Казанский собор на красной площади фото

Иконы Божией Матери.

«Ахтырская»

Икона была обретена в 1739 г. в Ахтырке Харьковской губернии, и прославилась несколькими исцелениями от лихорадки.

С 1751 г. почитается как чудотворная.

Икона считается также Покровительницей детей, и хранилась в ахтырском Покровском соборе, в 1917 г. — утрачена.

Чтимая икона находится в храме Воскресения Словущего на Арбате.

«Богоматерь – Древо государства Российского»

Икона написана в 1668 г. царским иконописцем Симоном Ушаковым. В центре иконы образ Владимирской Божией Матери как прекрасный цветок на древе, которое поливает митрополит Петр и князь Иван Калита, заложившие основы московской государственности. На ветвях этого чудесного дерева, подобно плодам, изображены святые подвижники. Внизу, за кремлевской стеной, возле Успенского собора, из которого вырастает древо, стоят тогда здравствовавшие государь Алексей Михайлович и царица Ирина «со чады».

Таким образом, Симон Ушаков увековечил и прославил палладиум русской земли — Владимирскую икону Богоматери.

Чтимая икона находится в храме Троицы Живоначальной в Никитниках.

«Боголюбская»

Икона написана в память чудесного явления Богородицы в 1157 г. князю Андрею Боголюбскому. Когда он вез «будущую» икону Владимирской Божей Матери из Вышгорода в Ростов, Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела перевозимую икону поставить во Владимире. Что он и сделал. На месте явления Богородицы князь заложил храм и призвал искусных иконописцев отобразить это явление.

Во Владимире в Свято-Успенском Княгинином монастыре находится чудотворная икона «Боголюбская», написанная в XII в. Перед ней молятся об избавлении от эпидемии и чумы.

Чудотворная икона находится в храме свв. апп. Петра и Павла у Яузских ворот.

«Благодатное небо»

Чудотворная икона Богоматери находится в Москве, в Архангельском соборе Московского Кремля, слева от царских врат. Она принесена в Москву вел. кн. Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Дмитриевича.

Празднование — 6/19 марта и в неделю Всех Святых.

«Взыскание погибших»

Икона была написана в память чудесного спасения человека от гибели, и прославилась многими чудесами. Эта икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Она считается также покровительницей невест.

Чудотворный образ находится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

«Владимирская»

По преданию, Владимирская икона Божей Матери написана св. евангелистом Лукою на доске стола, где трапезовало Святое семейство: Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. В 1131 г. список этой иконы был подарен кн. Мстиславу, а Андрей Боголюбский принес икону во Владимир и построил для нее храм. С того времени икона получила название «Владимирская». Все даты празднования иконы установлены в память спасения Москвы от нашествия иноплеменных. Перед этой иконой молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверных, об избавлении от междоусобной брани.

Чудотворная икона находится в храме свт. Николая в Толмачах.

«Влахернская»

По преданию, икона написана св. еванг. Лукою. Первоначально она находилась в Антиохии, затем — имп. Евдокиею (408 — 450) перенесена в Иерусалим, а оттуда — в Константинополь и находилась во Влахернском храме, откуда получила свое название. По взятии Константинополя турками в 1453 г. икона исчезла и появилась на Афоне, затем в 1654 г. перенесена в Россию в дар царю Алексею Михайловичу.

Была помещена в Успенском соборе Московского Кремля.

В настоящее время находится в музее «Московский Кремль».

Чтимая икона находится в Успенском храме в Косине (XIX в.).

«Всех скорбящих радость»

Свою известность образ приобрел в 1688 г. после исцеления по молитве перед ним родной сестры Патриарха Иоакима Евфимии. Празднование иконы — 24 октября, в день исцеления больной.

Икона — целительница всех недугов телесных и душевных, Помощница и Утешительница в скорби.

Чудотворная икона находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

«Всецарица»

Икона была написана на Афоне в XVII в. и находится в Афонском Ватопедском монастыре. Списки с нее дважды доставлялись в Москву (1995, 1996 гг.). Явила свою чудотворную силу против колдовских чар, имеет благодать исцеления от раковых болезней.

Чудотворный список иконы находится в храме Всех Святых Алексеевского монастыря.

«Грузинская»

Икона, как и многие другие грузинские святыни, оказалась в Персии после покорения Грузии персидским шахом Аббасом (1622 г.), затем была выкуплена приказчиком из России (1629). Прославилась многочисленными чудесами и исцелениями, особенно во время чумы 1654 г. в Москве. Икона также имеет особую благодать помогать бесплодным женщинам и исцеляет от глазных болезней.

Чудотворная икона находится в храме Троицы Живоначальной в Никитниках.

«Державная»

Была обретена в день отречения от престола мч. имп. Николая II. Царственный вид иконы, скипетр и держава, подчеркивают, что Владычица приняла на Себя опеку и окормление верных чад Российской Церкви. Впоследствии, было установлено, что эта икона до 1812 г. принадлежала Вознесенскому женскому монастырю.

В год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в с. Коломенское и, вероятно, забыта на долгие 105 лет, пока не явила себя в начало русского лихолетия XX в. Перед ней молятся о покровительстве и помощи государству Российскому.

Чудотворный образ находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

«Донская»

По преданию, была поднесена св. блгв. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы донскими казаками. Помещена вначале в Успенский собор Кремля, затем в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1812 г. французы похитили золотой оклад иконы, а на ней остались следы, похожие на шрамы.

С 1930 г. находится в Государственной Третьяковской Галерее. Перед ней молятся об избавлении от нашествия иноплеменных.

Еще одна чудотворная икона находится в Донском ставропигиальном мужском монастыре, в Малом соборе.

«Достойно есть»

Икона, прежде называемая «Милующая», перед которой на Афоне впервые была воспета архангелом Гавриилом песнь «Достойно есть…», принесенная им на землю и записанная на камне. После этого образ и камень были перенесены из монашеской кельи в соборный храм монастыря, и икона получила новое название.

Чтимая икона находится в храме Троицы Живоначальной в Свиблове.

«Живоносный источник»

Источник, в честь которого названа икона, был явлен будущему имп. Льву Маркеллу близ Константинополя в 457 г. и прославился чудесными исцелениями. Возле источника был возведен храм, а мозаичная икона Богородицы и списки с нее получили название «Живоносный Источник». В России икона прославилась многочисленными исцелениями, особенно от онкологических заболеваний.

Чтимая икона находится в храме пророка Илии в Черкизове.

«Знамение» (Московская)

Икона названа в честь Знамения Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде в 1170 г., когда ее чудесным заступничеством город был спасен от осады кн. Мстислава, сына Андрея Боголюбского. Прославилась многочисленными чудесами и исцелениями. Чудотворный образ находится в Софийском соборе кремля в Новгороде.

Одна из чтимых икон в храме Спаса Преображения на Песках.

«Иверская»

Иверская икона считается покровительницей российской столицы, и является списком с древнего образа, хранящегося с 999 г. на Святой горе Афон в Афонском Иверском монастыре. В 1648 список с этой иконы был привезен в Москву. Сначала он хранился в Московском Новодевичьем монастыре, потом его поместили в специально построенной Иверской часовне у Воскресенских ворот Китай-города. После 1917 г. часовню разрушили, а список перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках (находится и поныне там). В 1995 г. с Афона прибыл новый список иконы, который помещен в восстановленную Иверскую часовню. Икона прославилась многими исцелениями и чудотворениями.

Одна из чтимых икон находится в храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

«Иерусалимская»

Список с одной из икон, написанных св. еванг. Лукою, был поднесен в Херсонесе св. кн. Владимиру и привезен им в Киев. Затем более 400 лет находился в Новгороде.

При Иване Грозном образ был поставлен в Успенском соборе в Кремле. Оттуда был похищен французами в 1812 г. и ныне находится в Парижском соборе Богоматери. Известны многие списки, один из которых прославился в подмосковном с. Измайлово во время эпидемии чумы 1771 г. и эпидемии холеры 1866 г. Икона известна также многими исцелениями от слепоты.

Чудотворный образ находится в храме Рождества Христова в Измайлове.

«Казанская»

Явилась в 1579 г. 8 июля, спустя 25 лет по взятии Казани. Представляет собой список с образа, написанного св. еванг. Лукою и хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.

В России у обретенной иконы сразу стали совершаться чудеса, и с нее было сделано несколько списков. В 1904 г. икона, хранившаяся в Казани, была украдена. В Смутное время один из списков попал к кн. Д. М. Пожарскому и находился с ним в ополчении.

При освобождении Москвы от интервентов установлена вторая дата празднования иконы 22 октября / 4 ноября — в память избавления России от поляков. Казанская икона широко почитается на Руси и по числу списков, вероятно, превосходит любую другую икону Богородицы. Перед ней молятся об избавлении от междоусобной брани, в глазной болезни и о прозрении слепых очей.

Один из чудотворных списков находится в Богоявленском кафедральном соборе.

«Киккская»

Киккская — «Милостивая» икона Божией Матери, написанная, по преданию, св. еванг. Лукою, хранится в Киккском монастыре на Кипре, и прославилась многими чудесами.

Чтимый список находится в подворье Александрийского Патриархата в Москве, в храме Всех святых на Кулишках.

«Коневская»

По преданию, в 1393 г. икона была привезена в Новгород с Афона прп. Арсением, основателем Богородице-Рождественского монастыря на острове Коневец в Ладожском озере. В настоящее время находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

Особо чтимый список иконы XVII в. находится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

«Косинская» (Моденская)

По преданию, икона была привезена гр. Шереметевым из итальянского г. Модены, а на рубеже XVII — XVIII вв. оказалась в с. Косино. По другому сказанию, эта икона пожертвована селу императором Петром I, когда он перенес свою флотилию с Измайловских прудов на Белое озеро. Благодарный за первую науку обучения морской службе на этом озере, как драгоценный дар, он оставил Косинской церкви икону Божией Матери, именуемую Моденскою.

В 1848 г., когда по России прокатилась страшная эпидемия чумы, икону носили с Крестным ходом, и заступлением Владычицы эпидемия отступила. Икона прославилась также исцелением от болезни ног и является Покровительницей детей.

2 июля 1991 г. чудотворный образ, находившийся долгое время в запасниках музея, был торжественно перенесен в Косинский храм Успения Пресвятой Богородицы.

«Млекопитательница»

Известны две иконы с таким названием, одна сначала находилась близ Иерусалима, и в XIII в., по пророчеству Саввы Освященного, перенесена на Афон. Другая была обретена в 1650 г. в урочище Крестогорске Минской губернии, и прославилась многими чудесами. Молятся, дабы вскормить грудью младенца.

Чудотворный образ находится в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

«Милостивая»

Икона называется «Милостивой» оттого, что Пречистая Богоматерь умоляет Сына Своего о помиловании нас грешных. Чудотворения от этого образа бесчисленны, в скорбях и болезнях все стремятся к Милостивой Заступнице.

Имеются многочисленные списки с чудотворного образа, один из которых находится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре.

«Молченская»

Икона в начале XIV в. была принесена в пещеру, что на горе близ Путивля, двумя отшельниками, которые совершали перед ней свои молитвы.

Затем она была вновь обретена через сто лет, в 1405 г. на болоте Молче, под Путивлем. На этом месте воздвигли церковь и основали монастырь. После большого пожара в обители чудотворный образ исчез, но сохранилось несколько списков с него.

В 1635 г. при строительстве Софрониевой пустыни (Курганская губ.) один из списков по особому повелению самой Богородицы был передан в обитель сумским атаманом Лукианом Константиновым. Через этот образ особое милосердие Царицы Небесной является ко всем отходящим в жизнь вечную.

Чудотворный образ находится в храме прп. Сергия Радонежского в Бусинове в Москве.

«Неопалимая купина»

По преданию, спасает от пожара. Чудотворная икона была обретена в недавние годы в горящей печке деревенского дома в Ивановской области.

Образ был передан в церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Новгородского Юрьева мужского монастыря.

«Нерушимая стена»

В главном алтаре Киево-Софийского собора находится мозаический образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Нерушимая Стена». Пресвятая Дева изображена во весь рост с воздетыми руками.

Более восьми веков сий чудотворный образ остается неповрежденным. Вероятно, поэтому и назван «Нерушимою Стеною».

Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь.

«Нечаянная радость»

История этой иконы, рассказанная свт. Димитрием Ростовским, повествует об обращении и прощении раскаявшегося грешника. Собираясь идти на греховное дело, он увидел кровь на ранах Богомладенца и услышал голос Богоматери, который говорил, что он и другие грешники вновь распинают своими грехами Ее Сына. После увиденного, грешник глубоко осознал свой грех. Перед иконой молятся об обращении заблудших и за детей.

Одна из чудотворных икон находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще в Москве.

«Неупиваемая чаша»

Один крестьянин был одержим страстью пьянства. Однажды он увидел сон, в котором старец советовал ему пойти в г. Серпухов в Высоцкий мужской монастырь и там, перед иконою Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужить молебен, что он и сделал. Отслужив молебен пред чудотворной иконой, он выздоровел. Перед ней молятся об исцелении от пагубной страсти пьянства и запоя.

Одна из чтимых икон находится в храме прп. Сергия Радонежского в Бусинове.

«Новодворская»

По преданию, икона написана свт. Петром, митр. Московским, в начале XIV в.

Чтимая икона находится в храме свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине.

«Покров Богородицы»

Икона написана в память явления Покрова Богородицы св. блж. Андрею и отроку Епифанию во время службы во Влахернском Константинопольском храме. На Руси праздник и икона Покрова стали символом неустанного предстательства Владычицы за род людской.

Одна из чтимых икон находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

«Помощь в родах»

В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощь в родах».

Перед ней молятся о благополучном разрешении беременных женщин, чтобы родить здоровых детей.

Чудотворный образ находится в Никольском соборе г. Серпухова, а чтимый — в храме Спаса Преображения на Болвановке в Москве.

«Песчанская»

Эта чудотворная икона Божией Матери была явлена свт. Иоасафу Белгородскому в 1754 г.

Инспектируя храмы во вверенных ему землях, святитель в Вознесенской церкви слободки Пески (близ г. Изюма) увидел образ, который он видел в провиднеческом сне. Икона служила перегородкой для свалки мусора и угля. Святитель, увидев такое отношение к святыне, умиленно приклонил колена и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежение Твоих служителей — не ведят бо, чего творят!».

Вскоре чудотворный образ Песчанский Божией Матери прославился многими чудотворениями. По молитвам родителей воскрес умерший младенец, в середине XIX в. была остановлена эпидемия холеры, в 1915 г. сея чудотворная икона находилась в ставке командования наших воинских формирований.

Ныне список Песчанской иконы Богородицы находится в храме-часовне Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери, что в Измайлове.

«Почаевская»

Эта икона привезена из Константинополя в 1595 г. Более 400 лет пребывает в Почаевской лавре. Икона прославилась множеством чудотворений, в т.ч. исцелениями от тяжелых недугов, освобождением из плена, вразумлением грешников и др.

В Москве чудотворный образ находится в храме свв. апп. Петра и Павла в Лефортове.

«Прибавление ума»

Эта икона именуется также как «Подательница ума». Перед ней обращаются с молитвою к Богоматери и Ея Богомладенцу как источнику высшей неземной мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.

Чтимая икона находится в университетском домовом храме св. мц. Татианы при МГУ им. Ломоносова на Б. Никитской.

«Рудненская»

Икона явилась в 1687 г. в местечке Рудне, Могилевской епархии, а в октябре 1689 г. тамошний священник Василий принес ее в Киев и поставил в церкви Печерского женского монастыря.

В 1712 г. она была перенесена во Флоровский монастырь, что на Подоле в Киеве.

Чтимая икона в Москве находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

«Семистрельная»

Чудотворная икона находится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной на погосте, недалеко от г. Вологды. Явилась одному больному крестьянину, который, найдя ее на колокольне, помолившись и отслужив молебен, исцелился.

В 1830 г. спасла г. Вологду от свирепствовавшей холеры. Прославилась многими чудесными исцелениями больных.

Чтимая икона находится в храме свт. Григория Неокесарийского в Дербицах.

«Скоропослушница»

Первообраз иконы находится на Святой горе Афон в монастыре Дохиар. Икона именуется «Скоропослушница», «потому что скорую всем притекающим к ней являет милость и исполнение прошений». Прославилась множеством исцелений.

Чудотворный список, привезенный со Святого Афона в 1878 г., находится в Спасо-Преображенском Муромском монастыре.

Чтимая икона в Москве находится в храме Воскресения Словущего на Арбате.

«Смоленская» — Одигитрия

Греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконою дочь, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 г. за черниговского кн. Всеволода Ярославича. Поэтому икона получила название «Одигитрия» (Путеводительница). Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск, после чего она стала называться и «Смоленской». Чудотворный образ пропал в 1941 г., список с него находится в Успенском соборе в Смоленске. Один из чтимых списков — в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича (XVI в.). Перед иконой молятся о сохранении помощи в пути.

«Споручница грешных»

Впервые икона прославилась в 1844г. в Орловской губернии. Мироточивый список в 1848 г. передали в Никольский храм в Хамовниках, где перед ней свершилось множество исцелений.

Молятся об избавлении от эпидемии, от бессонницы, потери аппетита и др. недугах.

«Страстная»

Икона явилась и прославилась чудесами в Нижнем Новгороде в первой половине XVI в., как «больных исцеление и грешных спасение». Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте встречи иконы у Тверских ворот был построен монастырь, получивший название «Страстного».

Когда в 1937 г. сносились здания Страстного монастыря, икону удалось спасти и перенести в храм Воскресения в Сокольниках, где она находится и поныне.

«Тихвинская»

Эта чудотворная икона, по преданию, написана св. ап. Лукою. В 1388 г. икона, перенесенная в V в. из Иерусалима в Константинополь, внезапно исчезла и явилась в сиянии над Ладожским озером близ г. Тихвина, где впоследствии был основан монастырь. В годы войны икона оказалась в Америке и находилась до недавнего времени в Троицком соборе в Чикаго.

В 2004 г. она была торжественно возвращена в Тихвинский монастырь Санкт-Петербургской епархии. Эта икона прославилась многими чудотворениями, перед ней молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверцев, об избавлении от междоусобной брани и при болезнях детей.

Московская чудотворная икона византийского письма находится в храме Тихвинской иконы Божией Матери на Алексеевском кладбище.

«Трех радостей»

Икона с изображением Святого Семейства была привезена из Италии в начале XVIII в. и помещена в храме Троицы на Грязех. Была прославлена дивными знамениями. Название свое получила после того, как по молитве одной женщины: вернулся сын из плена; оклеветанный муж оправдан и вернулся из ссылки; конфискованное имущество было возвращено из казны.

Повсюду на Руси икона считается покровительницей семейного счастья.

Чудотворная икона находится в храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот.

«Троеручица»

Когда прп. Иоанну Дамаскину по клевете на него отсекли руку, он слезно молился, чтобы рука его приросла.

Отсеченная рука по его молитве во время короткого сна срослась. Тогда Иоанн Дамаскин, в знак благодарности Божией Матери, привесил к Ее иконе серебряное изображение руки, отчего икона называется «Троеручица». Перед ней молятся при болях или увечье рук.

Одна из чтимых икон находится в Троицком соборе Данилова монастыря.

«Утоли моя печали»

Икона принесена в Москву казаками в 1640 г. Особенно стала почитаться после эпидемии чумы в 1771 г. Перед образом иконы молятся об избавлении от многочисленных болезней, телесных и душевных, а также от греховных помыслов и страстей, обуревающих сердце.

В Москве чудотворная икона находится в храме свт. Николая в Кузнецкой слободе.

«Феодоровская»

Икона была обретена в 1239 г., когда явилась костромскому кн. Василию Ярославичу и получила свое название от кафедрального собора Костромы храма Феодора Стратилата, куда образ был поставлен. 14 марта — празднование иконы в день восшествия на престол первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Икона считается покровительницей брака, детей и юношества.

В Москве чудотворные образы находятся в Донском ставропигиальном мужском монастыре и в храме свт. Николая в Кленниках.

«Целительница»

Прославилась в России в конце XVIII в. Чудотворная икона находилась в Московском Алексеевском девичьем монастыре.

После его снесения образ был перенесен в храм Воскресения Христова, что в Сокольниках. Перед ней молятся при тяжелых болезнях и недугах.

«Ченстоховская»

По преданию, эта икона написана св. еванг. Лукою в Иерусалиме. В Константинополь она перенесена царицею Еленою.

Оттуда святая икона была перенесена русским кн. Львом, основателем г. Львова — Лемберга и поставлена в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Здесь она прославилась многими чудесами. При осаде замка татарскими полчищами одна из стрел попала в икону — из язвины истекла кровь, которая видна и поныне. В то же время на татар нашла какая-то вредоносная мгла, от которой многие умерли. Тогдашний польский правитель Владислав по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перенес чудотворный образ на Ясную гору Ченстоховскую и основал там монастырь.

В 1813 г. по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками генералу Сакену был поднесен список с чудотворного образа.

Император Александр I украсил икону богатою ризою и поставил в Петербургском Казанском соборе.

В Москве чтимая икона находится в храме Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове.

«Черниговская-Гефсиманская»

В 1852 г. один из списков почитаемой Черниговской-Ильинской иконы Богородицы был передан благочестивой женщиной Александрой Филипповной в Троице-Сергиеву лавру. 1 сентября 1869 г. — в день церковного новолетия, эта икона неожиданно прославилась исцелением одной расслабленной женщины.

По распоряжению наместника обители чудотворную икону поместили в новоустроенный пещерный храм в честь Архистратига Михаила при Гефсиманском ските. Слава о чудотворном образе распространилась с неимоверной силой. К началу XX в. было засвидетельствовано более ста чудотворений.

С тех пор икону стали называть Черниговской-Гефскманской — по месту ее пребывания.

Чтимая Черниговская икона Божией Матери находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

В начало

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов, штандарты, знамена, маршальский жезл Даву и другие военные трофеи, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме. С внешней стороны собора расположены 182 колонны из пудостского камня, внутри храма 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита.

Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.
По проекту М. Г. Земцова в 1733 году на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. В 1737 году, в присутствии императрицы Анны Иоанновны, сюда перенесли список Казанской иконы Божей Матери.
Уже в конце XVIII века церковь, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В 1799 году император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор святого Петра. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента Академии художеств.
Собор был заложен 27 августа 1801 года Александром I, а освящен 15 сентября 1811 года митрополитом Амвросием. Собор обошелся казне в 4,7 млн рублей.
Казанский собор похож на собор святого Петра только отдаленно. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Планировалась и южная колоннада, симметричная северной, но это осуществить не удалось.
В 1813 году в соборе был захоронен светлейший князь М. И. Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина.
По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за ее пределами в собор поступают французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе было 107 знамен и штандартов. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство знамен и ключей в настоящее время находятся в Москве. Сюда же поступает жезл маршала Даву — герцога Ауэрштадтсткого, князя Экмюльского, командира 1 корпуса наполеоновской армии, соученика Наполеона и участника всех его походов. Даву был разбит под Вязьмой 22 октября 1812 г., т.е. в день Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Потерявший в этот день маршальский жезл, Даву сам едва не попал в плен.
В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию собора был проведен большой реставрационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А.П.Аплаксин, А.А.Парланд и художник Э.К.Липгарт. Живопись подновили М.С.Судковский и Н.А.Бруни.
Очень подробно история создания, архитектура и воинские трофеи Казанского собора описаны здесь: http://kazansky-spb.ru/texts/architecture
1. Современный вид на Казанский собор сверху

2. Первоначальный проект Казанского собора, не доведенный до конца. Планировалось построить две колоннады — северную и южную, реализовали только северную

3. Панорама северного фасада Казанского собора

4.

5. Фронтон «Всевидящее око»
6. Купол собора. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию
7.
8.
9. Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн
10. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинскиое приветствие. Возле памятников давали клятву на верность Родине.
11. Барельеф «Источение воды из камня Моисеем в пустыне», И.П. Мартос
12. Борельеф «Явление Моисею в неопалимой купине», П. Сколари по модели И. Командера
13. Памятник М.И. Кутузову
14. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Пудостский камень это известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области (каменоломни исчерпались в 1920-х гг.), его залежи датируются поздним плейстоценом и образовались на месте небольшого озера. Пудостский камень легко обрабатывается и меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Камень интересен тем, что внутри сохранялась первоначальная вязкость, тогда как внешняя часть приобретала твердость обожженного кирпича. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня
15. Ряженые
16. Капитель колонны Казанского собора
17. Человек по сравнению с колоннами Казанского собора, всего наружных колонн 182. Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром, но это не помогло сохранности корлонн
18. Бронзовая статуя Святого Владимира, крестителя Руси, в левой руке он держит меч, а в правой — крест, попирая им языческий жертвенник. Скульптор Пименов С.С.,1807 г., отлил Екимов
19. Бронзовая скульптура Андрея Первозванного, скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1807 г., отлил Екимов
20. Двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду
21. Бронзовая статуя Александра Невского, скульптор С. Пименов, 1807 г., отлил Екимов. У ног Александра меч со львом, эмблемой Швеции, на него опирается русский щит.
22. Скульптура Иоанна Крестителя, скульптор И.П. Мартос, 1807 г., отлил Екимов. На все четыре статуи ушло 1 400 пудов бронзы.
23. Барельеф «Поклонение волхвов» на северном портике, Ф.Г.Гордеев
24. Каждая такая колонна весит 28 тонн, высота околдо 14 метров
25. Капитель
26. Колонна вблизи
27. Крест на куполе
28. Соборные голуби
29. Памятник Барклаю де Толли, сверху горельеф «Медный змий» И.П. Прокофьева
30. Борельеф «Вручение Моисею скрижалей на Синайской горе», П. Сколари по модели Лактмана
31. Резной портал северных дверей храма выполнен из рускеальского мрамора. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «Райских врат» XV века во флорентийском баптистерии (собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Гиберти), В. Екимов. Это копия, но с перепутанными сюжетами
32. Бронзовые композиции на ветхозаветные сюжеты на оригинале во Флоренции отлитые слево направо по парам:
1 «Сотворение Адама и Евы. Грехопадение их в изгнание из рая». 2 «Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином». 3 «Убиение Моисеем Египтянина и выход евреев из Египта». 4 «Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова». 5 «Благословение Исааком Иакова». 6 «Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа». 7 «Евреи в пустыне и Моисей, принимающий законодательство на Синайской горе». 8 «Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона». 9 «Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим». 10 «Встреча Соломона с царицей Савской»
Здесь жесюжеты в следующем порядке: 1,2,3,4,10,7,6,5,8,9
33. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, «который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было».
34.
35. Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»
36. Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»
37. В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутуцзова. В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Итого — 107 знамен и штандартов. Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери
38. Могила Кутузова
39.
40. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга
41. Знамя и штандарты наполеоновской армии, ключи от европейских городов
42.
43. Штандарт
44. Штандарты наполеоновской армии
45. Ключи от Монса
46. Ключи от Нанси
47. Ключи от Любека
48. Ключи от Авена
49. Ключи от Бремена
50. Ключи от Гертруденберга
51. Царские врата
52.
53. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром). Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора.
54. Мозаичный пол собора выложенный серым и розовым карельским мрамором
55.
56. Очередь к иконе Казанской Божией матери (список-копия Казанской иконы Божией Матери). Эта икона, обретенная в Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире
57. Список Казанской иконы Божией Матери
58.
59.
60.
61. Барельеф «Шествие на Голгофу», Ф. Ф. Щедрин
62.
63. Изображения на потолке
64.
65. Памятная доска в честь архитектора Казанского собора А. Н. Воронихина
66. Колонны коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями
67.
68. Фреска С.А. Бессонова «Тайная вечеря» в центральном нефе, на сводах апсиды
69. Андреевский флаг с линкора «Георгий Победоносец»
70.
71.
Еще Питер:
Исаакиевский собор, внешнее убранство (1 часть)
Исаакиевский собор, внутреннее убранство (2 часть)
Центральный военно-морской музей, 1 часть
Центральный военно-морской музей, 2 часть
Крейсер-музей «Аврора»
Вагон Санкт-Петербургской «Конки»
Ночной зимний Питер

Собор во имя Казанской иконы Божией Матери г.Феодосия

Собор Казанской иконы Божьей Матери был построен в 1911 году, но его история началась более чем на двадцать лет раньше, когда известный меценат и государственный деятель граф Н.Ф. Гейден начал ходатайствовать перед Священным Синодом о разрешении создать в Феодосии подворье Параскевиевского Топловского монастыря, расположенного здесь же в Крыму в Феодосийском уезде в 40 верстах от города. Многие благотворители, благоукрасители и жертвователи вложили свои труды и средства в создание этого прекрасного храма, но главным попечителем возведения храма был все же Н. Ф. Гейден.

Граф Николай Федорович Гейден (1856 – 1918) происходил из старинного голландского баронского рода Гейденов из Вестфалии (ныне Западной Германии), в XVIII веке перешедшего на службу Российской Империи и с честью послужившего на благо нового Отечества. Дед строителя храма адмирал Людвиг (в крещении Логин) Петрович Гейден в 1795 году присягнул Российской империи и поступил на службу в Черноморский флот. Он был сподвижником святого адмирала Федора Ушакова, а в 1827 году руководил русской эскадрой в знаменитом Наваринском сражении, когда русско-англо-французский флот полностью уничтожил египетско-турецкий.

Отец Федор Логинович – генерал, участник Кавказской войны 1817 – 1864 годов, кавалер ордена св. ап. Андрея Первозванного был членом Государственного Совета, финляндским генерал-губернатором и командующим войсками финляндского военного округа.

Сам строитель храма Николай Федорович продолжил традиции, заложенные славными предками. Подобно им он служил новой родине на военном поприще и стал действующим генералом от инфантерии, четырежды выдвигался на пост генерал-губернатора Санкт-Петербурга.

Перейдя на службу Российскому государству, семья Гейденов приняла православие и своим благочестием подавала пример всему дворянству. Будучи ревнителем православной веры, граф становится одним из руководителей «Русского Собрания» старейшей в России национал-патриотической партии, стремившейся к сохранению монархии и укреплению православия.

Современники также отмечали особую набожность семьи Гейденов. Граф много лет до самой своей смерти был бессменным старостой Казанского собора Санкт-Петербурга и попечителем дома трудолюбия, основанного при нем. Он очень любил церковные службы и часто сам читал на клиросе. Вторая жена Ф. М. Достоевского А. Г. Сниткина в своих воспоминаниях с благодарностью отмечала, что в последнюю ночь перед похоронами Псалтирь над гробом писателя читал большой ценитель его таланта граф Николай Федорович Гейден.

Хорошо известные в церковной среде Гейдены были близко знакомы со многими архиереями и священниками. В своем доме Николай Федорович с женой основали религиозно-политический салон, просуществовавший с начала века до самой Февральской революции. Основными темами собраний были философские и духовно-нравственные вопросы, политике же отводилось второстепенное место. Устраивались они в основном по воскресеньям после литургии в петербургском доме Гейденов и приглашали туда архиереев, священников, духовных писателей таких как Е. Поселянин, Саблер. Вот как описал эти приемы выдающийся государственный и церковный деятель дореволюционной России, член Государственной Думы и видный деятель русского зарубежья митрополит Георгий (Евлогиевский).

В числе гостей бывали: Петербургский митрополит Антоний, члены Государственного совета архиепископ Николай Варшавский, архиепископ Флавиан Киевский, архиепископ Арсений Новгородский, а также архиепископ Антоний Волынский, епископ Анастасий — ректор Петербургской Духовной Академии, епископ Антонин, бывал Саблер и др. Я часто прямо из Думы ездил к Гейден обедать, и графиня советовалась со мной, кого из архиереев с кем посадить, дабы избежать какого-нибудь неприятного соседства… После обеда бывал «чай», на который съезжались гости — представители петербургской аристократии, а также лица из интеллигенции, причастные к кругу интересов этого «салона». Начинались беседы на религиозные темы. Тут я встретил Евгения Ивановича Погожева, молодого литератора, писавшего под псевдонимом «Поселянин». Последователь и почитатель Константина Леонтьева, он собирал по всей России биографические данные о русских неканонизированных православных подвижниках и просто высокоблагочестивых русских людях; сотрудничал он также и в церковных журналах. У Гейден он иногда читал отрывки из своих произведений. Встретился там и с приват-доцентом Петербургского университета, юристом и литератором Борисом Никольским (его впоследствии расстреляли большевики). Познакомился с протоиереем Ветвиницким, настоятелем церкви при Управлении уделами. Эта домовая церковь посещалась аристократией; для молящихся было много удобных кресел, чудно пел известный хор композитора Архангельского, а службы были так коротки, что давали повод архиепископу Антонию Волынскому к насмешливым замечаниям: «Кажется, у вас бывает нечто вроде всенощной?» или: «И обедня у вас такая же краткая? А пресуществление Святых Даров у вас бывает?» (Митрополит Евлогий (Георгиевский) Путь моей жизни.)

Во время таких бесед участники не только обсуждали происходящие события, но в первую очередь делились духовным опытом и конечно же воспоминаниями о совершенных паломничествах. Ведь Гейдены были страстными паломниками. Они объездили многие православные святыни, посещали монастыри. В Дивееве и Сарове они слышали удивительные рассказы о жизни и чудесах так любимого народом старца Серафима. И граф стал одним из главных ревнителей канонизации этого великого святого. Прославление старца состоялось в летом 1903 года в Саровском мужском и Дивеевском женском монастырях — местах подвига преподобного. На открытие мощей всероссийского старца стеклось огромное количество богомольцев, по официальным данным в эти дни в монастырях побывало около 150 тысяч человек. Сам император Николай II вместе с августейшей семьей принял участие в Саровских торжествах. Е. Поселянин, рассказывая о Саровских торжествах, отмечал, что в дни празднеств в храме можно было часто увидеть графа Гейдена, записывающего новые случаи чудесной помощи новопрославленного святого.

Бывали Гейдены и в наших Крымских монастырях. Особенно полюбилась им расположенная в 40 километрах от Феодосии Топловская обитель. Этот женский монастырь привлекал к себе не только чудесными источниками, но и той душевной атмосферой, которой встречали в нем гостей. В Феодосии семья имела дачу, называвшуюся Кафа. Часть ее граф пожертвовал для устройства в городе подворья Топловского монастыря. В 1887 году граф обратился в Священный Синод с просьбой разрешить устроить на выделенном участке подворье для Топловского монастыря, школу для девочек, приют для паломников. Заботясь о благоустройстве будущего подворья, граф также передал обители дом и большой 2 десятины 1803 кв. сажени виноградник, расположенный неподалеку. Для той же цели был куплен еще один участок земли. Через два года было получено разрешение Синода на устройство подворья, которое по просьбе Н.Ф. Гейдена было названо в честь Казанской иконы Богоматери.

Казанская икона Божьей Матери была очень почитаема семьей Гейденов. Сам Николай Федорович был постоянным прихожанином Казанского собора Санкт-Петербурга и многие годы до самой своей смерти был его почетным старостой. Главной святыней в семье Гейденов был старинный образ Богородицы Казанской, которая, согласно семейному преданию, была написана с подлинной иконы, обретенной в Казани. Граф получил икону от своей матери Елизаветы Николаевны, происходившей из графского рода Зубовых.

Сохранились описания иконы, подаренной Топловскому монастырю. Древний список, созданный возможно через несколько лет после того, как на пожарище в Казани была найдена чудотворная икона, был очень близок по изображению к подлинной Казанской иконе Божьей Матери. Изображенный на иконе лик Богородицы был украшен головным убором – убрусом, выполненным из жемчуга и драгоценных камней. Остальную часть образа покрывала сребропозлащенная риза. В 1890 году Н.Ф. Гейден передал Священному Синоду икону для Топловского монастыря. Из Петербурга, где состоялась передача, святыню привезли в Симферополь, откуда 13 мая того же года крестным ходом перенесли в Топловский монастырь. Эти 4 дня, когда икону несли через Карасубазар (современный Белогорск) в Топловскую обитель, были величайшей духовной радостью для всего Крыма. И по желанию графа в том же году к 22 октября (4 ноября по новому стилю) состоялся еще один крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. К дню престольного праздника монастырского подворья святыня была принесена крестным ходом в Феодосию.

Крестный ход из Топловского монастыря в Феодосию был единственным регулярным, т. е. проводившимся ежегодно по благословению Синода, крестным ходом в Крыму и конечно собирал огромное количество богомольцев и жертвователей. Средства шли на благоустройство подворья и, в первую очередь, на строительство церкви. Чтобы богослужения на подворье начались как можно раньше, основательницы российского Общества Красного Креста фрейлина императрицы баронесса Мария Петровна Фредерикс и Марфа Степановна Сабинина подарили подворью переносную деревянную церковь, находившуюся прежде в южнобережном Кастрополе.

Эти две жертвовательницы монастыря были не просто благочестивыми состоятельными христианками. Будучи представительницами высшего сословия страны, они старались всеми доступными им способами не только в молитвах, но и в делах прославлять Господа.

Марфа Степановна Сабинина (1831 – 1892) родилась в Дании, где ее отец Стефан Сабинин служил протоиереем при посольстве Российской Империи. Детство ее прошло в Германии, куда семья переехала в связи с назначением отца духовником супруги Веймарского герцога Марии Павловны, старшей сестры императора Николая I. В то время Веймар был центром немецкой культуры и его посещали многие выдающиеся деятели культуры. Марфа обладала литературным талантом. Она оставила нам необычные воспоминания о Н.В. Гоголе, с которым встречалась в отрочестве в Веймаре. В это время писатель, находясь духовных поисках, встречался с ее отцом протоиереем Стефаном Сабининым богословом, филологом, искусным переводчиком. Игре на фортепиано Марфа обучалась у самого Ференца Листа и, будучи виртуозной пианисткой, выступала с концертами во многих странах, а в промежутках между концертами преподавала музыку дочерям эрцгерцога. У этой музыкально одаренной женщины был прекрасный голос и она пела в хорах под руководством Берлиоза и Листа.

Впервые побывав в России во время концертов, Марфа Сабинина поселилась на родине в 1857 году. По приглашению императорской семьи она становится учительницей музыки Великой Княжны Марии Александровны. Там же при дворе она подружилась с фрейлиной баронессой Марией Фридерикс. Вместе они занялись общественной работой. Обеспокоенные тем, что только в России отсутствует организация, помогающая больным и раненным воинам, подруги обратились к Императрице с предложением создать лазареты, подобные европейским. Трудами М. Сабининой и М. Фридерикс в России в 1867 году появилось «Общество попечения о раненых и больных воинах», вскоре переименованное в Российский Красный Крест. М. Сабинина и близкие ей по духу женщины организовали несколько лазаретов, а свои знания и труды они применили в начавшейся вскоре русско-турецкой войне. После окончании службы при дворе М. Сабинина переехала жить в Южнобережное имение М. Фридерикс, где проявила себя искусным организатором и умелой хозяйкой. Она занялась виноделием и вина имения Джемиет, где жили подруги, вскоре стали получать награды на выставках.

Будучи глубоко верующими, Марфа Сабинина и Мария Фредерикс значительную часть доходов передавали на благотворительность. Они построили в имении церковь и бесплатную больницу при ней. Марфа с матерью и сестрами сами изготовили и расписали иконостас, вышили облачения для храма. После трагической гибели в пожаре матери и всех сестер в 1882 году М. Сабинина переезжает в другое южнобережное имение Кастрополь. Там, в связи с отсутствием в близлежащих деревнях храма, она вместе с М. Фридерикс создает переносной храм, который в 1891 году передает феодосийскому подворью Топловского монастыря.

22 октября 1891 года епископ Мартиниан освятил смонтированный храм в честь Великомученика Пантелеимона Целителя.

Но сестры и покровители монастыря мечтали о том, чтобы феодосийское подворье имело храм достойный города. Проектировать будущий храм поручили известному и очень уважаемому в городе архитектору Генриху Людвиговичу Кейлю (1871-1927). Городской архитектор, инженер, преподаватель и директор феодосийского училища Г.Л. Кейль был одним из самых уважаемых феодосийцев, дружил с И.К. Айвазовским и М.А. Волошиным. Последнему давал советы по строительству дома. Г.Л. Кейль занимался проблемами водоснабжения города, проектировал многие здания Феодосии. Самыми известными являются его собственный дом (ныне административное здание Феодосийского военного санатория) и собор Казанской иконы Божьей Матери.

Храм был освящен в 1911 году епископом Таврическим и Симферопольским Феофаном.

Но не долго радовало храмовое благолепие создателей. Начались скорбные революционно-военные годы. После Октябрьского переворота граф Н.Ф. Гейден остался в Петербурге, продолжая выполнять обязанности старосты Казанского собора. В 1918 году он был арестован и находился в застенках ЧК до последних дней своей жизни. Умирающим он был выпущен на поруки дворника-татарина. В дворницкой, поскольку дом и имущество были конфискованы, Н.Ф. Гейден и скончался в начале 1919 года. Граф был похоронен рядом с родителями в на кладбище Александро-Невской Лавры. Жена Н.Ф. Гейдена с дочерьми в это время находилась в Феодосии. Здесь на глазах несчастной был расстрелян единственный сын-офицер. В 1920 году она с дочерьми бежала за границу, где поселилась во Франции. Евгения Петровна Гейден умерла в 1930-х годах, приняв монашеский постриг в одном из французских монастырей.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Крым был занят 11 армией генерала Манштейна, в состав которой входили и подразделения православных румын. Феодосия была оккупирована фашистами 3 ноября 1941 года. Войдя в город, новые власти произвели видимые перемены. Для того, чтобы расположить местное население и дать возможность румынским солдатам и офицерам бывать на богослужениях, немцы открыли большинство православных храмов. Однако Казанский храм постигла иная участь. Церковь находилась на самой вершине сарыгольской горки, расположенной между городом и поселком Сарыголь (ныне курортная часть города в районе станции Айвазовская). Эта небольшая и в наши дни незаметная возвышенность, тогда не была застроена домами. Храм, расположенный на вершине горы, окружали сады и виноградники. Фашисты увеличили каменные стены подворья колючей проволокой, на колокольне установили пулеметы и превратили бывшее подворье в укрепленную военную базу, а в самом храме устроили лагерь для советских военнопленных.

В декабре 1941 года советское командование принимает решение о проведении крупномасштабной десантной операции на всем побережье Крыма от Керчи до Судака. Этот десант, получивший название Керченско- Феодосийского, стал крупнейшей военно-морской операцией за все годы Великой Отечественной войны.

26 декабря десант высадился в Керчи. В ночь с 28 на 29 декабря десантники штурмовали Феодосию. К утру был захвачен порт и прибрежная зона города. С боями проходили каждый квартал. К полудню десантники вышли к Казанскому храму, который стал серьезным препятствием на их пути. Нельзя было оставлять в тылу хорошо укрепленную базу противника. Вся окружность монастырских стен простреливалась ружейно-автоматным огнем, но самым мощным был пулеметный огонь с колокольни, не дававший приблизится к подворью. Местные жители всеми силами стремились помочь освободителям. Они раскрыли схему обороны подворья, рассказали о примерной численности врага и находящихся на территории военнопленных. Артиллеристы непрерывно били по колокольне, пытаясь заглушить вражеские пулеметы. Но силы неприятеля были настолько велики, что первые несколько атак были отбиты. И тут на помощь десантникам пришли местные подростки. Они шли за бойцами, собирая для них трофейное оружие. Мальчишки помогли решить проблему с высокими стенами. Они собрали с окрестных дворов лестницы, с помощью которых десантники штурмовали стены одновременно со всех сторон. Во дворе храма завязалась горячая рукопашная схватка. После ее окончания бойцы открыли дверь и им предстало страшное зрелище. Вот как об этом рассказал в своих воспоминаниях один из десантников А.Т. Алтунин.

Я присоединяюсь к бойцам, пытающимся открыть массивную церковную дверь. Четверо дюжих красноармейцев во главе с Бочковым приволокли откуда-то бревно. Его подхватили десятки рук, и мощные удары обрушились на дверь. После нескольких ударов она распахнулась. Наши взгляды устремлены в темный провал церкви, из которой почему-то никто не показывается. Мы не выдерживаем и разом бросаемся к входу, но внезапно останавливаемся как вкопанные: из темноты медленно выползают военнопленные. Вид их ужасен: скелеты, обернутые в тряпье.

Бой закончился. Лица бойцов и командиров, озаренные радостью победы, при виде живых скелетов мрачнеют.

Бочков вдруг не выдерживает, решительно сбрасывает с себя шинель и накидывает ее на плечи посиневшего от холода, дрожащего седоголового мужчины. Шмыгая носом, ласково говорит:

— Укройся, дедуся, а то богу душу отдашь, и свобода тебе не свобода.

— Ка-а-а-к-кой я тебе деду-уся? — с обидой возражает седоголовый, не попадая зуб на зуб. — Мне все-г-го тридцать че-е-твертый по-о-шел. Во-о-зьми ши-и-нель, сам о-ос-тынешь.

— Прости, браток, — смутился Бочков, — не хотел тебя обидеть, осечка вышла, не присмотрелся. Тебя бы подкормить, так ты фашистам еще покажешь кузькину мать.

— Д-дай… да-а-ай мне о-о-ру-жие, — простонал военнопленный, задохнулся, опустился на землю и от сознания своего бессилия заплакал.

Бочков легко поднял его с земли.

— Не спеши, браток, — сказал он участливо, — наберись силов маленько, подлечись, а потом к нам на подмогу…

Надо было спешить к Лысой горе. (Алтунин А.Т. На службе отечеству.)

В 1943 году «для удовлетворения религиозных нужд местного населения и расквартированных в городе румынских войск» в храме Казанской иконы Божьей Матери возобновляются Богослужения. После освобождения Феодосии храм продолжает оставаться одним из средоточий православной веры.

В 1946 году кафедру Крымских архиереев занимает выдающийся богослов, великий хирург, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи в 1877 году. Вскоре семья переехала в Киев, где Валентин становится студентом медицинского факультета Киевского университета св. Владимира.

После окончания учебы, не смотря на блестящие перспективы, молодой врач Войно-Ясенецкий по собственному желанию уезжает служить в провинцию земским врачем.

Во время русско-японской войны – военный хирург. Здесь же, в госпитале знакомится со своей будущей женой. После революции 1917 года переезжает в Среднюю Азию, принимает священнический сан, а овдовев становится епископом не прекращая медицинскую деятельность. Трижды подвергался арестам и ссылкам. Даже в этих условиях старался совмещать служение Господу и медицинскую помощь страждущим.

В годы Великой Отечественной войны архиепископ Лука является главным врачом эвакогоспиталя в Красноярске. В 40-х годах – архиепископ Красноярский, позже – архиепископ Тамбовский. Лауреат Сталинской премии в области медицины за работу «Очерки гнойной хирургии».

С 1946 по 1961 годы – архиепископ Симферопольский и Крымский. Умер в 1961 году. В 1996 г. прославлен в лике святых. Почитается не только в Украине и России, но и в Греции. Мощи Святителя почивают в Свято-Троицком женском монастыре г. Симферопя. Святитель Лука неоднократно служил в Казанском храме. По его благословению был освящен боковой придел храма в честь святого Иоанна Предтечи и святителя Стефана Сурожского.В 1961 году, после взрыва церкви во имя Всех Святых на городском кладбище, Казанский собор является главным.

Назад к списку

Добавить комментарий

Закрыть меню