Храм покрова в Медведково

История

Храм Покрова в Медведкове в начале XX века. Иллюстрация к «Путеводителю по Москве, изданному Московским архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве под ред. И. П. Машкова»

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове был построен в 1635 году князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения России от польской интервенции. Архитектурное сооружение представляет собой уменьшенный вариант собора Покрова на Рву и является одним из последних московских одношатровых храмов; спустя семнадцать лет после окончания строительства патриарх Никон наложил запрет на возведение храмов данного типа. До 1635 года на месте каменной постройки стояла деревянная шатровая церковь Покрова с приделом Петра Александрийского, основанная не позднее 1623—1624 годов.

По данным источников, в 1635 году храм насчитывал четыре придела: «Знамения Пресвятой Богородицы, Петра Александрийского, Варлаама Хотынского и Антония Римлянина». Название каждого придела связано с Великим Новгородом, где Пожарский в 1628—1630 годах служил воеводой: икона Знамения — главная святыня этого города и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники. В 1652 году, к десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, его наследник, князь Иван Дмитриевич Пожарский, получил грамоту на освящение престола нового придела в честь Девяти мучеников Кизических.

В 1685 году, после смерти последнего представителя рода Пожарских — боярина Юрия Ивановича, село Медведково досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи, князю Василию Васильевичу Голицыну. Голицын предпринял перестановку приделов и сократил их количество до трёх (в честь Покрова, Знамения и Девяти мучеников Кизических). Четвертый (южный) придел в честь преподобного Сергия Радонежского был основан позднее, в 1690 году.

В 1687—1688 годах по заказу Голицына был сделан иконостас главного храма. Иконы создавались при участии одного из ведущих мастеров Оружейной палаты — Карпа Золотарёва, который также украсил иконостас резьбой. Не меньшую ценность представляло и так называемое Медведковское напрестольное Евангелие 1681 года с миниатюрами, выполненными, согласно преданию, царевной Софьей. Вплоть до 1919 года эта реликвия хранилась в храмовой ризнице; сведения об её дальнейшем местонахождении отсутствуют.

В XIX веке храм претерпел ряд изменений: в значительной мере был перестроен иконостас; резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами и частично утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата, созданные в XVII веке; существует предположение, что они были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича в Санкт-Петербурге.

За весь период своего существования церковь ни разу не закрывалась. Это отчасти связано с тем что в 1930-х годах церковь находилась не на территории Москвы. При этом службы до Великой Отечественной войны шли только в нижнем тёплом приделе. После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.

В 1970 году реставрацией храма руководил архитектор Николай Недович. Металлическая кровля и окна на шатре были демонтированы, храму вернули первоначальный вид.

В 1970-е годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись: «Крест — победа над смертью».

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство. Х—ХХ вв.: I. Архитектура русского православного храма. Х—ХХ вв. // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М..: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. 0 (специальный). — С. 519—537. — 656 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-005-6.
  • Грабарь И. Э. Шатровые храмы // История русского искусства. — М.: Изд. И. Н. Кнебеля, 1911. — Т. 2: Архитектура. Допетровская эпоха (Москва и Украина). — С. 57—100. — 478 с.
  • Ильин М. А. Каменное зодчество второй четверти XVII века // История русского искусства / Под общей редакцией И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова и В. Н. Лазарева. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — Т. 4. — С. 121—152. — 760 с. — 19 000 экз.
  • Комашко Н. И. Золотарёв // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М..: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XX. — С. 319—321. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.
  • Малков Я. В. Церковь Покрова Богородицы. Село Медведково // Шедевры древнерусского зодчества XI—XVII веков. Традиции и новаторство. — М.: МГУЛ, 1994. — С. 171—173. — 216 с. — 500 экз.
  • Мартынов А. А., Снегирёв И. М. Церкви в сёлах Медведкове и Леонове // Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. — Изд. 2-е, с переменами и дополнениями. — М.: Тип. Ведомостей Московской городской полиции, 1857. — С. 1—7. — 130 с.
  • Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Медведкове, на реке Яузе // Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст.. — М.: Университетская тип., 1886. — Т. 5: Радонежская десятина (Московского уезда). — С. 11—21. — 219 с.

История старинного храма

Строительство храма было начато в 1635 году самим князем Дмитрием Пожарским. Ее строительство было начато в честь освобождения России от польской интервенции и умершем сыне от первого брака князя Федоре. Конечно первоначально южный придел был освящен в честь преподобного Впрлаама Хутынского, а северная часть в честь Антония Римлянина.

Но в 1652 году согласно грамоте, которая была выдана наследнику Пожарского северный придел был пере освящен в честь девяти Кизических мучеников. В настоящее же время южный придел освящен в честь святого чудотворца Сергия Радонежского.

В храме особую ценность имеет Медведковское напрестольное Евангелие с миниатюрами. Согласно преданию, оно выполнено царевной Софией. Также иконостас церкви выполнен по заказу Голицына В. Карпом Золотаревым. А древние ворота храма были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича.

На протяжении всей истории храма он ни разу не был закрыт. Как утверждают историки отчасти это было из-за того, что храм на то время находился не на территории Москвы. Все богослужения до начала Великой Отечественной войны проходили в нижнем теплом приделе. После окончания войны храм был отремонтирован и богослужения начали проводится в верхнем приделе.

Расписание богослужений храма в Медведково и святыни

В старинной церкви находятся следующие святыни:

  • чудотворная икона Покрова Божьей Матери,
  • старинная икона «Знамение» Богоматери,
  • образ Девяти Кизических мучеников,
  • образ преподобного Сергия Радонежского.

К святыням ежедневно приходит много православных верян, чтобы помолится и попросить о помощи в разных житейских трудностях. В храме проходят ежедневные богослужения. С понедельника по пятницу Утренняя Литургия начинается в 8:30 утра. Служба в храме Медведково по выходным и праздничным дням Литургия проводится в 7:00 и 9:30 утра.
Доехать до церкви можно на автобусе или метро. Если добираться на автобусе, то вам понадобится №61, 71 или 628. Ехать нужно до остановки «ул. Заповедная». Также можно ехать до станции метро «Бабушкинская», а затем на автобусе № 605 или 181 до остановки «ул. Популярная».

Господь всегда с Вами!

Упражнение «Перед лицом Божиим» (Митрополит Сурожский Антоний) Вот только обратите внимание, что это упражнение, а не практика жизни!Упражнения заключаются в том, чтобы, когда вам нечего делать – ничего не делать и никуда не устремляться. Это кажется очень простым делом, а попробуйте… Вот выдалось пять минут свободного времени. Что Ð…

Кто-то поедет на бал… А кто-то не поедет. Потому что надо остаться дома с больным ребёнком. С престарелым родителем. Или пойти на тяжёлую работу и заработать деньги на еду и одежду для всех. И надо копать грядки, мыть полы, варить суп, переодевать лежачего старика или ехать с мамой в больницу. И это… НА ТЕБЕ ПЮРЕ С СОСИСКОЙ… /обязательно прочти это/ Православного бомжа Валеру знали все. Во-первых, понятное дело, что православный: был на службах в разных храмах. Не только просил милостыню, но и молился. Во-вторых, потому что здорово умел работать: руки у мужика золотые. Если что где починить – от электропроводки до канали… Мир Перевернулся… ДРУЗЬЯ, НАЖМИТЕ «ПОДЕЛИТЬСЯ», ПУСТЬ ПОБОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ узнают об этом!Одна женщина забеременела во второй раз. В принципе, один взрослый ребенок у нее уже был, карьера шла в гору, да и возраст не молодёжный… В итоге решила она прервать беременность. Записалась к врачу на прием …

В современной России функционирует большое количество православных церквей. Большинство из них были отреставрированы или вновь построены в 90-е гг. XX в. Но существует и культовые постройки, которые не прекращали работы даже в годы советских церковных гонений. К ним относится храм Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный в северном столичном районе Медведково.

Расположение и как добраться

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове расположен по адресу ул. Заповедная 52а.

Ближайшими к нему станциями метрополитена являются:

  • Станция “Свиблово”, относящаяся к оранжевой ветке. От неё до покровской церкви можно дойти пешком или доехать на автобусе. Для пешей прогулки, выйдя из подземки необходимо повернуть налево и двигаться в сторону большого здания торгово-развлекательного центра с одноимённым названием. От него ещё раз поворачивают налево и идут в сторону ул. Кольская, по которой идут до второго Медведковского моста через р. Яуза. Сразу же после моста сворачивают в зелёную зону, на противоположной стороне которой и находится православный Покровский храм с примыкающей к нему церковью. Описанный путь займёт 20-25 мин. Примерно такое же время придётся потратить для проезда до места на автобусе. При выходе из станции поворачивают направо и доходят до одноимённой остановки общественного транспорта. На автобусе № 380 доезжают до остановки “Ул. Заповедная” и доходят до светофорного перехода, расположенного в 100 м по ходу движения. В 300 м от перехода находится нужное место.
  • От метро “Бабушкино” до покровской церкви едет 605 автобусный маршрут. Выйти из него необходимо на остановке ул. Полярная. На ближайшем переходе перейти улицу и двигаться прямо до ул. Заповедная.
  • От расположенной на серой ветке метро станции “Отрадное” на том же 605 маршруте доезжают до автобусной остановки “Пр. Дежнёва”. доходят до Заповедной улицы, по которой спускаются до храма.

История Медведково и появления храма

Впервые в исторических хрониках с. Медведево упоминается в XVI в. Происхождение его названия связано с первым владельцем этой местности князем из рода Пожарских Василием Фёдоровичем, прозванным Медведем.

В начале следующего столетия именно отсюда отправились отряды ополченцев под командованием князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина на Москву.

Считается, что лагерь русских ополченцев был разбит на месте нынешнего храма.

Через 10 лет после освобождения российского государства от иноземцев Медведево стало главной вотчиной славного княжеского рода.

Народный герой в память об исторических событиях приказал возвести деревянную церковь.

Выбор шатрового архитектурного стиля не был случайностью, так как по сложившейся в России традиции именно такие культовые сооружения строили в качестве монументальных памятников, посвященных важным историческим событиям. Звонницу храма украшал большой колокол, отлитый по заказу основателя в честь недавней победы над поляками.

Из-за частых пожаров деревянную постройку снесли, воздвигнув на её месте белокаменный шатровый храм, который сохранился до современности. Новая пристройка имела 5 приделов, число которых сократилось до трёх в конце XVII в. В это время медведковским имением владел фаворит царевны Софьи Василий Васильевич Голицын.

Новый хозяин провёл ряд преобразований культовой постройки:

  • Установка большого позолоченного иконостаса в главном приделе.
  • Замена всех колоколов звонницы, на главном из которых мастера расположили надпись, подтверждающую право рода Голицыных на подмосковное имение.
  • Обновление коллекции храмовых икон и ценностей, главной среди которых является евангелие, украшенное миниатюрами за авторством царевны Софьи.

Следующая значительная перестройка культовой постройки произошла во второй половине XVIII в. во время владения Медведково родом Нарышкиных.

Были осуществлены следующие переделки:

  • реконструкция открытых гульбищ в крытые переходы;
  • уничтожение фигурных изразцов, украшающих шатёр;
  • формирование новых оконных проёмов в шатре, восьмерике и основном объёме;
  • превращение круглых малых барабанов в восьмигранные;
  • перестройка колокольни;
  • отделка шатра железом.

В XIX в. с. Медведково переходило от хозяина к хозяину. Но несмотря на частую смену владельцев, покровский храм продолжал обновляться. Одним из главных новшеств была полная перестройка колокольни в классическом стиле. Также обновили иконостас и ряд больших икон, созданных в XVII в.

В советское время храм продолжал духовную деятельность. Возможно, это связано с тем, что в 20-30-х гг. он располагался за пределами городской черты столицы. До окончания Великой отечественной войны богослужения проходили в нижнем храме.

В 70-е гг. была проведена значительная реставрация старинного культового здания. На волне возрождения духовной жизни в российском обществе при храме начала работу воскресная школа, построен дом причта. Историческое здание — памятник архитектуры федерального значения.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Храм Покрова Пресвятой Богородицы — классический пример шатрового типа постройки, в основе которого лежит конструкция, состоящая из приземистого восьмерика, установленного на невысокое квадратное основание и перекрытого высоким шатровым куполом.

По всем четырём углам квадрата основы установлены восьмигранные барабаны, увенчанные луковичными главками. Основание шатра и малых барабанов декорированы рядами полукруглых и килевидных закомар. Основной объём храма установлен на высокий подклет, в котором размещается однопрестольный тёплый храм, освящённый во имя Знамения Богородицы.

К основной части храма примыкают симметричные приделы, которые перекрыты четырёхскатной крышей и увенчаны небольшими главами на узких барабанах. Многоступенчатую структуру храма подчёркивает апсида, состоящая из трёх полукруглых частей, которые соединены полуколоннами.

Она имеет ступенчатую форму, так как алтарная часть нижнего храма значительно вытянута в восточном направлении. Храмовая колокольня, примыкающая к западному фасаду, неоднократно перестраивалась. Современная постройка была возведена в позапрошлом веке в классическом стиле.

Она состоит из 2-х квадратных в плане ярусов, завершающихся шлемовидным куполом с вытянутым шпилем. В нижнем ярусе прорезаны три арочных портала, являющимися входами на закрытую паперть. На втором ярусе расположена открытая звонница с арочными оконными проёмами. Внутреннее пространство храма имеет два уровня. На нижнем размещена церковь Знамения Божией Матери.

А в верхней части располагается храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, имеющий следующие пределы:

  • Покрова Пресвятой Богородицы (главный);
  • преподобного Сергия Радонежского (северный);
  • девяти мучеников Кизических (южный).
  • Стены обоих уровней покрыты побелкой и украшены в некоторых местах цветными пышными росписями. Также на них расположены многочисленные иконы, помещённые в резные золочёные киоты, некоторые из которых накрыты деревянными ажурными сенями. Основное тело старинного иконостаса покрыто багровой краской и украшено позолоченными декоративными элементами.

Несмотря на небольшой объём, храм не кажется тёмным и мрачным местом. Достаточное освещение обеспечивается большими арочными окнами и большими паникадилами, имитирующими старинные свечные люстры.

Знаменитые иконы собора

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове обладает большой коллекцией старинных икон.

Наиболее известными из них являются:

  • Чудотворная икона Покрова Божьей Матери, расположенная слева от главного иконостаса под ажурными золочёнными сенями. Икона изображает Богоматерь, которая держит в своих руках большой головной платок, укрывший когда-то жителей Константинополя от нападения сарацин. Перед иконой просят в сохранении физического и духовного здоровья, защите жилья и жизни, исцелении недугов.
  • Икона Знамение Пресвятой Богородицы — старинный образ, являющийся почитаемым списком чудотворного новгородского образа. По молитве ей верующие люди получают защиту от врагов и природных катаклизмов, обретают семейный мир и внутреннее умиротворение. Икона располагается в нижнем уровне покровского храма.

    Главный иконостас в Храме покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

  • В соответствующем пределе расположен образ преподобного Сергия Радонежского — основоположника восточнославянской духовной культуры и монашеского общежительного устава. Молитва ему помогает достичь успехов в учёбе, победить собственную гордыню и нетерпимость, улучшить жилищные условия.
  • Икона 9 кизических мучеников изображает святых проповедников конца III в., которые несли Слово Божие жителям языческого города Кизик. Их предали мученической смерти, но через 40 лет обнаружили нетленные останки, над которыми возвели собор. Икона помогает излечиться от различных болезней, найти работу.

В число ценных храмовых реликвий входило Евангелие, украшенное миниатюрами, авторство которых приписывают сестре Петра Великого царевне Софьи. После 1918 г. реликвия считается утерянной. Но в настоящее время её следы обнаружились в Русском музее, где проводятся соответствующие уточнения.

Социальная работа

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный в столичном районе Медведкове, проводит активную социальную работу. Деятельность священнослужителей и неравнодушных прихожан направлена на помощь различным категориям населения.

  • Клирики храма, а также добровольные волонтёры оказывают помощь воспитанникам центров “Алые паруса” организуют досуг и свободное время детей. Они знакомят их с основами православной веры, жизнью церковной общины, интересными людьми, живущими в соответствии с традиционными христианскими ценностями. Воспитанники центра проводят совместные молитвы и читают акафисты в специально оборудованных при центрах молельных комнатах. Для них организуются православные праздники, в процессе которых объясняется значение торжества, его происхождение. В планах организация занятий в воскресной школе для детей с особенностями психологического развития.
  • Важной частью социального служения является помощь старикам и людям с ограниченными двигательными возможностями. Для них организуется доставка в храм на богослужения, паломнические поездки по столичным церквям, надомные причастия и соборования. Клирики и добровольцы помогают этой категории прихожан решать бытовые проблемы, стараются возмещать недостаток общения и внимания.
  • Приходская служба милосердия окаймляет многодетные семьи, живущие в приходе. Им оказывается духовная и материальная помощь, заключающаяся в снабжении одеждой, продуктами и канцелярскими предметами.
  • Для обеспечения деятельности церковной службы милосердия регулярно проводятся благотворительные ярмарки, на которых продаются игрушки и поделки, изготовленные своими руками, церковная литература, канцелярские товары.
  • Священнослужители ведут переписку с заключёнными людьми, оказывая им духовную поддержку, наставляя их в основах христианской веры и православных традициях. Узников поздравляют с церковными праздниками и снабжают церковной литературой.
  • Клирики проводят беседы с людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, и оказывают им молитвенную поддержку.

Для проведения социального служения клирикам покровского храма требуется помощь добровольцев, неравнодушных к жизни и проблемам окружающих людей и готовых оказывать им безвозмездную помощь.

Воскресная школа при храме

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове проводит образовательную работу с прихожанами разного возраста. Занятия в воскресной приходской школе начались с начала 90-х гг. XX в.

Занятия с детьми проводятся священнослужителями и профессиональными педагогами в форме познавательной беседы и диалога. Они направлены на формирование у подрастающего поколения модели благочестивого образа жизни, основанного на традиционных ценностях и основных христианских заповедях.

В программу детского обучения входят следующие занятия:

  • основы христианской религии и история Церкви;
  • церковное искусство;
  • изучение старославянского языка;
  • занятия хоровым пением;
  • рукоделие;
  • изобразительная деятельность;
  • участие в церковных театральных постановках.

Посещать бесплатные занятия в воскресной могут посещать дети 6-14 лет, которых делят на 4 возрастных группы. Полный курс обучения рассчитан на 4 года. Посещать воскресную школу могут не только дети, но и взрослые, стремящиеся к познанию православной веры и жизни в лоне христианской церкви. Приходить на занятия могут люди любого возраста.

Посещение воскресной школы — это не только возможность для получения элементарного религиозного образования, но и шанс расширить круг общения, найти единомышленников, расширить кругозор и раскрыть творческий потенциал. Как и в детской школе занятия проводятся на бесплатной основе священнослужителями покровского храма.

Представителям старшего поколения преподаются:

  • богословие;
  • Священное писание;
  • история Церкви и православной веры.

Кроме этого, изучаются церковное хоровое пение, искусство и право. Уделяется внимание обучению церковнославянскому языку и богослужебным обрядам. Курс обучения рассчитан на 3 года, в конце каждого из которых проводятся экзамены. Через 3 года взрослые ученики получают документ, подтверждающий окончание воскресной школы.

Ученики воскресной школы принимают участие в паломнических и познавательных поездках, организуемых специальной паломнической службой. Кроме этого, для обучающихся в школе детей организуется летний отдых в православном лагере.

Интересные факты о храме

С самого начала строительства храма имеются исторические сведения, заслуживающие внимание:

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы — крупнейшая шатровая постройка России. Его размер лишь незначительно уступает Вознесенской церкви в Коломенском.
  • Покровский храм — одна из последних шатровых культовых построек, возведённых до запрета патриарха Никона. Который запретил строительство подобных сооружений, считая их не соответствующими православным канонам.
  • Первоначально боковые пределы верхнего храма были освящены в честь Варлаама Хутынского и Антория Римлянина — святых, внёсших большой вклад в духовное развитие новгородской земли. Этот выбор обусловлен довольно длительным пребыванием князя Дмитрия Пожарского воеводой Новгорода.
  • За 400-ю историю богослужения в храме не прерывались ни на один день. Расположенное в северном предместье столицы Медведково не подвергалось разграблению во время Отечественной войны 1812 г. В годы советской власти храм избежал осквернения и закрытия благодаря пригородному статусу села. А во время Великой отечественной войны службы проводили в нижнем тёплом храме.
  • В Медведкове в конце XIX в. отдыхали великие русские живописцы Константин Коровин и Михаил Врубель. Детские впечатления от созерцания постройки нашли отражение в творчестве Валерия Брюсова.
  • Сегодня храм располагается в парковой зоне, поэтому оценить его объёмы и красоту довольно сложно, но его постоянные прихожане отмечают особенную намоленную ауру, которым обладает это место.

Православный Храм Покрова Пресвятой Богородицы является центром духовной, общественной и культурной жизни не только Медведково, но и всей Москвы.

Историческая постройка вызывает интерес и верующих христиан, и любителей архитектуры и истории российского государства. Священнослужители покровской церкви осуществляют все церковные обряды и уделяют много времени социальному служению.

Оформление статьи: Мила Фридан

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Медведковский Покровский храм возводился ещё до запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов, то есть его заказчик Д.М. Пожарский не имел в виду «противостоять» патриарху, а просто избрал композицию, наиболее соответствовавшую его вкусам и потребностям. И нельзя не признать его правоты. Шатровый силуэт именно в загородном ландшафте смотрелся очень выгодно — доминируя в пейзаже, но не подавляя, не подминая его под себя, шатёр плывёт над полями, деревами, жилищами поселян. Его «указательность» и строгость, стройность и белизна — категории не только эстетические, но и даже вероучительные. Не случайно же шатёр не ушёл из храмовой архитектуры и после Никонова «реприманда». Он просто сместился с самого храма на колокольню. При этом внутри шатровый храм невелик (шатёр, опираясь на стены восьмерика, не может быть слишком большим без ущерба для прочности). И эта камерность, как нельзя более соответствует предназначению усадебной церкви — собирать на молитву ограниченное число «чад и домочадцев». (Конечно, сейчас прихожане медведковского храма едва ли не сожалеют о том, что Дмитрий Пожарский не построил в своё время шестистолпный пятикупольный собор).

Издалека шатёр Покровского храма кажется белоснежным. Подойдя поближе, мы видим, что по белому полю рассеяны небольшие зелёные и красные плитки изразцов. Это — плоды трудов реставраторов ХХ века. Изначальные изразцы были срублены с шатра в ХVIII веке. Здесь просматривается уникальная конструкция храма. На четверик, завершённый трёхрядной горкой кокошников, поставлен сравнительно невысокий световой восьмерик. На восьмерике покоится основание шатра, также оформленное кокошниками. По углам четверика расставлены декоративные главки, шеи которых первоначально были цилиндрическими (как над алтарной частью) и лишь в процессе позднейших поновлений стали восьмигранными. Четверик с трёх сторон окружён галереей (первоначально открытой), в восточных оконечностях завершённой двумя приделами — преподобного Сергия (южный) и Девяточисленных мучеников (северный). Каждый из приделов увенчан маленькой декоративной главкой. Выраженная ярусность апсид (апсиды нижнего храма сильно выдаются вперёд) придаёт восточному фасаду Покровского храма известную динамичность сообщая ему сходство с кораблём, плывущим по бурным водам житейского моря. Стоит отметить, что декор апсид — самый незатейливый. Кроме того, обращает на себя внимание отсутствие окон в средних апсидах.

Покровский храм уже по меньшей мере полтора века привлекает к себе заинтересованное внимание любителей русских церковных древностей. Довольно подробно рассмотрел его в 1850-е годы И.М. Снегирёв. Вот что он писал о тогдашних интерьерах храма: «В верхней церкви… свод шпилевой на четырёх паддугах с железными связями; окна в четыре света во всю вышину здания, пол деревянной. Три входные двери, каждая с двумя деревянными створами; они не в старинном вкусе, обиты красным сукном с жестяными петлями и жуками. На алтарной солее, в три ступени, возвышается великолепный иконостас в четыре пояса…» Иконостас храма был создан в 1687 году по заказу князя В.В. Голицына, а большинство икон в нём исполнено Карпом Золотарёвым. К сожалению, праздничный (второй снизу) ряд иконостаса почти полностью утрачен. Лишь иконы «Рождество Пресвятой Богородицы», «Воскресение Христово», «Крещение» и «Вознесение» относятся к ХVII веку. Выполнены они яичной темперой по левкасу, то есть в традиционной иконописной технике (в отличие от большинства икон работы Золотарёва, писанных маслом). Рама иконостаса, в соответствии с барочной эстетикой, богато украшена позолоченной резьбой, которую в Московском государстве называли «флемской» или «белорусской» (потому что именно через белорусские земли, при посредстве белорусских же мастеров, проникло к нам это это западноевропейское новшество, быстро вытеснившее традиционные тябловые иконостасы). Но, согласно заключению реставраторов, лишь малое число резных деталей в иконостасе Покровского храма восходит к ХVII веку. Большая часть — к ХVIII-ХIХ векам. Иконостас вызолочен не полностью, фон его — тёмно-красный.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы сохранилось много старинных икон, но главный интерес представляют образа местного ряда главного иконостаса. О другой же реликвии церкви — напрестольном Евангелии с миниатюрами, выполненными царевной Софьей, — теперь остаётся лишь вспоминать. В 80-х гг. ХIХ века в Покровской церкви был произведён не самый лучший ремонт храма. Помимо внешнего огрубления (крытый железом шатёр, не обусловленная историческим стилем самой церкви колокольня и т.п.), храм пережил огрубление и внутреннее. Был перестроен главный иконостас, в праздничном ряду появились новые иконы. Пришлось заменить царские врата, поскольку прежние, работы ХVII века, из храма были взяты — предположительно, в петербургский дворец великого князя Сергея Александровича. Об этих утратах стоит, конечно, сожалеть.

Церковь никогда не закрывалась, хотя в 1920-1940-е годы богослужения совершались только в нижнем храме. После войны открылся вновь и верхний храм. Медведково в послевоенную пору постепенно впитывалось Москвой, и уже в 1970-е годы церковь Покрова обрела новое окружение — безликие окраинные многоэтажки. Впрочем, и по сию пору её видно издалека.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №82, 2014 г.

Добавить комментарий

Закрыть меню