Донской монастырь Москва

Содержание

Донской монастырь

Одна из старейших обителей Москвы, Донской ставропигиальный мужской монастырь, находится недалеко от метро Шаболовская.

Слово «ставропигиальный» значит, что монастырь подчиняется непосредственно патриарху, минуя епархиальные власти.

Основана обитель в 1591 году в память скором «чудесном» отступлении крымского хана Казы Гирея.

Место для монастыря было выбрано не случайно. Когда Казы-Гирей подошел уже совсем близко к Москве, царь Федор Иоаннович приказал совершить крестный ход с Донской иконой вокруг столицы и всю ночь молился перед ней, а затем велел поместить ее в походную церковь русских войск.

По преданию, этой иконой, написанной Феофаном Греком, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году благословлял князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Русские войска победили, и с тех пор икона считалась чудотворной. Враги отступили и на этот раз, а в честь победы на месте русского лагеря был основан монастырь.

К тому времени вокруг Москвы уже были выстроены Новодевичий, Симонов и Андронников монастыри. Донской стал еще одной крепостью, защищавшей подступы к Москве.

Мощные стены и узорчатые башни напоминают Новодевичий монастырь. Возведены они были на средства сына думного дьяка Аверкия Кириллова, впоследствии постригшегося в монахи в Донской монастырь.

Северная стена с надвратной церковью Тихвинской иконы Божьей матери. В Донском монастыре я была в конце апреля, когда листья еще не распустились.

Западная стена с надвратной колокольней и главным входом с воротами, подаренными донскими казаками.

Пятиглавый Большой собор был построен в 1698 году. В соборе сохранился золоченый живописный иконостас. Ранее здесь находилась главная святыня, Донская икона, впоследствии перенесенная в Третьяковскую галерею.

Каждый год 1 сентября икону доставляют из музея в Большой собор, где перед ней совершается литургия при огромном стечении верующих.

Слева от Большого собора – закрытая территория с палатами архимандрита, несколькими небольшими храмами и часовнями.

Монахи у Братской кельи.

Нарядный Малый собор, построенный в 1593 году в честь Донской иконы по приказу Бориса Годунова.

В каждом русском монастыре существовали захоронения. В Донском также есть обширный древний некрополь.

Здесь похоронены философ Петр Чаадаев, историк Ключевский, отец русской авиации Николай Жуковский, архитектор Осип Бове, знаменитая помещица Салтычиха и многочисленные представители русского дворянства: Голицыны, Трубецкие, Нарышкины, Вяземские, Долгоруковы, Глебово-Стрешневы. Также тут находятся могилы дяди и бабушки А.С.Пушкина.

Многие надгробия выполнены известными архитекторами, на некоторых имеются масонские символы.

Акунин в «Кладбищенских историях» написал так: «Если хотите понять и почувствовать Москву, погуляйте по Старому Донскому кладбищу. Если день, погода и ваше душевное состояние окажутся в гармонии с антуражем, вы ощутите себя частицей того, что было прежде, и того, что будет потом.»

За Большим собором — храм Иоанна Лествичника.

Территория у северных стен.

Молодой яблоневый сад:

На восточной стене обители — впечатляющие горельефы Храма Христа Спасителя, снятые с него перед взрывом.

Храм Архангела Михаила – фамильная усыпальница Голицыных.

Часовенка.

У монастырской стены стоит танк «Дмитрий Донской» и другая военная техника. Они оказались тут не случайно. Во время ВОВ на средства верующих была построена колонна из 40 танков, принимавшая участие в обороне Москвы. Уцелевшая техника хранилась в разных военно-исторических музеях, а в 2003 году была передана в дар обители.

Неподалеку монахи устроили огородик.

А еще здесь пекут вкусные пирожки.

За свою историю монастырь многое повидал. В Смутное время его грабили поляки, в 1812 году – французы. Во время Чумного бунта в 1771 году разъяренная толпа растерзала архиепископа Амвросия, пытавшегося здесь укрыться.

В советские годы монастырь не действовал, в нем был открыт Антирелигиозный музей, а затем – музей архитектуры, куда свозили фрагменты разрушенных храмов.

Способы проезда до Донского монастыря

Благодаря удачному расположению, добраться до монастыря можно без труда на любом транспорте.

На метро

Ближайшая к монастырю станция метрополитена — «Шаболовская». Станция входит в структуру Калужско-Рижской линии. На схеме эта линия обозначена оранжевым цветом. От выхода из метро до Донского монастыря менее километра, поэтому проще всего пройти до него пешком примерно десять минут.

Выйдя из метро, поверните направо и по улице Шаболовка пройдите до Донской площади. Это же расстояние можно преодолеть на трамвае. От остановки «Метро Шаболовская» до остановки «Университет дружбы народов» едет трамвай №14.

Чуть дальше от Донского монастыря расположены станции метро «Тульская» (Серпуховско-Тимирязевская линия), «Ленинский проспект» (Калужско-Рижская линия) и «Гагарина» (Кольцевая линия). Но, все же, более удобно добираться до монастыря от станции метро «Шаболовская».

На трамвае

Если вам удобней доехать до монастыря на трамвае, нужно выбрать или №14, или №39. Выйти необходимо на остановке «Университет дружбы народов» и по Донской улице, минуя Донское кладбище, пройти к воротам монастыря.

На автобусе

Если вы выберете этот способ, чтобы приехать в монастырь, вам необходимы автобусы под номерами №111, №196, №М1, №Н1. Выйти нужно на остановке «Улица Стасовой» и по одноименной улице пройти 5 минут пешком до Донской площади, где вы и увидите Донской монастырь.

На троллейбусе

Возможно, вам будет удобнее именно этот транспорт. Тогда вам необходимы троллейбусы №4, №7, №М4, № М4К. Не пропустите остановку «Улица Стасовой». Улица с таким же названием приведет вас прямо к монастырю.

На автомобиле

Выбрав этот способ, стоит учесть загруженность автодорог в центре Москвы. К Донскому монастырю можно подъехать на машине, двигаясь по разным магистралям. Все зависит от того, откуда вы будете выезжать.

Донская площадь расположена между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом. К монастырю ведет Ленинский проспект, улица Шаболовка, Донская улица, улица Серпуховской вал.

С Третьего транспортного кольца необходимо свернуть на Ленинский проспект. Повернув с проспекта на улицу Стасовой и проехав менее километра, вы окажетесь у Донского монастыря.

Двигаясь по Садовому кольцу, не пропустите съезд на улицу Житная. Повернув с нее налево на улицу Мытная, миновав проезд Апакова, поверните на улицу Шаболовка. Далее, свернув на 1-й Донской проезд, вы достигните цели маршрута.

Серпуховской вал и следующая за ним улица Орджоникидзе ведут к Донскому монастырю от Большой Тульской и Люсиновской улиц. Съехав с улицы Орджоникидзе на Донскую улицу, вы окажетесь прямо у монастырских ворот.

Как вы поняли, способов проезда к Донскому монастырю множество. Нужно только выбрать наиболее приемлемый для себя. А посетить Донской монастырь, конечно, стоит.

Если вы поклонник архитектуры, вас обязательно привлекут уникальные по красоте соборы и церкви. Кроме того, в монастырском парке можно полюбоваться на скульптуры, горельефы, житийные иконы.

А если вы относите себя к тафофилам (любителям прогулок по кладбищам), вас наверняка не оставит равнодушным самое старое московское Донское кладбище. Здесь нашли свой последний приют представители знатных русских фамилий, таких, как Трубецкие, Пушкины, Нарышкины, Голицыны.

Здесь похоронен Ключевский, Чаадаев, а также печально известная помещица Дарья Салтыкова. Независимо от того, с какими целями вы приедете в Донской монастырь, посетить его нужно обязательно.

История Донского монастыря

Основателем Донского монастыря считается царь Федор Иванович.

История Донского монастыря берет свое начало со строительства миниатюрного собора, который получил название собора Донской Божией Матери (1591-1593).

Сегодня собор известен как Старый либо Малый Храм, а по внешнему виду напоминает приходскую церковь.

Посвящение собора связывают с периодом боев с татарами, в то время действовала походная церковь, имени Сергия Радонежского. В церкви находилась Донская икона Божией Матери, ее взяли из Благовещенского собора. Существует предание, что эта икона сопровождала Дмитрия Донского в период Куликовской битвы в 1380. Сообщается также, что собор был освящен в честь празднования Похвалы Пресвятой Богородицы, когда и произошла известная Куликовская битва.

Во время Смуты обитель разорили польские войска, после чего она длительное время была в запущенном состоянии. Когда царь Михаил Федорович и Алексей Михайлович восстановили Донской монастырь, он был частью пути царского молебена, через него шел крестный ход в направлении Саввино-Сторожевского монастыря. Благосостояние монастыря было не лучшим до 1670 года.

Состояние изменилось, когда к монастырю приписали рядом расположенные обители:

  • монастырь Шаровкин Успенский калужской епархии,
  • Жиздринский Троицкий монастырь,
  • Тихонова пустынь.

Царевна Екатерина Алексеевна провела реконструкцию в конце XVII в. Крупный храм был освящен в 1698 году, а в период 1686-1711 годы была построена стена с 12 башнями, после чего внешний вид ограды стал схож с Новодевичьим монастырем.

Согласно описи 1739 года Донской монастырь представляет собой крупное хозяйство, во владении имеется значительная территория и множество крепостных душ. В XVIII веке был создан комплекс монастыря, облик которого сохранился до нынешних дней. В 1713-1714 была построена Тихвинская надвратная церковь, колокольня закончена в 1753, она установлена над западными воротами. За пять лет 1745-1750 построили архимандритские покои. Была сооружена духовная семинария, конюшни и другие объекты. В 1780 стена Большого собора оформилась фресками, оформлением занимался итальянец Клаудио.

В 1771 году в результате трагических событий, известных как Чумной бунт, был убит архиепископ Авмросий — он приказал убрать икону от Варварских ворот, а толпа не признала таких действий архиерея и убила его.

В XIX веке монахи основали духовное училище при монастыре, где готовились кандидаты в будущие семинаристы. При монастыре работала иконописная палата им. Селезнева. В этот период расширялся монастырский некрополь. До революции монастырь имел первый класс ставропигиальной обители.

Монастырь после революции

В 1918 году монастырь был закрыт, однако монастырская жизнь не прекращалась до конца 1920-х годов, в 1929 году все монастырские храмы были закрыты для богослужения.

В советское время на территории Донского монастыря находилось хранилище: сюда были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов, а в 1964 году монастырь стал в филиалом Музея архитектуры им. Щусева.

В 1946 году возобновились богослужения в Малом соборе.

В 1991 году монастырь был возвращён церкви.

Башня ограды монастыря

Донской монастырь: место, куда редко заходят туристы

Донской монастырь – тихое место пристанища Донской иконы Божией Матери в центре столицы. Узнать больше об этом паломническом месте Вы сможете из статьи.

1 сентября – день празднования в честь Донской иконы Божией Матери.

Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы. Корреспондент «НС» стала одним из таких любознательных паломников.

Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм – усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря

Две иконы

«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра. Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.

Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь – одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.

Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.

Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.

Некрополь

«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в “Истории” Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».

Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам

Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.

На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:

«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.

От мира и забот его призвал Бог в рай».

Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…

На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.

Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя

В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.

Мой монастырь

Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.

В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору

Святой узник

В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.

В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.

Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.

В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.

В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны

Монастырь в городе

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.

В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.

В ризнице монастыря

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.

«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких “городских” монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское». Сейчас в монастыре планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.

До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).

Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода

В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.

«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».

Екатерина СТЕПАНОВА

Телефон паломнического центра «Одигитрия» при Донском монастыре: 952-02-63

Реквизиты Донского ставропигиального монастыря:

Монастырь
Донской монастырь

Западная стена Донского монастыря, на заднем плане — надвратная колокольня, 2010 год
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. №№: 771420435430006
771440981710006 (ЕГРОКН)
55°42′52″ с. ш. 37°36′07″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Москва, ЮАО, Донской район, Донская площадь, 1
Конфессия православие
Епархия Московская
Тип мужской
Основатель Феодор Иоаннович
Дата основания 1591 год
Наместник епископ Фома (Демчук)
Статус Охраняется государством
Состояние действует
Сайт donskoi.org
Медиафайлы на Викискладе

Донско́й монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в Москве. Был основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея. Монастырь закрыли в 1918-м в связи с изменением государственного строя. Возрождён в 1991 году.

История

XVI—XVII века

Донская икона Божией Матери работы Феофан Грека. Государственная Третьяковская галерея, 1390-е годы

Донской монастырь был основан царём Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий. Название обитель получила в честь Донской иконы Божией Матери, написанной, предположительно, в XIV веке Феофаном Греком. По преданию, этим образом преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву.

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Божией Матери, называемый Старым или Малым. Его выполнили, предположительно, по проекту архитектора Фёдора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трёхступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений.

В Смутное время Малый собор был разграблен, историк Иван Забелин писал об этом времени:

Вскоре после смерти царя Фёдора Иоанновича наступило Смутное время нашей истории, время самозванства и междоцарствования, бедственное для всего государства и, особенно, для Москвы. Тогда престольная почти вся была сожжена и разорена поляками, так что современники очень справедливо обзывали это время — Московскою разрухою. Не избежал злого бедствия и новоучреждённый монастырь, который подвергся общей участи разрушения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нём помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии.

С восхождением на царствование Михаила Фёдоровича обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году её приписали к Андреевскому монастырю. В 1673-м к Малому собору пристроили трапезную часть. Через пять лет, в память о победе над турками под Чигирином, были возведены два придела, увенчанные луковичными главами: южный — в честь преподобного Сергия Радонежского, северный — в память великомученика Фёдора Стратилата. В 1679 году храм расписали изографы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. В 1683-м к Донскому монастырю были приписаны Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий монастыри, а также Тихонова пустынь. В 1687-м в обители восстановили игуменство и изначальную самостоятельность.

Строительство Большого собора началось в 1684 году. В 1686-м он был возведён до глав, но затем работы приостановились из-за Крымского похода и истощения монастырской казны. Второй этап стройки начался через два года и был закончен к 1698-му. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. Резной семиярусный иконостас «фряжского письма» и иконы создавали резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа — Карп Золотарёв, Григорий Махотня, Родион Спиридонов, Андрей Михайлов и другие.

XVIII—XIX века

Донской монастырь в 1883 году Монастырская ограда, 2013 годЗападные ворота и Храм праведников Захарии и Елисаветы, 2013 год

В течение XVIII века сформировался величественный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. В 1714-м над северными вратами обители построили церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году и велось под наблюдением трёх русских зодчих: с 1730 по 1733 год — Пьетро Антонио Трезини, в 1749-м — Дмитрия Ухтомского, достраивал колокольню архитектор Алексей Евлашев в 1750—1753 годах. После окончания работ на неё подняли колокола и установили часы. Через два года по прошению графини Софьи Головиной в ней освятили церковь во имя Захария и Елизаветы. Её устроили в четверике, а в восьмерике были созданы сквозные арки для колоколов. Во втором ярусе находился престол церкви Сергия.

В 1758—1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий. В 1771-м во время Чумного бунта в монастыре погиб архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Опасаясь эпидемии, он приказал убрать от Варварских ворот Китай-города Боголюбскую икону Божией Матери, что привело толпу в ярость, и скрывшегося в монастыре архиепископа убили. Его погребли в Старом Донском соборе.

В 1782—1785 годах итальянский художник Антон Клаудо расписал стены Большого собора евангельскими и библейскими сюжетами. В конце XVIII века внешний облик храма был изменён: надстроили основной объём четверика, скрыли ряды кокошников, кровля получила четырёхскатное завершение. Под шатровой колокольней и в трапезной части основного объёма и приделов были созданы места для погребения настоятелей.

Во время вторжении французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора.

В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию. В монастыре находилась также иконописная палата имени Н. Д. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам.

XX век

В 1914 году на территории Нового Донского кладбища монастыря освятили храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. В 1927-м его преобразовали в крематорий.

После Октябрьской революции, в 1918 году, в связи с изменением государственного строя Донской монастырь, как и многие другие религиозные учреждения, закрыли. С 1922-го в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря содержался под арестом Патриарх Московский и всея Руси Тихон. В декабре 1924 года на него было совершено покушение, во время которого убили его келейника Якова Полозова. Тихон скончался через год, 25 марта, в клинике Бакуниных на Остоженке и был погребён в Малом соборе. Вскоре после ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, в 1925 году, в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория состоялось совещание десятерых архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет», что положило начало григорианскому расколу.

К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929-м музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы — в Российский государственный архив древних актов и Центральный исторический архив Москвы.

В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. В него свезли детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке. В церкви Архангела Михаила, в которой находилась усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры. В 1936-м в обитель привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. Их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967-м.

С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе. Во время хрущевских гонений храм было предложено закрыть, однако митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену удалось его сохранить, объединив с храмом Ризположения на Донской. После этого он стал действовать по праздникам и в дни Великого поста.

Современность

Бронетехника, установленная за входными вратами в 1990-х годах, 2008 год

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы Русской православной церкви. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. Первым наместником назначили архимандрита Агафодора (Маркевича). В том же году в честь 400-летия монастыря в нём состоялся крестный ход во главе с патриархом Алексием II. В феврале 1992-го во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с мощами патриарха Тихона. Его причислили к лику святых, а останки перенесли в раку в Большой собор. В 1998-м возобновили богослужение в храме Серафима Саровского.

В 1990-х годах, по мнению исследователей, исторически сложившийся облик обители был искажён поставленной сразу за входными вратами бронетехникой, уцелевшей в Великой Отечественной войне, и новыми постройками. В конце 1990-х — начале 2000-х годов при наместнике Агафодоре интерьер трапезной Малого собора расписал художник Алексей Россаль-Воронов. За эти росписи художник был удостоен патриаршей награды — медали преподобного Сергия Радонежского.

В 2014—2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объёмов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Фасады окрасили в цвет, обнаруженный при натурном обследовании, воссоздали растёсанные окна XVI века.

  • Горельефы снесённого храма Христа Спасителя, 2011
  • Мелхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями. Скульптор Александр Логановский

  • Встреча Давида, победившего Голиафа. Скульптор Александр Логановский

  • Воин Георгий. Скульптор Николай Рамазанов

  • Мириам, воспевающая победу своего народа над врагами. Скульптор Александр Логановский

  • Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями. Скульптор Александр Логановский

Архитектурный ансамбль

Малый собор, 2011 год Большой собор, 2008 год Храм Иоанна Лествичника, 2010 год Храм праведников Захарии и Елисаветы, 2009 год Церковь Иоанна Златоуста, 2011 год

Малый собор Донской иконы Божией Матери

Древнейший храм-памятник русскому воинству в монастыре, возведённый в формах московской архитектуры XVI века. В первоначальном виде в плане он был почти квадратным, с тремя округлыми апсидами. Его объём завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела — великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили существующей главой. В конце XVII века собор и приделы расписывали мастера Оружейной палаты живописцы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. Под храмом находятся ряд захоронений, среди них — чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина. Основной объём постройки перекрыт трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершающейся куполом на стройном барабане. Реставрационные работы, проведённые в 1950—1952 годах по проекту искусствоведа Николая Соболева, вернули храму первоначальные формы обрамления порталов и окон.

Большой собор Донского монастыря

Является архитектурной доминантой монастыря. Был возведён в 1698 году и освящён митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым). Под алтарём собора в 1712-м имеретинским царём Арчилом был создан придельный храм Сретения Господня — усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов. В 1748 году по чертежу Василия Обухова к собору с юга пристроили двухэтажную ризницу с характерными для того времени барочными наличникам. В 1752-м на вклады купца Кузьмы Замятина в храме были устроены чугунные полы из литых плит с шаблонным орнаментом, которые сохранились до настоящего времени.

Собор лепестковой формы венчают вызолоченные пять глав — большая в центре и четыре вокруг, ориентированные по сторонам света. Основной объём окружён широкой двухъярусной арочной галереей. К ней с запада, севера и юга примыкают три лестничные паперти, выстроенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках.

Восьмиярусный иконостас Большого собора был создан в несколько этапов. В 1695 году Карп Золотарёв создал два нижних ряда, через год Абросим Андреев и Григорий Алексеев воздвигли «апостольский» ярус с резными декорами. В 1699-м иконостас был завершён этими же мастерами. Бо́льшая часть икон относится к XVII веку, за исключением Донской иконы Богоматери — конца XV столетия.

Освящён 18 августа 1991 года.

Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери

Главный вход в церковь расположен напротив Большого собора, с северной стороны ограды. По мнению историка Игоря Грабаря, её архитектором был Иван Зарудный. Выполненная в стиле московское барокко, она имеет звёздообразный план и четыре яруса. Верхний уровень отделён от внутреннего пространства сводами с открытыми арками и предназначен для звонницы. В этом храме было разрешено молиться патриарху Тихону во время заточения. Около паперти сохранилась чугунная кованая решётка начала XVIII века. Иконостас поставлен в 1782 году на средства Аграфены Татищевой.

Храм праведников Захарии и Елисаветы

Первое упоминание об устройстве колокольни относится к марту 1730 года, когда настоятель монастыря архимандрит Илларион (Рогалевский) обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением выделить средств на строительство. К 1753-му были завершены основные работы по отделке проездных ворот, собора и колокольни. В 1755 году в нижнем ярусе колокольни освятили храм во имя праведных Захария и Елизаветы. После разорения монастыря французскими войсками в 1812 году он был упразднён, а в его помещении расположился архив монастыря.

В 1980-е годы Музеем архитектуры была проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный барочный облик XVIII века. В середине 1990-х храм восстановили. Тогда же в проездной арке ворот художница Н. П. Ермакова выполнила росписи с сюжетами из истории монастыря.

Храм преподобного Александра Свирского

Возведён в 1786—1789 годах в честь небесного покровителя графа Николая Зубова. Выполнен в стиле классицизм, фасады украшают пилястры. К 1950-му интерьер был полностью утрачен, его восстановили 1996 году, заново расписав и установив новый иконостас.

Храм преподобного Иоанна Лествичника

Построен в 1898 году в стиле русский историзм на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко. Первоначально это была часовня-усыпальница для его семьи, позже переоборудованная в церковь. С западной части к храму примыкает закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декоративными орнаментами из формового кирпича и лепными деталями. Фасады были отреставрированы в 1989-м, через год восстановили росписи интерьера. В середине 1990-х годов в храме установили новый иконостас.

Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины

Выполнена в византийском стиле по проекту Альфонса Венсана в 1888—1891 годах на средства Е. А. Первушиной, в память мужа Ивана Андреевича, как родовая усыпальница. Возведение храма происходило под руководством архитекторов Владимира Шера, В. П. Гаврилина и М. П. Иванова. В нижнем ярусе в 1897-м освящена придельная церковь великомученицы Екатерины. В 1980-е годы внутри размещались фототека и фонды Музея архитектуры.

Храм преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской

Построен по проекту Зиновия Иванова в 1904 году на Новом кладбище с тремя престолами и звонницей над западным входом. В 1927-м был переделан в крематорий под руководством Дмитрия Осипова.

Храм Георгия Победоносца

Построен в 2000 году, расписан в 2001-м в технике сухой фрески. Представляет собой восьмерик, декорированный плоскими пилястрами. Увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона.

Церковь святителя Тихона, патриарха Всероссийского

Была основана в 1997 году по благословению патриарха Алексия II. Выполнена из кирпича, покрыта кровлей на восемь скатов. Храм увенчан луковичной главой на высоком барабане, декорированном в нижней части кокошниками. Интерьер расписан в 1998-м художницей Н. П. Ермаковой. В цокольной части находится крипта с приделом в честь благоверного князя Вячеслава Чешского.

Церковь Михаила Архангела

Построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806—1809 годах на месте обветшавшей церкви во имя Евфимия Великого, возведённой в 1714-м. Выполнена в стиле русский ампир по проекту Ивана Евготова и представляет собой кубический объём, увенчанный главой на широком барабане. С запада прежнего храма была больница, обращённая при перестройке в трапезную. В 1894 году по проекту архитектора М. П. Иванова к храму пристроили каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов. В ней похоронены участники Отечественной войны 1812-го — князья Дмитрий и Николай Голицыны, Алексей Щербатов. В 1990-х годах была проведена реставрация: раскрыли росписи, в центральном барабане восстановили изображение Христа Пантократора, в простенках окон — изображения ангелов, а на парусах — образы евангелистов.

Церковь в честь князя Александра Невского возведена в 2006 году на месте бывших монастырских огородов. Венчается барабаном и луковичной главой.
Часовня-усыпальница Левченко построена в начале XX века в неорусском стиле по проекту архитектора Романа Клейна.

  • Иконостас Большого собора, 2010 год

  • Иконостас церкви Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины, 1890 год

  • Храм Святителя Тихона, 2010 год

  • Храм Михаила Архангела, 2010 год

  • Мозаичная икона Спасителя у входа в Донской монастырь, 2010 год

Некрополь

Похороны Александра Солженицына, 2008 год Основная статья: Некрополь Донского монастыря

Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели. Уникальным надгробием барочного типа является саркофаг генерал-поручика Александра Брюса. Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом.

К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX столетия. На старом кладбище новые захоронения разрешены лишь в порядке исключения.

В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: Ивана Шмелёва, Антона Деникина, Ивана Ильина, Владимира Каппеля. В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына.

  • Грузинские царские могилы, 1913 год

  • Могила Авдотьи Семеновны Бове, 2013 год

  • Надгробие Матвея Дмитриева-Мамонова, 2013 год

  • Могила Платона Голубкова, 2013 год

  • Могила Василия Иловайского, 2013 год

Служители монастыря

Список настоятелей Архимандриты

  • архимандрит Антоний (Одинович) (7 июля 1689—1705)
  • архимандрит Лаврентий Грузинец (1705—1720)
  • архимандрит Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
  • архимандрит Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728—1732)
  • архимандрит Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
  • архимандрит Иоанн (Козлович) (8 мая 1748—1753)
  • архимандрит Варлаам (Лещевский) (ум. в 1774)
  • архимандрит Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
  • архимандрит Аввакум (Миланкович) (1779 — 1 марта 1792)
  • архимандрит Иакинф (Карпинский) (1795—1797)
  • архимандрит Евлампий (Введенский) (1798—1801)
  • архимандрит Виктор (Антонский-Прокопович) (1801—1809)
  • архимандрит Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
  • архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 27 февраля 1816)
  • архимандрит Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (7 марта 1816 — 15 июля 1817)
  • архимандрит Евгений (Казанцев) (1817—1818)
  • архимандрит Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
  • архиепископ Дионисий (Цветаев) (21 июля 1821—1823)
  • архимандрит Афанасий (Петриев) (1823—1832)
  • архимандрит Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
  • архимандрит Симеон (Авдуловский) (1848 — 21 февраля 1852)
  • архиепископ Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
  • архимандрит Исидор (Борисов) (1899 — 19 октября 1890)
  • епископ Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
  • Иннокентий (Ястребов) (1915—1917)
  • Никон (Пурлевский) (1918—1920)
  • архимандрит Алексий (Палицын) (1922—1924)

Наместники

  • архимандрит Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
  • епископ Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
  • епископ Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
  • епископ Фома (Демчук) (с 26 февраля 2019 года)

Примечания

  1. 1 2 Погосбекян, 1988, с. 5.
  2. 1 2 3 Донской монастырь. Православие.ru. Дата обращения 19 июля 2018.
  3. Вострышев, 2012.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Мудрова, 2010.
  5. 1 2 Донской монастырь. Узнай Москву. Дата обращения 19 июля 2018.
  6. Каршилов, 2012, с. 23.
  7. Никон, 2014, с. 4—5.
  8. Владимирова, 2012, с. 25.
  9. Каршилов, 2012, с. 46.
  10. 1 2 Паламарчук, 1992, с. 244—251.
  11. Кириллова, 2008.
  12. Погосбекян, 1988, с. 8.
  13. Никон, 2014, с. 6.
  14. Кириллова, 2016, с. 35—50.
  15. Каршилов, 2012, с. 31.
  16. Донской монастырь. Moscow.org. Дата обращения 19 июля 2018.
  17. Каршилов, 2012, с. 32.
  18. Архивные материалы о приходе и общине Сретенского монастыря в 1925 году. Православие.ru. Дата обращения 19 июля 2018.
  19. Постернак, 2005, с. 114—132.
  20. Владимирова, 2012, с. 26.
  21. Домбровский, 2007, с. 10.
  22. https://monasterium.ru/publikatsii/stati/obitel-krepost-nekropol-muzey/
  23. Каршилов, 2012, с. 85.
  24. Домбровский, 2007, с. 11.
  25. 1 2 Донской ставропигиальный мужской монастырь. Patriarchia.ru. Дата обращения 19 июля 2018.
  26. Обитель строгого режима. Донской монастырь перестает быть общенародным достоянием. Независимая газета (18 августа 2004). Дата обращения 29 июля 2018. Архивировано 4 июня 2012 года.
  27. Исторический очерк, 1997, с. 15—16.
  28. Паламарчук, 1992, с. 251—253.
  29. Погосбекян, 1988, с. 6.
  30. Каршилов, 2012, с. 43.
  31. Домбровский, 2007, с. 87.
  32. Божутина Т. Д. Сретенский храм Донского монастыря и формирование некрополя грузинских деятелей в Донском монастыре // Россия — Грузия. Диалог культур: Сб. ст. по мат-лам конф. 2013 года и науч. чтений 2014 года, посв. памяти Давида Ильича Арсенишвили. — М.: Музей им. Андрея Рублева, 2015. — (Труды ЦМиАР; т. XI). — С. 143—146. — ISBN 978-5-906538-03-1.
  33. Никон, 2014, с. 8—10.
  34. Каршилов, 2012, с. 47.
  35. Паламарчук, 1992, с. 253—255.
  36. Домбровский, 2007, с. 21.
  37. Погосбекян, 1988, с. 7.
  38. Сорок Сороков АО «Книга и бизнес», 1992
  39. Погосбекян, 1988, с. 9.
  40. Никон, 2014, с. 15.
  41. 1 2 Никон, 2014, с. 16.
  42. Никон, 2014, с. 19.
  43. Никон, 2014, с. 20.
  44. Паламарчук, 1992, с. 257—260.
  45. Никон, 2014, с. 21.
  46. 1 2 Паламарчук, 1992, с. 257—261.
  47. Никон, 2014, с. 23.
  48. Никон, 2014, с. 22.
  49. Домбровский, 2007, с. 15.
  50. Никон, 2014, с. 18—19.
  51. Никон, 2014, с. 24.
  52. Погосбекян, 1988, с. 12—13.
  53. Церемония перезахоронения праха генерала Деникина и философа Ильина. Patriarchia.ru (3 октября 2005). Дата обращения 29 июля 2018.
  54. На могиле генерала Каппеля в Донском монастыре установлен крест. Patriarchia.ru (2007-09-0). Дата обращения 29 июля 2018.
  55. Александр Солженицын похоронен на кладбище Донского монастыря. Православие.ru. Дата обращения 6 августа 2008.
  56. Исидор (Борисов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Литература

Донской монастырь на Викискладе

  • Аренкова Ю., Мехова Г. Донской монастырь. — М.: Искусство, 1970. — 160 с.
  • Артюшенко М. Московский Донской монастырь в Отечественную войну 1812 г. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». — 2016. — С. 35—50.
  • Владимирова Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  • Домбровский И. Некрополь Донского монастыря. — М.: Минувшее, 2007. — 266 с.
  • Донской монастырь: исторический очерк. — М.: Авиаиздат, 1997. — 20 с.
  • Каршилов Е. Донской монастырь. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь УКИНО «Духовное преображение», 2012. — 94 с.
  • Кириллова Г. Сторож-монастырь и его тайны // Московская перспектива. — 2008. — № 62.
  • Мудрова И. Великие монастыри. 100 святынь православия. — М.: Центрполиграф, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-227-02076-5.
  • Никон (Головко), Божутина Т., Стародубцев О. Донской ставропигиальный мужской монастырь. Донской ставропигиальный мужской монастырь: путеводитель. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь, 2014. — 32 с.
  • Погосбекян М. Донской монастырь: (Метод. рекомендации к экскурсии). — М., 1988. — 29 с.
  • Постернак О. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930-е годы // Вест. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2005. — № 4. — С. 114—132.
  • Сорок Сороков. Кремль и монастыри / под ред. П. Паламарчука. — М.: Кром, 1992. — Т. 1. — 415 с.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

VIAF: 150937709 · WorldCat VIAF: 150937709

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Добавить комментарий

Закрыть меню