Александро свирском монастыре

Содержание

История монастыря

Долгая, полная чудесных и трагических страниц летопись Александро-Свирского монастыря началась более 500 лет назад. Эта святая обитель является великим историко-архитектурным памятником XVI-XVII столетий.

Строительство монастыря и его основатель

Создатель и духовный отец Свирского монастыря преподобный Александр родился в середине XV века. С юных лет он решил постричься в монахи, для чего ушел на Валаам, где в возрасте 26 лет принял постриг. Долгие годы преподобный Александр жил отшельником в пещере одного из Валаамских островов и заслужил славу святого человека. В возрасте 37 лет, когда слава его стала ему в тягость, он удалился в лесные массивы на берегу речки Свирь в окрестностях Рощинского озера, где уединенно прожил еще несколько лет.

Но последователи отшельника разыскали его и там. Постепенно рядом с его обиталищем образовалось монашеское поселение. Преподобный Александр указал строить монашеские кельи в удалении от своей обители – на берегу Святого озера. А место своего проживания определил для монашеского кладбища, так называемой отходной пустыни.

Явление Святой Троицы и обретение мощей святого

В одной из молитв преподобного Александра ему явилась Святая Троица. В ознаменование этого чудесного события неподалеку от места явления в монашеском поселении был заложена церковь Святой Троицы. Для ее постройки из столицы были присланы царствующим в те годы Василием III мастера-каменщики и обильные денежные пожертвования. Неподалеку преподобный отец Александр начал строительство каменной трапезной и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которые были воздвигнуты в год его вечного упокоения.

На территории отходной пустыни преподобный отец Александр Свирский повелел возвести в 1533 г. деревянный собор Преображения Господня. Так в начале XVI века был создан Свято-Троицкий монастырь, включающий в себя Троицкую и Преображенскую половины. Почивший в 1533 г. преподобный Александр Свирский был с почестями похоронен у алтаря деревянной Преображенской церкви. Спустя еще 18 лет он был канонизирован, а в 1641 году во время строительства каменного Преображенского монастырского собора состоялось обретение его святых нетленных мощей.

Сразу после обретения святые останки были перенесены в храм св. Николая, сохранившийся после разорения и сожжения монастыря поляками в 1612 году. Через 3 года нетленные мощи в серебряной раке обрели свое место во вновь отстроенном из камня Преображенском соборе монастыря. После октябрьского переворота в 1918 г. святые останки были увезены в качестве экспоната в Военно-медицинскую академию, и только спустя 80 лет были возвращены монастырю. Сейчас святые мощи пребывают в Преображенском соборе и торжественно переносятся крестным ходом в Троицкий собор ежегодно в дни празднования Святой Троицы.

Разорение обители и ее восстановление

За пять веков своего существования Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь пережил периоды расцвета и упадка. В 1581 году произошло первое разорение обители шведами, а в 1612-1613 годах монастырь подвергся захвату поляками и литовцами.

Враги захватили в плен и зверски замучили игумена Паисия, а также 55 монахов и работников, требуя отдать им монастырские ценности и денежные средства, но так ничего и не получили. Были разрушены кельи и служебные постройки, сожжена Преображенская церковь. От огня дала трещину Троицкая церковь, а от храма Покрова Пресвятой Богородицы остались только стены. Жители Александро-Свирского монастыря и соседних обителей вместе с крестьянами встали на защиту своего края и изгнали захватчиков.

Сразу же после изгнания польских захватчиков началось восстановление Александра Свирского монастыря, и уже к 1620 году обитель была восстановлена. После этого Александра Свирского мужской монастырь вступил в пору расцвета. Со временем он объединил вокруг себя 30 обителей и стал настоящим оплотом русского православия, как его тогда именовали – Северной Лаврой.

После революции 1917 года обитель была разгромлена, церковные ценности изъяты. Настоятель монастыря архимандрит Евгений, а также некоторые из монахов и мирян были расстреляны. Мощи преподобного Александра были подвергнуты надругательству, а затем переданы Военно-медицинской академии. Помещения Свирской обители были национализированы, за годы советской власти в них находились детский дом, исправительно-трудовой лагерь, дом инвалидов, сельскохозяйственный техникум, психиатрическая лечебница. Один из корпусов психбольницы и сейчас находится на территории Троицкой части, но в скором времени власти планируют освободить это здание.

В 1997 году началось возрождение обители. Ее новым жителям пришлось много работать, чтобы восстановить все, что было разрушено и пришло в упадок. Знаменательным событием для монастыря стало возвращение святых мощей его основателя преподобного Александра Свирского.

Сегодня Александро-Свирский монастырь является действующим мужским монашеским поселением, открытым для посещения. На его территории действуют пять храмов XVI-XVIII веков, звонница, трапезная, колокольня, монашеские кельи и служебные помещения.

Описание храмов

Культовые сооружения Александро-Свирской обители были возведены в XVI-XVIII столетиях. Все они находятся в хорошем состоянии, некоторые из них сохранили до настоящего времени свой первоначальный внешний облик.

Преображенский монастырь

Преображенская часть монастыря в отдельные периоды истории была известна, как Свирский Преображенский монастырь. Она огорожена стеной, в которой располагаются кельи монахов и служебные помещения. У ее входа имеется Святой источник, над входом расположена Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, внутри двора находятся Преображенский собор, Захариевская церковь, действующая часовня Святой Троицы.

Преображенский собор прп Александра Свирского

Собор Преображения Господня изначально был деревянным, его возведение было завершено в год вечного упокоения преподобного Александра. В 1613 году храм был сожжен польскими захватчиками. На его месте в 1644 году был возведен каменный Преображенский собор, который сохранился до настоящего времени.

За время своего существования этот Свирский храм несколько раз подвергался реконструкциям. В 1716 г. к зданию был пристроен придел преподобного Александра Свирского. В середине ХIХ столетия деревянные перекрытия были заменены стальными, расширены отдельные оконные и дверные ниши. Вскоре было изменено оформление фасада.

В 1900 году к западной стене были пристроены хоры для монахов с точечными деревянными перилами. Спустя 3 года стены храма и придела внутри были украшены настенной живописью. Сейчас собор Преображения Господня представляет собой величественный белый храм с зелеными куполами и тремя старинными фресками, украшающими алтарную часть. Объединенные с собором Захариевский храм и колокольня придают архитектурной композиции особенно торжественный вид.

Церковь святых Захария и Елисаветы

Однокупольная церковь святого Захария и праведной Елисаветы примыкает северным фасадом к Свирскому Преображенскому собору и сообщается с ним посредством сводчатой галереи. Она была возведена в 1668 г. под руководством мастера-зодчего Максима Семенова. Зданию церкви был нанесен серьезный урон в дни пожара 1784 года. Спустя 50 лет церковь была отремонтирована, и ее облик сильно изменился. Только одно окно над дверью южного фасада сохранилось со времен постройки этого храма. Украшающий его наличник с треугольным фронтоном и двумя колонками по бокам дают представление о первоначальном наружном убранстве церкви.

Часовня Святой Троицы

Действующая часовня Святой Троицы размещена у входа во дворе Преображенской части монастыря, слева от ворот. Она была воздвигнута на месте чудесного появления Святой Троицы, явившейся в ответ на молитвы преподобного Александра. Возведена эта часовня во второй половине ХIХ столетия, когда настоятелем Александра Свирского мужского монастыря был архимандрит Павел. Сейчас в этой часовне служатся молебны. Возле часовни можно набрать освященного песка, который имеет целительную силу.

Троицкий монастырь

Троицкая часть Александро-Свирского монастыря на определенных исторических этапах носила название Свирский Троицкий монастырь. Она огорожена монастырской стеной с монашескими кельями. В этой части монастыря сохранились великие архитектурно-исторические памятники XVI века – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также Трапезные палаты.

Троицкий собор

На священном месте, указанном преподобным отцом Александром, в 1508 г. была воздвигнута в честь Святой Троицы бревенчатая церквушка, которая спустя 18 лет была заменена на каменную. После разграбления Свирской обители поляками в 1613 году стены церкви потрескались от огня, спустя семь лет храм был восстановлен. А в 1695 году на том же самом месте был возведен Троицкий собор, который сохранился до настоящего времени. В его строительстве принимали участие костромские мастера каменных дел: Петр Потемкин, Фома Алексеев, Яков Агафонов. В 1698 году состоялось освящение храма Иовом – митрополитом Новгородским.

В 1715 году стены внутри храма были расписаны фресками, над которыми трудилась артель костромских иконописцев, возглавляемая Леонтием Макаровым. В летописях монастыря упомянуты известные иконописцы: Иродион Сергиев, Гаврила Сазонов и другие. Роспись собора осталась в неизменном виде, но в 60-х годах ХХ века фрески отстали от стен, и при восстановлении реставраторам пришлось прибить их особыми гвоздями. Сохранился до настоящего времени и иконостас с иконами XVII столетия. Сейчас Свято-Троицкий собор – это белый четырехстолпный одноглавый храм с серебряным куполом, опоясанный галереей на высоком подклете. Внутрь храма ведет крутая лестница.

Церковь Покрова Святой Богородицы

Одним из первых храмов, возведенных в Свирском монастыре, была кирпичная церковь Покрова Святой Богородицы. Ее постройка вместе с трапезной была заложена еще в годы жития преподобного отца Олександра, а завершена была в 1533 году. В ее постройке активное участие принимали члены общины, а руководил ими мастер-зодчий Игнатий, присланный царем из Москвы.

В 1613 году церковь Покрова Святой Богородицы весьма сильно пострадала от польских захватчиков, от нее остался только фундамент и часть стен. Уже через 7 лет храм был восстановлен, и сейчас он является самым старым культовым сооружением Свято-Троицкого монастыря.

Изящное белое здание храма Покрова Святой Богородицы увенчано устремляющимся в небо куполом. К нему примыкают Трапезные палаты примерно тех же лет постройки, украшенные колокольней и двумя башенками. Рядом расположена трехъярусная звонница, привлекающая внимание тремя зелеными куполами, которая была возведена в 1640-х годах. Церковь Покрова Святой Богородицы и Трапезные палаты вместе со звонницей создают органичный архитектурный ансамбль, являющийся одним из древнейших памятников русского православия.

Церковь преподобного Иоанна Дамаскина

Неподалеку от Троицкого собора возвышается однокупольное просторное здание церкви преподобного Иоанна Дамаскина. Первоначально она была возведена в 1716 г. в честь святого Иоанна Дамаскина, ее второе название – больничная церковь. Первое здание этого храма было полностью разрушено в лихие времена, и в 1896 г. церковь была отстроена заново по инициативе настоятеля Агафангела и благодаря щедрым мирским пожертвованиям Свирскому монастырю.

Подворье в Санкт-Петербурге

Монастырь Александра Свирского владел немалым количеством земель, деревень и пустошей. В XVIII веке к нему были приписаны около 30 монастырей, его называли Северной Лаврой. Имелись у него также подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Белозерске, Олонце. На данный момент мужской монастырь располагает подворьем в Санкт-Петербурге – храмом Рождества Христова.

Историческое здание подворья Александра Свирского монастыря при власти большевиков было национализировано и передано туберкулезному диспансеру. В 90-х годах ХХ века Свято-Троицкому монастырю для размещения подворья были выделены складские здания издательства Ленкниги, находящиеся на пустыре вблизи Дальневосточного проспекта. Один из этих складов был перестроен в храм. Над входом была достроена колокольня, задняя стена была переделана в алтарную часть. В церкви Рождества Христова проходят службы, рядом располагается кладбище.

История

Основатель монастыря

Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г. в небольшом селе Мандера на реке Ояти в Новгородской области. Родители его — Стефан и Васса — были небогатыми, но благочестивыми крестьянами, которые назвали сына Амосом и дали ему христианское воспитание. Он рано узнал о Валаамском монастыре, часто размышлял о нем и однажды встретился с несколькими иноками этой обители. Воодушевленный беседой с ними, Амос решил посетить «Северный Афон». Перейдя реку Свирь, он шел по берегу обширного Рощинского озера и вдруг услышал таинственный голос, возвестивший ему, что в будущем на этом месте он создаст обитель. Когда же Амос пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александра в 1474 г. Было ему тогда 26 лет.

Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос, который сказал: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное тебе место, на нем же возможеши спастися». Так будущий святой вспомнил указанное ему место на юго-востоке, на берегу реки Свири. Это случилось в 1485 г. Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, а «зелием здесь растущим». Однажды мимо хижины св. Александра проезжал на охоту местный боярин Андрей Завалишин, и от него люди впоследствии и узнали о том, что здесь поселился новый благочестивый пустынник. Постепенно вокруг хижины прп. Александра начала складываться обитель, а слава о прозорливости и врачевании недугов телесных и духовных ее настоятелем облетела вскоре все окрестные земли. Народ же еще при жизни называл Александра Свирского не иначе, как святым.

Явление Святой Троицы

На 23-м году поселения преподобного в пустыни произошло событие, навсегда вошедшее в анналы церковной истории. Как и боголюбивого Авраама — Патриарха Старого завета, прп. Александра Свирского, посетила Божественная Троица. В храме явился преподобному большой свет, и Александр увидел трех мужей, сошедших к нему. Из их уст святой услышал повеление: «Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы».

На месте явление прп. Александру Святой Троицы — величайшего духовного события — встречи человека с Богом, впоследствии была воздвигнута часовня, и это святое на русской земле место на многие годы стало предметом поклонения паломников. И ныне забирают они с собой с этой освященной земли песочек как благословение Божие, чтобы рассыпать его крестом на родных могилах, освятить им свои земельные участки.

Обретение мощей святого

За год до своей кончины преподобный призвал к себе всю братию и назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них в игумены. Скончался прп. Александр 30 августа 1533 г., 85 лет от рождения, и согласно предсмертному его завещанию был погребен близ церкви Преображения Господня по правую сторону от алтаря. В 1547 г. Александр Свирский был причислен к лику святых.

Нетленные и чудотворные мощи святого преподобного Александра Свирского

По прошествии 107 лет и 7 месяцев со дня кончины прп. Александра, а именно в апреле 1641 г., игумен Свирского монастыря Авраамий с братией, намереваясь строить над его могилой каменную церковь согласно царскому повелению, разобрали ветхую церковь во имя преподобного, где находилась и гробница, поставленная над его телом. Когда копали ров для восточной стороны церкви, лопата одного из монахов неожиданно ударилась о крышку гроба. О находке доложили игумену, и он, собрав всю братию, поспешил осмотреть гроб. Лишь только открыли верхнюю доску гроба, как вдруг по воздуху разлилось благоухание; одежды на лежащем в гробе — мантия и схима — были целы, тут же лежал и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим, и из-под покрывавшей лицо материи была видна часть бороды. Это были мощи прп. Александра. Игумен тотчас же велел сделать новый гроб и после переложения в него святых мощей перенес их в храм Святого Николая.

Вскоре игумен послал монахов с донесением об этом событии митрополиту Новгородскому Афонию, а тот в свою очередь сообщил известие царю Михаилу Федоровичу. В 1644 г. святые мощи были переложены в драгоценную раку, пожертвованную монастырю по личному распоряжению царя. <p style=»text-align:justify»>С тех пор Свирская Свято-Троицкая обитель, имея в себе такое драгоценное сокровище, при своем высоком религиозно-нравственном авторитете и строгом исполнении церковных уставов становится воистину духовным центром всего Северо-Запада России. Монастырю подчиняются многие обители Олонецкого края, основанные учениками прп. Александра, здесь открывается Духовная семинария, на протяжении десятков лет в монастыре размещалась архиепископская кафедра. Богатейшее архивохранилище обители привлекло к ней множество исследователей русской истории.

Разорение монастыря

Но вот наступила страшная эпоха революций и Гражданской войны. На Севере России власть большевиков установилась в январе 1918 г., а до этого политическое руководство осуществляли эсеры и меньшевики. В то время при Свято-Троицкой обители действовал так называемый «Союз охраны церквей и часовен» — общественно-религиозная организация, призванная спасти от поругания православные святыни. Для расследования его деятельности в апреле 1918 г. в монастырь был послан отряд из 50 человек, в задачу которых входил арест руководителей «Союза…». Настоятель обители архимандрит Евгений был арестован 30 сентября 1918 г. в Олонецкой ЧК, куда он был вызван повесткой.

Мощи прп. Александра Свирского вскоре были вывезены большевиками в город Лодейное Поле, после чего началась целая кампания по их сокрытию от верующих. Обнаруженные в наши дни архивные материалы свидетельствуют, что в 1919 г. рака с мощами была отправлена в Петроград. При этом было инсценировано уничтожение лжемощей при свидетелях специально для того, чтобы поползли слухи. Подлинные же останки прп. Александра были переданы в ведение Наркомздрава. Единственным фундаментальным анатомическим музеем Петрограда в те годы был музей Военно-Медицинской академии. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии ВМА, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в обширных каталогах музея. Такое положение «экспоната» в подобном музее было явлением исключительным, и сделано это было явно для сокрытия мощей. Вероятно, тут действовала не только злая воля большевистского руководства, но и добрая воля завкафедрой В.Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником» и вполне мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли их враги.

Новое обретение мощей святого

Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили церковные власти в наши дни, привели их участников в декабре 1997 г. в стены Военно-Медицинской академии. После этого началась долгая процедура освидетельствования, которая должна была выяснить, является ли обнаруженный «анатомический экспонат» подлинными мощами прп. Александра Свирского.

Первое, что сразу же отмели ученые, — это версию об искусственной мумификации тела. Акт освидетельствования, однозначно говорящий о естественной мумификации, подписан ведущими специалистами ВМА. Объем этого исследования занял 45 страниц машинописного текста, а общий его вывод гласит — обследуемое тело, без сомнения, является мощами св. Александра Свирского. 30 июля 1998 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения верующим.

Однако вернемся к истории монастыря. Что же произошло с ним после того, как святые мощи были увезены из обители. Как известно, весь этот северный край страны был превращен большевиками в огромный концлагерь, а знаменитая «Северная Фиваида» (так называли монастырь историки Церкви) была осквернена и подверглась поруганию. Но она же и получила при этом великое посвящение — стать одной из русских Голгоф! «Свирьлаг» — такой адрес мы встречаем на письмах многих известных и безвестных заключенных ГУЛАГА. Один из них — знаменитый философ А.Ф. Лосев.

Восстановление обители

Когда в 1997 г. было получено благословение на возрождение монастыря, он предстал перед его новыми обитателями в мерзости запустения. Однако это не привело их в уныние. Сразу же закипела работа, и за короткий срок были полностью восстановлены внешний вид Преображенского собора, внутреннее убранство храма святых Захария и Елизаветы, часовня на месте видения прп. Александру Святой Троицы, а также один из братских корпусов. 22 сентября 1998 г. монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

23 ноября 1998 г. мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Тысячи паломников буквально со всего света притекают в эту отдаленную обитель. Многие из них удостаиваются видеть чудо мироточения из мощей святого ноги и руки преподобного открыты, а полное нетление тела является величайшее редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, даже лицо святого узнаваемо по древним иконописным изображениям.

При изучении же исторических документов была обнаружена тесная связь молитвенного предстательства прп. Александра с историческими судьбами России. Молитвенником за царей называли его в прежние времена. И ныне узел русской истории завязан здесь, в далеком от шумных городов поселке Свирское, среди лесов и озер, где лишь однажды в новозаветные времена явилась человеку Святая Троица.

Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

Современное состояние

Когда в 1997 г. было получено благословение на возрождение монастыря, он предстал перед его новыми обитателями в мерзости запустения. Однако это не привело их в уныние. Сразу же закипела работа, и за короткий срок были полностью восстановлены внешний вид Преображенского собора, внутреннее убранство храма святых Захария и Елизаветы, часовня на месте видения прп. Александру Святой Троицы, а также один из братских корпусов. 22 сентября 1998 г. монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

23 ноября 1998 г. мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Тысячи паломников буквально ее всего света притекают в эту отдаленную обитель. Многие из них удостаиваются видеть чудо мироточения из мощей святого ноги и руки преподобного открыты, а полное нетление тела является величайшее редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, даже лицо святого узнаваемо по древним иконописным изображениям.

Храмы

План-схема монастыря

Александро-Свирский Преображенский монастырь

Полностью передан Русской Православной Церкви и уже частично восстановлен. Белеют свежепокрашенные стены нарядного пятиглавого каменного Преображенского собора. Но храм пока молчит, еще не завершен дорогостоящий ремонт внутри. Службы совершаются в небольшой церкви во имя святых и праведных Захария и Елизаветы. Здесь под массивным сводом церковного нефа в скромной деревянной раке помещены обретенные в 1999 г. мощи прп. Александра Свирского, источающие благоуханное миро. Когда-то рака для них была специально изготовлена из чистого серебра, и лучшие петербургские мастера украсили ее крышку чеканными изображениями жития святого. Она исчезла, когда монастырь был полностью разграблен в годы советской власти, а в 1918 г. в числе первых были поруганы мощи св. Александра Свирского, тоже исчезнувшие из обители на долгих почти восемь десятилетий.

Преображенский собор с приделом преп. Александра Свирского

Построен в 1644 году.

Построена в 1685 году.

Часовня Святой Живоначальной Троицы

Построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.

Александро-Свирский Троицкий монастырь

Остается по-прежнему собственностью государства. Каменный, кубовый, светлый и праздничный Троицкий собор, украшенный одной главкой, опоясан мощными стенами бывшего братского корпуса, в котором до сих пор расположена психиатрическая больница. Это впечатляющее своей массивностью каре.

Монахини соседнего Покрово-Тервенического монастыря пишут для монастыря иконы. Они не повторяют старые образцы иконописи, украшавшие когда-то этот древний монастырь-крепость. Это уже почти невозможно сделать, сказали в обители. Поэтому небольшой храм святых и праведных Захария и Елизаветы окрашен в цвета тихой красоты неброского северного лета. Бледный голубовато-зеленый с фиолетовыми вкраплениями цветочный орнамент вьется по его белым стенам. На таком же прозрачном голубом фоне изображены и лики святых. Кажется, что весь храм утопает в небесной лазури, струящейся отовсюду к мощам великого подвижника.

Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 году, на месте деревянной церкви, выстроенной преподобным Александром ещё в 1509 году.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Место явления Богородицы и молитвенных подвигов преподобного. Церковь выполнена в Новгородском стиле, вместе с трапезной и звонницей.

Церковь преп. Иоанна Дамаскина

Построена в 1718 году.

Пантелеимоновский скит (Феодоровская пустынь)

Обустроен в 1910-х при архимандрите Евгении в 2 км северо-западнее монастырских построек, на Феодоровском острове у западного берега Рощинского озера, где в начале XIX в. некоторое время жил схимонах Феодор (+1822), ученик Паисия Величковского. В середине ХХ в. постройки разобраны. Восстановлена в 2000-х.

Храм Рождества Христова, Челиева пер., дом 10.

Телефоны: (812) 446-91-92, 446-77-91.

Другие подворья

>Святыни

Мощи св. Александра Свирского, копия Туринской плащаницы, частицы мощей святых, святой источник.

Паломнику

Время посещения монастыря

Монастырские ворота открываются в 6:00 (Вс. и Пн. — 8:00) и закрываются по окончании вечернего богослужения, примерно в 20:00. В это время вход на территорию обители и на богослужения свободный для всех при условии соблюдения тишины и приличия.

Осмотр внутреннего устроения храмов экскурсионными группами паломников и туристов возможен только во внебогослужебное время и ограничен внутренним распорядком жизни монастыря. В указанные часы вход в храм, где находятся св. мощи прп. Александра Свирского, неограничен:

Пн. — Сб. — с 10:00 до 17:00

Вс. — с 12:00 до 17:00

Правила поведения на территории монастыря

1. Монастырь является закрытой религиозной организацией, и время его посещения ограничено внутренним распорядком жизни монастыря.

2. Посетители должны иметь уважение к монастырю и не позволять небрежного, непочтительного отношения к братии и труженикам обители.

3. Руководителям групп необходимо заблаговременно (минимум за 1 неделю) присылать в монастырь прошение на имя настоятеля для получения благословения на посещение монастыря и ознакомление с его святынями. В прошении следует указать дату, время посещения, и ориентировочное число посетителей. Заявку можно отправлять по факсу (81364) 44-544. В исключительном случае заявка может быть устной – при предварительном посещении монастыря или по тел:(81364) 44-402, но не позднее, чем за 1 неделю до посещения.

4. Руководителям групп заранее надо предусматривать время, необходимое для осмотра и ознакомления их группой с архитектурой и историей монастыря, — не менее 40 мин. (оптимальное время: 1 — 1,5 ч.). В это время входит посещение не только Преображенского, но и неотъемлемого от монастыря Троицкого комплекса.

5. В монастыре имеется миссионерский отдел, который ведет миссионерско-просветительскую деятельность, знакомя посетителей монастыря с историей Александро-Свирского монастыря, житием прп. Александра Свирского, монашеским общежитием. В состав миссионерского отдела входят как монашествующие насельники монастыря, так и прихожане, находящиеся на послушании.

6. По благословению Настоятеля монастыря, сопровождение групп паломников или туристов по территории монастыря и ознакомление с его святынями проводятся только представителями миссионерского отдела обители. Без сопровождающего представителя монастыря хождение туристских и паломнических групп по монастырю запрещено.

7. На входе в монастырь прибывающих встречает дежурный привратник и выясняет цель посещения. Туристические и паломнические группы посетителей впускаются по предварительной договоренности с монастырем. По приезде, группы останавливаются перед входом в монастырь, руководитель группы сообщает о прибытии и цели посещения уполномоченному представителю монастыря.

8. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается.

9. Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны уместно отключать.

10. Необходимо соблюдать чистоту в монастыре и на всей прилегающей к нему территории (в том числе на берегу озер). Мусор оставлять в специально устроенных мусоросборниках.

11. Форма одежды должна быть приличной: одежда должна быть закрытой, неуместны шорты, бриджи, не принято в монастырях быть женщинам в брюках, коротких юбках и с непокрытой головой.

12. Руководители обязаны заблаговременно ознакомить свои группы с правилами поведения на территории монастыря и несут ответственность за соблюдение правил в течение всего времени пребывания групп в монастыре.

13. В связи с внутренним распорядком обители прием групп без предварительного согласования может быть ограничен.

14. При неоднократном посещении необходимо предоставлять монастырю предварительный график посещения монастыря на весь период посещения.

Добавить комментарий

Закрыть меню