Храм в Митино

Дорогие братья и сестры!

Вы можете внести пожертвования на строительство здания воскресной школы и колокольни, на пошив необходимых облачений и приобретение богослужебных предметов и утвари, а также на архитектурно-инженерное проектирование просторного каменного храма:

1) В самом храме, который открыт с 8 до 20 часов каждый день

2) Переводом на карту Сбербанка 4276 3800 2521 1660

3) Через систему Яндекс.Деньги. Номер кошелька: 410013455112210

4) Связавшись с ответственным за строительство, священником Стахием Колотвиным по тел. 8 929 640 68 56

5) Банковские реквизиты.

РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ ПРИ ХРАМЕ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ В МИТИНЕ Г.МОСКВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ИНН 7725305676

КПП 772501001

Расчетный счет 40703810438000005327

Корреспондентский счет 30101810400000000225

БИК 044525225

Статьи ближайших расходов:

Окна в здание Воскресной школы и Колокольни, комплект 2, 3 и мансардного этажа — 590 тыс. рублей
(Производитель дает скидку 25%, но нужно заказать все сразу)

Установка кровли над зданием Воскресной школы и шатровой кровли над колокольней — более 1 млн. рублей
(часть материала уже закуплена, работы нужно выполнить до таяния снега во избежание подмывания стен)

Кладка внутренних перегородок на 3 этаже — ок. 200 тыс. рублей
(необходимы уже сейчас для прохождения документальных согласований)

Комплект облачений — 150 тыс. рублей
(постепенно заказываем облачение, каждый год понемногу, недостающие наш приход вынужден одалживать в храме Всемилостивого Спаса)

Всемилостивый Спас – это образ Сына Божьего, у которого в левой руке находится закрытая книга, а правая поднята для благословения. Много храмов построено во имя этого объекта. В Митино расположена одна из таких религиозных построек.

>Адрес храма Всемилостивого Спаса в Митино

Храм Всемилостивого Спаса в Митино можно найти на Пятницком шоссе, владение 11, дом 5 города Москвы.

>Как добраться на машине

Следуя собственной машиной, необходимо выехать на Пятницкое шоссе и направиться к центру Москвы. За полкилометра до пересечения с МКАД притормозить на дублере.

Архитектор и внешняя отделка храма

06 марта 2012 г. (перед началом строительства церкви) проведен обряд освящения строительного материала, из которого возводился собор. Открылся он в 2013 году (август), а на следующий день проведено первое богослужение.

Храм Всемилостивого Спаса в Митино строился из бетона. Юрий Пантелеймонович Григорьев являлся его архитектором. Период работ: с 2011 по 2013 г.г. Он был руководителем авторского коллектива. Григорьев родился весной 1932 года в поселке Кулотино, расположенном в Ленинградской области. Учился в Московском архитектурном институте.

Юрий Пантелеймонович является почетным строителем Москвы и России. Разработал проекты следующих объектов по Москве: памятники Жукову Г.К., Кириллу и Мефодию, Янке Купале, Рахманинову С.В. Согласно его наработкам отстроены такие новостройки, как «Шуваловский», «Золотые ключи». Получил ряд орденов, благодарностей, почетный званий и других наград.

Православное сооружение вмещает в себя 500 верующих. Владимиро-суздальская храмовая архитектура положена в основу храма. Она отличается строгим внешним видом с минимальным количеством декораций. Стены собора выкрашены белым цветом. Здесь имеются узкие окна и купола в виде луковиц (позолоченных либо голубоватого оттенка).

Белоснежную церковь украшают 5 куполов.

Эта цифра имеет огромное значение для собора. Храм построен во имя Иисуса Христа (Всемилостивого Спаса). Самый большой купол, расположенный в центре, обозначает Спасителя. 4 остальные купола, которые по размеру немного меньше, посвящены евангелистам (ученикам Христа, написавшим Евангелие и донесшим радостную новость об Иисусе).

Внутреннее убранство

Ответственной за интерьер и внутренне убранство церкви в 2015 году была художница Филатова Анна Владимировна, 1987 года рождения (окончила Православный Свято-Тихоновский государственный университет). Полные настенные росписи храма были ее дипломной работой. На декор Спасского собора оказало огромное влияние Владимиро-суздальское зодчество XII столетия.

Храм Всемилостивого Спаса в Митино внутри.

Первый этаж занимает главная часть церкви (восточная), возвышение перед алтарной перегородкой, средняя часть Спасского собора, западная часть храма с церковной лавкой.

В подвале церкви находятся:

  • помещения для удовлетворения нужд первой необходимости;
  • место для хранения риз и другого религиозного облачения священнослужителей, а также иных предметов интерьера;
  • туалет;
  • изолированная комната, в которой находится оборудование вытяжных и приточных вентиляционных систем;
  • комната с распределительным щитом и электрическим вводом.

Дом, в котором живет священник и остальные служители церкви, имеет на своем земельном участке баптистерий, помещения, предназначенные для служебных нужд, столовую, классы в воскресной школе, комнаты для сна и отдыха.

Наставники

Главным клириком монастыря является Геронимус Григорий, 1982 года рождения. Появился на свет в Москве. Протоиерей Геронимус Александр (отец Григория) был православным священником. Последние несколько лет до смерти был настоятелем Димитриевского храма (с. Дуброво).

Священник выпустился из школы в 1998 г. Закончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в 2000 г., богословско-пастырскый факультет, специализация: история философии. Через 5 лет после выпуска отцу Григорию присвоен чин диакона архиепископом Арсением. Он отправлен в церковь иконы Богоматери «Живописный источник» (Царицыно, Москва) штатным диаконом.

Через пару лет переведен в Покровский женский монастырь г. Москвы. В 2011 г. отец Григорий назначен пресвитером. Позже стал настоятелем Спасской церкви, которая была еще на стадии строительства. Обязательным условием было продолжение послушания в Покровском монастыре. Через год с Григория сняли эту обязанность и он полностью посвятил себя новому собору.

Наставник находится в составе Совета викариатства.

Отец Григорий преподает основы догматического богословия и православный катехизис в РПУ святого Иоанна Богослова. У священника есть жена и 6 детей (сыновья).

Также Спасскому монастырю служит 4 клирика:

  • Юревич Андрей, протоиерей. Рожден в 1957 г. Выпускник Московского Государственного Университета Землеустройства (архитектурный факультет). Находится в законном браке с Ольгой Юревич, у них 7 детей. Протоиерею присвоено множество наград общественного, государственного, религиозного значения.
  • Еременко Андрей, священник, 1977 года рождения. Появился на свет в г. Куйбышев. Является выпускником Бендерского духовного училища, Киевской Духовной Семинарии, а также Киевской Духовной Академии. В 2000 г. отцу Андрею присвоен чин диакона, а немного позже иерея. На основании распоряжения Высокопреосвященнейшего архиепископа Марка служит церкви Всемилостивого Спаса в Митино. У священника есть жена и сын.
  • Чорба Петр, иерей. Воспитывался в православной семье в г. Анений Ной. Обучался в Костромской Духовной Семинарии, Московской Духовной Академии. Был помощником архиепископа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На сегодняшний день служит Спасской церкви. Отец Петр состоит в браке и имеет 2-х сыновей.
  • Потапов Олег, диакон, 1988 года рождения. Родился в Москве. Имеет медицинское образование, работал на должности фельдшера-лаборанта. 5 лет подряд помогал священнослужителям в алтаре храма Всемилостивого Спаса (2012-2017 г.г.). В начале 2017 г. ему присвоен сан диакона. У отца Олега есть жена, сын и 2 дочери.

Престольные праздники

Основной престольный праздник отмечается в честь Всемилостивого Спаса 14 августа каждого года. Указанная дата определена около 900 лет назад. Она связана с битвой князя Андрея Боголюбского и волжских булгар, когда от икон Иисуса Христа, Честного Креста и Божией Матери исходили предзнаменования.

Во второй половине XII столетия князь Андрей сражался с волжскими булгарами, которые обитали возле Камы и средней Волги. Он был глубоковерующей личностью. В боях рассчитывал больше на помощь Всевышнего, а не на мужество своего войска. Перед этим походом он читал молитвы с членами дружины, прося поддержки у Бога и снисхождения Богоматери.

Князь победил врага, в честь чего проведена благодарственная литургия. Во время нее икона Богородицы стала светиться яркими лучами, которые озарили рать. Чтобы увековечить память о превосходстве над врагом и случившемся волшебстве, принято решение отмечать праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы каждый год.

Новость о введении праздника отправлена в Константинополь. Стало известно, что 01 августа 1164 г. (по старому стилю) император Византии Комнин Мануил победил саранцев. А во время благодарственного молебна ему явилось аналогичное знамение: икона Иисуса Христа излучала яркие лучи света. Этот праздник был установлен в Русской и Константинопольской церкви.

Суть праздника Всемилостивого Спаса заключается не столько в почтении победы и случившемся волшебстве, сколько в любви к Господу. Христиане уверены, что Всевышний благосклонен к каждому человеку на свете. К наступлению Медового Спаса соты переполняются, поэтому пчеловоды начинают собирать мед.

Согласно обычаям именно с 14 августа можно попробовать этот продукт, который был основным атрибутом праздничного стола.

Мед, приготовленный из хмеля, пили на застольях. С его использованием готовили много напитков без содержания алкоголя, выпекали пряники с добавлением меда, а также смешивали с ним орехи. Предки верили, что он имеет целительные свойства.

Медовый Спас еще имел название Спаса на воде. Так его нарекли в честь церковного обряда малого освящения воды. В августе на Руси проводили освящение новых колодцев, а также занимались прочисткой старых. Православные присоединялись к крестному ходу к реке или водоему, чтобы освятить воду. После этого окунались сами и обмывали всех домашних животных.

Это делалось для того, чтобы избавиться от грехов и оздоровиться. После Макавея купаться не разрешается, поскольку лето подходит к концу, вода становится грязной, а грачи собираются улетать. Для деревенских жителей начинается напряженная летняя работа на полях.

Простой народ подготавливает участки земли для хранения зерна, постройки для нового урожая, сельскохозяйственные угодья для озимых. Престольным праздником также считается Воскрешение Лазаря, который отмечают 20 апреля, и Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября.

Интересные факты про храм

Храм Всемилостивого Спаса в Митино привлекает путешественников как памятник строительного искусства и национальной культуры. Посещение храма включают в список мест для обязательного посещения в Москве. Церковь занимает огромное место в духовном развитии города. Здесь проводятся литургии и назначают встречи православные.

Собор начали отстраивать только в 2012 г. Заложение и освящение закладного камня произведено патриархом Кириллом в Лазареву субботу (06 апреля). После этого священник подарил церкви части мощей Четверодневного Лазаря. В 2013 г. были установлены кресты, сделанные по образцу зодчества Древней Руси XII-XIII столетий. Строительство храма окончено в августе этого года.

Возведение монастыря стало причиной дружеского сплочения жителей Митино. Собор построен на средства, собранные с благотворительности. Пожертвования вносили и обеспеченные, и простые люди.

Хоть Спасская церковь вмещает всего 500 человек, ее посещает намного больше народа. Это свидетельствует о том, что жителям жизненно необходим собор.

Огромный праздник устроен для жителей Митино 27 марта 2016 года. Под солнечными лучами сверкали золотистые купола. К храму постепенно приходили люди. В тот день произведен обряд освящения собора. Всем пришедшим не удалось войти в помещение церкви, им пришлось остаться на улице и наблюдать за богослужением посредством прямой трансляции на экране.

Отец Кирилл преподнес храму в подарок святой образ Иоанна Кронштадского, а всем посетителям – иконы Иисуса Христа небольшого размера. Для прихожан это стало настоящей радостью. Основной состав собора образовался в 2011 г. после назначения Григория Геронимуса настоятелем храма, который только строился.

Служители христианской церкви составили объявления о проведении первого богослужения на месте строящегося собора и расклеили по всему Митино. На молебен пришло примерно 70 человек. Община собора начала образовываться, когда Спасская церковь еще даже не была построена. Появилась на свет она после строительства монастыря согласно программе «200 храмов».

Возраст верующих Спасской церкви разнообразен. Здесь молятся и старики, и молодежь. Постоянными прихожанами являются и многодетные родители. В одной из таких семей живет 8 детей. Есть и те, которые воспитывают приемных ребят. Однажды отец Григорий совершал обряд венчания супругов, которым исполнилось по 80 лет. Он с теплотой вспоминает этот случай.

Информация для паломников

Говоря о главных священнодействиях, обращают внимание на такие таинства, как исповедь, венчание, священство, крещение, причащение и некоторые другие. Церковное таинство заключается в религиозной беседе человека с Господом. Такое действие возможно только, если мужчина или женщина верят в силу Бога и желают открыть ему свою душу.

В храме Всемилостивого Спаса проводится 6 таинств:

  • Соборование.
  • Причастие.
  • Крещение.
  • Венчание.
  • Исповедь и покаяние.
  • Отпевание.

При церкви действует театральная студия, хоровая студия для детей, а также воскресная школа, евангельская группа. Проводятся курсы различной направленности, проповеди, социальное служение. Ведутся беседы перед обрядом крещения, музыкальные встречи, взаимодействие со школами. Изучаются традиции обрядов церкви.

В церковной лавке можно приобрести товары религиозного значения:

  • нательные крестики;
  • именные иконы;
  • полки для икон;
  • рушники и свечи для венчания,
  • кольца;
  • духовные книги;
  • масло для лампад;
  • наборы для крещения;
  • юбки, платочки;
  • другую продукцию.

Храм, расположенный в московском районе Митино, следует обязательно посетить каждому туристу. Церковь Всемилостивого Спаса привлекает внешне, а также является одной из сторон духовной жизни населения. Здесь можно поговорить с отцом Григорием, достичь более высокой ступени духовного развития, поприсутствовать на богослужениях и насладиться умиротворенной обстановкой собора.

Там, где соединяются земля и Небо

Мы – свидетели исторических событий: сегодня в Москве осуществляется «Программа-200». Идет такое храмостроительство, которого не было со времен равноапостольного князя Владимира.

Освящение закладного камня

Меняется не только облик города, но и сами люди. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Первую строку Евангелия от Иоанна можно считать универсальной: в начале любого дела всегда лежит идея, замысел, стремление. Так и планы строительства в Москве двухсот новых храмов и каждого храма в отдельности сначала рождались в сердцах верующих. И потому в большинстве случаев церковная община создавалась задолго до закладки первого камня в фундамент будущего здания. Внешне эти процессы сходны, но каждый из них наполнен неповторимым внутренним содержанием, во многом зависящим от личности настоятеля. Об этом – на примере двух приходов в Северо-Западном административном округе столицы.

Первые прихожане на месте будущего храма

Храм во имя Всемилостивого Спаса – Патриаршее Подворье в Митине

Когда-то на этом месте стояло село Спас. А еще раньше – монастырь Всемилостивого Спаса. Отсюда и название возводимого здесь храма. Сегодня трудно представить себе, что еще год назад только ограда строительной площадки указывала место будущей церкви. С сентября 2011 года начались первые молебны, затем первые строительные работы. 6 апреля 2012 года чин закладки храма совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По его же благословению к празднику Рождества Христова рядом был возведен малый деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из его окон очень хорошо видно, как быстро растут бетонные стены главного здания. По плану строительство должно быть закончено к середине 2013 года.

24 сентября 2011 года

3 октября 2012 года

Настоятель храма, тридцатилетний иерей Григорий Геронимус, наверное, один из самых молодых в Москве. Но начинающим его не назовешь: после рукоположения в 2005 году в сан диакона отец Григорий служил в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, затем в Покровском женском монастыре Москвы. В 2011 году он назначен настоятелем строящегося храма Всемилостивого Спаса в Митине. Интересно, что это назначение произошло во исполнение желания верующих или совпало с ним: они хотели видеть настоятелем молодого священника. Так образовалась в храме «молодежная бригада»: с первого дня вместе с отцом Григорием служит диакон Леонид Джалилов, который всего на три года старше настоятеля. По выходным и праздникам маленький храм бывает переполнен. Но и в другие дни дел у священника хватает. Поэтому времени для беседы с журналистом у него нашлось немного – за чашкой чая между крещением младенцев и вечерней службой.

Приходская жизнь во временном храме

Иерей Григорий Геронимус

Иерей Григорий Геронимус

О семье. Мой отец, протоиерей Александр Геронимус, родился в интеллигентной советской атеистической семье. Как и мать, Лидия Васильевна Гончарова, окончил мехмат университета. Оба были успешными математиками, но выбрали другой путь: уже взрослыми людьми пришли к вере, к мысли, что жизнь без Бога, без церкви – это жизнь плоская, поверхностная.

Наукой, в частности, математикой, отец, продолжал заниматься, уже будучи священником. Его рукоположили в 1979 году, что в то время было непросто. Когда-то Хрущев говорил: «Через 20 лет покажу по телевизору последнего попа». Считалось, что религия – дело темных необразованных старушек. Но с этим не вязалось, что многие молодые образованные люди стремились стать священнослужителями.

Отец служил в провинции – сначала в Старом Осколе, потом в деревне Белгородской области. Последние годы своей жизни был настоятелем Димитриевской церкви села Дуброва в Московской Епархии.

Из шестерых детей в нашей семье священниками стали двое. Мой брат Михаил – хирург и священник. Сейчас служит в том же приходе, что и отец в последние годы жизни, совмещая служение с работой хирурга в больнице города Троицка. Женился я довольно рано. Сейчас у нас трое детей.

О вере. В нашей семье Церковь, вера, священство отца всегда были центром всей жизни. У меня никогда не было сомнений в бытии Божием, в том, что Бог – живая личность, которая находится рядом с нами. Глядя на отца, я с детства хотел быть священником.

О служении. Для меня самое главное – создать подлинный христианский приход. В этом смысле руководствуюсь словами митрополита Антония Сурожского: «Церковь – это место, где живые люди встречают живого Бога и в не меньшей степени друг друга». На этом я пытаюсь выстроить нашу общину. Мы, конечно, много занимаемся административными вопросами, связанными со строительством храма. Но самое важное – построить приход, где люди были бы объединены верой и где осуществлялись бы слова Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), – говорил Господь. И каждый раз, когда мы совершаем здесь Божественную литургию, мы чувствуем, как исполняются эти слова, и стремимся к тому, чтобы и другие евангельские слова исполнялись: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13, 35).

Приходская жизнь

Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8

(молятся об умягчении сердец)

С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве: молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских в Строгине

Собор на Строгинском бульваре, вл.14, – долгожданный. Ведь в районе, где проживают более 160 тысяч жителей, действует всего один храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково. На самом участке силами прихода во главе с настоятелем протоиреем Георгием Крыловым четыре года назад устроена временная церковь. Все это время верующие ратовали за строительство большого собора, однако их чаяниям суждено было сбыться только сейчас – благодаря «Программе-200».

Новомученики и Исповедники Российские

На сегодняшний день закончен нулевой цикл, и новый генподрядчик ГК «Пионер» приступает к возведению стен. На информационном стенде каждый может увидеть, каким красивым станет новый храм – стройный, будто устремленный вверх, с колокольней, венчающей крышу (проект бескорыстно разработали архитекторы Виктор Захаров и Александр Пронин).

Приходская жизнь здесь, как говорится, бьет ключом. Богослужения, венчания, крещения…

Временный храм расположен возле станции метро «Строгино», и жители района по пути с работы нередко заглядывают сюда – помолиться, поставить свечку… Храм окружен цветущим газоном: прекрасные растения посажены прихожанами. Рядом, будто сложенное из конструктора «Лего», необычное сооружение из строительных вагончиков, которое сначала можно принять за бытовки. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что все это имеет непосредственное отношение к церкви: здесь и воскресная школа, молодежный и детский клубы и многое другое.

Рядом с церковью – необычное сооружение из строительных вагончиков, в нем воскресная школа, молодежный и детский клубы и многое другое

Объявления на стендах у входа в храм (у прихода есть и собственный сайт) предлагают вступить в молодежный хор, в группы знаменного и византийского пения, школу верховой езды, кружок рукоделия, записаться на курсы английского языка.

Епископ Подольский Тихон на строительной площадке

Община здесь существует уже несколько лет. Эти неравнодушные люди несут свою социальную миссию обществу пока в полевых условиях – во временных постройках. Они выразили надежду, что в рамках «Программы-200» здесь будет построен не только храм, но и дом причта.

Протоиерей Георгий Крылов

Протоиерей Георгий Крылов

О вере. Я родился в советской семье. Что привело в христианство – тайна. Думаю, бабушка меня вымолила, она единственная в семье верила в Бога. А как у меня внутри все перевернулось, какое чудо было, не буду об этом рассказывать. Это как спотыкаешься и вдруг понимаешь, что раньше совсем не так жил.

Я отношусь к поколению пионеров, то есть людей, которые обратились к Богу на стыке двух эпох, в 80-е годы. Крещение принял, будучи в армии. Когда в шинели начал ходить в храм, на меня бабушки вот такими глазами смотрели. Эти ярославские бабушки и привели меня к вере – они показали любовь Христову. Я стоял на службе и ничего не понимал, но дал себе слово, что непременно разберусь. Вот это слово в конце концов и сделало из меня литургиста. Крестил меня знакомый семинарист.

А что в священство привело? Духовник мне сказал: поступай в храм, будешь там читать и петь. Настоятель храма свв. Петра и Павла в Лефортове меня взял псаломщиком на клирос, через год принял в штат.

Я ходил на все службы подряд. Христианство уже влекло меня мощной волной, и я не представлял себе жизни без веры, без того чудесного мира, который я для себя открыл. Потом была семинария при Троице-Сергиевой Лавре. А это особенный монастырь, намоленный. Половина моих однокашников стали монахами.

А потом женитьба, рукоположение. Я стремился куда-нибудь подальше от Москвы, но она меня не отпустила. Пятнадцать лет служил в Успенском храме в Троице-Лыкове. Потом образовалась эта община, и мне предложили прийти сюда.

У храма еще нет стен, но приход живет насыщенной, яркой жизнью. Есть собственный сайт, газета, воскресная школа, молодежный и детский клубы, хор, школа верховой езды, служба милосердия

О молитве. Тот, кто начинает интересоваться молитвой, постепенно понимает – это то, в чем нужно пребывать, в чем нужно жить. Я уверен: если не сделать для себя молитву постоянным хлебом, необходимостью, тогда нам и Царствие Небесное не светит. Ведь туда попадают те, кому с Богом хорошо.

На сегодняшний день закончен нулевой цикл

Тропарь Святым новомученикам и исповедникам российским, глас 4

(молятся о благополучии России)

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Борис Володин,

фото Олега Серебрянского

>О храме

  • Главный Престол нашего храма освящен во имя Всемилостивого Спаса

    Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице православная Церковь совершает четырнадцатого августа по новому стилю (первого августа по старому стилю).

    Этот праздник был установлен более 850 лет назад в связи со знамениями, полученными от икон Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами.

    Исторические обстоятельства были таковы. В 1164 г. великий князь Андрей отправился в поход против волжских булгар, живших вдоль средней Волги и Камы. Князь Андрей был человеком глубокой веры. В ратном деле он всегда полагался не только и не столько на силу своей дружины, сколько на помощь Божью в правом деле. И в этом походе князь Андрей перед битвой сердечно молился со всем своим войском, испрашивая помощи у Господа и заступления Пресвятой Богородицы. Победа над противником была одержана безусловная, и после неё был отслужен благодарственный молебен. Во время молебна произошло чудо — от иконы Божией Матери стали исходить лучи яркого света, осветившие войско. В память о победе и о происшедшем чуде митрополитом Киевским Константином по ходатайству епископа Ростовского Нестора (+1168) было решено совершать ежегодно первого августа празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Извещение об установлении праздника было послано в Константинополь и здесь выяснилось, что в тот же день — первого августа 1164 г. — византийский император Мануил Комнин (1143-1180) одержал победу над сарацинами и, совершая после битвы благодарственный молебен, видел такое же знамение — лучи света, исходившие от иконы Спасителя. Поэтому праздник стал совершаться не только в Русской, но и в Константинопольской Церкви.

    Смысл празднования в честь Всемилостивого Спаса не просто в воспоминании о давней военной победе и произошедшем чуде. Для православных христиан это в первую очередь исповедание веры в бесконечное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей любви всецело обращен к человеку и хранит его в Своей руке, оказывая Своему творению всяческую милость.

  • Приставной Престол освящён в честь воскрешения праведного Лазаря

    Празднование совершается в Лазареву субботу, то есть в субботу шестой недели Великого поста. (Праздник является подвижным, другими словами его календарная дата зависит от даты Пасхи). В этот день мы совершаем память одного из самых важных и значимых чудес, совершенных Господом Иисусом Христом – воскрешения праведного Лазаря через четыре дня после смерти (Евангелие от Иоанна, 11:1-45).

    Лазарь – один из самых значимых героев Евангелия, притом, что в Новом Завете мы не найдем ни одного слова, произнесенного им, но о нём говорят его сёстры (Марфа и Мария), говорит Сам Христос и с ним связано поразительное чудо, в котором в полной мере проявились Богочеловеческая любовь и сострадание Господа Иисуса.

    Лазарь жил со своими сёстрами в Вифании, небольшом селении, примерно в трех километрах от Иерусалима. Христос часто бывал в доме Лазаря со своими учениками. Из Евангелия мы узнаем, что все члены этой семьи были верными учениками Господа Иисуса, про которых Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иисус любил их. Лазаря же Сам Христос называет Своим другом.

    Незадолго до праздника Пасхи, последнего в земной жизни Спасителя, Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен». На это Иисус сказал бывшим радом с Ним: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Христос через несколько дней отправился в Вифанию, сказав своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер». Марфа первая встретила Иисуса со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе». На что Спаситель ответил: «Воскреснет брат твой». Вскоре пришла Мария и друзья умершего, и пала она к ногам Иисуса, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Видя их горе, Христос восскорбел в сердце Своём и заплакал об умершем друге и о горе, постигшем его сестер. Когда они вместе подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус велел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему, что уже четыре дня, как Лазарь во гробе, и потому смердит. Христос возвел очи к небу, сотворил молитву и сказал громко: «Лазарь, выйди вон!». И умерший вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было обвязано платом. Многие из иудеев, увидев это чудо, уверовали в Иисуса Христа (ср. Ин. 11:1-45).

    Этот евангельский эпизод так много говорит об очень важном в отношениях Бога и человека. Господь всерьёз сопереживает и горюет вместе с Марфой и Марией. Иисус не стесняется Своих слёз, которые видят и ближайшие ученики, и совсем неизвестные Ему люди. Да, земная смерть — не конец, но она — подлинное горе, особенно для остающихся на земле, и Господь разделяет это горе. Он не преуменьшает, не обесценивает его. Смерть действительно – последний враг, по слову апостола Павла, и смерть изначально не должна была вторгаться в жизнь человека, как творения Божьего, которое «хорошо весьма». Но через грех человека смерть вошла в мир, и Христос побеждает ее на Кресте и даёт знамение окончательной победы над ней, воскрешая Своего друга Лазаря.

  • Престол крестильного храма освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы

    Празднование Покрова Пресвятой Богородицы Русская Православная Церковь совершает четырнадцатого октября по новому стилю (первого октября по старому стилю).

    Уже более 850 лет Русская Церковь отмечает праздник Покрова. Он был установлен практически одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу в связи с победой, одержанной святым благоверным князем Андреем Боголюбским (1157-1174) над волжскими булгарами и со знамениями, полученными от икон Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время битвы.

    История же возникновения праздника Покрова уходит еще дальше в глубь веков. Есть разные датировки чудесного события, давшего начало почитанию Покрова, основная же версия на сегодняшний день – 910 год. Константинополь, столица византийского императора Льва VI Философа, был осаждён вражеской армией. И, вполне возможно, что эту армию составляли славяне и викинги, ведомые конунгом Олегом Вещим. Основным убежищем мирных горожан стал знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Пресвятой Богородицы, привезенная из Святой земли, и где жители молились об избавлении от рук язычников. В храме был и несший подвиг юродства святой Андрей, со своим учеником Епифанием. В какой-то момент Андрей увидел, как Сама Дева Мария, Пресвятая Богородица, сопровождаемая многими святыми, среди которых были Иоанн Креститель, апостолы Иаков и Иоанн, «сыны громовы», коленопреклоненно молится перед Господом о спасении жителей Константинополя. После чего Дева Мария подошла к Престолу и еще раз помолившись, сняла со Своей головы покрывало и простерла его над молившимися в знак защиты. Покров в руках Богородицы сиял «паче лучей солнечных». Тогда святой Андрей спросил своего ученика: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюсь», – ответил Епифаний. Так Пресвятая Дева спасла невинных жителей великой христианской столицы от разорения и гибели.

    Характерно и крайне важно, что этот один из самых почитаемых в православном народе праздник «перешагнул» национальные перегородки и стал одним из самых любимых на Руси, от чьих воинов когда-то и защитила Пресвятая Дева молившихся византийских христиан. Сегодня этот праздник есть в календаре и Русской Православной Церкви, и греческой. Мы вместе празднуем Покров, как день, утверждающий нас в вере и непреложном знании о заступничестве Божией Матери, Её милости и неотступном внимании к нашим бедам и тревогам.

Добавить комментарий

Закрыть меню