Когда причащают в церкви

Как правильно причащаться?

Суть Причащения состоит в причастии к Христу, через принятие хлеба и вина, символизирующие соответственно тело и кровь Христовы. Это один из основных христианских ритуалов. Узнать о нем подробнее можно в статье Что такое причастие .

Очень важно знать, как правильно причаститься в церкви. Начать можно с чтения правил ко святому причащению, чтобы лучше во всем разобраться или прочитать здесь основные правила. Причастие может получить любой крещенный православный христианин.

Подготовка к причастию

  • Перед причастием необходимо соблюдать строгий пост, а это значит, что нельзя употреблять в пищу не только мясо и рыбу, но и яйцо и молочные продукты. Следует также избегать супружеской близости. Желательно не смотреть фильмы и телевизионные программы, не слушать радио и не читать художественную и развлекательную литературу.
  • Перед причастием стоит уделить особое внимание молитве. Обязательно помимо утренней и вечерней молитв найти время и в течение дня. В свободное время читать духовную литературу. Желательно посещать Богослужения.
  • Перед причастием нужно обязательно исповедаться, поэтому следует заранее узнать, когда проходит исповедь в том храме, где вы собираетесь причащаться. Но грехи свои следует вспоминать не только во время исповеди, но и все прочее время. И не только вспоминать, но и искренне каяться в них, а если это возможно, то и исправлять (просить прощения, помогать ближним). Значение исповеди не столько в том, чтобы загладить грехи прошлого, сколько в том, чтобы не грешить в настоящем, и в следующий раз в подобной ситуации поступить правильно, по-доброму. Также о исповеди и причащении можно прочесть в статье Как правильно исповедаться и причаститься .
  • Ни в коем случае нельзя причащаться, находясь в смертном грехе и не раскаиваясь в нем — это считается еще большим грехом и делает только хуже.

Причастие

Теперь рассмотрим само причащение, правила необходимые к соблюдению во время ритуала:

  1. Когда царские врата открываются, священник и дьякон выходят на амвон с чашей, совершается земной поклон.
  2. Причащение происходит по очереди. В начале священнослужители, после них монахи, а за тем и миряне: дети, мужчины и за ними женщины.
  3. Подходить к амвону нужно с правой стороны.
  4. Перекреститься и, сложив руки крестом на груди, правой сверху и подойдя к священнику, назвать имя, полученное при крещении.
  5. Священник, читая молитву, ложицей подаст священные дары, которые нужно съесть.
  6. Дьякон отирает уста причастившегося, после чего причастившийся, не прикасаясь руками, целуют край чаши.
  7. После этого проходят к столику с запивкой, съедают кусочек просфоры и запивают красным вином. После чего можно приложиться к иконе.
  8. Только после этого можно начать разговаривать.
  9. В конце литургии верующие прикладываются к кресту и читают Благодарственные молитвы по Святому Причащению .

Маленьких детей можно причащать сразу после крещения, на амвон к священнику их подносят на руках. И держат на правой руке во время принятия ребенком святых даров.

Если верующий из-за болезни не может сам прийти на причастие, то священник может причастить его в больнице или дома.

Святые дары за ритуал можно принять только один раз, даже если причащают из нескольких чаш.

Если у вас еще остались вопросы, вы можете прочитать статью Как причаститься в церкви .

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53)

Что такое Причастие? Почему Оно так жизненно необходимо для христиан? Эти вопросы задаёт себе каждый, кто только только начинает приобщаться к христианскому миру, и очень важно найти ответ на них, чтобы в самом начале этого пути, причастие не стало простой формальностью ради галочки.

Причащение святых Тайн — есть таинство, установленное Самим Господом для нашего духовного спасения и приобщения к жизни вечной. Накануне Своих страданий и смерти Иисус на вечери взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28).

По учению Православной Церкви, каждый христианин во время Причастия таинственным образом, непостижимо для нашего разума, соединяется со Христом, так как в каждой частице Причастия содержится весь Христос. В своей беседе с иудеями Спаситель говорил: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем , или Я есть хлеб жизни . (Евангелие от Иоанна, гл. 6) В данном случае Господь имел ввиду не земную жизнь, а жизнь вечную, жизнь после смерти. Именно поэтому, причащающийся Святых Тайн Господних имеет надежду на спасение, надежду на воскрешение в свой последний день.

Существует несколько правил, которые должен соблюдать готовящийся к этому Святому Таинству. К Причастию нельзя приступить без предварительного очищения себя через покаяние в исповеди священнику (более подробно см. в разделе Исповедь ), к которому нас подготавливает пост, помогая преодолеть духовную вялость. Без исповеди никто, кроме младенцев до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению. Желающие достойно причаститься Святых Христовых Таин должны за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать богослужения. Перед днем Причащения надо обязательно быть на вечерней службе. Дома прочесть каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, а ткаже Последование ко Святому Причащению. 2-3 дня соблюдать пост, воздерживаясь от употребления мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а во время строгого поста и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность. Курящим и пьющим необходимо на эти дни полностью отказаться от курения и употребления спиртного. К Причастию нужно приходить строго натощак. Нельзя принимать не только пищу, но и пить воду. Исключением являются дети до 6-7 лет.

Как правильно себя вести у Святой Чаши? Каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь:

  • перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее;
  • когда открываются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, при этом правую руку кладут поверх левой, и с таким сложением рук причащаются. Отходя от Чаши, руки не разнимают;
  • подходить нужно с правой стороны храма, а левую оставлять свободной;
  • первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;
  • женщинам перед Причащением нужно стереть губную помаду;
  • подойдя к Чаше, громко и отчетливо называйте свое имя.Принять Святые Дары, а нижний край Чаши, как ребро Христово, поцеловать;
  • нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;
  • у Чаши креститься запрещено, так как, поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;
  • отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконе и разговаривать;
  • если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, то принимать Их можно только из одной. Причащаться дважды в день нельзя;
  • в день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленнопирклоненных молитв в день Святой Троицы;
  • придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причастии, если их читают в храме по окончании службы, то надо прослушать молитвы там.

Сколько раз в году необходимо причащаться? На этот вопрос церковь точного ответа не дает. В разные времена были разные традиции. Христиане первых веков старались причащаться ежедневно, а вот в XIX веке многие российские христиане считали Причастие предсмертным напутствием, что является суеверием. Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения священникам, духовникам. Разные священники благославляют по-разному, но каждому по мере его сил.

Исповедь (покаяние) — одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть вязать и разрешать своим преемникам — епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: Я не убиваю, не ворую, непрелюбодействую, так в чем же мне каяться? Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

— Неблагодарность Богу.

— Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

— Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

— Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

— Клятва именем Господа.

— Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

— Мысли о самоубийстве.

— Игра в карты и прочие азартные игры.

— Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

— Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

— Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

— Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

— Нарушение обетов, данных Богу.

— Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

— Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

— Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Грехи против ближних

Православная вера предполагает обязательное участие христиан в церковной жизни. Но просто хождения в храм каждое воскресенье не будут иметь большого смысла, если человек не участвует в полноте церковной жизни, не становится единым телом с Церковью. Как же это можно сделать?

Нам дана великая радость, через которую мы можем по-настоящему соединиться с Господом, и которая вмещает в себя весь смысл христианства — это Таинство Причастия. Почему оно так важно и как правильно к нему приступать? Разберем в этой статье.

Что такое Причастие Святых Христовых Таин

Описание первого Причастия мы видим в самом Евангелии, когда Господь давал своим ученикам благословленный хлеб и вино, заповедуя так поступать вовек.

Иисус с учениками на Тайной вечере

Это одна из важнейших цитат в Евангелии от Луки, в которой идет речь об установлении самим Господом нашим Иисусом Христом великого Таинства Евхаристии (что в переводе с греческого означает «благодарение»). Описанные в Евангелии события произошли в Великий Четверг, на Тайной вечери, совсем незадолго до крестной смерти Христа и Его последующего воскрешения.

Значение Причастия для православного человека огромно и оно не может быть сравнимо ни с какими другими правилами, обрядами или традициями нашей церкви. Именно в этом Таинстве человек имеет возможность воссоединения с Богом не только духовно (как в молитве), но и физически. Можно сказать, что Евхаристия — это возможность воссоздания духовной сущности человека, это возможность уловить незримую связь между Создателем и творением.

Тайну Евхаристии невозможно постичь простым человеческим умом, но ее можно впустить через сердце и душу. Причастие неразрывно связано с Жертвой, которую принес Господь на Кресте. Через пролитие Его Святой Крови человек получил искупление своих грехов и возможность наследовать вечную жизнь. В Таинстве Причастия на каждой службе приносится бескровная жертва, и человек вживую соприкасается с самим Богом.

Важно! Причастие не является каким-то символическим воспоминанием о Тайной вечери, как часто можно услышать у протестантов.

Православие учит, что Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина. Известный богослов и профессор А. И. Осипов поясняет, что во время специальных молитв, которые произносятся священником в алтаре, происходит соединение двух различный природ — физической и духовной.

В физическом смысле мы вкушаем хлеб и вино, но в то же время они несут в себе абсолютно реального и живого Бога. Это сложный богословский момент, который не всегда понятен простым верующим, но именно это основа православия. Причастие — это не обряд, не символ и не форма. Это настоящий, живой Господь, Которого мы в буквальном смысле слова впускаем в себя.

В практическом смысле данное Таинство выглядит следующим образом. Священник в алтаре читает специальные молитвы, во время которых из освященной просфоры вынимаются частички с поминовением тех, чьи имена были поданы в записках. Эти частички складываются в специальную Чашу и заливаются вином. Все это священнодейство сопровождается специальными молитвами. После освящения, Тело и Кровь Христову выносят перед алтарем и люди, которые готовились, могут приступить к Причастию.

Для чего нужно причащаться

Часто в околоцерковной среде можно услышать мнение, что если человек молится, соблюдает заповеди, старается жить по совести — то этого достаточно, чтобы считаться хорошим христианином. Чтобы считаться, может, и достаточно, но вот для того, чтобы быть настоящим христианином, нужно больше.

Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина

Можно привести такую аналогию: вот человек любит кого-то. Любит сильно, искренне, всей душой. О чем будут все помыслы любящего? Правильно — о том, как соединиться с любимым, быть с ним вместе каждый миг и каждый час. Так же и с Богом — если мы христиане, то мы любим Его всей душой, и стараемся выстроить свою жизнь так, чтобы быть всегда рядом с Ним.

И вот сам Господь дарует нам великое Чудо — возможность вмещать Себя в наши грешные тела. Вмещать так часто, как только мы этого захотим. Так можно ли нас называть верующими, если мы сами будем отказываться от этой встречи, избегать ее? Зачем тогда нужно все остальное, если Живого Бога мы не признаем?

Все святые отцы нашей церкви в один голос твердили о важности Причастия для жизни православного человека. Даже те из монахов, которые вели уединенную отшельническую жизнь, периодически выходили к братии, чтобы поучаствовать в Евхаристии. Для них это делание было естественной потребностью души, как дыхание, еда или сон для тела.

Важно! Нужно стремиться так глубоко впитать в себя Причастие, чтобы оно стало неотъемлемой частью духовной жизни христианина.

Нужно понимать, что все Таинства церкви — это не строгие правила, введенные Богом для нашего укрощения. Все это инструменты нашего спасения, которые необходимы самому человеку. Бог всегда стоит рядом с каждым человеком и всегда готов войти в его душу. Но сам человек своей жизнью не пускает в себя Господа, гонит Его, не оставляет для Него места в своей душе. И путь православной церковной жизни с обязательным участием в Таинствах — это способ открыть свою душу Богу, чтобы он смог там поселиться.

Практика причащения: подготовка, частота, особенности

Самое большое количество вопросов у верующих вызывает практическая сторона участия в полноте церковной жизни. Поскольку православие — это не формальная вера запретов, существует большое количество различных мнений и подходов к Причастию.

Важнейшим таинством православной церкви является причастие

Некоторые священники также могут давать различные рекомендации на этот счет, исходя из своего пастырского опыта и пользы для конкретного человека. Не стоит смущаться такому большому количеству различных мнений. В сути своей они сводятся к одной цели — чтобы человек достойно впустил Господа в свою жизнь.

Что касается официальной позиции Церкви по вопросам участия верующих в Евхаристии, то существует специальный документ, который проясняет все основные моменты. Он носит название «Об участии верных в Евхаристии» и подписан представителями Архиерейского Совещания РПЦ в 2015 году.

Согласно этому документу, частота, правила подготовки и другие требования к верующим перед и после принятия Христовых Таин определяются духовными наставниками исходя из особенности жизни конкретного человека. Рассмотрим ниже особенности причащения современных христиан.

Как правильно готовится к Таинству?

Причастие является очень важным и ответственным моментов в духовной жизни, поэтому требует особого приготовления. Как мы готовимся к каким-то особым дням в мирской жизни, так должны выделить время и на подготовку ко встрече с Богом.

Согласно правилам нашей Церкви, перед Причастием всем верующим полагается пост и специальное молитвенное правило. Пост нужен для того, чтобы немного усмирить нашу плоть, угасить ее страсти и подчинить духовным потребностям. Молитва призывает нас на диалог с Господом, на общение с Ним.

Перед Причастием всем верующим полагается специальное молитвенное правило

Если взять православный молитвослов, то там можно увидеть, что перед принятием Святых Христовых Таин верующим необходимо прочесть специальное правило. В него входит Последование ко Святому причастию, а также несколько канонов и акафистов. Эти молитвы принято читать помимо основных утренних и вечерних молитвенных правил.

Новоначальному христианину, который впервые в жизни решил поучаствовать в Евхаристии, может показаться очень сложным вычитать такой большой объем молитвенных текстов. Кроме того, такой непосильный труд приведет к унынию, большой усталости и непониманию смысла.

Важно! Любые молитвы, в том числе и подготовительные к Причастию, нужно читать внимательно, сердечно, пропуская через свою душу каждое слово. Совершенно неприемлемо механическое вычитывание в погоне за большим объемом.

Поэтому человеку, который впервые решил причаститься, нужно посоветоваться с опытным священником по поводу посильного объема молитв. Гораздо лучше прочесть небольшое правило, но со вниманием, нежели вычитать все, но совершенно не понимая, о чем идет речь.

О посте

Пост является воздержанием от вкушения продуктов животного происхождения, а также ограничением праздности, развлечений и веселья. Не нужно думать, что пост — это унылое состояние запрета на все радости в жизни. Наоборот, пост как раз и помогает человеку очистить свою душу для того, чтобы в нее могла вместиться настоящая Радость Божья.

Мера поста перед Евхаристией также индивидуальна, как и молитвенное правило. Если человек раньше не имел опыта ограничения, то бессмысленно налагать на него недельный пост перед Причастием. Это приведет только лишь к тому, что человек сорвется, все бросит и вовсе передумает ходить в храм.

Важно! Общепринятой является практика, когда перед Причастием верующие держат трехдневный пост. Кроме того, идти в храм нужно натощак и до вкушения Тела и Крови Христовой не есть и не пить ничего другого.

Количество дней поста может меняться в зависимости от частоты причащения. Если человек редко приступает к Таинству, например, несколько раз в год, или раз в пост — то, конечно же, говенье может быть более длительным (от нескольких дней до недели). Если же человек ведет насыщенную духовную жизнь и старается причащаться каждое воскресенье или каждый поход в храм, у него просто не получится говеть так долго.

Перед Причастием верующие держат пост

Для православных христиан, которые очень часто участвуют в Евхаристии, допустимо сокращение поста до одного дня накануне. В любом случае, такие вопросы желательно решать не самостоятельно, а по совету с опытным священником. С одной стороны, важно не брать непосильных подвигов, а с другой — не лениться. Внимательный духовник сумеет определить правильную грань.

Исповедь

Несмотря на то, что исповедь является отдельным Таинством, она неразрывно связана с Евхаристией. Православная традиция всегда базировалась на обязательности исповеди перед принятием Святых Христовых Таин.

Исповедь перед причащением вполне логично объяснима, ведь даже ожидая гостей к себе домой, мы наводим порядок и убираем грязь. Как же мы можем впустить в себя Господа, не очистив перед этим свою душу покаянием?

Важно! Многие святые отцы предостерегают, что если человек не чувствует внутренней потребности в частой исповеди, то он находится в состоянии духовного сна.

Исповедь, когда она сопровождается искренним покаянием, вычищает душу, снимает бремя тяжелых грехов. Человек избавляется от всего лишнего и может впустить в себя Господа. Исповедь необходима каждый раз, когда человек приступает к Евхаристии, вне зависимости от ее частоты.

Послабления в подготовке

Несмотря на строгость всех необходимых подготовительных моментов, некоторым верующим можно послаблять правила. Так, больным людям можно сократить или вовсе отменить евхаристический пост, если по состоянию здоровья они не могут обходиться без пищи.

К примеру, при сахарном диабете человек должен получать пищу строго в определенное время. Что же делать, если утром верующий не может отправиться в храм натощак? Конечно же, лучше поесть немного, чем лишить себя Бога.

А также определенные послабления разрешены беременным и кормящим матерям. Они и так несут телесный подвиг, и нет необходимости усиливать его. Маленьким детям до 7 лет разрешается причащаться без поста и каких-либо специальных приготовлений.

Старые люди, по немощи своей, также могут попросить у священника разрешения на уменьшение количества молитв или дней поста. Суть подготовки — не утомить себя отсутствием привычной пищи и очень длинными молитвами, а, напротив, напитать радостью от будущей встречи с Богом.

Очень важно приступать к принятию Святых Христовых Таин не формально, а понимая, что мы соприкасаемся с великим Чудом. Искренний, сердечный подход способен подарить человеку большие духовные дары и чувство присутствия Бога в жизни.

Как подготовиться к исповеди и Причастию

Признаки глагола у причастий (страдательное, действительное)

Раз уж причастие называют особой формой глагола, то оно должно иметь и соответствующие отглагольные признаки.

Среди них:

  1. Вид. Все глаголы делятся на совершенные и несовершенные. Они отвечают соответственно на вопросы «Что сделал (совершил)?» и «Что делает?». И точно так же разделяются причастия. Для них вопросы видоизменяются в «Что сделавший?» и «Что делающий?»

    ЖИТЬ – ЖИВУЩИЙ, ПЕТЬ – ПОЮЩИЙ (несовершенный вид)
    РАЗБИЛ – РАЗБИВШИЙ, ОПЛАТИЛ – ОПЛАТИВШИЙ (совершенный вид)

  2. Время. Глаголы, как известно, употребляются в трех временах – прошедшем, настоящем и будущем. А у причастий, как мы уже сказали выше, есть только два из них.

    ЛЕТАЮЩИЙ, ПЬЮЩИЙ – настоящее время
    БРОСИВШИЙ, ОТСТУПИВШИЙ – прошедшее время

  3. Залог. По этому признаку глаголы и причастия имеют действительную форму и страдательную. Их можно различить так – в первом случае что-то делает конкретный человек или предмет, а во втором (страдательное причастие) над человеком или предметом совершаются какие-то действия.

    УСНУЛ – УСНУВШИЙ (ребенок), ОПАЛ – ОПАВШИЙ (лист) – действительная форма
    ЧИТАЮТ – ЧИТАЕМАЯ (книга), ЗАБИЛИ – ЗАБИТЫЙ (гвоздь) – страдательная форма

    Подробнее про действительные и страдательные причастия смотрите в этом видео:

  4. Возвратность. Глаголы и причастия отличаются наличием суффикса «-ся». Если он есть, то это возвратная форма, если нет, то невозвратная.

    КУСАТЬСЯ – КУСАЮЩИЙСЯ, СКЛОНИТЬСЯ – СКЛОНИВШИЙСЯ (возвратная форма)
    СТОЯТЬ – СТОЯЩИЙ, ЗЕЛЕНЕТЬ – ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ (невозвратная форма)

  5. Переходность. Переходными глаголами и причастиями называют те, которые оказывают непосредственное влияние на существительное. А если этого нет, то у них соответственно непереходная форма.

    ПРЕВОСХОДИТЬ – ПРЕВОСХОДЯШИЙ (кого-то), ВЕЗТИ – ВЕЗУЩИЙ (кого-то) – переходная форма
    СМЕЯТЬСЯ – СМЕЮЩИЙСЯ (сам по себе), СТОЯТЬ – СТОЯЩИЙ (где угодно) – непереходная форма

Как отличить причастие от прилагательного

Простейшей способ отличия причастия от прилагательного показан на рисунке внизу.

Прилагательные показывают просто признак предмета (существительного). Например, «БЕЛЫЕ РОМАШКИ». А причастия показывают признак предмету по действию. Например, «ЦВЕТУЩИЕ РОМАШКИ».

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

Это, пожалуй, самый сложный для понимания момент. Например:

  1. БЛЕСТЯЩИЙ ОГОНЕК (причастие), а БЛЕСТЯЩИЙ АКТЕР (отглагольное прилагательное)
  2. ЦВЕТУЩИЙ САД (причастие), А ЦВЕТУЩИЙ ВНЕШНИЙ ВИД (отглагольное прилагательное)
  3. ПОТУХШИЙ КОСТЕР (причастие) и ПОТУХШИЙ ВЗГЛЯД (отглагольное прилагательное)

Как же быть? Ведь слова абсолютно одинаковые и при этом являются разными частями речь. Все эти слова образованы от глаголов. Как же быть? Запомнить правило:

Причастия имеют только прямое значение. В переносном значении они не употребляются. Поэтому любое причастие можно заменить сочетанием слова КОТОРЫЙ и глаголом, от которого оно образовано.

А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательным.

Например, причастие во фразе «БЛЕСТЯЩИЙ ВДАЛИ ОГОНЕК» можно заменить на «ОГОНЕК, КОТОРЫЙ БЛЕСТИТ ВДАЛИ». Ну, а «ЦВЕТУЩИЙ САД» — это «САД, КОТОРЫЙ ЦВЕТЕТ».

Прилагательное же во фразе «БЛЕСТЯЩИЙ АКТЕР» можно заметить только синонимом, например, «ТАЛАНТЛИВЫЙ АКТЕР».

Правила написания причастий

С правильным написанием причастий у многих школьников на экзаменах возникают определенные трудности. Особенно, если речь идет о суффиксах «-Н-» и «-НН-» и частицы «НЕ-«.

Правописание в суффиксах -Н- и -НН-

Сдвоенные буквы «НН» пишутся в причастиях в следующих случаях:

  1. если причастия имеют совершенный вид, например, РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА;
  2. если имеется любая приставка, кроме «НЕ», например, ПРОЧИТАННАЯ КНИГА;
  3. если имеется зависимое слово, например, РАНЕННЫЙ САБЛЕЙ БОЕЦ;
  4. если слова оканчиваются на «-ёванный» или «-ованный», например, МАРИНОВАННЫЙ ОГУРЕЦ.

Для последнего правила есть несколько исключений. Так, слова КОВАНЫЙ (забор) и ЖЁВАНЫЙ (кусок) пишутся с одной буквой «Н», так как в данном случае речь идет не о суффиксах, а о части корня слов.

Одна буква «Н» пишется в причастиях, если:

  1. они относятся к кратким, например, МЯСО СЪЕДЕНО;
  2. нет никакой приставки, например, КРЕЩЕНЫЙ МЛАДЕНЕЦ;
  3. отсутствует зависимое слово, например, РАНЕНЫЙ БОЕЦ (сравните с тем, что было чуть выше);
  4. есть приставка «НЕ», например, НЕОБДУМАННОЕ РЕШЕНИЕ.

И также есть определенные слова-исключения. В них нет приставок, но пишутся они все равно с двумя буквами «НН»:

прощенный, купленный, плененный, лишенный, данный, брошенный, обиженный, решенный, виденный, обещанный, читанный, рожденный, пойманный.

А есть так называемые парные причастия, в которых одновременно может писаться и одна и две буквы «Н». И все зависит от контекста. Конкретного правила здесь нет, надо эти пары просто запомнить:

КОНЧЕННЫЙ (в срок отчет) – КОНЧЕНЫЙ (человек)
НАЗВАННЫЙ (выше по тексту) – НАЗВАНЫЙ (брат)
ПОСАЖЕННЫЙ (цветок) – ПОСАЖЕНЫЙ (отец на свадьбе)
ПРИДАННЫЙ (чему-то) – ПРИДАНОЕ (невесты)

Правописание с приставкой НЕ-

«НЕ» пишется слитно в причастие, если:

  1. нет противопоставления или зависимых слов, например, НЕЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА;
  2. имеется приставка «НЕДО», например, НЕДОСЧИТАВШИЙСЯ ЗАРПЛАТЫ;
  3. причастия просто не могут употребляться самостоятельно, например, НЕГОДУЮЩИЙ или НЕНАВИДЯЩИЙ.

А раздельно приставка «НЕ» с причастиями пишется в следующих случаях:

  1. если есть зависимое слово, например, НЕ ЗАМЕЧЕННАЯ НИКЕМ ОШИБКА (сравните с тем, что было чуть выше);
  2. если есть противопоставление, например, НЕ ЗАМЕЧЕННАЯ, А ПРОПУЩЕННАЯ ОШИБКА;
  3. если причастия краткие и в страдательной форме, например, ОШИБКА НЕ ЗАМЕЧЕНА.

Вместо заключения

А есть еще в русском языке такое понятие, как деепричастие. Так называют добавочное действие к основному глаголу. Например:

ШЕЛ НАКЛОНЯСЬ
ДУМАЛ ПЕЧАЛЯСЬ
УПАЛ УДАРИВШИСЬ

Кстати, по поводу деепричастия также идут у лингвистов споры на тему, чем его считать – самостоятельной частью речи или еще одной формой глагола.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Виды причастий

Вид у причастий является неизменяемой и постоянной грамматической категорией, унаследованной от глагола. В русском языке выделяют два вида причастий: совершенные и несовершенные. В данной статье приведены особенности каждого вида с наглядными примерами.

Грамматическая категория вида у причастий является постоянным и неизменяемым признаком, который перешел от глагола. Выделяют два вида причастий: совершенный и несовершенный.

У всех причастий сохраняется вид того глагола, от которого они были образованы.

Примеры: петь – поющий (НСВ), напоминать – напоминавший (НСВ), сломать – сломанный (СВ), рассказать – рассказанный (СВ).

У причастий вид и время тесно связаны с категорией залога. Выделяют действительные причастия СВ и НСВ настоящего и прошедшего времени, а также страдательные причастия СВ и НСВ настоящего и прошедшего времени.

Настоящее время Прошедшее время
Действительные причастия несовершенного вида знающий, живущий, переставляющий обнимавший, терявший, убиравший
Действительные причастия совершенного вида вспомнивший, отдавший, выполнивший
Страдательные причастия несовершенного вида пришиваемый, напеваемый, изготавливаемый мытый, читанный, рисованный
Страдательные причастия совершенного вида построенный, раскрашенный, накрытый

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Совершенный и несовершенный вид глагола
  • 2. Что такое причастие в русском языке?
  • 3. Причастие как особая форма глагола
  • 4. Причастие совершенного вида

Добавить комментарий

Закрыть меню