Если человек повесился как его хоронят

Если самоубийство (суицид) произошло, можно ли облегчить участь души самоубийцы?

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших «любителей» экстремальных видов «спорта», ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что «…ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству… «. Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных «захожан» придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего, и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: «…со святыми упокой…». Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: «А когда он в последний раз был на службе?» — «Где-то полгода назад».– «Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права».

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

«Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно — об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой, ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!».

«Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий. О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание».

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях), с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто…

Молитесь, но осторожно

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном «О самовольна живот свой скончавших» и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем — «Молитвы об усопших» (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом не знаю). Небольшая книжица «Как молиться о самоубийцах», которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Не смотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=50&did=40 говориться «Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения «Канона о самовольне живот свой скончавших». Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:

«…Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины «разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее, а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить»».

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,
для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

«В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: «нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника». Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле».

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом… А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей — попробуйте в XIXвеке объехать все Европу – уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит….

С другой стороны архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовник Псковско-Печерской обители в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал: «А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя — таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ — дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином — прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой — светильники в жизни нашей. А Господь — милость и любовь. На это и надеемся».

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде «слова старца – это слова Бога».

Иероним Босх. Фрагмент триптиха «Страшный суд» — правая створка «Ад», 1504 год

Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол «любви», как его иногда называют в Церкви, заповедовал: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…», однако предупреждал тут же «…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна.

Или вот – «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа» (1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

«Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему — спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля — покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: «Батюшка, вот здесь мужчина — ему 51 год, звать Анатолий — его надо бы и пособоровать, и причастить». Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

-Анатолий, ты, когда исповедовался?

— Никогда.

— А желаешь поисповедоваться, причаститься?

— А мне не в чем каяться!

— Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь — сплошной грех.

— Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

— Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться — тебе сразу станет на душе хорошо.

— Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:

— Сейчас — представь себе — к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь — душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться — а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

— Что заслужил — то и получу! — говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: «Анатолий, одумайся — что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!» А он им говорит:

— Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

— Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться — дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

— Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:

— Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

— Да он умирает.

Женщины:

— Как? Он же чувствовал себя хорошо!

— Он умирает, — смотрю: он вздохнул три раза — и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне — это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы… Вот, такие страшные бывают смерти».

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви ?

Некоторые могут резонно заметить — что тут разводить демагогию — полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако…

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва — это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников — это тяжкий труд! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами «спасать» дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а об некрещеных родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее — на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном «подвиге», первые слова преподобного были совсем не библейские: «Ты что дурак?!», и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Молиться о некрещеных в Православии родственниках тоже не просто

Разговор о некрещеных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.

Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите на каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю — другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Примечание МС. Рекомендуем прочитать статью — О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных — протоиерей Константин Буфеев

Однако душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещеных сродников?

Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните «послушание больше поста и молитвы».

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках — большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной – две главе в день – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает «слова Божия»? Увы, это наша общая беда — многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

«Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно» — мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце, молитесь уже будучи в Царствие Божием усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006. –С. 8-9.

Миссионерско-апологетический проект «К Истине» — 03.06.2007.

«Так получилось, что в детстве я была на похоронах чаще, чем на праздниках»

Алена, 17 лет. В 10 лет пережила суицид мамы

Когда все случилось, мне было десять. Я не сразу поняла, что произошло. Отмечали 40 дней по маминому дедушке. Дома было много людей. Я находилась в своей комнате и занималась каким-то делами. Вдруг услышала вопль бабушки. Выбежала из комнаты и увидела, как в другой комнате на кровати лежала мама. На полу — бутылка водки и упаковки от таблеток. Сосед пытался ее откачать, а рядом орала и в истерике билась бабушка. Как сейчас помню, что на маме был коричневый свитер. Весь в рвотных массах. И лицо. Белое лицо с синевой. Точно как в фильмах про зомби показывают. Вот вдруг моя любимая мама взяла и превратилась в одно мгновение в чудовище-зомби с синим лицом. У меня был только страх и непонимание, что происходит. Приехала скорая и констатировала смерть. Помню, что не понимала, что мамы больше нет. Я была маленькой девочкой, которая, как и любой ребенок, любила свою маму.

Тема не поднимается в моей семье. После ее смерти меня растили бабушка с дедушкой. Они сразу же после похорон убрали все, что напоминало о маме. Все ее вещи, фотографии.

Не знаю, что было причиной. В десять лет про такое не думаешь. Мне кажется, что ее подкосила смерть отца. Мне было шесть лет, когда его зарезали. Прямо у нас дома. Он был один в квартире, дедушка пошел в поликлинику, а к папе пришли друзья. Они сели выпить, произошел, видимо, конфликт. Его ударили по голове два раза, перерезали горло. Потом подсчитали, что ему нанесли 14 ножевых ранений. Удивительно, что он умер не сразу. Если бы дедушка пришел раньше, то, возможно, его бы спасли. Сейчас уже и не помню, как он выглядел. Но никогда не забуду, как на огороде лежал ковер, а на нем огромные, практически черные пятна крови. А на ковре лежала его собака и вылизывала эти пятна. Мама его очень любила.. После этого она лежала в психиатрической больнице, периодически у нее случались алкогольные запои. Она и наглоталась тех самых таблеток, которые ей выписал психиатр.

Мама не раз говорила по пьяни, что не хочет жить. Но на это никто не обращал особого внимания. После трагедии у нее сорвало крышу, и она конкретно запила. В результате у нас часто дома собирался всякий маргинальный сброд. Бабушка с дедушкой пытались ей помочь, но это оказалось бесполезным занятием. Мне кажется, что если человек задумал самоубийство, то его ничто не остановит.

Сложнее всего пережить непонимание. Она оставила меня одну здесь. Я ведь тот человек, который любил ее всем сердцем. Нет, у меня к ней нет злости. Я не злюсь на маму, просто не вспоминаю о ней и даже уже не помню ее лица. Прошло уже семь лет, а я все еще не могу понять, зачем она так поступила. Ей пытались помочь люди, которые ее любили. Разве этого мало? Со мной никто не нянчился. Прямо сказали, что это был суицид. Так и со смертью отца. Мне не сказали, что он уехал куда-то или живет на небесах. Мне сказали прямо, что с ним произошло. Может быть, поэтому отношусь к жизни… Как-то цинично, что ли.

Если бы могла в ином измерении увидеться с ней, ничего не сказала бы. Мне нечего ей сказать

Моя семья неверующая. Маму не отпевали и хоронили на кладбище, как и всех. Никто не верит в сказки о том, что самоубийство — грех. Бабушка говорит, что маму извела депрессия. Но мое мнение такое, что мама была слабым человеком. Нельзя так халатно относиться к своей жизни. Никогда не поступлю так со своей дочерью и не позволю, чтобы моя девочка столкнулась с таким ужасом лицом к лицу. Так получилось, что в детстве я была на похоронах чаще, чем на праздниках. У нас много родственников, которых то убивали, то они болели и умирали. Поэтому похороны мамы не были чем-то особенным. Может быть, еще потому, что в гробу лежала не мама, а то, что она сделала с собой.

Если бы могла в ином измерении увидеться с ней, ничего не сказала бы. Мне нечего ей сказать. Молча обняла бы, наверное, и пожалела. Просто моя мама не захотела бороться до конца и оборвала свою жизнь вот таким глупым образом. Она не увидела мои успехи в школе, мои неудачи, мои рисунки из художественной школы и не увидит мой выпускной в этом году.

«В нашей стране табу на обсуждение темы суицида»

Катерина, 46 лет. Пережила смерть племянницы год назад

Моей племяннице было 16 лет, когда она решила совершить суицид. До 14 лет она жила с родителями. Но родители пьющие, и девочка переехала ко мне. Она столкнулась с двумя самоубийствами в своей жизни — мужья сестер ее матери покончили с собой. Мне кажется, что такие стрессы не проходят просто так и на личности оставляют след. Когда начался переходный возраст, забрала племянницу к себе. Она поступила в лицей, все с виду вроде как было хорошо. Сейчас должна была учиться на первом курсе университета.

Боль не проходит, и становится все тяжелее справляться с горем. Сказать, что это сложно, — значит ничего не сказать. Люди стараются держаться подальше, как будто ты какой-то чумной или прокаженный. В нашей стране табу на обсуждение темы суицида, хотя, наверное, не только у нас. Ежедневно преследует картина, как пытаюсь спасти ее. Помню все в мельчайших деталях. Помню, как почувствовала неладное. Вышла из дома, чтобы позвать ее. Мне надо было пойти направо, и тогда она бы была жива. Пошла сначала налево, когда вышла из дома. Звала по имени, стояла у калитки. Решила вернуться и увидела, что она сидит. Только когда подошла ближе, увидела, что она сидит в петле. Схватила под мышки. Засунула колено ей между ног, чтобы ослабить давление петли на шею. Звала на помощь. Кричала во всю глотку. И в это же время думала о том, чтобы сбегать за ножом, но поняла, что тогда точно ее не спасу. Сердце бешено колотилось. В это же время снимала петлю через голову. Со второго раза смогла. Оттащила ее к крыльцу и стала делать массаж грудной клетки и рот в рот. В какой-то момент мне показалось, что она дышит. Но это выходил воздух, который вдыхала я. Потом было ощущение, что она пришла в себя, но притворяется, что спит, потому что ей стыдно. В какой-то момент поняла, что она умерла, и побежала к соседям вызывать скорую и милицию.

Патологоанатом затем сказала, что она и раньше вредила себе. Это было видно по рукам — от порезов остались миниатюрные шрамы. У нее была аутоагрессия. Когда она только ко мне переехала, на ее теле были шрамы — большие и широкие. На колене вообще был вырезан треугольный кусок кожи. Когда стала у нее спрашивать, откуда шрамы, она сказала, что когда ей плохо, она режет себя. Пригрозила, что если так будет делать, то отправлю обратно к родителям. Она прекратила. Анализируя все ее слова, понимаю, что всерьез их не воспринимала. А это самые первые тревожные сигналы.

Что убивает? Необратимость. Невозможность что-либо изменить. Тяжело понимать, что ей было так плохо, что она уничтожила себя, а я ни сном ни духом.

Мы с племянницей верующие. Именно поэтому в голове не укладывается, как она могла это сделать. Ее бабушка с дедушкой работают в церкви. Считаю, что самоубийство — большой грех. Только Господь может дать жизнь, и человек не вправе на свое усмотрение ее прерывать. Ежедневно молюсь за племянницу с благословения моего духовника отца Федора. Читаю Канон о самовольне живот свой скончавших и Молитву преподобного Льва Оптинского. Уверена, что мы много друг другу не успели сказать. Очень хотелось бы вернуть время и хотя бы попытаться помочь ей. Жаль, что приходится только догадываться о причинах ее смерти. Хотя, если честно, сомневаюсь, что это можно было предотвратить. Дело в том, что такие суициденты, как моя племянница, нездоровы. Поэтому отговорить в данном случае не получится. Разубедить можно здорового, вменяемого человека, и то не факт. Или удержать на время, а потом снова будут попытки. Всю жизнь жить и следить невозможно.

Некоторое время была козлом отпущения как у соседей, так и у родственников. Сейчас уже утихло

Я уверена, что душевное здоровье не менее важно, чем физическое. Депрессия — это не просто плохое настроение. Люди годами лечатся, наблюдаются, а потом прыгают с крыш.

Люди боятся общаться с близкими самоубийцы. Вот и получается: родственники живут как бы в вакууме, что приводит к попыткам суицида и среди них. Людям не нужен лишний негатив, они берегут себя, эгоистичны. Но инфантильное отношение приводит только к худшему результату. Стоит сопереживать, разговаривать, а не сторониться, как чумы. Легче же подождать, пока человек сам с проблемами справится. Всего лишь стоит сказать, что не надо брать вину и ответственность на себя за поступок того, кто ушел. Это было его решение, а не его родных и близких. Некоторое время была козлом отпущения как у соседей, так и у родственников. Сейчас уже утихло. Она часто мне снится. Снится почему-то именно утром. Но даже во сне не спрашиваю ее о причинах. Не хочется портить радость встречи мрачными разговорами.

«Папа всегда скептически относился к психологам и психотерапевтам»

Дарья, 14 лет. Два года назад пережила суицид отца

Отец лишил себя жизни прямо на работе. Он принял таблетки. Купил их в аптеке. Как я поняла, они в свободной продаже. Он выпил пять пачек в туалете и вернулся на рабочее место. Через некоторое время ему стало плохо. Коллеги подумали, что у него произошел инсульт, и вызвали скорую. Отец впал в кому на девять часов и умер. Врач сказал, что он совершил суицид, у него была сильнейшая интоксикация организма.

Мама, брат, сестра и я были в полнейшем шоке. Только на выходных мы ездили на дачу, собирали «антоновку» и делали шашлыки. Он рассказывал о своем студенчестве и улыбался. Телефон мобильный он в этот день оставил дома.

Он был сильным человеком, и мы никогда не слышали от него, что он не хочет жить. Мама тоже сказала, что наедине он никогда не говорил подобное. Ни записки, ни эсэмэски он не оставил. Вообще ничего. Коллеги до сих пор думают, что отец умер от инсульта. Мама сделала все, чтобы сохранить его смерть в тайне от всех. Знают только самые близкие — мама, брат, сестра, бабушка с дедушкой и папин брат. Сейчас понимаю, что проблема была бы с окружающими. Они бы не знали, что сказать и как себя вести. Потому что суицид — это закрытая тема. В квартире не поменялось ничего. Остались фотографии и вещи папы. Исчезли иконы. Мама перестала носить крестик и перестала верить в Бога. На кладбище мы почти не ходим. Если честно, не тянет и меня.

В первые недели после трагедии мама изводила себя бесконечной работой. Она перемыла всю квартиру до блеска, перебрала все вещи, все книги. Иногда плакала. Мы втроем всячески пытались не трогать ее и кое-как держались вместе. Школьные психологи пытались кое-как поддержать, учителя интересовались. Но это было нашей семейной тайной.

Объяснял свою неприязнь к психологам тем, что никто не может помочь человеку так, как его близкие и родные люди

Папу не осуждаю и не хочу. Мне кажется, что он стыдился своей депрессии. Папа работал днями напролет и находил время для нас. Боль наша только увеличивается от его потери. Брат сказал, что злится на него, называет эгоистом. Люди часто говорят, что депрессия и самоубийство — это какой-то эгоизм. Но мне кажется, что самоубийство — это что угодно, но только не эгоизм. Людей, покончивших с собой, вы можете обвинять в чем угодно, но только не в том, что они поступили безответственно. Мне кажется, что папа принял это решение от отчаяния, от безнадежности. Думаю, что это была последняя стадия депрессии, которую мы, близкие и любимые люди, не увидели. Полагаю, что он не стал бы накладывать на себя руки, не попробовав справиться. Это может звучать парадоксально, но никто не хочет умирать.

Папа всегда скептически относился к психологам и психотерапевтам. В какой-то момент у моей сестры не сложились отношения с одноклассниками. Классный руководитель предложил маме сводить ее к психологу. Отец был против. Объяснял свою неприязнь тем, что никто не может помочь человеку так, как его близкие и родные люди. Этот стереотип сыграл с ним злую шутку. В школе постоянно говорят о том, что суицид — это грех, что стоит думать о своих родных, что нужно беречь свою жизнь. В действительности же оказывается, что обычные с виду люди могут просто носить маску благополучия, а на деле каждый день борются с тем, о чем другие даже не подозревают. Некоторые из них кончают с собой. Другие будут пытаться это сделать. А некоторые станут держаться за жизнь изо всех сил. Долгие месяцы или годы. А потом все всегда заканчивается одинаково.

«Говорят, депрессия может быть только у взрослых людей. Неправда»

Анна, 40 лет. Три года назад дочь Анны покончила с собой

Моя дочь выбросилась из окна 9-го этажа, когда ей было 13 лет. С восьми лет я стала замечать у нее перепады настроения. Она рисовала странные картинки, часто спрашивала, хотела ли я, чтобы она родилась, что делала, если бы ее не стало. Я пыталась с ней разговаривать. Она всегда отшучивалась, мол: «Да чего ты, я просто спрашиваю». И все это говорилось с улыбкой. Моя сестра психолог. Она внушила мне, что дочь просто стала подрастать, что это гормоны шалят, и подростки часто так говорят. Кто-то взрослеет рано, кто-то позже. Вот моя Лиза стала взрослеть рано, и в переходном возрасте все эти дескать разговоры — нормально. Моя сестра ей сказала, что если она задумала нечто мрачное и страшное, ее мама будет огорчена. Сейчас думаю о том, что это наоборот отвернуло мою дочь от меня.

Она еще посоветовала Лизу максимально загружать кружками, домашней работой. Дочь была общительной. У нее было много подруг. Она постоянно была занята.

Один раз я случайно увидела на странице ее подружки в социальной сети видео. Это было снято около школы. Они сидели на лавочке с одноклассницами и кривлялись на камеру. Заметила, что моя дочь в видео смеется громче всех, но смех был как будто натянутый. В этот день пыталась поговорить с ней, но она пришла только с тренировки и была очень уставшая. Занималась плаванием. Вообще последний год жизни она приходила домой обессиленная, делала уроки и ложилась спать.

К психиатру не водила ее, отговорили бабушка и сестра. Запугали, что психиатр отправит запрос в школу, нас начнут проверять социальные педагоги. Да и мне показалось, что все стало хорошо.

В последнее время дочь всегда была в хорошем настроении. Даже на какое-то мгновение думала, что она влюбилась. Она вела активный образ жизни, училась довольно хорошо. Попыток суицида не было, были только разговоры. В церковь мы не ходили, сама я не из верующей семьи. Сейчас, конечно, жалею, что пустила это на самотек.

На теле шрамов не было, я очень следила за дочерью. Знаете, нам, родителям, внушают то, что самое страшное, когда ребенок скатится по учебе, сгуляется, попадет в плохую компанию. Нет, это все исправимо. Одноклассники Лизы сейчас ходят в девятый класс, готовятся к экзаменам по окончанию средней школы, смеются, планируют будущее, ругаются с родителями, уходят из дома. В общем, живут полной жизнью.

А мне всего лишь нужно было ее отвести к психиатру. Я думаю, что это последствия затяжной депрессии. После трагедии я стала ходить в церковь. Но не считаю самоубийство грехом. В интернете нашла таких же мам, как сама. Они убедили меня в том, что моей вины здесь нет. Не считаю, что на суицид способны слабые люди. Моя дочь была сильной личностью. Среди нас есть мама, у сына которой был маниакально-депрессивный психоз в семь лет. Но изо всех уголков кричат о том, что депрессия может быть только у взрослых людей. Неправда, депрессия охватывает разный возраст. Она как паразит, который может уютно устроиться в любом теле. Будь это старушка, будь то маленькая девочка.

Надо было быть внимательней, не надо было идти на работу в этот день

А все было так. В 15.00 начала звонить ей с работы на домашний, чтобы поинтересоваться делами в школе и сказать, что приду раньше. Никто не отвечал. Подумала, что спит. Ничего плохого не предчувствовала. По пути зашла в магазин. Подходя к подъезду, увидела тело своей дочери на асфальте. Тут и милиция, и скорая. Соседи стали спускаться. Прохожие начали подходить. У меня все кружилось перед глазами, я держала холодную руку своей дочери и думала, что это лежит манекен. Услышала из толпы фразу: «Могла бы и тихонько дома это сделать. Тут же площадка детская рядом». Позже мне сказали, что минут за семь до моего прихода это случилось.

Тело забрали в морг, а у меня началась истерика. Проснулась в больничной палате. Не могу описать свое состояние. Это была злость, непонимание. Я была зла на Лизу, была зла на себя, что не уберегла ее. Потом были похороны. Лизу не отпевали. У меня самой была попытка суицида — перерезала вены. А потом подумала, что моя мама точно этого не переживет, замотала руку. Моя мама до сих пор уверена, что Лизу сбросил какой сумасшедший. Ей легче верить в эту версию. Я многое переосмыслила после трагедии. Знаю, что дочери была необходима помощь специалиста. Вплоть до госпитализации. Уверена, что это помогло бы. Очень винила себя первое время, плохо спала, стала выпивать. Перестала общаться с родственниками. Они вроде пытались поддержать, но тут же говорили: «Надо было быть внимательней, не надо было идти на работу в этот день». Они не понимают, что с их детьми может произойти такое же. Сторонюсь такой поддержки. С сестрой почти не общаемся. Первый год каждый день ездила на кладбище. Сейчас реже. Кладбище делает только хуже. После него у меня начинаются панические атаки.

Поддержку нашла в интернете. От людей, которые пережили нечто подобное. Мы виделись в жизни несколько раз. На этих встречах никто не плачет, никто не винит себя и нет никакого негатива. Вспоминаем своих родных только в позитивном ключе, а затем молимся за них. Сперва это причиняло боль, но сейчас вовсе нет. Мы виноваты только в своей неосведомленности в плане душевного здоровья, мы запускаем себя и учим этой неосведомленности своих детей и родных.

Бимбад Тимофей

психолог, магистр психологических наук, гештальт-терапевт, ведущий подростковых групп

Как правило, человек долго готовится и планирует самоубийство, выбирает способ, думает о влиянии на других, готовит завещание, прощается с родными.

На мой взгляд, в суициде всегда есть депрессивный компонент, который играет важнейшую роль. Для суицидального поведения и для самой депрессии есть множество причин, но депрессия всегда сопровождается нарушением обмена дофамина в организме. Обмен этого гормона стабилизируют антидепрессанты. Многие люди годами переживают депрессию в страхе обратится за помощью к психиатру или просто считая, что пониженное настроение — это норма для них, и так было всегда. Есть случаи, когда люди по 10 лет страдали от депрессии, а потом восстанавливались правильно подобранными лекарствами за пару месяцев, без каких-либо последствий для своего сознания или социального статуса.

Депрессия проявляется в первую очередь пониженным настроением в течение более чем двух недель. Нет смысла это терпеть и лучше сразу же проконсультироваться с врачами.

С другой стороны — подспорьем к суициду может быть употребление наркотиков. Во время похмелья настроение сильно понижается, почти всегда. Вещества могут сильно нарушать обмен дофамина, что и вызывает депрессию.

Риск суицида резко повышают такие факторы, как переживание утраты близкого человека, панические атаки и посттравматическое стрессовое расстройство (в случае когда перенесенный сильный стресс вызывает тревогу, тремор, нарушение сна и другие симптомы).

Люди, пережившие суицид близкого, более склонны к суицидальному поведению, особенно если тема смерти в семье замалчивается и игнорируется. Чувства, которые связаны с переживанием утраты близкого, заставляют много думать о его суициде как таковом и о том, как его можно совершить. В то же время появляется депрессия, которая сопровождает утрату. Она способствует этому еще больше. В то же время простые разговоры в семье о любви, злости, надеждах к умершему значительно снижают это напряжение, чем стыд от такой смерти — сковывающий и не оставляющий выбора в проявлении своих переживаний.

На каждую удавшуюся попытку суицида приходится около 20 неудавшихся попыток. Некоторые их них, чтобы привлечь чье-то внимание, некоторые просто не удались. Как правило, они сопровождаются самоповреждающим поведением.

К суицидальному поведению относят разговоры о суициде и смерти, подготовка к «уходу» (прощание с близкими, перемирие с врагами, подготовка завещания), длительное понижение настроения с улучшением в момент подготовки.

Отдельно стоит сказать про подростковые суициды. В это время психика людей очень подвижна и нестабильна — это связано с серьезными гормональными изменениями и большим риском депрессии, с одной стороны, с жестокостью подростковых коллективов и постоянными физическими изменениями, которые разрушают представление о собственном теле, с появлением новых потребностей и желаний, которые могут быть непонятны или запретны для проявления. Например, начало половой жизни и в то же время повышенная агрессивность. В общем, все это колоссальный стресс, который подросток переживает постоянно, и при отсутствии поддержки со стороны сверстников и родных суицид может видеться решением всех проблем.

Далеко не всегда можно заметить склонность к суициду близкого человека, но очень важно состояние родственников после смерти близкого. Как было описано в случаях выше, многие переживают утрату с чувством вины за то, что не смогли помочь (а чаще всего никто на свете не мог бы помочь), со стыдом перед окружением относительно этой смерти, несмотря на, то что выбор суицидента — это только его выбор, и родные ни при чем. Эти идеи иррациональны и причиняют колоссальные страдания. Любая смерть — это потеря для семьи, все установки, связанные со стыдом и виной, значительно осложняют переживание этой потери и могут приводить к депрессии из-за невозможности говорить об этом.

В такой тяжелой ситуации лучше всего обращаться к психологу или психиатру, чтобы облегчить переживания горя и утраты.

Текст: Евгения Долгая, Андрей Диченко

Уважаемый, автор.

Сможете ли вы принять, но хочу поделиться свои видением данной ситуации. Ваше право принять это видение или отвергнуть. Суицид — явление очень распространенное в последнее 10летие. Самоубийство очень долгий процесс, постепенный, поэтому его нельзя сразу заметить. Человек может идти к конечному акту суицида годами. Основными причинами суицида является: бунт против Бога, месть, желание бегства, призыв о помощи. Бунт против Бога: Жизнь — это дар Божий, поэтому лишение жизни — это крайняя форма бунта против Бога. Месть: душа воспринимает суицид, как форму мести родителям или обществу, хотя в глубинах сознания это все равно месть Богу. Желание бегства: душа может находится в ситуации, которая настолько тяжела для неё, что она не выдерживает эмоционально и ментально. Душа чувствует себя в тупике и не видит никакого выхода, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Призыв о помощи: Многие души очень обременены условиями своей жизни, что они осознают, что не могут сними справится самостоятельно. Одни не могут просить о помощи, а другие чувствуют, что за помощью им не к кому обратиться. Такие люди чувствуют себя одинокими и нелюбимыми, будто никому дела нет — живы они или нет. Поэтому, они не способны просить о помощи обычными способами, и в конечном результате, оказываются настолько подавленными, что пытаются совершить самоубийство. Эти души на самом деле не хотят совершить самоубийство, и их попытка суицида, которая часто является НЕУДАЧНОЙ — это подсознательный крик о помощи. Лучший способ помочь такому человеку — надо стать хорошим слушателем, надо просто дать ему выговориться, надо дать ему почувствовать, что вы слушаете его и что вам не все равно что происходит в его жизни. Надо просто выслушать, надо дать человеку возможность выговориться, позвольте ему рассказать о своих проблемах, при этом не предлагайте ему пути их решения. Позвольте ему говорить, пока он сам не увидит пути решения проблемы и пока он сам не начнет видеть, что решение он может принять только самостоятельно!!!!! Человек должен понять, что самоубийство — не решение проблем. Большинство людей решаются на самоубийство потому, что события жизни настолько напряженные, что они чувствуют, что прекращение сознания могло бы дать им облегчение. Но все же именно потому, что СОЗНАНИЕ НЕ УМИРАЕТ вместе с телом, облегчения не будет! Не будет никакого отдыха от проблем, которые терзали эту душу!!! В заключении прошу вас, по истечении критического периода, необходимо обратиться к профессиональному психологу.

УДК 340.6(075.8)

Г.С. Шевченко, Г.М. Тулепбергенова, В.В. Стойлов,

Н.И. Исмаилов, Е.О. Касымбеков

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова и

Алматинский филиал Центра Судебной медицины

По данным всесторонней оценки результатов собственных экспертиз сделан вывод о том, что при некоторых особенностях сдавления шеи петлей при повешении возможно самоспасение.

Ключевые слова: Асфиксия, странгуляционная борозда, самоспасение.

Случаи механической асфиксии в результате повешения в судебно-медицинской практике довольно часты. При этом на частоту смертельных исходов влияет, способ наложения петли. По литературным данным типичное наложение петли всегда сопровождается тяжелыми явлениями, и оживление в таких случаях нередко является невозможным. Когда петля наложена атипично — шансы на спасение жизни пострадавшего больше. Кроме способа наложения петли имеет большее значение форма, свойства поверхности и материала, из которого петля приготовлена. Так гладкая или скользкая поверхность всегда способствует более сильному, равномерному и сплошному сдавлению органов шеи. Имеет большое значение и положение тела повешенного. Если повешенный не имеет опоры, то последствия более тяжелые, следовательно, шансов на спасение очень мало. Играет важную роль — сколько времени человек находился в петле. Изменения в организме у спасенных зависят от длительности странгуляции. Если странгуляция длилась 1 мин. — то потеря сознания 5-6 минут, состояние оглушенности 1-1,5 часа; 2 мин. — потеря сознание 10-20 минут; 8 мин. — потеря сознания — 16-22 часа, оглушенность 2-5 суток; 9 мин. — потеря сознания — сутки и больше оглушенность до 14 суток.Если странгуляция имеет продолжительность до 3 минут, то сохраняются хрипящее дыхание и при оживлении не будет судорог; если странгуляция больше 3 минут, то при оживлении сильные судороги; если 8-9 минут, то судороги отсутствуют. Если послеоживления, сознание в течение суток не возвращается, то прогноз плохой. У оживленных бывают различные психо-неврологические нарушения.

В настоящее время возможность самоспасения при повешении никем не отрицается, хотя такие случаи встречаются не часто. В нашей практике имели место две экспертизы после неудавшихся попыток убийства путем повешения, при этом прекращение «процесса» удалось произвести без чьей-либо помощи самим жертвам. Остановимся на наших наблюдениях.

Случай первый. Гр. П. 42 лет обратился на судебно-медицинский амбулаторный прием для определения степени тяжести вреда здоровью. По словам П. несколько дней назад он удачно продал на рынке мясо. Крупную сумму денег должен был отдать хозяину товара. По дороге домой зашел в пивную и там с незнакомыми ему мужчинами выпил несколько кружек пива. Дома обнаружил, что деньги из кармана исчезли. Явившийся за деньгами хозяин, желая получить деньги за товар, стал его душить. П. пытался обороняться, но вскоре потерял сознание. Очнувшись, увидел, что руки и ноги привязаны к отопительной батарее, а шея – в петле, закрепленная за водопроводную трубу. Тело висело спиной к полу, а ноги упирались в подоконник над батареей. П. удалось развязать руки и затем снять петлю с шеи. В квартире уже не было никого. Медленно, с остановками из-за слабости, дошел до милиции и там рассказал о случившемся. При освидетельствовании жаловался на боль в груди при вдохе, а также при глотании – в горле. Объективно. По границе роста волос на задней поверхности шеи располагалась выраженная странгуляционная борозда длиной 19 см., шириной 0,7 см. Поверхность борозды покрыта красно-коричневой корочкой. Левый конец борозды начинался спереди от верхнего края щитовидного хряща, правый – соответственно от щитовидного хряща справа. Коньюктива резко покрасневшая, покраснение распространялось на белочные оболочки глаз. На коже тыльной поверхности обоих кистей, на лице, на тыльно-боковых поверхностях обоих предплечий в поперечном направлении было обнаружено множество ссадин размерами от 0,4х0,5 до 12х0,8 см. под серо-красной корочкой. В области 5-8 ребер слева имелась припухлость, болезненная при пальпации. Дыхательные движения грудной клетки ослаблены, рентгенографически выявлен закрытый перелом 5-7 ребер.

Случай второй. Гражданка С. 47 лет, будучи парализованной после инсульта на почве гипертонической болезни, около года вынуждена была находиться дома. Практически все время лежала в постели, так как самостоятельно вставать с кровати не могла. У мужа, который за ней ухаживал, неоднократно просила купить в аптеке что-нибудь, чем можно отравиться. Утром одного дня на рассвете неожиданно ощутила у себя на шее веревку. Руки мужа приподняли голову, чтобы вставить ее в петлю. Почувствовать успела только опоясывающую боль в области шеи. Сколько находилась без сознания не помнит, очнулась с петлей из бельевого шнура в правой кисти. После броска шнур на пол не упал, а повис на никелированной спинке кровати. Милицию вызвала медсестра поликлиники, которая пришла соответственно графику навестить больную. При освидетельствовании пострадавшей на дому жалоб не предъявляла, говорила шопотом, при этом указывала рукой на шею. Объективно. Странгуляционная борозда с выраженным рельефом витого шнура. На задней поверхности шеи борозда была наиболее глубокой – в пределах от 0,5 до 0,6 см. По направлению к боковым поверхностям шеи глубина и выраженность борозды уменьшались. Над щитовидным хрящом контуры борозды просматривались по едва заметной темно-коричневой корочке. В белочной оболочке глаз с переходом на коньюктиву имелись различной формы и размеров, но преимущественно округлые темно-красного цвета участки кровоизлияний. Освидетельствуемая имела крайне истощенный вид, через пожелтевшую кожу просматривались выпуклости костей скелета. После происшествия прожила около двух месяцев.

Анализируя приведенные случаи, мы обратили внимание на то обстоятельство, что в обоих случаях повешение было неполное. Локализация петли на шее была выше гортани, а расположение узла петли атипичное – спереди. Согласно данным литературы (Федоров М., Громов А. П.) в случаях повешения с расположением петли выше гортани, а узла петли спереди артериальное давление сразу резко падает, сердцебиение замедляется. После этого адаптации организма способствует восстановление сердцебиения и подъем артериального давления. Сознание у пострадавших сохраняется и в этот момент следуют рефлекторные действия по освобождению от петли. Таким образом возможность самоспасения в процессе развития асфиксии при повешении может завесить от расположения петли на шее – выше гортани. Полагаем, что подобные случаи встречаются чаще, чем известно о них, так как они, обычно, не придаются гласности, а пострадавшие не направляются на судебно-медицинскую экспертизу.

Список литературы

1 В.И.Витер, А.А.Халиков. Судебная медицина в лекциях. – Ижевск. – Уфа: 2007. — C. 27-29.

2 Громов А. П., Капустин А. В. Правила определения степени тяжести телесных повреждений. – C. 86-89.

3 Целибаев Б. А. Обследование лиц, совершивших суицидальную попытку СМЭ. – 1966. — C. 12-14

4 Федоров М. О самоспасении при механической асфиксии. – 1964. – C.17-21

Түйін: Жеке тексерулерді жан-жақты бағалау арқылы, жіпке асылу кезінде жіптің мойынды сығымдау ерекшелігіне қарай адамның өзін-өзі жіптен босату мүмкіндігі көрсетілген.

Түйінді сөздер: Асфиксия, странгуляциялық жүлге, өзін-өзі құтқару

Keywords: asfikation, lopp’s forrow, self-rescue

О ВОЗМОЖНОСТИ САМОСПАСЕНИЯ ПРИ ПОВЕШЕНИИ

Поисковые слова:

  • последствия после повешения
  • потеря сознания при повешении
  • последствия повешения
  • последствия неудачного повешения
  • как спасти повешенного
  • способы повешения
  • повешение последствия
  • последствия суицида через повешение
  • неполное повешение
  • петля для повешения
  • можно ли спасти повешенного
  • боль при повешении
  • повешение без боли
  • сколько живет человек при повешении
  • можно ли спасти человека если он повесился

Добавить комментарий

Закрыть меню