Как стать священником

Беседы с батюшкой. Как становятся святыми

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Пимен (Шевченко), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Передача из Санкт-Петербурга.

– Кто такие святые?

– «Святой» (по-гречески «агиос») в переводе означает «избранный». Спаситель сказал Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Святые – это те люди, которых избирает Господь, в первую очередь для назидания каждого христианина в деле спасения. Для каждого из нас самый первый и главный образ ко спасению – это Господь Иисус Христос. Но не всякий человек, читающий Священное Писание, вникающий в жизнь, подвиг и проповеди Иисуса Христа, может для себя лично определить это как пример для того, чтобы следовать за Богом. Поэтому Господь собрал Своих первых учеников, которые несли эту проповедь и были живыми примерами веры во Христа. За апостолами были мужи апостольские, которые передавали традицию, свидетельствовали о вере, были мучениками. Теперь у нас много святителей, преподобных, новомучеников, являющих нам сегодня образ пути ко спасению примером своей жизни. Святые – это те, которых Господь избирает для того, чтобы они были этим образом.

– Служения менялись, со временем стали появляться разные святые. Может ли человек сам выбрать для себя определенный путь к святости? Как становятся святыми?

– Путь к святости определяется очень многими факторами – например, историческими, внутренним выбором и другими. Была эпоха (первые века христианства), когда не было другого примера для святости кроме мученичества. Когда прекратились гонения, появилось множество преподобных. Живя уже в новых христианских городах, они видели соблазн для себя и уходили в пустынные места для того, чтобы спасаться там. Затем появились святители – они, будучи наставленными преподобными отцами, возвращались в эти города, например Василий Великий. Они проповедовали среди людей, наставляя их на путь спасения.

В русской традиции до XX века преобладающим образцом святости были преподобные, что тоже ярко характеризует внутренний духовный стержень русского человека. Наши преподобные отличаются от первых преподобных IV-VI веков тем, что далеко от мира они не уходили, были на виду, но имели возможность молиться в уединении. Таким примером может стать Сергий Радонежский, который ушел недалеко от места своего селения, для того чтобы люди могли приходить и учиться у него.

XX век явил нам огромное количество новомучеников. Их даже не сравнить с мучениками первых веков, когда был выбор: веришь ты во Христа или нет. Если по факту ты христианин, то был врагом нового государства и тебя уничтожали. Немаловажно увидеть снова стержень нашей Церкви, верность Христу, потому что в те времена появилось много раскольников и даже отступников: небезызвестные священнослужители отрекались от Церкви и веры, просили не считать их более священнослужителями. Проявлением святости на Руси стало исповедничество, как у преподобных и новомучеников.

Чтобы стать святым, нужно, увидев Христа перед собой, почувствовать призывающую благодать и сказать: «Да, Господи, я последую за Тобой!» Нужно стать тем, кого Он изберет, всецело отдавая себя на служение Церкви и людям. Господь четко определил Своих учеников: «Если будете иметь любовь между собою, то будете Моими учениками, и так вас все узнают». Поэтому каждый, кто имеет любовь к ближнему и Богу, становится святым в ту меру благодати, которую дает Господь, потому что не каждый человек может воспринять ту степень благодати, которую может дать Господь. В тропаре Преображению Господню написано: «Он явил славу учеником Своим, якоже можаху». То есть настолько, насколько они могли на тот момент эту славу принять. Так и в нынешнее время.

Путь спасения, который предлагает Господь через Своих святых, многогранен. Можно спасаться в семье, как преподобные Кирилл и Мария Радонежские, как преподобные Петр и Феврония Муромские. Можно спасаться, будучи монахом. Каждый может назвать примеры преподобных, которые ему ближе. Можно спасаться и в одиночестве. Иоанн Русский был неженатым, попал в плен, остался один, не был преподобным, но был верен Богу и стал праведным. Также праведный Симеон Верхотурский – один из ярчайших примеров святости. Для каждого человека открыта книга святости, куда он может вписать свое имя. Для этого нужно открыть свое сердце Богу и позволить Ему вести его на протяжении всей жизни – проявить свою веру. Для каждого христианина вера – это доверие Господу. Доверившись Ему и пройдя весь путь с этой верой, люди становятся святыми.

– Означает ли, что святой – это безгрешный?

– Нет, безгрешен только один Бог. Святые во всем подобны нам. У каждого святого были какие-то определенные изъяны, не указанные в житиях. Но если мы посмотрим биографию, воспоминания, то увидим какие-то свои особенности, черты характера, которые так или иначе не мешали этому человеку быть с Богом. Были люди, которые проявляли неласковость к священникам, например некоторые святители. Они были чрезмерно строги, но, несмотря на это, их любовь к людям была настолько велика, что им сразу все прощали. Были и такие, которые имели вредные привычки. В своем дневнике святитель Николай Японский очень печалился из-за привычки к табаку, от которой он никак не мог избавиться. Но он просил Бога о помощи, и Господь ему не вменил это в грех, потому что святитель сокрушался о своей страсти. И апостол Павел просил избавить его от «некоего жала», которое жалило его на протяжении жизни. Но Господь сказал: «Довлеет тебе благодать Моя» (2 Кор. 12, 9).

Безгрешность не определяет святость человека, ее определяет состояние, когда человек осознает свои грехи. Первое, что мы читаем в Священном Писании, когда его открываем, это проповедь Иоанна Крестителя либо проповедь Самого Спасителя, которая начинается со слова «Покайтесь!» Если человек видит, осознает свои грехи и пытается их искоренить (а если не получается, то встает на подвиг молитвы, чтобы Господь помог искоренить его страсти и пороки), то он на правильном пути ко спасению. Святость определяется чувством покаяния и осознания своей греховности перед Богом.

– Кончина у всех святых разная: у мучеников она бывает страшной, у преподобных – спокойной. Но знаем ли мы что-нибудь о посмертной участи святых? Что их ждет сразу за порогом и до того, как они получают статус святых, могут ли они помогать людям?

– Я не отвечу на первую часть вопроса, потому что не знаю, и никто этого не знает. Есть предположения, откровения тем или иным святым, но не нам судить о посмертной участи человека. Величайшая тайна Божия, которая спасительна для каждого человека, – не знать участи ближнего, который умер. Если узнаешь, что человек в раю, то можно опустить руки, перестать молиться за него, радоваться и, оставив молитву, уйти в состояние праздности и погибнуть. А если ближний в аду, то можно впасть в уныние, из которого есть опасность не выйти и также погибнуть. Господь мудро все устроил, поэтому мы не знаем участи определенного человека, кроме участи тех людей, которых называем святыми. Господь являет Свои чудеса через почитание этих святых – от их могил, вещей, святых мест, где они подвизались и где проходил их подвиг, тем самым показывая, что этот человек избран Богом.

Господь сказал: «Тот, кто соблюдает Мое слово, – тот Мой брат и друг». Поэтому святых мы называем друзьями Божиими. Если мы видим подвиг человека, засвидетельствованный в мартирологах, актах свидетельства о казни в Древнем Риме либо в следственных делах, как это было в XX веке, то мы можем засвидетельствовать верность этого человека Богу и прославить его как мученика, пример которого достоин подражания.

– Когда у Церкви возникает полная уверенность в том, что тот или иной человек святой?

– Основным фактором для прославления преподобных, праведных, святителей является их народное почитание. Комиссия по канонизации определяет святость человека по нескольким критериям. Первое – это образ жизни как пример для подражания. Это должно быть безукоризненное житие, чтобы человек не смог найти для себя оправдание своим грехам, чтобы он мог взять за основу жизнь святого, подходящую ему для подражания, и последовать за ним к Богу. Второе – это народное почитание. И только потом – чудеса. Многие преподобные еще в древности всегда с осторожностью относились к чудесам, наставляя своих учеников быть внимательными и уметь рассуждать, от кого это чудо, потому что и диавол пытается соблазнить человека различными чудесами. Рассматривать эти вопросы необходимо со всей строгостью.

Когда Церковь убеждается, видит подлинное почитание, святость в житии, она являет того или иного человека как святого. У нас есть много примеров, когда человека прославляли через много лет после его кончины. Например, дивного святого Александра Свирского прославили через 14 лет после его кончины на Макарьевском Соборе. Блаженная Ксения Петербургская, скончавшаяся на рубеже XVIII – XIX веков, была прославлена только в 1988 году – почти через 200 лет после своей кончины. Бывает, что Церковь выжидает, чтобы не ошибиться в этом вопросе. Были примеры, когда она ошибалась – и применялась деканонизация. Церковь как богочеловеческий организм, безусловно, свята, а если глава свята, то и тело свято. Но это еще и человеческая составляющая, а человеку свойственно ошибаться, и признавать такие ошибки должно и нужно.

– Кто имеет внутреннее право почитать того или иного человека до канонизации? У нас в Петербурге есть ряд лжесвятынь, привлекающих благодаря определенной рекламе большую часть людей, которые отдают на это свои деньги, время и душу.

– К сожалению, так бывает. Когда нам кто-то рассказывает о некоем святом, не прославленном Церковью, мы должны с глубочайшим рассуждением подойти к этому вопросу. Будет не лишним задать вопрос и священнику, который вас исповедует, как быть в той или иной ситуации. Осторожность должна быть.

Бывает почитание поистине угодников Божиих, которые еще не прославлены Церковью, но своей любовью, примером и верой привели очень многих ко Христу. И после смерти своего учителя и наставника люди будут приходить на его могилу, будут его почитать. Если это происходит здраво, то люди понимают, что нет на земле такого человека, который бы жил и не согрешил. А потому пока Церковь не прославила данного подвижника во святых, мы совершаем панихиды и литии, молимся о прощении вольных и невольных прегрешений. Мы это знаем на примере Ксении Петербургской, на могиле которой на протяжении 200 лет совершались панихиды. Люди, молящиеся за Ксению, получали просимое, потому что и Ксения молилась за них.

Составление молитв и акафистов, причем сомнительного содержания и качества, как это часто бывает сейчас, не всегда обоснованно. Мы можем вспомнить пример народного почитания Серафима Саровского. Будущий священномученик, один из покровителей нашей земли Петербургской, Серафим Чичагов в своих воспоминаниях пишет о путешествии в Дивеево, куда прибыл, чтобы поклониться могиле преподобного, еще не прославленного. Он увидел у людей переписанный акафист преподобному Серафиму и ужаснулся. Это сподвигло его на написание акафиста преподобному Серафиму Саровскому, который мы и поныне читаем. Это достойный труд, выдержанный богословски и гимнографически.

Необходимо иметь здравую долю рассуждения, когда мы сталкиваемся с подобным. Не всегда слепая вера может привести ко благу. Один постриженик Лавры, монашествующий священник, говорил о себе не совсем правду, а его биография после проверки по архивам не подтвердилась, более того, обнаружились его записи об отречении от сана и Церкви. Он все это скрыл и не принес публичного покаяния. Приходят иногда на ум мысли о том, что люди к могиле так называемого «старца» приходят с большим благоговением, нежели ко Христу. Так называемый «святой» становится вместо Бога, и это очень страшно. Владыка Антоний Сурожский предупреждал священников о том, что священник никогда не должен занимать место Христа в жизни христианина. Но зачастую лжесвятыни претендуют на то, чтобы лукавством отвести человека от Христа. К сожалению, такое бывает.

– Молитвы, акафисты, службы пишутся еще до официального прославления или после?

– По-разному. Мне довелось поучаствовать в деле прославления местночтимого святого Полтавской епархии. На протяжении трех лет Господь определил мне там служить, там принять священство, иноческий постриг и потрудиться в деле прославления святителя Полтавского Илариона – дивного человека. Соприкосновение с новым святым, избранным Богом, наделяет неперестающей радостью. Я вспоминаю, как я впервые прикладывался к его мощам, когда они только были подняты, как их облачали, молились перед ними. Документы на канонизацию уже были поданы, состоялась проверка в Украинской Православной Церкви, дали добро на канонизацию по благословению правящего архиерея, митрополита Филиппа, а также председателя Богослужебной комиссии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) владыки Филарета Зверева. Я начал труд над составлением службы. Цель, как у любого гимнописца, была простая – показать в данном труде (в стихирах, тропарях, каноне) путь святости этого человека. Чтобы каждый человек, стоящий в храме, читающий этот канон дома или у гробницы святого, мог для себя почерпнуть что-то. В этом случае служба была написана ко дню прославления.

Бывает так, что святые прославляются, но по ряду причин долгое время нет богослужебных текстов этим святым, но это никаким образом не мешаем нам ему молиться. Сейчас, слава Богу, есть общие минеи касательно новомучеников, их много явлено на нашей земле, нет такой области, а может быть, и города, где не почитался бы тот или иной новомученик. Послужить ему тоже есть возможность благодаря общей минее, в которую нужно только вставить имя святого. В них общими словами рассказывается о данном типе святости. Если это священномученик, то, следовательно, о мученике священнике. Если это преподобномученик, то, следовательно, о преподобном монашествующем иноке или послушнике того или иного монастыря. В данном богослужебном тексте раскрывается общий тип святости. Я надеюсь, что со временем каждому известному нам новомученику будет написан тропарь, молитва, чтобы каждый человек мог к нему обращаться.

– От кого это зависит?

– Наверно, от тех, кому Господь дал знания и дар писать подобные тексты. Слава Богу, что такие люди есть – и их немало. Бывают, конечно, и ошибки в написании. Церковнославянский язык для нас сложен, и когда мы пишем на нем, не всегда четко выражаем мысли, поэтому есть редакторы, которые нам помогают исправить неточности. Это дело всей Церкви. Со временем появятся люди, которые будут это делать, естественно с благословения священноначалия. Не стоит думать, что если у вас есть святой, которому нет службы, то нужно самому сесть и написать ее. Нужно взять благословение, чтобы написать, отдать на проверку, и не всегда можно ждать положительного результата. Иногда бывает так, что необходимо существенное исправление богослужебных текстов, для того чтобы привести их в достойный для богослужения вид.

– Память одного святого совершается раз в год. Целесообразно ли прилагать такие большие усилия для одного дня? Может ли служба повторяться чаще?

– День памяти многих святых совершается один раз в год, у некоторых больше. Это может быть день кончины. Бывает так, что у некоторых преподобных день кончины остается неизвестен, тогда Церковь определяет день их памяти по дню памяти их небесного покровителя. Обретение мощей святых или какая-нибудь другая дата, связанная с человеком, также может быть днем его памяти. Это определяют Синодальная комиссия по канонизации и Календарная комиссия РПЦ.

Писать службу ради одного дня в году целесообразно. Богослужебный текст – это гимнография, в нее входят тропари, кондаки, стихиры, канон и житие. Сейчас у нас, к сожалению, утратилась такая форма гимнографического творчества, как житие. Чаще мы имеем биографическую справку, нежели житие. Житие – это гимнографический литературный жанр повествования о святом. Одним из прекрасных примеров может быть житие преподобного Александра Свирского. У новомучеников в основном это биографии. Мы стараемся рассказать, где и от кого рожден человек, о его образовании, специфике служения, кончине. Чаще это подано сухим языком.

Среди величайших образцов русского гимнографического творчества житие преподобного Кирилла Белоезерского. Житие составлялось для того, чтобы читать его за богослужением. В момент прославления читается житие, перед тем как возвестить Церкви о том, что человек стал святым. Мы стали по-другому воспринимать информацию, нежели те люди, которые жили до нас. Мы живем в эпоху быстрой информации, привыкли быстро получать новость, делать вывод, забывать ее и получать следующую. Поэтому сейчас житие превратилось в биографическую справку. Но мы должны сохранить литургический аспект почитания святого – богослужебные тексты. Они очень важны, благодаря им мы можем в молитве и пении вместе воздать хвалу Богу за явленного святого, праведного, чудотворца, мученика. Мы должны понимать, что та слава, которую мы воздаем святым, это слава не святым, а Богу. Господь сказал Своим ученикам: «Всякий, принимающий вас, принимает и Меня, а принимая Меня, принимает и Пославшего Меня». Воздавая почести святым, мы воздаем почести Тому, Кто их прославил.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как должны проявляться в действии добрые дела во имя Иисуса Христа? Как правильно подавать милостыню просящему на улице?»

– О всяком деле, которое мы совершаем без чувства корысти, выгоды для себя, осознавая, что это дело происходит ради любви к человеку, мы можем сказать, что дело совершается ради Господа. Это живой пример слов Спасителя: «О том, что вы Мои ученики, вас узнают по тому, если будете иметь любовь меж собою». Если любовь довлеет в вашем сердце в том или ином деле, которое вы совершаете для человека, то это дело совершено ради Господа. Всякий человек, который просит у вас милостыню ради Господа Иисуса Христа, не должен оставаться с пустой рукой. Если у вас есть возможность – помогите. Необязательно подавать милостыню, измеряемую в тысячах, но нужно подавать ее от чистоты своего сердца. Если позволяет ваше сердце дать пять рублей, дайте пять, позволяет дать десять копеек, дайте десять, но пусть это будет от вашего сердца и чтобы совесть вас не обличала. Тогда милостыня будет действительно важна.

Если выбирать, давать милостыню тому, кто просит Христа ради, или просто так, то мы все-таки должны помогать людям, являющимся нашими братьями во Христе. И уже по силам что-то распределять среди тех людей, которые далеки от веры. Но если вы уверены в том, что ваше доброе дело будет примером этому человеку и он задумается о Боге, то не стоит оставлять его без помощи. Если вас смущает, что вы подаете денежные средства людям, которые могут использовать их во вред себе, покупая алкоголь, наркотики либо каким-то другим образом тратя средства не во благо, то, возможно, стоит подавать не деньгами, а хлебом, продуктами питания, одеждой.

– Проблема еще в том, что мы, проходя мимо нищих, боимся с ними заговорить. Мы чаще всего решаем, дать или не дать, а набраться решимости и спросить, для чего нужны деньги, не можем.

– Безусловно. Не всякий человек, который поистине нуждается, в силу своего образования, воспитания может просить, объясняя всем, для чего ему нужны эти средства. Иногда нужно действительно подойти и спросить. Знакомая моей мамы встретила женщину на помойке, оставшуюся без жилья, и приютила ее. Эта женщина даже боялась выходить из дома, потому что боялась, что ее не пустят обратно. Так появилась возможность помочь человеку, и Господь положил на сердце поучаствовать в его судьбе, совершить величайшие дела милосердия. Иногда для того, чтобы помочь человеку, необходима не монета, а живое участие в его жизни. Даже если обнять человека, ему станет намного легче.

– Если человек подает милостыню, но видит недовольство того, кому он подавал, как относиться к такой реакции?

– Мы склонны в таком случае реагировать довольно резко: «Я тебе даю, бери и молчи». Не всегда так искушает диавол, иногда и Господь так укрепляет нас в деле милосердия. Иногда необходимо смириться и сказать себе: «Действительно ли я поступил по совести, подавая такую сумму этому человеку?» Если «да», то в следующий раз подать столько же, невзирая на то, как человек отреагирует. Иногда человек, просящий милостыню, может быть психически больным, выражать недовольство какими-то словами, эмоциями. Но это эмоции, которые возникают в данный момент, порой не без участия диавола. Пройдет время, и у этого человека может возникнуть в душе мир, покой и благодарность. Наше дело – помогать и творить добро невзирая на лица.

– Как правильно относиться к святым, чтобы не забыть о Святом Причастии?

– Мы должны помнить всегда, что слава святых, их помощь и чудеса – это дело Божие. Бог творит чудеса, посылает исцеление, благодатную помощь через святых, которые являются нашими молитвенниками и предстателями. Начаток всякого чуда и благодати – Бог. Человек, который стремится к святости, хочет получить просимое у Бога, обращаясь к святым угодникам Божиим, должен помнить, что без единения со Христом, которое возможно исключительно в таинстве Евхаристии, невозможно получить спасение или просимое. Только причащаясь, имея в себе покаяние, размышляя над своей жизнью, стремясь к исправлению жизни по примеру тех святых, у которых мы просим помощи и заступничества, и в соединении со Христом мы получаем то, чего желаем на земле. Никакой святой не даст больше благодати, чем Бог. Только Господь наш Иисус Христос является самым важным для каждого из нас в этом мире. Господь говорит: «Пьющий Мою Кровь и вкушающий Мою Плоть во Мне пребывает, и Аз пребываю в нем».

Святые явили в себе пребывание Бога, и если мы стремимся к этой святости (а на земле нет такого православного христианина, который бы не стремился к святости), то мы не можем не причащаться Святых Христовых Таин. Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов пишет: «И рука моя – Христос, и нога моя – Христос». Это происходит в момент обожения, когда человек имеет в себе Самого Бога, то есть когда человек причастился. Мы освящаемся, а Божественная сила и предстательство святых поистине действуют в нашей жизни, когда мы становимся членами Христовыми через принятие Самого Богочеловека.

Требования к будущим священнослужителям

В православии стать священником церкви может только мужчина. Для этого ему необходимо окончить духовную семинарию. Обучение там бесплатное, но каждый желающий туда поступить должен соответствовать следующим требованиям:

  • Во-первых, здесь есть возрастные ограничения. Поступить на очное отделение семинарии могут мужчины от 18 до 35 лет. Заочное отделение поднимает верхний порог до 55 лет, но при этом значительно усложняет сам процесс обучения.
  • Во-вторых, необходимо иметь аттестат, подтверждающий наличие полного среднего образования. Школьные оценки особой роли не играют, однако человек должен уметь грамотно писать и читать.
  • В-третьих, решающим фактором может стать семейное положение мужчины. По православным канонам, священник может жениться только один раз. Поэтому он не может заключать повторные браки, а также брать в жены вдову или разведенную.

Еще одной немаловажной деталью является рекомендательное письмо от приходского священника. В нем наставник отчитывается о достижениях своего подопечного. Например, там может говориться о том, что послушник участвовал во всех службах, пел в хоре, звонил в церковный колокол и так далее.

Добавить комментарий

Закрыть меню