Крест в православии

Что означают перекладины на православном кресте?

Игорь Власенко 6 месяцев назад

Исчерпывающий ответ на вопрос о появлении подножия в форме косой перекладины дает известный исследователь православной иконописи Николай Васильевич Покровский (1848-1917) в своей докторской диссертации «Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских» (1892):

«Подножие в изображениях распятия имеет то же самое значение, что и в других изображениях Спасителя и вообще великих людей, и означает согласно византийскому церемониалу величие, достоинство изображаемого лица.

Начиная по крайне мере с IX в. подножие Распятого образует собой два конца креста: оно имеет вид бруса, едва выступающего своими концами за пределы граней длинной балки.

На крестах русских косая балка по своей форме есть не что иное, как видоизмененная форма древневизантийского подножия креста, удержавшая свое первоначальное место. Видоизменение формы совершилось постепенно в период времени от IX до XI в. Во фресках Киево-Софийского собора кубическое древнее подножие уже превращено в широкую доску, как и следовало ожидать от художника, мало знакомого с линейной перспективой; во фресках нередицких уже трудно узнать первоначальное назначение подножия: широкая доска удлинена и поставлена наискось. Быть может, русский иконописец таким поворотом доски хотел указать, что тело Христа, равно как и голова, склонены были на правую сторону; или же здесь мы имеем дело с простым неуменьем изобразить надлежащим образом подножие… Форма эта полюбилась русским иконописцам, которые и стали повторять ее с замечательной последовательностью, а русские книжные люди под влиянием тенденциозной наклонности к символическим толкованиям придали ей высшее значение. «Вопрос: чесо ради у креста Христова подножек пишут десную страну подымшуся, а шуюю поникшу, да и главу Христос приклони на десно? Ответ: того ради Христос облегчи десную ногу, и подъяся кверху подножек, да отдаст грехи верующим Ему и во второе пришествие вознесутся горѐ во сретение Ему; а шуюю ногу того ради обнизи подножек, да неверующие Ему отягчают и снидут во ад. Главу преклони на десно, да приклонит вся языки веровати и поклонятся Ему». Символика эта не захватывает первоначального возникновения «подножия» и должна быть отнесена к объяснениям post factum. Никаких указаний на нее в древнейших памятниках письменности, как уже замечено св. Димитрием Ростовским, нет, а памятники вещественные свидетельствуют, что до XII в. она была невозможна по отсутствию объекта для нее. Названная символика явилась в письменности не ранее XVI–XVII вв.»

0 Ответить

Крест — символ христианства и не только. Эта простая фигура использовалась многими людьми в разные времена, мы же немножко порассуждаем только о интересующем нас направлении, христианстве. Наверняка всякий хоть раз, но задумался о том, зачем на православном кресте имеются ещё и две перекладины, причём одна из них косая и почему-то правая сторона её ниже левой. Хотя с нашей ментальностью привычнее принять слева направо, снизу вверх.


Крест латинян не имеет таких дополнений. У них всё просто. Просто крест, без излишеств. Замечу мимоходом, что такой латинский крест допустим и в православии. То есть, будучи освящённым, он имеет ту же законную силу для православного, что и крест с перекладинами.
Перекладины на православном кресте имеют такое значение:
Верхняя символизирует табличку на кресте распятого Иисуса, которая располагалась над его головой и содержала надпись: «Иисус назарянин, царь иудейский».
Нижняя представляет собой подпорку для ног распятого, причем она ещё означает и направление пути распятых по левую и правую сторону от Христа преступников. Для того, кто был распят справа, как для раскаявшегося, она указывает путь на небо. Для того, который даже будучи распят, хулил при том Иисуса, она указывает вниз, в направлении Ада.
Вполне разумно будет предположить, что плотники, изготавливавшие те кресты, не слишком были озабочены такими тонкостями и удобствами для распятых, даже ради коллеги (Иисус был сыном плотника, и наверняка сам владел этим ремеслом). Табличка располагалась, скорее всего где-то ниже, чтобы всякий мог прочесть, а подставка для ног если и была, то уж точно была перпендикулярной основанию.
Но так уж сложилось исторически. И даже тот, кто предложил такое расположение перекладин, вряд ли претендовал на историческую достоверность. Геральдика не требует этого. В геральдике важны символы. И эти символы появились у православных, дополняя смыслами общий для всех христиан крест. Разумеется крест, как символ христианства, появился гораздо позднее самого явления. Через несколько столетий. Потому сам Иисус Христос креста не носил, как не носили его и апостолы, и последователи. Креста на них не было, как говорится.
Кроме креста на прямом основании существует ещё и «андреевский» крест, изображённый на военно-морском флаге России, в виде буквы «Х», две пересечённые диагонали прямоугольника. Считается, что на таком кресте был распят апостол Андрей Первозванный. Андрей был рыбаком, ловил рыбу в Галилейском море. Потому его крест был избран в качестве флага для флота России. Использовался в царские времена, используется и сейчас.
Мало кто знает, что когда-то имел место быть и перевёрнутый крест, у которого перекладина располагалась ниже центра основания. На таком кресте, вниз головой, распяли апостола Петра:
Вроде бы всё. Разве что следует отметить ещё раз, что профессии мессии и пророка довольно опасны, и нередко приводят на такого рода приспособления. Берегите себя, что ли.

Могильный крест — Традиционное христианское надгробие

Традиционное христианское надгробие это могильный крест, являющийся символом искупительной победы Христа над смертью, благословленный Богом и Церковью. Родственники умершего человека, посещая место захоронения и глядя на могильный крест, входят в молитвенное состояние о помиловании и спасении души покойного.

Верующие часто задаются вопросами по поводу христианских похоронных традиций, связанных с надгробием. Так, например, многих волнует, уместно ли помещение фотографии умершего на кресте. Дело в том, что по русской традиции усопших хоронили в землю и ставили над ними деревянный могильный крест. Захоронения были очень просты, и главным атрибутом в них был как раз православный деревянный крест на кладбище над могилой. Как правило, он делался из дерева, так как этот материал был очень распространен в строительстве — как в мирском, так и церковном. После революции эта традиция не приветствовалась, поэтому вместо прежнего надгробия стали распространятся столбики с фотографией. В некоторых случаях сооружали памятник, и на него помещали изображение умершего. Самым распространенным послевоенным надгробием была стела со звездой и изображением покойного. Этот новый обычай был призван подчеркнуть, что все, что человек собой представляет — это только его земная жизнь и те материальные следы, которые он во время неё смог оставить, то есть фото, личные вещи и прочее. Изображение говорит о том, каким был умерший человек, словно жизни души после смерти вовсе нет, и человека теперь полностью не стало, остались только воспоминания о нем, которые и символизируется на надгробном памятнике.

С начала 90-х годов снова стали ставить могильные кресты, но по привычке, оставшейся с советских времен, помещали туда также и фотографию. Эта ошибочная тенденция продолжается до сих пор. Но с христианской точки зрения, изображение создает не тот настрой, который необходим при мыслях об отошедшей ко Господу душе. Оно переводит внимание с молитвенного состояния на воспоминания о земной жизни этого человека. Поэтому новая традиция помещать на кресте фотографию не оправдана, хотя и довольно таки распространена. Глядя на могильный крест, близкие должны обратить свои мысли и молитвы к Богу, к спасению и жизни вечной, искренне простить человека за все большие и малые грехи, которые он совершил на своём земном пути, и пожелать его душе обрести Царствие Небесное.

Восточный крест

Литература, которой я оставался верен на протяжении последних пяти лет, и в которой добился
кое-каких успехов ( опубликовал семь рассказов в местных газетах) и считал себя уже состоявшимся
писателем… все приближала меня к состоянию совершеннейшего нуля в материальном смысле: зарплаты
хватало только на пропитание. Родственники жены, да и свои тоже, за редким исключением, давно уже
относились ко мне , как к потерянному человеку. «Разве в наше время занимаются литературой?!»-
спрашивали они. И жена, которой я тоже надоел своим упрямством , собиралась , как дед Щукарь, » дать
мне отлуп» : она уже жила с сестренками на квартире родственников; брак наш был близок к разводу.
Если бы не дочь, которой через несколько месяцев должно было исполниться три года, я бы спокойно
развелся и с этой женой . Будущее дочери, которой из-за нашего развода могло стать печально
сиротским, когда ребенок вынужден, плохо скрывая обиду-тоску в глазах, отвечать заученными словами,
что отец давно умер… если вдруг незнакомый дядя спрашивал о нем… Как мне сказала в Кочкор-Ате
одна моя не состоявшаяся любовница, разведенная с мужем года три назад: «Биз ар нерсе дей беребиз,
бирок балада дайыма атасынын орду бар» ( Мы разное говорим , но в душе у ребенка всегда есть
место отца.- кырг.) Именно эта и только эта причина заставляла меня покорно слушать наставления
жены и жене (жены ее брата), которая так торопилась нас развести, что сама пришла на первое слушание
нашего дела и говорила следующее: «Почему ты , Даирбек , не даешь своего согласия, если Клара
отказывается жить с тобой?»- в то время, как в коридоре суда, все наставляла, что, мол, вы , молодые,
легко относитесь к жизни, не думаете о ребенке и т.д. Словом, была на словах полным воплощением
добродетели. Всегда находятся люди, подталкивающие к плохому вместо того, чтобы удержать от этого
шага, исправить положение. Бог судья таким людям!.. Я уже соглашался на время забыть о литературе,
заняться материальной стороной жизни, поменять работу, восстановить родственные связи и т.д. ,но
жена ,направляемая умелой рукой жене и собственной гордостью, упрямо, временами плача, шла к
разводу: ребенок и я не могли перевесить на чашах весов, надвигающуюся опасность развода. И мне
оставалось только надеяться на помощь Бога. И Он мне помогал… Мне удалось сбить первоначальное
возмущение. Перед каждой встречей с ее родственниками или вызовом в суд я неизменно делал подаяния
кайырчыларга или инвалиду в коляске. Наверное, вам не раз приходилось видеть инвалида на
Араванской, который сидит в своей коляске по полдня или чуть больше на тротуаре возле Дома счастья,
развернув коляску спиной к тянущейся вдоль дома живой изгороди, провожая взглядом проходящих мимо людей,
а ближе к вечеру, кривляясь и извиваясь всем своим телом, укороченными, скрюченными руками тяжело двигает
свою коляску вверх по улице Р. Моминовой мимо двухэтажного серого здания типогафии в сторону темнеющего
за раскидистой чинарой огромног о здания агропрома. Иногда сзади, толкая коляску, бежит мальчишка десяти-
двенадцати лет. К коляске прикреплен небольшой ящичек. Когда я кидал в ящичек мелочь ( от 10 тыйынов до
сома) инвалид покачивал своей склоненной вправо головой, словно выражая благодарность. Чем больше было
подаяние, тем сильнее он покачивал головой. Однажды я даже заметил на его худом лице (позже, увидев имама
близлежащей мечети , я понял, что инвалид не кавказец), в больших его глазах удивление, когда я бросил всего
10 тыйынов. Но как бы там ни было Бог был ко мне милостив, помогал мне во всем: родственники жены хоть и
были возмущены , как это всегда бывает в таких случаях, все же ,молча, терпели ; процесс развода все отодвигался; я упрямо ходил к жене и надеялся , что все уладится и моя жена с дочкой вернутся ко мне.
В это неопределенное для меня время , получив отпуск, я отправился в деревню к родителям, а
больше, конечно, к своей старшей дочери от первого брака, которая жила у них. Несмотря на свой возраст
( ей только исполнилось 10 лет) , она наравне с матерью заботилась обо мне : то что-нибудь постирает из моего
белья, то подложит подушку под мою голову, если я прилег, то угостит чем-нибудь, а то и просто сядет рядом
со мной и участливо спросит о моем житье-бытье в городе. Словом, я имею смелость утверждать, что ребенок,
который воспитывается у твоей матери намного в лучшую для тебя сторону будет отличаться от твоего же ребенка, получающего воспитание у твоей жены , т.е. у тебя. Наверное, это происходит от того, что ребенок приучается смотреть на тебя глазами твоей матери, а не твоей жены… Ведь жена только в идеале может
смотреть на тебя глазами матери.
Находясь в деревне , я полдня работал по хозяйству, а полдня читал книги, пытался что-то писать,
иногда смотрел телевизор. Надо сказать, что моя мать, как и большинство людей занимающихся в основном
физическим трудом , воспринимала мое ничегонеделание, т. е. чтение книг и писанину, как один из видов
безделья и всегда наровилась найти мне работу на целый день, которой в сельской местности в отличие от
города всегда хватает , пока я не дал ей мягко отпор, мол, я все-таки в отпуску: полдня буду помогать по
хозяйству, а полдня – мои.
И вот однажды ближе к вечеру , когда я в одиночестве включил телевизор , там показывали передачу
о Ванге ( знаменитая болгарская ясновидящая). Ее вели две молодые женщины , поддерживая за руки. Белое
старческое лицо с закрытыми глазами было направлено вверх. Было такое ощущение, что будто она увидела
своим слепым всевидящим взглядом меня через телевизор. И в ту же ночь я вижу во сне ясновидца. Его
уговаривает мой знакомый посмотреть меня. Он сначала отказывается , но потом соглашается. Посмотрев на
меня , он говорит : » У него на счет женщин все хорошо. Только в куртку с правой стороны вложен » восточный крест». После этих слов я ощутил небывалое облегчение , будто избавился от чего-то неприятного, гнетущего,
сердце словно освободилось от железных оков . В честь этого я поднял фужер шампанского, чокаясь с группой
девушек и женщин . Проснувшись я первым делом принялся искать подтверждение моему сну , так как по
своему опыту знал , что большинство моих снов подтверждались наяву. В моей старой финской кожаной куртке
я года два назад с внутренней стороны пришил пуговицу, чтобы наружная пуговица хлястика, куда вдевался ремень, хорошо держалась, и чтобы голые нитки не порвали кожу куртки . Эта пуговица по моим воспоминаниям
была зашита накрест. Однако после осмотра я обнаружил , что пуговица пришита обычным способом , а не накрест. » Чего только не бывает во сне ?!»- разочарованно подумал я … но все же убрал эту пуговицу. Прошло
два дня . Во мне все жило какое-то недовольство . И вдруг меня осенило : » А может следовало искать в другой
стороне куртки , так как человеку , который стоит перед тобой правая для тебя сторона будет казаться левой и
наоборот?!» Я быстро вбежал домой , развернул куртку с внутренней стороны и обнаружил справа возле
внутреннего кармана на пересечении швов от рукава вниз и в сторону кармана синюю шерстяную нить , какими
часто пользуются наши бабушки , отчасти из-за плохого зрения, чтобы легче вдевать в иглу , а отчасти от нетребовательности производимой работы, совершенно неподходящую по цвету к черной тонкой подкладке
куртки. Она шла сантиметров пять по шву от рукава вниз и на сантиметра два в сторону кармана. Словом ,
получался неполный крест. Вытянув эту нить, я сжег ее и уже радовался тому,что разделался с » восточным крестом». Но как выяснилось минутой позже , эта нить только скрывала настоящий крест . ( В свое время я слышал от одного русского парня , что женщины вдевают нитки в воротнички своих мужей , чтобы » закрепить» их за собой, сберечь от других женщин). Когда уже хотел зашить вырез , я обнаружил за подкладкой посторонний предмет в виде продолговатого длиною в два сантиметра комка кожи . » Вот так находка!»- удивился я . Это было неожиданным, довольно неприятным и даже страшным открытием для меня. Этот комок кожи был пришит той же самой синей шерстяной нитью непосредственно к шву кожи под подкладкой. Я позвал мать и дальше мы исследовали это дело вместе. Я срезал комок кожи, раскрыл его. Внутри в кусочек бумаги была завернута верблюжья шерсть , связанная мелкими узелками , следующими одна за другой, длиною в сантиметр . Узелков было не меньше десяти Я все это тут же показал младшему брату , которому сразу после сна говорил о том , что Ванга дала мне знать о вложенном в мою куртку » восточном кресте», и который тогда не поверил в это. Теперь же ему только оставалось поверить в случившееся. Впрочем, он не остался безучастным к происходящему и высказал мысль, что его могла вложить сама мать. Мать же , оберегая мою жену от моего гнева , высказала предположение, что кожа старая , местами поистерлась , и что быть может его вставила еще моя первая жена . Потом она пошла сжигать «восточный крест». ( Как я выяснил позднее , его надо было бросить в проточную воду). Вслед за матерью я подошел к очагу, чтобы лично удостовериться в том, что » восточный крест» сожжен. После этого у меня вдруг сразу прекратилось жжение в сердце, которое преследовало меня последние годы . И я вдруг перестал думать , вспоминать о своей жене и остался еще на неделю, тогда как до этого не терпелось уехать в Ош, чтобы встретиться с ней.
Сразу стало ясно почему мне было так тяжело уезжать в командировки : словно арканом был
привязан я к дому , верней, к жене. И этот аркан обрывался только уже где-то на пути из аэропорта » Манас» в
Бишкек, а до этого, начиная с Оша, все держал меня ноющей болью и жжением в сердце. Жена вечно ныла по
поводу моих командировок будто бы каждая из них предназначалась только для того, чтобы я нашел себе другую
женщину . И теперь я уже не удивлялся тому, что на протяжении почти пяти лет совместной жизни с ней у меня
не было других женщин. Тем более, что я не считал постоянную верность жене- мужской обязанностью
( конечно, он должен в основном быть верен жене, но… по-моему, хорошая жена должна уметь прощать редкие случаи неверности, если они не превращаются в систему. Впрочем, в принципе , мужчины более верны,
чем женщины.), хотя и донжуаном тоже себя не считал. Да, я уже не удивлялся этому постоянству: таким
арканом не только меня , но и даже самого отъявленного донжуана не только на пять лет, но и на всю жизнь
можно привязать! Надо только получше спрятать заготовленный » восточный крест» ! Я ничего не сказал жене,
помня то, как она не раз мне говорила , что ничем таким не занимается и ничему такому не верит!.. Вспомнил
только о том, что мою тещу возили в Узген к известной атамбу ( целительница и ясновидящая –узб.), и что
теща сама стала ее последовательницей, чтобы вылечиться : иначе лечение , по словам атамбу, было невозможно. А перед этим жена хвалилась , что из моей тещи выйдет сильная козуачык ( ясновидящая-кырг.) и
целительница, так как у нее адамдары кучтуу экен ( буквально, ее люди сильные.-кырг.). После же из разговоров
с родственниками я выяснил, что я не первый зять, который подвергся такому испытанию. И других она (теща)
таким образом подчиняла своей воле и воле своих дочерей ( их было у нее пятеро) , и что один бедолага даже
слег из-за этого и не вставал уже более года. А когда я обратился за разъяснениями к своей знакомой эже тоже козу ачык ( их, слава Богу, сейчас много), то она сказала мне , что по Ошской области такие штучки из верблюжьей шерсти делают только в одном месте в Узгене. Таким образом, мое расследование истории с «восточным крестом» было закончено.
Естественно, после этой истории мне захотелось проверить свою свободу на деле ( велико было
искушение) , пойти к другой женщине после вынужденного перерыва. Но прежде еще немного о подобных
вещах…
» Бирок турмушубузда пайдасы жок -жырымдар да кезикпей койбойт. Айрыкча кээ бир ыймансыз
адамдар бироого кара санатайлык кылып уйуно топурак чачып , буюмун ырымдап уурдап алып , торундо
отуруп тырмак алып , жолуна же коросуна шыпырынды тогуп , «ысытма», «суутма» деген бирдемелерди жасап.
Турмуш озу андайларды бара-бара суруп чыгарат». А.Мисиров. ( Но в нашей жизни встречаются и плохие
обычаи . Так, например, некоторые люди по злому умыслу наводят на других порчу , крадут для этого вещи,
подбрасывают домой или во двор мусор, посыпают измельченную глину перед дверями или на пути того или
иного человека, стригут у него дома в его отсутствии на почетном месте ногти, привораживают к кому-либо или
наоборот охлаждают. В конце концов жизнь сама наказывает таких людей.-кырг.)
С «ысытма» , » cуутма» и другими подобными вещами мне не раз приходилось сталкиваться в своей жизни. Этим сейчас , когда на каждом шагу тебе предлагают погадать, провести лечение и даже за сорок дней сделать богатым, никого не удивишь. Впрочем, такой цели я себе и не ставлю. Я просто хочу рассказать о своих наблюдениях по этому поводу. Многие зря не обращают на это внимания, недооценивают их влияния на нашу жизнь. В этом вопросе гораздо умней поступают женщины . Они в корпоративном молчаливом согласии используют эти силы в своих отношениях с мужчинами и вообще в своих житейских делах, тогда как мужчины, за редким исключением , пренебрегают ими или стыдятся обращаться к знатокам этих дел. Это лишний раз подтверждает то обстоятельство, что женщины во многих вопросах гораздо умней мужчин.
Например, тебе вдруг ни с того ни с сего беспричинно начинает очень нравиться твоя жена, с которой ты прожил уже не один год , и которой привык , как говорится, телом и душой , что вроде бы чувства давно уже притупились, остыли. В груди чувствуется приятное тепло . Или же ее хочешь ударить ( каюсь, я иногда- примерно раз в год- слегка бил свою первую жену: доводила!.. И , слава Богу, со второй я себе этого не
позволял и не позволяю с третьей), а рука не поднимается , хочешь отругать и тоже почему-то не можешь.
Или такой случай. Ты хочешь познакомиться с хорошей девушкой . Уже найден душевный контакт.
Чувствуется взаимное влечение к друг другу. Передавая друг другу билеты и деньги пассажиров в автобусе,
непринужденно ведем беседу. Приходит время выходить тебе. И ты вдруг , попрощавшись, выходишь на своей
остановке , а затем, когда уже автобус тронулся, спохватываешься и начинаешь ругать себя за то , что не поехал
с ней дальше и не познакомился. А потом уж , поостыв ,начинаешь соображать , что это жена тебя окутуп койду
( буквально, зачитала тебя.-кырг.) , чтобы ты не волочился за другими.
Или еще случай. Я как-то, когда еще не был женат , рассказал матери, что собираюсь жениться на
Нургуле ( хорошая была девушка!). Во сне вижу как мать раскрытой ладонью , упираясь в лицо , отталкивает
Нургулю , говоря, что такая келин (невестка) нам не нужна. Конечно, видимо, тогда мать приняла какие-то меры такого характера , чтобы я забыл о Нургуле. Тогда я не знал , что таким образом можно развести двух людей или ,наоборот , свести. Много такого я тогда не знал.
Или еще такой случай. У тебя вдруг сжимается сердце, тебя что-то гнетет , тебе хочется плакать,
ты не находишь себе места. Значит тебе сделали сильную «ысытму». Тебя будет тянуть к женщине, которая это
сделала или по просьбе, которой это сделано. «Ысытму» можно делать и на расстоянии. И если ты не сделаешь
себе » кайтарму», то будешь мучиться. «Кайтарму» могут тебе сделать молдолор, бакшылар или те же козуачыктар. Мне делали ее в виде воды. Выпьешь эту воду и сердце успокаивается. Можно делать «кайтарму» и
в виде чая. Заварку окутуп аласын – и готово. Пьешь этот чай и ходишь спокойный.
Вспоминается и такой случай известный всем в нашей деревне. Уже связанный с «суутмой». В деревне у нас жила на редкость дружная семейная пара. Были они уже пожилые. Так вот соседка взяла окутуп
койду собачью шерсть и положила под половичек перед дверью. Когда муж входил домой он видел не свою
жену , а собаку, которую со злостью выгонял из дому. Жене приходилось проводить значительное время,
спасаясь от гнева мужа, несмотря на зиму, во дворе на холоде. Я еще помню эту хорошую женщину, похоронив
мужа , она еще долгое время жила , но была уже больна .
Таких или подобных историй вам расскажут в каждом аиле , стоит только порасспросить людей.
А вот еще один случай из своего опыта. В бытность , когда я работал главным бухгалтером совхоза
«Кенеш», однажды эже Каримова Х., директор совхоза , поручила мне отвезти четыре грамоты, в которых
сообщалось об успешном выполнении планов совхозом. Т. Усубалиеву- первому секретарю ЦК КП Киргизии,
Т.Кошоеву- председателю Верховного Совета, А.Дуйшееву – председателю Совмина и К. Тыналиеву- министру
плодоовощного хозяйства. Три грамоты она вручила вечером , в конце рабочего дня, а грамоту предназначенную
Т.Усубалиеву сказала , что отдаст завтра. Вот это обстоятельство меня и заинтересовало. Утром, сидя в своем
кабинете, я сравнил грамоту , предназначенную Т.Усубалиеву , с другими. Все грамоты были одинакового
исполнения. В этом разницы не было, разница была в другом. Грамота, предназначенная Т.Усубалиеву, в сгибе с
внутренней стороны была посыпана мелким золотистым порошком. От этого порошка исходил приятный запах.
Потом уж я понял предназначение этой обработки. Этот порошок был своего рода сильной «ысытмой».
На такого рода «ысытме» я поймал однажды свою первую жену. Тогда мы жили в пригородном совхозе. Однажды в город к родителям из Фрунзе приехал мой младший брат –студент. Я захотел отдать ему
запасной ключ от своей квартиры , чтобы он мог спокойно приходить ко мне домой , и когда мы с женой на
работе. Ключ я положил в карман моего нового костюма , который лежал в шкафу. Было уже поздно вечером. Я
не мог найти костюм. Спросил жену. Она сначала сказала, что отдала костюм своему родственнику на свадьбу,
потом призналась , что отвезла матери . В это время ее мать отдыхала в санатории «Кооператор». На следующий
день она привезла костюм. От него исходил какой-то запах, словно дунуло ветром с кладбища. На мой вопрос
зачем она возила костюм матери , жена ответила , чтобы заговорить от всяких неприятностей. Пришлось сделать
предупреждение ей , разрезая ножницами на мелкие части новый костюм, что поступлю так и с семьей , если она
что-то такое сделает. После этого долгое время теща чувствовала себя неловко передо мной , как пойманный
на месте преступления вор. Но проходило это долгое время и они( мать с дочерью) опять брались за свое: делали
мне всякую «ысытму» и «суутму», ибо уже не могли жить , не делая этого.
К сожалению , многие женщины только этим и занимаются , не думая о последствиях. Ведь это
сопровождается появлением головных болей, болей в сердце и т.д. , если не делать вовремя » кайтарму».
И вот еще один пример.
Я не раз слышал выражение » кулп салдырып койду», что примерно означает «вставил замок».
Одно дело слышать об этом вообще из людских разговоров , а другое дело увидеть своего знакомого, который
подвергся этому ужасному колдовству и услышать все из его уст.
Лет пять я не видел этого человека. Когда-то мы вместе работали в совхозе. Он водителем директора, я- главным бухгалтером. Тогда его вполне можно было спутать с директором ресторана. Настолько
он был представительным, ухоженным, благополучным, веселым и здоровым. Теперь же передо мной стоял ,
рано постаревший , худой , с жидкими остатками волос на голове , с плохим почти слепым на один глаз зрением
и шатающейся походкой человек ,в потрепанном костюме , опирающийся на палку.
— Это , вы, Махаммаджан-ака?! – только вырвалось у меня.
И он , бывший со мной в хороших отношениях, поведал мне о своей беде так, как будто у него кто-то
умер, а я впервые встретился с ним после этого события .
-Помнишь у нашей эже была дочка, которая разошлась с мужем,- начал он.
Мне вспомнилась разбалованная полная молодая женщина, которую нельзя было назвать ни красавицей , ни хорошей хозяйкой, муж которой был электриком в совхозе, и который разбился через год после
Развода , упав со столба, что приписывали эже, мол, эженин назарынан калган (лишился благосклонности эже.-
кырг.) Вообще за нашей эже много числилось такого рода происшествий. Например, один парень , избивший ее
младшего сына, через месяц , попав в аварию , стал инвалидом: ему отрезали ногу. Но я отвлекся.
— Не знаю какой черт попутал меня, но я сошелся с ней,- продолжил Махаммаджан-ака. –После
некоторого времени наших отношений она стала требовать , чтобы я женился на ней . Стала пугать, что все расскажет эже. Я ей стал объяснять , что это невозможно, что у меня пятеро детей, жена. Но она не хотела считаться
со мной . Заладила свое- возьмешь замуж – и все! Узнав, что она пожаловалась эже, я бросил все(машину, хорошую работу ) и сбежал от эже. И вот эже » кулп салдырып койду» . Вот уже на протяжении трех лет своего мужского дела делать не могу. К каким только целителям , молдолорго, бакшыларга и козуачыктарга не обращался. В Узбекистане один старик молдо сказал, что мое здоровье можно поправить только после десяти лет лечения. Вот такая беда случилась со мной !
Я пожелал ему скорейшего выздоровления. От моих теплых слов и дружеских чувств, которые я питал
к нему в его глазах заискрилась надежда, что так оно и будет. Я тоже искренне пожелал этого.
Дирктор подхоза ему , как инвалиду, который когда-то работал у него , выдал триста рублей помощи.
Махаммаджан-ака ушел . Я же долго не мог оправиться от этой встречи. Мне было жаль хорошего человека.
Действительно, ужасные вещи иногда творятся людьми!..
Запись от 20.10.94 г.
Попробую описать свою сегодняшнюю » гонку» прямо сразу за случившимся , набросать все как было, не утруждая себя техникой, подражая Т. Драйзеру.
Я , как намеревался еще вчера , отправился по адресу ул. Ломоносова 25 на встречу с Г.
Утром после того, как немного поработал во дворе ( позади гаража очищал и выравнивал метровый
в ширину проход: выносил строительный мусор и глину), старался не спешить , собираясь в Кочкор-Ату, постоянно напоминая себе киргизскую поговорку: » Шашкан коен анга батпайт» ( Спешащий заяц в нору не пролезет.-кырг.) . Вроде не спешил. Доехав до Кочкор-Аты на арендном автобусе, отправился разыскивать улицу Ломоносова. Когда наткнулся на нее и уже решал в какую сторону идти, по ней проходила симпатичная молодая женщина , которая в свою очередь с интересом оглядела меня, и помощью которой я сразу же воспользовался. Оказалось , что она как раз живет там: она купила у Г. эту квартиру. От нее я узнал , где мне искать Г. Я пошел по указанному адресу. Когда я шел туда, мне встретился благообразный старик –кайырчы, который пел. Я отдал ему сом и продолжил свой путь более уверенный в том, что все будет хорошо. Выяснилось, что в доме по ул. Тургенева 52 Г. не проживает, зато одна женщина, возившаяся во дворе возле казана, разжигая огонь в очаге из-за
отсутствия в доме газа, подаваемого из Узбекистана, указала , что такая как Г. живет в соседнем доме. Я направился к указанному дому. Там мне дали номер квартиры завуча школы № 15, в которой работала Г. Завуч дала мне номер квартиры Г. Я долго раздумывал стучаться к ней или нет, но потом все-таки решился. Она была дома.
Г. прекрасно выглядела в своих тонких домашних штанах и куртке «Монтана». Тонкая куколка-
мальчишка, которую так и хотелось обнять и сразу повалить на постель. Подумалось даже (тьфу-тьфу!), что
Клара тоже выглядела бы так , став чужой женой. На какое-то время женщины , выйдя замуж, выглядят свеженькими, худенькими как после бани и одновременно уставшими.
Все-таки я , видимо, ошарашил ее внезапным появлением . Я стал неразборчиво объяснять про наше около года назад дорожное знакомство. Она вспомнила , спросила , когда я уезжаю в Ош. Именно этот
ее вопрос потом дал мне повод сомневаться в ее искренности .
Когда я сказал , что неплохо бы получше познакомиться, она спросила , как, видимо, привыкла спрашивать своих учеников в школе: » Как будет, если мы усядемся знакомиться , а муж войдет?!»
Это было очень трогательно и фальшиво. Особенно в голосе чувствовалась фальшь. Никакого у нее
мужа не было. Но поначалу я поверил в это.
Я отдал » Гульмиру» ( я ей год назад обещал подарить этот мой буклет) и попрощался.
Через полуоткрытую дверь в спальню были видны две застеленные кровати: одна под взрослого
человека, другая-детская, видимо, ее и ее дочери.
Она очень просила извинить . Это тоже выглядело очень трогательно и фальшиво.
Возвращался от нее я очень грустный , представляя Клару чужой женой.
Возвратившись на автостанцию, уже собрался было ехать в деревню… Нет, я вру, до австостанции я
посетил ул. Ломоносова 25, чтобы познакомиться с той симпатичной молодой женщиной , жившей по этому
адресу, придумав какой-либо предлог. Но с ней познакомиться не удалось. Она вышла из дому с подружкой.
Ответив кивком на ее вопрос : «Нашли ли Г.?»- я прошел мимо них. А уж потом пошел на автостанцию, чтобы
обратно вернуться : я все больше сомневался в том , что Г . вышла замуж.
Вернувшись на Ломоносова 25, я вошел : дверь ограды была открыта , но Азимкан ( так звали
молодую женщину) дома не было. Через проволочную перегородку в соседнем дворе я увидел девушку лет
двадцати в спортивных бриджах и цветной рубашке на выпуск. Я подозвал ее , спросил о Г. Девушка сказала,
что Г. не замужем. Поговорил с ней о том почему Г. сказала , что замужем. На что она приятно усмехнулась.
Но не долго радовала меня своим присутствием: зайдя домой, она больше не выходила . Я решил хитростью
выманить ее из дома , но моя хитрость не прошла. Открыв калитку в проволочной перегородке , я вошел к ним
во двор . На мой стук в дверь выглянула курва в платке – сердитая молодая женщина : мне стало ясно кто
спрятал мою диву. Я спросил спички , она вынесла и дала мне их. Закурив , я еще раз постучал. Опять выглянула эта курва, я отдал спички , которые она предлагала оставить себе , я же настойчиво вернул их ей,
проклиная всех курв на свете.
Потом я вышел и ждал Азимкан у ее дверей. Она вернулась одна без подружки и пригласила
меня домой . Я подробно рассказал ей о нашем разговоре с Г. На что она сказала , что Г. не замужем и согласилась с моим утверждением , что если бы она вышла замуж , то это стало бы известно ей , так как жезде
Азимкан и Г. из одного села , да и п.г.т. не очень большой. Отказавшись от чая , отломив кусочек лепешки , я сказал,
что схожу еще раз к Г. Через некоторое время я вновь стоял у дверей Г., не зная что делать, но тут я вдруг услышал за дверью мужской голос ( быть может и не у Г., а в противоположной квартире). Я не стал искушать
судьбу: ведь она говорила, что придет муж. Если даже не муж, то может сожитель –кто его знает?! Только после
этого я окончательно отправился на автостанцию, чтобы уехать в деревню, оставив разбираловку с Г. на следующий раз. Действительно, на первый раз я слишком много сделал: нашел Г., познакомился с Азимкан ,
побеседовал с прекрасной юной дивой, и чуть не прокололся у Азимкан , высказывая чересчур свою симпатию ей , но вовремя сдержался и не стал много болтать- остался все-таки в роли поклонника Г.
Вот что у меня получилось , когда я , подражая Т. Драйзеру, набросал все, описывая свою сегодняшнюю » гонку».
Второй раз у Азимкан. Через несколько дней.
Решил бить наверняка . Сказал , что мне разонравилась Г. , да и ,мол, насильно мил не будешь.
Предложил познакомиться , стать хорошими друзьями: мол, могу помочь привезти какой-либо товар из Оша.
(Азимкан работала в буфете.) Она согласилась . Посидели. Приготовила плов. Заскочили ее друзья: муж с женой.
Распили с ними бутылку водки. Как они уехали выяснилось, что мне в Ош отправляться уже поздно, а домой в
деревню нельзя , так как я только что оттуда и к тому же на улице дождь. Вот и остался у Азимкан. Она мне
постелила в гостиной, а сама легла с сыном в спальне, которая закрывалась от гостиной только занавеской.
Ночью полез на нее, зная по опыту, что женщины почти никогда сами не приходят. Она защищалась как тигрица,
разбудила сына –первоклассника, целуя и приговаривая , что он у нее единственный защитник , обцарапала мне
лицо. Такого сопротивления я не ожидал , да и было жалко заспанного мальчика , который все не хотел просы-
паться. Невольно разговорились . Я укорил ее за то ,что не дает спать сыну, ломается зря. На что она поведала
мне о том, что после развода ни с кем не имела интимных отношений : » Менин жолумду тосуп коюшкан. Гуло
берем бака-шака болуп эркектер менен, а быягыма жолотпойм» (Закрыли мою дорогу. Шучу, смеюсь с мужчинами, а сюда не подпускаю.-кырг.) Подумал, что это ее бывшая свекровь постаралась, чтобы она продолжала принадлежать ее сыну , который в первые годы развода и женитьбы на другой еще посещал ее.
Потом я лежал в своей постели и смотрел на нож-финку, висящую в верхней части ковра, повешенного на стену. Вот через этот нож она заговорена от мужчин думал я . Даже собирался вынести его из
дому, когда выходил в туалет, который находился в самом конце двора, но потом почему-то передумал.
Возможно сила заключенная в этом ноже была сильнее меня?! Тогда я об этом и не подумал,
просто передумал выносить и все. Забыл о нем.
Через часа два-три , которые я провел без сна , я ,на всякий случай, еще раз полез на Азимкан. Но опять встретил такое же яростное сопротивление, как в первый раз. После этого, недолго думая, я оделся и собрался уходить. Было четыре часа утра.
Как это обычно бывает с женщинами, Азимкан мне все простила. Расстались мы друзьями : уже
близкими к друг другу людьми.
— Позвони!- были ее последние слова.
— Ладно,- ответил я и продолжил,- не обижайся! Мужчины всегда так поступают. Если бы я не полез
на тебя , другая на твоем месте меня бы посчитала ненормальным, а ты сама какая-то ненормальная, озун
айткандай сенин жолунду тосуп коюшкан.( Как ты сама говоришь , твою дорогу закрыли. -кырг.)
Впрочем , я врал . Мужчины не всегда так поступают. Бывает, что попадается такая женщина, на
которую без ее согласия ты и сам не захочешь полезть, а бывает и такая , на которую тебя и самого не потянет.
Как мудро сказал Болот, мой младший брат: «Женщины бывают разные!»
Заирбек Саша.

Добавить комментарий

Закрыть меню