Именины Сергея 2014

Именины Сергия по православному календарю

Именины Сергия празднуются в том случае, если это имя выбрано человеку строго по святцам.

Его нарекали так, потому что имя святого приходилось:

  • на день рождения младенца;
  • на день наречения имени (8-й день после рождения) — именно так, по иудейскому обычаю нарекали Иисуса Христа; этот день соблюдался в Православной Руси до революции, он-то и был днем именин;
  • на день Крещения — если ребенку давали имя святого, чью память чтила Церковь в этот день.

Это интересно: на Руси не было обычая праздновать день рождения, люди не помнили эту дату. Вместо неё отмечали именины – это число было записано в церковном свидетельстве о рождении.

Следование святцам – результат твердой веры в то, что имя человека выбирается не произвольно по прихоти родителей. Момент его рождения уже связан с именем святого, который предназначен ему в Небесные покровители.

День именин становится значимым праздником в земной жизни Сергия – его знакомят с подвигом святого, учат молитвенно общаться с ним.

В православном календаре упомянуто 78 святых с именем Сергий, но день именин – это праздник только того, чья память приходится на день рождения, Крещения или наречения имени земного Сергея.

Заметим, что 58 святых Сергиев – это новомученики, память которым Православная церковь установила в 2002 году. Они являются небесными покровителями для тех, кто рожден после этого года.

Приводим календарь дат, в которые РПЦ почитает святых с именем Сергий, курсивом выделены дни поминания новомучеников.

Месяц Число
Январь 3, 6, 15, 18,27, 31
Февраль 17, 21
Март 5, 7, 8, 11, 22, 25
Апрель 2, 5, 14, 21, 25
Май 7, 8, 10, 26
Июнь 1
Июль 1, 11, 18, 20
Август 2, 8, 13, 25
Сентябрь 10, 16, 22, 24, 29
Октябрь 1, 7, 8, 20, 23, 31
Ноябрь 1, 3, 13, 16, 20, 27, 29
Декабрь 2, 10, 11, 15, 18, 20, 21, 23, 30, 31

Если на эти даты выпадает день рождения, крещения или наречения имени (8-й день после рождения) живущего на земле Сергея, он может отмечать эту дату как день именин (на церковном языке — тезоименитства). Считается, что праведник, почитаемый в этот день, направляет жизнь Сергея на правильный путь, оберегает от несчастий.

В день именин на Руси было принято обязательно посещать церковную службу, причащаться, заказывать молебен святому покровителю о здравии. К застолью пекли именинный пирог с изюмом (каравай), собирались только близкие люди, обязательно угощались крестные родители.

Подарки имениннику должны быть связаны с духовной жизнью, ведь празднуется не день рождения земного человека, а день памяти его небесного защитника.

День Ангела Сергия по церковному календарю

Не все имена дают людям по святцам. Имя Сергей может быть дано:

  • в честь наиболее почитаемого в семье святого;
  • в честь родственника;
  • просто потому, что оно нравится родителям.

В таком случае призвание Небесного покровителя и наречение имени производится одновременно с таинством Крещения: священник благословляет человека и читает над ним особую молитву.

Человеку сообщается День Ангела – дата, когда имя святого, празднуется в церкви. В свидетельстве о Крещении записывается это число, оно может на многие недели и месяцы отстоять от дня рождения и Крещения человека.

Так, младенец, рожденный 14 октября и нареченный в честь преподобного Сергия Радонежского, будет праздновать день ангела 18 июля и 8 октября – в дни, когда Православная церковь чтит память этого святого.

Если ребенок не крестится в церкви, ни о каких именинах или Дне Ангела речи быть не может, т. к. в Православии именины – это церковный праздник, духовно связанный с человеком через наречение имени в Крещении.

Дней Ангела у человека может быть несколько, т.к. церковь несколько раз в году поминает имена наиболее значимых святых.

Ангел Хранитель Сергия

Православная церковь различает такие понятия, как «святой, небесный покровитель человека» и «Ангел-Хранитель». Святой – это некогда живший на земле человек, носивший конкретное имя. После преставления, как учит Православная церковь, Божии угодники получают дар помогать тем, кто живет на земле и обращается ним в молитве.

Святые с именем Сергий помогают всем, кто обращается к ним с просьбами, но особое покровительство оказывают своим тезкам. Иногда небесных покровителей называют ангелами – в знак того, что они пребывают не в теле, как земные люди, а ведут духовное, ангельское житие.

К ним мы обращаемся с молитвой: «Святой угодник Божий Сергий, моли Бога обо мне, грешном». День почитания святого покровителя – именины.

Совсем иное – Ангел-Хранитель, изначально духовная, бестелесная сущность, незримо сопутствующая каждому человеку. Его имени знать нам не дано, т. к. оно не материально.

Неважно, как зовут того или иного человека, его Ангел Хранитель мысленно общается с ним, наставляя на доброе. Злыми поступками человек может оскорбить и отдалить от себя Ангела — тогда власть над ним возьмут темные сущности – бесы.

Существуют особые молитвы Ангелу Хранителю: «Святой Ангел, предстань окаянной моей душе и страстной жизни; не оставь меня за невоздержание мое, не дай лукавому демону обладать мной…». Как видим, Ангел-Хранитель связан не с именем человека, а с его душой – единственной и неповторимой.

Что означает имя Сергей в православии

В церковных святцах больше всего еврейских, греческих, латинских имен – их носили первые христианские святые. Имя Сергей имеет латинские корни: SERGIUS — значит, «знатный», «занимающий высокое положение»; такое имя могли носить только римские аристократы.

Другой вариант толкования имени – SERVUS, что означает «слуга», в христианском толковании – «слуга Бога». Большинство христианских святых с таким именем становились монахами – т. е. отрекались от мирской жизни ради служения Богу.

Замечено, что люди, носящие одинаковые имена, имеют схожие черты характера. Человеческое имя имеет собственную энергетику – как положительную, так и отрицательную. Наречение имени – своего рода жизненное задание: усилить положительную энергию имени и побороть те недостатки, которые в нем «спрятаны».

Сильные стороны имени Сергей:

  • доброта, умение сопереживать;
  • креативность, творческий подход к любому делу;
  • ответственность и надежность.

Недостатки, которые необходимо преодолеть:

  • обидчивость и замкнутость;
  • неуверенность в себе, зависимость от чужого влияния.

Важно, чтобы с Божией помощью Сергей сумел преодолеть свои слабости, стал самостоятельным, мужественным — таким, как собиратель Святой Руси Сергий Радонежский.

Подвиги преподобного Сергия

Сергий Радонежский жил в XIV в., в тяжелые времена борьбы с татаро-монгольским игом, но плодами его трудов мы пользуемся до сих пор.

  1. В детстве прп. Сергий (тогда еще Варфоломея) никак не мог научиться читать и подвергался за это насмешкам сверстников и упрекам родителей. Дар чтения появился у него, после усиленных молитв и помощи чудесного инока. С тех пор Сергий Радонежский считается покровителем учащихся, особенно тех, кому трудно дается школьная наука.
  2. Юность инока прошла в борьбе с бесовскими искушениями, которые одолевали его во время одинокой жизни в лесной глуши. Он побеждал их молитвой – теперь на месте его подвига красуется Троице-Сергиева Лавра — духовный центр России.
  3. Будучи игуменом монастыря, Сергий Радонежский взял на свои плечи тяжелейшую ответственность – благословил московского князя Дмитрия на Куликовскую битву. Он предвидел не только победу, но и страшные потери русского войска.

К концу своей жизни он стяжал такую духовную силу, что способен был в тяжелые времена поддерживать дух всего народа.

Кто такой Сергий Синайский

14/27 января Православная Церковь чтит память преподобномученика Сергия Синайского. Преподобный – значит, житием своим уподобившийся Богу. Так называли монахов, отрекшихся от мирской жизни, проводивших время в молитве и трудах во славу Божию.

Сергий Синайский жил в начале IV века в пещере на Синайской горе – там, где ветхозаветный Моисей получил от Бога скрижали с 10 заповедями. Вместе с другими подвижниками (их было 40 старцев) он проводил время в безмолвии и молитве.

Пищей старцам служили вода и финики, раз в неделю они собирались для Святого Причастия. Многие монахи получили от Бога дар творить чудеса.

В 312 году на Синайскую обитель напали арабы-мусульмане и зверски расправились с молитвенниками. Сергий Синайский с остальными старцами принял мученическую смерть, прославлен в чине преподобномученика, как монах, принявший мучения за веру в Христа.

Сергей – это мужское имя еврейского происхождения. Оно означает светлый, ясный, высокочтимый. Мальчик с таким именем жизнерадостный, добрый, отзывчивый. Сергей способен к сопереживанию. Он всегда будет верным другом и никогда своего приятеля не оставит в беде. Сергей обладает тонкой натурой. Любая грубость направлена в его сторону очень ранит его чувства.

Он достаточно общителен и легко приспосабливается к новым людям и условиям. Но он никогда не сможет общаться с хамами и грубиянами.

День ангела Сергея по церковному календарю

Как известно еще с древних времен было принято отмечать не день рождения, а день ангела. Чтобы узнать какого числа почитается память святого с таким же именем по православному календарю. Дата, которая находится ближе всего ко дню рождения и будет днем ангела человека. И так, когда же день ангела у Сергея? На протяжении года таких дней несколько. Ниже представлена полная таблица почитаемых святых с этим именем.

Именины Сергея по церковному календарю припадают на такие даты:

Дата Святой покровитель
15 января Сергий, мч.
27 января Сергий Синайский, прач.
5 марта Сергий Валаамский, прмч.
2 апреля Сергий Савваит, прмч.
25 апреля Сергий II, патриарх, Константинопольский
1 июня Сергий Шухтомский (Шухтовский), схимонах
11 июля Сергий Валаамский, прп.; Сергий, прп.
18 июля Сергий Радонежский, игумен (Обретение честных мощей)
20 июля Сергий Радонежский, игумен
25 августа Сергий, прп.
24 сентября Сергий Валаамский, прп.
8 октября Сергий Радонежский, игумен (Преставление)
20 октября Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский, прп.; Сергий Печерский, Послушливый; Сергий Римлянин, Росафский, мч.
23 октября Сергий Зографский, прмч.
29 ноября Сергий Малопинежский, прп.
11 декабря Сергий, сщмч., пресвитер

Пусть хранит Вас Господь!

«Я И НЕ ЗНАЛ, ЧТО МЕНЯ ТАК ЛЮБЯТ» Однажды учительница математики из Миннесоты дала ученикам такое задание: составить список класса, подумать, что больше всего нравится в каждом из одноклассников, и записать это качество напротив его фамилии. В конце урока она собрала списки. Это было в пятницу. За выходные… «Именно такой веры ждет от нас Бог.» Однажды поздним вечером в одном из домов вспыхнул пожар. Вся семья – отец, мать и дети – потрясенные происходящим, выбежали на улицу и смотрели на разгорающийся огонь. И вдруг все поняли, что среди них нет самого младшего члена семьи – пятилетнего сынишки.Скорее всего,… Дети пишут Богу. — Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься? (Гоша, 4 кл.)- Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются. (Ева, 3 класс)- Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе. (Вера, 3 класс)- Вчера узнал про Тебя примету: если вы богаты — эÑ… Мир Перевернулся… ДРУЗЬЯ, НАЖМИТЕ «ПОДЕЛИТЬСЯ», ПУСТЬ ПОБОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ узнают об этом!Одна женщина забеременела во второй раз. В принципе, один взрослый ребенок у нее уже был, карьера шла в гору, да и возраст не молодёжный… В итоге решила она прервать беременность. Записалась к врачу на прием …

Житие

Преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий и прочие, во обители святого Саввы убиенные. В VIII веке окрестности Иерусалима подвергались частым нападениям кочевников сарацин.
На шестой седмице Великого поста сарацины внезапно ворвались ночью в Лавру преподобного Саввы Освященного и потребовали отдать им все ценности. В монастыре, однако, не было ничего, кроме скудных запасов пищи и ветхой одежды. Получив такой ответ, сарацины стали убивать иноков Лавры, поражая их стрелами из луков. Тринадцать человек было убито и многие ранены. Сарацины подожгли монашеские келлии и намеревались поджечь храм, но, увидев вдали множество людей и решив, что это войско, посланное из Иерусалима, поспешили удалиться. После бегства насильников отец Фома, искусный врач, оказал помощь раненым.
В Великий четверг, 20 марта 796 года, сарацины вновь напали на Лавру. Оставшиеся в живых были согнаны в храм и подверглись пыткам. От них добивались сведений о якобы спрятанных сокровищах. Варвары схватили блаженного Иоанна, совсем еще юного монаха, исполнявшего в обители послушание попечителя странников. Перерезав ему сухожилия и содрав кожу со спины, мученика умертвили, когда волокли его по камням с горы.
Хранитель церковных сосудов, преподобный Сергий, пытался бежать, но был схвачен и обезглавлен. Нескольким монахам удалось скрыться вне обители, в пещере, но это заметил находившийся на горе страж и приказал всем выйти. Внутри пещеры преподобный Патрикий шепотом сказал братии: Не бойтесь, я выйду, а вы сидите и молчите. Его отвели в лаврский храм, где находились плененные монахи. Сарацины потребовали с них выкуп в 4000 златниц и священные сосуды. Монахи не могли дать такого выкупа и отказались выдать священные сосуды. Тогда их перевели в пещеру, находившуюся в ограде монастыря, перед входом в которую развели костер. В пламя костра сарацины подбрасывали навоз, чтобы заключенные задыхались от смрадного дыма. Так погибло восемнадцать человек, в том числе преподобные Иоанн и Патрикий. Остальных сарацины продолжали истязать, однако, не добившись ничего, покинули монастырь.
Поздно ночью в Великую пятницу скрывавшиеся в горах иноки вернулись в Лавру. Они снесли тела погибших в храм и в глубокой печали погребли их.
Варвары, грабившие Лавру, были наказаны Богом, став жертвой внезапной болезни

Во дни святейшего патриарха иерусалимского Илии, который был вторым патриархом того же имени во святом городе Иерусалиме, уже находившемся тогда во власти агарян (а в Царьграде в то время царствовали Константин и Ирина), возникло у агарян междоусобие, сильно разорявшее страну: варвары, воюя между собою, опустошали не только села, но и города, как Елевферополь, Аскалон, Газу, Скарифию и другие.

Преподобные отцы Иоанн, Сергий и Патрикий

Нападая врасплох, они, если и не убивали всех людей, однако грабили всё имущество и умерщвляли тех, кто им сопротивлялся; устраивая засады по дорогам, они схватывали прохожих, били, ранили их и грабили у них всё до последней рубашки; хорошо еще было, если отпускали живым раздетого, избитого и израненного путника. Тогда и святой город Иерусалим находился в большом страхе; туда стекались жители окрестных городов и сел; они охраняли стены и готовились отразить разбойнические набеги варваров.

В то время и славная обитель святого Харитона была так сильно разорена, что потом уже не могла оправиться, но пришла в окончательное запустение; и лавра преподобного Саввы также претерпела много горя; в нее из разных мест собрались святые отцы и при игумене Василии преподобном угождали Богу постническим житием.

Во время агарянского междоусобия и разбойнических нападений они не выходили никуда из своей обители. Хотя они и могли бы, оставив лавру, спастись от варваров в Иерусалим, но не хотели покинуть того святого места, где первоначально приняли на себя иго Христово; раз умерев для мира, они не страшились смерти, но, положившись на Христа, говорили:

– Владыка наш, если захочет, может спасти нас от рук варварских, – если же будет угодно Его праведной воле отдать нас варварам на убиение, то пусть Господь поскорее пошлет нам мучение, полезное для души. Примем – говорили они друг другу, – полезное от руки Владыки нашего, не возвратимся от страха из безмолвной пустыни в суету мирскую, чтобы не осудили нас все, как робких, не соблюдающих повелений Господа нашего, говорящего: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28).

Хорошо видеть удаляющихся от мира в пустыню и идущих по Христовым стопам; но как плохо видеть, если они, немного пожив в пустыне, бегут оттуда из страха перед людьми и возвращаются в мир; пусть не посмеется над нами общий всех враг диавол, боязнью варваров изгоняющий нас из безмолвной пустыни в город; он много раз был побеждаем нами с помощью Христа, Царя нашего и бежал от нас как пёс, позорно прогнанный. Нам не надо каменных стен для защиты: вместо стены необоримой – защитник наш Христос, Которому мы у святого Давида научились петь: «Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня» (Псал. 30:3).

Не имеем мы броней и шлемов, не имеем щитов, чтобы отразить вражеские стрелы, но у нас есть духовное оружие любви, броня надежды, «щит веры и шлем спасения» (Ефес. 6:16) которыми вооружимся. Нет у нас полков воинских, которые защищали бы нас от врагов: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет» (Пс.33:8) нас; «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1:21). Ведь не любовь и пристрастие к временной жизни убедило нас войти в эту пустыню! Зачем мы поселились в этом пустынном месте? разве не из любви ко Христу? Если мы здесь будем убиты, то будем убиты за Христа, ради Которого живем здесь.

Такими словами они утешали и ободряли друг друга и, поручив свои тела и души Богу, оставались в лавре. Еще и другая весьма уважительная причина удерживала их: жившие вокруг их соседи питали вражду к тому святому месту и ничего так не хотели, как видеть лавру святого Саввы разоренной, место это пустым, не населенным монахами; если бы братия покинула на некоторое время лавру, то враги тотчас бы пришли, сожгли церковь и келии и сравняли бы всю обитель с землею. Чтобы этого не случилось, святые отцы и остались в лавре. И не были они словно трость, ветром колеблемая, но как столпы, основанные на камне, непоколебимые от ветра и бурь находивших искушений; не только ради обороны стен они не выходили из лавры, но более того, ради славы Христа Господа, прославленного некогда и прославляемого и во дни их на том месте.

Так продолжали жить те святые отцы в лавре, и Вышний Защитник по молитве преподобного отца нашего Саввы соблюдал их невредимыми от варваров, пока не пришел час Его святой воли. Действительно, хотя варварские полчища, идя из Аравии или откуда-либо еще мимо того пустынного места к своему стану, много раз поворачивали к обители, но не причиняли никакого зла, а только требовали пищи; яростно смотрели они на иноков, скрежеща зубами, но против воли Божией не могли сделать зла Божиим рабам и, взяв пищу, сколько ее могло найтись в обители, они уходили в свои места, а вместо благодарности хвалились когда-нибудь разорить лавру и опустошить эту местность.

Однажды какое-то варварское полчище, желая привести в исполнение задуманное ими злое дело, пошло было к лавре, чтобы разграбить и разорить обитель; но случайно близ святого Вифлеема встретилось оно с войском, которое было поставлено там на случай варварского прохода; произошла битва, варвары были разбиты и обращены в бегство, так что едва кто из них остался жив, как потом узнали. Другой раз другое полчище с тем же злым намерением направилось из своего стана к лавре; но пришедши в какое-то селение, бывшее неподалеку от лавры, варвары нашли много вина, спрятанного под хворостом; они напились, затеяли между собою ссору и многие убили друг друга до смерти; так замысел их разрушился, и полчище разошлось.

После этого соизволил Бог послать искушение на рабов Своих, как некогда на праведного Иова, с тем, чтобы они, как золото, очищенное в горниле, оказались достойными Бога; и попустил Он рукам варварским коснуться Своих угодников, которым предуготовал мученические венцы.

Преподобные, слышав, как из тех двух полчищ, хотевших напасть на лавру, – одно было разбито иерусалимским войском, а другое распалось само собою, сидели без страха в своих келлиях, проводя святую четыредесятницу в обычном посте и труде.

В то время по диавольскому наущению собралось эфиопских варваров до шестидесяти человек с луками, стрелами и мечами; они задумали разбойнически напасть на лавру, надеясь найти у иноков богатое имущество. В конце великого поста, на неделе перед Вербным воскресением, 13 марта, во втором часу дня, напали варвары на то пустынное место; иноки скорее побежали из пустынных келлий в монастырь и церковь, а варвары с обнаженными мечами и натянутыми луками, словно в битве, с криком бросились к монастырю. Некоторые из иноков, желая укротить их ярость, вышли к ним и кротко начали увещевать их добрым словом:

– Зачем вы пришли к нам, безоружным и мирным, словно на битву со врагом, сделавшим вам зло? Мы живем со всеми в мире и ни вам, ни кому другому не делали никогда зла; для того мы и в пустыне этой живем, оставив всё свое в миру, чтобы быть подальше от вражды, раздора и битв, чтобы можно было нам в спокойствии оплакивать свои грехи и угождать Богу; и мы не только никогда никому из вас не делали зла, но, насколько можем, стараемся вам благодетельствовать: многих из ваших, приходивших сюда, мы кормили, покоили и давали им пищи на дорогу. Не платите нам злом за добро; вы скорее должны быть благодарны нам за оказываемые вам благодеяние; и теперь готовы мы дать вам пищи и приютить вас, как странников.

Варвары же с яростью кричали:
– Мы не за едой пришли, а за серебром и золотом. Выбирайте одно из двух: или дайте нам золота и серебра (и говорили, сколько литр) и будете живы, или, если не хотите дать, то погибнете от наших рук.
– Поверьте вы, – отвечали отцы, – что мы убогие и нищие, и так бедны, что даже хлеба и одежды не достанет у нас, золота же и серебра, которого вам нужно, нам никогда и во сне не снилось; мы употребляем только то, что необходимо для прожития.

Разгневались варвары на эти слова святых и пустили стрелы, словно дождь, на иноков, не переставая стрелять, пока не опорожнили своих колчанов; так они тотчас поразили на смерть тринадцать преподобных отцов, других же немного ранили. Бросившись к келлиям, они выламывали двери большими каменьями и вытаскивали, что могли из убогого иноческого имущества; потом они зажгли келлии и хотели то же сделать и с церковью, но, по Божию усмотрению, не успели они принести хвороста и развести огонь, как увидели, что вдали идут какие-то люди; подумав, что это идёт иерусалимское войско на защиту иноков, варвары тотчас бросились в бегство, унося с собою награбленное имущество иноков. Отец же Фома, который был искусным врачом, начал вынимать стрелы у раненых братий, омывать их раны и подавать им помощь, какую кому было нужно. Страшные были раны: у кого на груди, у кого на плечах, у кого на лице и лбу, а у некоторых каменьями были разбиты головы, – и все обливались кровью; страшно и жалко было другим смотреть на них.

При наступлении праздника Ваий во время всенощного пение кто-то известил преподобных отцов, что варвары собирают еще большую шайку разбойников, чтобы опять напасть на лавру. И были блаженные отцы в большом страхе и трепете, но не бежали, а готовились к смерти и, положившись на Бога, ожидали конца. С приближением дня страсти Господней наступил день страданий и для них: двадцатого марта, в великий четверг, эфиопы в другой раз ещё в большем числе напали на лавру и бесчеловечно избивали преподобных различным образом: в кого стреляли стрелами, кому отсекали голову мечом, кого рассекали надвое, кому отрубали руки и ноги, а иных побивали до смерти каменьями. Оставшихся же в живых они собрали в церковь и хотели мучить, чтобы они указали церковные сокровища и монастырское имущество; окружили обитель и смотрели по горам и холмам, чтобы никто из иноков не убежал от рук их: многие бросились бежать, но попадали в руки варваров, и едва ли кто избавился от них.

Они схватили бежавшего блаженного Иоанна, начальника странников, ещё юношу, и без милости мучили его на горе: перерезали ему жилы на руках и на ногах и тащили его за ноги по камням с вершины горы до самой церкви, так что вся кожа у кого на спине была содрана острыми камнями. Преподобный же Сергий, хранитель церковных сосудов, видя, какие муки терпят отцы, и боясь, как бы, не стерпев мук, не открыть, где скрыл церковные сосуды, тайно бежал из монастыря; он уже был далеко, как его схватили варварские сторожа и потащили насильно в монастырь, а когда он стал сопротивляться, отсекли ему святую главу.

Несколько других отцов скрылись от убийц в пещере, бывшей вне монастыря, но их увидал стоявший на холме варварский сторож и, указывая рукою, закричал своим товарищам, что в пещеру убежали иноки; и тотчас страшный эфиоп, с обнаженным мечом, став у входа в пещеру, начал кричать громким голосом, приказывая скрывшимся выйти. Иноки трепетали от страха, а преподобный Патрикий, бывший среди них, говорил шепотом к братии:

– Не бойтесь, я один за вас выйду и умру, вы же сидите и молчите!

Он вышел к эфиопу, готовый положить душу свою за други своя. На строгий вопрос эфиопа, есть ли там другие монахи, преподобный отвечал, что он был там один; тогда эфиоп повел его к церкви. Собрав отовсюду святых отцов в церковь, варвары сказали им:

– Выкупите себя и церковь вашу за четыре тысячи златниц, если же нет, то мы тотчас убьём всех вас мечом и церковь вашу сожжем.

Святые же отцы кротко отвечали:
– Простите ради Бога, не проливайте понапрасну неповинной нашей крови, у нас нет столько золота, сколько вы просите, и никогда не было; ни одного златника нет теперь во всей нашей лавре; если хотите, возьмите одежды, которые вы видите на нас, возьмите всё, что вы видите и найдёте, оставьте нас нагими, но только пощадите нашу жизнь.

Варвары же, полные ярости, ещё с большим криком приставляли мечи к шеям святых, как бы желая уже отсечь головы, и говорили:
– Дайте нам сосуды церковные, золотые и серебряные, и укажите нам прочие монастырские сокровища.

Святые же отцы говорили, что нет у них никакого сокровища. И сказали варвары:
– Укажите нам ваших начальников, кто у вас игумен и прочие строители?

Отвечали преподобные:
– Отца нашего игумена нет в лавре, он по общему делу ушел в святой город, мы же все равны.

Преподобномученик Сергий Савваит

Была в обители пещера преподобного отца нашего Саввы; взяв всех святых отцов, варвары повели их в ту пещеру, а при входе в неё развели огонь и наложили туда хворосту и навозу; повалил дым и смрад, и тем дымом морили они преподобных в пещере, чтобы они указали им церковные сокровища и выдали начальников. Потом повели их на пытку и принуждали их лютой смертью открыть им сокровища, но ничего не слыхали от них, кроме молитв к Богу. Один взывал:
– Господи, приими дух мой!

А другой говорил:
– Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Потом, собрав всех в ту же пещеру, варвары опять стали морить их лютым дымом; и умерли от дыма восемнадцать преподобных отцов, в числе которых были вышеупомянутый Иоанн и Патрикий блаженный; имена же прочих, умерших от дыма, меча или мучений знает один Бог, записавший их в книгу живота. Оставшихся в живых от этого мучения дымом жестокие и бесчеловечные варвары тяжело изранили и избили, бросая их на землю и топча ногами. Ничего не достигнув, но только сами уставши мучить, они взяли все, какие только могли найти, церковные и лаврские вещи и, навьючив их на монастырских верблюдов, ушли.

Тогда братия, оставшиеся едва живы, и другие, которые укрылись в горных расселинах и пещерах, сошлись поздно в обитель, тела преподобных отцов, убитых различным образом и уморенных дымом, собрали в церковь (которая спасена была Богом от сожжения), и провели всю ту ночь спасительной страсти (это была ночь под великую пятницу) в неутешном рыдании, после чего предали тела честному погребению. А тех, которые были найдены полумертвыми, израненными, братия старались лечить с вышеупомянутым врачом Фомою, которой остался в живых и впоследствии был игуменом так называемой «старой» лавры.

Так страдальчески скончались преподобные отцы в обители преподобного Саввы; а те варвары тотчас после ухода своего из лавры были поражены от Бога внезапной смертью и пали мёртвыми без меча в пустынях и на полях на съедение псам, диким зверям и птицам; души же их окаянные пошли в ад, где огонь на них не угасает и червь не усыпает, а души убитых преподобных отцов оказались в руке Божией и сподобились мученической славы от Христа Бога и Спаса нашего, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки, аминь.

Память преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия и прочих иноков, в обители святого Саввы убиенных — 20 марта/2 апреля.

Составитель жития святых — свт. Димитрий Ростовский

Добавить комментарий

Закрыть меню