Как хоронят некрещеных

Комментарии 2

По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся св. крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (29 декабря) в лике святых четырнадцать тысяч младенцев за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме (Жит. св. м. дек.).

Из св. отцов Церкви св. Григорий Нисский о судьбе младенцев вообще пишет: «Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелию, потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле» (ч. 4, стр. 359, изд. 1862 г.).

Св. Григорий Богослов говорит: «Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания» (Сл. на св. Крещ., ч. 3, стр. 242-243, изд. 1889 г.). Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св. Апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещеная, что дети эти «святые суть» (1Кор. 7:14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей, и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями; нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще во утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы.— Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя: «В дому Отца Моего обители многи суть» (Ин. 14:2). Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить св. крещением или которые, получив уже имена христианские, скончались перед самой купелию? Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: «ведати подобает» (говорит она в Богослужебных книгах), «яко младенцы и непросвещеннии (т.е. некрещеные) ниже в геенну пойдут» (Синакс. в мясоп. субб.). Св. Григорий Богослов говорит: “Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или, может быть, по малолетству, или по какому-нибудь, совершенно не зависящему от них, стечению обстоятельств” (Душеп. Соб. 1905., № 2, стр. 52-53).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Кто умер во чреве матери и вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, котораго матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это ея сын, и сын узнает, что это его матерь… Равными воскресит Творец сынов Адамовых; как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся возстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие — тьме». (Ч. 4, стр. 105, изд. 1900).

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещеных за литургией не может быть и речи, ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Мк. 16:16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали? Св. Церковь положила 26-м правилом Карфагенскаго собора скончавшихся ни крестить, ни подавать им Божественных Таин; а в толковании на сие правило сказано: «Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен». Правило это помещено в книге «Кормчей», где находятся правила св. Апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов. Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего Новгородскаго и Петербургскаго митрополита Григория. Содержание её следующее: «Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих — младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого Таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию» (Душеп. Соб., стр. 54).

На вопрос: «как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцах?» — Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: «Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси вовеки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили св. крещения, а у Отца Небеснаго обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, и не получили св. крещения; так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения, может вопиять к Человеколюбцу Господу следующими словами: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Божественнаго!» (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

Наконец, не должно же забывать и о том, что вина мертворождения может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках-матерях, которыя сознательно стараются уничтожить плод (большею частию незаконный) и даже в последних периодах чревоношения. Вечная огненная геенна — вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния» (Душеп. Соб. стр. 54).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Горе… любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешняго мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнию и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешную. Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловоннаго тления» (Помн. послед. твоя, изд. 1903, стр. 37).

Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние, пока есть возможность; ибо «нет греха, побеждающаго Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою” (Жит. пр. Марии Египетской).

Но бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя не приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз, а другая безмерно работала на уборке хлеба,— и разрешились преждевременно младенцами. Эта напилась пьяной и оступилась, и — родила мертваго младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих… от безумной и. быть может, неосновательной ревности к мужу. Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие плода, находящагося еще во утробе. Увы! и такия безумныя матери есть на свете. Вот почему мать-родильница после рождения мертваго младенца должна основательно подумать — не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если — по безстрастном обсуждении этого вопроса, — окажется что-либо у нея на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросить совета для заглаждения сего греха и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется: 1) милостыня бедным людям, у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник; 2) путешествие ко св. местам (наприм. в Киеве к мощам св. угодников и св. младенца, убиеннаго от Ирода за Христа, и почивающаго в дальних пещерах Лавры); 3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (напр., по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди), и 4) совершение в приходском храме литургии об оставлении грехов (Душ. Соб., стр.54—55). См. подроб. в кн. “Наставл. и утеш. болящ.» свящ. ВА. Черкесова.

Итак, по разсуждению св. отцов и учителей Церкви, христианские некрещеные и мертворожденные младенцы не будут терпеть наказания в будущей жизни, потому что родители уже освятили их принятием Св. Таин, молитвами, верою и добрыми делами.

Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1993г.

Приведем догматическое учение Православной Церкви, основанное на Св. Писании и Св. Предании, об участи умерших некрещеных младенцев. Что говорит по этому поводу Св. Писание? Сам Господь в беседе с Никодимом сказал об этом так: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5).

Рождение от воды и Духа согласно учению Церкви — это второе, духовное рождение человека, т. е. крещение в водной купели, вследствие которого на крещаемого нисходит Дух Святой. Некрещеные младенцы, как не сподобившиеся такого духовного рождения, по словам Спасителя не могут войти в Царствие Небесное, т. е. в рай.

Косвенно это подтверждается другим местом Св. Писания, кстати, опровергающим мнение, что души некрещеных младенцев, как не совершивших личных грехов, нравственно чистые и возвышенные, якобы поэтому должны идти в рай. Господь сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11). Итак, в нравственном отношении Предтеча Господень выше всех рожденных женами, в том числе и младенцев, но куда по мученической смерти за истину идет его душа? Во ад, как мы и воспеваем в тропаре Крестителю: «Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога», — идет во ад, ибо искупление еще не содеяно Христом, и христианского крещения еще нет. Тем более такова участь и всех рожденных женами некрещеных младенцев, которые в нравственном отношении, согласно словам Спасителя, ниже Предтечи Господня.

Обратимся теперь ко второму источнику Божественного Откровения — Св. Преданию.

Вышеприведенная догматическая истина о невозможности попасть в рай без крещения во оставление грехов подтверждается в 10-ом члене Символа веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». То есть, согласно Символу веры, который здесь исходит из вышеприведенных слов Спасителя (Ин.3:5), без крещения нет оставления грехов, в том числе и первородного, который имеют и младенцы. Поэтому, если они не крещены, их души по смерти идут в ад.

Эта догматическая истина еще раз подтверждается и изъясняется 124-м правилом Карфагенского собора, которое гласит: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть Крещением (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема».

Обратимся теперь к другому источнику Св. Предания — святым отцам и учителям Церкви.

Так, преподобный Макарий Великий говорит об участи некрещеных младенцев следующее: «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь — какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, ИЗ ТЬМЫ ВО ТЬМУ» (Святой Макарий Великий. Добротолюбие. Избранные поучения. М. 2002, с.45).

Здесь последние, подчеркнутые нами слова («из тьмы во тьму») совершено определено указывают, что душа некрещеного младенца идет во ад. Ибо рай — это место особого присутствия Бога. Но согласно слову Богослова «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5), нет ее, соответственно, и в раю, она в аду. Туда и идут, согласно вышеприведенным словам преп. Макария души извергнутых из чрева младенцев, идут, понятно, по той причине, что они не крещены.

Cвт. Григорий Богослов также говорит (цитирую здесь со слов о. Андрея Спиридонова), что некрещеные младенцы, по причине факта своей непросвещенности Святым Крещением, хотя и не будут претерпевать вечных мучений и получат некую «ослабу», в Царстве Небесном прославлены все же не будут и лица Божьего не узрят. Подобное же говорится в синаксаре мясопустной субботы (Триодь Постная): «Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут».

Поскольку обе эти цитаты определено говорят, что души некрещеных младенцев по смерти не идут в рай, то они идут в ад, т.к. православие, как уже говорилось, не знает какого-то «третьего места»; итак, если не в рай, то в ад.

Еще одним источником Св. Предание является повсеместная общепринятая церковная практика. А что она говорит о крещении? Например, в «Известии учительном», наставляющем священника в том, как совершать Божественную литургию и как правильно поступать при неожиданных случаях во время ее? А вот что: «Аще иерей начнет литургисати и в проскомидии будет действе, или уже в литургии до входа великаго, позовется смертныя ради каковыя приключаемыя нужды, аще крестити, или исповедати… да оставит на том месте служение и идет борзо тамо, и сотворив болезненному в самой смерти надежно спасение, и возвратився, докончает божественную службу».

Итак, крещение доставляет крещаемому «в самой смерти надежно спасение», и, учитывая, что ради него священник должен оставить даже служение Божественной литургии, очевидно: дело здесь идет о жизни и смерти (духовной) человека. Если бы была твердая надежда на то, что душа некрещеного пойдет в рай, то зачем было бы так спешить? Об этом, впрочем, говорит вообще вся практика крещения Православной Церкви именно и по преимуществу младенцев, за что нас ругают баптисты, на что мы им обычно отвечаем: а вдруг младенец умрет, подразумевая, что страшно ему умереть без крещения! Правда, конкретно в «Известии» не сказано, что умирающий — это обязательно младенец. Но, во-первых, это древняя книга, а тогда в Русской Православной Церкви некрещеными были, как правило, только младенцы. Во-вторых, оно же и не говорит, что к младенцу можно не спешить, что само по себе достаточно красноречиво. А в Требнике даже есть специальный очень сокращенный чин «святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».

Вот и спешат на практике батюшки к умирающим некрещеным младенцам в больницы (что и мне, грешному, приходилось по своим священническим обязанностям исполнять), подтверждая этим вышеприведенную догматическую истину о печальной участи их в случае отсутствия крещения.

В какое место ада попадают некрещёные младенцы?

Теперь на основе Св. Писания и Св. Предания показав догматическое учение Православной Церкви о том, что души некрещеных младенцев идут в ад, попытаемся выяснить: в какое же конкретное место или места ада они идут? Ибо, как говорит по этому поводу преп. Макарий Великий: «некоторые утверждают, что и Царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что много степеней, различий, и мер в одном и том же Царстве и в одной и той же геенне… и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей. Посему само Божество внемлет людям и во всём домостроительствует премудро. И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судия, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божию, но не все они — сыны, цари, наследники…. Есть меры избыточествующие, и есть меры малые. В самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ОДНО ЦАРСТВО, ОДНА ГЕЕННА, И СТЕПЕНЕЙ НЕТ, ТЕ ГОВОРЯТ ХУДО» (Добротолюбие. Избранные поучения. М., 2002, с. 51−52).

Итак, для того, чтобы понять, что это за место в аду (куда идут души некрещеных младенцев), обратим внимание на вышеприведенные слова свт. Григория Богослова и поучение Триоди Постной, которые указуют, что, хотя эти младенцы и идут в ад, но не в места мучений:

«Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут». Об этом же говорит и св. Григорий Богослов, замечая, что эти младенцы не будут претерпевать вечных мучений. Однако может ли быть в аду такое место, где нет оных вечных мучений? Может. Для того, чтобы понять это, внимательно исследуем евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31). Она имеет глубочайшее таинственное значение и повествует о последних судьбах миробытия, которое, впрочем, мы изъяснять в данной работе не будем. Обратимся к прямому, буквальному смыслу этой притчи.

Описанное в ней событие происходит еще до искупления, содеянного крестной смертью Спасителя. Поэтому душа праведного Лазаря по смерти была отнесена Ангелами не в рай, а на лоно Авраамово (Лк.16,22). Что это за лоно Авраамово? По учению Православной Церкви — это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но там не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указует сам Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь УТЕШАЕТСЯ» (Лк.16,25). Видишь, не сказал «наслаждается» или «радуется», как в раю, потому что этого, как и было сказано, на том лоне не было, но лишь «утешается». Чем же утешается? Во-первых, тем, что в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду (Лк.16,23) избежал адских мук. Во-вторых, тем, что обрел в этом месте общение со всеми своими прародителями и праотцами еврейского народа, первый из которых — сам Авраам. Наконец, в-третьих, тем, что из уст оных еще раз получил вернейшее подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии. Который спасет род человеческий, и, в частности, изведет из ада в рай души ветхозаветных праведников (среди которых, как уже говорилось, находилась душа и самого Лазаря), что в действительности и произошло по Воскресении Христовом.

Итак, из всего вышесказанного, для нас важно то, что, согласно словам Спасителя (Лк.16,19-31), в аду есть места или, по крайней мере, одно место, где нет мучений, хотя там нет и райской радости. Если мы теперь припомним вышеприведенные свидетельства свт. Григория Богослова и Постной Триоди о том, что некрещеные младенцы по смерти не будут испытывать адских мучений, хотя и не вкусят райской радости, то увидим, что они в точности соответствуют описанию именно этого места ада, т. е. лону Авраамову или, скорее, места, подобного этому лону.

Это также соответствует и справедливому суду Божию над некрещеными младенцами. Говорящие о любви Божией и о том, что эти младенцы не совершили никаких грехов, забывают о правде Божией и о том, что эти младенцы не стяжали и никаких добродетелей. Поэтому вполне справедливо, учитывая последнее, т. е. соответствует и правде, и любви Божией, чтобы не наказывать их, как не имеющих личных грехов, адскими мучениями; но в то же время, как не имеющих и личных добродетелей, не сподобить и райской радости. А такому состоянию души в аду, повторяю, согласно вышесказанному соответствует лоно Авраамово или место, подобное этому лону.

Но какое же утешение (ср. Лк.16:25) могут иметь души некрещеных младенцев в таком месте?

Этим утешением являются в первую очередь молитвы их родителей и добрые дела оных, содеянные за этих деток. Как для Лазаря, общение со своими праотцами было одним из утешений, так и для этих детей утешением служит уже одно общение с их родителями через молитву. И как для Лазаря еще одним, важнейшим утешением было то, что он через такое общение утверждался в обетовании о своем будущем спасении, так и для этих детей. Тут можно высказать мнение, что молитвы и добрые дела родителей за этих деток могут вывести их души из ада в рай. Что служит основанием для такого мнения, учитывая вышеприведенное догматическое учение о том, что некрещеный человек не может войти в рай?

Дело в том, что из этого общего догматического правила есть определенные исключения. Так, например, в православии есть такое понятие, как крещение кровью. Это когда некто из язычников, видя мужество христианских мучеников и их веру, сам уверовал во Христа, и тут же принимал мученическую смерть за Него, не успев при этом принять обычное водное крещение. Таковой человек, по учению Православной Церкви, не только считается христианином и сподобляется по смерти рая, но и почитается святым мучеником, крещеным собственною кровию, хотя он и не имеет обычного крещения. То, что это именно исключение, знает каждый, хоть немного знакомый с житиями святых. Ведь обычно язычники, уверовавшие во Христа и взятые на мучения, первым делом старались принять крещение. Иногда для этого они уходили из темницы к местному епископу, который их крестил, а затем возвращались к мучителям; иногда такое крещение происходило чудесным образом, и лишь в отдельных случаях, когда оно было совершенно невозможно, происходило «крещение кровью». Но как бы там ни было, такой факт имел место, и является исключением из общего догматического правила о невозможности спасения для некрещеного.

Почему же это происходит? Очевидно, по той причине, что в данном случае было совершено некоторое нравственное усилие человека, в данном случае мученический подвиг за Христа, которое было вменено ему в крещение (кровью). Ибо как сказал Господь: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Правда, некрещеные умершие младенцы сами по себе не могут совершить такое нравственное усилие, ибо при жизни своей они еще не совершили нравственных поступков, а по смерти не могут их совершить, так как это ни для кого невозможно (по смерти люди не совершают добрых или злых дел). Но живые родители этих детей могут употребить такое усилие и попытаться вымолить своих деток через молитву о них и добрые дела за них.

Правда, это лишь частное мнение (т.е. мнение, что этих младенцев можно вымолить), а не положительное учение Церкви, которая единая лишь может определенно судить о будущей судьбе некрещеных младенцев, ибо ей одной дана власть вязать и решить. Однако, в любом случае, как и было показано выше, молитва родителей, особенно матери, за этих деток не может быть не услышана Богом и будет весьма полезна для них.

Впрочем, все вышесказанное относится лишь к тем детям, которые умерли без крещения по вине несчастного случая, и за которых молятся их христианские родители. Если же младенец был убит вследствие аборта, то, думаю, участь его будет другой. Этот ребенок не будет иметь в аду утешения в виде молитвы родителей. Наоборот, он будет страдать от того, что ими был убит и навсегда забыт. Мне как-то приходилось слышать, что некоторые опытные старцы видели духовное состояние такого младенца в следующем чувственном образе. Представьте себе, говорили они, страшная ледяная пустыня, насквозь пронизываемая ужасающе холодным ветром, в которой находится совершенно голенький, посиневший и дрожащий от холода, всеми забытый младенец

Конечно, это мучение, поэтому и место в аду для этих несчастных деток будет другим, не тем, где нет мук. Однако их мучение так сказать не проистекает из сущности ада, это не «огнь неугасающий и червь не усыпающий», но происходит от злобы родителей этих детей. Итак, для этих последних необходимо, во-первых, осознание своего страшного греха или грехов убийства собственных детей, раскаяние в этом грехе, церковное покаяние в нем и обязательная епитимия, состоящая, в частности, в необходимости постоянно, до самой смерти молиться за убитых ими младенцев, творить за них добрые дела, в надежде на изменение их загробной участи к лучшему.

Те же старцы говорили, что эта молитва родителей, особенно матери, согревает таких деток в той ледяной пустыне. Сама эта пустыня начинает таять, и, возможно, эти несчастные младенцы в силу соответствующих нравственных усилий их родителей могут перейти в уже упоминавшееся нами место, подобное лону Аврамову, где нет мучений. Имея при этом в силу вышесказанного надежду на изменение своей участи к еще лучшему. В чем им и нам да поможет Господь.

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской Духовной семинарии

МОЛИТВА МУЧЕНИКУ УАРУ
об умерших некрещеными (читается только келейно, т.е. дома)

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси и о Нём усердно пострадал еси. И ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения. И ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако вспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещёными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвали Премилостиваго творца во веки веков. Аминь.

Как похоронить мертворожденного ребенка?

Иногда бывают случаи, когда ребенок рождается мертвым. Это горе трудно сравнить с каким-либо другим. И родителям не просто не только пережить его, но и организовать похороны по религиозным обычаям и по закону. Для этого надо знать некоторые тонкости, чтобы максимально быстро организовать похороны мертворожденного ребенка. Существует граница в 28 недель беременности, до которой ребенок еще считают плодом. А вот начиная с 197 дня, ребеночка, который умер в утробе матери или же в момент родов, а также в послеродовой период, должны хоронить как и любого другого гражданина и на тех же основаниях. На детей, которые родились мертвыми от 196 дней (28 недель) беременности распространены такие же гарантии, как и на иных умерших граждан, более того, их относят к льготной категории, в связи с чем они имеют право на социальное пособие для похорон. Поэтому Вы сможете, получив свидетельство о смерти, рассчитывать на такое пособие.

Особых правил и норм для захоронения детей, которые умерли в перинатальный период, в принципе не существует. То есть, как правило, похороны проводятся примерно таким же образом, как и при захоронении остальных покойников. На практике это так выглядит: первоначально о мертворожденном ребенке или том, который умер после родов, сотрудники роддома обязаны известить его родственников.

Дальше возможно два варианта. Первый: родители или другие родственники забирают тело для того, чтобы самостоятельно организовать похороны. Сделать это рекомендуют в течение 2 дней после того, как было проведено вскрытие, или предъявляют объективные причины для отсрочки. Вообще тело мертворожденного ребенка, когда родственники уже поставлены в известность, может находиться бесплатно в морге до 7-ми дней. Похороны могут также организовываться специализированной службой по перечню услуг (на бесплатной основе).

Мертворожденных младенцев разрешили хоронить по-христиански

Также похороны могут проводиться родственниками за собственный счет, с возмещением этих расходов получением социального пособия. В родильном доме надо получить справку о смерти, которая понадобится для того, чтобы организовать похороны, и свидетельство о смерти в ЗАГСе.

Второй вариант возможен в случае, если у родственников не получается или они не хотят брать на себя ответственность за похороны. Тогда такого ребенка должны похоронить от медицинского учреждения в общем порядке. Погребение (или кремацию) осуществляют специализированные городские службы, которые оказывают ритуальные услуги, в течение трех суток после того, как была установлена причина смерти. С этой целью родителям необходимо подписать согласие на то, чтобы произвели вскрытие ребенка. Если готовят тело к кремации, то его прах можно получить в крематории на протяжении года с момента данной процедуры. Если за это время урну с прахом не заберут, то ее захоронят в общей могиле с другими невостребованными прахами.

Пережить такую потерю тяжело не только родителям, но и другим родственникам. Поэтому в таких случаях часто обращаются за помощью к ритуальным агентам, помогающим организовать по закону и по религиозным обычаям процедуру захоронения мертворожденного ребенка.

© 2010-2014 — Похороны и все о похоронах
Стиль, оформление, дизайн и содержание являются объектами авторского права и охраняются законом.
Перепечатка и иное их использование без письменного разрешения не допускаются и ведут за собой ответственность. Знак для товаров и услуг «Skorbim» является зарегистрированной торговой маркой и принадлежит проекту.

Одно из самых сложных испытаний в судьбе человека – потеря ребенка. Вдвойне горько, если долгожданный младенец рождается мертвым или умирает после первых недель жизни. В таких случаях родители могут произвести полноценный ритуал прощания. Если ребенка не успели крестить, отпевание и поминки по умершему не устраивают. В процедуре похорон родители вольны поступить так, как им хочется проститься со своим малышом. Хоронить младенца – одно из сложнейших переживаний в жизни, поэтому нужно заранее приготовиться к этому непростому событию, собрать все свои моральные силы и проводить малыша в последний путь.

Похороны новорожденных в России: особенности ритуала

Если смерть наступила в роддоме после полноценного рождения, тело ребенка отправляется в морг, где после оформления нужных документов родители могут его забрать. Если же плод родился мертвым до 197 дня своего развития, такие тела родителям не выдают. Считается, что до этого времени душа еще не вселилась в ребенка, поэтому похороны и панихиду проводить не нужно. Похороны новорожденных детей проходят со следующими особенностями:

  • все атрибуты для погребения должны быть небольшими, подходящими по размеру малышу;
  • следует заранее подготовить место на кладбище, лучше использовать семейные могилы, в которых покоятся старшие поколения родственников;
  • во время похорон крещеного ребенка обязательно отпевание священником, чтобы душа упокоилась;
  • если малыша не успели крестить, священник в обряде не участвует, но молиться за душу чада могут сами родители;
  • в гроб можно положить несколько детских вещей: соску, пустышку, игрушку.

Лучше пригласить распорядителя, который будет проводить все погребение по заранее согласованному сценарию.

Организация и сопровождение похорон младенца в Москве

Достойные похороны новорожденного ребенка помогут организовать сотрудники ритуального агентства «Ритуал Сити». Мы понимаем, что семья понесла ужасную потерю, поэтому будем делать все, стараясь не задевать ваши чувства. Вам не придется обращаться в другие компании, ездить в ритуальные магазины для выбора погребальной атрибутики. Просто позвоните нам и закажите ритуальные услуги агента, который тактично решит большинство вопросов и избавит вас от невыносимых страданий при покупке каждого предмета на похороны младенца.

Возврат к списку



Рождение мертвого ребенка — невыносимая боль, отчаяние и злость. Это те чувства, которые испытывают родители, потерявшие свое дитя. Такое трагическое событие в жизни очень сложно пережить, особенно матери, которая вынашивала свое чадо месяцами. Несмотря на боль и утрату, с ребеночком необходимо проститься и правильно похоронить, соблюдая все православные традиции и законы Украины.

Согласно законодательству, ребенок, умерший до двадцати восьми недель беременности, считается плодом, а после 196 дней— настоящим человеком. Поэтому младенца умершего в утробе матери, во время или после родов хоронят по таким же обычаям, традициям и законам, как и взрослого человека.

Мертвый младенец, который был старше 7 месяцев, получает такие же права, как и взрослый умерший человек. Ему выделяется место на городском кладбище и дается государственная помощь на его погребение. Для получения помощи родителям мертворожденного необходимо предоставить свидетельство о смерти в службу социальной помощи.

Церковь: Мертворожденных детей надо хоронить, но отпевать невозможно

Они могут организовать погребение самостоятельно или же попросить об этом медицинское учреждение, если осуществить похороны они не в состоянии.

Самостоятельная организация похорон

Родители, решив похоронить ребенка самостоятельно, забирают тело в патолого-анатомическом морге после вскрытия и хоронят в течение двух дней. Погребение можно организовать за свои личные средства или обратиться в специализированную службу, которая выдает пособие на захоронение. Пособие на захоронение можно получить после предоставления свидетельства о смерти ребенка, которое выдается в ЗАГСе.

Организация похорон медицинским учреждением

Порой случается так, что родители не в состоянии организовать похороны или отказываются их проводить, тогда медицинское учреждение берет на себя ответственность захоронения младенца. Они обязаны в течение трех рабочих дней похоронить младенца. Для этого медучреждение берет у родителей разрешение на проведение вскрытия, захоронения или кремирования. В случае кремации, прах умершего младенца помещается в погребальную урну, которую родители могут забрать в течение года. Но, если они не забрали урну, то ее захоранивают вместе с такими же или же развеивают прах на специальном кладбищенском участке.

Потерю ребенка родители переносят очень тяжело, поэтому взять себя в руки и организовать похоронную процессию им очень трудно. В такую сложную минуту на помощь приходят ритуальные агентства, которые помогают организовать погребение по всем религиозным традициям и законам.

Как хоронят мертворожденных детей?

Когда в семье случается такое несчастье, родители теряются и не знают, как правильно организовать погребение по законам человеческим и божеским. Помочь в этом призвана данная статья.

Если младенец рожден мертвым или умер вскоре после родов

Родившийся мертвым до 197 дня развития, или умерший сразу после рождения на сроке беременности меньше 28 недель ребенок считается плодом, и в этом случае, утилизацией тела должны заниматься медицинские учреждения;

Если ребенок родился мертвым на более позднем сроке, или умер в родильном доме, его похоронят, как любого гражданина России, при этом родителям предоставляется пособие на погребение. Родственники вправе забрать тело малыша из родильного дома и самостоятельно организовать захоронение. Лучше всего это сделать в течение двух дней после проведения вскрытия. Но, иногда, кроме матери, хоронить дитя некому. В таких случаях тело будет находиться в морге, пока мать не выпишут из родильного дома. Родителям в роддоме выдается справка о смерти новорожденного, которая понадобится для предоставления в органы ЗАГС, и последующей подаче заявления на получение госпособия.

Если родители не могут или не желают заниматься погребением мертворожденного или умершего в первые дни жизни ребенка, его похоронят за счет медицинского учреждения. Погребают эти тела либо в землю, либо в урну после кремации. Если в течение года урна с прахом не будет забрана для погребения родственниками, ее захоронят вместе с другими невостребованными урнами с прахом в общей могиле.

Так как эти дети не крещены, поминать их не надо. Православная церковь считает, что они «не прославятся и не накажутся праведным Судией», тот есть их души будут обитать в каких-то «промежуточных сферах».

Когда ребенок умер вместе с мамой

В этом случае их обычно хоронят в одной могиле.

Когда младенец был окрещен

В данном случае ребенка нужно хоронить по христианскому обычаю, отпевать и поминать. В молитвах произносится просьба помочь душе юного создания в мире мертвых.

Суеверия, связанные с погребением детей

Некоторые народы верят, что некрещеные дети превращаются в бабочек, фей, цветы, или, наоборот, в различную нечисть;

Иногда считается, что ребенок, похороненный с кем-то из родственников, поможет взрослому «пройти» в рай;

Есть поверье, что некрещеных детей лучше хоронить. ночью, чтоб не заболеть.

Все эти нелепости категорически осуждаются церковью, так же как попытки окрестить ребенка после смерти в церкви, или разнообразными «народными способами» вроде раздачи нательных крестиков или окрашенных особым способом яиц.

Рекомендуем ознакомится: http://www.rit-agent.net

Littleone 2006-2009 > Болтология > Обо всем остальном > Почему не отдали тело ребенка из роддома?

Просмотреть полную версию : Почему не отдали тело ребенка из роддома?

Здраствуйте, меня мучает вопрос, правомерны ли действия работников роддома? В июне месяце этого года знакомая на 8-ом месяце родила дочку, экстренное кесарево сечение, в 1-ом роддоме. Девочка прожила 4 дня и умерла, а мама неделю пролежала в реанимации. Так вот, тело девочки врачи не отдали (как толком и не объяснили причину смерти), мотивируя это тем что ребенок не зарегистрирован. Где похоронен ребенок не известно. Мама даже не может прийти на могилку. Так вот вопрос, действительно ли врачи имеют право так поступать?:(

Обратитесь к хорошим юристам. В любом случае, их консультация не помешает. Вообще, на сколько я знаю-не имеют права!!!

http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=27532

Ужас…

Ужасно…..

Scandinav’s Wife®

03-01-2007, 19:48

Обратитесь к хорошим юристам. В любом случае, их консультация не помешает. Вообще, на сколько я знаю-не имеют права!!!
+1

~LaCosta~

03-01-2007, 20:13

плачу..

Кошмар какой-то…

03-01-2007, 20:43

просто ужас какой-то
как хорошо знать свои права наверняка, но даже это не гарантирует матери возможности похоронить своего ребенка….потому что придется биться головой о многие стены…

кошмар….
+
думаю они не имели права так поступать,или допустили ошибку,которую надо было скрыть

Не выдают мертворожденных. Рожденным считается ребенок с момента начала самостоятельного дыхания. Если в результате кесарева ребенок так и не начал сам дышать, то его посчитали мертворожденным и кремировали. В принципе, это законно. Меня, однако, несколько смущает то, что ребенок был 4 дня в реанимации. Если плод был не жизнеспособен ИМХО (для этого надо делать экспертизу) зачем столько дней держали (если дыхания не было совсем). К сожалению, не исключен вариант с врачебной ошибкой, поскольку в случае признания мертворожденности сразу кремируют останки плода… Соболезную… Но не торопитесь ругать законодателей и врачей. В таких трагичных случаях надо опираться на формальные критерии… Иначе многое невозможно.

а почему не выдают,ведь родители должны иметь право похоронить своего ребенка …так ка считают нужным

03-01-2007, 21:19

ужас…..надо у юристов узнать, но сомневаюсь, что это правомерно

потому что это по закону (давайте отвлечемся от эмоциональной стороны дела) это не ребенок, а плод. Ему не выдадут справку о рождении, значит не будет и свидетельства о смерти. Есть обходные пути, но там было, как я понимаю, не до этого.

Заранее прошу прощения за подробности, но вдруг пригодится…
Моя сестра родила мертвого ребенка (изначально мертвого). Тело ей выдали через несколько дней по заявлению.
Еще я знаю, что она ездила в ЗАГС, где делали запись о рождении, а потом — запись о смерти.
Правда, это было в другом городе. Про Питер слышала несколько историй, когда тело не выдавали. Может, здесь какие-то другие порядки.

♠Маркси♠

03-01-2007, 21:39

У меня были в 98 году преждевременные роды на 32-ой неделе антенатальная гибель плода.Тело ребёнка мне не отдали-заставили подписать бумагу.что я прошу похоронить за счёт государства.я мало чего понимала тогда и подписала.сунули эту бумагу ещё в родильном зале .но св-во о смерти выдали.Причём принесли прямо в род.дом.Там стоит только фамилия.имени нет.а где должна быть дата рождения написано-мертворожденный.Дата смерти-это дата родов.Причина смерти-антенатальная гибель.

Порядки везде одинаковые. Они регламентированы федеральным законом. Не хочу сорить нормами
Закон об актах ГС
Статья 20. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым или умершего на первой неделе жизни
1. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.
Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка.
Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.
2. В случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.
Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.
На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
3. Обязанность заявить в орган записи актов гражданского состояния о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, возлагается на:
руководителя медицинской организации, в которой происходили роды или в которой ребенок умер;
руководителя медицинской организации, врач которой установил факт рождения мертвого ребенка или факт смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, либо на частнопрактикующего врача — при родах вне медицинской организации.
4. Заявление о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня установления факта рождения мертвого ребенка или факта смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Приложение
к приказу Минздравмедпрома РФ
от 29 апреля 1994 г. N 82

Положение
о порядке проведения патологоанатомических вскрытий
IV. Порядок вскрытия трупов мертворожденных и новорожденных

1. Обязательному вскрытию и регистрации в протоколе патологоанатомического исследования подлежат все умершие в лечебных учреждениях новорожденные, а также мертворожденные массой 500 г и более, длиной тела 25 см и более, при сроке беременности 22 недели и более с оформлением протокола вскрытия, включая случаи после прерывания беременности по медико-генетическим и социальным показаниям. Врачебное свидетельство выдается на мертворожденных и умерших новорожденных детей с массой тела 1000,0 г и более, длиной тела 35 см и более (срок гестации 28 недель и более). На новорожденных с массой тела от 500,0 г до 999,0 г, длиной тела 25 — 34 см (срок гестации 22 — 27 недель) свидетельство выдается в случае, если они прожили полных 7 суток.
2. Абортусы и мертворожденные в сроки беременности до 22 недель и массой менее 500 г вскрываются выборочно в научно-практических целях без оформления свидетельства о перинатальной смерти.
3. Трупы плодов и умерших новорожденных направляются на патологоанатомическое исследование вместе с последом, о каждом недоставленном последе необходимо сообщать главному врачу родильного дома и вышестоящим органам здравоохранения.
4. Одновременно в патологоанатомическое отделение доставляется история родов и история болезни новорожденного, содержащие посмертный эпикриз и заключительный клинический диагноз. Доставка всех трупов мертворожденных и новорожденных и их последов осуществляется не позднее 12 часов после родов мертворожденного или смерти новорожденного.
5.

Как похоронить мертворожденного

На вскрытии необходимо присутствие акушера и педиатра.
6. Врачебное свидетельство о перинатальной смерти оформляется в день вскрытия с указанием, является ли этот диагноз предварительным или окончательным. Если диагноз предварительный, то после проведения всего комплекса исследований секционного материала взамен предварительного должно быть выдано новое «окончательно» врачебное свидетельство о перинатальной смерти. Протокол вскрытия составляется в день вскрытия. Патологоанатомический диагноз и клинико-анатомический эпикриз формулируются на основании данных вскрытия и дополнительных исследований, выполненных во время вскрытия. После завершения гистологического исследования, которое расшифровывает, уточняет, дополняет результаты вскрытия или обнаруживает невидимые макроскопические изменения, патологоанатомический диагноз может быть изменен и записывается как «Патологоанатомический диагноз после гистологического исследования».

ужасно….
🙁
грустно

Щас покопаюсь, даже самой интересно, есть ли возможность легально получить тело мертворожденного ребенка. Пока нашла, что есть пособие на его погребение после 196 дней беременности. Значит, можно тело получить.

мама Димаса

03-01-2007, 22:25

страшно……………………

Да… перерыла все, что приходит на ум. Вроде как должен действовать общий порядок. После получения свидетельства специального образца действует общая норма закона о похоронном деле…

мама Димаса

03-01-2007, 22:33

страшно……………………

03-01-2007, 22:36

У моего знакомого сын умер в роддоме на 7-е сутки. Им выдали все документы о рождении и о смерти.После этого выдали тело и ребенка похоронили родители.
Тело ребенка ОБЯЗАНЫ выдать родителям.
Мои собалезнования…

Мать Тереза

03-01-2007, 22:44

А нам тоже не выдали тело ребенка, но хоть документы дали

С детьми, которые начали самостоятельно дышать все ясно… Вопрос с мертворожденными. Но по-моему общий порядок действует. Единственное, наверное, они оформляют, как невостребованное тело.

У меня мертвого ребенка увезли из дома.
На следующий день в роддоме я выяснила, где он, в каком морге.
Тело не могла получить три недели, но это по причине травм, полученных ребенком во время родов.
Как только получила справку из морга, поехала сразу в ЗАГС и оформила свидетельство о смерти.
По этому свидетельству мне через день выдали тело сына.
Ни разу никто не сказал, что я не имею право забрать тело.
Только в ЗАГСе были небольшие проблемы, т.к. записать в свидетельстве о смерти нельзя ФИО ребенка, пишется что родился неизвестный у такой то гражданки и моя фамилия.
Я боялась, что из за этого будут проблемы на кладбище, что нельзя будет на памятнике написать ФИО ребенка. Но с этим проблем тоже не было.
У меня есть хороший юрист по мед. делам, который ведет мое уголовное дело.
Могу дать координаты в личку.
Просто ужасно то, что даже если врачи не правы, то уже ничего не вернешь, даже в смысле похорон………
И для бедной мамочки это еще и еще переживания….
Дай Бог ей сил все пережить…..
Если что, пусть в личку пишет тоже…..
Постараюсь помочь, чем смогу……..
Даже не знаю, что еще написать. т.к. просто понимаю это эмоционально……….

04-01-2007, 04:33

страшно-то кака… и так горе, а тут тебе еще добавляют…

Русская финочка

05-01-2007, 16:27

А в Финляндии отдают тело, можно хоронить ,кремировать. Только не крестят если малыш мёртвый родился, но имя дают.А если что пастер прямо в родовой крестит. Здесь даже анкету перед родами заполняют ( предполагаемое имя ребёнка).Хоронят таких детей на так называемой земли любви, она есть на каждом кладбище. Знаю потамучто у близкой родственницы у мелыша сердце остановолось на26 недели.
Недай бог вам пережить смерть своих детей

@Svetlana@

05-01-2007, 23:00

у моей тётушки сын умер через 2 недели после родов. пупочный сепсис. так тело отдали. она его кремировала, на могилку ходит…. ужас какой… не дай Бог

Если тело не востребовано в течении 2-х недель, по заявлению родственников, его кремируют.

Ужас какой :041: :041:

Что-то здесь нечисто… Либо врачебная ошибка, либо «спецзаказ» на самого ребенка или органы. Понимаю, что пишу страшные вещи, но вывод напрашивается. Отдать были ОБЯЗАНЫ!!!! Не важно, что мать лежала в реанимации — есть отец. Надо искать юристов — но за давностью (хотя полгода — какая давность!) врачам можно наворотить «сорок бочек»! Но попытаться надо. Главное, чтобы были документальные подтверждения, что ребенка хоронили не родители.

06-01-2007, 18:02

Я когда лежала на сохранении в 37 больнице при мне было два случая:
1. Девочка Лена, 19 лет, первая беременность, замер ребенок на 32 неделе, вызвали искусственные роды, тело ребенка (как ей сказали) увезли на экспертизу, посоветовали держаться, лечится, девочка ты здоровая еще родишь — причину смерти не сказали.
2. Женщина, имя уже не помню, 27 лет, вторая беременность, воды отошли на 5 месяце… Дык вот что произошло… Вкололи ей что-то (вызывали роды), оня прямо у нас в палате и родила 700 граммов красного «мяса» (больше я не помню меня в коридоре девчонки отпаивали). Так вот врачиха добавила в конце — а он еще дышал!!! Не смешно ей было… Хамка. Ребенка завернули в простынку и унесли, сказали на экспертизу. Больше ничего. Причина не установлена.
А в это время на первом этаже рожала девчонка малолетка и отказалась от младенца.
Где справедливость?

@Svetlana@

06-01-2007, 18:35

Я когда лежала на сохранении в 37 больнице при мне было два случая:
1. Девочка Лена, 19 лет, первая беременность, замер ребенок на 32 неделе, вызвали искусственные роды, тело ребенка (как ей сказали) увезли на экспертизу, посоветовали держаться, лечится, девочка ты здоровая еще родишь — причину смерти не сказали.
2. Женщина, имя уже не помню, 27 лет, вторая беременность, воды отошли на 5 месяце… Дык вот что произошло… Вкололи ей что-то (вызывали роды), оня прямо у нас в палате и родила 700 граммов красного «мяса» (больше я не помню меня в коридоре девчонки отпаивали). Так вот врачиха добавила в конце — а он еще дышал!!! Не смешно ей было… Хамка. Ребенка завернули в простынку и унесли, сказали на экспертизу. Больше ничего. Причина не установлена.
А в это время на первом этаже рожала девчонка малолетка и отказалась от младенца.
Где справедливость?Какой кошмар!!!! да, несправедливости в этой жизни хватает…:041:

Давайте топик закруглять. У человека был конкретный и юридический вопрос, а эти ужастики на лавочке даже читать не хочется.Толку все равно никакого…Какой смысл пересказывать это бесконечно и травить людям душу. Тем, кто потерял детей это не поможет, всем остальным не надо про это думать.
Если плод больше 500 г, то обязательно проводят реанимационные мероприятия, если он жив. Почему он красный, надеюсь, понимаете…

Российское законодательство определяет границу в 196 дней (28 недель) беременности, до которой ребенок считается плодом. Начиная со 197-го дня, ребенка, умершего в утробе матери, а также в момент родов или в послеродовой период, хоронят как любого другого человека и на тех же законных основаниях. На мертворожденных детей от 196 дней беременности распространяются те же гарантии, что и на других умерших граждан РФ, более того, они относятся к их льготной категории и в связи с этим имеют право на социальное пособие для погребения. Особых норм и правил для захоронения детей, умерших в перинатальный период, в российском законодательстве не существует; порядок действий в этом случае регламентируется федеральным законом «О погребении и похоронном деле», основным в этой сфере правоустанавливающим документом для всех граждан РФ.

На практике это выглядит таким образом: в первую очередь о мертворожденном ребенке или ребенке, умершем после родов, сотрудники родильного дома обязаны сообщить его родственникам. Дальнейшее развитие событий имеет два варианта. Первый: родственники забирают тело ребенка для самостоятельной организации похорон. Сделать это желательно в течение двух дней после проведения вскрытия или предъявить объективные основания для отсрочки. По закону тело мертворожденного ребенка, поскольку родственники в известность уже поставлены, может храниться в морге бесплатно до 7-ми суток. Похороны могут быть организованы специализированной городской службой по гарантированному перечню услуг (на безвозмездной основе). Или за собственный счет родственников с дальнейшим возмещением расходов при получении социального пособия. В роддоме следует получить медицинскую справку о смерти, она понадобится для организации похорон и получения гербового свидетельства о смерти в органах ЗАГС.

Второй вариант: родственники не могут или не хотят взять на себя ответственность за захоронение. Тогда мертворожденного ребенка хоронят от медучреждения в общем установленном порядке. Захоронение (или кремация) осуществляется специализированной городской службой, оказывающей ритуальные услуги по федеральной программе, в течение 3-х суток после установления причины смерти. Для этого родителей просят подписать согласие на вскрытие ребенка. Если тело ребенка кремируется, его прах можно востребовать в крематории в течение года с момента кремации, в противном случае он будет захоронен в общей могиле с невостребованными прахами.

Добавить комментарий

Закрыть меню