Храм в черкизово

История

Основание храма

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, Царевичу Золотой Орды Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды, Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в XIV в. в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течет в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг святителя Алексия митрополита Московского, правившего с 1354 по 1378 годы. Митрополиту Алексию пришлось по душе живописное место и он купил в 1378году у него «сельцо Черкизово на свое серебрецо», как сказано в его духовной грамоте, т.е. на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425–1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Впоследствии он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В 1689—1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н. С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф. М. Достоевского («Бесы»). Иван Яковлевич упоминается у А. Н. Островского («Женитьба Бальзаминова»).

Советский период

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму.

И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Архимандри́т Са́вва (в миру Серге́й Андре́евич Тутуно́в; 19 февраля 1978, Вилькрен, Франция) — архимандрит Русской православной церкви, заместитель управляющего делами Московской Патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Черкизовское кладбище

Черкизовское кладбище — самое маленькое московское кладбище и одно из старейших кладбищ Москвы. Своё название Черкизовское кладбище получило от села Черкизово, рядом с которым в 1380 году и было образовано кладбище. В 1960 году Черкизовское кладбище вошло в состав московских кладбищ в ведении ГУП «Ритуал». На Черкизовском кладбище с 1998 года ведется архив, в котором регистрируются все захоронения. На кладбище работает пункт проката инвентаря для ухода за могилами. В настоящее время на Черкизовском кладбище производятся родственные захоронения. Черкизовское кладбище открыто для посещений ежедневно с мая по сентябрь с 9 часов до 19 часов и с октября по апрель с 9 часов до 17 часов. Захоронения на Черкизовском кладбище производятся ежедневно с 9 часов до 17 часов.

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела. Добавьте , предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 12 марта 2017 года.

На кладбище похоронены:

  • Иван Яковлевич Корейша (1783—1861) — знаменитый московский юродивый
  • Брагин Сергей Михайлович (1904—1965) — профессор
  • Замятин Николай Михайлович (1886—1951) — генерал-майор
  • Смирнов Павел Дмитриевич (1831—1903) — священник
  • Соколов Алексей Павлович (1880—1949) — протоийрей
  • Ильин Николай Ильич (1877—1940) — настоятель храма
  • Глушаков Алексей Васильевич (1923—1994) — настоятель храма
  • Королева Надежда Александровна (1949—2012) — ветеран труда
  • Елкин Иван Владимирович (1921—1947) — военный летчик

О храме

Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день — «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения — 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем — Обыденскими.
С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.
Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.
В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранились доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.
Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки при входе в построенную ими центральную часть храма установлены памятные мраморные доски.
В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались.

Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.
По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло — началась война.
Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.
Чтимые святыни храма — чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму СвятейшийПатриарх Московский и всея Руси Алексий II (†2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.
Большое количество частиц мощей святых угодников Божьих находится в трех мощевиках, расположенных в центральной части храма и в правом приделе. В специальном ковчеге хранится частица честного пояса Пресвятой Богородицы.
Богослужения в храме проводятся ежедневно: в будни часы и Божественная литургия начинаются в 7.40, вечерняя служба — в 17.00; в воскресные и праздничные дни — две литургии, в 7.00 и 10.00. По понедельникам совершается вечерня с акафистом (на Саровско-Дивеевский распев) преподобному Серафиму Саровскому, в среду — вечерня с акафистом пророку Божию Илии, в пятницу — вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».

Храм открыт ежедневно с 07.00 до 23.00.

МОСКОВСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ В ЧЕРКИЗОВЕ

Московский Ильинский храм в Черкизове

Московский храм во имя пророка Божия Илии в Черкизове Московской епархии, историческая резиденция московских митрополитов

  • Престолы: Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (главный), пророка Илии (южный придел), свт. Алексия, митрополита Московского (северный придел)
  • Адрес: 107553, Москва, ул. Б. Черкизовская, д.17 (ст.м. Преображенская площадь, Черкизовская)
  • Тел. (495) 161-81-82, 161-20-25
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Построен в 1690 году на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году. В XIV веке село Черкизово принадлежало выходцу из Орды царевичу Серкизу, который продал его своему единоплеменнику Илье Азакову. Последний, по всей вероятности, в честь своего святого и поставил здесь древнейшую Ильинскую церковь.

Храм прямо связан с именем многих русских митрополитов – и прежде всего со святителем Алексием. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию и он приобрел его для себя и своих преемников по сану и сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1.000.000 рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В.Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине 20 века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

В настоящее время московскому храму Илии Пророка в Черкизово возвращен статус архиерейской резиденции. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

В ночь на 30 июля 2018 года в храм проникли воры, украли украшения с трёх образов — иконы Казанской Божией Матери, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и иконы Матроны Московской, — а также взломали два ящика для пожертвований.

Географические координаты Храм Святого Илии в Евпатории на карте Крыма GPS N 45.1926 E 33.3742

История создания и существования храма очень непростая. Решение о строительстве православного храма было принято по ходатайству греческой общины Евпатории. Кроме того, на него повлияла необходимость создания ещё одного святого места, так как уже существующий Николаевский храм не удовлетворял потребности всех верующих Евпатории. Греческая община попросила Думу выделить земельный участок для строительства, на что Дума отреагировала положительно.

Следующим препятствием стало отсутствие необходимых для реализации проекта средств, ведь планировалось построить храм за счёт благотворительных взносов горожан. Снова Дума откликнулась на прошение общины помочь материально. Им была выделена субсидия, которая выдавалась частями в течение 5 лет. Всё выше сказанное объясняет длительность строительства Храма Святого Илии. Проект, архитектором которого был А. А. Генрих, начал осуществляться в 1911 году, а закончился в 1918. Окончание строительства ознаменовалось освящением храма во имя Святого пророка Илии.

Храм относится к типичным постройкам в греко-византийском стиле. Его основная особенность состоит в том, что на плане, здание по форме напоминает крест. Фасады храма выглядят достаточно просто, самым ярким украшением которых, выступают витражные окна. Особо привлекает внимание колокольня, состоящая из трёх ярусов, которая является наивысшей точкой храма.

Самым первым настоятелем Храма Святого Илии стал Елизар Спиридонов. Так как окончание строительства храма совпало с приходом к власти большевиков, его работа была отягощена различными антирелигиозными гонениями. В конце концов, его обвинили в антисоветской пропаганде и сослали на 5 лет в лагеря без права на переписку. Место отбывания наказания стало местом смерти Елизара. Уже в 2000-х годах он был причислен к лику святых и назван небесным покровителем Евпатории.

За смертью Елизара Спиридонова вскоре последовало закрытие самого храма. В 1938 году в здании Храма Святого Илии организовали спортивную школу. Во время немецкой оккупации Крыма службы возобновились, а в послевоенные годы храм отремонтировали. В нем даже появились новые фрески. Но в 1962 году храм снова был закрыт и до конца 90-х годов ⅩⅩ века постоянно подвергался разрушениям. Лишь с приходом в храм настоятеля Георгия Куницына начался его расцвет. В 2003 году на Храме Святого Илии был установлен новый колокол, а в 2004 – мемориальная плита, посвящённая священномученику Елизару Спиридонову. Храм Святого Илии входит в десятку самых посещаемых Церквей Крыма.

Храм Святого Илии на карте Крыма

История Храма

Храм Пророка Илии в Черкизове ведет свою историю с XIV в. Возникновение обители связано с выходцем из татаро-монгольского ига царевича Серкизи, после крещения получившего имя Иван Серкизов. Сын царевича- боярин Андрей Иванович владел селом, названным в его честь — Черкизово.

Позже поселением распоряжался другой верующий человек — Илья Озаков, крестившимся и принявшим православную веру. Озаков построил в Черкизове обитель из дерева и посвятил ее своему защитнику на небе — прорицателю Илие.

Во второй половине XIV в. Московский митрополит Святитель Алексий купил Черкизово и по своему церковному завещанию в 1378 г. передал его в ведение Чудова монастыря в Москве.

Сельское поселение Черкизово нравилось Святителю, в летнее время он предпочитал отдыхать здесь в архиерейской даче, выстроенной специально для этой цели. В дальнейшем дача выполняла функции летней резиденции и для продолжателей дел священнослужителя.

Во времена польского набега деревянная обитель в селе сгорела. На ее месте в конце XVII в. выстроили и освятили собор из белого камня. В новой обители появился дополнительный алтарь в честь Святителя Алексия, звонница с 5 колоколами, трапезная.

Колокола сняли в начале XX в. после политического переворота и революции. Только в 2006 г. новые колокола, которые изготовили на заводе ЗИЛ, вернулись на прежнее место и сейчас снова созывают народ на церковную службу.

Архитектурный ансамбль собора

Храм Пророка Илии в Черкизове достраивался и перестраивался несколько раз. Известно, что московский архитектор Матвей Федорович Казаков в 1821 г. отремонтировал собор и к главному куполу пристроил 4 боковые башни. А к 1825 г. расширили и увеличили площадь придела Святителя Алексия.

В 1856 г. создали престол Воздвижения Креста Господня, в 1883 г. к собору пристроили трапезную, а к 1890 г. возвели новую колокольню в русском стиле. Почти в это же время пятиглавое завершение cобора было снесено. На его месте возникла 1 глава с позолоченным куполом луковичной формы.

В 1894 г. был проведен последний ремонт храма. Ввиду того, что при Советской власти над собором висела угроза закрытия, его реставрация долгое время не проводилась. Она началась только в 1982 г. Благодаря настоятелю храма протоиерею Алексею Глушакову, руководившему процессом реставрации, иконы и росписи были восстановлены.

Также построено новое каменное здание, где сегодня проводится Таинство Крещения. Была открыта воскресная школа. Территорию возле собора вымостили брусчаткой. В 1986 г. силами реставратора В.И. Суворова и художника С.Л. Захаренкова в соборе проведена реставрация главного иконостаса. В технике настенной фрески конца ХVII в. снова расписали купольные своды.

В 2000 г. вокруг сооружения восстановили кованый забор на столбах из кирпича, который существовал ранее. На подворье храма есть небольшое и старинное кладбище, где захоронены многие известные люди.

Проводятся работы по возрождению главной летней резиденции священнослужителей, утраченной в результате пожара в 1999 г. Когда завершатся восстановительные работы, в помещениях будут проводиться заседания Церковного суда, организована экспозиция музея Московских митрополитов.

Внутреннее убранство храма

Собор Пророка Илии состоит из притвора, средней части (трапезная), алтаря. Существует 3 придела — Центральный Крестовоздвиженский, Алексеевский, освященный в честь Святителя Алексия, Ильинский — в честь Предсказателя Илии. В каждом приделе находится отдельный алтарь — самое главное место в соборе, где таинственно и незаметно пребывает Господь Бог.

На четырехугольном столе, накрытым белым полотном и парчовой одеждой — престоле, находится антиминс — шелковый плат, освященный архиереем, на котором изображено положение Господа Бога в гроб. Антиминс — главный и священный предмет в храме.

Алтарь от трапезной, предназначенной для проведения служб, отделяет иконостас, выполненный мастерами второй половины XIX в. По всему объему храма присутствует настенная роспись, отражающая истины и каноны христианской веры. Иконы заполняют все пространство в соборе и являются его важной достопримечательностью.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Правила посещения храма

Существуют правила посещения храма, которые нужно соблюдать всем верующим:

  • При входе в храм нужно перекреститься, прочитать молитву, поклониться.
  • Приходить в собор желательно в одежде однотонного цвета. Женщина обязательно должна быть в платье и с покрытой головой, мужчинам следует головной убор снять. Не разрешается входить в храм в шортах и коротких юбках.
  • В соборе нужно отключить средства связи и прочие гаджеты.
  • Нельзя смеяться, громко разговаривать, жевать жвачку и стоять спиной к алтарю.
  • Приложиться к иконам нужно успеть до начала Богослужения. Целовать можно только изображение руки, части одежды, нельзя прикасаться к лику Святого.
  • Все время, пока идет Богослужение, необходимо стоять, послабление дается больным и очень уставшим. Сидеть разрешается только когда священник читает кафизм (Псалтири) и паримий (чтений из Ветхого и Нового Завета).
  • Когда церковный служитель осеняет людей Чашей или иконой, Евангелием или крестом, необходимо преклонить голову и креститься.
  • Когда принимают благословение, целуют руку священнослужителя.
  • Когда проходит общее благословление надо склонить голову.
  • При выходе из собора, поклониться и перекреститься три раза.

Престольные праздники

Храм Пророка Илии в Черкизове ежегодно 27 сентября отмечает основной Престольный праздник собора — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это событие случилось в период царствования римского правителя Константина, участвовавшего в нескольких походах и победившего. Он являлся первым императором, переставшим угнетать православных верующих.

Однажды Константину привиделось в небесах Божие предвестие — Крест, имевшим надпись: «Сим победиши». Правитель Рима решил разыскать Святой Крест, принесший телесные страдания Иисусу Христу, и направился в город Иерусалим. Вместе с императором поехала его мать.

Длительное время поиски не приносили удачу, потому что римские императоры, приверженцы языческой веры, правившие до Константина, старались уничтожить упоминания о святых местах, где страдал за людей и воскрес Спаситель. Известно, что древние иудеи прямо на месте совершения расправы закапывали и орудие, принесшее смерть казненному. Поэтому решено было раскапывать холм вблизи Голгофы.

Скоро из земли была извлечена дощечка, находившаяся на Кресте над головой Иисуса, также обнаружили три креста и гвозди. Животворящий Крест опознали, когда свершилось чудо с больным человеком, вылечившимся от прикосновения к святыне.

Патриарх Иерусалимский Макарий поклонился и показал верующим христианам Святой Крест. Чтобы Крест был виден отовсюду священник высоко поднимал, или «воздвигал», Крест, а верующие кланялись и молились, благословляя Господа Бога.

Еще одним Престольным праздником является день памяти Пророка Божия Илии (Ильин день), который отмечается 2 августа. Пророк Илия является одним из главных святейших Ветхого Завета.

Как рассказывает Ветхий Завет, после смерти царя Соломона единое еврейское государство разделилось на Израильское и Иудейское. Израильский царь Ахав и его жена Иезавель перестали почитать Истинного Бога, стали возвращать свой народ к язычеству и заставили поклоняться идолам. Илия критиковал царицу, изобличал, вызывая ее гнев.

В наказание за идолопоклонство Господь наслал на царство засуху и зной. Около 3 лет не было дождя, народ изнывал от жары. Господь смилостивился только после усердных молитв Илии о дожде.

Илия, повинуясь Божьей воле, стал проповедовать любовь и веру в Истинного Бога среди населения Палестины, которому оставались верными только несколько тысяч человек. Пророк Илия не боялся быть убитым царем Ахавой и его женой — язычницей Иезавели, потому что жил по законам Божьим.

Ежегодно 2 июня в храме празднуют день обретения мощей Святителя Алексия митрополита Московского. Он является почитаемым чудотворцем, который построил 3 монастыря — Чудов, Спасо — Андроников и Алексеевский.

Митрополит опекал малолетнего Дмитрия, сына скончавшегося великого князя Иоанна. Дмитрий вошел в историю как великий князь Дмитрий Донской. Святитель проводил большую работу для покорения князей, не желавших придавать значения и не подчиняться власти Москвы.

В черкизовской церкви Пророка Илии в дни, когда отмечаются престольные праздники:

  • проводятся Божественные литургии;
  • проходит крестный ход;
  • на территории собора в поддержку малоимущих организовывается благотворительная ярмарка;
  • проходит концерт;
  • прихожан угощают полевым обедом.

Информация для посетителей

У собора имеются приписные храмы. В 2008 г. на территории компании «Сатори» в Москве за сутки была построена церковь Сретения Господня с одним золоченым куполом и с притвором. А в 2010 г. к церкви пристроена квадратная звонница. Прихожанами церкви являются сотрудники компании и обычные жители.

В 1997 г. при управлении штаба Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации построена Храм-часовня и освящена в память о Святом Великомученике Георгии Победоносце. Здесь проводится Таинство Крещения для желающих прихожан, посетить храм-часовню может любой верующий.

Работниками собора ежегодно с 1 ноября по 1 января проводится новогодняя акция сбора подарков для пожилых прихожан, прихожан-инвалидов и многодетных семей, посещающих храм.

Также прихожане храма Илии пророка в Черкизове приглашаются поработать волонтерами в негосударственном Свято-Софийском детском доме для детей-инвалидов.

В храме работает социальная служба, оказывающая различную помощь нуждающимся. Многие прихожане приносят в храм одежду, обувь, средства гигиены. Вещи передаются малоимущим гражданам и часто спасают от холода бездомных людей. Также прихожане храма жертвуют денежные средства для приобретения продуктов и лекарств для людей, которым они необходимы.

У храма есть подшефные учреждения социальной помощи, в которых находятся взрослые и дети с ограниченными возможностями. Для подопечных волонтерами проводятся различные праздники, раздаются подарки, оказывается моральная поддержка.

Для одиноких и больных людей, требующих особой заботы и внимания, волонтеры помогают в ежедневных заботах: уборке дома, приготовлении пищи, покупке продуктов.

При храме проводятся занятия по иконописи, все желающие могут ознакомиться с практическими и теоретическими основами написания икон, получить знания в области иконописи, изучить основы техник и технологий.

При соборе Илии Пророка в Черкизове работает молодежное объединение «Илиинский светоч». Данная организация проводит акции помощи детям, проходящим лечение в отделении глазных болезней в больнице имени Гельмгольца.

Волонтеры организуют интересные развивающие праздники для ребят, которые вынуждены долгое время находиться в стенах лечебного учреждения, ожидая операцию или на реабилитации. Также молодежь «Илиинского светоча» ставит спектакли, посетить которые может бесплатно каждый желающий прихожанин.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о храме Пророка Илии в Черкизове

Обзор храма Ильи Пророка в Черкизово:

Черкизово на Сходне ( Новоподрезково )- крайний населенный пункт Северного административного округа Москвы ( Молжаниновский район); в составе Москвы- с декабря 1985 года. Храм в честь Рождества Христова находится на дороге из Москвы в Санкт- Петербург, и в конце XIX века он так и назывался Христорождественским в селе Черкизово на Санкт- Петербургском тракте.

Расположенное на месте древнего волока от Всходни к Клязьме , на оживленном тракте между Москвой и Тверью, Черкизово в XIV веке было дано великим князем князем Дмитрием Ивановичем Донским в вотчину знатному выходцу из Золотой Орды царевичу Серкизу(получившему во святом Крещении христианское имя Иоанн) и , таким образом , в своем названии сохранило тюркское имя первого вотчинника.

Описание храма в 1682 году: он представлял собой клетскую церковь, окруженную с трех сторон открытой галереей- папертью с двумя входными лестницами. Сруб храма и паперть были покрыты тесом. Отдельно от храма стояла колокольня: восьмиугольный сруб с шатровым завершением, крытый тесом. На колокольне помещался скромный звон в четыре колокола общим весом 10 пудов. Построенный на дворцовые средства храм был богато украшен иконами в серебряных вызолоченных ризах, располагал необходимым количеством богослужебных книг и другим церковно-ризничным имуществом. Местный ряд иконостаса включал храмовую икону “Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в киоте оклад серебряной басемной золочен , 13 венцов серебряных резных золоченых, образ Нерукотворенного Образа Спасова , образ Пресвятыя Богородицы Казанския, образ Чудотворца Николая с житием , образ Огненное восхождение пророка Илии”. Кроме местного ряда , в описании упоминаются иконы деисусного и праздничного чинов. В трапезной храма находились чтимые иконы Рождества Христова и жен- мироносиц.

Многочисленные документы датируют строительство каменной церкви в Черкизове 1789 годом и называют имя храмоздателя графа К.Г. Разумовского.

Изначально церковь была однопрестольной с иконостасом “каменным с лепными гипсовыми украшениями , двухъярусным, царские двери, состоящие из двух створов, гладкие, верхушки имеют вид полукружий”. Известны габариты главного иконостаса : длина 4 сажени, высота 15 аршин.

31 мая 1855 года о. Васили Надеждин и церковный староста крестьянин Андрей Романов обратились к митрополиту Филарету с прошением разрешить расширить Христорождественский храм двумя теплыми пределами. В 1857 году митрополит рассмотрел и утвердил рисунок иконостаса придела в честь Казанской иконы Божьей Матери с правой стороны трапезы. О дате устройства и освящения придела Святителя Николая с левой стороны трапезы сведений не найдено.

О жизни черкизовского прихода в 1930-х годах никаких архивных свидетельств не сохранилось. Последний священник церкви Рождества Христова Голубев, судя по материалам следственных дел НКВД, в 1938 году был арестован и расстрелян. Следствие вел оперуполномоченный уголовного розыска, сержант милиции А.Т. Климов. Ныне выяснилось , что этот палач сфабриковал 11 дел, по которым были расстреляны 8 человек , в том числе 2 священника и одна монахиня.

Во время Великой Отечественной Войны Христорождественский храм был обезглавлен и приспособлен под мельницу, позже- под склад, клуб и мебельный магазин.

В 1991 году при церкви Рождества Христова была вновь образована и зарегистрирована православная община . С августа 1992 года начались работы по расчистке церковного помещения и демонтажу чердачных перекрытий. Первая литургия была совершена настоятелем о. Иоанном Кочкиным в Великий Четверток 1993 года.

Храм входит в состав Знаменского благочиния Москвы.

Добавить комментарий

Закрыть меню