвы о упокоении усопших родных, близких, благодетелей. Также есть и другие заупокойные молитвословия для мирян, например, лития мирским чином, которые можно использовать при домашней молитве. Соответственно и свечи, которые мы возжигаем при молитве, в том числе и об усопших, присутствуют в жилищах православных христиан.

Можно ли ставить свечи за упокой некрещеного?

Иерей Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской пойме, г. Москва

Свеча — это символ жертвы, которую приносит человек. Поэтому за тех, кто не был крещен, или о ком мы точно не знаем, были ли они крещены, мы творим милостыню. Так и здесь: может зажигаться свеча в храме, может совершаться молитва о тех, кто не был членом Церкви, но в записках и на Литургии их имена не поминаются. Молитва от сердца, в том числе и в храме, всегда приемлется Богом.

Если некрещеным умер ребенок, то о нем тоже можно и нужно молиться. В этом году в Екатеринбурге Священный синод принял важный для всей Церкви документ — «Последование о младенцах, умерших некрещеными». Это именно текст молитв за некрещеных умерших младенцев, как рожденных, так и тех, кто умер во чреве матери (в результате выкидыша или аборта). С точки зрения богословской, духовной, разницы между этими детьми нет, сколько бы ни прожил в утробе матери ребенок, какой бы срок беременности ни шел, его душа жива, для Церкви, в отличие от земных законов, это человек.

Можно ли ставить свечи за упокой самоубийцы?

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, ответственный за храм иконы Божией Матери «Милующая» при Морозовской детской больнице г. Москвы

За самоубийц мы в церкви не молимся и свечи не ставим. Можно молиться дома. Во время молитвы дома (неважно, какой именно молитвы, о чем и за кого) мы зажигаем свечи. Это не называется «ставим свечи за кого-то», мы именно зажигаем свечи во время молитвы. За тех, кто ушел из жизни добровольно, мы молимся своими словами. Можно молиться за самоубийц и так: «Господи, аще возможно, спаси и помилуй раба твоего такого-то, самовольно покончившего с собой, но да будет святая воля Твоя!»

Если есть какие-то свидетельства о том, что самоубийца страдал каким-нибудь психическим заболеванием, то можно обратиться в епархиальное управление с просьбой разрешить отпевание. В этом случае возможна молитва в церкви о погибшем. Отпевают в таком случае обычно заочно по благословению местного епископа. Те же действия родные совершают, если есть сомнения в том, насколько сознательно ушел из жизни человек, было ли самоубийство на самом деле. Если архиерей благословляет отпевание, то после него можно совершать церковное поминовение усопшего.

Добавить комментарий

Закрыть меню