Когда лучше освятить крестик

Содержание

Освятить крест можно только в храме: план из 5 шагов

Как освятить крестик? Освятить нательный крест можно только в храме. Но нужно знать, в каком случае его нужно освящать, а в каком это просто не требуется.

Если вы купили крестик в церковной лавке, скорее всего это лавка работает от какого-то ближайшего храма, значит, скорее всего, крест уже освящен. Но чтобы быть уверенным и не переживать попусту, эту информацию нужно уточнить у продавца.

Но бывает итак, что лавки работают не от храмов, а просто от какого-либо магазина, тогда крестик нужно будет освятить после покупки.

Если же вы купили крест в ювелирном магазине, то его обязательно нужно отнести в церковь для освящения.

Многие спрашивают, а можно ли носить не освященный крестик крещеному? Ответ нет! Носить нательный крест можно только освященный.

Также как нельзя крещеному человеку одевать крест. Только после крещения человек может одеть на себя крест как символ христианской веры.

Святить нательный крест дома самому нельзя!

Многие спрашивают можно ли освятить крестик дома? Ответ нет. Сами вы не сможете это сделать, если вам некогда идти в храм, вы можете пригласить священника домой для освящения креста.

Как же освятить крестик, купленный в магазине? Что нужно сделать?

  1. Нужно прийти в храм после утренней или вечерней литургии;
  2. Подойти к священнику и попросить его освятить крест;
  3. Внести посильное пожертвование или спросить в свечной лавке, сколько стоит это сделать;
  4. Батюшка осматривает крест по всем православным канонам и говорит, подходит он для ношения или нет (иногда бывает так, что священник не допускает крест для освящения);

4 гвоздями прибит Спаситель на православном кресте, а у католиков 3 гвоздями

Во-первых, батюшка осматривает изображение креста, православный он или нет. Наш крест и крест других религий заметно отличается в распятии.

На православном кресте Спаситель прибит 4 гвоздями, а у католиков 3 гвоздями.

Католический крест. Обратите внимание, католики считают, что Спасителя прибили тремя гвоздями

Во-вторых, он узнает, где именно покупался крест. Если в церковной лавке, то такие кресты уже не нужно освящать.

  1. Если крест подходит, то батюшка уносит его в алтарь, где уже и освящает.

Многих также интересует, сколько будет стоить освящение крестика? Как указано выше, человек вносит посильное пожертвование, это значит, что в данном храме не установлена определенная цена за освящение.

Сколько стоит освятить крест — нужно узнавать только в храме.

Поэтому это может быть и 50 рублей и 150, столько, сколько вы сможете за это дать. Но в таком случае лучше не скупиться.

А в некоторых храмах есть специальные цены на освящение серебряного и золотого креста. Серебряный крестик освятить будет в пределах 500 рублей, а золотой около 1000 рублей.

В любом случае уточнять эту информацию нужно в том храме, где вы собираетесь освящать крест.

Если у вас возникнет вопрос, как освятить крестик с цепочкой, и нужно ли освящать цепочку для крестика? То ответ прост.

Освятить цепочку вместе с крестом – можно. Также можно освятить только один крест

Есть крестики, которые неотделимы от цепочки, а куплена вместе и носятся только так — в таком случае крестик освящается с цепочкой. Это можно!

Если же крестик можно снять с цепочки — значит можно освятить и без него.

По сути это решает сам человек, как он захочет. Если вы хотите чтобы у вас и крест и цепочка были освящены, то можно освятить все вместе.

Как освятить крестик хорошо рассказывает священник Андрей Ткачев в видео

Крест освящает в алтаре священник — он читает над ним молитвы

Когда можно освятить крест? Прийти можно в любой день после вечерней или утренней службы. Если в этот день батюшка занят, то с ним можно договориться на любой другой день, когда он скажет.

Если, например вас это не устраивает, и вам нужно срочно освятить крестик, то можете пойти в другой храм, если есть возможность.

В алтаре крестик проходит чин освящения.

До освящения крестик не одевается! Как проходит освящение крестика в церкви? Как освящают крест?

Священник забирает крестик с собой в алтарь и там читает над ним молитвы. Крестик проходит, как правильно называется, чин освящения.

Диакон лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Помогает священнику в освящении крестика

В освящении священнику помогает чтец, которые читает молитвы и диакон.

Чин освящения:

Священник кладет крест на престол.

Священник

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец

Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Далее чтец читает молитвы – Царю Небесный, Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш.

Священник

Яко Твое есть Царство и сила слава Отца и сына и Святаго Духа Ныне и Присно и во веки веков

Чтец

Аминь.

Далее поются тропари, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, глас 4: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу. И ныне и присно и во веки веков, глас 6: Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти, ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя . Дьякон

Господу помолимся.

Чтец

Господи, помилуй.

Далее священник читает молитву:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, на Древе Крестном волею спасения нашего ради пригвоздитися восхотевый, и пречестною Своею Кровию сие освятити изволивый, и Крестом Своим от работы вражия мiр искупивый, и древнее рукописание врага нашего диавола Крестом растерзавый, и род человеческий от мучительства его тем свободивый, Тебе смиренно молим: призри милостивно на знамение сие Крестное, и низпосли Божественное Твое благословение и благодать, и подаждь ему силу и крепость, яко да всяк, иже в воспоминание спасительных Твоих страстей, и животворныя Твоея смерти, и в сохранение и в защищение души и тела на себе носити будет, небесное благословение и помощь в нем прияти сподобится. И якоже жезл Ааронов, к отражению сопротивных неверствия, и испражнению волшебных мечтаний благословил еси: сице и сие знамение Крестное благослови, и сопротив всем кознем диавольским Твоего заступления помощь в не влей, яко да всякому на себе носящему е, защищение и соблюдение от всякаго зла души и тела спасительное, и в умножение в нем духовных Твоих дарований, и христианских добродетелей Твоею благодатию будет. Ты бо еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу, благодарение и поклонение возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Чтец

Аминь.

Священник

Мир всем.

Чтец

И духови твоему.

Дьякон

Главы ваша Господеви приклоните.

Чтец

Тебе, Господи.

Далее священник склоняет свою голову и читается молитва для освящения крестика:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, в высоких живый и на смиренныя призираяй, Твои раби недостойнии своя Тебе приклонихом выя сердца нашего и телесе, и смиренно молим Тя, посли небесное Твое благословение на знамение сие Крестное, и в окроплении священныя воды исполни е Твоея силы и крепости, к прогнанию и разорению всякия диавольския козни. Всякому же носящему на себе сие, верному рабу Твоему, даждь быти защищение души и тела, от лица враг видимых и невидимых и от всякаго зла, и в умножение Твоея благодати. Ты бо еси освящение наше, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Чтец

Аминь.

Священник окропляет святой водой крестик и читает трижды такую молитву:

Благословляется и освящается знамение сие Крестное окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Затем выходит из алтаря и отдает крестик тому человеку, кто его принес. Только после этого можно одевать и носить крест.

Освятить икону и кольцо можно тоже только в храме

Очень многие спрашивают, как освятить икону, в домашних условиях? Ответ точно такой же, только в храме. Сам человек этого сделать не сможет.

Проще всего, как и советуют священники, приобретать иконы, крестики — только в храме или церковной лавке.

Также некоторые предпочитают вышить икону своими руками. Что же тогда делать? Без освящения это просто картина и ничего больше.

Необходимо также прийти в храм и освятить ее. Она пройдет тот же чин освящения, что и крестик.

Только после освящения вышитую икону можно ставить в красный угол, вместе с остальными иконами

Многие также задаются вопросом, как освятить кольцо? Обычно в храм приносят кольца «Спаси и Сохрани». Покупаются как в самом храме, так и в ювелирном магазине. На ваше усмотрение. Порой некоторым не нравится выбор колец, который предлагают в церковной лавке.

Но главное, что нужно понимать, что это не просто украшение, а такая же защита от врагов, как и крестик. Необходимо верить в его силу и знать, для чего вы его носите.

Такие кольца тоже лучше отнести для освящения в храм.

Освящение кольца, так же как и крестика занимается не более 15 минут

В храм можно точно так же прийти после службы и подойти к батюшке, заранее оплатив или внеся посильное пожертвование на освящение колечка.

Что предусмотреть перед покупкой крестика с цепочкой?

Ключевой момент: место приобретения. Продукция, продаваемая через церковные лавки, уже освещена, в повторном проведении обряда не нуждается. Изделия же, продаваемые в других местах, в первую очередь ювелирных магазинах, являются не чем иным, как обычным украшением. Для того чтобы сделать их религиозным атрибутом, придётся провести освящение.

Также нужно учитывать, что у христианства есть несколько ветвей. Разница между конфессиями просматривается не только в религиозных трактатах, но и в отношении священной атрибутики. Так, например, не совпадает количество гвоздей, вбитых в крест, на котором скончался Иисус Христос (речь идёт о нарисованном или материальном представлении жертвенной участи Сына Божьего). У католиков стопы Спасителя прибиты 2 гвоздями, у православных – одним.

Знать подобные нюансы – важно, так как несмотря на то, что католическая и православная конфессии являются разветвлениями одной монорелигии, но это всё же очень разные верования. Нельзя использовать религиозные предметы из одной ветви христианства в обрядах другой. Это в некотором смысле сопоставимо с применением мусульманской атрибутики в православном служении.

В отношении же материалов никаких требований и запретов не существует. Неважно, из чего сделан материальный символ веры в Бога – из металла, дерева, серебра, золота или платины. Имеет значение лишь то, какую он форму имеет, а также кем и как используется. То же самое можно сказать и о цепочке. Уместна как сама цепь, так и верёвка или лента. Главное, чтобы они хорошо и надёжно держались на шее.

Можно ли провести процесс дома и как?

Самый рациональный выход из положения – обратиться в церковь и выяснить, смогут ли местные священнослужители выехать к вам на дом и там провести обряд. Надеяться на помощь стоит, но далеко не каждый приход располагает временем и человеческими ресурсами, требующимися для проведения ритуалов на территории прихожан.

В некоторых храмах за освящение с выездом на дом придётся заплатить, в других попросят принять участие в благотворительности (попросят не приказным тоном, поэтому только вам решать, удовлетворить ли прошение или проигнорировать его). Например, принести одежду или бытовые принадлежности для малообеспеченных людей. Существуют и такие места, где финансовый и материальный аспект полностью исключён из отношений с верующими. Правда, их с годами становится всё меньше, а всё потому, что церковь существует не на налоги, а на пожертвования.

Если так случилось, что священнослужители не смогли оказать содействие, а посещение церкви по той или иной причине невозможно, то стоит брать ситуацию в свои руки. Первое, что нужно сделать – собрать всё необходимое для освящения. Понадобится:

  • молитвенник (лучше подойдёт требник);
  • икона;
  • свечи (3 штуки);
  • святая вода;
  • чаша для святой воды.

Важно! Ритуалы самостоятельного освящения нательного креста православной церковью не признаются и считаются ей еретическим действом, попирающим святость богослужебных канонов. Потому если вы являетесь истовым верующим, то выход из положения нужно искать в приобретении нового креста, уже освящённого (ищите его в церковных и прихрамовых лавках).

Если же вы не придаёте особого значения Священному Писанию и решили покреститься только из-за того, что так принято и все это делают, то можете освятить крестик самостоятельно. В вашем случае не так важно соблюдение правил, сколько сама вера в благостное действие священной атрибутики.

Собрав всё необходимое, постарайтесь заполучить благословение батюшки на проведение обряда. Возможно, при этом придётся рассказать причину, по которой вы решились на самостоятельное освящение. Чаще всего в качестве оной указывают отдалённость храма. Людям, живущим в деревнях и не имеющим возможности часто посещать церковь, священнослужители скрепя сердцем, но всё же дают благословение.

Дальнейшие действия:

  1. расставьте иконы;
  2. зажгите церковные свечи;
  3. налейте в чашу святую воду;
  4. погрузите в воду крестик;
  5. прочитайте трижды «Отче наш»;
  6. перекреститесь;
  7. достаньте, наденьте и не снимайте с себя крест до того момента, как окажетесь в храме и не попросите, чтобы батюшка ещё раз освятил крестик.

Указанный способ освящения не является окончательным. Омовение святой водой и прочтение молитв просто позволяют надеть новый ранее неношеный крестик. В дальнейшем при первой же возможности обязательно попросите священнослужителя провести обряд в соответствии со всеми нормами и требованиями христианской религии.

Этот способ также не подходит тем, кто уже крещён и во время оного события имел на своём теле данный конкретный крест. Причина: во время крещения надеваемый крестик автоматически освящается и не нуждается в каких-либо дополнительных ухищрениях со стороны верующего человека. Указанный метод подходит лишь тем, кто потерял прежний нательный символ веры, а потому был вынужден купить новый.

>Как освятить квартиру, машину или вещь. Можно ли освятить машину

Что нужно сделать, чтобы освятить? Как заказать обряд освящения квартиры или машины?

Зачем нужно освятить жилище, машину, вещи и т.д. ?

Освящение — это благотворное, обновляющее и укрепляющее действие. Зачем нужно освятить вещи? Оно очищает дом, машину и другие вещи от злых черных сущностей. Освещение имеет невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Это действие Божией благодати.
Это не придание вещам каких-то магических свойств, а наоборот очищение этих предметов. Ведь даже новые предметы, пока они изготавливаются или хранятся на складе, могут вобрать в себя негативные явления.

Стоит учесть, что это не 100% услуга за деньги.

Прежде всего, это просьба Богу об очищении и защите. Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Приглашенный батюшка знает, как и какие именно молитвы (прошения) надо прочитать при освящении. Во время освящения не только священник, но и каждый из присутствующих может внести свою лепту в совершение обряда – свою веру и свою молитву.

В чем смысл освящения?

Очищение от негативного и разрушительного, которое может присутствовать в этой вещи. Посвящение этой вещи в ряды вещей, которыми работают и пользуются православные люди. Следовательно, посягательство на эти вещи сущностей может сильно караться Богом. Мы просим Господа чтобы наш дом, транспорт, вещи, еда через благословение Божие помогали нам, защищали, укрепляли наши физические и духовные силы.
Другими словами, это очищение и установление духовной защиты вещи/машины/помещения.

Почему необходимы обряды освящения?

Иоанн Кронштадтский: “Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий”.
Исходя от этих слов, мы, своими нерадивым поведением (курением в освященной машине/квартире, пьянками и т.д.) можем сами же разрушить благодать, данную вещам при освящении.

Может ли освящение не помочь?

Святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (‘артос, антид’ор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских.
Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и безполезна для мнимых христиан”. То же самое можно сказать и об освящении жилища.
То есть освящение – это очищение, но человек своими действиями может сам потом «запачкать освященное жилище или вещь».

Как правильно освятить (например: дом)?

— надо сходить в церковь и договорить об этом или в свечной лавке или с самим батюшкой
В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.
На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

Помимо прочего священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания “всяких сопротивных сил и сатанинских наветов”.

После прочтения молитвы священник окропл яет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь:

“Окроплением вод’ы се’я священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо”. Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: “Благословляется дом сей пом’азанием свят’аго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”.

Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.
Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: “Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего” (Пс. 100, 2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, “в нем благочестно жити хотящих”, от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Почему люди просят освятить квартиру? Что надо делать прежде всего для того, чтобы освящение «правильно работало»?

Освящение жилья

(по рассказам одного священнослужителя) Освящение квартиры и машины – пожалуй, одна из самых распространенных треб в наши дни. Просят освятить разные люди, по разным причинам, с разным отношением к происходящему. Кто-то хочет, «чтобы всё было хорошо», у кого-то «барабашки завелись» или «покойники снятся». Есть и такие, которые понимают, что освящение квартиры, равно как и всякой вещи, – это не универсальное решение проблем, а Божие благословение.
Реальный случай из священнической практики: звонит очень взволнованная женщина и говорит, что у нее дома бесы. Иду освящать, внутренне готовясь к чему-то страшному. Но ничего особенного не вижу.
– В чем же заключается проблема? – спрашиваю я.
– Знаете, ночью лопнули трубы, и так страшно было. Тут явно без бесов не обошлось.
Поговорили, освятил квартиру и объяснил, что в первую очередь надо жить нормальной духовной жизнью – исповедоваться, причащаться, а там Господь сам всё управит.

Как-то раз освящал квартиру, жильцам которой «снились покойники».

Такого количества оккультных предметов на один квадратный метр не видел давно: несколько домовых, куча жаб с деньгами во рту, подковки и всё это на фоне подмигивающих со стен «глаз Фатимы». Да и сами жильцы не причащались лет 15. Перед тем, как освящать это жилье, пришлось провести серьезную «профилактическую беседу», после которой домовые полетели в мусорное ведро, а жильцы исповедовались. Сюда же можно отнести людей, которым надо «почистить квартиру». Эту категорию людей можно узнать по первому же вопросу, будь то звонок по телефону или разговор в храме: «Нам бы надо почистить квартиру». Борются с порчей, сглазом, дурной энергетикой.

Чтобы было хорошо …Это категория гораздо более радостных людей. Как правило, они купили новую квартиру или машину и идут в храм, чтобы батюшка освятил их новое приобретение. Освятил для того, чтобы все действительно было хорошо: машина не попадала в аварии, дом был полной чашей и так далее.

«Что-то случившиеся» – это люди, которые понимают, что есть Бог, что есть духовная жизнь, но прибегают к ним только как к средству защиты от чего-то очень нехорошего в своей жизни. Это категория людей с товарно-денежным отношением к Богу и Церкви: «Ты, Господи, дай нам, обереги нас, защити нас, а мы тебе… ну, свечку поставим». Примерно так.

Можно ли освящать квартиру несколько раз?

Печально, что эта категория людей зачастую отличается «религиозной всеядностью». В своем желании «почистить квартиру» они могут обращаться и к священнику, и к шаману, и еще много к кому. Кстати, именно эти люди пытаются всеми возможными путями освятить свою квартиру несколько раз. Именно поэтому несколько раз уточняю перед освящением, не освящалась ли квартира раньше. Да и не мешает посмотреть по сторонам – вдруг висят крестики от прошлого освящения.

Что самое главное при освящении квартиры?

«Самое главное, что нужно освятить, – самого себя» Освящение жилища – это далеко не самое главное. Господь освящает вещи и предметы, но самое главное, что нужно освятить – самого себя. А освящается человек церковной жизнью, жизнью со Христом и во Христе, то есть с помощью Церкви.

Есть такие люди, которые прекрасно понимают, что освящение квартиры или машины – это правильно. Ведь если мы – православные люди, то должны освящать и самого себя, и то, что нас окружает. Будь то дом, машина, квартира и так далее. Но нужно понимать, что подобное освящение – это не универсальное решение всех проблем, а Божие благословение, и человек сам должен идти навстречу к Богу.

Слова Иоанна Кронштадтского про освящение: «Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».

Освящать или не освящать тем людям, которые далеки от Церкви?

Некоторые батюшки считают, что освящать. Освящать и говорить с ними (проповедь, разъяснение). Ведь если человек пришел в храм и хочет освятить квартиру или машину, пусть даже по какой-то странной причине, то он уже переступил порог храма, он уже пришел.

Некоторые люди только при освящении квартиры первый раз слышат, что быть православным – это, как оказалось, ходить в храм не просто чтобы поставить свечку, а ходить в храм на Исповедь и Причастие. Они узнали, что быть православным – это жить достаточно напряженной духовной жизнью.

Когда нельзя освящать квартиру или вещь?

Нельзя освящать то, что уже было освящено ранее. Нельзя освящать, если человек открыто говорит о своих нецерковных воззрениях и если открыто говорит, что его цель – это эзотерическое «получение хорошей энергетики».

Освящение, любая благодать от Бога, любая святыня – это призыв Бога к человеку. Призыв идти к Нему навстречу. Освящение машины – это всегда призыв проявлять свое христианское мировоззрение, а не просто повесить крестики и иконки. Освятили машину, а потом на пустой трассе увидели машину, застрявшую в снежном заносе. Остановитесь, возьмите трос и помогите бедному человеку. Ведь Вы же освятили свою машину, получили благодать от Бога, а теперь пришло время ее реализовывать и идти навстречу Богу.

Так что же такое освящение. Что будет, если освятить?

Освящение машины

Освящение – это не универсальное решение всех проблем Вашей жизни. Освящение какой-либо вещи – это посвящение ее Богу, т.е. мы должны стремиться служить Богу с помощью этой вещи. Если это квартира, то жить в ней по-христиански, если машина, то постараться помочь ближнем.

Первое, что надо освятить – самого себя. Все мы, православные христиане, призваны к святости. Жить нормальной духовной жизнью: исповедоваться, причащаться – это главная задача православного человека, а затем уже идет освящение всех материальных предметов.

Освящение материальных предметов должно быть. Христианское освящение несовместимо с язычеством в любой его форме. В доме и в машине у православного христианина не может быть никаких языческих символов: ни подковок, ни домовых, ни знаков Зодиака. Все это несовместимо с православием.

Можно ли окропить / освятить дом святой водой самому?

Первый раз жилище крайне желательно освящать именно пригласив Батюшку. Но если вы через время чувствуете потребность «переосвятить» жилище – то можно его окропить святой водой и самостоятельно (если вы крещеный человек)
По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника:
Во Иордане крещ’ающуся Тебе, Господи,/ Тр’оическое явися поклонение:/ Род’ителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голуб’ине/ изв’ествоваше словес’е утверждение./ Явл’ейся, Христе Боже,/ и мир просвещ’ей, слава Тебе.

Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. При окроплении читается следующая молитва честн’ому кресту:

Да воскреснет Бог, и расточ’атся враз’и Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, т’ако да погибнут б’еси от лица л’юбящих Бога и зн’аменующихся кр’естным зн’амением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христ’а, во ад сшедшаго и поправшего силу ди’аволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честн’ый на прогнание всякаго супостата. О пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь

Делимся!

Церковные обряды

Славянское слово “обряд” само по себе означает “наряд”, “одежда” (можно вспомнить, например, глагол “обряжать”). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные – священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов – обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда – свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но “как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником” (преподобный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то магических действий “вынудить” Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: “Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В чем смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т.д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Почему необходимы обряды освящения

Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды. Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные. Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире. Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: “Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей” (Быт. 3, 16-17).

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения “вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии”, в огне и в земле. “Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий”.

Почему так важно освящать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол “голубая икона” диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.

Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, безстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, безконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия влекущие к погибели все новые и новые души.

Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

Спасет ли нас освящение дома само по себе

Святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (‘артос, антид’ор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и безполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.

То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд – остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.

Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божиему.

Чин освящения нового дома

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: “Без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15, 5). И пророк Давид говорит: “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” (Пс. 126, 1).

Наши предки знали об этом. “Без Бога – ни до порога”, – говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.

Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

Как правильно освящать стены дома святой водой?

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы “на основание дому”, содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома. К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы “о хр’амине, стуж’аемой от злых духов” и молитва “над п’ещщю”. Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, “которые терпят козни и напасти злых духов” (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.

На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа “Благословен Бог наш…” и обычных начальных молитв читается 90-й псалом “Жив’ый в помощи В’ышняго…”, в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. “Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему”, – восклицает пророк (Пс. 90, 10).

Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закх’ея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: “Господу помолимся”, “Господи, помилуй”, – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лав’ана приходом в него Иакова, дом Пентефр’ия – приходом в него Иосифа, Аведд’ара – внесенном в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 25-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить “от сопротивных” и умножить “вся благая в доме сем”. В конце молитвы иерей возглашает: “Твое бо есть, еже м’иловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков”. Присутствующие отвечают: “Аминь”.

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва “над п’ещию”. В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).

Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания “всяких сопротивных сил и сатанинских наветов”.

После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: “Окроплением вод’ы се’я священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо”. Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: “Благословляется дом сей пом’азанием свят’аго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”.

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь честн’ому животворящему Кресту Господню, “который есть щит, оружие против диавола и зн’амение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас “ангел погубляющий” (Исх. 12, 23) и… древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243).

В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей “от всякого злаго обстояния” и даровать им изобилие небесного и земного благословения.

Затем священник читает Евангелие (Лк. 19, 1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытар’я (сборщика налогов) Закх’ея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: “Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”. Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: “Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего” (Пс. 100, 2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, “в нем благочестно жити хотящих”, от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Окропление дома святой водой

По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника:

Во Иордане крещ’ающуся Тебе, Господи,/ Тр’оическое явися поклонение:/ Род’ителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голуб’ине/ изв’ествоваше словес’е утверждение./ Явл’ейся, Христе Боже,/ и мир просвещ’ей, слава Тебе.

Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. При окроплении читается следующая молитва честн’ому кресту:

Да воскреснет Бог, и расточ’атся враз’и Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, т’ако да погибнут б’еси от лица л’юбящих Бога и зн’аменующихся кр’естным зн’амением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христ’а, во ад сшедшаго и поправшего силу ди’аволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честн’ый на прогнание всякаго супостата. О пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Псалом 90

1 Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится. 2 Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о. 3 Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна, 4 плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о. 5 Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни, 6 от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго. 7 Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится, 8 об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши. 9 Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е. 10 Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их. 12 На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою; 13 на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.14 Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е. 15 Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о 16 долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает, какое обилие благ заключено в уповании на Бога. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов, начальства и власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

1. Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится.
Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).

2. Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о.

3. Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна,

Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).

4. плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о.

Крилами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его – Христос Бог, оружие – Крест Христов. Как птенцы под крылом к’окоша (наседки), так весь мир под крылом Господа, всех и вся Он согревает – одних духовно, других – вещественной теплотой. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5. Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни,

Стрелой наименовал какую-то нечистую силу, “ангела смерти” (Афанасий).

6. от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго.

Вещь, преходящая во тьме, есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная – есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу, и расстраивающих ее крепость. Срящ – есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).

7. Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится,

В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячи злых стрел – ярости и похоти, а с правой (одесную) – тьмы, то есть десяти тысяч; ибо к сокрушению того, что право в нас, устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).

8. об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши.

Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным и сам увидишь мысленно после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).

9. Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е.

Дух человека Божьего и Дух пророческий, отвечая друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, что тот всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко Ты, Господи, упование мое. За это,- отвечает пророк верному,- ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).

10. Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их.

Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством Ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись Ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия. Под Ангелами разумей также и богоносных мужей и иереев (священников), которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас в жизни от соблазнов, “пон’еже устн’е иер’еовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Вседержителя есть” (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).

12. На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою;

Эти слова и диавол привел Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему, не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой – душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).

13. на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев – тот попирает льва, потому что лев отличается яростью, а кто попирает удовольствие и нечестие – тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд – как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) – это самый огромнейший змей проглатывает людей, быков и волов, по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 3, 4). Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверями. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей, потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий, Кирилл, Диодор).

14. Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е.

Это уже говорит Бог, показывая плод упования – надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. Только “праведник яко лев уповает” (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его? Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума и кто должным образом Ему покорен, а не тот, кто только по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).

15. Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о.

16. Долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим защитником в брани против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушающим и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О слова, преисполненные любви! О слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).

Источник: Москва. “Ковчег” 2004

Как правильно освятить православный крестик, купленный в магазине? Можно ли освятить крестик самостоятельно в домашних условиях? На что нужно обратить внимание при покупке крестика? Обо всем подробнее в данной статье!

Нательный крестик надевают человеку во время таинства крещения. Его нужно носить всю жизнь, не снимая ни при каких условиях. Это видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви. Крестик защищает человека от бед и невзгод на протяжении всей жизни.

Как правило, крестильный крестик носят всю жизнь, однако бывают случаи, когда его приходиться поменять. Человек может его потерять, либо получить в подарок от близкого человека новый.

Крестик, купленный в ювелирном магазине, обязательно нужно освятить. Если же его приобретают в церковной лавке, в этом нет необходимости, так как иконы и крестики там уже освящены.

Для чего нужен нательный крестик

Православный человек не должен снимать крестик, ни при каких обстоятельствах по следующим причинам:

  • Крест – мощнейшая защита от нападок нечистой силы и врагов.
  • Человек, носящий основной символ православной веры, открыто исповедует Христа и проповедует свою веру другим людям.
  • Нательный крестик на протяжении всей жизни оберегает человека, помогает преодолеть искушения и бороться с неприятностями и болезнями.
  • Верующий, нося крестик, уподобляет себя Христу, который нес на Голгофу свой крест. Человек, который не носит крестик, открыто показывает слабость веры, пренебрежение к Господу и православным традициям, отрекается от Бога.

По тому, как верующий относится к своему нательному крестику, можно определить, насколько серьезно он воспринимает веру. Человек, который не носит крест, не может назваться верующим, даже если он постоянно посещает службы в Церкви.

Священнослужители утверждают: на тех, кто отказывается носить крестик, открыто действуют темные силы, из-за чего у них бывает много неприятностей и искушений.

Обряд освящения нательного крестика

В Православной Церкви нательный крестик освящает священник в храме, читая чин благословения креста к ношению на персех, то есть на груди.

Освящается крест только один раз. Повторно делают это, только если он после сильного повреждения был заново восстановлен или вы не знаете, освящался ли он ранее.

Существует несколько правил, которые нужно соблюдать перед и во время освящения крестика:

  • Первым делом нужно выбрать храм, в котором крестик будет освящен. Как правило, это церковь, находящаяся рядом с домом, либо та, куда вы ходите на службы. По окончании богослужения обратитесь к священнику, пообщайтесь и выясните все детали. Если вы хотите присутствовать во время обряда, сообщите об этом священнослужителю.
  • Возможно, освящение крестика нужно будет оплатить. Священник должен осмотреть ваш крест, чтобы определить, соответствует ли он православным канонам.
  • Заранее необходимо купить цепочку или ниточку, чтобы крест сразу после обряда можно было надеть.
  • Когда освященный крестик вынесут, его сразу надевают на себя. Если у вас есть какие-либо вопросы, обратитесь к священнику, выясните все и обязательно поблагодарите.
  • Относитесь к кресту бережно – это символ вашей веры. Сломанный крест ни в коем случае не выбрасывайте – отнесите его Церковь.

Сам обряд освящения прост:

  • Крест кладут на поднос, и священник относит его в алтарь. Там он читает над ним специальные молитвы и окунает в святую воду.
  • Пока священнослужитель освящает крест, верующий может помолиться, поставить свечи о здравии и упокоении.

Можно ли освятить крестик самостоятельно в домашних условиях?

Многие интересуются, можно ли освятить крестик самостоятельно в домашних условиях. Некоторые утверждают, что для этого достаточно окунуть крест в святую воду и прочитать молитву «Отче наш». На самом деле православная церковь не одобряет подобные «ритуалы». Простой мирянин не знает, какие молитвы при этом читать и как правильно это делать. Освящение в домашних условиях допустимо, если вы для этого пригласите священника.

Как правильно носить нательный крестик

Носить символ веры нужно правильно. Священники не рекомендуют меняться нательными крестиками. Этот обычай раньше был особенно распространен в селах. В основном это делали мужчины, которые считали себя близкими друзьями. Таким образом, они как бы «братались», то есть становились практически родственниками. Священники едины в этом вопросе: делать это категорически нельзя. Каждый человек должен нести свой крест в прямом и переносном смысле.

Крестик ни в коем случае нельзя снимать, даже во время купания. Перед тем, как отправить ребенка в детский сад или школу, мать должна обязательно проверить, есть ли на нем крестик. Молодые мамы часто боятся надевать на младенца крестик, боясь, что он может удушить себя веревочкой. Во первых, еще не зафиксировано ни одного подобного случая, а во-вторых эта проблема решается просто: веревочку укорачивают так, чтобы она стала безопасной.

Нательный крестик могут носить только крещеные люди. Человек, не принявший крещение, не является членом православной церкви, поэтому не может носить крестик даже в качестве украшения. Также крест запрещено носить иноверцам. Сегодня, особенно среди молодежи появилась мода носить крестики в ушах и даже пупках. Это категорически недопустимо! Тем самым вы оскорбляете Господа, ведь это символ его жертвы за наше спасение.

Перед тем как помолиться, а также утром и, отходя ко сну, благочестивый христианин целует свой нательный крест. Носят его оборотной стороной к телу, так, чтобы распятие было наружу. Не выставляйте крестик напоказ, даже если он очень красивый и дорогой. Это не ювелирное украшение, а символ вашей веры и защита от всего плохого.

Крестик, приобретенный в магазине, подаренный или найденный на улице нужно обязательно освятить. К этому нужно отнестись серьезно, так как крест с момента крещения сопровождает человека до его последнего дня. Лучше, конечно, приобретать крестик в церковной лавке при любом храме или монастыре.

Истории из жизни, связанные с крестиком

Существует много историй, связанных с ношением крестика. Известны случаи, когда после серьезных аварий оставались в живых те, на ком был крест. Вот только несколько из них.

  1. Одной женщине лезли в голову плохие мысли, мучили ночные кошмары, а в храм идти вообще не хотелось. Однако верующая молилась каждый вечер, прося у Бога избавить ее от воздействия темных сил. Несмотря на то, что женщина была крещеной, крестик она не носила. Поняв, что нужно что-то предпринять, чтобы избавиться от этого, она купила крестик. Как только женщина надела его, злые духи тут же отступили, кошмары перестали мучить, верующая стала часто посещать службы.
  2. В одной семье ребенок постоянно капризничал, постоянно плакал и не мог просидеть без слез и крика хотя бы полчаса. Верующие родители постоянно молились за малыша. Однако не было ни одно дня, чтобы ребенок был спокоен. Родители решили окрестить мальчика. Они пришли в церковь, приобрели крестик. Когда таинство крещения было завершено, а нательный крестик надели на малыша, он успокоился и даже начал улыбаться.

Крестик – это не украшение или аксессуар, как его воспринимают сегодня многие. Это неразрывная связь с Господом.

Добавить комментарий

Закрыть меню