Йога для православных

Йога — это любая строгая дисциплина, которая помогает лучше управлять телом и духом

Само слово «йога», будучи санскритским, имеет массу значений. Если обобщить, выйдет нечто вроде «связь». Связь — в смысле наличие взаимоотношений, объединение.

Допустим, человек, который плохо управляет своим телом, не имеет с ним чёткой связи, не говорит на одном языке. Йога же — это практика, которая помогает установить этот самый контакт серией специальных упражнений.

Вопрос о том, как Церковь относится к йоге, изначально поставлен некорректно, так как нет никакой одной йоги, к которой можно было бы чётко обозначить отношение православной Церкви.

Даже теннис можно назвать йогой, так как он развивает тело.

С тем же успехом мы могли бы объединить под ярлыком «христианство» православных, католиков и свидетелей Иеговы, а потом спросить, как буддисты к ним всем относятся. Это несправедливый подход, изначально предвзятый. И мы, как здравомыслящие люди, обязаны каждый случай рассматривать отдельно.

В общем смысле йога — это любой набор практик, которые позволяют человеку наладить связь с той или иной частью себя или духовного мира.

В широком смысле теннис — тоже йога, поскольку он позволяет при помощи строгой спортивной дисциплины лучше управлять своим телом.

Девушка на фото делает одну из асан йоги. Один из основных принципов йоги — сантоши или удовлетворенность. Есть три компонента сантоши — сокращение, упрощение и чувство признательности

Нет никакой единой йоги, которая бы заключалась в медитации и поклонении языческим божествам. Но к этому мы ещё вернёмся. Йога — это общее название методологий управления телом и духом человека. А одна из целей йоги — приблизиться к совершенству.

Восточные традиции не заслуживают огульного осуждения, они нам ближе, чем кажется

Почти все духовные практики, которые мы обобщаем под словом «йога», пришли из индуизма и буддизма. И тут обычно раздаются возгласы: «Язычество!», но нет, не нужно спешить делать такие заявления.

Индуизм — религия монотеистическая, как ислам и иудаизм. Множество божеств в нём несут далеко не верховную божественную функцию в христианском её понимании (они, скорее, ближе по роли к христианским ангелам и чертям), а Бог там тоже один.

Буддизм и вовсе — образ жизни, который тему Всевышнего оставляет за скобками, это не религия.

Митрополит Сурожский Антоний призывал никогда не судить категорично о восточных традициях:

Сурожский Антоний Митрополит

«Мне вспоминается разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским. Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий.

Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: «Нет, в них истины нет!» Я пришел домой, взял древнеиндийскую книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю:

«Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы “по звуку” их узнать?»

Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви. Тогда я ему сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса.

Это не значит, что мы должны отождествлять веру, которую получаем во Христе и от Христа, с другими верованиями; но как мы должны быть осторожны, когда мы судим о другой вере!».

Теперь, когда мы отбросили в сторону предвзятость, разберёмся в разнообразии видов йоги.

Есть 4 вида йоги: тела, ума, разума и души

Классифицировать йогу можно по-разному. Один из вариантов — по сфере, с которой она работает.

Йога тела

Это самая стереотипная из йог. Её задача — научить человека владеть своим телом, улучшить здоровье. Это и всем известные асаны (позы, требующие большой гибкости), и здоровое питание, близкое к монашескому рациону в православии.

Обычно йога состоит из нескольких ступеней, и йога тела, как одна из них, предполагает некие духовные цели на последующих уровнях.

Хатха-йога — это совокупность дыхательных и физических упражнений для укрепления здоровья

Но она вполне может существовать в отрыве от них, так же, как шейпинг, гимнастика, лёгкая атлетика не требуют сопровождающей философии. И надо признать, упражнения из йоги намного полезнее простого спорта. В них опыт тысячелетий.

Йога ума

Ум с точки зрения восточного человека — тоже орган, и его можно накачать, как мускул. Человек рассеянный и забывчивый обладает неразвитым умом. Тот, кто не имеет правильной связи с умом, нарушает внутреннюю иерархию в себе: становится рабом ума.

Ум действует в категориях «хочу»/»не хочу», и раб ума — это тот, кто сразу бежит выполнять любую свою прихоть: обжорство, сладострастие и т.д.

Медитация на чётках — способ утихомирить беспокойный ум, справиться с беспокойными мыслями

Йога ума — это техники концентрации, они развивают волю человека. Внешне похоже на чтение Иисусовой молитвы на чётках, но в христианстве другие задачи.

Йога разума

Разум — тонкая структура. Она оперирует категориями «полезно»/»вредно» Например, ум говорит: «Хочу алкоголь, потому что вкусно», разум возражает: «Но не буду, потому что вредно». Задача практика йоги — правильно согласовать все свои внутренние структуры, чтобы не ум управлял действиями человека, а разум.

Успехи в йоге разума позволяют творить чудеса, например, левитировать, подобно католическому монаху Джузеппе из Копертино

Йога этого уровня не имеет аналогов в христианстве. Она близка к эзотеризму, это та самая мистическая индийская йога, которой христиан отпугивают от всей восточной культуры. Тут у человека открываются сверхъестественные способности.

Это подобно тому, как христианские праведники творили чудеса (полёты, прозорливость, исцеления), с той лишь разницей, что в йоге разума нет религиозного подтекста. Это набор техник, не более.

Йога души (бхакти-йога)

Пожалуй, самая понятная и близкая православному христианину йога. Мы сами ею занимаемся и никогда не подумаем назвать её грехом. Её задача — нести добро в мир, всегда помнить о Боге, помогать всему окружающему. Это самая важная из йог, а её главная идея отлично согласуется со словами Иисуса Христа:

(Мф. 22:39)

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

От восточного практика не требуется заниматься ни одной из йог, но бхакти-йога — исключение. Это добродетельный образ жизни, единственный достойный для человека. Собственно, наличие или отсутствие этой идеи определяет, будет ли перед нами духовный человек из восточной культуры или эгоистичный эзотерик, помешанный на саморазвитии.

Забота и любовь ко всему миру — самая важная задача йога, это высшее духовное достижение

Самое важное в духовной практике — это то, что движет человеком: любовь к Богу или эгоизм

Если всё так хорошо и безопасно, то откуда же берётся представление о мистической йоге, с которой духовная жизнь несовместима?

Дело в мотивации человека. Кто-то накачивает мускулатуру, чтобы позировать для шедевров искусства или разбирать завалы после землетрясений, а кто-то — чтобы отбирать кошельки в переулках.

Так же дела обстоят и с йогой. Профессор А.И. Осипов в лекциях часто говорит, что добиться сверхъестественных сил можно двумя путями:

Осипов Алексей Русский богослов

  1. Богоугодный. Человек просто ведёт праведную жизнь, за что получает одобрение Всевышнего и особые силы. Бог доверяет этому человеку и без опаски за окружающих наделяет его способностью творить чудеса. При этом сами способности — не самоцель человека, а побочный продукт его созидательной деятельности. Это перекликается с восточными представлениями о бхакти-йоге.
  2. Эгоистичный. Человек сознательно стремится только к обретению мистических сил. Им движут низменные побуждения: гордость, алчность, страх быть хуже других.

В обоих случаях обрести чудесные силы можно так же, как и любой человек способен накачать мускулатуру. Но фундаментальный вопрос здесь не в том, что ты делаешь, а в том, для чего.

В этом плане показателен индийский миф о царе Хираньякашипу. Он достиг огромной силы за счёт жесткого подвижничества, но все свои способности направил на то, чтобы истребить веру в Бога. Закончил он плохо — убит Нрисимхой, аваторой верховного Божества индуизма.

Индийский царь Хираньякашипу направил достижения йоги во зло, за что его жестоко покарал человеколев Нрисимха

Так что плоха не столько йога, сколько неверная мотивация. Сами восточные учителя предупреждают — практикам не стоит увлекаться мистикой, эти способности к хорошему не приведут.

На вопрос, как Церковь относится к йоге, нет и не будет одного ответа

И всё же среди православных негативные высказывания в сторону йоги довольно широки. Например, многих пугает идея энергий в теле человека — мол, нет такого в Библии. Но в Библии много чего нет: динозавров, радиации, астероидов. Даже слово «счастье» отсутствует в Священном Писании. Значит, счастья нет?

Конечно же, это не так. Просто Библия — это книга об общении человека с Богом, и темы там подняты соответствующие. Физическое развитие человека, спорт, правильное питание и т.д. — это уже другие вопросы. Они за рамками Книги книг.

Не только йоги, но и массы тем нет в Библии.

Мы постепенно наблюдаем, как открытия в области физики всё большую роль уделяют понятиям энергии и направленного внимания, характерным для восточных традиций.

Мы не будем уподобляться средневековым католикам и жечь на кострах людей, чьи знания нам непонятны. Всему своё время.

Нет смысла критиковать йогу за учение об энергии, поскольку каждый атом действительно ею обладает

Православие всё же — обещание спасения, вера, образ жизни, но никак не кладезь мнений по любым вопросам. О восточных традициях у христианства нет догматических убеждений. Всё что мы имеем — частные мнения священников и богословов.

Например, профессор богословия А.И.Осипов на видео ниже говорит, что упражнения йоги могут принести пользу человеку, так что выполнять их есть смысл:

Ссылка на видео:

Но в то же время он подчёркивает, что православным заниматься йогой нужно, помня об Иисусе Христе, как о Спасителе. Иначе подрывается ядро православной христианской веры. Без идеи о спасении она просто не возможна.

Добавить комментарий

Закрыть меню