Исаакиевский собор Санкт-Петербурга

Исаакиевский собор – один из символов Санкт-Петербурга и крупнейший храм «Северной столицы», второй по величине православный собор в мире после Храма Христа Спасителя в Москве. Это величественное творение французского архитектора Огюста Монферрана находится на Исаакиевской площади в центре Санкт-Петербурга, в окружении других знаковых достопримечательностей города – рядом расположены Адмиралтейство, Сенатская площадь, исторические отели «Англетер» и «Астория».

В этой статье вы найдете практическую информацию для посещения этого великолепного памятника архитектуры позднего классицизма. В современном виде, таком, как мы можем видеть его сегодня, Исаакиевский собор формировался с 1818 по 1858 год (год его освящения в честь святого Исаакия Далматского). Один из главных кафедральных соборов царской России был разорён после революции, с 1928 года стал музеем, когда в нём была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора», а в 1931 году — одним из первых в Советском Союзе антирелигиозным музеем. В 1990-м году здесь вновь была проведена первая церковная служба, однако сегодня он не является кафедральным собором Санкт-Петербурга и Петербургской митрополии (с 2000 года им стал Казанский собор).

Поэтому большинство посетителей приходит в Исаакиевский собор прежде всего как в музей, хотя для православного человека, наверное, трудно разграничить в восприятии шедевр архитектуры с выдающимися произведениями искусства внутри и собственно храм. Великолепна и смотровая площадка на Исаакиевском соборе (колоннада), созданная в середине XX века на его куполе, откуда открывается «классический» вид на Санкт-Петербург.

Адрес и как добраться: Исаакиевская площадь, ближайшая станция метро – Адмиралтейская (городские автобусы №3, 22, 27, троллейбусы №5, 22). Также легко дойти пешком во время прогулок по центру Петербурга, поскольку Исаакиевский собор находится совсем рядом с «сердцем» города – Дворцовой площадью и Зимним дворцом.

Время работы Исаакиевского собора: с 10.30 до 18.00 (в «высокий» туристический сезон с 1 мая по 30 сентября во время специальных вечерних программ музея — с 18.00 до 22.30). Выходной день – СРЕДА.

Колоннада Исаакиевского собора со смотровой площадкой работает по следующему расписанию: С 10:30 до 18:00 с 1 мая по 31 октября ежедневно.

С 1 ноября по 30 апреля выходной день – первая и третья среда месяца.

С 1 мая по 31 октября можно купить билет на «Вечернюю колоннаду» — время посещения с 18.00 до 22.30

Во время «белых ночей» в Санкт-Петербурге можно подняться на колоннаду и полюбоваться на панораму ночного города также с 18.00 до 4.30 (в период с 1 июня по 20 августа, по средам с 10.30 до 22.30)

Стоимость билетов в 2019 году

Полный взрослый билет в Исаакиевский собор – 350 рублей, подъем на колоннаду – 200 рублей.

Льготные билеты: владельцы международных карт ISIC – 200 рублей, дети от 7 до 18 лет, студенты (курсанты, аспиранты и др), пенсионеры России и Белоруссии – 100 рублей.

Аудиогид — 200 рублей.

Обратите внимание, что данная льгота предоставляется только по предъявлению паспорта, например, для пенсионеров в данном случае пенсионное удостоверение не подойдет, если вы не взяли паспорт на прогулку по Санкт-Петербургу – придется платить полную стоимость. Это касается практически всех музеев города, где предусмотрены льготы. Для учащихся нужен студенческий билет.

Есть и другие льготные категории граждан (в том числе с бесплатным посещением), уточняйте информацию об этом в кассах или .

Исаакиевский собор внутри, фото

Может быть интересно:

Посещаем колоннаду Исаакиевского собора — Вид с Исаакиевского собора

Храм Спаса-на-Крови: Всё необходимая информация

Рестораны и кафе на крышах Петербурга: ТОП-5

История собора

Архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге является Огюст Монферран. Храм построен на месте старого собора преподобного Исаакия Далматского, поэтому важным условием было сохранение алтаря предыдущего храма. Проект находился под кураторством императора Николая I и при возведении храма были применены самые современные технологии тех лет.

Строительство продолжалось с 1818 по 1858 год, а 30 мая (11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение Исаакиевского собора. С 1991 года в храме ежедневно проводятся богослужения.

Внутреннее убранство Исаакиевского собора, © Татьяна Лискер

На внешних стенах и колоннах храма можно увидеть сколы и вмятины — это последствия обстрелов и бомбежек в годы Великой Отечественной войны. В период блокады в Исаакиевском соборе хранились экспонаты из Музея истории города, Летнего дворца Петра I и из пригородных музеев Ленинграда.

С 1950 года и на протяжении 10 лет велась реконструкция здания, на куполе была установлена смотровая площадка.

В настоящее время Исаакиевский собор имеет статус Государственного памятника-музея и входит в музейный комплекс, объединяющий храм Спас на Крови и Музей камня. Церковная епархия неоднократно просила передать собор в свое полное ведение, однако муниципальные власти отказывали. Споры о передаче храма РПЦ ведутся до сих пор.

Исаакиевский собор на панораме Google: вид снаружи

Особенности архитектуры Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Храм является образцом позднего классицизма. Высота здания достигает 101,5 метров, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем располагаются три алтаря: Исаакию Далматскому, Великомученице Екатерине и Александру Невскому.

Пятиглавый храм имеет еще четыре небольшие главки с колокольнями. Венчает собор большой купол, наружный диаметр которого составляет 25,8 метров. В отличие от большинства православных храмов, собор не имеет восточного входа, главный вход располагается в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем.

Здание украшено 112 гранитными колоннами разного размера. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Над украшением собора трудились знаменитые художники и скульпторы (Карл Брюллов, Пётр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов и др.) Их работой руководил ректорат Петербургской Академии художеств, все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора.

Вид с Исаакиевского собора, © Igor Butyrskii

Главной техникой была выбрана масляная живопись по специальному грунту, образа писали тоже маслом на бронзовых досках. Самой большой композицией Исаакиевского собора является роспись купола, площадь ее составляет 800 кв. метров. Эту часть работы выполнил известный русский художник Карл Брюллов.

Однако из-за климатических особенностей Санкт-Петербурга, со временем грунт портился и изображения приходилось переписывать, поэтому было принято решение декорировать собор мозаикой. Храм украшают более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа. Большой интерес представляют скульптурные барельефы портиков и дверей собора. Помимо скульптур храм украшают 150 панно и картин, а также витраж с изображением Воскресения Христа, площадью около 30 кв. метров.

Интерьер Исаакиевского собора на панораме Google:

Колоннада Исаакиевского собора располагается на высоте 43 метра. Чтобы подняться на нее необходимо преодолеть 2 винтовые лестницы из 200 ступеней. Колоннада состоит из 24 колонн, длиной 14 метров, и представляет собой смотровую площадку с круговым обзором.

Вид с колоннады Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге на панораме Google:

Цены на билеты в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге в 2019 году

Стоимость билетов в основное рабочее время:

  • Полная стоимость — 350 рублей;
  • Владельцы международных карт ISIC — 200 рублей;
  • Дети от 7 до 18 лет — 100 рублей;
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных организаций РФ и Республики Беларусь — 100 рублей.

Стоимость билетов в вечернее время:

  • Входной билет в Исаакиевский собор — 400 рублей;
  • Колоннада Исаакиевского собора с аудиоэкскурсией «Панорама Санкт-Петербурга» — 400 рублей.

Дополнительные услуги:

  • Аудиогид на 10 языках — 200 рублей;
  • Аудиоэкскурсия «Панорама Санкт-Петербурга» — 150 рублей;
  • Комплексный билет (собор + колоннада) на одного человека — 400 рублей;
  • Пользование бинокуляром на колоннаде Исаакиевского собора (2 минуты) — 100 рублей;
  • Пользование бинокуляром на колоннаде Исаакиевского собора (1 минута) — 50 рублей.

Бесплатное посещение возможно только с 10:30—18:00 и не распространяется на культурно-массовые мероприятия и вход на колоннаду собора. Внутреннее убранство Исаакиевского собора, © Ирина Дементьева

Как добраться до Исаакиевского собора

Ближайшее метро — «Адмиралтейская». Данная станция находится на пересечении улицы Малой Морской и Кирпичного переулка. По улице Малой Морской пройдите налево 2 квартала (около 500 метров) и Вы окажетесь на Исаакиевской площади, где расположен собор.

Также можно добраться от станций метро – «Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская». Данные станции метро имеют выход на Сенную площадь. От Сенной площади нужно идти по переулку Гривцова до набережной реки Мойки, повернуть налево. Через 50-100 метро Вы окажетесь на Исаакиевской площади, и увидите Исаакиевский собор.

Но большинство туристов совмещают посещение собора с прогулкой по центру Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор находится недалеко от Медного всадника, Дворцовой площади и Невского проспекта.

В Исаакиевском соборе проводятся две стандартные экскурсии – экскурсия в сам собор и прогулка по колоннаде. Билеты в собор и на колоннаду продаются отдельно.

Интерьеры Исаакиевского собора поражают своей красотой и богатством убранства. В соборе проводятся экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. На входе собирают группу около 15 человек, что обычно занимает 5-10 минут, после чего начинается экскурсия в ходе которой рассказывается об истории собора, его строительстве, экскурсовод подробно рассказывает о технологиях и материалах, которые применялись при сооружении собора.

Поскольку Исаакиевский собор — одно из самых высоких зданий в городе, то экскурсии на колоннаду собора пользуются неизменной популярностью среди туристов. С колоннады открывается прекрасный вид на центр города: Неву, Исаакиевскую и Дворцовую площади, Петропавловскую крепость.

История строительства Исаакиевского собора

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора Монферрана предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.

Наружное убранство храма

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Автор горельефов – скульптор К.П. Витали.

Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью. Установка монолитных колонн выполнялась до возведения стен Исаакиевского собора. Для их сооружения применялись огромные гранитные блоки, которые привозили на специальных судах. Огромные колонны были установлены к 1830 году.

Внутреннее убранство храма

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней — порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора. Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь — святому благоверному князю Александру Невского. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».

В храме установлен маятник Фуко, показывающий нам, что земля вертится.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Но его желание не было исполнено Александром II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По одной из легенд многие ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы.

В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда высоты 43 метра можно увидеть панораму города.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Чудотворная икона «Тихвинская» (Исаакиевский собор)
Источник: Подготовлено А.В.Квятковским, сайт «Государственный музей-памятник Исаакиевский собор»
Находящаяся в настоящее время в Исаакиевском соборе икона «Богоматерь Тихвинская» (список XVIII в. с древней иконы, возвращенной в Тихвинский монастырь) прославилась в 1858 г. — году освящения храма прп. Исаакия Далматского. Икона была родовой, хранилась в одной петербургской семье, переходила по наследству и совершала исцеления. О чудотворной иконе стало известно в городе, и 2 марта 1859 г. она была перенесена в Христо-Рождественскую церковь, а затем в Александро-Невскую лавру. Через три дня ее перевезли в Исаакиевский кафедральный собор, где икона продолжала служить источником исцелений и благодатных утешений. В мае 1861 г. на икону Богоматери была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Внизу ризы надпись: «Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей, тщанием соборного причта и

Икона Тихвинская в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»
К числу снимков с древней Тихвинской иконы, прославленных чудесами, принадлежит икона, находящаяся в Исаакиевском соборе. Она прославилась в самый год основания собора. Икона эта была родовой иконой семьи Ивановых, живших в 50-х годах в собственном доме по 2-ой улице Песков. По смерти больного брата девица Иванова, продав дом, наняла маленькую комнату по соседству и, умирая, поручила напутствовавшему ее приходскому священнику взять в церковь принадлежащую ей икону. При этом она заявила, что икона древняя и чудотворная. Так как документов на передачу иконы в церковь не было написано, то икона перешла к квартирохозяину, а от него к одной бедной женщине, Востоковой, зарабатывавшей хлеб чтением псалтири по усопшим. Востокова обновила икону. Как-то она услыхала от одного сборщика рязанской губернии, что в их селе сгорела церковь с утварью и иконами. В желании помочь этому приходу Востокова предложила сборщику передать икону в этот приход. В то же время неизвестная женщина пришла к

ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ В ИСААКИЕВСКОМ СОБОРЕ В ПЕТЕРБУРГЕ

В С.-Петербурге в 1858 году в квартире Марьи Денисовой Востоковой начали совершаться чудеса от списка с Тихвинской иконы Божией Матери. Видя большое стечение народа, с каждым днем увеличивающееся, Востокова просила духовенство Рождественской, на Песках, церкви перенести эту икону в означенную церковь. Она, по соизволению митрополита Григория, перенесена в ту церковь 2 марта 1859 года, а 5 марта, по распоряжению того же митрополита, перенесена в Кафедральный Исаакиевский собор. Исцеления от иконы продолжались и здесь. Особенно же поразительно было исцеление девицы Екатерины Левестам, совершившееся в 1860 г. Дочь коллежского советника доктора медицины Юрия Матвеевича Левестам, по вере протестантка, родилась в Москве в 1844 г. От рождения она была здоровья слабого; на 16 году жизни она должна была по разным болезням оставить Гатчинский пансион, в котором воспитывалась, и помещена в лазарет Гатчинского сиротского института. Здесь бывшие с ней спазмы усилились и развились, левая нога подв

Икона Тихвинской Божией Матери

Чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.
Чудотворная икона «Богоматерь Тихвинская»
Находящаяся в настоящее время в Исаакиевском соборе икона «Богоматерь Тихвинская» (список XVIII в. с древней иконы, возвращенной в Тихвинский монастырь) была передана в 1859 году году храму Исаакия Далматского.
В мае 1861 г. на икону Богоматери была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями.
В 1875 г. перед ней была установлена беломраморная балюстрада с золочеными бронзовыми балясинами и подсвечником, сохранившаяся до наших дней.
Иконографический образ Тихвинской Богоматери имеет древнюю историю. Верующие почитают ее как творение евангелиста Луки. Средневековые источники отмечают необычность появления Тихвинской иконы на Северо-западе России, обычно датируемого 1383 годом. В последующие годы храм, в котором находилась эта икона, неоднократно горел, однако святой образ Богоматери оставался невредимым. В 1560 г. при храме был устроен общежительный мужской монастырь.
Позднее с чудотворной иконы Богоматери был снят список, который 17 февраля 1617 г. привезли в деревню Столбово неподалеку от Ладоги. Здесь был заключен мир со шведами.
Находящаяся в настоящее время в Исаакиевском соборе икона «Богоматерь Тихвинская» прославилась в самый год основания собора. Эта икона была родовым образом семьи Ивановых, живших в 50-х гг. XIX века в Рождественской части города, в Песках. После смерти последней владелицы образа, икона перешла к одной бедной женщине, Востоковой, которая захотела ее подарить нуждавшемуся приходу в Рязанской губернии. Однако этому предприятию не суждено было осуществиться. Неизвестная женщина пришла к племяннице Востоковой и, подавая ей 6 рублей, сказала: «Отдай деньги своей тетке, да скажи, чтобы своей иконы не отсылала, а купила бы для посылки в село другую такую же икону и такой же меры». После последовавших за этим событием еще нескольких чудесных случаев образ стал известен в Петербурге. В силу увеличивающегося день ото дня стечения богомольцев, Востокова 2 марта 1859 отдала свою икону в Рождественскую церковь на Песках, откуда ее 5 марта 1859 г. перенесли в новоосвященный кафедральный Исаакиевский собор. Здесь образ прославился чудотворениями, из которых наиболее удивительным было исцеление девицы протестантского вероисповедания Екатерины Левестам, сильно страдавшей параличом и припадками т.н. «пляски святого Витта».

Добавить комментарий

Закрыть меню