Молитва от обжорства

Чревоугодие: бешенство, рождающее другие страсти

Когда говорят, что во многом сам уклад современной жизни, современного потребительского общества противоречит важным христианским установкам, то в подтверждение этой радикальной казалось бы мысли достаточно привести окружающее нас кулинарное изобилие. Я имею в виду множество продуктовых магазинов и супермаркетов, которые на каждом шагу попадаются в современном мегаполисе, изобилие кулинарных изданий и шоу по телевидению. Кулинарные журналы и шоу учат вкусно готовить что-нибудь эдакое, а магазины стараются предложить максимальное изобилие еды. Маркетологи напряженно думают над тем, как заставить нас покупать все новые выбрасываемые на рынок продукты, и происходит все более возрастающий круговорот денег и товаров в обществе. И, казалось бы, все довольны. Но правильно ли это – с христианской точки зрения?

Наверняка многим мои слова покажутся каким-то малопонятным ворчанием на пустом месте, своего рода брюзжанием смутного сознания. Действительно, что же плохого в том, чтобы вкусно поесть? Однако одно дело отметить какое-нибудь радостное событие в жизни праздничным застольем, а другое дело – когда без вкусной еды ты уже не можешь жить ни дня. Это уже настоящая зависимость, и на языке христианской аскетики она называется страстью чревоугодия.

Материал по теме

Пост как «день сурка»

«Если бы кто-нибудь послушал разговор этой компании, то решил бы, что очутился среди кулинаров высшей поварской школы или на курсах продавцов гастрономических магазинов»

Удивительно и поучительно то, что отцы Церкви именно чревоугодие считали той начальной страстью, не поборов которую вообще бессмысленно бороться и с другими страстями. Вот что по этому поводу говорил, например, Иоанн Кассиан Римлянин:

«Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия. Чистота внутреннего человека распознается по совершенству сей добродетели. Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить в борьбе с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшими в легкой схватке.

Итак, первою нам надо попрать похоть чревоугодия. <…> Таким образом, подавление плотских вожделений оказывается неким солиднейшим основанием всех браней. Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается».

(Иоанн Кассиан Римлянин. «Обозрение духовной брани»)

Таким образом, в христианской аскетике среди восьми главнейших страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость) именно победа над чревоугодием считается тем начальным этапом, без которого вообще бессмысленно говорить о какой-либо дальнейшей борьбе со страстями. Пусть страсть к еде и более слабое вожделение по сравнению с гневом или тем более гордостью. Но как можно надеяться на победу над более сильным соперником, если не можешь одолеть даже слабейшего? Ведь «кто не законно сражается, тот не венчается».

С другой стороны, тут, конечно, масса нюансов. Как говорит тот же Кассиан Римлянин, тут не может быть поставлено одинаковое для всех правило. «Не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одной силой души, но должна соизмеряться и силой тела». Поэтому «мера воздержания должна быть определена судом совести каждого».

Святые отцы были на самом деле очень проницательные психологи, они хорошо разбирались в самых тонких движениях души. Любопытна их классификация видов чревоугодия, которое они подразделяли на три основные разновидности. Во-первых, это неспособность придерживаться определенного режима приема пищи и прием еды раньше определенного срока. Во-вторых, это чрезмерное насыщение и переполнение живота, прием пищи в количествах, превышающих то, которого требует нормальное самочувствие. И, в третьих, это страсть к изысканным и приятным яствам, к чрезмерному разнообразию и изысканности еды. Поэтому вступивший в борьбу с чревоугодием должен, «во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; потом, не поблажать пресыщению; в-третьих, довольствоваться простой какой-нибудь и дешевой пищей».

Кроме того, святые отцы считали, что чревоугодие в каком-то смысле порождает все остальные страсти. То есть, пресыщение чрева порождает блудные мысли, а блуд занятие в общем-то затратное, и в душе зарождается сребролюбие. А когда блуд и деньги не приносят истинного счастья, в душе начинают бушевать печаль и гнев.

Интересно, что древнегреческое слово «чревоугодие» – ἡ γαστρομαργία – по-русски дословно означает жадность, похоть, ярость или даже бешенство живота, чрева. То есть, получается, что в каком-то смысле чревоугодие – это бешенство живота, которое рождает другие страсти. И укротить его – и значит положить самый первый, начальный кирпич в дело собственного спасения.

На заставке фрагмент фото flickr.com/icedsoul

Причины греха чревоугодия или «Как победить обжорство»?

Толстяки живут меньше, но едят дольше.

Станислав Ежи Лец

В русском языке мало слов, описывающих этот порок, и главным из них является обжорство — то есть «неумеренность и жадность в еде». Ранее в ходу было еще одно слово – чревоугодие, однако оно явно устарело, и применяется все реже, тем более, что обозначает абсолютно то же явление. Суть его состоит в том, что человек ест гораздо больше, чем ему требуется для поддержания жизнедеятельности, причем слабо контролирует этот процесс на сознательном уровне или же получает от него такое удовольствие, что даже не хочет себя контролировать, а просто ест и ест – пока еда влезает в желудок.

Некоторые диетологи называют обжорство «синдром пищевых эксцессов», подразумевая, что на такого человека время от времени нападает непреодолимое желание есть все подряд, а затем его сознание «входит в норму» и он раскаивается в содеянном.

По данным статистики, жертвами этого греха стали более 4 миллионов американцев, которые едят гораздо больше нормы и обладают повышенным весом. Сколько обжор у нас в стране – дело темное, так как никто их серьезно не считал, но обилие клиник, которые занимаются снижением веса, показывает, что проблема тоже стоит остро, хоть и не так сильно, как в Америке. Как то я оказался в огромном аквапарке у Ниагарского водопада, и был шокирован огромным количеством толстяков. Уж не знаю, какой национальности они были (там были и канадцы, и американцы и мексиканцы и афроамериканцы), но вес многих отдыхающих был явно выше центнера. Родственник, с которым я проводил время в аквапарке, сказал, что повышенный вес чаще всего свидетельствует о низком уровне доходов, так как бедные слои населения вынуждены покупать себе дешевую и калорийную еду, и только состоятельные люди могут позволить себе покупать салаты и регулярно посещать фитнес-клубы – и таким образом, контролировать свой вес в пределах разщумного. Трудно точно определить уровень смертности, вызванной чревоугодием, так как чрезмерное потребление пищи стимулирует развитие различных заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной и опорно-двигательной системы, однако, многие исследователи показали убедительную связь между избыточным питанием и сокращением продолжительностью жизни людей.

Итак, под обжорством мы будем понимать жадное и избыточное поглощение именно пищи. Каковые причины этого явления? Оказывается их множество, и лежат они на физиологическом, генетическом и психологическом уровне.

Физиологическая основа обжорства – чувство голода, которое возникает при нехватке питательных веществ в крови. Когда в крови становится мало глюкозы, специальные чувствительные датчики возбуждают «центр голода», расположенный в гипоталамусе, который в свою очередь, посылает сигналы в кору мозга, включая программу по добыванию пищи. Эта реакция закреплена на генетическом уровне, так как наши предки периодически голодали, и им нужно было наедаться впрок, чтобы не умереть. Однако для этого древнему человеку приходилось изрядно побегать по полям и лесам, чтобы добыть себе пищу, в то время как нашему современнику достаточно открыть дверцу холодильника или заглянуть в ближайшую закусочную.

В первобытные времена голод был нужен, так как не только сообщал человеку, что его «топливный бак» пуст, но и стимулировал нашего предка к двигательной активности. «Больше побегал – больше поймал», — таков был девиз эволюции, замененный в наше время на другой – «Плотней поужинал – дольше поспал». В результате современный человек получает энергию, почти не расходуя калорий на ее добывание, а в итоге – набирает вес и получает дурную привычку к избыточному питанию.

Получается, что поглощение пищи при голоде необходимо для выживания, в то же время переедание – серьезная болезнь, который укорачивает жизнь и ухудшает ее качество. Кто же поможет нам отличить первое от второго? Врачи? Диетологи? Гомеопаты? Ответ будет простым и обескураживающим: Только ваш собственный организм, только голос вашего подсознания, не замутненный «научными теориями» и советами «знатоков».

Сколько бензина нужно автомобилю для преодоления 100 км дороги? На данный вопрос любой водитель уточнит: «О каком автомобиле идет речь?». Малолитражке «Матису» хватит 4 литров, а КАМАЗу не хватит и 15. И потом, по какой дороге они будут ехать, и с какой скоростью? По асфальтовому шоссе или по ухабам проселочной дороги? Точно так же и разным людям требуется разное количество пищи – в зависимости от их массы, обмена веществ, темперамента и роду деятельности. Например, человек с повышенной функцией щитовидной железы может съедать в два раза больше пищи, чем человек с гипофункцией, а вес набирать не будет. Поэтому подсказать правильный ответ может только сам организм – если его внимательно слушать и распознавать его знаки.

Психологических причин обжорства может быть очень много. Перечислим хотя бы часть из них:

  1. Оно может являться реакцией на стресс, скуку, плохое настроение, меланхолию, тревожность – и что-то еще. В этом случае человек как бы «заедает» не решаемые проблемы, компенсируя плохое настроение положительными эмоциями от принятия пищи. Еда становится навязчивой привычкой, то, что психиатры называют компульсивным поведением.
  2. Обжорство может являться реакцией на длительное воздержание от пищи в связи с соблюдением диеты или добровольного отказа от пищи по религиозным или косметическим причинам. Например, наши предки широко отмечали Масленицу, предаваясь самому настоящему обжорству, поглощая в огромных количествах блины с всевозможными начинками, после начинался Великий пост и они голодали, а на Пасху снова наедались вволю.
  3. Избыточное питание может быть вызвано примером родителей, стиль жизни которых копируется детьми с самого раннего возраста. Привычный стиль питания в семье определяет, какую пищу и в каком количестве будут употреблять люди, ставшие взрослыми. Как говорит известный эксперт в области снижения веса Михаил Гаврилов «самое неприятное в этой ситуации – дети, которые обычно копируют поведение своих родителей, не слова или лозунги, а именно поведение».

Чем плохо следовать греху обжорства

Христианская религия отрицательно относится к обжорству, и это негативное отношение к людям, злоупотребляющим пищей, можно обнаружить в Библии. Мудрейший Соломон говорил: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». (Притчи 23:20-21.) Еще более отрицательно относились к обжорству апостолы, которые призывали своих последователей ограничить прием пищи и больше предаваться постам и молитвам. Об этом писал Лука: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Евангелие от Луки 21:34).

Негативные последствия чревоугодия для здоровья, психики и социальной жизни затрагивают не только верующих, но и атеистов. Само по себе переедание, если оно не мешает человеку, не опасно. Однако люди с этим расстройством обычно переживают из-за своих перееданий, их мучает постоянное чувство стыда и вины, и на этой почве они подвержены риску депрессии из-за заниженной самооценки. Они чаще, чем другие, подвергаются стрессам, у них часто возникают трудности со сном, а некоторые из «обжор» имеют склонность к суицидальным мыслям. Такие люди часто чувствуют себя плохо, и из-за этого они теряют или отказываются от работы, учебы, активной социальной позиции.

Чувство вины у людей, уступивших своему желанию наесться до отвала, обычно сопровождаются клятвами никогда не делать этого снова. Но потом наступает очередной праздник, день рождения, или человек проходит мимо соблазнительной витрины мясной лавки или кондитерского магазина – все начинается сначала – потеря контроля над стремлением съесть побольше, а затем — чувство вины и новые клятвы.

Такие повторяющиеся циклы обжорства и самобичевания могут нарушить самоуважение из-за отсутствия «силы воли», но дело вовсе не в силе воли, а в комплексном характере психологических, эмоциональных и физиологических потребностей, толкаемых человека к обжорству. Избавиться от этой навязчивой привычки можно, только поняв ее психологические корни и перестроив свои поведенческие привычки.

Как другие люди эксплуатируют ваш грех

Существует целая индустрия бизнеса, эксплуатирующая грех обжорства. В первую очередь, это система фаст-фуда (быстрого питания), которая работает под лозунгом «Быстро. Дешево. Калорийно». Жареная в растительном масле картошка, котлета с булочкой + большой стакан колы – все это – классический пример «неправильной пищи», которая, тем не менее, пользуется спросом у населения, так как позволяет быстро пополнить энергетические запасы организма в условиях спешки большого города. К сожалению, негативные последствия подобного питания не видны сразу, и поэтому не пугают человека, и он обычно не связывает избыточный вес, больную печень, плохую кожу или запоры со своим пристрастием к гамбургерам и картошкой фри.

Второй бизнес, эксплуатирующий этот грех – современные супермаркеты, куда категорически не рекомендуется ходить на голодный желудок. Если человек пренебрегает этой рекомендацией, то при виде разнообразной пищи в красивых упаковках начинает интенсивно перекладывать ее в свою корзинку, и в результате покупает гораздо больше продуктов, чем ему необходимо. А дома все это приходится есть – не пропадать же доброму!

Третий бизнес – рестораны. Вообще-то в нашей стране люди чаще заходят туда не для того, чтобы наесться досыта, а по другим причинам: на деловой обед, романтическое свидание, торжество и т.д. И здесь задача персонала – разжечь аппетит клиента так, чтобы он заказал побольше блюд. В ход идет красивая сервировка, красивые названия блюд, изысканные деликатесы, приправы и специи, ласкающие и возбуждающие обоняние, обходительность метрдотеля и официантов.

Стратегия борьбы и общий психологический настрой

В настоящее время существует несколько видов психотерапии компульсивного переедания: когнитивно-поведенческая терапия, межличностная психотерапия, телесно-ориентированная терапия, групповая психотерапия (группы поддержки) и т.д. Некоторым людям приходится использовать медикаментозное лечение, например, антидепрессанты или ряд препаратов, снижающих эмоциональные вспышки. Иногда, люди с расстройствами питания, страдающие ожирением, прибегают к хирургическому вмешательству для того, чтобы хирургически удалить лишний жир (липосакции). Безусловно, таким образом, они уменьшают вес тела, но это не решает их внутренних проблем, из-за чего их избыточный вес через некоторое время вновь возвращается.

Важно знать, что «лечение» греха обжорства нужно начинать не с принудительного уменьшения пищевого рациона, а с психологического настроя, иначе борьба с этим пороком будет сущим мучением и приведет к разрастанию внутреннего конфликта. Если вы заметили, что начали набирать вес, причем эта тенденция отмечается в течение нескольких недель, первым делом нужно выработать правильную стратегию и тактику борьбы с вредной привычкой. Прежде всего, нужно понять, что с вами происходит. Почему вы стали есть больше или двигаться меньше? Может быть, это сигналы вашего подсознания, что «не все прекрасно в датском королевстве», и вы таким образом «заедаете» свои межличностные или деловые проблемы, которые не можете решить или обесценить?

Часто бывает так, что как только человек решает свои проблемы, вес тут же приходит в норму. Однако, к сожалению, бывает и иначе – если стресс был слишком продолжительным, человек настолько привыкает к своему повышенному аппетиту и лишнему весу, что даже после решения свои проблем продолжает питаться по старому – то есть употребляет больше пищи, чем ему необходимо для поддержания энергетического баланса. Поэтому обучение способности преодолевать стрессы часто помогает уничтожить «корень зла», а нахождение в жизни иных радостей, кроме обильного питания, позволяет человеку получать положительные эмоции другими способами (спорт, секс, общение, хобби).

Например, Аллен Карр предлагает свой способ победить обжорство – путь наслаждения здоровым образом жизни. Он предлагал не думать о том, как тяжело переносить воздержание от пищи, а сосредоточиться на том, как замечательно быть стройным, здоровым и активным. Придумав этот способ похудения, Карр так характеризовал его: «Это не диета. Цель «простого способа» — не заставить вас терять вес, а помочь вам наслаждаться жизнью!». А вот какие советы дает обжорам доктор Алексей Гаврилов – автор своей методики снижения лишнего веса, проверенной на практике в течении последних двадцати лет:

  • Разделять понятия голод и аппетит, так как к избыточному весу приводит именно повышенный аппетит.
  • Распознавать и адекватно реализовывать отрицательные эмоции, которые человек ранее пытался компенсировать избыточным питанием.
  • Найти новые способы получения удовольствия, помимо вкусной еды.
  • Научиться больше любить и уважать себя.
  • Четко осознать, ради чего будет худеть человек, и что он получит, когда избавится от лишних килограммов.
  • Сформировать полезную привычку следить за своим весом и контролировать количество потребляемой пищи.

Подробнее о различных подходах к психологическому преодолению обжорства мы поговорим в следующей статье, а пока желаю вам есть все, что вы хотите — но в меру. Главное – не отказывайте себе в качестве пищи, ограничивая только ее количество. Диета как ограничение – глупость (если нет специфической болезни). Есть можно все, только маленькими кусочками, смакуя вкус пищи.

И найдите еще дюжину новых способов получать удовольствие от жизни, помимо еды. Например, если мне предложить выбор: хороший шашлык или часовую прогулку на роликах по парку (не говоря уже о виндсерфинге), то я выберу последний вариант. И не потому, что боюсь потолстеть, а потому что быстрая езда доставляет мне больше удовольствия, чем шашлык.

Но… когда организм говорит мне, что в нем не хватает белков, то я иду на кухню запекать карбонат и без сомнения впиваюсь зубами в приготовленный кусок мяса – потому что научился слушать свое тело. Чего и вам желаю


(Статья написана по материалам моей книги «Семь смертных грехов или Психология порока», АСТ, 2009)

Так как зависимость от еды — явление психологическое, то возможно, что вам будет интересно узнать о принципах работы мозга, которые я описал в своей новой книге «Как работает наш мозг»

  • Тайная молитва для неумеренных в питании
  • Молитва св. Иоанна Кронштадтского
  • Св. Алексию, человеку Божию
  • Святителю Игнатию (Брянчанинову)

Тайная молитва для неумеренных в питании

(Читается устно после молитвы на принятие пищи)

Та́кже молю́ Тебя́, Го́споди, изба́ви мя от пресыще́ния, сластолю́бия и да́руй мне в ми́ре душе́вном с благогове́нием принима́ть ще́дрые дары́ Твои́, да вкуша́я их, получу́ укрепле́ние сил мои́х душе́вных и теле́сных для служе́ния Тебе́, Го́споди, в немно́гий оста́ток мое́й жи́зни на земле́.

* * *

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

Го́споди, сладча́йшее Бра́шно на́ше, никогда́ же ги́блющее, но пребыва́ющее в живо́т ве́чный! Очи́сти раба́ Твоего́ от скве́рны чревообъеде́ния, всего́ плоть сотвори́вшегося и чу́ждого Ду́ху Твоему́, и да́руй ему позна́ть сла́дость Твоего́ животворя́щего духо́вного бра́шна, е́же есть Плоть и Кровь Твоя́ и свято́е, живо́е и де́йственное сло́во Твое́!

* * *

Св. Алексию, человеку Божию

О, Христо́в уго́дниче, святы́й челове́че Бо́жий Алекси́е! При́зри ми́лостивно на нас, раб Бо́жиих (имена), и простри́ моли́твенно ко Го́споду Бо́гу честни́и ру́це твои́, и испроси́ нам от Него́ оставле́ние согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных, ми́рную и христиа́нскую жития́ кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем суде́ Христо́ве. Ей, уго́дниче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя, по Бо́зе и Богоро́дице, возлага́ем; но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во спасе́ние; да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость от Го́спода, просла́вим человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ свято́е заступле́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

* * *

Святителю Игнатию (Брянчанинову)

О, вели́кий и пречу́дный уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче Игна́тие! Ми́лостиво приими́ моли́твы на́ша, с любо́вию и благодаре́нием тебе́ приноси́мыя! Услы́ши нас си́рых и безпо́мощных (имена), к тебе́ с ве́рою и любо́вию припа́дающих и твоего́ те́плаго предста́тельства о нас пред Престо́лом Го́спода Сла́вы прося́щих. Ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́ведника, Влады́ку умилостивля́ющая. Ты от лет младе́нческих Го́спода пла́менно возлюби́л еси́ и Ему́ Еди́ному служи́ти восхоте́в, вся кра́сная ми́ра сего́ ни во что́же вмени́л еси́. Ты отве́ргся себе́ и взем крест твой, Христу́ после́довал еси́. Ты путь у́зкий и приско́рбный жития́ и́ноческаго во́лею себе́ избра́л еси́ и на сем пути́ доброде́тели вели́кия стяжа́л еси́. Ты писа́ньми твои́ми сердца́ челове́ков глубоча́йшаго благогове́ния и поко́рности пред Всемогу́щим Творцо́м исполня́л еси́, гре́шников же па́дших му́дрыми словесы́ твои́ми в созна́нии своего́ ничто́жества и своея́ грехо́вности, в покая́нии и смире́нии прибега́ти к Бо́гу наставля́л еси́, ободря́я их упова́нием на Его́ милосе́рдие. Ты николи́же притека́вших к тебе́ отверга́л еси́, но всем оте́ц чадолюби́вый и па́стырь до́брый был еси́. И ны́не не оста́ви нас, усе́рдно тебе́ моля́щихся и твоея́ по́мощи и предста́тельства прося́щих. Испроси́ нам у человеколюби́ваго Го́спода на́шего здра́вие душе́вное и теле́сное, утверди́ ве́ру на́шу, укрепи́ си́лы на́ша, изнемога́ющия во искуше́ниих и скорбе́х ве́ка сего́, согре́й огне́м моли́твы охладе́вшая сердца́ на́ша, помоги́ нам, покая́нием очи́стившимся, христиа́нскую кончи́ну живота́ сего́ получи́ти и в черто́г Спа́сов преукраше́нный вни́ти со все́ми избра́нными и та́мо ку́пно с тобо́ю покланя́тися Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во ве́ки веко́в. Ами́нь.

См. ЧРЕВОУГОДИЕ

Грех чревоугодия (или как его еще называют чревообъедение) представляет собой своего рода пристрастие к избыточному перееданию вкусной пищи, а также питья, и к тому же является одним из восьми главных пристрастий.

Святые о чревоугодии

Святой авва Федор: «тот, кто откармливает свое тело, не зная воздержания как в питье, так и в еде будет измучивать себя духом блудодеяния»;

Святой Иоанн Колов: «Кто может быть могучей льва? Однако и он способен попасть в сети из-за своего чрева и в тот момент вся мощь его уже ни к чему не услужит»;

Святой Иоанн Лествичник: «Если человек способен победить сию госпожу пристрасть, то тогда ему будет всякое место способствовать в получении самообладания, однако если слабость возьмет верх над человеком, то везде он постигнет бедствия и так до самого гроба»;

Преподобный Григорий Палама: «Станем же, и мы волноваться, о том, чтобы, отдавшись вредному пристрастию не потерять обещанного наследия и благословения от Всевышнего»;

Святой Симеон Новый Богослов: «Кто возжелает различных яств в большом количестве, тот считается чревоугодником, даже если вкушает лишь хлеб с водой в причину своей бедности. Немыслимо наполнять и чрево досыта кушаньями и получать духовное блаженство от умных и священных благ, ибо кто в какой степени работает для чрева своего, в такой и обделяет свою плоть от духовного насыщения благами. И наоборот, кто в какой степени будет свою плоть утончать соизмеримо с тем что он способен насыщаться яствами и духовными утешениями»;

Авва Антоний: «Перенасыщение чрева своего пробуждает семя сластострастия, подавленную тяжестью перенасыщения душу и не имение возможности рассуждать. Ведь ни единое употребление вина сверх меры не вселяет в человека безумства, однако и чрезмерное насыщение яствами способно также помрачать и расстраивать его, лишая непорочности и чистоты»;

Святитель Иоанн Кассиан Римлянин: «Страсть к объедению можно разделить на несколько видов: один способен к побуждению употреблять яства ранее отведенного часа; второй вид почитает лишь перенасыщение; последний же возжелает лишь лакомого кушанья. Против чего верующему человеку нужно иметь троякую бдительность, то есть выжидать определенных часов для употрбления еды, не допускать перенасыщения и довольствоваться различными, но самыми простыми яствами».

Как избавиться от греха чревоугодия

Ища же ответ на вопрос как бороться с чревоугодием, главным образом следует вооружиться такими инструментами, как:

  • покаянием за все случаи различного угождения своему чреву;
  • возражением устремления чревоугодия;
  • памятство о главном суде и бесконечном возмездии за греховные деяния;
  • введение правила для своего чрева и времени для употребления еды;
  • молитва от чревоугодия и обжорства оказывает помощь в борьбе, а также избавления от греховного пристрастия;
  • благоразумное передерживание поста, который способен привести к совершенству воздержания;
  • смертным воспоминанием;
  • против пристрастия к объедению можно вооружиться произнесение мест Писания и отцов;
  • овладение искусством любым способом обмануть свое чрево и не вкушать пищу во время отсутствия чувства голода;
  • наказание самого же себя за совершение всяческих уступов для своего чрева и излишество поклонами и трудом физическим;
  • обжорство и чревоугодие можно побороть, обратившись в молитвенном прошение к Всевышнему с призывом о помощи, когда пришло осознание своего бессилия и страшной немощи в борьбе с таким пристрастием.

Православная молитва от чревоугодия читается такими словами:

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите так же и видео о том, как победить в себе грех обжорства:

ВЛИЯНИЕ СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ( ЕВХАРИСТИИ) НА ДЕТЕЙ Причастие Святых Христовых Тайн обладает чудесным свойством – полностью УНИЧТОЖАТЬ в душах людей — всю НЕГАТИВНУЮ генетическую НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ что передается людям — от их родителей, от бабушек и дедушек.. ПРИЧАСТИЕ ВЫЛЕЧИВАЕТ — ВСЕ, ВСЕ ТЯЖЕЛЕЙШИЕ И НЕИЗЛЕЧИМЫЕ, СМЕР… ВЫРОСШИЕ ПАЛЬЦЫ НАЗАРА СТАДНИЧЕНКО. ЧУДЕСА СВЯТОГО ЛУКИ Чудо произошло с Назаром в 2001 году. Когда Назар Стадниченко учился в пятом классе музыкальной школы, он понял, что хочет стать пианистом и связать свою жизнь с музыкой. Почти все свое время он уделял музыке. Но однажды в Феодосии, где мальчик гостил у бабушки, он прихлопнул тÑ… ЧУДО У МОЩЕЙ СВЯТОГО ИОАННА РУССКОГО ПРОИЗОШЛО НА ОСТРОВЕ ЭВБЕЯ Настоящее чудо на глазах у большого числа паломников случилось в храме Святого Иоанна Русского в селении Прокопи на острове Эвбея. Весть о событии за короткий срок распространилась по всей территории Балканского полуострова.Поклонившись мощам Святого одна из женщин… Упражнение «Перед лицом Божиим» (Митрополит Сурожский Антоний) Вот только обратите внимание, что это упражнение, а не практика жизни!Упражнения заключаются в том, чтобы, когда вам нечего делать – ничего не делать и никуда не устремляться. Это кажется очень простым делом, а попробуйте… Вот выдалось пять минут свободного времени. Что Ð…

Добавить комментарий

Закрыть меню