Храм на крови Петербург

Архитектура собора

Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Интерьер и мозаика Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Собор Воскресения Христова является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Его коллекция считается крупнейшей в Европе. Площадь поверхностей, украшенных мозаикой, превышает 7000 кв. м. Для ее создания использованы уральские и алтайские поделочные камни, цветной итальянский мрамор и тысячи самоцветов.

Мозаикой украшены не только стены и колонны храма, пол собора, выполненный из мрамора, представляет собой 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Иконостас Спаса на Крови славится уникальным цветовым подбором мрамора: градация коричневых оттенков напоминает резьбу по дереву. Мозаика для украшения храма производилась в мастерской В. А. Фролова, а эскизы для нее создавали более 30 художников, среди которых В. М. Васнецов, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Убранство храма сильно пострадало после его закрытия в 1930 году, в течение 50 лет памятник не отапливали и использовали в качестве склада для театральных декораций. Реконструкция началась лишь в 1977 году и продолжалась до 1995 года.

Спас на Крови на панорамах Google: интерьер

Цены на билеты в храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге в 2019 году

Входной билет включает в себя небольшую экскурсию. Чтобы воспользоваться этой возможностью при входе в храм необходимо немного подождать пока соберется небольшая группа посетителей.

  • Полная стоимость — 350 рублей;
  • Владельцы международных карт ISIC — 200 рублей;
  • Посетители от 7 до 18 лет — 100 рублей;
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных организаций РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Входной билет в вечернее время — 400 рублей;
  • Аудиогид на русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, финском, китайском, корейском, японском языках — 200 рублей;
  • Комплексный билет в храм Спас на Крови и Музей камня — 450 рублей.

Экскурсионное обслуживание на русском языке:

  • Экскурсионное обслуживание одного посетителя при условии присоединения к экскурсионной группе (для лиц, обладающих правом бесплатного посещения музея) — 50 рублей;
  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 600 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 1500 рублей.

Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:

  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 3000 рублей.

Тематические экскурсии

  • Евангельские сюжеты в мозаиках Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. В ходе экскурсии посетители знакомятся с коллекцией мозаики собора, ее персонажами, тематикой и христианской символикой;
  • Архитектура и наружное убранство Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Храм является уникальным памятником «русского стиля» рубежа XIX — XX веков. Познакомится с элементами декора наружных стен и великолепными куполами вы сможете на данной экскурсии;
  • Мозаика Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Экскурсовод расскажет не только о мозаике собора, но и о художниках, создавших этот уникальный объект, их технике и технологии мозаичного набора.

Лица, имеющие право на бесплатное посещение музея:

  • герои Советского Союза, Российской Федерации и Полные Кавалеры Ордена Славы;
  • многодетные семьи (три и более ребенка до 18 лет);
  • организованные группы детей и молодежи, отдыхающих в лечебно-оздоровительных учреждениях;
  • лица до 18 лет, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры ВУЗов Российской Федерации и Республики Беларусь — третий четверг каждого месяца;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • воины-интернационалисты и участники боевых действий;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и/или знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ;
  • инвалиды I, II группы, дети инвалиды, и сопровождающее (инвалида I или II группы, либо ребенка- инвалида) лицо;
  • военнослужащие срочной службы;
  • лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов);
  • дети до семи лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка);
  • штатные сотрудники музеев Министерства культуры РФ, члены ИКОМ (Международный совет музеев), члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены Союза музеев России;
  • организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях.

Бесплатное посещение возможно в основное рабочее время музея и не распространяется на вечернее или ночное посещение музея и экскурсии, посещение экспозиции «Музея камня», а также на культурно-массовые мероприятия, проводимые вне основного рабочего времени. © 園田祐

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).

Как добраться

Спас на Крови находится в историческом центре города по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2б, литер А.

До храма очень легко добраться на общественном транспорте. Самым удобным вариантом является поездка на метро (линия 2). От станции «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова) необходимо пройти всего около 7 минут.

Маршрут от ст. «Невский проспект» до собора на карте — Google Maps

Также можно добраться до Спаса на Крови на автобусах: № 3, 7, 22, 24, 27, 191 (ост. «Невский проспект») и троллейбусах: № 1, 5, 7, 10, 11, 22 (ост «Невский проспект»).

Чтобы заказать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber или Gett.

Если арендовать автомобиль, то дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.

Маршрут от аэропорта до собора Спас на Крови на карте — Google Maps

Спас на Крови внутри: видео

Спас на Крови с высоты: видео

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Воскресения Христова. У этого термина существуют и другие значения, см. Список церквей «на крови».

Православный собор

Спас на Крови

Собор Воскресения Христова

59°56′24″ с. ш. 30°19′42″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская и Ладожская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Поздний этап «русского стиля»

Автор проекта

Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев).

Архитектор

Парланд, Альфред Александрович

Первое упоминание

1881 год

Строительство

1883 — 1907 годы, часовня-ризница в 1908 году

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520368460006 (ЕГРОКН). Объект № 7810507000 (БД Викигида)

Состояние

Отличное

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, или храм Спа́са на Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 (19) августа 1907 года собор был освящён. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).

История

Временная часовня

1 (13) марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

Уже 2 (14) марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

Разработать проект поручили архитектору Леонтию Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 (29) апреля 1881 года часовня была освящена, в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил часовню купец первой гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё девять лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурс

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечению памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 (12 января 1882) года были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолов, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. О. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта (4 апреля) 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля (10 мая) 1882 года члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гёдике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июня (11 июля) 1883 года с условием его последующей доработки под наблюдением профессора Д. И. Гримма, окончательно проект был утверждён только 1 (13) мая 1887 года. В создании Храма принимали участие: помощники проф. А. А. Парланда архитектор В. И. Фиделли и Д. А. Орехов; художник Н. К. Бодаревский, мозаичист В. А. Фролов, бронзовых дел мастер Фёдоров и другие.

Строительство храма

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Западный фасад

27 апреля (10 мая) 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

История прихода храма

Дореволюционная открытка, ок. 1917 года. Храм в 1917 году.
Фото: О. С. Уайтман.

Собор Воскресения Христова был одним из двух, наряду с Исаакиевским собором, храмов Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В соборе совершали отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносили проповеди.

6 (19) сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор Пётр Лепорский, который был вскоре рукоположён во пресвитера (протоиерей с 14 (27) октября 1907 года).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Пётр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооружённого на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступило распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей Петр Лепорский написал заявление, в котором возражал против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года.

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года храм принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

30 октября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.

История после закрытия прихода

Спас на Крови. 1935 год

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.

Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

21 января 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова (Спас на крови).

Архитектура и внутреннее убранство

Внешние видеофайлы

Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови

Аэросъемка Храма

Храм Спаса на Крови

Купола

Вид на южный фасад храма (2011 год)

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

  • Внутреннее убранство храма

  • Мозаики на стенах храма

  • Внутреннее убранство восточной части храма

Добавить комментарий

Закрыть меню