Где мощи свирского?

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

( Глазами паломника )
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Сюда начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.
Монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах.
Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим прп. Александром в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звоницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского (1644г.). Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в «Переписные книги». Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX века).
Сайт Свято-Троицкого Александро Свирского мужского монастыря -http://www.svirskoe.ru/index.html

Мощи преподобного Александра Свирского

Было и совсем лихое время (1918 г.), когда в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель — архимандрит Евгений /Трофимов/. Вместо этого на территории монастыря: тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы и черные глазницы окон бывших братских келий.
Новым насельникам, поселившемся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться,— обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — прп. Александра Свирского происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, корпуса и территория Преображенского комплекса, налажена богослужебная жизнь обители. Много работы еще предстоит на территории Троицкого комплекса, где пока располагается Свирская психиатрическая больница. Правительство Ленинградской области уже приняло решение о переводе психиатрической больницы в г. Лодейное Поле, где началось строительство новых помещений. Троицкий комплекс будет возвращен монастырю.

Икона преподобного Александра Свирского
Иконостас Троицкого Собора Самообновляющиеся фрески Троицкого Собора
Враг рода человеческого, висящий на гвозде.
Это получилось случайно, но
местные экскурсоводы рассматривают это
как забавную достопримечательность.
Удивленные паломники

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь
(фото-рассказ Валерия Дегтярева )
О мироточении мощей Александра Свирского
На Руси многие чудотворцы, в частности Киево-Печерские, прославлены мироточением. То, что это чудо столь ярко проявилось на преподобном Александре Свирском, явно показывает величие и благодатность святого, а также истинность явления его мощей, ибо мироточение в Церкви искони рассматривалось как свидетельство святости. В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение останков свидетельствует о том, что это — святые мощи. И то, что во втором обретении мощей св. Александра было явлено обильное мироточение, свидетельствует об их истинности, об идентичности останков, найденных в Военно-Медицинской Академии со святыми мощами Преподобного, которые при первом их обретении также обильно мироточили.

Святые мощи прп. Александра Свирского Святые мощи прп. Александра Свирского

В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС во время молебна. После того как мощи святого привезли в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мироточение не прекращалось, при этом было замечено, что интенсивность его изменялась: то усиливалась, то становилась менее заметно. Наблюдение за ним велось послушником Александром, стоящим во все дни у раки Преподобного. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми. Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении во храм после длительного заточения, в дни первых для святого Божественных литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Аромат миро стоял в алтаре, и три пчелы даже попали в Чашу с Причастием — их пришлось спасать. Само миро потоками стекало по ступням Преподобного, покрывая их при высыхании очередным блестящим маслянистым слоем. Миро стекает с верхнерасположенной ноги на нижнюю, при этом сама нижняя нога тоже обильно мироточит; на фотографии отчетливо видны яркие янтарно-оранжевого цвета наплывы, застывшие на поверхности большого пальца ноги Преподобного и одна янтарная капля, застывшая под косточкой большого пальца.

Рака с мощами преподобного Александра Свирского Икона преподобного Александра Свирского

При обнаружении первого мироточения фотографическое изображение его на ступнях Преподобного имело иной вид: ступни казались светящимися и в небольшом светящемся ареоле.
Было отмечено, что в вечерние часы, после закрытия храма, когда там восстанавливалась тишина после большого многолюдья, наступало то благодатное время, когда также можно было видеть вновь усиливающееся мироточение — отдельные капельки миро появлялись между пальцами Преподобного.
(www.svirskoe.ru/ru/hallows/miro/ )
* * *
Миро (благовонное драгоценное масло) в Священном Писании и в Священном Предании является символом Божественной милости, мира и любви. Вспомним слова 132 псалма: «Се, что добро и что красно, но еже жити братьем вкупе. Се яко миро, сходяще на браду Аароню…» Имя Жениха — Христа в Песни Песней сравнивается с разлитым миром. Еще на горе Синай Бог повелевает Моисею сделать особое миро для священного помазания.
Так, миро стало символом харизматической (благодатной) власти. Впоследствии миром помазывались цари,
пророки и священники. Миро служило также для погребального помазания. Когда Мария Магдалина возлила на Христа драгоценное миро, она приготовила Его тело к погребению.
Впоследствии миро станет символом Духа Святаго и Его дарований. Во время таинства миропомазания священник помазует крещаемого со словами: «Печать дара Духа Святаго». Таким образом, в миро сосредоточена сила Дара Духа Святаго.
Миро — это и символ Божественной милости и благодати.
Миро появляется в результате особого сверхестественного явления — мироточения. Оно необъяснимым образом истекает из останков святого, либо из его гробницы, либо из его изображения. Это удивительное событие. И еще более удивительным оно представляется после полученных исследований, проведенных биохимиками. Оказывается, в миро присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма, в частности, в нем содержится 75 мг животного белка на 100 мл. Это означает, что плоть святого остается живой, и по воле Божией в ней могут начаться синтетические процессы — нам же дано видеть только результат свершаемого чуда — капли мира.
Мироточение не засвидетельствовано в Священном Писании. Однако это чудо присутствует в Священном Предании почти с самого начала Церкви. Из гробницы св. Иоанна Богослова ежегодно в день памяти его исходило некое тонкое благовонное миро, от которого происходили многие исцеления. В «Деяниях Апостола Филиппа» (памятник II-III века) говорится о том, что после кончины Апостола от него исходило благовонное миро. В «мученичестве Феодота» (III век) также говорится об истечении мира от останков мученика. Особенно прославлен этим чудом св. Димитрий Солунский, замученный в 304 году, которого греки называют Мировлит, то есть — Мироточивый. Древнейшее свидетельство об исцелении от сверхъестественно истекшего мира из мощей св. Димитрия относится к шестому веку. Надпись из города Сангины (VI век) гласит, что одна женщина исцелилась, «почерпнув святое миро из колодца, в котором лежит тело св. Димитрия, его (т.е. миро) источая. Мощи св. Димитрия
источали миро постоянно и в таком количестве, что множество приходящих могли взять себе небольшую часть этого мира; сохранилось множество флаконов VI-Х века, как зримое свидетельство этого чуда. По свидетельству св. Иоанна
Дамаскина (против Константина Кавальского, о святых иконах) «многие тела святых источили миро». Когда в 1087 году мощи св. Николая Чудотворца переносились из Мир Ликийских в Бар, его гроб был полон мира.
* * *
Как доехать до монастыря:
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.
В настоящее время относится к Санкт-Петербургской епархии.
Адрес: 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский район, дер. Старая Слобода.
До монастыря можно добраться железнодорожным или автотранспортом.

1. Ж/Д: из Петербурга на электричке, а из Петрозаводска — на поезде едем до Лодейного Поля, оттуда местным автобусом до д. Старая Слобода (пос. Свирское).
2. Автобусом:
а) Из Петербурга с 1-го автобусного вокзала по маршруту «С.-Пб — Питкяранта» или «С.-Пб — Петрозаводск» проезжаем Лодейное Поле и выходим на развилке «Свирское» (249-ый км Мурманского шоссе), оттуда до д. Старая Слобода пешком или на попутке 5 км;
б) Из Петрозаводска: автобус «Петрозаводск — С-Пб»; не доезжая Лодейного Поля, выходим на той же развилке;
3. Личным транспортом: 249-ый км Мурманского шоссе, далее 5 км до монастыря.
Справочная автовокзала г.Лодейное Поле (81264) 2-23-50
Справочная железнодорожного вокзала г.Лодейное Поле (81264) 2-18-73 Карельские монастыри -http://eparhia.onego.ru/putmon.htm * * *


Смотрите фото-галерии:
Александро-Свирский монастырь — Праздник св. Троицы, 2006г.
Монастыри и храмы Северо-запада России.

Краткое жизнеописание Александра Свирского

Можно сказать, что вся биография прп Александра Свирского — сплошной духовный молитвенный подвиг. Ведь даже после смерти он продолжает молиться о верующих, находясь среди нас в нетелесном облике. До сих пор он помогает верующим, пошатнувшимся в вере укрепиться в ней, или обрести долгожданного ребенка, или укрепить здравие духовное и телесное. Мать и отец преподобного старца были людьми набожными и, воспитывая 2 старших дочерей, молились о даровании им долгожданного сына. Во время службы они услышали глас Божий, который поведал им о скором исполнении их заветного желания.

Чудо явилось, и 15 июня 1448 года в семействе простых крестьян родился замечательный мальчик. Его появление на свет пришлось на день святого провидца Амоса, в честь которого и окрестили прекрасного младенца. Родители желали сыну лучшей доли и в подростковом возрасте отдали на обучение грамоте и разным наукам.

С трудом давались юному Амосу чтение и письмо, он впадал в тоску и отчаяние. Только посещение Острожского Введенского храма давало подростку силы, а в моменты богослужения он видел чудесный лик и слышал глас Божьей Матери.

Вырос юный Амос сильным и скромным парнем, ходил в робе, сторонился веселья и шумных празднеств. В 19 лет, отказавшись от женитьбы, ушел из отчего дома, и направился к валаамским монахам. Добравшись до истока Свири, Амос перебрался на противоположный берег и вскоре оказался близ живописного озера.

Тут он решил заночевать и провести время в долгих мольбах. Глубоким вечером, в полной темноте случилось чудо, на избранное святое место снизошел яркий свет. Глас Божий поведал смиренному Амосу, чтобы шел он в обитель на Валаам, но потом возвращался на это место и заложил здесь мужской монастырь.

Это интересно: молодой человек по дороге в Валаам заблудился, но одинокий путник вывел его из леса, а потом внезапно исчез, и поверил юный Амос, что из леса его вывел настоящий Божий Посланник.

Важные события в жизни преподобного Александра Свирского:

  • 7 лет Амос жил в статусе прислужника монастыря и с благословения настоятеля 26 августа 1474 года постригся в монахи. Его нарекли Александром;
  • В 1485 году в минуты ночных бдений иноку Александру явился лик Пресвятой Богородицы, голос с небес велел ему вернуться на святое место, а указующий перст был направлен в сторону заповедного озера;
  • Неподалеку от речушки Свирь монах Александр воздвиг маленькую келью. Первые 7 лет он прожил, не пробуя хлеба, не видя ни одной живой души, питаясь только дарами леса. От болезней его исцеляли видения, а по пути истинному, сложному и тернистому, направляли Божьи голоса;
  • Молва о преподобном отшельнике распространилась по округе, и к Александру стали стекаться паломники. В 1508 году уже немолодой инок, проживающий более 20 лет в уединенном месте, узрел богоявление Святой Троицы;
  • Александру было указано место для возведения православного храма. Сначала это была деревянная церквушка, а в 1526 году вместо нее возник первый каменный храм;
  • Вскоре преподобный инок принял игуменство, и, не отступая от своей божьей миссии, продолжил строительство святынь во славу Пресвятой Богородицы.

В лучший мир блаженный Александр Свирский отправился 30 августа 1533 года на 85 году жизни. Он завещал похоронить его на болоте или на пустыре. Но преемники не последовали завету старца и решили сохранить мощи благочестивого для будущих поколений.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге.

Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

Мощи св. преп. Александра Свирского лежат в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре, который находится в Лодейнопольском районе Ленинградской области, в деревне Старая Слобода. Свято-Троицкий монастырь преподобного Александра Свирского стал духовным очагом и просветительской колыбелью всего Олонецкого края. В северных областях России слава о чудесном старце и его православном мужском монастыре распространялась по городам и весям.

Интересные факты:

  • Поселение Олонец было освоено благодаря огромной помощи святой братии и непосредственному вкладу святителя Александра;
  • В 1703 году при закладке Санкт-Петербурга храм во главе со своим основателем оказал большую поддержку строителям великого города;
  • В период нападения литовцев, в дни войны со шведами и во времена кровопролитных боев 1812 года обитель даровала съестные припасы и совершала огромные материальные вклады на военные нужды государства;
  • Монастырь хранил памятные грамоты, облачения и литургические сосуды от великих царей Михаила Федоровича, Ивана Грозного, Алексия Михайловича и Петра Великого.

Свято-Троицкая Александро-Свирская обитель относится к древним памятникам архитектуры и великим православным святыням. Датой основания монастыря считается конец 15 века. Еще при жизни свято чтимого Александра Свирского воздвигли Покровскую церковь, Троицкую и Преображенскую обители с братскими кельями.

Осенью 1918 года храм был разграблен и во времена Советского Союза тут был исправительно-трудовой лагерь. В период с 1953 по 2009 год в нем находилась Свирская лечебница для калек и душевнобольных.

Нетленные мощи преподобного Александра Свирского

Жизнь праведника Александра Свирского была описана в 1545 году его преемником Иродионом по указанию Феодосия, архиепископа Новгородского.

Повествование свидетельствовало о многочисленных подвигах старца, о чудесах богоявления, о предсказаниях будущего и исцелении игуменом безнадежных больных. По распоряжению высшего духовенства через 2 года была проведена служба, и стали отмечать день памяти преподобного Александра.

17 апреля 1641 года святые останки Александра Свирского объявили нетленными и перенесли в Преображенский храм на радость верующим прихожанам. Когда подняли крышку гроба, от мощей повеяло сильнейшим благоуханием, и все узрели нетронутое временем тело чудотворца, хотя со дня захоронения прошло более 100 лет.

Интересный факт: многие из тех, кто смог прикоснуться губами к рукам Александра Свирского, уверяли, что мощи были теплыми, как тело живого человека. Останки святых мучеников продолжают излучать тепло и энергию даже спустя века после кончины великих преподобных.

Новость распространилась повсюду и достигла палат самого царя Михаила Фёдоровича. Он пожаловал для святых останков серебряную усыпальницу, инкрустированную каменьями и прочими драгоценностями.

О чём молиться преподобному Александру Свирскому

Святой чудотворец был ревностным поборником веры и истинным христианином.

Сила его преданности Богу передается всем молодым священнослужителям, которые приходят на поклон к ногам преподобного старца. Юные монахи обращаются к святому с просьбой укрепить их в истинной вере и дать поддержку на выбранном ими священном пути.

Родители, лишенные радости материнства и отцовства, съезжаются в храм Александра Свирского. Житие святого свидетельствует, что сам он был долгожданным и вымоленным сыном. И паломники, верующие в чудо дара Господня, просят в молитвах преподобного даровать им желанного младенца. Свидетельства о чудесах зачатия после посещения святых мощей преподобного существуют, и потому со всего света сюда съезжаются страждущие богомольцы.

Обратите внимание: на территории Свято-Троицкого монастыря существует живительный радоновый источник, исцеляющий запущенные случаи и онкологические заболевания!

Конечно, просят и о чуде исцеления. Святой старец прославился еще при жизни своим великим даром — поднимать на ноги безнадежных больных.

Александр Свирский

Святой Александр Свирский появился на свет 15 июня 1448 года и был назван Амосом — в честь ветхозаветного пророка, память которого празднуется в этот день. Это указывает на богобоязненность и благочестивость его родителей, многих сведений о которых не сохранилось: имена их были Стефан и Василиса или Васса. Они были пожилыми крестьянами села Мандроги или Мандеры, что стоит неподалеку от впадения реки Ояти в Ладожское озеро. Известно, что у святого Александра были двое взрослых братьев или сестер, живших отдельно, а родители просили у Бога младшего сына как утешение в старости. Действительно, после долгих молитв рождение преподобного было предварено голосом Самого Бога, призвавшего добрых супругов радоваться о будущем рождении сына, который будет утешением не только им, но и Церкви Божией.

С рождения святой показал себя избранником Божиим: он не играл много с другими детьми, специально выбирал одежду попроще, постился, сильно ограничивая себя в пище, а главное, был добр ко всем и безгрешен. К моменту совершеннолетия родители задумали женить его, однако сам он уже определился со своим желание посвятить жизнь Богу в монашестве. С проходящими мимо села иноками Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (это также духовная жемчужина ладожских земель, древняя обитель подвижников, расположенная на одиноком острове посреди огромной Ладоги) он отправился сразу в один из Валаамских скитов, где иноки жили по двое-трое человек. По преданию, одним из его проводников туда был Ангел Божий.

Будущий Александр Свирский — Амос — вел послушническую жизнь на скалах Валаама в течение семи лет. Он выполнял все трудные поручения настоятеля обители, как и многие монахи сегодня: днем трудился, нося воду и чистя скотный двор, прислуживая в храме, а ночью старался подвизаться в молитве, не спать, чтобы умерщвлять свои греховные желания. Особенно тяжелы были ночные бдения в лесу на Валааме: карельские земли славятся мошкой и ее укусы — настоящее истязание.

В 1474 году появился на свет монах Александр — для мира умер Амос. Божиим промыслом именно в это время родители его — а в свое время Амос ушел из дома тайно — узнали о его местонахождении и постриге и сами ушли в некие северные монастыри, приняв постриг с именем Сергий и Варвара. Интересно, что здесь и во многих эпизодах житие святого Александра перекликается с житием преподобного Сергия Радонежского — Игумена Земли Русской, этот великий святой также много трудился и молился в глухих лесах, родители его также приняли монашеский постриг.

После пострига преподобный поселился на малом острове в Валаамском архипелаге, устроив келью прямо в расщелине горы. Здесь сегодня стоит прекрасный скит во имя преподобного Александра Свирского с высокой белой церковью. Уже об этих подвигах разнеслась слава не только по Валааму, но и по окрестным селам. К подвижнику стали приходить люди, паломники обители. В 1485 году преподобный, убегая от славы и ища безмолвия, ушел с Валаама. Он избрал место в глухом лесу, на берегу небольшого озера, позже названного Святым, и поставил крохотную келью, где в одиночестве жил около десяти лет, питаясь травами, грибами и ягодами. Он страдал от холода, нередкого в этих местах, голода, болезней и искушений бесовских, но молился ко Господу обо всех людях и возрастал духовно. Бог поддерживал его молитвенное горение. Известно о чудесном исцелении святого: однажды преподобный не мог подняться с кровати, более того — поднять голову и читать молитву. Однако он лежал на постели и пел известные ему наизусть псалмы. Внезапно ему явился Ангел: он положил руку на голову подвижника, перекрестил его и избавил от болезни.

В 1493 году Бог явил святого людям: к его келье пришел дворянин Андрей Завалишин, охотившийся на оленя и видевший несколько раз свет над местом подвига преподобного. Александр Свирский хотел скрыться, но охотник упросил его рассказать о себе с обещанием никому не выдавать место молитвы отшельника. Этот рассказ стал основой начала жития преподобного. Святой стал духовным наставником Андрея, который через некоторой время сам стал иноком Валаамской обители, постригшись в монахи с именем Адриана и со временем прославившись в лике преподобных. Этот в прошлом охотник стал основателем собственного Ондрусовского монастыря. Будущий святой Андриан, возможно, согрешил, не сдержав данное подвижнику слово — но именно благодаря ему к преподобному Александру стали собираться иноки будущей обители.

Святой Александр должен был принять и наставлять приходящую к нему братию, желавшую строгой жизни и со временем по Божьему велению поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, основав одноименную обитель. Сохранилась она и до сего дня в нескольких десятках километров от города Олонец. Однако желание уединения преподобный реализовал в своей «отходной пустыни», на расстоянии около километра от основного монастыря у озера Рощинского.

Известно, что именно в «отходной пустыни», со временем превратившейся в названный именем преподобного Александро-Свирский монастырь, святого постигли и самые страшные искушения, и наибольшая благодать Божия. Вначале ему являлись бесы в облике страшных зверей и множества змей, которых никогда не было в тех местах. Крепкой верой и сильной молитвой святой изгонял чудовищ.

А в 1508 году святому Александру явился Господь. К тому времени прошло 23 года с момента поселения преподобного на Свири. Пустынь ночью ярко осветилась и в келью святого вошли Трое, Чьи Лики сияли ярче Солнца. Святой пал перед Богом в поклоне до земли, Господь же поднял его за руку. Предание пересказывает нам Божии слова, обращенные к преподобному: крепко верить в Бога, надеясь на Его милость и не боясь; строить храм и монастырь. Святой даже возражал Творцу, говоря о своем недостоинстве, но Господь Сам поднял его с колен и повелел строить церковь: «Видишь Ты, возлюбленный Мной человек, Говорящего с Тобой Бога в Трех Лицах — поэтому и воздвигай церковь во имя Троицы Единосущной, Отца, Сына и Духа Святого. Я оставляю тебя в мире и подаю тебе свою благодать (мир)». После этих слов Ангелы распростерли крылья и поднялись на Небо, а святой стал думать, где же построить храм. Через некоторое время, поскольку святой не начал строительство, но продолжал размышлять о месте храма, молясь, ему вновь явился Ангел, на сей раз молящийся в монашеской одежде с поднятыми руками — он благословил место будущего храма.

Важно отметить, во-первых, что это явление Бога во Святой Троице — русскому святому — единственное в истории нашей Церкви. А во-вторых, эти явления и все житие преподобного Александра показывают нам, как смирение, постоянная надежда только на Бога, избегание людей и их славы возвеличивают человека, считающего себя самым недостойным.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Александр.

Александр Свирский


Явление Святой Троицы преподобному Александру. Икона середины XVII века. Музей-заповедник «Коломенское»

Имя в миру

Амос

Рождение

дер. Мандера, Обонежская пятина

Смерть

30 августа 1533

Александро-Свирский монастырь

Почитается

в Русской православной церкви

Канонизирован

в 1547 году

В лике

преподобных

Главная святыня

нетленные мощи в Александро-Свирском монастыре

День памяти

17 (30) апреля и 30 августа (12 сентября)

Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Сви́рский (в миру Амос; 1448, деревня Мандера, Обонежская пятина — 30 августа 1533, Александро-Свирский монастырь) — русский православный святой, почитаемый в лике преподобных, игумен. Память совершается 17 (30) апреля и 30 августа (12 сентября).

Жизнеописание

Родился в деревне Мандера Сермакского (Введенского) погоста Обонежской пятины, на берегу реки Ояти напротив Введено-Оятского монастыря, в семье небогатых местных крестьян Стефана и Вассы, которые впоследствии также приняли монашеский постриг. Был предположительно вепсского происхождения. Согласно житию, мать долго молила Бога о рождении ребёнка и родила сына после многих лет бесплодия. При рождении был назван в честь пророка Амоса. Когда Амос подрос, он был отдан для обучения грамоте, но житие сообщает, что учился он «косно и не скоро».

Покровская церковь Александро-Свирского монастыря, возведённая при участии Александра Свирского

В 19 лет Амос тайно ушёл на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, а в 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр. Удалившись на уединённый остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают пещеру и вырытую руками святого собственную могилу.

В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр ушёл на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь.

Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привёл к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вёл суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы:

Однажды он удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трёх Лицах, и беседовать с Ним о том, как создать церковь, построить монастырь и собрать братию. Когда затем он молился о том, где поставить церковь, то ангел Господень указал ему место для неё.

На том месте, где располагалась «отходная пустынь» преподобного, через некоторое время возникла обитель. В 1506 году Александр был поставлен игуменом Троицкого монастыря (впоследствии Александро-Свирский монастырь Олонецкой, ныне Тихвинской епархии) Новгородским архиепископом Серапионом.

Скончался 30 августа 1533 года.

Икона XVI века

Канонизация и почитание

В 1545 году его ученик Иродион по указанию архиепископа Новгородского Феодосия составил житие преподобного Александра.

Общероссийское почитание святого началось вскоре после его смерти, в 1547 году, в правление Ивана Грозного, вероятно, по инициативе лично знавшего его митрополита Макария. По указанию царя памяти святого был посвящён один из приделов храма Покрова-на-Рву. Объясняют это тем, что в день памяти святого Александра Свирского русские войска одержали в 1552 году важную победу над казанским царевичем Епанчой.

Макарьевский собор 1547 года установил его общецерковное почитание, была составлена церковная служба.

Мощи святого были обретены 17 (27) апреля 1641 года. Согласно житию мощи были нетленными.

Вскрытие и изъятие мощей из Александро-Свирского монастыря

Высшим толчком для начала кампании по вскрытию в России святых мощей было известие советской печати, опубликованное в журнале «Революция и церковь» («отчёт VIII-го отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов»), что 22 октября 1918 года при приёме на учёт богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». По мнению председателя Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николая Коняева, сохранность тела преподобного настолько изумила чекиста Августа Вагнера, отряд под командованием которого был направлен в Александро-Свирский монастырь, что он не придумал ничего лучшего, чем назвать мощи «восковой куклой». Мощи вынимали из раки, но не увезли.

Незадолго до вскрытия мощей властями 19 декабря 1918 года монастырская братия 5 октября (или 5 (18) ноября) 1918 года при освидетельствовании останков Александра Свирского пришла к выводу, что за прошедшие 300 лет тело имело серьёзные разрушения: рёбра упали, а кости стоп и пальцы ног рассыпались. По мнению инокини Леониды (Сафоновой), скорее всего, если прилипший покров не развязывали, то и ноги не раскрывали.

19 декабря 1918 года президиум исполнительного комитета Северной области поручил народному комиссариату здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом-химиком для исследования мощей. Комиссия была создана и установила, что мощи Александра Свирского — не «восковая кукла и не скелет в тапочках», а нетленная человеческая плоть.

Из архивных документов известно, что 20 декабря 1918 года мощи Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли». Мощи были доставлены в Лодейное Поле, где были помещены в часовне, которая была властями опечатана. Кампания по ликвидации мощей ставила своей целью «разоблачение» святынь: для этого надо было показать, что мощи святых — это не нетленное тело, а просто «кучка полуистлевших костей».

Второе обретение мощей

Известно, что 14 февраля 1919 года во время кампании по ликвидации мощей Народным комиссариатом юстиции РСФСР была выпущено постановление о желательной передаче мощей в местные музеи. Единственным фундаментальным анатомическим музеем был музей в ВМА. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской Академии, «мумифицированное тело неизвестного мужчины» в их музее появилось не позднее 1940-х годов. Попытки установить историю его происхождения и поступления на кафедру по существующим каталогам и журналам оказались безуспешными. Незарегистрированный «экспонат» в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, было явлением исключительным, что подчеркнули работники музея.

Для того чтобы сокрыть мощи, было сделано всё. Вероятно, тут действовала не только воля «центра», но и воля заведующего кафедрой нормальной анатомии, члена ВКП(б)/КПСС с 1932 года В. Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником» и смог сделать так, чтобы про мощи просто забыли. До 1954 года академик В. Н. Тонков, происходивший из графской семьи по отцовской линии и из священнической по линии матери, обеспечивал надёжную защиту мощам прп. Александра. После его кончины сохранность мощей обеспечили его ученики.

Журналист Б. Карагандинский в своей статье после интервью с заведующим кафедрой нормальной анатомии профессором И. В. Гайворонским делает вывод: «Светское объяснение благополучного укрытия мощей может лежать только в личных мотивах. Никакие доводы государственной пользы в годы деспотии не работали. Злой дух питает только себя, но в этом-то его и слабость. Найти единственный путь, где зло бессильно, выйти с честью и вывести обреченных — дело посильно только мудрому человеку. Великий духовный подвиг совершил академик В. Н. Тонков, и лишь сегодня проявляется высота его невидимой борьбы с антихристовой властью». В своей статье Б. Карагандинский говорит и о совсем уникальной по тем временам ситуации: на этой кафедре не был арестован ни один сотрудник, тогда как аресты в то время были обыденным явлением.

Главным организатором поисков мощей преподобного стала инокиня Леонида (Сафонова). После окончания Ленинградского государственного университета на протяжении 30 лет занималась исследовательской работой в области биологии клеток и тканей человеческого организма, работала в НИИ имени Пастера. Автор более 60 научных работ, кандидат биологических наук, она поменяла научное поприще на монастырь за полгода до защиты докторской диссертации. В 1997 году она стала организатором поисков мощей:

Я начала поиск святых мощей — по многим архивам Санкт-Петербурга и Москвы, тщательно изучая описи фондов и документы в хранилищах ЦГАСПб, ЦГАЛИ, архиве ЛОИИ РАН, архиве АИ МК, фотоархиве Санкт-Петербурга, архиве РАН, Госархиве РФ, архиве ВМА, архиве СМЭС, музее антропологии и этнографии, во многих библиотечных архивах. Особая сложность была в том, что основная часть документов в ходе кампании по ликвидации, фальсификации и дискредитации мощей святых была утрачена или намеренно уничтожена в ходе так называемых «макулатурных кампаний».

Поиск в различных архивах привел инокиню Леониду в ВМА — Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии — самый старый из медицинских музеев (ему около 150 лет). В нём было более 10 000 анатомических препаратов, так что мощи туда спокойно бы влились, не привлекая ничьего внимания. Это было лучшее место для их сокрытия, тем более вероятное, что после отказа Народного комиссариата просвещения РСФСР взять мощи они находились в распоряжении Народного комиссариата здравоохранения СССР. Ещё одно подтверждение тому — хранящийся в архиве ЦГА документ из Народного комиссариата здравоохранения СССР от 18.02.1919 г., свидетельствующий о том, что мощи проходили экспертизу в судебно-медицинском подотделе при Обуховской больнице, которая с 1914 года работала в режиме военного госпиталя.

Воспоминания инокини Леониды:

Через год после моей первой встречи в ВМА, когда мощи преподобного Александра (а это оказались именно они) были уже переданы Церкви, открылись удивительные подробности. Случайно стало известно, что в ВМА не один раз приходили чекисты из НКВД забрать мощи, и тогда прятали «экспонат» между шкафом и стеной, чтобы чекисты его не взяли. Их прятал сам Владимир Николаевич Тонков с санитаркой, которая тоже знала, кого нужно было спрятать. Сколько же выстрадали эти люди, рисковавшие своей жизнью!

Мощи преподобного Александра Свирского (Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь)

На протяжении шести месяцев шли основательные исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов и анатомов. Прибегали к консультативной и практической помощи сотрудников и специалистов различных музеев, архивов и институтов, в частности Государственного Русского музея, Эрмитажа, Кунсткамеры РАН, Музея истории религии, Академии истории материальной культуры, Института палеонтологии РАН, Государственной Публичной библиотеки, центральных исторических архивов, а также архивов Новгорода и Петрозаводска. Отчёт состоит из 250 страниц — с актами, фотодокументами. Он выполнен на высоком научном уровне. Согласно «Акта освидетельствования мумифицированного тела», «нельзя исключить его принадлежность святому Александру Свирскому».

Распоряжение о передаче мумифицированного тела Церкви подписал начальник Военно-медицинской академии Ю. Л. Шевченко. 30 июля 1998 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения православному народу.

В 2011 году на канале «Культура» был показан фильм о втором обретении мощей «Александр Свирский. Защитник и покровитель».

Однако, историк А. Е. Мусин считает, что данные мощи не принадлежат Александру Свирскому. К такому выводу он пришёл, основываясь на архивных документах, что «сохранившееся мумифицированное тело» из Военно-медицинской академии, отличается от состояния мощей Александра Свирского, записанного в монастырском акте 1918 года, а также на документе свидетельствующем об уничтожении мощей в 1919 году по распоряжению председателя Олонецкой губернской чрезвычайной комиссии Оскара Кантера.

Славословие

Типиконом с 1682 года Александру Свирскому установлена служба со славословием. В современной Минее РПЦ приводится бденная служба (малая вечерня, лития, 2 канона) преподобному Александру.

Тропарь, глас 4
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити, тем же и ангельстии чини зряще тя, удивишася, како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, победил еси полки страстей воздержанием и явился еси равноангелен на земли, Александре преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 8
Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче, вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест, умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния, тем же вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти: радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Молитва
Преподобне и Богоносне Отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно, воздвигни руце твои о нас грешных ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, яко да помянет древния милости Своя, имиже обещалася неотступна быти от обители твоея; и подаст нам силу и крепость на врагов душевных, отводящих нас от пути спасительнаго, да явльшеся оных победители, в день Страшнаго суда услышим от тебе похвальный оный глас: Се аз и дети яже дал ми еси Боже! и победный венец от победителя врагов Христа, Сына Божия восприимем, и наследие вечных благ купно с тобою получим; воспевающе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство и заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

> См. также

  • Собор Карельских святых

Примечания

  1. Хрущов И. Заметки о русских жителях берегов реки Ояти // Записки императорского русского географического общества по отделению этнографии, 1868. Т. II. — С. 51 — 75
  2. Монах Афанасий. Краткое житие преподобного Александра Свирского/
  3. Строгальщикова З. И. Вепсы: проблемы развития на рубеже веков // Правительство Республики Карелия
  4. Преподобный Александр Свирский Архивная копия от 13 апреля 2008 на Wayback Machine // «Мгарский колокол» № 63, апрель 2008
  5. Краткое описание Александро-Свирского монастыря на начало XX века
  6. Житие преподобного Александра Свирского
  7. Преподобный Александр Свирский на сайте Православие.Ru
  8. В соборе Василия Блаженного открылась церковь Александра Свирского // РИА Новости, 25.09.2008
  9. Александр Свирский, преподобный — прославление // Смирнов С. И. Жития русских святых.
  10. Кашеваров А. Н. Церковь и власть: Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти. — М.: Изд-во СПбГТУ, 1999. — С. 222.
  11. Отчёт VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов // Революция и церковь : журнал. — № 9—12. — 1920. — С. 70—82.
  12. 1 2 Коняев Н. М. «Собеседниче Святой Троицы»…Рассказ о житии преподобного Александра Свирского. Образовательный портал «Слово».
  13. Коняев Н. М. Гибель красных Моисеев: начало террора, 1918 г. — М.: Вече, 2004. — С. 485. — 495 с.
  14. История второго обретения мощей преподобного Александра Свирского // Журнал Московской Патриархии. — 2000. — № 5. — С. 17—25.
  15. Мусин, 2006, с. 322.
  16. Мусин, 2010, с. 404—405.
  17. Инокиня Леонида (Сафонова). Споры вокруг мощей прп. Александра Свирского: торжество веры над хитростью.
  18. ЦГА СПб, ф. 143, оп. 1, д. 2, л. 16.
  19. Архив Музея революции. СПб. Ф. 2. Оп. 4. Д. 152
  20. 10 лет назад мощи прп. Александра Свирского вернулись в родную обитель святого. Седмица.ру, 24.11.2008.
  21. Революция и церковь. № 2, 1919. Хроника VIII Отдела. IV Мощи. — C. 44.
  22. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. редактор А. Ф. Титов. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2007. — Т. 1: А—Й. — С. 121—122. — 400 с. — ISBN 978-5-8430-0123-0.→
  23. Второе обретение святых мощей преподобного Александра Свирского в 1998 году
  24. Инокиня Леонида (Сафонова) Споры вокруг мощей прп. Александра Свирского: торжество веры над хитростью // Русская линия, 05.05.2005
  25. Ильюнина Л. Второе обретение мощей преподобного Александра Свирского 30 июля 1998 года (документы) // Русская народная линия, 10.08.2012
  26. 1 2 Мусин, 2006, с. 323.
  27. Мусин, 2010, с. 407—408.
  28. Мусин, 2010, с. 408.
  29. «Александр Свирский. Защитник и покровитель», режиссёр Алексей Горовацкий (недоступная ссылка). Дата обращения 1 мая 2012. Архивировано 15 августа 2013 года.
  30. Мусин, 2006, с. 321—323.
  31. Мусин, 2010, с. 404—407.
  32. Веретенников, Журавлёва, Полякова, 2000.

Литература

  • Александр Свирский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Житие и чудеса преподобного Александра Свирского. — Репринт. изд. — Царское село, 2003. — ISBN 5-7624-0044-1
  • Макарий (Веретенников), Журавлёва И. А., Полякова О. А. Александр Свирский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 536—539. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Александр Свирский / Макарий (Веретенников) // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  • Кулакова Н. И. Святой Александр Свирский // Дельфис. — 2002. — № 32. — С. 97—100.
  • Мусин А. Е. Вопиющие камни: русская церковь и культурное наследие России на рубеже тысячелетий. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. — 376 с. — 5000 экз.
  • Мусин А. Е. Церковная старина в современной России. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2010. — 456 с. — 2000 экз.
  • Пономарёв А. И. Александр (преподобный Свирский) // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Журнал «Странник»., 1900. — Т. 1: А — Архелая. — Стб. 447—448
  • Соловьёва И. Д. Житийные иконы преподобного Александра Свирского: агиографические источники и анализ иконографии // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. — № 1 (7). — С. 73—81.
  • Соболева А. Е. Житие Александра Свирского как источник по истории русского литературного языка / автореф. дисс. … кандидата филологических наук : 10.02.01. — М.: Лит. ин-т им. А. М. Горького, 2013. — 22 с.
  • Соболева А. Е. О краткой редакции жития Александра Свирского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2013. — № 1 (51). — С. 89—97.

Добавить комментарий

Закрыть меню